-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lorik-P

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) pozdrav_ru О_Самом_Интересном Рецепты_блюд


Сальвадор Дали - гений или великий мистификатор?

Понедельник, 06 Февраля 2012 г. 19:06 + в цитатник
Цитата сообщения Глебова_Елена Сальвадор Дали - гений или великий мистификатор?

Источник. Далее текст автора

Сальвадора Дали  (11 мая 1904 — 23 января 1989) называли «романтиком сюрреализма». Безусловно выдающаяся личность, кто как не он ассоциируется с сюрреализмом. Однако с удивлением я узнала, что в среде искусствоведов его, мягко говоря, недолюбливают. Я попыталась во всем разобраться и, шаг за шагом, и перешла на сторону искусствоведов. Начнем по порядку.

В 1929 году двадцатипятилетний каталонец Сальвадор Дали приехал в  Париж и был введен в среду сюрреалистов.

Сюрреализм -  чистый психический автоматизм, посредством которого возможно выразить устно, письменно или каким-либо иным способом действительное функционирование мысли. «Диктовка» мысли вне всякого контроля, осуществляемого рассудком, вне всякой эстетической или нравственной заинтересованности.

Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных, до этого игнорировавшихся ассоциаций, во всемогущество сна, в нецеленаправленную игру мышления. Его цель – окончательное уничтожение всех других психологических механизмов, чтобы на их место поставить решение важнейших жизненных проблем.

Дали был воодушевлен идеями иррационального, интуитивного искусства, стремился к максимальному, уже превосходящему традиционный фрейдистский метод , агрессивному проникновению в бессознательное, к полному автоматизму художественного процесса (это последнее, как и многое у Дали, было в значительной степени лукавством, поскольку его картины базированны на сухом и прагматическом расчете).

Карьера Дали в Париже складывалась непросто. Интересы сюрреалистов укоренены в трех проблемах: политика, эстетика,  интернационализм. С исторической дистанции дискуссии тех лет не кажутся слишком радикальными. Однако откровенная устремленность Дали к виртуозной технике во имя создания вполне популистских занимательных картин, стремление, захватывающее многих его адептов и за пределами Франции, Испании, все же по-своему противостоит верным сюрреализму мастерам, ищущим более отвлеченные, формальные, ассоциативные ходы.

 

О спекулятивности и дурновкусии Дали, соединенных несомненно, с поразительной изобретательностью и невероятной фантазией, написаны сотни томов, и его искусство давно существует в усредненном сознании как некое явление, уже неподвластное критике, художественному анализу. Его успех в Париже и вообще в мире столь же объясним, сколь и красноречив для характеристики уровня общественного вкуса. Самый понятный и занимательный из сюрреалистов, человек, который возвел образы подсознания до уровня современных компьютерных эффектов, он был обречен на успех. Сальвадор Дали стал первым, столь масштабным представителем модернистского кича, массового варианта псевдо интеллектуального художественного течения.

Признаюсь, в детстве посетив выставку Сальвадора Дали, я была зачарованна. Но то была «душа ребенка» (Герман Гессе), которая тянется ко всему новому, яркому. Это было, словно бы меня угостили конфеткой в яркой обертке -  красиво, понятно, доступно, «вкусно» и банально; конфетка сама просится в рот. Дали также легко раскусить, как и пресловутую конфетку, которая поманит, съешь ее, и ничего не останется…

Вялость рисунка и упрощенная палитра внесли в работы Дали ту приблизительность, то отсутствие «профессиональной магии», что сделало их особенно востребованными невзыскательным зрителем, инстинктивно ощущавшим в Дали тип «художественного демагога», опускавшего искусство до уровня «культуры потребления». Это подтверждается массовым потребительским культом Дали, существующим по сию пору, даже среди далеких от истинного интереса к искусству кругов.

Творчество Дали остается простой «отмычкой» в труднейший мир сюрреализма, благодаря которой даже инерционно и лениво мыслящий зритель, ощущает торжество собственного интеллекта. «Да! Я смотрю на это, я мыслю!» Художник старался касаться всего – религии, политики, секса, находя на все прямолинейные и вместе с тем пикантные, виртуозно придуманные и исполненные с редким пластическим однообразием ответы.

В работе Дали присутствует еще одно качество, принципиально отличающее его от сюрреализма как художественного течения. Многие художники-сюрреалисты создавали свои воображаемые миры, действительно основанные на образах бессознательного, иными словами, изображали «художественную картину душевных тайн», в то время, как Сальвадор Дали (как и многочисленные его подражатели) претендовали на своего рода натуралистический протокол очевидно моделируемых видений. Здесь Дали выходил за пространство художественной игры..

Самые прославленные его полотна рубежа 1920-х – 1930-х годов надолго программируют его будущую деятельность и в смысле образов и персонажей (переходящий из картины в картину «Великий мастурбатор»), и в смысле изобразительных ходов: превращение материи в свою противоположность, многозначительность названий,, неизменная загадочность, легко поддающаяся расшифровке, - «Постоянство памяти», где тестоподобные, текучие часы, разлагаюийся циферблат, знакомый персонаж – все складывается в эффектный, приятно волнующий своей доступностью ребус.

Естественно, будучи человеком одаренным и страстным, порой Дали писал картины, пронзительно и точно резонировавшие времени. А что касается игры, то она полностью переместилась в его поведенческие, человеческие качества, которые сделали его, быть может, первым подлинным шоуменом, проложившим путь, для великих мистификаторов новых поколений.

Рубрики:  Сюрреализм
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку