-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MZero

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Ссылочки_малятам О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 1640


Морис Равель:Хореографическая симфония "Дафнис и Хлоя."Балет Монте-Карло.

Понедельник, 26 Августа 2013 г. 14:10 + в цитатник
Цитата сообщения Вечная_Музыка



Тангейзер:Посмотрите этот современный  вариант знаменитого балета М.Фокина на музыку Мориса Равеля в исполнении балета Монте-Карло.

Балет в постановке Жана-Кристофа Майо существенно отличается от постановки Михаила Фокина. Прежде всего это современное видение музыки Мориса Равеля. Жан-Кристоф Майо поставил балет в форме Pas de quatre, что само по себе интересно. Прекрасное художественное оформление спектакля создаёт иллюзию постоянного движения и вместе с тем целостности, происходящего на сцене действа.До встречи...

Леон Бакст. «Дафнис и Хлоя»

Балет на музыку Мориса Равеля в одном акте, трех картинах. Либретто М. Фокина.

Действующие лица:

  • Хлоя, пастушка
  • Дафнис, пастух
  • Ламон, старый пастух
  • Даркон, волопас
  • Ликейон
  • Бриксис, предводитель пиратов
  • Пан, козлоногий бог
  • Три нимфы
  • Пираты, вакханки, сатиры

Действие происходит в Греции в мифологические времена.

История создания

В одном из писем Равеля весны 1910 года есть такие строки: «Дафнис» продвигается не особенно быстро. (Неизвестно, что-то еще эти русские с ним сделают!) И не из-за того, что я мало работаю. Я корплю над ним каждый день с самого утра...» Речь идет о музыке балета «Дафнис и Хлоя», который был заказан композитору Дягилевым — организатором знаменитых Русских сезонов в Париже, поразивших публику не только мастерством труппы, собранной из лучших артистов московского и петербургского балета, но и изысканностью постановок, оформленных знаменитыми художниками. Работавшие с ним хореографы создавали совершенно новую балетную эстетику. Музыка обычных балетов совершенно не подходила для нее, поэтому использовались оркестровые сочинения или их части (Вебер в оркестровке Берлиоза, части «Шехеразады» Римского-Корсакова и др.). Инициативный, не останавливавшийся перед расходами, Дягилев решил заказывать музыку композиторам, которых считал способными воплотить волнующие его творческие задачи. Привлек его и Равель, которому решено было заказать музыку балета на античный сюжет по либретто, написанному хореографом М. Фокиным (1880—1942) на основе романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

Лонг, якобы родившийся на греческом острове Лесбос, — фигура загадочная. Неизвестны годы его жизни. Некоторые исследователи относят его к III веку, другие пишут, что он жил с середины IV по V век. Иные и вовсе считают, что такого писателя не существовало, а имя Лонг — всего лишь псевдоним, под которым скрывается подлинный автор. Роман «Дафнис и Хлоя» был широко известен в Италии в эпоху Возрождения. На французском языке он был впервые опубликован в 1778 году. Это поэтичная история о влюбленных пастухе и пастушке, которым покровительствуют одушевленные силы природы. Возможно, на выбор сюжета повлияло то, что Дягилев восхищался «Сильвией» Делиба, написанной на сюжет, во многом сходный с пасторалью Тассо «Аминта».

Морис Равель / Maurice Ravel

В истории создания балета много разночтений. Равель в автобиографии пишет, что первые эскизы им были созданы в 1907 году. С этим спорит его биограф и друг Ролан-Манюэль, который считает, что начало работы следует датировать 1909-м. Летом 1909 года Фокин, тогда уже широко известный балетмейстер, постановщик многих спектаклей, прославивших труппу Дягилева, в одном из интервью сообщил, что Дебюсси и Равель сочиняют балеты для Русских сезонов, причем Равель пишет на собственный сюжет. Однако в написанных много позднее воспоминаниях тот же Фокин пишет, что в 1910 году «Дягилев спросил, нет ли у меня либретто для нового балета, который можно было бы приготовить для следующего сезона, я рассказал балет «Дафнис и Хлоя». Ему, и особенно Баксту, либретто очень понравилось. Дягилев предложил новую музыку написать Равелю». В то же время Л. Бакст, художник, взявшийся за оформление спектакля, уже летом 1909 года писал: «Дягилев мне заказывает на будущий сезон балет «Дафнис и Хлоя» <...> и мы с Равелем уже составили интересное либретто». В справочной литературе автором либретто назван Фокин, причем замысел балета датируется 1904 годом.

Равель восхищался многими произведениями русских композиторов, которые прозвучали в Париже благодаря Дягилеву. Огромное впечатление произвел на него и русский балет. Поэтому предложение работать для русской труппы он принял с энтузиазмом. Музыка «Дафниса и Хлои» была закончена летом 1910 года. Фокин воплотил в пластике линии древнегреческих барельефов, а наряду с ними использовал угловатые архаичные движения (Даркон), показал дикие пляски пиратов, неистовую вакханалию. Премьера балета состоялась в парижском театре Шатле 8 июня 1912 года, дирижировал П. Монте. Партии исполняли прославленные русские артисты В. Нижинский и Т. Карсавина. Несмотря на это, балет имел весьма средний успех. Впоследствии балет был поставлен на многих сценах мира разными балетмейстерами.

Сюжет

Дафнис и Хлоя пасут свое стадо. С другими пастухами они приносят дары изваяниям трех нимф, высящимся над гротом в священной роще. Дафнис и Хлоя прекраснее всех, и пастушка пытаются соблазнить девушки, а юноши ухаживают за Хлоей. В обоих это вызывает ревность. Особенно сильна она у Дафниса, который видит, как Хлою хочет поцеловать волопас Даркон. Девушки подбивают Даркона соревноваться с Дафнисом в танце. Дафнис одерживает верх, и Хлоя целует победителя. Все расходятся, Дафнис ложится на землю. Влюбленная в него Ликейон пользуется одиночеством пастушка, чтобы соблазнить его, но он остается равнодушным. В досаде Ликейон убегает, а тишина рощи нарушается криками и звоном оружия: через лес бегут пираты. Они похищают девушек, грабят и убивают мужчин. Дафнис бросается на поиски Хлои, которая ищет защиты у трех нимф. Пираты хватают Хлою, и прибежавший на крики Дафнис видит лишь обрывки ее одежды. В мольбах он падает к подножию нимф. Они спускаются с пьедестала и призывают Пана. Бог является Дафнису.

В разбойничьем стане пир по случаю богатой добычи. Идет дележ. Самая прекрасная добыча — пастушка Хлоя. Бриксис заставляет ее танцевать со связанными руками, под ударами бичей. Несчастная молит Пана о спасении, и бог насылает на пиратов панический ужас. С Хлои спадают узы, на ее голове, как знак покровительства Пана, появляется сосновый венок. Она возносит Пану благодарственные моления.

«Тишина, нарушаемая лишь журчанием ручейков росы, стекающих со скал... Постепенно рассветает» (Равель). Дафнис приходит в чувство перед гротом нимф. Друзья приводят спасенную Хлою. Старый Ламон соединяет Дафниса и Хлою, они клянутся вечно любить друг друга. Ламон рассказывает легенду о Пане и нимфе Сиринкс, превратившейся в тростник, из которого Пан сделал свою флейту. Он играет на флейте, а Дафнис и Хлоя танцем передают содержание мифа о боге и убегающей от него нимфе.

Музыка

Равель назвал «Дафниса и Хлою» хореографической симфонией. «Это произведение построено симфонически, по строгому тональному плану на нескольких темах, развитием которых достигается единство целого»,— читаем в одном из его писем. В партитуре балета пластичность и танцевальность органично сочетаются с непрерывностью развития. Музыка «Дафниса и Хлои» отличается сдержанной страстностью, роднящей ее с романтическими произведениями, яркостью гармонических красок, разнообразием и изяществом оркестровых средств. Значительную роль играет при этом особая краска — хор, поющий с закрытым ртом.

Л. Михеева http://www.belcanto.ru/ballet_daphnis.html

Серия сообщений "Великие балеты":
Часть 1 - Игорь Стравинский дирижирует Стравинским:Сюита из балета "Жар-птица"
Часть 2 - Адольф Адан:День памяти.Балет "Жизель".( Рудольф Нуриев.1979).
...
Часть 7 - Мастера советского балета в фильме "Шопениана"(1958 г.)
Часть 8 - Рассказы о музыке:"Познер". Интервью с Родионом Щедриным (16.12.2012) + Майя Плисецкая в "Кармен-сюите"
Часть 9 - Морис Равель:Хореографическая симфония "Дафнис и Хлоя."Балет Монте-Карло.

Серия сообщений "Balet":
Часть 1 - Околобалетные новости:Суд удовлетворил иск Н.Цискаридзе к театру лишь частично
Часть 2 - Новости балета:Диана Вишнева об открытии новой сцены Мариинки
...
Часть 41 - Клод Дебюсси:Избранные сочинения в исполнении Николая Луганского, Николая Петрова и Александра Гиндина,Н.Цискаридзе и Илзе Лиепы
Часть 42 - Рассказы о музыке:"Познер". Интервью с Родионом Щедриным (16.12.2012) + Майя Плисецкая в "Кармен-сюите"
Часть 43 - Морис Равель:Хореографическая симфония "Дафнис и Хлоя."Балет Монте-Карло.

Серия сообщений "Хореографы":
Часть 1 - Хореограф Борис Эйфман в программе Сати Спиваковой...
Часть 2 - Борис Эйфман: Гранд Балет Гала, 2008
Часть 3 - Морис Равель:Хореографическая симфония "Дафнис и Хлоя."Балет Монте-Карло.
Рубрики:  БАЛЕТ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку