-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в nashatanja

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Холистика

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.07.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 1188


Без заголовка

Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 01:05 + в цитатник
Цитата сообщения макошь311 В ПОМОЩЬ НАЧИНАЮЩИМ ЙОГАМ… И НЕ ТОЛЬКО

Как ни банально это звучит, но у каждого развивающегося - свой Путь.
 
И многие в наше время выбирают йогу - систему знаний или, лучше сказать, образ жизни, позволяющий совершенствоваться как телесно, так и духовно. 
 
 Думаю, пытающимся перейти с осмысления внешних моментов практики йоги к практике осознания будет интересно взглянуть на этот текст. 

О ЧЕМ МОЛЧАТ ИНСТРУКТОРЫ… ИЛИ ПРАКТИКА 24 ЧАСА

Начало

Давайте попробуем начать чтение этой статьи с опыта. Да, Вашего личного опыта, как результата произведенных Вами каких-либо действий. Получение опыта, естественно, невозможно без наблюдения и сравнения того, что было в начале какого-либо действия и того, что мы приняли за завершение этого действия.

Итак, обратим внимание, в каком положении находится Ваш позвоночный столб, в момент прочтения этих строк, является ли он действительно столбом, или, если позволите, опорой для конструкции Вашего тела.

Попробуйте, пожалуйста, опереться на Ваш позвоночник – во-первых, самим же позвоночником - отстраивая позвонок за позвонком, делая каждый нижележащий опорой для вышележащего.    

Расслабьте глаза, веки, мышцы вокруг рта и глаз, губы, пальцы рук и ног, плечевой пояс, таз. Подтяните подбородок к шее, контролируя движение так, чтобы кончик носа не опускался вниз и не задирался вверх. Вытяните точку основания черепа, что позволит зафиксировать положение головы и верхней части позвоночного столба в натянутом состоянии.

Закройте глаза и почувствуйте свое внутреннее состояние, понаблюдайте за ним. (Какое-то время посидите так, с закрытыми глазами, а затем продолжим чтение статьи…)

Еще раз попробуйте почувствовать своим вниманием пальцы рук и ног, ладони и стопы, линию позвоночника. Теперь переводим внимание на кончик носа, не открывая глаз, и пытаемся почувствовать свое присутствие в этой области. Дальше опять наблюдаем за состоянием в руках и ногах и постепенно уводим внимание к позвоночнику.

Заметили ли Вы отличия в состоянии своего тела? Мы сейчас наблюдаем только за изменением ощущений в теле в виде наличия напряжения в каких-то его областях, за рефлекторным возникновением этих ощущений как реакции на увеличение концентрации внимания на кончике носа.

Приоткрываем глаза и продолжаем чувствовать кончик носа, усиливая концентрацию взглядом двух глаз. Наблюдаем за собой, что изменилось в первую очередь в физическом теле, затем в психике. Далее, добавляем ощущение дыхания, то есть – движение воздуха, через пазухи носа. Наблюдаем за активизацией нервных окончаний крыльев носа, внутри пазух, движением внутренних кольцевых мышц носа. Вы уже закрыли глаза? Если да, пожалуйста, откройте и сравните свои ощущения: закрытые – открытые глаза. Что Вы чувствуете?

Опыт

А теперь скажите – это Ваш личный опыт? Или Вы уже успели подключить идеологическое обоснование и попытались дать объяснения всему проделанному с позиции Вашего нынешнего мировоззрения, личной практики.

Интересно, если Вы реально получили из этого свой опыт. Если же упорно вспоминаете какие-то тексты, слова одного из Ваших Гуру – скорее всего, опыт в большей степени сбежал от Вас, и сила внушения Вашего Гуру или автоматических реакций оказалась выше ваших исследовательских возможностей. Понаблюдайте за этим.

Механизмы

Так часто случается, что когда предлагают попробовать выполнить какую-либо технику и говорят об ее эффекте, например, «это поможет от гриппа», происходит следующее: у наиболее способных грипп быстро проходит; у тех, кто не очень, проходит со временем (причем в прямой зависимости от количества повторений этой техники); а другие, не справившиеся, пойдут к другому гуру, который вполне может дать задание делать все наоборот: «я знаю лучше, моя семейная традиция круче» - и будет тот же эффект, как у первых и вторых, но другим методом.

Здесь играет роль, главным образом то, насколько первые, вторые и третьи поверили и сконцентрировались на предоставленных им техниках. Сила внушения велика. И все инструкторы, «гуры» и прочие «преподы», независимо от того, понимают они этот механизм или не очень, этим пользуются в той или иной степени. И эта степень зависит, в первую очередь, от их осмысления этичности этих моментов. Но главное не это (если считать, что основное внушение великой Махамайи - мировой иллюзии - поглощает нас каждую секунду), а их зрелость понимания и осознанность выбора.

Можно двигаться в сторону замещения одной иллюзии новыми, или пойти по пути получения реального опыта от выполнения конкретных действий. Идеологическая подоплека и манипулирование во все времена позволяли брать контроль над неокрепшими умами, сильно желающими что-нибудь совершить.

Так устроено наше сознание, что когда мы концентрируем внимание в определенной области на ощущении холода - начинаем чувствовать холод, когда на ощущении жара – жар, все зависит от силы концентрации, которая развивается тренировкой и умением отключиться от всего остального.

Эксперимент

Итак, возвращаемся к опыту с кончиком носа, позвоночником и дыханием, но постараемся не комментировать, не объяснять для себя своих действий. Не ждать, не описывать, не интерпретировать промелькнувший в голове результат (так ошибается современная наука, когда результаты каждого эксперимента подгоняются под годами вынашиваемую идею). От нас требуется так мало – наблюдать, используя как объект наблюдения наше тело (на начальном этапе), а затем и собственную психику, когда реакции тела начинают отражать процессы высшей нервной деятельности.

Поиск

Что здесь интересно – сам факт наблюдения за процессами именно в своем теле, завязанными на нашу физиологию – дыхание, пространственное положение тела, напряжение/расслабление определенных его участков, сжатие/растяжение, гравитационное воздействие, точки-области контакта с другими предметами, поверхностями. Органы восприятия (внимание) направлены внутрь, и мы наблюдаем, как всем тем, что дано нам в ощущении, мы реагируем на то или иное действие, изменение внешней среды, психологической атмосферы, учимся получать реальный опыт и отличать его от уже полученных нами внушений. Занятие весьма и весьма интересное.

Постепенно переосмыслению, на основе независимого опыта, подвергаются все наши физиологические процессы, а потом можно перенести опыт наблюдения с момента выполнения определенных техник на любой процесс жизнедеятельности. К примеру, принимается решение: с этого дня мытье посуды становится для меня практикой йоги (возникла идея карма-йоги? – задушите её, просто мойте посуду, освободитесь от карма-йоги и любых слов, мойте и наблюдайте (а вот сейчас, если возник Ошо, с «Виджнянана Бхайрава Тантрой» - освободитесь, пожалуйста, и от этого)). Возможно, большинству значительно проще будет делать асаны и наблюдать в них за рефлекторными напряжениями в теле (в специально отведенном месте, в специально отведенное время).

Еще раз про механизмы

Представьте, что Вы опаздываете на самолёт, чувство страха и неуверенности съедает и раздирает Вас. Ваши пальцы и лицевые мышцы начинают непроизвольно двигаться, Вы как-то с этим боретесь, не очень задумываясь как, главное чтобы не было заметно окружающим. Вспомните - это было всегда – у доски, когда не выучили урок или что-то сделали не так и чувствуете свою вину. Представьте, что Ваш инструктор йоги попросил провести за него занятие. Попытайтесь вспомнить, как Вы себя ведете, что делает Ваше тело, когда вы ссоритесь, в гневе или обижаетесь (мимика, наклон головы, жестикуляция.

Пронаблюдаете, как это происходит у других людей. Если Вы еще не выбросили телевизор – понаблюдайте, как отрабатывают такие роли актеры в художественных фильмах, сериалах). Вот отныне полигон Вашей практики йоги. Вы наблюдатель и исследователь в одном лице, просьба не путать.

Исследователь страстно и пылко бросается в океан ваших жизненных страстей и обычных повседневных дел, он не спасается бегством, не огораживается забором от своих трудностей – наша жизнь становится интересной. Утром на коврике выполняем асаны, пранаямы, мудры. Мы открываем в себе новые рефлекторные напряжения, зажимы, блоки, трудно проходимые зоны и пробуем их расслабить.

Расслабляем, а потом в течение остального дня наблюдаем, как они реагируют на разные жизненные обстоятельства. Исследователь в процессе, наблюдатель на вершине, откуда все видно. Благодаря «великой иллюзии» ситуации в нашей жизни повторяются, имеют циклический характер – это само время. Но с каждым разом наблюдателя в каждой критической ситуации становится больше – опаздываем на самолет, едем в метро, - наблюдаем, какие группы мышц передают напряжения центральной нервной системы – расслабляем их. Один раз вспомнили об этом, а в другой раз забыли (до наблюдателя так и не дошло).

В какой-то из очередных разов после их расслабления становится очевидно – что-то ушло. То, что мешало и создавало сопротивление внутренней среды. Нет, это не один из методов современной психотерапии, хотя методы психотерапии способны дать такой же эффект. Это результат занятий йогой. Вы учитесь получать опыт и сохранять его для себя, транслируя в другие жизненные ситуации и, в результате…

Осознанность

…вы учитесь уходить от возможности манипулирования Вами другими людьми на основе искусной идеологии. Ваши слабости превращаются в наиболее сильные черты Вашего характера. В системе Сознание–Материя (Пуруша-Пракрити) роль сознания заметно увеличивается, причем не за счёт ущемления интересов материи. При развитии восприятия мы учимся чувствовать все более тонкие из процессов, происходящих в материи.

Через изучение и наблюдение тонких физиологических реакций пробуем приблизиться к процессам, происходящим в сознании. А сознание сделать структурно отстроенным, наполненным и в то же время – пустотным… Со временем это приводит к пониманию того, что все процессы происходят в сознании, а материя – это просто хаос, где все постоянно меняется, и удержаться не за что, а эту работу по удержанию мира от распада выполняет наше внимание.

В итоге, изучая процессы, которые происходят в материи в отраженном виде, как проекции, мы начинаем понимать организацию сознания. Мгновенное осознание всего доступного для объема восприятия пространства – внешнего и внутреннего - может произойти, например, за счет внешнего воздействия – по воле опытного гуру, на семинарах, ритритах. Но если к этому моменту не обретена внутренняя опора, хаос в физиологической системе не даст удержаться на новой ступени восприятия, и неизбежен откат на прежние позиции. Источником поддержки нового состояния могут служить группы людей, места силы, реализованные личности.

Но это – внешние источники. Они могут помочь для осознания, что такое состояние – возможно, обозначить направление движения, дать начальный импульс. Далее мы можем интенсивным внутренним усилием добиваться повторного возникновения объемного осознавания, до тех пор, пока оно не распространится на весь процесс жизни. На первых порах – наяву. Ну, а далее никто не мешает продолжать наблюдать остаточные импульсы дневной активности в начальной фазе сна. В режиме затухания дневного сознания идет усвоение нового опыта.

Когда новый опыт накоплен и усвоен, собственно сновидение становится таким же наблюдаемым объектом, как и обычная дневная жизнь (помните задание о мытье посуды?). Все успокаивается, и исследователю более нечего исследовать, наблюдатель проявляется в чистом виде, включая и сон без сновидений.

Начало координат

Начало любого осознавания начинается организацией внутреннего и внешнего пространства. Очень важно не то, какие конкретные техники мы делаем и как их делаем, а чем заполняем свою жизнь в целом (включая и внешнее и внутреннее - тогда все техники укладываются на свои места и не тянут на себя личное пространство и время).

Для организации пространства нужно определиться с точкой отсчета (точка 0.0.0. по всем осям координат в области нашего понимания или мироощущения). Это подобно поиску выхода из тёмной комнаты. Или мы забиваемся в угол и начинаем дрожать, а потом уходим от страха в собственные мечтания, или принимаем  ответственность и начинаем поиск. Первое время безрезультатно мечемся по комнате, наталкиваясь на стены и роняя предметы, затем принимаем нынешнее положение за точку отсчета и начинаем от нее движение, отсчитывая шаги и фиксируя направление, чтобы потом можно было вернуться в начало, и постепенно освоить все свободное пространство.

В конце концов мы отыскиваем спрятанный выход (за пределами линейности нашего восприятия). Попадая в новое пространство, в очередной раз теряемся, но вспоминаем наш опыт (по выходу из темной комнаты) и приступаем к его активному использованию. Мы создаем новое описание, новый мир, в котором живем. Таким образом, мы учимся организовывать пространство, и мир, теряя свою хаотичность, становится частью нашего сознания.

Заключение

Что же у нас реально имеется для осознавания самих же себя? Проверим наличие. Наши мысли? Чьи-то чужие, или идеи, которые движут нами... Наши чувства, эмоции или ощущения? Но, в конечном счете все, что мы думаем, ощущаем, чувствуем может оказаться, в один момент, не нашим, а наведенным: просто нас так научили, мы бы рады, да не умеем по-другому, не знаем как… Так откуда же может взяться это непростое знание? Кто же нас ему научит? Когда же появится тот, кто заставит нас измениться? Кто научит нас никому не верить и учиться у первого встречного?

Финал

Как таковой отсутствует. Прямых пояснений, скорее всего, не будет и ощущения завершенности не наступит. .....

источник

Рубрики:  саморазвитие

макошь311   обратиться по имени Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 10:37 (ссылка)
благодарю за цитирование...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку