Готова ли Россия к реформам образования? На этот вопрос нет чёткого ответа, но уже сейчас ясно, что нужно, однозначно, что-то делать. Слишком уж много накопилось недовольства, как со стороны учащихся, так и со стороны самих учителей. Даже современные сатирики, культурные деятели, политики при возможности чихвостят существующую систему образования в СМИ.
15 марта 2010 года четыре крупнейших сообщества общей школьной тематики, базирующиеся на портале Mail.ru объявили о своем объединении в общественное движение "За реформу образования". В сообщества входит более 900 тысяч человек. Большую часть участников сообществ составляют школьники, родители, учителя и другие люди, кому небезразличны школьные проблемы.
Инициативная группа движения во главе с руководителем - Михаилом Корсановым, подготовила список требований к правительствам и депутатам России, Украины, Беларуси и Казахстана. Полный текст еще проходит согласование с тысячами школьников, учителей и родителей. Ниже приводим некоторые из требований:
1. Ежегодно проводить объективную психиатрическую экспертизу учителей. Запретить доступ в школу людей ниже заданного уровня психического здоровья.
2. Жестко ограничить обязательный объем учебы, включая домашние задания, 5 часами для школьников до 12 лет, и 7 часами - после, и пятидневкой! Остальное - необязательные факультативы и кружки на выбор.
3. Где учеба в одну смену, перенести начало учебного дня на 10 часов (как в офисах), а для желающих начать учебу раньше - утренние группы продленного дня с 7-8 часов.
4. Ввести выбор предметов с 5 класса. Школьник набирает общее число баллов для аттестации любой совокупностью предметов. Исследовать интересы школьников, включать в программу то, что их интересует.
5. Создать в Интернете сервер качественного бесплатного дистанционного образования по широкому кругу предметов уровня школы, среднего специального образования и ВУЗов, в объеме и качестве, достаточном для получения аттестата или диплома экстерном. Обеспечить доступ к серверу всех желающих обучаться через компьютеры в школах.
6. Ввести предмет "Предпринимательство и личные финансы" с 13 лет.
7. Обучать основам практической психологии - как эффективно решать наиболее распространенные у школьников и взрослых людей жизненные задачи и проблемы в личных отношениях, деловой жизни и внутриличностные проблемы, предотвращение суицидов, курения, алкоголизма и наркомании, нахождения призвания, сдача ЕГЭ, тренинги для снижения объема предубеждений, страхов и негативных эмоций.
8. Учителей обучать и дообучить работающих, как заинтересовывать и вдохновлять учеников к учебе позитивными способами, создавать позитивную атмосферу при обучении.
9. Создать систему мер для поиска, отбора, мотивирования и привлечения в школу в качестве учителей людей умных, эмоционально устойчивых и искренне любящих и понимающих детей.
10. Информировать в обязательном порядке школьников об их правах с 1 класса, и как их защитить законными методами в случае нарушения.
11. Ввести независимую от директора и гороно должность "представителя по правам", наблюдающего за соблюдением (создать список пунктов для регулярного контроля), предотвращающего нарушения и защищающего права детей, учителей и родителей с стандартными алгоритмами действий по распространенным проблемам и конфликтам.
12. Объективно тестировать программы по интересности для учащихся и практической применимости материала в реальной жизни, не допускать в школы слишком бесполезные или неинтересные.
13. Создать санитарный стандарт на звук школьного звонка, чтобы не раздражал.
14. Ввести сан. норму: души в раздевалки спортзалов!
15. Обязать СанЭпидНадзор регулярно проводить обследование школ (туалеты, столовые, объем домашних заданий и т.д.) на соответствие сан. нормам, выработать действенные алгоритмы реагирования в случае нарушений.
16. Создать при мин. образования и при гороно должность по управлению фанд-райзингом и профессиональную сеть фанд-райзинга со стандартными эффективными методами работы для сбора целевого доп. финансирования для школ. Предусмотреть налоговые льготы для предпринимателей, жертвующих на школы.
17. Гарантировать школьникам здоровое и вкусное питание в школе, из бедных семей - бесплатное, чтобы предотвратить голодные обмороки.
18. Для привлечения доп. финансирования в школы разрешить размещать в школах социально-коммерческую рекламу. Помимо коммерческой ценности каждая реклама должна продвигать общественные ценности (здоровый образ жизни, любовь и терпимость к людям и т.д.). Сделать систему тендеров на размещение рекламы.
19. Учителя ежегодно должны проходить ЕГЭ по своему предмету. При сдаче на балл более низкий, чем какой-то - отстранять от преподавания предмета.
20. Обеспечить механизм сдачи и проверки ЕГЭ такой, чтобы было невозможно подделать результаты на уровне районов и областей в результате коррупции.
21. Гарантировать, что допущеные в школы программы дают знания в полном объеме, который проверяется в ЕГЭ, и у каждого школьника есть хотя бы потенциальная возможность получить высший балл в ЕГЭ и поступить в вузы без репетиторов.
22. Взять курс на переход к пост-индустриальной экономике, чтобы обеспечить востребованность на рынке труда всех, кто стремится к высшему образованию.
23. Обеспечить доступ представителей общественного движения "За реформу образования" к реализации реформы: экспертизе законопроектов, указов и постановлений.
Руководство движения заявляет, что намерено добиваться реформы образования в в России (странах СНГ) всеми доступными законными методами.
Понимая, что Россия уже не один раз испытала на себе побочный эффект реформ (хотели как лучше, а получилось как всегда+) поэтому инициативная группа ставит перед собой задачу: привлечь общественное внимания к реформе образования. На форуме Педсовет.su, по адресу
http://pedsovet.su/forum/36-3012-1 и
http://pedsovet.su/forum/36-3005-1 и на официальной страничке движения
http://www.vsehorosho.org/russian/reforma.htm идёт открытое обсуждение наболевших тем и вопросов, публикуется информация о реформе образования.
Мы открыты к мнениям, вопросам, предложениям не только со стороны школьников, но и со стороны учителей, родителей, специалистов и пр. Свои письма можно отправить по электронному адресу непосредственно руководителю общественного движения "За реформу образования", Михаилу Корсанову:
mino@mail.ru