-–убрики

 -÷итатник

¬инсент ¬ан √ог (1853-1890) - (0)

ј »« ЌјЎ≈√ќ ќ Ќј... ¬инсент ¬иллем ¬ан √ог (1853-1890) Window in the Bataille Restaurant, 188...

—авелий —орин (1878 - 1953) - (0)

—авелий јбрамович —орин - выдающийс€ портретист и график.   ...

“алантливые живописцы германского ренессанса - (0)

јльбрехт ƒюрер   ѕраздник венков из роз. ћасло, тополева€ доска (1506)  ...

Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. - (0)

’удожник Ѕогданов-Ѕельский Ќиколай ѕетрович. „асть- 7. Ќиколай ѕетрович Ѕогданов-Ѕель...

ян —тен - (0)

ћаурицхЄйс открыл картину голландского живописца «олотого века яна —тена. ќсме€ние —амсо...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50636

≈лизавета Ќиколаевна ¬одовозова (1844 - 1923)

ѕонедельник, 17 јвгуста 2015 г. 16:59 + в цитатник

   ≈лизавета Ќиколаевна ÷евловска€ родилась в семье помещика в ѕоречье —моленской губернии. ¬месте с матерью переехала в ѕетербург, где по ходатайству д€ди - генерала ».—. √анецкого была зачислена в —мольный институт за казенный счет.

   ≈лизавета Ќиколаевна окончила —мольный институт (1862), где с 1859 занималась у знаменитого педагога-реформатора  . ƒ. ”шинского, общение с которым сформировало ее жизненные и политические взгл€ды. ¬ том же 1862 вышла замуж за преподавател€ —молного института ¬асили€ »вановича ¬одовозова. ќна и муж были в центре либерального движени€ шестидес€тников, за что не раз подвергались гонени€м со стороны правительства.

  ѕосле замужества вместе с мужем изучала школы и детские сады в Ѕрюсселе, посетила всемирную выставку в Ћондоне, побывала в Ўвейцарии и ѕариже. ¬ конце €нвар€ 1863 родилс€с€ сын ћихаил.

   ¬ 1863 ¬одовозова дебютировала статьЄй «„то мешает женщине быть самосто€тельной?», написанной по поводу романа Ќ. √. „ернышевского «„то делать?". ¬ этой работе высказала свои взгл€ды на женскую эмансипацию.  

    "Ќаконец-то женщина €вилась так, как ей должно быть, не рабой-труженицей, а независимой помощницей своего мужа." √лавное место в статье было отведено резкой критики системы женского воспитани€ в –оссии, которое "не только не приготовл€ет к самосто€тельному труду, но и убивает и самую мысль о нем."

   ¬ 1886 ¬одовозов был уволен из гимназии. — разгромом народнического движени€ ¬одовозовым было запрещено преподавать в государственных образовательных учреждени€х. —емь€ очень нуждалась, второй сын был очень болезненным ребенком, и много денег уходило на врачей и лекарства. ≈лизавета Ќиколаевна и ¬асилий »ванович возложили свои надежды на литературно-педагогичеќна невесело засме€лась. - я кино недавно смотрела про ≈лизавету - 22 ƒекабр€ 2013 - Blog - Softrusскую де€тельность.   

  — 1870 ¬одовозова сотрудничает в педагогических издани€х "ƒетское чтение", "Ќародна€ школа", "√олос учител€". ¬ 1871 вышел ее труд «”мственное развитие детей от первого по€влени€ сознани€ до восьмилетнего возраста» основой дошкольного воспитани€ предлагала сделать народные песни, игры, сказки. ќдна из основных педагогических идей ≈лизаветы Ќиколаевны заключалась в том, что образовательные материалы должны быть максимально приближены к реальной жизни.   
 ¬ первой части книги "Ќа заре жизни" автор очень подробно и интересно рассказывает о жизни своей семьи и жизни других мелкопоместных двор€н в глубокой российской провинции. ¬ третьей части речь идет о ее увлечении либеральными иде€ми, знакомстве с шестидес€тниками, воплощавшими их, и трудной жизни в услови€х посто€нного сопротивлени€ власт€м.
  ћуж ¬одовозовой с 1872 по 1875 посто€нно был в разъездах, посеща€ страны ≈вропы с целью изучени€ методов преподавани€ в школах и детских садах и педагогической литературы, а также руководил педагогическими курсами в  остраме, ќренбурге. ¬семи своими проблемами, радост€ми, наблюдени€ми в поездках он делилс€ со своей женой в письмах. Ёти письма свидетельствуют о большой духовной близости между супругами на прот€жении всей их совместной жизни.

  — 1875 выходит пользующа€с€ большой известностью работа  ≈лизавета ¬одовозовой "∆изнь европейских народов".
  — 1883 года муж ¬одовозовой перестает издавать отдельные книги, у него ухудшаетс€ здоровье. ¬ыход€т в свет его прежние произведени€, редкие статьи и несколько сказок. ¬асилий »ванович умер от рака желудка и пищевода 17 ма€ 1886 года. ѕохоронили его на —моленском кладбище р€дом со старшим сыном, умершим в 16 лет от туберкулеза в 1879.
   ¬ 1887 году на писательницу обрушилось новое горе - арест и ссылка сына ¬асили€. „ерез год подобна€ судьба постигла и младшего сына Ќикола€. ќба они были участниками студенческого и революционного движени€.
  —пуст€ два года после смерти мужа ≈лизавета Ќиколаевна выходит замуж за его ученика и близкого друга историка ¬асили€ »вановича —емевского - крупный ученый, профессиональный историк, общественный де€тель, докторска€ диссертаци€ по истории кресть€нства, он первым проанализировал взгл€ды на кресть€нский вопрос петрашевцев и других участников освободительного движени€ 19 века. явл€лс€ основателем журнала и редактором журнала "√олос минувшего", один из создателей “рудовой народно-социалистической партии и член ее ÷ .
  ¬ 1896 ≈лизавета Ќиколаевна похоронила младшего сына, известного на то врем€ публициста. 

  ≈лизавета  ¬одовозова пережила и второго мужа. —емевский умер в сент€бре 1916 года, похоронен на Ћитераторских мостках ¬олковского кладбища.

   —вою жизнь и воспоминани€ об ”шинском, ¬одовозове, —емевском ≈лизавета Ќиколаевна описала в мемуарах. ќна до конца своих дней сохран€ла €сность мысли и творческие силы. ¬ последние годы, прожитые ею уже при —оветской власти, ≈лизавета Ќиколаевна сокрушалась, что не может наблюдать в широком объеме современную жизнь, о которой необходимо все записать. —овсем незадолго до смерти она опубликовала последнюю главу своих воспоминаний "∆итейские невзгоды".
  ѕубликаци€ по€вилась в €нварской выпуске журнала "√олос минувшего" за 1923.
ј уже в следующем номере этого журнала была напечатан некролог ≈лизаветы Ќиколаевны ¬одовозовой.

≈лизавета ¬одовозова



 
Ќа заре жизни и другие воспоминани€:  нига 1 нига 2»стори€ одного детства.

 

      „то дают человеку хвойные деревь€

      ќт хвойных деревьев человеку так много удовольстви€ и выгоды, что их не мешало бы больше разводить и лучше предохран€ть от врагов.

       огда идет рубка хвойных деревьев, множество работников толпитс€ в лесу. ќгромна€ куча этих деревьев уже свалена у опушки леса. ќдин кресть€нин разрубает дерево, на короткие бревна, складывает их в телегу и отсылает продавать в город дл€ топки печей. ƒругие работники кладут целые стволы на двуколки и отправл€ют к плотнику, который употребл€ет их на разные постройки или распиливает на доски, а потом стругает, чтобы сделать гладкими, дл€ обшивки дерев€нных стен и домов. «еленые хвои идут туда, где нужно что-нибудь предохранить от порчи. Ќесет ли торговка на рынок продавать дичь, она, если врем€ жаркое, всунет в клюв тетерке целый пучок зеленых иголок; покойник ли в доме, — пол устилают ветв€ми ели. —основые иглы употребл€ют также дл€ приготовлени€ особой, так называемой, сосновой шерсти, из которой в€жут чулки, ткут материю дл€ кофт, фуфаек и рубашек; доктора прописывают их тем, кто страдает устарелой простудой, колоть€ми, ревматизмом и другими болезн€ми. ¬етви хвойных деревьев нередко служат дл€ скота вместо соломы.

      ¬ неурожайные годы, обыкновенно, не хватает соломы на подстилку рогатому скоту; тогда режут концы ветвей вместе с зелеными хво€ми и устилают этим хлева и сараи. Ќо сама€ главна€ услуга, которую оказывают люд€м ель и сосна, состоит в том, что оба дерева дают много смолы. ...  „то дают человеку хвойные деревь€

       огда летом ласточка влетит к вам в открытое окно, поймайте ее и возьмите в руки на несколько минут, чтобы хорошенько ее разгл€деть: ласточка никогда почти не может привыкнуть к неволе, и в клетке скоро умирает.

      Ћасточка бодра€, красива€ птичка, с длинными крыль€ми, с выемкой на конце хвоста, с синевато-черною, блест€щею спинкою, с желтоватою грудью и буро-красным лбом и горлом. ѕерь€ у неЄ всегда прибраны, всегда она чиста, весела. Ћетает она так ловко и красиво, что в этом едва ли может сравнитьс€ с нею кака€-нибудь друга€ птица. ќна носитс€, как стрела, делает всевозможные повороты, огибает углы, пролетает чрез небольшие отверсти€, поднимаетс€ так высоко, что совсем исчезает в облаках, спускаетс€ до самой земли, кувыркаетс€ в воздухе. ќна может делать решительно всЄ во врем€ своего полета и быстрых передвижений. Ќа лету она схватывает мух, комаров, шмелей и разных мошек, на лету купаетс€ в воде, отр€хивает перь€ и приводит их в пор€док, на лету она поет и играет. ¬прочем, иногда она садитс€ на какой-нибудь забор, на крышу дома; сидит, греетс€ на солнышке и поет. –анним утром, на рассвете, когда в деревн€х еще спит вс€ домашн€€ птица и ни откуда не слышно ни одного звука, ласточка перва€ начинает утреннюю песню. ...   Ћасточка

¬ лошади дл€ кресть€нина всЄ его богатство; нет еЄ у него, — он нищий, а у кого их две или три, того в деревне считают богачом. Ћошадь — перва€ помощница кресть€нина в т€желых деревенских трудах, кормилица всей его семьи. –аннею весною, прежде чем начинаютс€ полевые работы, кресть€нин обстраиваетс€ или чинит свою старую постройку: лошадь возит доски, бревна, кирпичи, камни, коль€ и другие т€жести. Ћетом и осенью она помогает ему решительно во всем: вывозит навоз в поле, свозит хлеб на гумно; сено высохло — отвезет его в сарай. «имою она возит дрова из лесу, хлеб на мельницу; покончены эти домашние работы, и кресть€нин вместе с нею нанимаетс€ в город воду возить или перетаскивать какие-нибудь т€жести. ќдним словом, лошадь вместе с кресть€нином круглый год в посто€нной работе.

      Ћошадь такое смирное животное, так прив€зываетс€ к хоз€ину и ко всей его семье, что в деревн€х 6-7-ми летние мальчики смело управл€ют ею и часто сами работают с нею. ≈сли ребенка прельстит показавша€с€ на ветке векша или он, своими зоркими глазенками завидит в густой траве беленькие ушки зайчика и пуститс€ его ловить, и то не беда.  онь идет, куда надо, сам завернет на свой двор, подойдет к хлеву и остановитс€ там, где выгребают навоз. –аспр€гают ли лошадь, она понимает и это, и тут стараетс€ помочь хоз€ину: поворачиваетс€ то одной, то другой стороной подаетс€ вперед, п€титс€, вынимает голову из хомута; разнузданна€, она сама идет в свое стойло. ...  Ћошадь

 

    Ќет у Ќасти больше удовольстви€, как сидеть на дворе среди птиц и домашних животных.

      –одители Ќасти — простые кресть€не: летом, с раннего утра, отправл€€сь на работу в поле, они оставл€ют п€тилетнюю девочку под присмотром ћаши, своей одиннадцатилетней дочери. Ќо ћаше некогда возитьс€ с сестренкой: ей нужно дров натаскать, печку затопить, чтобы приготовить обед на всю семью, горшки да плошки перемыть, избу прибрать, полуторогодовалого братишку н€нчить, которого ей приходитс€ в люльке качать и на руках таскать. √де же ей тут еще с Ќастей возитьс€? ¬с€ еЄ забота о сестре ограничиваетс€ тем, что она, между делом, выбегает на крылечко, чтобы окликнуть девочку, посмотреть, не далеко ли та от избы отбежала, не зате€ла ли игры близ колодца или канавы, а еще чаще, чтобы сунуть ей в руку ломоть хлеба или что-нибудь съестное.

      — Ќаст€! Ќаст€! √де ты? Ѕери скорее лепешку с картофелем, да смотри у мен€, — сама ешь. ¬сем по одной лепешке сжарила. ѕтицам раздашь, так до вечера ничего не получишь.

      Ќаст€ прекрасно знала, что это не пуста€ угроза, но что же ей делать, когда, лишь только она уселась на крылечко, к ней наседка с цыпл€тами подбежала… ћожет ли она отказать крошечным, бесперым птенчикам?  ак прогнать их в ту минуту, когда они так умильно на нее погл€дывают, забега€ то с той, то с другой стороны, тереб€т ее за рубашонку, за прот€нутые, босые ножки? ќна очень экономно отщипывает от лепешки по маленькой, маленькой крошке и бросает то направо, то налево.

      — Ѕудет, будет… всем дала… ј тебе так и два раза! — отмахивалась она толстой ручонкой от цыпленка постарше, который продолжал назойливо теребить ее. ...

Ќаст€

–убрики:  ѕисатели и книги/19 век
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



ампель   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 17 јвгуста 2015 г. 22:07 (ссылка)
¬одовозова(1844 - 1923) -исправь,“омочка, а то попали годы еЄ супруга.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 18 јвгуста 2015 г. 17:10ссылка
—пасибо, ќл€! я исправила. Ќе знаю, как € умудрилась ей годы ¬асили€ »вановича приписать
ќрли44   обратитьс€ по имени ¬торник, 18 јвгуста 2015 г. 01:21 (ссылка)
ƒобрый день “омочка.Ѕлагодарю за чудный рассказ.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 18 јвгуста 2015 г. 17:12ссылка
—пасибо, —ветлана, за участие!
ќрли44   обратитьс€ по имени ¬торник, 18 јвгуста 2015 г. 18:01 (ссылка)
“омаовс€нка,
Ќастроени€ солнечного
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
alyonabat61   обратитьс€ по имени —реда, 19 јвгуста 2015 г. 12:38 (ссылка)
Ќеординарна€ женщина, неординарна€ судьба... ћного дано, но и много вз€то.  ак тут не вспомнить - "за всЄ в жизни надо платить"
—пасибо, “омочка! ј то теперь у нас всЄ больше известны модели, предпринимательницы разной руки, "рублевские жены" и иже с ними...

ј насчет еЄ идей о дошкольном образовании (на основе народного творчества, близости к реальной жизни) - они воплощены в наших российских методиках.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 20 јвгуста 2015 г. 20:33ссылка
  сожалению, јлЄна, от всего воплощЄнного мало что осталось... ќчень сильна€ женщина ≈лизавета Ќиколаевна, двух мужей похоронила, сыновей. Ќе приведи, √осподи!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени —реда, 19 јвгуста 2015 г. 20:08 (ссылка)
—пасибо, “амара, за интересное сообщение о талантливой женщине. „итала о ней впервые.


ѕоздравлени€ с яблочным —пасом~яблочный —пас 2015
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 20 јвгуста 2015 г. 20:36ссылка
—пасибо, —веточка за поздравление! ≈щЄ один —пас впереди, у нас уже похолодало
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку