-Цитатник

Без заголовка - (0)

мясо с сухофруктами по-турецки Это блюдо османской кухни, которое часто готовили во дворце султан...

Без заголовка - (0)

Запах дома: он есть у любого дома. И как его сделать его приятным… Он бывает разным. Ино...

Без заголовка - (0)

Наболело! Едем с ним надо было в магазин. Тут я громко так -Стой!!!! Поскольку он уже привык к ...

Без заголовка - (0)

Мечеть Красиво маашаАллах 1. 2. 3. 4. 5. 6. ...

Без заголовка - (0)

Несколько медицинских советов в Рамадан Данная статья дает полезные советы по поводу того, как и...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в maruam

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.10.2006
Записей: 633
Комментариев: 755
Написано: 2002


Намаз

Понедельник, 06 Августа 2007 г. 17:05 + в цитатник
НАМАЗ

по своей значимости стоит на втором месте в перечне пяти столпов Ислама. Роль его велика. Это свНамаз оеобразный критерий, опре­деляющий принадлежность данного человека к мусульманской Умме.
Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и да и приветст­вует, говорили: «Не было какой-либо вещи, при оставлении которой мы причисляли кого-нибудь к кяфирам, кроме Намаза". Человек может но­сить традиционную мусульманскую одежду, мусульманское имя, но при этом не совершать Намаз, а это означает, что этого человека нельзя относить к мусульманам.
Аллах подчёркивает в Коране, что Намаз предписан приказом, т.е. обязателен, несмотря ни на какие обстоятельства. Совершать его надо регулярно и вовремя, всегда и везде. Ни при каких обстоятельст­вах, даже в самых экстремальных, мусульманин не освобождён от На­маза. Единственным оправданием служит бессознательное состояние. Даже во время активных военных действий, когда, ка­залось бы, нет возможности его совершить, предусмотрены правила отправления Намаза в этих условиях.
Всевышний Аллах сказал:
«...Поистине, Намаз для верующих — предписанное в опреде­лённое время». (Женщины, 103).
Если мусульманин пропустил тот или иной Намаз, то необходимо восполнить пропуски как можно быстрее.
Итак, из всего вышесказанного мы понимаем, что Намаз является опорой Ислама.
Намаз стал обязательным для мусульман, когда Мухаммад, да бла­гословит его Аллах и да и приветствует, совершил ночное путешествие в Небеса (ми‘радж). В начале Аллах обязал его и его Умму совершать пятьдесят Намазов в сутки. Затем по просьбе Пророка, да благословит его Аллах и да и приветствует, сократил это число до пяти. Но возна­граждение для тех, кто его совершает, равносильно вознаграждению за совершение 50-ти Намазов.
Первое, за что будет отчитываться мусульманин в День Суда пред Ал­лахом — это Намаз. Аллах рассмотрит Намаз каждого верующего и по Своему желанию примет или не примет его. При этом большое значе­ние имеет ряд условий при совершении Намаза: совершался ли Намаз чисто искренне от всего сердца во имя Аллаха или нет; способствовал ли Намаз воздержанию от зла и распутства или нет. Все эти моменты будут играть огромную роль в грядущей жизни.
Намаз играет неоценимую роль в жизни каждого человека. Намаз воспитывает в душе человека воздержанность от зла и разврата, пьян­ства и тщеславия, укрепляет чисто нравственные качества, устанавли­вает хорошие отношения между рабом и его Господом.
Намаз является физическим упражнением, полезной для тела, успокаивает в чисто эмоциональном плане, является соответствующей разрядкой для выхода лишней энергии. О положительных моментах Намаза можно говорить очень много, осознать которые может лишь тот, кто сам его совершает.
Достаточно указать на его важное место в Исламе тем, что отец пророков Ибрахим обратился к Аллаху со следующей просьбой, при­ведённой в Коране:
«Господи, сделай меня выстаивающим Намаз и из моего по­томства. Господи наш! И прими мой зов...». (Ибрахим, 40).

СОЗНАТЕЛЬНОЕ НЕВЫПОЛНЕНИЕ НАМАЗА — ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ВЕРЫ

Всевышный Аллах об обитателях Ада говорит:
«Что завело вас в Сакар Ад]? Говорили они: "Мы не были среди молящихся, мы не кормили бедняков, и мы погрязли с по­грязшими, и мы объявляли ложью День Суда..."». (Завернувшийся, 42—46).
Из этого следует, что Намаз — один из главных столпов Ислама, свет убеждённости в вере и преграда моральному упадку, спасение от позора в этой жизни и от наказания в Будущей жизни.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, го­ворил:
Человека от куфра неверия] отделяет Намаз.
По мнению многих исламских ученных, сознательное невыполне­ние Намаза необходимо рассматривать как отступление от веры. А от­рицание обязательности Намаза и умаление его значимости все имамы-богословы единогласно расценивают как отступление от веры.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК, ЧТОБЫ СОВЕШАТЬ НАМАЗ
Чтобы совершать Намаз, человек должен быть:
1. Убеждённо верующим в Аллаха и его Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и свято чтящи их. В противном случае человек не должен совершать Намаз, ибо он не является мусульмани­ном.
2. Совершеннолетним. Дети, не достигшие совершеннолетия, не обязаны совершать Намаз. Однако родители и опекуны при достиже­нии ребёнком семилетнего возраста должны обучать его Намазу и требовать от него регулярного и пунктуального исполнения Намаза, с тем чтобы он приучился к этому по достижении совершеннолетия.
3. Здравомыслящим. Умалишённому человеку не вменяется со­вершение Намаза.
4. Женщина должна быть чистой от менструаций и послеродовых выделений. В период менструаций женщине категорически запреща­ется совершать Намаз.
5. Не лишённым зрения и слуха одновременно при рождении.
УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА
Чтобы совершить Намаз, необходимо соблюсти пять условий. Если хоть одно условие, имея возможность его выполнить, будет не соблю­дено, Намаз считается недействительным.

ТАхАРАТ
(первое условие)
«Тахарат» в переводе с арабского означает «очищение, омове­ние». Нельзя совершать Намаз без совершения тахарат. Тахарат — это удаление грязи. В данном случае омовение предполагает соблю­дение внешней чистоты. В свою очередь, посредством Намаза мы стремимся к внутреннему очищению. Таким образом, соблюдая тахарат и совершая Намаз, мы добиваемся чистоты как внешней, так и внутренней.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, го­ворит:
Очищение — ключ от Намаза.
Очищение — часть веры.
Аллах Всевышний сказал:
«...Поистине Аллах любит очищающихся». (Покаяние, 108).
«О вы, которые уверовали! Когда встаёте на Намаз, то мойте ваши лица и руки до локтей, и обтирайте ваши головы и ваши ноги до щиколоток». (Трапеза, 6).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:
«Намаза нет у того, кто не совершил омовения, и нет омовения у того, кто не вспомнил имя Аллаха при совершении омовения».

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ОМОВЕНИЯ

Омовение проводится в следующей последовательности:
Намерение: «Я намереваюсь совершить обязательное омовение», после чего произносится:


Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

Затем моют руки до запястья три раза, чистят зубы зубочисткой, полоскают рот и нос — одновременно три раза. Затем моют лицо три раза. Моют руки и предплечья, захватывая небольшой участок выше локтевого сгиба (сустава). Сначала моют правую руку, а затем левую. Протирают влажными руками волосяной покров головы и ушные рако­вины изнутри и снаружи один раз. Моют ноги, включая щиколотки, ста­раясь, чтобы вода проникла между пальцами. Моют три раза сначала правую ногу, затем левую. По окончании омовения следует прочитать следующую молитву:

Ашhаду алла илаха илла Ллаху вахдаху, ла шарика лаху, ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулуху.
Аллахумма дж‘альни мина ль-мутатаххирина.

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха Единого, у Ко­торого нет сотоварища. И ещё свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. О Аллах! сделай меня в числе тех, кто покаялся в своих прегрешениях, и в числе тех, кто очищается.

ИЕРОГЛИФЫ



Обязательным и необходимым минимумом всех действий омо­вения являются нижеперечисленные шесть, а именно:
1. Намерение.
2. Омовение лица один раз.
3. Омовение обеих рук один раз до локтей.
4. Частичное обтирание головы влажной ладонью.
5. Омовение обеих ног один раз до щиколоток.
6. Соблюдение указанной последовательности.
Всё то, что в процессе омовения совершается дополнительно к вышеперечисленному, не относится к категории обязательного. Од­нако совершать это желательно и рекомендуется.

Нежелательные действия в процессе омовения
1. Излишняя затрата воды. На разовое омовение желательно рас­ходовать не более одного литра.
2. Омовение органов более трёх раз.
3. Омовение в грязном месте, во избежание попадания грязных брызг на тело и одежду.
4. Преувеличенное полоскание рта при соблюдении уразы, во из­бежание попадания воды вовнутрь.
5. Посторонние разговоры во время омовения, не связанные с вос­поминанием имени Аллаха.

Состояние тахарат считается нарушенным в следующих слу­чаях:
1. Выход кала, газов, мочи или рвотной массы.
2. Потеря сознания независимо от причин, вызвавших её (приступ, алкогольное или наркотическое опьянение и др.).
3. Сон, за исключением моментов, когда человек дремлет сидя, плотно прижав седалище. Такая ситуация может иметь место в ме­чети, когда человек в состоянии дремоты ожидает время следующего Намаза.
4. Сладострастное соприкосновение мужчины и женщины. Случай­ное соприкосновение обнажёнными участками тела (что может иметь место в общественном транспорте) не нарушает состояния омовения по трактовке большинства исламских ученных (кроме имама аш-Ша­фии).
5. Прикосновение к половым органам или анальному отверстию ладонью руки без препятствия, независимо от того, к своим или чужим.
Все вышеперечисленные моменты делают состояние омовения недействительным, и перед последующим Намазом необходимо со­вершить новое омовение. Если же омовение не нарушено, то можно совершать сколько угодно Намазов.

Примечание: При возникновении сомнения в том, нарушено со­стояние омовения или нет, надо расценивать его как ненарушенное.

СОБЛЮДЕНИЕ ЧИСТОТЫ
(второе условие)

У человека, совершающего Намаз, тело, одежда и место отправле­ния Намаза должны быть свободными от нечистот. К нечистотам при­числяются: моча, кал, рвотная масса, кровь, мертвечина, гной, тухлое яйцо. К не­чистотам относят и молоко животных, мясо которых запрещается есть.
Если перечисленные нечистоты будут находится на теле, одежде или на месте отправления Намаза, последний считается недействи­тельным.

СОБЛЮДЕНИЕ ВРЕМЕНИ НАМАЗА
(третье условие)

1. Время для совершения утреннего Намаза наступает с рассветом и заканчивается с восходом солнца.
2. Время полуденного Намаза наступает, когда солнце от зенита смещается чуть к западу, а заканчивается, когда тень от предмета ста­новится равной ей же плюс полуденная тень.
3. Время предвечернего Намаза наступает по истечении времени полуденного Намаза и заканчивается с заходом солнца.
4. Время вечернего Намаза наступает с заходом солнца и истекает, когда с горизонта исчезает зарево заката.
5. Время ночного Намаза наступает с истечением времени вечер­него Намаза и истекает с наступлением рассвета.
Намаз, совершаемый в начале своего времени, более ценен. В ха­дисах говорится, что Пророку, да благословит его Аллах да и привет­ствует, задали вопрос: «Какое деяние самое предпочтительное?»
Пророк, да благословит его Аллах да и приветствует, ответил:
Boвpeмя совершённый Намаз...
СОКРЫТИЕ АВРАТ
(четвёртое условие)

При совершении Намаза человек стоит пред Аллахом, говорит с Ним. И поэтому внешний облик и одежда должны отражать высшую почтительность к Господу. Становясь пред Всевышним, мы должны проявлять почтение и богобоязненность.
«‘Аврат» - это часть тела, которая подлежит сокрытию от посторонних взоров. Аврат у мужчин — это область, включающая часть тела, расположенную ниже пупка и выше колен. Аврат у женщин считается всё тело, кроме лица и кистей рук. Волосы на голове у женщины тоже относят к аврат и подлежат ук­рытию.

ОБРАЩЕНИЕ К КИБЛЕ
(пятое условие)

Человек, совершающий Намаз, должен быть обращён лицом к Кибле от начала и до конца Намаза. Киблой у мусульман является Священный дом Аллаха Кааба, находящийся в Заповедной мечети го­рода Мекки в Саудовской Аравии.
ЧИСЛО ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НАМАЗОВ И КОЛИЧЕСТВО РАКАТОВ (коленопреклонений)
В КАЖДОМ НАМАЗЕ

Ислам обязывает мусульманина совершать пять Намазов в сутки:
1. Утренний Намаз (салату с-субх) .............…. 2 раката
2. Полуденный Намаз (салату з-зухр) .......….. 4 раката
3. Предвечерний Намаз (салату ль-‘аср) ....... 4 раката
4. Вечерний Намаз (салту ль-магриб) ......…... 3 раката
5. Ночной Намаз (салату ль-’иша‘) ....….......... 4 раката
Помимо этих обязательных Намазов есть ещё Намазы, которые совершаются до и после обязательных Намазов и называются «ра­тиба» (мн. раватиб). Эти Намазы не причисляются к обязательным, и если даже их не совершат, не будет в этом греха. Однако совершать эти раватиб весьма желательно. Они высоко ценятся и способствуют очищению недостатков, допущенных в обязательных Намазах. Рава­тиб совершаются в следующем порядке:
2 раката перед утренним Намазом;
2 или 4 раката перед полуденным Намазом;
2 раката после полуденного Намаза;
2 раката после вечернего Намаза;
2 раката после ночного Намаза.
ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА
Теперь приступим к Намазу. Предварительно мы совершили омо­вение и учли другие ранее перечисленные требования подготовки к Намазу. Мы готовы стать пред Аллахом для беседы с Ним. Если мы чувствуем за собой грехи, порочащие нас пред лицом Всевышнего (а без них не живёт ни один человек), надо чистосердечно покаяться в совершённых проступках.
Сосредоточившись, направив свои мысли, сердце и тело к таин­ству общения со Всевышним Аллахом, обратив лицо к Кибле, мы го­товы к исполнению Намаза.
В этот момент начинаем читать азан (призыв к Намазу). Азан не относится к категории обязательного. Это сунна (весьма желательное, одобряемое). Слова азана читаются следующим образом:

Аллаhу Акбар (4 раза).
Ашхаду алла илаха илла Ллах (2 раза).
Ашхаду ’анна Мухаммад ар-расулу Ллах (2 раза).
Хаййа ‘ала с-салат (2 раза).
Хаййа ‘ала ль-фалах (2 раза).
Аллаху Акбар (2 раза).
Ла ’илаха илла Ллах (1 раз).

Аллах Превыше (всего). (4 раза)
Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха. (2 раза)
Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха. (2 раза)
Идите к Намазу. (2 раза)
Идите к успеху. (2 раза)
Аллах Превыше (всего). (2 раза)
Нет божества, кроме Аллаха. (1 раз)

АРАБСКИЙ

Примечание. Во время азана на утренний Намаз, между «хаййа ‘ала ль-фалах» и «Аллаху Акбар» читаем дважды:

Ас-салату хайрун мин ан-навм.

Намаз лучше сна. (2 раза)

АРАБСКИЙ

По окончании азана благословляем Пророка Мухаммада, да благо­словит его Аллах и приветствует, и читаем молитву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следующим образом:

Аллаhумма салли ‘ала Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммадин.
Аллахумма рабба хазихи д-да‘вати т-таммати, ва с-салати ль-ка’имати ати Мухаммадан ани ль-василата, ва ль-фадилата, ва б‘асху макаман ммахмудан ани л-лази ва‘адтах.

О Аллах! благослови Мухаммада и его семью. О Аллах, Владыка этого совершенного призыва и готовящегося Намаза! Дай Мухаммаду «васила» наивысшую ступень в Раю] и превосходство, и воскрешай его на похвальном месте, которое Ты обещал ему имеется в виду ме­сто, где в Судный День Пророк, да благословит его Аллах да и привет­ствует, встанет для оказания помощи и заступничества за мусульман].

АРАБСКИЙ

Окончив азан и произнеся эту мольбу, приступают к совершению раватиб. И непосредственно перед совершением обязательного На­маза читается икамат (призыв к выстаиванию обязательного Намаза). Слова икамат читаются следующим образом:

Аллаhу акбару, Ллаху акбар.
Ашхаду алла илаха илла Ллах
Ашхаду анна Мухаммад ар-расулу Ллах.
Хаййа ‘ала с-салати, хаййа ‘ала ль-фалах.
Кад камати с-салату, кад камати с-салат.
Аллаху Акбару, Аллаху акбар.
Ла илаха илла Ллах.

Аллах Превыше (всего). (2 раза)
Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха. (1 раз)
Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха. (1 раз)
Идите на Намаз. (1 раз)
Идите к успеху. (1 раз)
Теперь встали на Намаз. (2 раза)
Аллах Превыше (всего). (2 раза)
Нет божества, кроме Аллаха. (1 раз)

АРАБСКИЙ

А по окончании икамат приступают к совершению обязательного Намаза. Женщины не должны читать азан, но читать икамат рекомен­дуется и для них.
Примечание. Азан читается спокойно, громко, соблюдая паузу в конце каждого предложения, а икамат следует читать без пауз в отно­сительно быстром темпе.
УТРЕННИЙ НАМАЗ В ДВА РАКАТА
Направив своё лицо в сторону Каабы, сосредоточившись, мы мыс­ленно имеем намерение: исполнить утренний обязательный Намаз в два раката во имя Аллаха. Намерение — акт мысленный, духовный, имеющий главное значение в Намазе и придающий последнему дейст­вительный и определённый характер. Намерение менять нельзя в те­чение всего Намаза.
Еще раз подчёркиваем, что намерение — это духовный настрой и, следовательно, не обязательно произносить его вслух. Можно наме­рение произносить шёпотом, если это способствует, а не мешает внут­реннему сосредоточению.
Однако если намерение ограничивается только словами, оно не может считаться действительным и его необходимо повторить мыс­ленно.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Деяния определяются только намерением, и каждому причита­ется только согласно его намерению...
рис.1
Уловив момент наибольшей внутренней сосредоточенности, ут­вердив мысленно намерение, поднимаем руки до уровня ушей и, об­ращая их открытыми ладонями к Каабе, произносим такбир (рис. 1).

Аллаху Акбар!

Аллах Превыше (всего).


Затем опускаем обе руки и складываем их в верхней части живота выше пупка, при этом правая рука держит левую на запястье, как это показано на рис. 2.

рис.2

Затем читаем «Ду а‘аль-истифтах» (вступительная мольба):

Субханака Ллахумма ва бихамдика, ва табарака смука, ва та‘ала джаддука, ва ла илаха гайрука.

Свят Ты, о Аллах! И хвала Тебе! Имя Твоё благословилось и вели­чие Твоё возросло, и нет, кроме Тебя, другого божества.


Или читаем следующее клятвенное заверение Аллаху:

Ваджжаhту ваджхиа лиллази фатара с-самати, ва ль-арда ха­нифан муслиман, ва ма’ана мина ль-мушрикина. ’Инна салати, ва нусуки, ва махйайа, ва мамати ли Ллахи рабби ль-‘аламина, ла шарика лаху, ва бизалика ’умирту, ва ’ана мина ль-муслимин.

Отбросив иные религии, идеи и системы, истинно подчиняясь, я обратил своё лицо Тому, Кто сотворил Небеса и Землю. Я не из мно­гобожников. Совершаемый мною Намаз, моё поклонение, моя жизнь и моя смерть — всё во имя Аллаха, Господа миров, не имеющего сото­варищей. Поступать так велено мне, и я из числа мусульман.


Можно читать оба ду‘а аль-истифтах. Можно читать, по желанию, только один из двух. Затем перед чтением суры «аль-Фатиха» (первой суры Корана) произносим:

А‘узу би Ллахи мина ш-шайтани р-раджим.

Я прибегаю к Аллаху от проклятого Шайтана.

АРАБСКИЙ

Примечание. «Ду‘а аль-истифтах» и «а‘ узу би-Ллахи...» читаются только при исполнении первого раката.
Далее читаем суру «аль-Фатиха».

Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим.
Аль-хамду ли Ллахи рабби ль-‘аламин, ар-рахмани р-рахим, малики йавми д-дин. ’Иййака на‘буду ва ’иййака наста‘ин. ’Ихдина с-сирата ль-мустаким, сирата л-лазина ан‘амта ‘алайхим гайри ль-магдуби ‘алайхим ва ла д-далин.


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху, Владыке миров, Милостивому, Милосердному, Царю в День Суда. Тебе только мы поклоняемся и Тебя только просим по­мочь. Наставь нас на путь прямой, на путь тех, кого Ты одарил бла­гами, не тех, кто находится под гневом, и не заблудших.

АРАБСКИЙ

Затем произносим:

«Амин!»
Да будет!.

После «аль-Фатихи» читаем какую-нибудь суру или аяты из Корана (в конце книги даны некоторые короткие суры из Корана с транскрип­цией и переводом автора). «Аль-фатиха» и сура читаются спокойно, с паузой после каждого аята.

Затем делаем руку‘ (поясной поклон) — поднимаем руки до уровня ушей, как показано на рис. 1, и, произнося «Аллаху Акбар», сгибаемся в поклоне, при этом опускаем туловище в горизонтальное положение, ноги держим прямо, руки опираются на колени (рис. 3).
В таком положении произносим трижды:

Субхана раббийа ль-азым.

Свят мой Великий Господь!

Затем делаем и‘тидаль (выпрямление), поднимаем руки до уровня ушей и произносим:

Сами‘а Ллаху лиман хамидах.

Аллах прислушался к тому, кто Его восхвалил.


Возвращаемся в исходное положение, опускаем обе руки вдоль тела (рис. 4) и читаем:

рис.4

Раббана ва лака ль-хамду миль’а с-самавати, ва миль‘а ль-арди, ва миль’а ма байнахума, ва миль’а ма ши’та мин шай’ин бад.

Господь наш! Хвала Тебе, полная Небес, Земли, пространства ме­жду ними и всего остального, чего Ты пожелаешь!

Затем делаем суджуд — земной поклон. Произнося «Аллаху ак­бар!» падаем ниц. При суджуде семь частей тела обязательно должны соприкасаться с поверхностью молельного коврика: лоб, две ладони, оба колена, пальцы обеих стоп, при этом кончики пальцев направлены в сторону Киблы (рис. 5). В положении суджуда произносим трижды:


Субхана раббийа ль - а‘ аля.
Свят мой Всевышний Господь!

Продолжая оставаться на коленях и произнося «Аллаху Акбар», поднимаем туловище в вертикальное положение. При этом левая стопа подворачивается под ягодицы, иными словами, садимся на ле­вую стопу, правая же стопа остаётся в том же положении, что и при суджуде, пальцы направлены к Кибле (рис. 6). И сидя произносим.

Рабби гфир ли, ва рхамни, ва ‘афини, ва хдини, ва рзукни.

Господь мой! Прости меня и пощади, дай мне здравие и благопо­лучие. И наставь меня на верный путь и дай мне средства к существо­ванию.

Произнося «Аллаху акбар», переходим повторно в позу суджуда и произносим те же слова, что и при суджуде.
На этом месте завершается один полный ракат.
Затем, произнося «Аллаху Акбар», снова поднимаемся на ноги для совершения второго раката (рис. 2).
Примечание. При наклоне вперёд (руку‘), и при выпрямлении (и‘тидаль), и при обоих суджудах, и при сидении между двумя суджу­дами необходима пауза в одну-две секунды. Эта пауза называется тума‘нинат (спокойствие). Если при отправлении Намаза молящийся намеренно пропустит тума‘нинат в вышеизложенных местах, то Намаз нарушается и его необходимо начать с самого начала. А если же эта ошибка допущена по забвению, то надо вернуться к тому месту, где ошибся, и начать оттуда.
Второq ракат начинается с суры «аль-Фатиха», после неё читается другая сура Корана и в дальнейшем повторяется всё то, что и в первом ракате.
После того, как мы совершили суджуд во втором ракате, садимся как показано на рис. 6. При этом совершающий Намаз кладёт руки на колени ладонями вниз, а шафииты при этом правую руку собирают в кулак, выпрямив большой и указательный пальцы (рис. 7).
В этом положении читаем ат-тахиййат — приветствие Аллаху и ташаххуд — слова исповедания веры.

А. Ат-тахиййату ли Ллахи, ва с-салауату, ва т-таййибату. Ас-са­ламу ‘алайка ’аййуха н-набиййу, ва рахмату Ллахи, ва баракатух. Ас-саламу ‘алайна ва ‘ала ‘ибади Ллахи с-салихин.
Ашхаду алла илаха илла Ллаху, ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулух.

А. Почести Аллаху и молитвы и добрые слова. Мир и здравие тебе, о Пророк! И милость Аллаха и Его благодать. Мир и здравие нам и до­брым рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Ал­лаха, ещё свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник.








Б. Аллахума салли ‘ала Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммадин кама саллайта ‘ала Ибрахима ва али Ибрахима, ва барик ‘ала Му­хаммадин ва ‘ала али Мухаммадин кама баракта ‘ала Ибрахима, ва ‘ала али Ибрахима фи ль-’аламина. ’Иннака хамидун маджид.

Б. О Аллах! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада так же, как благословил Ты Ибрагима и семью Ибрагима. И ниспошли благо­дать на Мухаммада и семью Мухаммада так же, как ниспослал на Иб­рагима и на семью Ибрагима во всех мирах! Поистине, Ты достоин по­хвалы и славы.








При чтении ташаххуда, дойдя до слов «ла илаха», указательный палец правой руки поднимаем вверх, а при словах «илла Ллах» вновь опускаем (рис. 8).
По окончании ташаххуда читаем следующие молитвы — обе или одну — или какую-либо другую молитву, известную нам.

1. Аллахумма гфир лима каддамту, вама ’аххарту, вама ’ас­рарту, уама ’аланту, вама ’асрафту, вама ’анта ’аламу бихи минни ’анта ль-мукаддиму, ва ’анта ль-му’аххиру ла илаха илла ’анта.

2. О Аллах! Прости мне грехи, ранее содеянные, и те, которые бу­дут содеяны, содеянные мною скрыто и явно, и содеянные, преступив границы, и те, в которых Ты лучше осведомлён, чем я. Ты есть выдви­гающий вперёд и отодвигающий назад, нет божества, кроме Тебя.







2. Аллахумма инни ’а‘узу бика мин ‘азаби джаханнама, вамин ‘азаби ль-кабри, вамин фитнати ль-махйа, ва ль-мамати, вамин шарри фитнати ль-масихи д-даджжал.

2. Я прибегаю к Тебе от мучений Ада, и от мучений могилы, и от испытаний жизни и смерти, и от зла испытаний странствующего Дад­жала (Антихриста).


Во время совершения Намаза в положении стоя совершающему его следует направить свой взор на то место, куда должен прило­житься лоб во время суджуда при наклоне вперёд (руку‘) — на ноги; при чтении ташаххуда — на указательный палец правой руки.
По окончании Намаза поворачиваем лицо сначала вправо, затем влево, и при каждом повороте отдаём салам и говорим:

Ассаламу алайкум ва рахмату Ллах. (Рис. 9 — 10).

Мир Вам и милосердие Аллаха!


После того, как мы отдали салам, Намаз считается законченным.
При совершении Намаза оговорены обязательные элементы, вы­полнение которых строго предписано для совершающего Намаз. Их всего 13, и называются они рукн (мн. аркан). Если будет пропущен хотя бы один из этих рукнов, то Намаз считается недействительным. Итак, к обязательным рукнам относят следующие:
1. Намерение.
2. Произнесение первого такбира, то есть «Аллаху Акбар» в начале Намаза.
3. Стояние при чтении суры «аль-Фатиха» для тех, кто в состоянии стоять.
4. Чтение суры «аль-Фатиха» .
5. Поясной поклон — руку‘.
6. Возвращение в первоначальную позу — и‘тидаль.
7. Падение ниц — суджуд — семью частями тела в количестве двух раз.
8. Сидение между двумя суджудами.
9. Сидение при чтении последнего ташаххуда.
10. Чтение последнего ташаххуда, обеих его частей (А и Б).
11. Соблюдение туманинат в каждой позе Намаза.
12. Отдание салама один раз.
13. Соблюдение указанной последовательности.
Всё остальное, что читается или совершается сверх изложенного в 13 пунктах, считается необязательным, но желательным, согласно Сунне Пророка, да благословит его Аллах да и приветствует.
ВЕЧЕРНИЙ НАМАЗ В ТРИ РАКАТА
При совершении вечернего Намаза начинаем, как и положено, с намерения совершить обязательный вечерний Намаз в три раката во имя Аллаха. Одновременно, поднимая руки до уровня ушей, произно­сим «Аллаху Акбар». Особенность этого Намаза такова, что в нём чи­таются два ташаххуда: один после двух ракатов, и только часть А, вто­рой после третьего раката, и обе части А и Б вместе.
НАМАЗ В ЧЕТЫРЕ РАКАТА
(полуденный, предвечерний, ночной)
Намаз в четыре раката включает в себя два ташаххуда, читаемых после каждых двух ракатов. Поднимая руки до уровня ушей, произно­сим «Аллаху Акбар» одновременно имея намерение совершить дан­ный Намаз: «Намереваюсь совершить полуденный (предвечерний, ночной) Намаз в четыре раката во имя Аллаха».
При совершении четырёхракатного Намаза совершающий его по­сле первых двух ракатов читает из ташаххыда только часть А, а затем в последних двух ракатах читает суру «аль-Фатиха» без последующего добавления других сур из Корана. Последний ташаххуд совершающий Намаз читает полностью — обе части А и Б.
Примечание: В обоих ракатах утреннего Намаза и в первых двух ракатах вечернего и ночного Намазов «аль-Фатиха» и последующие суры как имам, так и самостоятельно совершающий Намаз, произносят вслух. Остальные молитвы Намаза читаются про себя.

МОЛИТВЫ,
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОСЛЕ НАМАЗА

По окончании Намаза человек вправе покинуть место совершения Намаза и отправиться по своим делам. Однако если у него нет сроч­ных дел или неотложных занятий, то желательно остаться на месте моления и читать те молитвы, которые переданы от Пророка Мухам­мада, да благословит его Аллах да и приветствует.
К тому же, по преданию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, время непосредственно после Намаза считается наибо­лее благоприятным, так как Аллах в это время больше внемлет мольбе своего раба. Ниже приводятся некоторые пророческие мо­литвы:
1. Астагфиру Ллах, астагфиру Ллах, астагфиру Ллах. Ал­лахумма ’анта с-саламу, ва минка с-саламу, табаракта йаза ль-джалали ва ль-икрам.

Прошу у Аллаха прощения (3 раза). О Аллах! Ты есть Мир и от Тебя исходит мир. Умножилась Твоя благодать, о Обладатель Вели­чия и Почитания.



2. Ла илаха илла Ллаху уахдаху, ла шарика лаху, лаху ль-мульку, ва лаху ль-хамду, ва хува ‘ала кулли шай’ин кадир. Ал­лахумма ла мани‘а лима а‘тайта вала му‘тийа лима мана‘та, вала йанфа‘у за ль-джадди минка ль-джадд.

2. Нет божества, кроме Аллаха, Единого, не имеющего сотова­рища, царствие принадлежит Ему, Ему хвала и Он Всемогущ. О Аллах! Никто не воспрепятствует тому, что Ты даёшь, и никто не даст того, чего Ты не хочешь дать, нет пользы старающемуся, старание только от Тебя.



3. Аллахумма а‘инни ала зикрика, ва шукрика, ва хусни ибада­тик.

3. О Аллах! Помоги мне вспомнить Тебя и благодарить Тебя и лучше поклоняться Тебе.

4. Аллаху ла илаха илла хува ль-хаййу ль-каййуму, ла та’хузуху синатун вала навмун. Лаху ма фи с-самавати вама фи ль-арди. Ман за л-лази йашфа‘у ‘индаху илла биизнихи?
Йа‘ламу ма байна ’айдихим, вама хальфахум, вала йухитуна бишай’ин мин ‘ильмихи илла бима ша’а.
Васи‘а курсиййуху с-самавати ва ль-арда, вала йа’удуху хиф­зухума вахува ль-‘алиййу ль-азым.

4. Аллах — нет божества кроме Него, Живого, вечно Существую­щего, не одолевает Его ни дремота, ни сон. Ему принадлежит всё, что в Небесах и всё, что на Земле. Кто пред ним заступится без Его раз­решения? Он знает, что было перед ними и знает, что будет после них. Они овладевают из Его знаний только тем, что Он пожелает. Трон Его объемлет Небеса и Землю, и не тяготит Его защита их. Истинно, Он — Всевышний, Великий.


5. Субхана Ллахи ва ль-хамду ли Ллахи, ва Ллаху акбар (33 раза).
Ла илаха илла Ллаху вахдаху, ла шарика лаху, лаху ль-мульку ва лаху ль-хамду, ва хува ‘ала кулли шай’ин кадыр. (1 раз)

5. Свят Аллах! И хвала Аллаху! И Аллах Превыше (всего).
Нет божества, кроме Аллаха, Единого, не имеющего сотоварищей, Ему принадлежит царствие и Ему хвала, и Он — Всемогущ!


6. Аллахумма ’инни а‘узу бика мина ль-бухли, ва а’узу бика мина ль-джубни, ва а‘узу бика мина ль-‘аджзи, ва а‘узу бика мин ан ’урадда ила арзали ль-‘умри, ва а‘узу бика мин фитнати д-дунйа, уа а‘узу бика мин ‘азаби ль-кабр.

6. О Аллах! Прибегаю к Тебе от скупости и от трусости, и от бесси­лия, и от оскудения ума при старости, и от испытаний земных, и от му­чений загробных.

ИЕРОГЛИФЫ


Можно и нужно просить у Аллаха исполнения и других благих лич­ных целей и пожеланий.
Вышеприведённые молитвы желательно читать непосредственно после Намаза и желательно полностью. Однако можно ограничиться чтением одной или двух молитв. Не будет большим нарушением и не подлежит осуждению то, если после Намаза не читать ничего.

НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПРИ СОВЕРШЕНИИ НАМАЗА
(Макрухату с-салат)

1. Ощупывать что-либо пальцами (например, бороду, одежду).
2. Поворачивать лицо в ту или иную сторону без надобности.
3. Совершать Намаз, взирая на вещи, которые нарушают внутрен­нюю сосредоточенность (картинки, рисунки и т.д.).
4. Совершать Намаз, если он не слишком запаздывает, имея рядом притягательную пищу.
5. Совершать Намаз при состоянии, когда организм требует сроч­ного отправления естественных потребностей.
6. Совершать Намаз на кладбище, в бане, в местах свалки мусора, в чрезмерно многолюдных местах, затрудняющих нормальное выпол­нение Намаза (например, на базаре, вокзале, посредине дороги), а выбрать место без помех.
7. Зевать при совершении Намаза. Если невмоготу сдерживать зе­вок, то следует прикрыть рот левой рукой, с целью подавить зевоту.
8. Совершать Намаз, находясь в дремотном состоянии.
9. Читать что-либо из Корана, находясь в позах руку‘ и суджуда.
10. Смотреть на небо.
11. Переплетать пальцы и прищёлкивать ими.
12. Подавать знаки мимикой, глазами или пальцами.
13. При суджуде держаться за одежду или волосы, ниспадающие на молитвенное место.
14. В мечети постоянно держаться одного и того же места.
15. Нарушать последовательность чтения сур из Корана в ракатах, которые рекомендуется читать после суры «аль-Фатиха». Желательно их читать в той же последовательности, в какой они расположены в Коране.
16. Складывать руки ниже пупка во время стояния.
17. Опираться всем предплечьем на молитвенное место при суд­жуде.
18. При ташаххуде сидеть опираясь на седалище и на ноги с под­нятыми вверх коленями, «по-собачьи».

Все перечисленные моменты умаляют значимость Намаза, но не нарушают его, и желательно их избегать.

ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ НАМАЗ
(Мубтилату с-салати)

1. Пропуск хотя бы одного из 13 рукнов Намаза (обязательной части). Если пропуск непреднамеренный и в последующем совершаю­щий Намаз вспомнил о пропущенном рукне, то необходимо возвра­титься к месту пропуска и повторить Намаз с этого места.
2. Приём пищи или питья, хотя бы в малом количестве.
3. Смех и тем более хохот.
4. Обращение к кому-либо или разговор с кем-либо, кроме Аллаха. Если понадобилось обратить чьё-либо внимание на что-то, то следует произнести вслух «субхана Ллах».
5. Посторонние движения, дающие окружающим повод думать, что человек не совершает Намаз. Намаз не нарушается при совершении малозаметных движений, а также, при необходимости, шага вперёд или назад.
6. Нарушение хотя бы одного из пяти условий Намаза.
7. Отсутствие намерения для совершения Намаза.

ПОКЛОНЫ, СОВЕРШАЕМЫЕ В СЛУЧАЕ
НЕПРЕДНАМЕРЕННОЙ ОШИБКИ
(Суджуду с-сахв)

При допущении непреднамеренной ошибки во время выполнения Намаза, для её восполнения Аллахом указан путь — совершить суд­жуду с-сахв — поклоны за свои ошибки. Суджуду с-сахв совершается дважды в конце Намаза непосредственно перед отданием салама, и делают его при допущении следующих ошибок:
1. При отдании салама до окончания Намаза. Заметив свою оп­лошность, необходимо прибавить к уже совершённой части Намаза ос­тавшуюся часть, доведя его до конца, затем перед отданием салама совершить суджуду с-сахв в количестве двух раз. То же самое следует делать и при пропуске любого рукна.
2. Если совершён лишний ракат.
3. Если совершающий Намаз не прочитал первый ташаххуд в На­мазе, где требуется читать два ташаххуда. В этом случае, если совер­шающий Намаз вспомнил об этом до того, пока ещё не выпрямился и не перешёл в позу стояния, то можно сесть для чтения ташаххуда (но не обязательно). Если же совершающий Намаз полностью перешёл в позу стояния, то садиться воспрещается. А в конце он совершает суд­жуду с-сахв.
4. При возникновении сомнения в количестве совершённых рака­тов, посланник Аллаха, да благословит его Аллах да и приветствует, говорил:
Кто из вас сомневается в количестве ракатов, совершённых во время того или иного Намаза, три или четыре, то пусть оставит всякое сомнение и остановится на меньшем то есть, три раката, а не четыре], затем совершает суджуд в количестве двух раз перед ожи­данием салама.


СОКРАЩЕНИЕ И ПЕРЕНОС НАМАЗА

В жизни мусульманина могут возникнуть такие ситуации, когда ему не удаётся своевременно и как положено совершить Намаз. Такие си­туации могут возникать во время путешествия и в непредвиденных тя­жёлых условиях. Учитывая эти обстоятельства, Всевышний Аллах, хвала Ему, облегчил условия для совершения обязательных Намазов, а именно: позволил сокращать и переносить обязательные Намазы.

Сокращение Намаза (аль-касру)
Сокращение Намаза означает сокращение четырёхракатного На­маза (полуденного, предвечернего, ночного) в два раката вместо четы­рёх, после того, как мусульманин имел на то намерение. Право на со­кращение Намаза даётся путнику, которому предстоит проделать путь не менее 80 км. И это право сохраняется за ним с того момента, как он покинул свой населённый пункт, вплоть до возвращения домой.
Сокращение не распространяется на утренний и вечерний Намазы.
Сокращение Намаза — это милость от Аллаха, Его подарок Своим рабам. В предании говорится, что не было случая, чтобы Пророк, да благословит его Аллах да и приветствует, во время путешествия не со­кратил четырёхракатного Намаза. В хадисе сказано, что Пророк, да благословит его Аллах да и приветствует, говорил:
Это милостыня, которой вас одарил Аллах, примите же Его ми­лостыню.
Исходя из этого, предпочтительнее и весьма желательно пользо­ваться этим правом, ведь Аллах любит, когда применяют Его льготы так же, как любит, когда выполняют Его предписания, как передано в хадисе.
Не имеет значения, как человек отправился в путешествие — пеш­ком, верхом, на самолёте или на другом виде транспорта.

Перенос Намаза (аль-джам‘у)
Перенос Намаза — это совершение двух Намазов во время одного из них. Переносить Намаз разрешается путнику, о котором мы гово­рили выше, и лицам, у которых нет возможности своевременно совер­шать Намаз.
Переносить можно предвечерний Намаз на полуденный, хотя время того ещё не наступило, или наоборот, полуденный Намаз отсро­чить к предвечернему и совершить во время последнего, хотя время первого уже истекло, и для них это не будет нарушением. Также можно совместить во времени вечерний и ночной Намазы, перенося время исполнения одного к другому, в зависимости от обстоятельств.
Утренний Намаз переносу и отсрочке не подлежит, его надо со­вершать только в своё время. Нельзя также переносить полуденный и ночной Намазы на утро. Нельзя совмещать предвечерний и вечерний Намазы.
К категории людей, которым разрешён перенос Намаза, можно от­нести:
1. Студентов, если во время Намаза они находятся на занятиях, лекциях, экзаменах и у них нет возможности отлучиться.
2. Солдат, находящихся на службе, заключённых в лагерях и тюрьмах, если и те и другие находятся в тяжёлых условиях, не позво­ляющих своевременно совершить Намазы.
3. Другие экстремальные случаи, предусмотренные Шариатом.

ГРУППОВОЙ НАМАЗ
(Джама‘ат Намаз)

Джама‘ат Намаз — этo Намаз, в котором участвуют два и более человека. Чем больше людей в нём участвуют, тем больше воздаяния от Аллаха. Вознаграждение от участия в Джама‘ат. Намазе в 27 раз больше, чем отправление одиночного Намаза. (Если бы вознагражде­ние шло сразу вслед за Намазом и выражалось бы в материальных вещах или деньгах, то можно предположить, что абсолютное большин­ство людей стремилось бы к Джама‘ат Намазу).
Джама‘ат Намаз является коллективной обязанностью и его необ­ходимо совершать хотя бы частью населения того населённого пункта, где находятся мусульмане. Открытое совершение Джама‘ат Намаза служит одним из критериев того, что в данном регионе существует Ис­лам. Если на территории, подвластной исламскому правлению, суще­ствует селение (город, район), где не совершается Джама‘ат Намаз, то правитель этой страны должен объявить непримиримый бой этому му­сульманскому селению (городу, району).
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, предупреждал, что если 3 и более человек соберутся вместе и не бу­дут соблюдать Джама‘ат, то ими завладеет сатана, и редко когда кому-либо разрешал отсутствовать на Джама‘ат Намазе. Даже когда Ибн Мактум жаловался Пророку, да благословит его Аллах и приветст­вует, что он слепой и дом его далеко от мечети, и что у него нет подхо­дящего поводыря и спрашивал, нельзя ли ему оставаться дома, Про­рок, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
«Если слышишь слова азана, то отзовись хотя бы ползком».
Джама‘ат Намаз имеет неоценимое значение для исламского oбщества, он даёт определенный импульс в укреплении имана, Ис­лама в целом, как гармонично целостной системы поклонения Аллаху Всевышнему. Этот Намаз несёт с собой много позитивных моментов для Ислама, а именно:
1. Указывает на единство всех мусульман независимо от их соци­ального происхождения, расовой или национальной принадлежности.
2. Способствует стиранию всех различий между мусульманами, так как их объединяет цель, ради которой они живут на этой Земле. В На­мазе они стоят пред Аллахом, и они для Него одинаковы, как зубья од­ной расчёски. Различие, которое имеет место между мусульманами, будет определяться только лишь уровнем их богобоязненности.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Истинно, Аллах не смотрит на вашу внешность и ваше богат­ство, а смотрит Он на ваши души и ваши деяния».
3. Джама‘ат Намаз воспитывает в мусульманине чувство организо­ванности и повиновения руководителям, соблюдающим законы Ис­лама.
4. Джама‘ат сближает мусульман, развивает и углубляет в них чув­ство солидарности, любви, братства, уважения друг к другу, стремле­ния к взаимопомощи.
Учитывая огромное значение коллективного совершения Намаза и других видов поклонения и то, что невозможно одолеть мусульман, пока у них есть сплочённый коллектив, ярые противники Ислама все­гда старались и стараются разрушить их единство и создать всевоз­можные препятствия для его выполнения.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЖАМА‘АТ НАМАЗА

Впереди совершающих Намаз стоит имам — духовное лицо, воз­главляющее групповой Намаз. За ним в строгую шеренгу становятся ряды ма‘мумов (совершающих Намаз, следуя за имамом). Муаззин читает икамат, возвещая тем самым о начале обязательного Намаза, после чего имам приступает к Намазу, предварительно укрепив в душе намерение руководить Джама‘ат Намазом в качестве имама. Как только в его душу западает намерение, имам начинает Намаз, громко произнося «Аллаhу Акбар».
Слова такбира служат сигналом для ма‘мумов, и они, в свою оче­редь, укрепив в душе намерение, совершить Намаз совместно, за има­мом приступают к Намазу. Далее имам продолжает последовательно выполнять все рукны Намаза, а ма- ‘мумы повторяют все движения за ним. При этом ма‘мум в своих действиях должен чуть-чуть отставать. В случае, если он намеренно опередит имама в каком-либо действии, Намаз нарушается, а если опередит невольно, то ему необходимо воз­вратиться, чтобы совершать рукны вслед за имамом. Во время от­правления утреннего, вечернего и ночного Намазов сура «аль-Фати­хат» и следующая за ней другая избранная сура читаются имамом громко, ма‘мум при этом слушает. Bcё остальное время в Намазе как имам, так и ма‘мумы произносят слова молитвы про себя.
Все такбиры (произнесение «Аллаhу Акбар»), как первый, так и те, которые произносятся при смене рукна, а также «сами‘а Ллаhу...» при переходе в и‘тидаль и «салам», завершающий Намаз, произносятся громко, чтобы было слышно всем совершающим Намаз, во всех пяти Намазах. А ма‘мумы произносят это про себя.

Если Джама‘ат Намаз совершается двумя лицами, ма‘мум стано­вится справа и чуть сзади имама (рис. 11). Женщина должна стоять за спиной имама-мужчины, кем бы она ни доводилась имаму (матерью, сестрой или женой). Когда в Джама‘ат Намазе участвуют три и более человек, то имам становится впереди, а ма‘мумы за спиной имама в строгую шеренгу (рис. 12).
Имам является как бы делегатом к Аллаху от данной группы моля­щихся. Поэтому имамом должен быть тот, кто наиболее благонравен, богобоязнен, пользуется уважением за свои познания в богословии и жизни, строго придерживается принципов Корана и Сунны.
Азан и икамат читает не имам, а другое лицо, которое называется муаззином.
Женщина, каким бы образованием и качествами она ни обладала, не может быть имамом для группы, в которой есть мужчина. Она может руководить только женской группой.

Опоздание на Джама‘ат Намаз (аль-масбук)
Если ма‘мум опоздал к началу совместного Намаза, он должен спо­койно стать в шеренгу молящихся, затем иметь намерение совершить Намаз за имамом, и, произнося «Аллаhу Акбар», включиться в совер­шение Намаза. После этого он принимает то положение, в котором на­ходится имам, и продолжает вместе с другими ма‘мумами и те рукны, которые он успел захватить. Если опоздавший успел включиться в групповой Намаз до дачи первого салама, то он считается достигшим участия в совместном Намазе. Если опоздавший успел вместе с има­мом совершить поясной поклон руку‘ того или иного раката, то данный ракат ма‘муму засчитывается, хотя он и не прочитал суру «аль-Фа­тиха». Но если ма‘мум успел только к моменту выпрямления имама по­сле руку‘, то данный ракаат ма‘муму не засчитывается.
Опоздавший ма‘мум после того, как имам завершает Намаз, встаёт и восполняет недостающие для себя ракааты.

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ
(Джум‘а Намаз)

Джум‘а Намаз — это обязательный Намаз, совершаемый коллек­тивно в пятницу вместо полуденного Намаза в соборной мечети села или города его жителями.
О значении этого дня сказано в Коране:
«О вы, которые уверовали! когда вы услышите призыв к На­мазу в день собрания пятницу], то устремитесь к поминанию имени Аллаха и оставьте торговлю. Это лучшее для вас, если вы знаете». (Собрание, 9).

Порядок совершения Джум‘а Намаза
Имам поднимается на трибуну перед совершающими Намаз и, про­износя салам, приветствует собравшихся в мечети мусульман. Затем муаззин читает азан. После окончания азана имам начинает хутбу (проповедь).
Хутба читается имамом стоя. По окончании первой части хытбы имам на короткое время присаживается, делая паузу. Затем встаёт и читает вторую часть хутбы. Закончив её, имам спускается с трибуны и становится впереди совершающих Намаз. Муаззин читает икамат, имам начинает вслух совершать Джум‘а Намаз, состоящий из двух ра­катов. Мусульмане, в свою очередь, последовательно повторяют за имамом все действия, совершаемые в Намазе.
В этот день желательно больше обычного обращаться к Аллаху с мольбами, молитвами, просьбами, читать Коран, так как этот день, по словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является еженедельным праздником мусульман.

ПОХОРОННЫЙ НАМАЗ
(Джаназа Намаз)

Это обязательный Намаз, совершаемый над покойным мусульма­нином перед его погребением. В этом Намазе все просят у Аллаха прощения и милосердия к покойному мусульманину, чтобы Аллах ввёл его в Свой Рай и помиловал в День Суда.
Перед совершением Джаназа Намаза, как и любого другого На­маза, надо соблюдать все условия для Намаза, за исключением вре­мени.
Для совершения похоронного Намаза тело покойного должно быть подготовлено к погребению в соответствии с предписаниями Шариата. Совершают омовение тела, используют благовония, пеленают в белый саван. После этого и читается Джаназа Намаз. Его можно исполнять одному мусульманину и совместно в группе. Предпочтительней второй вариант.

Порядок исполнения Джаназа Намаза
Совершающий похоронный Намаз становится на чистое место, об­ратившись к Кибле, предварительно уложив перед собой поперёк на­правления Киблы тело покойного, обмытого, окутанного в саван, гото­вого преданию земле.
Порядок исполнения Джаназа Намаза следующий:
1. Имея намерение на Джаназа Намаз за душу покойного и подни­мая руки до уровня ушей, произносим такбир «Аллаху Акбар». Затем руки складываем, как и в других Намазах, на нижней части груди выше пупка.
2. Читаем суру «аль-Фатиха».
3. Во второй раз поднимаем руки до уровня ушей, произнося так­бир.
4. Читаем вторую часть ташаххуда (часть Б).
5. В третий раз поднимаем руки, произнося такбир.
6. Просим у Аллаха прощения и милосердия покойному.
7. В четвёртый раз поднимаем руки и произносим такбир и ещё раз просим у Аллаха прощения и милосердия покойному.
8. Даём салам.
На этом Намаз закончен.
ПОСЛЕСЛОВИЕ

На этом мы заканчиваем изложение основных правил, которые не­обходимо соблюдать при выполнении Намаза. Конечно, наше описа­ние Намаза не может исчерпать всей его многогранности, не даёт от­ветов на все вопросы, которые могут возникнуть при соблюдении и изучении этого столпа Ислама.
Если бы в нашу задачу входило расширенное описание, учиты­вающее все его детали и оттенки, получилась бы достаточно объёми­стая книга.
Наша задача была несколько иной — осветить основные моменты, наиболее необходимые, соблюдение которых можно оценить как достаточное при совершении Намаза. Эта книга даёт ответы на самые необходимые вопросы.
Красота и точность ни в чём, а особенно в деле поклонения Ал­лаху, не имеют предела. Поэтому не надо останавливаться на достиг­нутом, надо проверять усвоенное, стремиться к расширению знаний, совершенствованию произношения, соблюдению точности в чтении.
Надо стараться общаться с богобоязненными и образованными людьми, стараться чаще посещать мечети. Из сказанного выше мы уже знаем, какое важное значение имеет в Исламе коллективное ис­полнение 2-го рукна Ислама.
Желаем всем крепкого имана (веры).

И в заключение воздадим хвалу Аллаху
— Господу всех миров!
И да благословит Аллах пророка Мухаммада,
его се­мью и его сподвижников!

Краткий словарь арабских терминов, употреблённых в книге

Азан — определённые слова призыва к Намазу, читаемые муаззи­ном.
Аврат — часть тела, подлежащая сокрытию от чужих взоров.
‘Аср — предвечернее время.
Аят — стих Корана, одно полное предложение или абзац в сурах Корана.
Аяту ль-Курси — один из самых значимых аятов Корана аят о Троне Аллаха.
Даджал — Антихрист.
Ду‘а — мольба, просьба, зов.
Ду‘а аль-истифтах — мольба к Аллаху, произносимая в начале первого раката Намаза.
Джама‘ат Намаз — совместный, коллективный Намаз.
Джаназа Намаз — Похопонный Намаз, совершаемый над покойни­ком.
Джум‘а Намаз — Пятничный Намаз.
Закят — третий столп Ислама: налог, взимаемый один раз в году с мусульман, владеющих определённым имуществом.
Зикр (мн. число азкяр) — моления, заключающиеся в беспрерыв­ном произнесении хором имени Аллаха.
Зухп — полдень, полуденное время.
И‘тидаль — поза стояния после руку‘.
Икамат (от глагола кама — вставать) — определённые слова, про­износимые муаззином непосредственно перед началом обязательного Намаза, возвещение о начале Намаза.
Имам — лицо, стоящее впереди совершающих Намаз, руководя­щее совместным Намазом.
Иман — вера.
Иша‘ — поздний вечер.
Кааба (Ка’ба) — Священный дом в городе Мекке, являющийся для мусульманина Киблой. Он же и место совершения Хаджа.
Кибла — сторона, в направлении которой обращается совершаю­щий Намаз мусульманин. Киблой для мусульман является Кааба.
Коран — речь Аллаха, ниспосланная Им через ангела Джабраила Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует.
Магриб — вечернее время, время заката солнца.
Ма‘мум — лицо, совершающее Намаз в составе группы за имамом.
Ми‘радж — ночное перенесение из Меккии в Иерусалим Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
Муаззин — человек, призывающий к Намазу и возвещающий с ми­нарета время Намаза.
Намаз — совокупность действий и молитв, установленных в опре­делённой форме и последовательности, начинаемых такбиром и за­вершаемых саламом.
Ракат — часть Намаза, состоящая из нескольких рукнов, включаю­щая в себя одноразовое стояние.
Ратибат (мн. число раватиб) — Намазы, регулярно совершаемые перед и после обязательных Намазов.
Руку‘ (мн. число руку‘) — ракат — пояцной поклон, совершаемый горизонтально выпрямив спину и опираясь руками на колени (см. рис. 3).
Рукн (мн. число аркан) — 1.главная составная часть (столп) Ислама. 2. часть Намаза и других видов поклонения.
Суджуд — земной поклон, падение ниц в поклонении.
Суджуду с-сахв — суджуд, совершаемый в конце Намаза для очищения погрешностей, допущенных в Намазе.
Сунна — 1) Совокупность хадисов о высказываниях и деятельно­сти Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует;
2) обычаи, практика Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и тем самым рекомендуемые для его Уммы (но не­обязательные).
Сура — глава Корана (в Коране 114 сур).
Такбир — произнесение славословия «Аллаху Акбар».
Ташаххуд — свидетельство веры, произносимое в Намазе в сидя­чем положении. Это свидетельство о том, что нет божества, кроме Ал­лаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха.
Тума‘нинат — расслабление тела, спокойствие, передышка.
Умма — община, сообщество. Все мусульмане — Умма Мухам­мада, да благословит его Аллах и да приветствует.
Ураза — мусульманский пост, который обязан соблюдать право­верный в течение священного месяца Рамадана. Во время поста му­сульманину запрещено есть, пить, курить, иметь половой контакт, а также сквернословить в течение дня от рассвета до захода солнца.
Фатиха (аль-Фатиха) — первая сура, открывающая Коран. Эта сура читается в каждом ракате Намаза.
Хадис — предание, рассказ о том, что сделал и что сказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.
Тахарат — 1) чистота, непорочность; 2) очищение, омовение.
Шари‘ат — свод законов и законоположений, составленных на ос­нове Корана и Сунны (Шариат).
Шахада — свидетельство «нет божества, кроме Аллаха, и Мухам­мад — посланник Аллаха».
Тахиййат — приветствие.


НЕКОТОРЫЕ АЯТЫ ИЗ КОРАНА
И ХАДИСЫ О НАМАЗЕ

АЯТЫ
«Соблюдайте Намазы и Намаз средний, и стойте пред Аллахом благоговейно». (Корова, 238).
«Обратитесь за помощью к терпению и Намазу, ведь он — ве­ликая тягота, кроме как для смиренных». (Корова, 45).
«Выстаивайте Намаз в обоих концах дня и в близких часах ночи. Поистине, добрые деяния удаляют дурные». (Худ, 114).
«И последовали за ними Ибрахимом] потомки, которые погу­били Намаз и пошли за страстями, и встретят они пoгибeль». (Марйам, 59).
«О вы, которые уверовали! Кланяйтесь и падайте ниц и по­клоняйтесь вашему Господу и творите добро — может быть, вы будете счастливы». (Хадж, 77).
«...и выстаивай Намаз, ведь Намаз удерживает от мерзости и дурного поступка». (Паук, 45).
«Горе же молящимся, которые о Намазе своём небрегут». (По­даяние, 4—5).

ХАДИСЫ
Первое, за что отчитывается человек в День Суда, — это На­маз. Если в Намазе он хорош, то хороши и остальные его деяния. Если же это у него страдает, то страдают и остальные его дея­ния (передал ат-Табарани).
Пример пяти Намазов подобен полноводной реке, протекающей у порога кого-либо из вас, в которой он купается ежедневно по пять раз (передал Муслим).
Пропали деяния того, кто пропустил предвечерний Намаз (пере­дал аль-Бухари).
Если Намаз не удерживает раба от скверного, то он не прибли­жается к Аллаху, а только удаляется от Него.








НЕКОТОРЫЕ КОРОТКИЕ СУРЫ ИЗ КОРАНА

Сурату ль-Зальзала
Сура «Землетрясение» (99)

Бисми Аллаhи р-рахмани р-рахим
Иза зульзилати ль-’арду зилзалаhа, ва ахраджати ль-’арду ’аска­лаhа, ва кала ль-’инсану ма лаhа, йавма’изин тухаддису ’ахбараhа, би’анна раббака ’авха лаhа. Йавма’изин йасдуру н-насу аштатан лийурав ’а‘ малаhум, фаман йа‘маль мискала зарратин хайран йа­раhу, ваман йа‘маль мискала зарратин шарран йараh.


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного
Когда сотрясётся земля до основания, и низвергнет земля ноши свои, и человек скажет: «Что случилось с нею?» — в тот день расска­жет она свои вести, потому что Господь твой внушит ей. В тот день выйдут люди, разбитые на кучки, чтобы им показаны были их деяния. И всякий, кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и всякий, кто сделал на вес пылинки зла, увидит его.

Сурату ль-‘Аср
Сура «Предвечернее время» (103)

Бисми Ллаhи р-рахмани р-рахим
Ва ль-‘асри ’инна ль-инсана ла фи хусрин, илла л-лазина ’аману ва ‘амилу с-салихати ва тавасав би ль-хакки ва тавасав би с-сабр.


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного
Клянусь предвечерним временем, поистине, человек находится в убытке, кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела, и запо­ведали друг другу истину, и заповедали друг другу терпение.

Сурату ль-Кафирун
Сура «Неверные» (109)

Бисми Ллаhи р-рахмани р-рахим
Куль йа аййуhа ль-кафируна, ла’а‘буду ма та‘будуна, ва ла ’ан­тум ‘абидуна ма ’а‘буду, ва ла ’ана ‘абидун ма ‘абадтум, ва ла ’ан­тум ‘абидуна ма ’а‘буду. Лакум динукум ва лийа дин.


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного
Скажи: «О вы, неверные! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, и вы не поклоняетесь тому, чему поклоняюсь я, и не буду я покло­няться тому, чему вы поклоняетесь, и не будете вы поклоняться тому, чему я поклоняюсь. У вас — ваша вера, и у меня — моя вера».

Сурату н-Наср
Сура «Помощь» (110)

Бисми Ллаhи р-рахмани р-рахим

Иза джаа насру Ллаhи ва ль-фатху, ва ра’айта н-наса йадху­луна фи дини Ллаhи афу аджан. Фа саббих би хамди раббика ва стагфирhу, ’иннаhу кана таввабан.


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного
Когда пришла помощь Аллаха и победа, и увидел ты, как люди тол­пами входят в религию Аллаха, то превознеси славу Владыке твоему хвалою Его, и пpocи у Него прощения. Поистине, Он — Принимающий покаяние.

Сурату ль-Ихлас
Сура «Очищение» (веры) (112)

Бисми Ллаhи р-рахмани р-рахим

Куль hува Ллаhу ахад, Аллаhу с-самад, лам йалид ва лам йу­лад, ва лам йакун лаhу куфуван ахад.


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного
Скажи: «Он есть Аллах Единый, Аллах Неизменный, Вечный, не родил Он, и не был рождён, и не был Ему равным ни один».

Сурату ль-Фалак
Сура «Рассвет» (113)

Бисми Ллаhи р-рахмани р-рахим

Куль ’а‘узу би рабби ль-фалаки мин шарри ма халака, ва мин шарри гасикин иза уакаба, ва мин шарри н-наффасати фи ль-‘укади, ва мин шарри хасидин ’иза хасад.


Во имя Аллаха Милости­вого, Милосердного
Скажи: «Я ищу прибежища у Владыки зари от зла того, что сотво­рил Он, и от зла ночи, когда расстилается она, и от зла дующих на узлы колдунов], и от зла завистника, когда он завидовал».

Сурату н-Нас
Сура «Люди» (114)

Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим

Куль ’а‘ызы бирабби н-наси, малики н-наси, илахи н-наси, мин шарри ль-васваси ль-ханнаси л-лази йувасвису фи судури н-наси мина ль-джиннати ва н-нас.


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного
Скажи: «Я ищу прибежища у Владыки рода человеческого, Царя рода человеческого, Бога рода человеческого, от зла наущателя скры­вающегося, который внушает дурные мысли сердцам людей, из джин­нов и людей».

АРТИКУЛЯЦИЯ АРАБСКИХ ЗВУКОВ

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

В арабском языке 28 согласных звуков. Наряду со звуками, совпа­дающими с русскими, в арабском языке есть звуки, которых в русском языке нет. Например: зазубные эмфатические, т.е. произносимые с особым напряжением звука, межзубные, глубокозадненёбные и гор­танные.
Звуки, которые по месту и способу артикуляции близки русским со­гласным, следующие:
[б] — ба’ун, т] — та’ун, д] — далун, р] — ра’ун, з] — зейнун, с] — синун, ш] — шинун, ф] — фа’ун, к] — кафун, л] — ламун, м] — ми­мун, н] — нунун, й] — йа’ун.
При произнесении л] следует обратить внимание на то, что он не должен звучать слишком твёрдо, но мягко, как в слове «лев».
Звук р] в отличие от русского р] произносится энергичнее, напря­жённее и никогда не смягчается.
Остальные согласные звуки арабского языка имеют свои произно­сительные особенности, аналогичных звуков в русском языке нет.

Звуки с] ( ) — са’ун и з] ( ) — залун — шумные, щелевые, межзубные.
Чтобы произнести звуки ц] и з], необходимо поместить кончик языка между зубами, чтобы он плотно примыкал к верхним зубам. Ме­жду кончиком языка и нижними зубами должна оставаться небольшая щель, и в таком положении надо энергично произнести с] и з]. Но они отличаются друг от друга тем, что з] является звонким и произносится с участием голоса, а с] — глухим и произносится без участия голоса.

Звук дж] ( ) — джимун — передненёбная, звонкая аффриката (слитное сочетание), состоящая из двух звуков.
При произнесении звука дж] элементы д] и ж] произносятся слитно, причём смычное начало д] не кончается взрывом, а мгновенно переходит в щелевой очень мягкий звук ж]. При удвоении дж] удваи­вается только второй элемент сочетания и слышно звучание джж].

Звук х] ( ) — гортанный, зевный, щелевой, глухой.
Этот звук образуется в глубине полости рта (в зеве) без непосред­ственного участия языка. В его произнесении главную роль играет над­гортанник, который сближается с задней стенкой глотки, образуя щель. Необходимое для звука х] положение органов речи можно получить при произнесении протяжного а] очень громким шёпотом. Примерно такой звук получается, когда мы дышим на стекло.

Звук х] ( ) — щелевой, шумный, глухой.
Этот звук артикулируется поднятием задней спинки языка при на­пряжённом речевом аппарате и закрытом проходе в полость носа. От русского х] арабский х] отличается большей твёрдостью и имеет не­которое сходство с русским х] в словах «храм», «храп»

Звук с] ( ) — эмфатический, зазубный, щелевой, шумный, глу­хой.
По характеру артикуляции напоминает артикуляцию простого с], но при звуке с] речевой аппарат очень напряжён, задняя часть языка поднята к мягкому нёбу. Некоторое подобие звука с] слышится в рус­ских словах «сын», «сыр».

Звук д] ( ) — эмфатический, зазубный, шумный, взрывной, звон­кий.
По характеру артикуляции звук д] полностью совпадает со звуком т], разница состоит лишь в том, что звук д] является звонким, при ко­тором вибрируют голосовые связки. Этот звук напоминает русский звук д] в слове «дым».

Звук т] ( ) — эмфатический, зазубный, шумный, взрывной, глу­хой.
Положение органов речи при артикуляции звука т] такое же, как и при простом т]. Но при произнесении т] передняя часть языка плотно прижимается к переднему нёбу и затем энергично и резко отрывается от него, причём задняя часть языка максимально оттягивается к мяг­кому нёбу. Воздух проходит через полость рта, и носовая полость за­крыта. Примерно такой же звук можно услышать в русском слове «тыл».

Звук з] ( ) — зазубный, щелевой, шумный, звонкий.
При произнесении звука з] кончик языка слегка касается внутрен­ней стороны верхних зубов. Средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух. Язык и весь речевой аппарат напряжены. Звук з] можно получить, произнеся слово «Зыков» с напряжением всего речевого аппарата.

Звук ‘] ( ) — гортанный, зевный, взрывной, звонкий.
Звук ‘] по месту образования полностью совпадает со звуком х]. Разница в артикуляции этих двух звуков состоит в следующем: при ар­тикуляции х] мышцы гортани не примыкают друг к другу вплотную, как это имеет место при артикуляции ‘]. Этот звук похож на русский а], произнесённый на самой низкой ноте.
В зависимости от огласовки буквы «айн», в русской транскрипции звук ‘ может стоять при буквах ‘а — при огласовке а], ‘и — при огла­совке и], ‘у — при огласовке у]. При огласовке «сукун», т.е. при отсут­ствии гласной над «айн», как, например, в слове «ми‘радж», звук ‘ стоит между согласными самостоятельно.

Звук г] ( ) — щелевой, шумный, звонкий.
При артикуляции звука г] задняя часть языка оттягивается назад и поднимается к мягкому нёбу, образуя при этом узкую щель, через кото­рую проходит струя воздуха, вызывающая дрожание воздуха, и рече­вой аппарат при этом напряжён.

Звук к] ( ) — шумный, взрывной, глухой.
Звук к] имеет очень отдалённое сходство с твёрдым русским к] в слове «когти». При произнесении арабского к] спинка языка соприка­сается с нёбом как можно глубже между корнем языка и самой глубо­кой частью мягкого нёба. Весь речевой аппарат напряжён.

Звук х] ( ) — ха’ун — глухой, щелевой, связочный звук.
При произнесении звука h] язык занимает то же положение, что и при артикуляции а]. Органы речи не напряжены. Воздух проходит че­рез щель между голосовыми связками, создавая акустическое впечат­ление придыхания. Подобие этого звука можно услышать в русских словах «ого» и «ага». В украинском языке так произносят звук г].

Звук й] ( ) — средненёбный, щелевой, сонант (звук, который один или вместе с другими образует слог). Арабский звук й] похож на рус­ский конечный звук в словах «май», «чай».
Под влиянием й] гласные арабского языка смягчаются: звуки а] и а] звучат как русский я] в слове «яма».

Звук в] ( ) — губно-губной, щелевой, сонант.
Органы речи при артикуляции в] занимают такое же положение, как при артикуляции гласного у] — губы должны быть выдвинуты впе­рёд, округлены и сужены. Струя воздуха проходит между губами, кото­рые затем энергично растягиваются. В английском языке есть анало­гичный звук w], в русском языке такого звука нет. Его надо произносить как в] с вытянутыми губами.
При согласном в] гласный а] звучит как а] в словах «балл», «мал», а гласный и] может приобретать оттенок ы].

Звук ’] «хамза» — связочный, глухой, взрывной.
Образуется в результате смыкания голосовых связок, которые под напором воздуха размыкаются, образуя резкий толчок, напоминающий покашливание. Звук, напоминающий «хамзу», можно услышать в слове «соавтор», если гласные оа] произнести раздельно.
На письме ’] ( ) «хамза» изображается специальным знаком , ко­торый пишется либо самостоятельно, либо с одной из трёх букв — (так называемыми подставками). Хамза может писаться над «алифом» , под «алифом» , над «вав» , над й] , которая при этом теряет свои точки.
 (320x240, 23Kb)
Рубрики:  uclam


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку