![]() |
|
Это блог, посвящен темам:Политика, Право/Экономика, История, Культура и искусство
Более подробно ознакомиться с содержанием блога можно здесь Кроме того, публикуются мультимедиа материалы, так или иначе связанные с тематикой блога, или просто заинтересовавшие автора.
Обновления публикуются, как правило, ежедневно. Публикуются как новости, так и аналитические статьи.
Блог рассчитан на людей, "изуродованных" интеллектом. Комментарии приветствуются, если они не носят оскорбительный характер, не пропагандируют религиозную и этническую вражду.
Приятного чтения! |
|
|
розничная сеть «Холлфудс» хвалит себя на Интернет-форумах и ругает конкурентов |
|
|
В Испании суд лишил отца права на посещение живущего с матерью 10-летнего сына. |
|
|
мужчина из центра страны, покусал сына-младенца |
|
|
благодаря анализу ДНК обвинения в изнасиловании сняты с 50-летнего Энтони Капоцци |
|
|
Известная французская сеть гипермапркетов «Карфур» оштрафована на 2 млн. евро |
|
|
бывшая секретарша компании «Кока-кола», обвинялась в краже нескольких секретных докум |
|
|
доноры спермы в США теперь могут быть признаны законными отцами |
|
|
священнослужитель стал виновником ДТП |
|
|
Группа филологов выдвинула новую жалобу в отношении токийского градоначальника |
|
|
Парижский суд приговорил к штрафу организацию «Актаб», выступающую за права сексуальн |
|
|
В Нигерии объявлена амнистия заключенным преклонного возраста |
|
|
Верховный суд Калифорнии разрешил гомосексуалистам жениться |

Верховный суд Калифорнии в среду, 4 июня, признал, что запрет на однополые браки противоречит конституции штата. Это решение вступает в силу 16 июня в 17:00. Таким образом, уже утром 17 мая гомосексуалисты смогут заключить официальный брак на территории Калифорнии, отмечает Reuters.
Суд уже принимал аналогичное решение 15 мая, но инициативная общественная группа попросила отложить вступление этого решения в законную силу до ноября, когда планировалось провести референдум по вопросу об однополых браках. Городской прокурор Сан-Франциско Деннис Херрера (Dennis Herrera) заявил, что "откладывать реализацию конституционных прав на основании политических спекуляций было бы беспрецедентным решением".
Глен Лейви (Glen Lavy), один из лидеров движения против легализации однополых браков в Калифорнии, назвал "вопиющим" тот факт, что суд отказался дождаться волеизъявления жителей штата. Различные опросы показывают, что население штата примерно поровну делится на сторонников и противников легализации однополых браков.
До сих пор единственным штатом, в котором были легализованы однополые браки, был Массачусетс, но там это распространяется только на местных гомосексуалистов. В Калифорнии такого ограничения не существует.
|
Метки: новости |
Без заголовка |
| АВТОРСКИЕ ТЕГИ: | ТЕГИ КАТЕГОРИЙ: | Теги комментариев: |
|
the_author |
the_category the_category_ID (Deprecated) the_category_head (Deprecated) single_cat_title category_description list_cats wp_list_cats dropdown_cats get_category_parents the_category_rss |
comment_ID comments_link comments_popup_script comments_popup_link comments_number comment_author comment_author_email comment_author_url comment_author_email_link comment_author_url_link comment_author_IP comment_author_link comment_type comment_text comment_excerpt comment_date comment_time comments_rss_link comment_author_rss comment_text_rss comment_link_rss permalink_comments_rss |
| Теги даты и времени: | Общие теги: | Теги ссылок: |
| the_date the_date_xml the_time get_the_time single_month_title the_weekday (Deprecated) the_weekday_date (Deprecated) |
bloginfo bloginfo_rss wp_title get_archives wp_get_archives get_calendar wp_list_pages wp_loginout wp_register query_posts |
edit_post_link edit_comment_link posts_nav_link link_pages wp_link_pages get_year_link get_month_link get_day_link |
| Теги управления ссылками: | Теги постоянных ссылок: | Теги сообщений: |
| get_links_list get_links wp_get_links get_linksbyname wp_get_linksbyname |
the_permalink permalink_anchor get_permalink permalink_single_rss |
the_ID the_title single_post_title the_content the_excerpt previous_post next_post the_meta the_title_rss the_content_rss the_excerpt_rss |
Для более подробной информации по тегам и шаблонам WordPress смотрите Кодекс:
codex wordpress
|
|
Ждет ли Землю судьба Фаэтона ?.. |
Исследователи выдвигают самые разнообразные теории. Часто, привлекая мифы древних народов, Блаватскую, и прочую оккультную братию. Иногда, это звучит смешно, иногда, интересно. В данном случае, автор пытается опровергнуть современные теории движения материков. Суть гипотезы: не было никакого “дрейфа” полюсов, а было их вращение вокруг некоей оси.
источник: http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/535.html
критика: http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/5762.html
© А.Скляров
Знания, которыми обладали наши древние предки тысячелетия назад, способны порой настолько поражать своей глубиной, точностью и достоверностью, что невольно начинаешь сомневаться в господствующей точке зрения о довольно примитивном уровне развития общества на заре цивилизации. Чего стоят познания древних, например, в астрономии, позволявшие им вычислять заранее время солнечных и лунных затмений, появление над горизонтом тех или иных звезд и планет и т.п. Нельзя не восхищаться точностью календаря древних майя, которая превосходит современный календарь. Или, скажем, тем фактом, что в основе китайской системы гадания в течении как минимум пяти тысяч лет лежит двоичная система счисления, нашедшая практическое применение в нашем обществе лишь с приходом вычислительной техники, работа которой основана на использовании именно этой системы (подробнее - см. работу автора “Математические загадки “Книги перемен””). И даже самые общие выводы древних об основах нашего мироздания все чаще находят отражение в сугубо научных областях: теоретической физике, космологии, физике микромира...
|
|
Наша Украина. |
|
|
Терафлоповая пустота |
Номер 3: Хакер-вечности однажды изменит весь мир.
Номер 1: Хакер-вечности его просто взломает.
Номер 3: Кто придумал этот мир? Он весь больной и неправильный.
Номер 1: Будто его кто-то когда-то поломал.
«Пленный»
Эффект Лемминга
Наш лемминг – это не седовласый профессор кибернетики, а грызун обитающий в тундре. В отличие от однофамильца, зверёк успел прославиться на весь мир – кто не знает об удивительной манере леммингов собираться в гигантские стаи и путешествовать по тундре в поисках корма? Когда на пути грызунов встречаются естественные препятствия, они бесстрашно, один за другим, преодолевают его по трупам товарищей. Или не преодолевают, если перед животными раскинулось бескрайнее море.
|
|
Новые эмоциональные технологии |
Что чувствует компьютер, когда его апгрейдят? Когда выключают из сети, отсоединяют провода, вытаскивают те или иные микросхемы, заменяя их потом другими? Когда то, что он считал своими сильными сторонами - красивую графику, вычислительную мощь, емкие диски, и т.д. - вдруг перестает функционировать.
Siberian tiger
Сначала компьютеры выиграли у нас в интеллектуальные шахматы.
И все принялись пугать друг друга «терминаторами».
Затем яйцеголовые учёные предсказали победу сборной роботов над сборной людей в чемпионате мира по футболу 2050 года.
И все принялись пугать друг друга «терминаторами».
Потом компьютеры научились общаться и понимать язык людей.
И никто особо не испугался.
Человек всегда знал, что делает его человеком – способность к самовыражению, творчеству. Культура, искусство, письменность – это краеугольные грани нашей цивилизации, на которых зиждется подёрнутый плесенью веков интеллектуальный и технологический фундамент. Я мыслю – значит существую? Оставьте это наивным философам древности. Я мыслю и творю – вот значит и существую.
Исходя из этого, мне особенно странно смотреть на мир сейчас. Компьютеры уже перешагнули последнюю грань, отделяющую разумных существ от неразумных, но по улицам не носятся религиозные фанатики с криком «они пришли из серверной!!», а правительство страны не принимает экстренные законы по запрету на общение с кофеварками. Мир, вроде, ничего и не заметил. А в то же самое время компьютеры научились писать стихи и романы, сочинять музыку и творить живопись. Без компьютерного моделирования не обходятся больше архитекторы, художники и студенты физмата. Мы всё чаще заменяем собственные мыслительные процессы синтетическим суррогатом компьютерных моделей. И что?
Только чувства, мысли и переживания делают реальность реальной. Подчас, гениальная картина художника кажется нам почти живой, в то время как мир вокруг неё бледнеет, приобретая черты заезженного чёрно-белого фильма. Творчество – квинтэссенция человеческих эмоций, концентрированные переживания, мысли, чувства. Эмоции эволюционно определяют возникновение человеческого интеллекта. Более того, они во многом помогают идентифицировать саму разумную жизнь. Американские учёные провели интересный эксперимент: в группу детей от года, занятых игрой, внедрили куклу ребёнка, способную издавать смех, плачь, двигать конечностями. Дети охотно включали куклу в игру и пытались общаться с ней (!), когда она смеялась или плакала, но тут же теряли к ней всякий интерес, стоило экспериментатором выключить игрушку. Дети отказываются считать себе подобным существо, не выражающее эмоции.
Только сильные эмоции могут оживить материю и вдохнуть в неё божественную искру жизни. И когда эти чувства начинает испытывать компьютер, мне кажется, что реальность существования разумных существ ставится под сомнение. Какие ещё доказательства жизни следует привить компьютерам, прежде чем мы убедим себя, что они способны мыслить и сопереживать?
Начиная с 60-х гг. XX века человек пытался научить компьютер получать не только решения интегральных уравнений, но и создавать искусство, в классическом, духовном понимании. Компьютер может писать стихи просто рифмуя слова, но никакой смысловой нагрузки, за редким случайным совпадением, полученный «шедевр» не несёт. Сравнивая самую совершенную программу «генератора стихов» и бездомного поэта из «союза последних великих поэтов» мы по-прежнему вынуждены отдать пальму первенства человечеству. Причина нашего временного преимущества над программами заключается в том, что помимо контекстной информации люди обмениваются информацией эмоциональной, включающей сложный спектр показателей: от неявных метафор, до невербального общения. Однако, компьютер, понимающий эмоции – это дело не «будущего завтра», а «сегодняшнего вечера».
Программы постепенно начинают понимать невербальную информацию, которую человек усваивает на подсознательном уровне. Первый шаг в этом направлении сделали японские учёные, создав программный комплекс, анализирующий эмоциональное состояние собак на основе лая. В результате эксперимента были получены несколько десятков эмоциональных состояний («хочу гулять, играть, есть и т.д.»), правильно распознанных в 76 % случаев. Аналогичные показатели у человека не превышают 40 %. Как видим, в деле распознавания эмоций, программы могут показать результат лучше человека.
Сегодня для выводов об эмоциональном состоянии компьютер использует не так уж много параметров: пульс, влажность и электрическое сопротивление кожи, напряжение лицевых мышц, выражение лица в целом и ряд других. С каждым годом количество параметров анализа увеличивается (из новых отметим появление сенсора запахов) – повышается и точность результатов. Через десять лет (по самым пессимистичным прогнозам) мы получим компьютерную программу, способную распознавать эмоции человека с вероятностью 98 %. Данный показатель позволит программе генерировать эмоции самостоятельно. Искусственная эмоция окажется по качеству изготовления выше оригинала. Не это ли будет последним, гениальным решением теста Тьюринга в обход всех современных методик?
Наличие у программы идеального имитатора эмоций или, как принято говорить, «человеческого интерфейса» не делает её «искусственным интеллектом». Речь не идёт о сознательном мышлении. Но в конечном итоге мы понимаем, что сознательное мышление не показатель разумности. Вы можете общаться с кофеваркой, если она отвечает. Вы можете считать типичную блондинку существом с разумом муравья. И в первом случае видеть перед собой вполне разумное, хоть и искусственное создание, а во втором – механический запрограммированный аппарат.
В конечном итоге главное не то, каков объект на самом деле. Главное как мы его воспринимаем. А восприятие у людей проходит в первую очередь через эмоции, вербальное и не вербальное общение. Если объект способен эмоционально реагировать на наши действия, значит он разумен. В той степени, которую мы сами для него определим.
Эмоции, которые делают живое живым, очень легко подделать. Умение имитировать чувства, определяемые ситуацией, дана людям в разной мере. Одни могут идеально «играть» не переживаемые внутренние чувства, другие не в силах освоить простые методики имитации чувств по Дейлу Карнеги. Находясь в театре или смотря высококачественный фильм, мы чаще всего верим в реальность каждого чувства, переживаемого актёром. Изобразить гнев, любовь, радость, печаль, оказывается, просто, но и ещё проще сымитировать.
Когда собака виляет хвостом и спешит облизать вам ноги, будьте уверены – она выражает радость и преданность. Улыбка и поцелуй любимой девушки может скрывать затаённую ненависть и желание отомстить. Так если мы наделим компьютер эмоциями, пусть механическими, не попадём ли мы в ловушку собственного разума? Иллюзия остаётся реальной до тех пор, пока мы в неё верим, какой бы безумной она не казалась.
Известный тест Тьюринга до недавнего времени не прошёл ни один суперкомпьютер. В битве суперлогичности против человеческого интеллекта, человек естественно определял искусственность мышления «собеседника». Но что если мы смоделируем приливы и отливы эмоций у процессора? Сможет ли неподготовленный человек противостоять смайликам, расставленным после удачной шутки, и гневным рожицам, венчающим оскорбительное предложение? Я знаю нескольких людей, которые нашли ответ на этот вопрос. Речь идёт о несчастных, поддавшихся провокациям со стороны ICQ-ботов. Можно отшутиться по поводу интеллектуального багажа некоторых пользователей, но нельзя оспаривать факт: мы не видим разницы между реальными эмоциями и имитацией.
Компьютеры УЖЕ могут рассмеяться на удачную шутку, а некоторые программы сами сочиняют анекдоты (не смешные, но кому-то по душе :). Чтобы привить компьютеру чувство юмора, учёные университета Цинцинати создали базу данных слов из детского лексикона для упрощения итоговой задачи. В дальнейшем была создана база примеров того, как одни и те же слова меняют свое значение в зависимости от контекста. Наращивая базу данных по примеру воспитания детей, учёные смогли добиться высокой релевантности распознавания юмора во взаимосвязанных фразах.
В Мехико специалист по компьютерным технологиям Рафаэль Перес-и-Перес разработал компьютерную программу, способную создавать художественные произведения на основе собственных сюжетов. Программа отталкивается от имеющихся характеристик индивидуальных свойств персонажей и эмоциональных связей между ними. На основании выбираемых из памяти вариантов логичного развития событий при данных характеристиках компонентов системы формируется очередной поворот сюжета, после чего цикл повторяется. Например, программа начинает работу с такими данными: «Враг поранил рыцаря, принцесса вылечила рыцаря, рыцарь убил врага, рыцарь наградил принцессу. Конец». Программа обозначает персонажей переменными и придает численные значения от -3 до 3 их эмоциональным связям, которые делятся на любовные и не любовные. Таким образом, -3 означает интенсивную ненависть, а 3 - сильную любовь.
Новые события для биографии своих персонажей программа подгружает из соответствующей библиотеки. Если программа признает свой текст скучным или недостаточно последовательным, она меняет отдельные повороты сюжета до тех пор, пока результат редактуры не будет иметь хороших параметров.
Для проверки качества работы программы было проведено интернет-соревнование между текстами, выработанными Mexica, человеком и программами-конкурентами. Как сообщается, продукты Mexica получили наивысшие оценки читателей по таким критериям как развитие сюжета, логичность последовательности действий. В текстах эмулятора писателя читатели также отметили наилучшую структуру, содержание, максимальный саспенс и самое высокое «общее качество». Программа «понимает» основу логических связей человеческой эмоциональности. И способна воспроизводить требуемые последовательности с максимальным качеством. Многие люди на такое не способны.
В результате мы видим мир, в котором грань между программами и человеком заключается в том, что последние ходят в магазин за кефиром, а первые в этом не нуждаются. Мир не «интеллекта», а «интеллектуальных эмоций». Преимущества – создание «абсолютного дружеского интерфейса», когда программа сама всему научит, подскажет, объяснит, общаясь с человеком на эмоциональном уровне. Воспроизводство систем, способных чётко реагировать на нестабильность эмоциональных факторов. Протоаналоги подобных систем существуют уже более тридцати лет – так называемые детекторы лжи. Сегодняшние «детекторы лжи» могут выявлять проявления практически всех видов человеческих чувств: от страстной любви до панического ужаса. Отклонение эмоционального состояния от определённого «необходимого уровня» позволит выстраивать системы безопасности на абсолютно новых критериях. Админ нервно курит и ходит кругами по серверной? Срочно повышаем политику безопасности до наивысшего уровня. Капитан ядерной подводной лодки целый день ходит хмурый и нервно массирует виски – глушим ядерный реактор. Программы, распознающие эмоциональное состояние, способны предугадывать поведение человека и действовать превентивно. Что очень важно в критических и экстремальных ситуациях.
В той же степени возможны проявления негативных последствий. Первое, что приходит на ум, растворение социального «Я» человека в сетях, переполненных эмоционально разношёрстным кибер «разумом». Не стоит забывать о всеми нами любимой хакерской угрозе. Современные боты уже в какой-то степени пригодны для сбора конфиденциальной информации у неквалифицированных пользователей. Эмоциональные боты будут в состоянии влюбить в себя специалиста ФАПСИ. Единственный тест, который они не смогут пройти, встреча в реальности.
Всё же я смотрю в будущее с оптимизмом. Электронные эмоциональные технологии – это технологии, которые реально, без особых финансовых затрат, способны решить наиважнейшую задачу 21 века – создание искусственного интеллекта. Фактически речь об «интеллекте» не идёт. Разработка ведётся в области грамотной имитации. Что больше соответствует жизни людей.
В социуме люди не способны самостоятельно адекватно оценивать интеллектуальный уровень друг друга. Для этого они используют вспомогательные средства, например, тест на IQ. В то же время, низкий уровень «интеллектуальных показателей» не гарантирует отсутствие разума, дееспособности, адекватного существования. У Джорша Буша-младшего самый низкий IQ среди президентов США. Большинство менеджеров среднего звена в Москве безграмотны и без Word не способны безошибочно написать от руки текст из восемнадцати предложений. Но это не помешает Джоржу Бушу или московскому менеджеру понять степень эмоционального напряжения человека, рвущего газетный лист на длинные полосочки (хотя насчёт Буша я не уверен).
По тому же принципу эмоциональных соответствий и будет действовать искусственный интеллект. Замечу, что хакеры поняли эту особенность значительно раньше учёных, начав усиленную модернизацию ICQботов. В то время как львиная доля научного мира свято верит, что база нейронной сети в тысячу тысяч петабайт способна сымитировать мозг двенадцатилетнего ребёнка и, может быть, приблизить эпоху сверхразумных ИИ. Что ж, на таком фоне преступно будет удивиться, если первая совершенная эмоциональная программа займётся переводом денег на свой счёт от доверчивых пользователей. Возможно, она уже существует. Вы всех пользователей из своего контакт листа встречали вживую?
|
|
Семантическая сеть |
Сэр Тимоти Бернерс-Ли, изобретатель Всемирной паутины, в интервью корреспондентам Times Online рассказал о том, какие возможности мог бы предоставить пользователям интернет в случае перехода к так называемой семантической сети (Semantic Web).
Проект Semantic Web предполагает создание специализированной системы, в которой компьютеры смогут взаимодействовать друг с другом без участия человека, а приложения научатся распознавать информацию. Для этого в каждый документ или веб-страницу будут добавляться метаданные - сведения о том, где, когда, кем был создан файл, как он отформатирован, для чего предназначен и т.д.
По словам Тимоти Бернерса-Ли, семантическая сеть позволит создавать веб-приложения, по функциональности намного превосходящие любой из современных сервисов. Бернерс-Ли отмечает, что, например, компания Google нашла очень эффективный способ поиска страниц в интернете, однако возможности этого поисковика не идут ни в какое сравнение с тем, чего можно было бы добиться в "сети будущего". По словам изобретателя Всемирной паутины, компания, которая первой сможет реализовать возможности семантической сети, сможет без особых усилий отнять у Google корону славы. Аналогично, сверхпопулярные сейчас социальные сети Facebook и MySpace, по словам Бернерса-Ли, в перспективе могут быть просто-напросто вытеснены сервисами, связывающими не только людей, а буквально всё в Сети.
С целью иллюстрации возможностей семантической сети Бернерс-Ли приводит следующий пример. Допустим, перечень банковских чеков и календарь могут "говорить на одном языке" и обмениваться информацией друг с другом. В этом случае владелец счета сможет запросто совместить перечень с календарем, чтобы получить представление о том, когда и какие суммы денег были потрачены.
Главная трудность при построении семантической сети заключается в том, чтобы найти способ унифицированного представления всех типов данных. Для этого предлагается использовать три основные составляющие - механизм описания ресурсов RDF (Resource Definition Framework), язык онтологий OWL (Web Ontology Language) и язык запросов SPARQL. Работы над первыми двумя составляющими были завершены более трех лет назад, а недавно консорциум World Wide Web (W3C) обнародовал и спецификации SPARQL. Таким образом, эра семантической сети может наступить быстрее, чем кажется.
|
|
Модемы для человеческого тела — уже в магазинах |
|
|
Кибер-поэзия и кибер-проза: совсем чуть-чуть искусственного интеллекта |
“Страх, что людей заменят машины сидит в подсознании пожилых людей, которые боятся подходить к компьютеру или нажать не на ту кнопку,” – сетуют психологи, объясняя таким образом трудности с освоением компьютерных программ у самого старшего поколения. В то же время, в Интернете есть целое сообщество людей, развивающих теории искусственного интеллекта.
Суть теорий предельно проста: вакуум-взрыв-образование вещества-размножение вещества-становление билогического мира-из которого происходит животный мир-из которого происходит человеческий мир-который создает виртуальный мир. Далее виртуальный мир начинает жить по своим законам. Законы предшествующих миров для виртуального мира неписаны, и происходить может все, что угодно. Виртуальный мир предшествует созданию виртуального интеллекта, который, возможно, и создаст свой еще один мир, а тот мир создаст следующий, и так до бесконечности. Эта сказка о фантастических грезах, о будущем, которого еще нет. Во всяком случае большинство населения планеты страха перед компьютерным мозгом не испытывает, а пытается научить его тому, что умеет само.
То же происходит и в литературных кругах. Попыткам научить компьютер писать прозу и стихи можно отдать почетное место в теории сетературы. Конечно, сетература, как таковая, развивалась и была обругана и обласкана сотнями маститых критиков и литераторов... Баталии на форумах, сравниваемые с произведения Диогена Лаэртского и Сократовским красноречием. Гипертекст неоднократно обязанный популяризацией своей гипертекстовости “Игре в классики” Кортасара. А также немыслимое количество статей по поводу ничтожных графоманов и о том, какие же у нас все-таки таланливые юзеры, что все время что-то пишут.
Когда-то серверы, на которых можно было опубликовать свои стихи, знали каждого поэта в лицо. Сетевые поэты кучковались, бодались талантами и были плодовиты в своих разномастных творениях – всегда на виду. В 2000 году страничка на stihi.ru еще была признаком высокой души, а не низкой поэзии. Но рифмовать могут не все. И тогда Дмитрий Кравчук создал забавную программку, которая рифмовала не хуже сетевого поэта, выдавая смыслы, подобные экспериментальным стихам того времени.
“Я придумал достаточно простой алгоритм для поиска рифмы. Специальный скрипт-червь ищет на различных сайтах и "прочитывает" большое количество стихов, превращая их в "стихомассу" - набор идущих подряд строк. Далее внутри этой стихомассы ищутся рифмы - только в соседних строках или строках, следующих через одну. Если количество слогов и гласная в последнем слоге совпадает, то считаем, что нашли рифму. После нахождения рифмы берем по последнему слову из рифмующихся строк и помещаем их в специальный "индекс рифмы" - переваренную стихомассу. Теперь, когда пользователь запросит у нас первое из пары рифмующихся слов, мы выдаем ему второе в качестве рифмы - и наоборот. Конечно, выбранный критерий рифмы дает много осечек из-за того, что не учитываются ударные слоги и некоторые другие аспекты: примерно 10-20% - нерифмующиеся слова. Но 80-90% - это же неплохой результат!” – рассказывал Дмитрий Кравчук.
Я испробовала помощник поэта на себе в 2001 году от недостатка вдохновения. Получился такой стишок:
Наступила ночь,
Рассыпались звезды..
Ты прогонишь прочь,
Восковые слезы
Они текут не слышно,
Ты меня любишь...
На дворе предушно,
Не хочешь так жить?
Каждые вторые две строчки подобраны помощником поэта. А бессмыслица, видимо, только сыграла ему на пользу. Стихотворение я разместила на своей страничке на stihi.ru, и так и назвала его “Помощник поэта.” Но похоже, что никому не было дело до того, как она было написано. Несмотря на полную получившуюся белиберду, несколько человек в комментариях тут же принялись рассуждать, хотели бы они так жить или нет, быть им или не быть моим помощником. К слову, “Не хочешь так жить?” – строчка, предложенная “помощником поэта”.
“А так ли уж важно, с подделкой мы имеем дело или с оригиналом? Может быть, стихи - это всего лишь пища для нашего сознания, и может она быть как натуральной, так и искусственной? Ее питательная ценность целиком зависит от нашего внутреннего восприятия и от "культурного слоя" - общепринятых правил интерпретации образов, штампов. Может быть, если изготовить сложную и качественную машину для изготовления суррогатов (моя - примитивная и некачественная, на уровне эксперимента), то эти суррогаты смогут хотя бы частично заменить нам рукотворные плоды искусства? А если эта машинка к тому же будет сама обучаться, сможет "накапливать" наш культурный слой - и всегда выдавать продукцию с высоким коэффициентом актуальности - то, может быть, она станет самым лучшим творцом?” – рассуждал Дмитрий Кравчук.
Несмотря на доводы поэтов, готовых плеваться и поносить искусственные стихи на чем свет стоит, компьютерная поэзия нашла своего читателя, и даже стала популярна в определенных кругах.
Программки, пищущие стихи, плодились и размножались. Вопрочем, Дмитрий Кравчук громогласно заявивший о своем создании, не был новатором. Диплом Леонида Каганова, выложенный в интернете, поясняет алгортим таких программ. Работа была защищена в 1996 году, и автор упоминает, что есть и предшественники этой программы, но менее качественные. Одна из таких программ “Стихоплюй” выдавала новое случайно сгенерированное “стихотворение”, отвечающее правилам рифмы, при каждом нажатии кнопки F9, не требуя больше никакого вмешательства. Позднее был создан сайт Кибер-Пушкин.
“Наш стихописательный виртуал получил гордое имя "Кибер-Пушкин 1.0 beta". Я научил его всему что нужно: поэтическому ритму, правилам рифмования, специфике поэтического лексикона, а также "поэтическому взгляду на мир". Забил в базу данных лучшие образцы поэзии Есенина, Мандельштама, Вертинского и Пригова Дмитрия Александровича. Потратил на всё это МАССУ СИЛ И ВРЕМЕНИ. И что в итоге? Обнаружил, что "Кибер-Пушкин" пишет полную белиберду, да еще и с чудовищными орфографическими ошибками!”- писал Сергей Тетерин во всех своих расстроенных чувствах.
А билиберду кибер-машина выдавала примерно такую.
Я был размоченной валютой,
Ты кассовой машинке отдовалась
вдоваль.
В лужице,
с корытом
инкасатором забытый
Ненасытный,
лютый,
в унитазе смытый.
Жена банкира!!!
Я задавлен бытом.
Очень жизненно, ничего не скажешь. Написать о проекте не поленилась и “Независимая газета”. После чего автор проекта воспрял духом и создал даже Кибер-Пушкина 3D, которого можно потаскать за нос. Отзывы в основном сводились к тому, что кибер-поэзия гениальна, но все же столько лабуды.
Прокомментировать компьютерные стихи я попросила поэта, члена союза писателей Арсения Гончукова, который выругался очень вдохновенно и добавил: “Таких слава богу не встречал и не видел даже ничего такого. Это графоманы жуткие разве что, самый низ. Тут поэзией просто не пахнет, мне дико и смешно...” – остальное нецензурно. Впрочем кто знает, сколько сейчас жутких графоманов занимаются плагиатом, выдавая произведения беззащитного в своих авторских правах компьютера за свои. А если бы эти программы создавались сейчас, то наверняка они бы стоили немалых денег. Да и Кибер-Пушкин к 2003 году как-то исчерпал себя. Вроде пишут компьютеры стихи.... но и пусть пишут, мы пишем лучше. Поиграли и успокоились. А Сергей Тетерин продолжил заниматься медиа-искусством и работает на проектом Cyland.Ru, созданным для художников, образ искусства в сознании которых неразрывно связан с IT. Программы, которая бы написала стихи лучше влюбленного поэта не нашлось. Ведь компьютеры не умеют любить.
Ситуация с кибер-прозой была не менее компьютеризированной и последствия этой компьютеризации можно наблюдать и сейчас, в книжных магазинах и даже на страницах New York Times.
В основе программного обеспечения для прозаиков лежит с одной стороны гипертекст, как таковой, а с другой – увелечение скорости написания произведения. Эти две модели программного обеспечения ставили задачи перед программистами, и вынуждали отвечать навязчивому спросу на компьютеризированную прозу. В результате чего Толстые, Достоевские и иже с ними уже, наверное, не раз перевернулись в гробу. Точно также, как и програмы-поэты, содержали базы данных лучших поэтов России, так и программы-прозаики хранят в своих базах данных тексты великих классиков. Вопрос был только в том, насколько эти базы данных помогут программам создать новый текст? И имеет ли значение такая “начитанность” для электронного мозга?
Одним из эскпериментов с классической литературой можно считать “Голубое сало-2”, проект, в котором за лучшую переделку классиков дарили книгу “Голубое сало-1”. Книга эта, впрочем, вскоре была запрещена в продаже. А вот проект экспериментов над душами классиков в Интернете так и висит. Одним из шагов на пути к компьютеризации прозы была, например, переделка романа Достоевского. Один из участников "Голубого сала-2", прогнал начало "Преступления и наказания" через некую программу и получил следующее:
"Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Должно быть, молодой человек взглянул на нее каким-нибудь особенным взглядом, потому что и в ее глазах мелькнула вдруг опять прежняя недоверчивость.
- Раскольников, сяочжу, студент, хушо бадао, был у вас назад тому месяц, рипс, - поспешил пробормотать молодой человек с полупоклоном, вспомнив, что надо быть любезнее.
- Помню, рипс лаовай, батюшка, рипс нимада та бень, очень хорошо помню, рипс нимада, что вы были, чистый Космос, - отчетливо проговорила старушка, по-прежнему не отводя своих вопрошающих глаз от его лица.
- Так вот-с - хушо бадао... и опять, рипс, по такому же дельцу, рипс... - продолжал Раскольников, немного смутившись и удивляясь недоверчивости старухи.
"Может, впрочем, она и всегда такая, да я в тот раз не заметил", - подумал он с неприятным чувством."
Это был некий римейк произведения. По мнению автора статьи “Сон о сети”, подписанного фамилей Курицин, и вошедшей в летопись сетературы, римейки – порождение электронного мира, без него такого желания изобретать на основе изобретенного вряд ли получило бы такое распространение.
А массовое распросранение эта идея получила в следствии написания романа “Настоящая любовь” программой PC Writer 1.0.
База данных программы содержит тексты 17 писателей, среди которых роман “Анна Каренина” был выбран основой произведения. По словам разработчиков, компьютеру понадобилось три дня, чтобы сочинить роман. По сюжету книги герои “Анны Карениной” потеряли память, находятся в неизвестном месте и в неизвестное время. При этом шов на животе Анны постоянно растет, а Вронский ранен в интимное место, поэтому может быть только ее другом. Этот сумасшедший дом происходит в окружении постоянно меняющихся пейзажей. При этом под конец книги герои как-то некомпьютерно начинают обсуждать смысл жизни. Стиль произведения оставляет желать лучшего, при том, что над ним работала целая команда филологов. Толковой рецензии на это произведение мне в Интернете так и не удалось найти, видимо, осилить психодолическую компьютерную прозу до конца критикам не удалось. Однако, руководитель проекта, главный редактор издательства "Астрель-СПб", Прокопович Александр результатом вполне доволен, и даже готовится к запуску нового подобного проекта, который будет реализован в течение года. Тайна нового компьютерного проекта не разглашается, известно только, что жанр будет достаточно гламурным. Алгоритм данной программы Александр характеризует следующей запутанной фразой: “ В основе – моделирование. Аналогичное игровым программам, когда юниты с заданным набором характеристик производят заданные же реакции на снова-таки заданные раздражители.” Однако на просьбу выслать скриншот интерфейса программы отвечает загадочным молчанием.
Несмотря на все странности компьютерного романа, доводы о том, что никакой программы нет, а написали ее литературные негры, распространились по Интернету. Создатели загадочной программы уверяют, что ее неоднократно пытались купить. Особенно настойчив был один персонаж из Испании. “Но речь шла всего лишь о тысячах долларов,” – отмечает Александр. Книга несмотря на все “против” была выпущена повторным тиражом. А Леонид Каганов, создатель одной из программ-поэтов даже был опечален, высказавшись на НТВ, таким образом «Компьютер не может написать книгу. Ее вообще нет смысла писать. Нобелевская премия — это полтора миллиона долларов. Зачем тратить время и силы на издание книги, когда можно искусственный интеллект просто отнести в нобелевский комитет».
И всё это могло бы казаться выдумкой и ничего не значащим событием в литературном мире, если бы не некий Филип Паркер, заявивший на весь мир, что он написал 200000 книг, с помощью компьютерной программы, о чем сообщила “The New York Times”. Филип Паркер – наиболее публикуемый автор в истории человечества. Он разработал программу, которая собирает информацию по заданный теме, затем обрабатывает ее и выдает почти готовую книгу. Правда, как пишет газета, для этого ему требуется около 60 компьютеров и шести программистов. Филип Паркер, профессор и известный ученый, на досуге обдумывает также и написание романов и стихов подобным способом. Среди его продаваемых книг: “Официальный справочник пациента по красным угрям", "Обзор перспектив моющихся ковриков и ковриков для ванных размером от шести до десяти футов за 2007-2012 годы в Индии", а также 188 книг об обуви, 10 о кораблях, 219 о воске, и множество других, о чем написала газета “Guardian”. Не смотря на подозрительно узкие темы для своих книг, Филип Паркер берет количеством, и по версии Amazon – он самый продаваемый автор. Amazon предлагает 85 тысяч книг под авторством Филипа Паркера.
Это явление недавно отметил и один из журналов о бизнесе. “Если обезьяну навечно посадить за ноутбук, рано или поздно она, возможно, настучит что-нибудь осмысленное. Но сегодня желающему получить текст не нужна ни обезьяна, ни человек, если на ноутбуке установлена программа Филипа М. Паркера,” – иронизирует Дмитрий Черников на страницах журнала. Никакакой оценки это явление пока не получило. И прокомментировать ситуацию я попросила члена союза писателей, драматурга Александра Гриценко.
“Компьютер может создать текст, а не произведение искусства. Тут ведь все ясно. Написать шедевр может только человек, который ощущает мир более полно, чем другие. То есть это людям даже не под силу! Лишь избранным людям...
С другой стороны можно сделать такую программу, с помощью которой компьютер будет штамповать ширпотребные книги. То что в литкругах называют "коммерческой литературой". Низкокачественные детективы, расчитанные на однократное прочтение, когда-нибудь сможет писать и машина. Наверно тогда люди осознают, чем отличается штамповщик однообразных текстов от писателя... Хотя возможен и другой вариант - профессия "писатель" станет абсолютно невостребованной. Вот, например, в наше время мало кто интересуется новейшими произведениями литературы. Популярны как раз штамповщики "коммерческих" текстов, это их поделки расходятся огромными тиражами. Если машины смогут производить коммерческие тексты, то они непременно в полной мере удовлетворят рыночный спрос, а в следствие этого издатели могут совсем потерять интерес к писателям-людям,” – говорит Александр.
Пожалуй, коммерческая радость Amazon по поводу самого продаваемого писателя соответствует этим выводам. И будет ли в будущем востребован некомпьютерный писатель, зависит от спроса публики на качественную литературу.
В целом, можно заключить, что компьютеризация литературы пошла не совсем тем путем, которым предполагалось. Ставки делались на гипертекст. В то время как уникальный проект hyperlit.iconstructor.ru затерялся в сети. А ведь он предлагает именно использовать компьютер для создания нового в литературе. Литературные произведения, в которых одновременно существует несколько сюжетных линий, которые читатель может выбирать в процессе чтения, при этом разные авторы имеют доступ к проекту и могут редактировать и дополнять гипертестовую книгу. Возможности гипертекста и того, что он мог бы сотворить с литературой, не достаточно изучены, а ведь это мог бы быть очередной поворот, это могла бы быть бесконечная книга в конце-концов.
Копьютеризация литературы уже прошла большой путь. И человек уже потребляет информацию, сгенерированную компьютером и отпечатанную большими тиражами. Но большинство людей воспринимают компьютерные поэтические и писательские потуги со смехом. Хотя, по мнению, литераторов, заглядывающих в будущее, смешного в этом мало. Предстоит развитие в неизвестном пока нам направлении серьезного компьютеризированного явления на литературном поприще. Либо компьютерная проза сгинет, как и компьютерная поэзия, либо возымеет свою власть над умами человечества, принося колоссальный доход от продаж, какой она приносит Филиппу Паркеру.
|
|