Совсем недавно я показал серию работ с московскими лужами...где признавался в любви к лужам - к лужам городским. Но лужи бывают и не только городские, и не обязательно "лужи - это порождение и продолжение дождя" (цитирую себя). У меня есть куча этюдов с лужами на сельских дорогах, но сейчас хочу показать одну мою любимую лужу, которая на самом-то деле и не лужа, а болотце в моей деревне. Показываю это болотце (лужу!) на нескольких этюдах, написанных весной, но в разные годы, а хронология показа соответствует естественному развитию этой лужи.
В своей деревне немного отдохнул душой, отошел от шума городского, немного поработал.... Правда там было холодно, еще практически ничего не распустилось - смотрите сами:
Туман столь же быстротечен, как закат, восход, дождь.... Писать интересно, а получается не всегда то, что хотелось. Вот этот пейзаж - в моей деревне в Тверской области вроде бы получился. .
Уж позволю себе, коли начал, продолжить показывать старые "деревенские" этюды. Эта работа чем-то похожа на две предыдущие - тоже сделана быстро, тоже жидкое масло...
А вот еще из старых "деревенских" пейзажей. Правда это не Север, а наше Подмосковье. Деревня "Заславское" - на Москва-реке, недалеко от Звенигорода и от Рублевки. Когда писал этот этюд, это была обычная деревня, без "новорусских" наворотов. Что там сейчас - даже думать не хочется
Вот еще один этюд этого монастыря.Писать можно было все, настолько гармоничен и целен его образ. Я и писал с утра до ночи, а вот осталось только два этюда....
Раз уж я показываю северные работы, то нельзя обойти Кирило-Белозерский монастырь. Когда я там был (1970-е г.г.) он не действовал, разве что работал небольшой музей, где трудились и сохраняли святыни подвижники-музейщики. Но даже в таком неотреставрированном виде монастырь поражал своим величием и монументальностью
От Ярославля осталось мало работ, зато много воспоминаний. В тот год, что был написан этот этюд (1975) моя жена по делам была в Ярославле. Она реставратор, потому и дружила с реставраторами. Вот такой компанией из 5-6 молодых реставраторов "завалились" в Ярославский музей. Там тогда работала Ира Болотцева - солнечный человек, девушка нашего поколения и воспитания. Потому несколько дней мы все и жили у неё в маленькой однокомнатной квартире - кто на кухне, кто на балконе. Днем вся компания (кроме меня - я рисовал) работала в музее, а вечером она показывала свой город. Тогда я впервые "увидел" Ярославскую икону, был потрясен выдающимся Ф. Зубовым в ц.Ильи Пророка (17в.) .... Иры Болотцевой давно уже нет, а в музее Ярославля теперь проходят "Болотцевские чтения"...А на память о той поездке - вот эта солнечная церковь
И еще один этюд старых времен - это улочка (по-моему, название ей "спуск") в г. Владимир.
Я много путешествовал и по северу, и по Золотому кольцу. И много писал этюды, по ним иногда делал большие работы - все как и все художники - нужно было зарабатывать, а мои работы продавались очень хорошо,Тогда я не думал, что кое-что надо бы и оставить. Но, как оказалось, кое-что осталось. Хотя о многих этюдах я совсем забыл. Вот сейчас, как и обещал, постепенно буду показывать
Непарадный вид на Ферапонтово - торец монастыря. Тоже место, что и в предыдущем этюде, но на несколько лет позже, да и погода и растительность на поле другая...
Когда-то с этого этюда я сделал неплохую картину... где теперь она? Надо бы собраться с духом и сделать еще один вариант, во всяком случае сейчас я вижу этот образ совсем по-другому - более тревожно, с ощущением грядущей бури...
Вот еще несколько этюдов тех времен из Ферапонтово. Не все они равноценны, но я люблю (и поэтому показываю) этюдный материал, потому что в этюде и только в этюде остаётся "дух присутствия" художник. Картины, сделанные по этюдам, возможно более совершенны, более закончены, но этюд не сравним ни с чем.
В середине 70-х я, только что женившись, повез свою Ирину сразу на свой любимый Север. И, конечно, в Ферапонтово. В палатке уже было неудобно, снимали у старушки в деревне комнатку-светелку на втором этаже (на чердаке). Она же еще нас молоком поила. Как сейчас помню, в день нам это обходилось....43 копеки с носа (!). Дом стоял на берегу озера, В озере водились раки в неограниченных количествах. Ловили раков на кусок старой кости, чуть полежавшей для запаха. Опускаешь на веревке эту кость в озеро - через десять минут вытаскиваешь и снимаешь с неё десятка полтора раков!!!
Впервые я попал в Ферапонтово (кто не знает, там в нетронутом виде сохранились фрески Дионисия) в конце 1960-хг.г. Место покорило своей красотой. Народу (приезжего) было мало. В тот раз приехал с друзьями, потому по старой туристической привычке жили просто в палатке - сразу за погостом. Дионисий меня поразил, тогда можно было без всяких билетов приходить в храм и часами смотреть эту красоту. В то время начинали работать копиисты - делали копии фресок в натуральную величину, охраны или какого-либо начальства не было. И я почти все время смотрел великие фрески, от которых действительно дух захватывало. Никогда более я не получал такого эмоционального удара, хотя повидал позже много церквей и наших и заморских.Осталось от тех времен немного, в основном этюды (сделанные по этюдам большие работы разбрелись по белу свету). Вот один из первых Ферапонтовских..
Я давно обещал показывать старые работы. В начале 90-х г.г. когда меня (как и многих других художников) выгнали из мастерских (мы снимали подвальчики или чердаки у ЖЭКов, а те нашли тогда более щедрых арендаторов) - я упаковал в несколько больших папок какие-то старые работы и лед двадцать их просто не видел. Вот недавно умерли мама, теща, - пришлось забирать свои вещи и я стал разбирать старые папки... Честно говоря, даже не ожидал увидеть столько старых и родных вещей. Ведь каждый этюд - это кроме всего память о том месте, о том времени... Почти с каждой работой связана какая-то история - часто просто воспоминание, часто - это встречи с местными жителями, много всяких забавных историй.... Так что все всплывает в памяти и хочется не только показывать, но и рассказывать....
Вот показываю домик в деревне Красное, что стоит на берегу Волго-Балтийского канала, недалеко от Ферапонтово, где я провел несколько чудесных летних месяцев... Ферапонтовские этюды я еще покажу. А эта деревенька Красная (от слова Красивое-?) запомнилась тем, что мы с женой там купили такой вкуснейший свежеиспеченный хлеб, что съели по буханке и заснули прямо на берегу канала. До сих пор помним.... И люди там приветливые. Как оказалось, почти все строили в 30-е г.г. .тот канал. Много рассказывали, но совершенно без злобы и без обиды. Это была их обычная работа, которой они гордились. И правда, посмотреть как до сих пор работают ДЕРЕВЯННЫЕ шлюзы, пропуская немаленькие суда - это удивление и восхищение! Правда было это в конце 1970-х.....
В.Качанов. Деревня Красное. Недалеко от Ферапонтово Вологодской области. 1976.