Кавана и форма. |
В прошлых текстах возник спор, в котором могло возникнуть ощущение, что кавана и «форма» заповеди - конфликтуют.
Возникла интересная метафора, которая может помочь понять ситуацию глубже.
- Каждая заповедь должна содержать кавану (работу мысли).
- Кавана заповеди не попадает в нормативное поле (Шулхан Арух).
- Есть опасность, что человек будет делать заповедь без каваны — машинально.
Предлагается полезная метафора: кавана относится к форме заповеди как душа к телу.
(Внимание - метафора не универсальна, применять — только по назначению).
Смысл метафоры в следующем.
Заповедь без каваны — подобна телу без души, т.е. внешней оболочке неодушевленного тела.
Кавана без заповеди — подобна душе без тела — хорошее намерение, но не может реализоваться в нашем материальном мире.
Эта ситуация проливает свет на два критических пункта в еврейской истории.
1. Люди светские — говорят, я в душе хороший человек, и мне не нужны Ваши старомодные ритуалы.
Ответ такому человеку — хорошие намерения нуждаются в «рождении в материальном мире». Можно воплотить хорошее намерение в любое хорошее дело.
Но один из проверенных вариантов — воплотить это намерение в «тело» заповеди.
Тогда это намерение приобретет и форму, и устойчивость, и влияние на мир и самого человека.
2. Некоторые религиозные люди говорят — Я выполняю весь Шулхан Арух (т.е. все заповеди), но кавана — это мистический иудаизм, я до него не дорос, я итак хороший еврей.
Ответ такому еврею — заповедь без каваны — как мертвое тело без души.
Мы видим, что наша метафора проливает свет на проблемы двух несовершенных лагерей.
Светские — не могут воплотить имеющуюся душу в тело.
Религиозные машинально — не могут оживить душой имеющееся тело.
Наша задача — работать с живыми заповедями.
P.S. Идея достаточно простая, но эффективная (по крайней мере для начинающих).
Рубрики: | Иудаизм Тора, Пророки, Писания |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |