-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_v_orlov

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.12.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 0




Василий Бровко - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://v-orlov.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://v-orlov.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Новость, облетевшая мир

Вторник, 09 Декабря 2014 г. 18:31 + в цитатник
2 декабря мы презентовали новый бренд "Калашникова". Это событие, не побоюсь этого слова, планетарного масштаба, как показала последующая аналитика инфополя. Мы презентовали самый народный бренд России. Автомат Калашникова был сделан человеком из народа и для народа. Сам по себе автомат Калашникова – достояние мировой культуры.
Архитектура бренда (1)

Сегодня это бренд боевого оружия, философия которого, выраженная в слогане "Оружие мира" / "Protecting peace", легла в основу всех коммуникаций и системы дизайна. С ним в руках человек способен обеспечить мирное будущее своей семьи, народа и страны. Поэтому боевое оружие "Калашникова" позиционируется как единственное (!) в мире, обладающее репутационным капиталом со знаком "+". Этого удалось достичь благодаря той значительной роли, которую сыграл легендарный автомат в борьбе различных народов за независимость, за мир и право на обладание суверенитетом.

Неудивительно, что в день презентации новость о новом бренде просто разорвала мировое информационное пространство: на сегодняшний день – почти 1700 публикаций на всех континентах. О новом бренде "Калашникова" писали везде и все. 99% выходов – позитивные. Не вспомню сейчас такого же глобального позитивного события из России с момента Олимпиады в Сочи. Продуктового же инфоповода такого масштаба со знаком плюс не было десятки лет.
Количество публикаций в международных СМИ за 4 дня превысило 900. Материалы о ребрендинге вышли на 13 языках мира в более чем 60 странах. Ребрендингу "Калашникова" посвящены 90 статей в важнейших китайских СМИ, сотни материалов вышли в Юго-Восточной Азии, десятки перепечаток – на всех европейских языках.

Так вот, конечно, все вы видели новости на сей счет в российской прессе, на российском телевидении. Поэтому я не буду рассказывать про то, как мы занимаемся коммуникациями, я хочу сказать о различии в уровне дискурса между российской и иностранной (не только западной) прессой. Если в России всех интересовал вопрос, сколько денег и зачем, а также высказывались свои мнения (а надо сказать, что оценочные суждения и вкусовые предпочтения в оценках бренда – это, скорее, символ невежества), то на Западе все обсуждали идею, слоган и актуальность идеи.

Прекрасная статья вышла в британском The Guardian (http://www.theguardian.com/world/2014/dec/02/kalashnikov-promoting-peace-calm-notorious-gun-gets-makeover), в ней рассказали и про ребрендинг, и про выход на новые рынки, и про историю концерна, считали все смыслы нового дизайна.

"Во вторник Концерн "Калашников" запустил новый бренд. Теперь концерн оснащен новым логотипом и философией бренда. "Калашников" – это оружие мира, и с помощью него концерн готов дать отпор американским санкциям. Концерн "Калашников" обратился в ведущее российское агентство, для того чтобы обновить свой имидж и компенсировать экономический урон от санкций с помощью подобного маркетингового хода. Новый комплексный бренд включает в себя айдентику для охотничьего и спортивного оружия.
Глава Концерна "Калашников" Алексей Криворучко заявил, что "Калашников" и сейчас узнаваем по всему миру. "Ребрендинг является логичным итогом и символом глобальных изменений, произошедших в бизнес-процессах и продуктовой линейке концерна. Наш новый бренд отражает наши ключевые принципы: надежность, ответственность и технологическую эффективность", – сказал А. Криворучко".

Да даже радикальный Washington Post, хоть и вспомнил зачем-то фильм с Николасом Кейджем, в целом вышел с позитивной статьей: "Слоган концерна звучит как "Оружие мира" и имеет двоякое значение. С одной стороны, автомат Калашникова является оружием защиты, его применение позволяет гарантировать безопасность. С другой стороны, "Оружие мира" указывает на его распространенность во всех регионах мира". Тот же "Вашингтон Пост" набросил читателям: "АК широко использовался против войск американской коалиции в Афганской и Иракских войнах"
(http://www.washingtonpost.com/news/checkpoint/wp/2014/12/03/arms-dealer-kalashnikovs-image-makeover-selling-weapons-of-peace/).

Скрипя зубами, признали безоговорочный успех ребрендинга The Telegraph (http://www.telegraph.co.uk/finance/newsbysector/industry/defence/11268595/Kalashnikov-rebrands-with-protecting-peace-slogan-and-sportswear-range.html).

"Российский концерн "Калашников" провел ребрендинг, для того чтобы сделать шаг вперед и избавиться от каких бы то ни было негативных ассоциаций. Концерн заявил, что планирует расширить свои продуктовые компетенции и будет выпускать спортивную и охотничью одежду, а также аксессуары. Обновив корпоративный бренд, "Калашников" стал "оружием мира". Философия
бренда заключается в том, что оружие должно выступать гарантом безопасности, справедливости и права на жизнь. Оружие делает человека ответственным за сохранение мира и защищает слабых от сильных. Концерн также будет использовать наследие великого Михаила Тимофеевича Калашникова. В умах сотен людей легендарный автомат АК-47 является символом борьбы с империализмом и колониальной эксплуатацией, символом борьбы за свободу и демократию".

Развернутые статьи о ребрендинге появились, разумеется, на Ближнем Востоке.

(http://www.timesofoman.com/Columns/2491/Article-World-at-war-is-good-news-for-Kalashnikov).

Издание выходит с основным посылом, что Россия не боится холодной войны и политическая ситуация в мире открывает новые возможности для российского военно-промышленного комплекса.

Также в очередной раз стало понятно, что "Калашников" – это еще и символ поп-культуры. Феноменальная, разрывная статья появилась в американском Vice (одном из главных журналов о поп-культуре в мире) (https://www.vice.com/en_ca/read/every-warlords-favourite-assault-rifle-is-getting-rebranded-324).

"Давайте смотреть правде в глаза. Не так важно, какая вариация АК ваша любимая. Автомат Калашникова занимает доминирующее место в поп-культуре в качестве символа антиамериканской силы. В какой бы зоне конфликта ни оказывались американские войска, им всегда будет противостоять человек с АК".

"Слоган "Калашникова" на русском (в зависимости от того, как вы переведете слово "мир") говорит нам о том, что "Калашников" с гордостью принимает тот факт, что АК – самое популярное оружие в мире. Возможно, еще и самое узнаваемое. Сколько стволов теперь можно обнаружить на флагах различных государств или лицах рэперов из Майами?"

"Никто не может отрицать того, что автомат Калашникова выдерживает любые испытания войной. Даже пролежав в иракской пустыне двадцать лет, это оружие все равно будет стрелять".

Заканчивается статья словами Михаила Тимофеевича, переведенными, по признанию автора, с помощью "гугл-транслейта": "A firearm must be beautiful like a woman, it must fit your hands perfectly and make you want to take it!" Статья вышла через 7 часов после завершения презентации нового бренда. Оцените уровень журналистики.

Китайцы в социальных сетях задаются вопросом, не придется ли теперь и им делать ребрендинг реплик "Калашникова". В профессиональном сообществе восхищаются новым слоганом и игрой слов, отмечая, что новый логотип таков, что, судя по положению рожка, мы держим дуло вверх, т.е. мы и в логотипе – оружие мира (http://www.thetruthaboutguns.com/2014/12/robert-farago/kalashnikov-rebrands-weapons-peace/).

Популярный IT-дизайн-онлайн-портал Gizmodo также не остался в стороне от "Калашникова" (http://www.gizmodo.co.uk/2014/12/kalashnikov-rebrands-itself-as-modern-protector-of-the-peace/): "Презентация бренда сопровождалась несколькими роликами, первый из которых был посвящен истории жизни Михаила Тимофеевича Калашникова. Второй ролик, в котором был представлен антитеррористический рейд сил специального назначения, закреплял слоган:
"Калашников: на защите мира и спокойствия". По сути, второй трейлер подводил зрителей к мысли о том, что Концерн "Калашников" предоставляет своим покупателям не оружие, а средство для решения проблем".

http://www.youtube.com/watch?v=1MD39HGqY8M

The Ecomomist в своем обзоре главных бизнес-событий недели (http://www.economist.com/news/world-week/21635604-business-week) особое внимание уделяет ребрендингу концерна и иронично троллит своих американских читателей: "Однако американцы, которые хотели пошмалять из новеньких АК на Рождество, будут разочарованы. Американские власти запретили продажу АК этим летом, чем спровоцировали бешеный спрос на продукцию концерна".

Разумеется, не остались в стороне и арабские страны. Телеканал Al Jazeera показал в эфире сюжет о ребрендинге концерна 5 раз в течение одного дня (2 раза в прайм-тайм). Основной упор здесь на то, что ребрендинг позволит концерну более эффективно осваивать новые рынки, и на то, что "Калашников" принял санкционный вызов с честью и нашел блестящий ответ.

"Блумберг", помимо публикации сухой новости, тут же включил "Калашников" в список 86 самых прорывных идей в истории.
"Автомат, который изменил все"

(http://www.businessweek.com/articles/2014-12-04/ak-47-the-low-tech-gun-that-changed-everything).

Видеоролик о ребрендинге концерна на сегодняшний день посмотрело более 200 тысяч человек. При этом, несмотря на то, что ролик не имеет английских субтитров, более половины просмотров пришлось на зарубежье. Интересно, что первый же комментарий под видео о ребрендинге от европейца, который призывает объединиться и деамериканизировать Европу.

В то же самое время, когда вся мировая пресса пишет о ребрендинге "Калашникова", вчитывается в смыслы нового логотипа, говорит о том, что "Калашников" открывает новые рынки, об увеличении экспорта, о том, как концерн использовал санкции себе же на благо, русская пресса выходит с другими заголовками. Оцените: "Америка и Канада отказались от Калашникова", "Стивен Сигал не будет лицом Калашникова", "Калашников будет выпускать ножи и футболки" (для сравнения: в мировой прессе похожие статьи в отраслевых, замечу, изданиях вышли с посылом "Калашников противостоит санкциям с помощью моды" и это в фэшн(!)-журнале (http://sa.fashionmag.com/news/Kalashnikov-fight-Russia-sanctions-with-fashion-line,447203.html#.VH5NZGSsU3I)).

Нам все-таки очень свойственно принижать и приуменьшать собственные заслуги, как будто бы успех (а новый бренд "Калашникова" – это безоговорочный успех и победа) – вещь постыдная, неудобная, неприятная и обязывающая. Куда приятнее находиться в позиции униженных и оскорбленных и видеть только закрытые двери: сирым и убогим у нас сочувствуют, убиенных на небе щадят.

Куда проще создавать в России мрачнейший информационный фон, говорить о том, как у нас все плохо и что станет непременно еще хуже, гордиться нечем, радоваться тоже нечему, ситуация такая, что нужно уезжать как можно скорее, бросив все вещи, детей, семью и в одном кроссовке, буквально бежать за границу. А если не бежать, то нужно приготовиться влачить жалкое существование до конца дней, есть гречку не каждый день. Не дай бог чему-то обрадоваться. Что-то хорошее произошло? Ребрендинг "Калашникова"? Нет, все ужасно, наверняка.

Те хорошие, правильные вещи, которые происходят в России, как будто бы стараются не замечать, освещают через силу, стиснув зубы и мельком. В это же время военные эксперты обсуждают на мировых форумах новый логотип, на американских форумах люди стонут о том, что теперь хотят продукцию концерна еще сильнее (в основном страдают по "Сайге", пишут: "Lovely logo"), да даже во вьетнамской прессе уже появились не просто перепечатки релизов, а аналитические статьи, где авторы, вдохновившись ребрендингом, вспоминают историю автомата АК-47, сравнивают его по ТТХ с М-16 (http://www.baomoi.com/Nhung-nghi-an-sao-chep-cua-sung-truong-AK47/119/15421002.epi). А у нас где проработанные аналитические статьи? Где мнения экспертов? Почему национальное достояние России в мире ценят больше, чем на родине?

В умах наших людей все иностранное по умолчанию лучше, чем то, что есть у нас. В конце концов, симптоматично выглядит статья на хипстерском портале Furfur (http://www.furfur.me/furfur/all/culture/178715-avtomat-kalashnikov-stal-oruzhiem-mira-v-hode-rebrendinga/), где автор в первую очередь ссылается на BBC.

В общем, уровень материалов, глубина проработки темы в мировых СМИ несоизмеримо выше. В сложившейся геополитической обстановке ценность подобного освещения ребрендинга "Калашникова" в мировом информационном поле возрастает в разы. Не надо бить себя кулаком в грудь, разбивать лоб в приступах ура-патриотизма – надо объективно ценить. В России произошло событие мирового масштаба со знаком плюс. И именно сейчас стоит ценить это во много раз сильнее. Санкции? ОK, мы идем на новые рынки. Не наслаждаться положением обиженных и обиженными не быть, а искать в этом новые способы роста.

Концерн "Калашников" заявил о новом глобальном раскладе своего присутствия. Мир оценил. Мы еще не осознали.



https://v-brovko.livejournal.com/275382.html


«Империя зла» раскрывает мрачные секреты

Понедельник, 08 Июля 2013 г. 12:28 + в цитатник
"Апостол" чуть не отправил Сноудена в Гавану, подстроил теракт в Бостоне и почти уволил Якунина...

foto_vasya_tina

Каких только мифов и легенд сегодня не слагают про нашу компанию. В интервью оппозиционным блогерам KermlinRussia для журнала GQ мы с Тиной Канделаки решили приоткрыть завесу тайны и рассказать всем, чем на самом деле занимается компания "Апостол", которую сегодня принято называть "империей зла".

— Как вы познакомились?

Василий: Мы познакомились с Тиной в конце мая 2008 года. Мне чудом удалось пригласить ее на мероприятие "Русского пионера". Мы стали общаться и уже в июне сняли пилот "Нереальной политики". Программа выходила в интернете с сентября, а уже в марте мы продали ее на РЕН-ТВ.

— Сразу решили начать совместный бизнес?

Тина: Я в тот момент закончила вести "Две звезды" на Первом канале. Я люблю отдельных артистов в русском шоу-бизнесе, но я выросла на другой музыке. Я жила в Тбилиси, мы слушали The Velvet Underground, Nirvana, Depeche Mode, The Cure. Совершенно другая музыка. Для меня вести программу, связанную с российской поп-музыкой, — это в определенном смысле обманывать себя. Я была уже достаточно взрослой, и этот конфликт внутри меня был очень сильным.

— Вы разглядели в Васе продюсерский талант и подумали, что это шанс реализовать ваши амбиции?

Т.: Скорее избавиться от профессиональной неудовлетворенности. Если вы поговорите со многими моими коллегами, они вам тоже скажут, что дико неудовлетворены.

— А сейчас все хорошо?

Т.: Я нашла баланс. Профессия ведущего — очень тяжелая с психологической точки зрения. Тебя все знают, любят и ненавидят, ты дико популярный, но ты ничего не производишь, ты — никто. Писатель оставит книги, музыкант — музыку, даже блогер оставит после себя ЖЖ, а телеведущий не оставит ничего, кроме передач, которые потеряются в архивах. Чаще всего уровень подготовки поверхностный. Я не имею в виду коллег из первой пятерки, но в целом это поверхностная профессия: ни во что не вовлекаться, не принимать ничего близко к сердцу, все имитировать.

— О чем же тогда вы можете сказать: "Это я создала"?

В.: Можно я отвечу на этот вопрос? За эти годы мы создали компанию, из которой вышло огромное количество людей, которые теперь работают повсюду. Это половина телеканала "Дождь", половина оппозиции, пресс-секретарь Алексея Навального — все они работали в "Апостоле". Мы создали такой тренд, как интернет-пилоты: сделали программу в интернете, раскрутили, продали, заработали на этом первые деньги. Мы запустили первый интернет-телеканал в стране. Это было ужасно, плохо, но это было сделано. Мы создали нишевую социальную сеть "Фейс.ру", на которой начали объединять фэшн-аудиторию. Мы ее так быстро объединили, что не знали, что с ней делать дальше. Мы делали вещи, в которые верили. Это единственный принцип поиска людей — идейное объединение вокруг какой-то сверхмечты о прекрасном будущем, которое мы, конечно же, создадим. Каждый наш проект меняет мир и человечество. Это абсолютная утопия и идеализм, но именно с этим идеализмом я не хотел бы в жизни расставаться.

— Для вас в людях, с которыми вы работаете, главное — идеологическое единство или все-таки профессионализм?

В.: Либо вы делаете очень удачный наброс, либо вы правда думаете, что я идиот. Конечно, профессионализм, качество выполняемой работы. Есть несколько принципов. Первый — не быть шаром. Есть термин "человек-шар", которому все понятно про этот мир, эту жизнь. У него нет сомнений ни в чем. Он не способен к изменению — это самое страшное. Второе условие — быть умны­м, открытым к изменениям, к восприятию нового. Третье — быть работоспособным. У нас шестидневная рабочая неделя, рабочий день начинается в десять и заканчивается в восемь официально. Неофициально — когда придется.

— Вы говорите про идеализм, желание ­изменить мир и создавать новое. Все, что вы делали в начале, — это медиа­проекты: "Нереальная политика", Post TV и так далее...

В.: В нашей стране на медиа заработать нельзя, в этой истории денег нет. Ты не можешь получить рекламу без откатов. Даже если ты делаешь успешный медиапроект, теми деньгами, которые доходят до тебя в конце рекламной цепочки, очень трудно компенсировать затраты на фонд оплаты труда и маркетинг. Мы поиграли в эту историю и влетели на бабки. Спасибо, не надо.

— Как и почему вы от создания медиа­проекто­в перешли к скучному бизнес-консультированию госкомпаний?

В.: Сказать, что мы перестали заниматься медиа, нельзя. Мы не ушли в скучный бизнес. Просто сегодня коммуникация гораздо шире, глубже и больше по охвату, особенно когда ты начинаешь переделывать крупную компанию. Мы не работаем на уровне мелкого подрядчика, нам интересно перестраивать философию и взгляд, делать мастер-вижн другой.

— Считается, что госкомпании очень ­закрыты в информационном плане.

Т.: Здесь все упускают важную вещь. Это же Россия. Все зависит от воли одного челове­ка — руководителя компании. Я расскажу на примере "Аэрофлота", а Вася дополнит. Почему у "Аэрофлота" получилось стать одной из лучших международных компаний, лучшим международным авиапере­возчиком, который буквально за несколько лет изменил свое качество настолько, что ни у одного иностранца теперь нет сомнения, как лететь в Москву из Лондона или из Нью-Йорка? Понятно, что "Аэрофло­том". Почему это получилось? Почем­у Савельев оказался абсолютно откры­тым?

— У меня есть вариант ответа. Когда речь идет о международных перевозках, "Аэро­ф­лот" вынужден действовать в рыночн­ых условиях, конкурировать с другими международными компаниями, которые нельзя ограничить, отжать, закрыть.

В.: Сейчас вы очень некорректно ведете себя. Вы говорите, что госкомпании — закрытые. Тина говорит, что нет. Давайте определимся: мы говорим о присутствии в этих компаниях государства или о рынке?

Т.: Сегодня тренд — в том, чтобы госкомпании как можно активнее сокращали ­присутствие государства. Об этом Путин говорил.

В.: У всех задача продать долю.

Т.: Чтобы лучше привлекать деньги. Как минимум для этого нужно быть открытыми, чтобы привлекать инвесторов. Задача максимум — выходить на IPO. Возникает вопрос: как же вы, такие закрытые, в черных платках с маленькой щелочкой, выйдете на IPO?

— Почему тогда на деле доля государства увеличивается? На каждое SPO ВТБ у нас приходится поглощение ТНК-BP "Роснефтью".

Т.: Я могу говорить — и тебе, Вася, рекомендую — только о тех, с кем мы работаем. ­"Рос­тех" нацелен сокращать долю государства в своих активах.

— Я правильно понимаю, что сделка­ с ВСМПО — это как раз сделка, направленная на уменьшение доли ­государства?

В.: Когда мы приходили туда в 2006 году, компания остановила торги на бирже. Вексельбергом была запущена "русская рулетка", чтобы вынудить других акционеров продать свои доли. Он инициировал три суда: в Салде, Москве и Нью-Йорке. Производство практически остановили. Лопаты производили из титана, из которого до этого делали баллистические ракеты. Износ оборудования достигал 65 процентов, были огромные кредиты и долги.

— Вы говорите: "Мы в 2006 году пришли, мы сделали то и это". Чуть ли не "мы в 1993 году лопаты из титана делали". Будто вы участвовали в событиях, произошедших за два года до создания ­"Апостола" и за пять лет до начала сотрудничества с "Ростехом".

В.: Это часть нашей философии. У нас нет клиентов, у нас есть партнеры. Мы должны верить в главную идею компании. Мы начинаем в нее верить, и уже трудно говорить "они". Мы принимаем ответственность, мы гордимся, мы стесняемся — но это уже мы. Государство не могло допустить, чтобы это предприятие ушло куда-то на сторону, оно напрямую связано с обороноспособностью страны.

— Можно провести IPO и сохранить ­контроль.

В.: IPO в том состоянии, в котором оно было, не провели бы. Инвесторы западные пойдут только в чистенький хорошенький актив, где мало рисков.

— То есть за много лет владения "Ростехом" ВСМПО этот актив не стал чистеньким?

В.: Стал. С 2006 года, когда мы туда пришли, мы не вынимали оттуда дивиденды вообще, инвестиции в основные фонды составили 800 миллионов долларов, это были деньги, которые "Ростех" привлекал под ­рыночные кредиты на модернизацию. В 2007–2009 годах подписаны стратегические контракты до 2020 года с Airbus, Boeing, Embraer и Rolls-Royce.

— Контракты с Boeing, Airbus, Embraer ­подписал еще предыдущий владелец.

В.: Да, но объемы резко увеличились с приходом Ростеха. В 2006–2007 годы Boeing и Airbus выбирали поставщиков титана на следующие десять лет. На фоне акционерных войн Boeing рассматривал варианты ухода с ВСМПО. И только благодаря усилиям ­Чемезова напрямую были подписаны ак­ционерные соглашения.

Т.: Мне очень жаль, что большинство людей в нашей стране вообще не знают Чемезова.

— Такие фигуры, как Чемезов, вызывают у людей, которые стремятся к успеху, фрустрацию. Что бы они ни делали, они уже не будут дружить с Путиным, жить в соседних квартирах в Дрездене 1987 года, ездить в Западный Берлин за эротическими журналами и продавать их в Восточном. И поэтому у них нет шансов занять такую должность. Может быть, у Чемезова действительно выдающиеся заслуги. Но он возглавил огромную компанию, в которой до того не рос, только благодаря дружбе с Путиным. И это сомнительная success story.

В.: Он государственный человек.

— А вот история Владимира Тетюхина, которого в 2006 году попросили отдать бизнес государству, — это как раз success story. Человек в 1956 году вы­плавил первую партию титана на ВСМПО. Работал всю жизнь на этом заводе. В 1992-м ушел на пенсию, а в 1993-м ­вернулся по просьбе сотрудников и ­возродил предприятие.

В.: Он работает с нами в команде, он сам ­пришел с предложением продать свою долю. Сказал: "Я за разумное участие государства в этой истории".

— Мне кажется, он на роль героя истории подходит намного больше, чем Чемезов. Такую историю рассказывать гораздо приятнее.

В.: Да, конечно, мы будем это делать, мы его очень уважаем. Но для деловой прессы и международных партнеров Сергей Викторович Чемезов гораздо лучше. Ему верят и с ним хотят строить долгосрочные ­отношения.

— Вы создаете репутации вашим клиен­там, но есть и репутация агентства, и репутация личная. Вы называли Тину Канделаки вашим самым успешным ­проектом.

В.: Вы говорите о том, что в определенной среде к Тине хейтерское отношение? Давайте шире рассматривать аудиторию — как совокупность многих людей и сред. Тина — самая высокооплачиваемая знаменитость, у нее из всех звезд самый дорогой рекламный контракт в этой стране.

Т.: Что значит "проект"? Чем отличается моя жизнь до "Апостола" и в период "Апостола"? Раньше у меня не было такого бэк-офиса. Что такое селебрити в России? Это максимум директор, пара юристов, желательно еще муж-продюсер и какой-нибудь охранник. У наших звезд нет огромных пресс-офисов, пиарщиков того уровня, которые работают в "Апостоле", поэтому и индустрия такая. А у меня есть. И в том числе именно поэтому на бренде "Тина" сегодня можно зарабатывать.

В.: До декабря 2011 года Тина была супергиперактуальным и популярным персонажем. Она первая пришла в твиттер, фейсбук, ЖЖ прокачивала. На нее набросились, когда Тина высказала свою аргументированную политическую позицию в поддержку "Единой России". Если бы Тина сказала: "Долой кровавый режим", условно говоря, было бы все замечательно.

— У вас был бы в этом случае такой же успешный бизнес?

В.: Был бы совершенно точно.

— Кто такие знаменитые боты Васи Бровко?

В.: Это как драконы Дейенерис Таргариен. До конца первого сезона их никто не видел, но все обсуждали.

— Но в итоге они появляются, правда, ­мелкие, как собаки, и растут медленно.

В.: Есть коммуникационная инфраструктура — это то, что есть у любого агентства. Это те каналы коммуникации в субмедийном пространстве, через которые вы сеете контент.

— Не у всех.

В.: У вас этого нет, хорошо, но у Леши Навального есть и много у кого еще, кто занимается постоянной работой.

— Нечто вроде фоллоумашины?

Т.: Все-таки люди думают, что фоллоума­шины изобрели мы?

— Нет, вы не изобрели, но пишут, что используете.

В.: Что именно пишут?

— Есть приложение для твиттера, которое получает доступ к аккаунту и заставляет его автоматически зафолловить сотню пользователей, в числе которых всегда есть Дмитрий Медведев, KremlinRussia, Тина Канделаки и Владимир Соловьев. Потом это приложение автоматически публикует в аккаунтах своих подписчиков посты с определенными хэштегами, как правило, антиоппозиционными, которые таким образом продвигаются в топ твиттера.

В.: Первое — мы не имеем к этому никакого отношения. Понятно, что это не аргумент. Второе — почему Тина. Она есть в рекомендованных пользователях самого твиттера. Когда ты создаешь новый аккаунт, тебе ре­комендуют популярных пользователей.

— Но в этих рекомендованных пользователях есть и Навальный, и наш аккаунт, и еще кто-то. Было бы логично, если бы он рекомендовал всех популярных пользователей, а не только лояльных власти.

В.: Тина Канделаки, Владимир Соловьев и еще кто-то могут быть специально отвлекающими целями для MedvedevRussia и KremlinRussia. Задайте этот вопрос Потупчик. Они тратили $1,5–2 миллиона в месяц на всех этих людей. К нам это не имеет отношения.

— Вы говорите "мы пиарщики", но Тина еще и журналист. Нет ли тут конфликта интересов?

Т.: Я в отличие от многих коллег честно говорю, что есть периметр интересов, который я в любом случае буду защищать. Много коллег-журналистов, не хочу сейчас никого конкретно обижать, тоже имеют свой периметр интересов, просто они его не афишируют.

— Вы же можете в свою программу пригласить Савельева?

Т.: Это зависит от канала. Я считаю, это было бы прекрасно — пригласить Витали­я Ген­надьевича Савельева. Он отличный спикер — раз, а два — к "Аэрофлоту" всегда большой интерес, потому что все являются клиентами авиакомпании. Но это зависит от коммерческих структур канала, а не от меня. Это могут посчитать за рекламу, тогда его будет сложно пригласить.

— Вам же надо будет ему острые вопросы задавать.

Т.: Буду задавать. Я могу оперировать информацией, которой у обычных журналис­тов просто нет. Если бы другие журналисты обладал­и такими фактами, то журналистика была бы совсем другая. У всех есть свои симпатии, мнение или позиция. Я не хочу притворяться Белоснежкой. Это мои клиенты­, я всегда буду защищать их интересы.

— В вашем контракте с "Орифлейм" есть какие-нибудь интересные условия — неспроста же он самый дорогой? Например, налысо нельзя бриться? Толстеть, худеть?

Т.: Если вы сумасшедшая и производите впечатление человека, который неожиданно в 37 лет может побриться налысо, с вами такой контракт просто никто не заключит. Но там есть ряд вещей, связанных с репутацией. Пока я являюсь лицом компании, любой репутационный вред мне — это вред компании.

— А политические риски там прописаны?

Т.: Нет, тогда косметические компании о таком не думали. Но сейчас они, наверное, включат что-то подобное. Многие коллеги, которые перешли в политику, уже имея ­рекламные контракты, политизируют ­нейтральные бренды.

— Вы же ходили на первые митинги. На ­Болотной были.

Т.: Да, все ходили. Если мы сейчас здесь все столы обойдем, то узнаем, что все там были.

— А если бы вас задержали? Что бы сказали в "Орифлейм"?

Т.: Сделали бы предупреждение. А если бы я стала регулярно постить фотки из автозака и из разных ОВД, то расторгли бы со мной контракт. Хотя "Орифлейм" приветствует женщин с активной позицией, думающих, независимых. Но если бы лицо компании вдруг превратилось в революционера, думаю, им бы не понравилось, им это не надо.

— Если бы мы пришли к вам со своим проектом и попросили консультацию? Вот у нас есть аккаунт, у него 550 тысяч читателей, а мы хотим миллион, как у Тины.

Т.: К нам с такими предложениями никто не приходит. Если бы у вас была идея видеоконтента, вы приходите к нам, мы ­становимся правообладателями.

В.: Зачем ты сужаешь?

Т.: А зачем ты споришь?

В.: С точки зрения ведения вашего аккаунта — нет, зачем нам это? Мы бы проанализировали и сказали, что темпы роста у вас такие, что в общем и целом хрен редьки не слаще. Зачем вам менять то, что вы делаете, на нас. Я бы не смог ничего вам посоветовать, и как клиентов мы вас вообще не рассматриваем.­ Нам ­неинтересны разовые проекты, нам ­интересно перестраивать все процессы, коммуникации, сделать ребрендинг, продумать, как вы коммуницируете, написать регламенты. Всю пирамиду отношений выстраивать — вот это нам интересно.

— Допустим, пришел бы к вам какой-нибуд­ь банк и сказал: у нас кризис, помогите выйти из него без потерь.

В.: Мы бы не взялись. Нам неинтересно, и ­тушить пожары — это не к нам.

Т.: Мы же не работаем по Пелевину, вы в нас видите Татарского, а мы уже давно не он.

— Есть много агентств, которые специа­лизируются на таких проектах.

В.: Если ты изначально в курсе дел клиента, знаешь рынок, понимаешь, как что расставлено, то такими кризисными коммуникациями мы занимаемся. А когда к нам приходят "на тебе деньги, потуши пожар" — нет, ­спасибо, вон есть коллеги, мы вам посоветуем обратиться к ним.

— А выход на IPO?

В.: Это интересно, но надо приходить за три года.

— А если окно в следующем году?

В.: Так не бывает. Нужно три-пять лет, чтобы подготовиться. Выстроить стратегию, целевые рынки. Понять карту конкурентов, интегрироваться в платформы с правильными людьми. IPO — это дико сложная работа. У тебя роуд-шоу — презентации по полтора часа, сидят топ-менеджеры крупнейших инвестбанков, задают неудобные жесткие вопросы на английском языке, а перерыв между презентациями – пять минут, только в туалет успеешь сбегать. Это большая, очень интересная игра. За год, извините меня, это не сработает.

Т.: Мы не гонимся за легкими деньгами. Зачем нам было строить "Апостол", если я могла спокойно вести корпоративы, дни рождения, свадьбы и другие праздники. Это не так весело, как развивать бизнес, но по деньгам это очень весело. Топовый ведущий берет €25 000. Деньги за корпоративы берут кешем даже те, кто призывает не врать и не воровать. Те, кто к нам относится скептически, могут и не поверить, но все это закончилось в тот момент, когда я встретилась с Васей. Я пришла к решению, что таким образом зарабатывать деньги не хочу. К своим пяти-десяти миллионам и так приду, дольше — но получу гораздо больше удовольствия по дороге. То, что делаем мы, — это Путь. А вы спрашиваете, возьметесь вы за то или за это, — это не путь, это шабашка. Вы спрашиваете: ребят, вы шабашите? Мы не шабашим.

— Это не шабашка, это "скорая помощь". Вы приходите с переломом руки, а вам врач говорит: ну нет, я вас должен был наблюдать три года...

Т.: Мне понравилась идея строить миры. В госкомпаниях или в коммерческих компаниях, но придумывать мир гораздо интереснее, чем работать "скорой помощью".

— Вспоминая ваш мир: у Артемия Лебе­дева в студии, например, на стенах висят вывески, плакаты и двадцать схем мет­ро. У вас — ваша общая фотография, два портрета Путина и два российских флага.

В.: Портреты Путина висят у меня. Один — это фото с подписания соглашения с Yota, а второй — он мне просто очень нравится.

— В пшеничном поле.

В.: Да. Я не стесняюсь, я с 2003 года последовательный поклонник Владимира Владимировича. Это моя личная позиция. Чтобы у нас в кабинетах по портрету висело — такого нет, у нас полкомпании — оппозиционеры. Мы сейчас делаем ремонт, но это очень долго и дорого. После него уже все будет соответствовать нашему видению.

Т.: Василий, ну что ты оправдываешься. Ну любишь ты Путина, ты все равно этот портрет возьмешь с собой. Системное видение нашего офиса сейчас существует в теории. Когда мы разрабатывали бренд, мы придумали и облик офиса. Это стоит очень много денег, мы постепенно это делаем. Там все круто будет сделано, офис будет арт-объектом. Мебель будет очень необычная, ее надо делать на заказ. Наша работа — это наша жизнь. Нас от нее прет, мы ею живем.

— Вы ругаетесь?

Т.: А что, не видно?

— Видно. А есть жесткие разногласия, ­которые проходят красной нитью через все?

В.: Да. Я гуманист, я люблю людей и защищаю их. А Тина более жесткая.

Т.: Все думали, наоборот, чудовище ты, а красавица я.

— В интернете много пишут, как со слезами увольнялись от вас и ругались с Васей-гуманистом.

В.: Я не прощаю три вещи: обман, воровство и предательство. Такие люди сразу идут домой. В остальных случаях я всегда верю в людей и готов им давать шансы.

Т.: А сейчас я скажу как есть. Вася начинает любить сотрудников.

В.: Я влюбляюсь в людей.

Т.: Любовь чем плоха — за ней неминуемо следуют разбирательства. Вася столько инвестировал в сотрудников! Некоторых первый раз вывез за границу, давал деньги на первую машину. Занимался людьми как детьми. Некоторые сотрудники в маникюрный салон пошли первый раз, потому что им Вася сказал. К парикмахеру пошли.

— Звучит обидно.

Т.: Начинались человеческие отношения с сотрудником. А там, где человеческие отношения, там и слезы при расставании.

— До разрыва у вас никогда не доходило?

В.: Между собой? Нет.

Т.: Считайте, что мы как Маркс и Энгельс.

В.: Плохой пример.

Т.: Они плохие друзья были? Ну, Дольче и Габбана.

В.: Да ну, это геи какие-то.

— Это плохо? А если кто-то из ваших клиентов окажется геем?

В.: Ну перестань! Хватит, остановись! (Смеется.) До разрыва не доходило. Кризисы серьезные были. Были ко мне претензии, были у меня к Тине претензии, спорили о подходах, о людях, но всегда договаривались.

Т.: У вас будет в жизни очень мало людей, с которыми вы можете быть предельно откровенными. Ни с мужем, ни с любовником, ни с родителями. В жизни очень важно иметь кого-то, кому вы можете сказать все. У нас в стране есть еще одна проблема: ­религия не является основополагающей ­идеологией.

— Это проблема?

Т.: Конечно. Нет религии, нет психоанализа — у американцев хотя бы он есть. За что держаться? Кому все рассказать? Когда у вас проблемы — вы кому рассказываете?

— А вы друг другу?

В.: Да.

— То есть вы самые близкие друг другу люди?

Т.: Конечно. Мы так много времени проводим друг с другом, что становимся похожими. Я его слушаю и вижу себя.

В.: Это естественно. Мы можем говорить откровенно и вопросы решать вместе. И мы как банда — друг за друга. Много тяжелых моментов приходилось переживать, и эта поддержка очень нужна. Мы столько пережили за пять лет. Если вы лезете на скалу, то никто не будет бросать напарника, потому что шансы выжить в одиночку невелики.

— Мне в связи с тяжелыми моментами вспоминаются две истории: авария в Ницце и декларация промедведевской позиции, в декабре 2011 года. Появились все эти Табаки-Канделаки. На взгляд со стороны, это были критические ситуации, в которых репутация Тины пострадала сильнее всего. Что далось тяжелее?

Т.: Я на днях поднимаюсь в лифте "Хаятта" на террасу, заходит Гус Хиддинк. И начинает: "Ах, какая красавица, а куда вы едете, а как ваши дела?" Я слушаю, улыбаюсь, а потом спрашиваю: "А вы знаете, кто я? Я та самая девушка, которая попала в аварию с Сулейманом". (Керимовым. — Прим. ред.) Он в лице изменился. "Это вы?! Серьезно? Но как же вы сохранились"! Говорю, да. Я сохранилась.­ Если бы я тогда не попала в аварию — не бы­ло бы "Апостола". Я тогда впервые поняла, что такое информационная атака и как страшно не уметь разговаривать, защищаться.

— Вы тогда отрицали, что это вы.

Т.: Конечно, потому что Сулейман меня ­попросил не говорить, прежде чем уйти в состояние временной комы. Не потому, что мы сделали что-то противозаконное. Но мы оба находились в состоянии шока. Мы понимали, что это вызовет грандиозный скандал, но не знали, как себя вести. Конечно, это была ошибка. Надо было сказать: да, это была я, и что?

— Да, вас тогда практически съели, и имидж поменялся. Вы из общей ­любимицы превратились в...

Т.: О чем вы говорите, многие приходили к Александру Ефимовичу (Роднянскому. — Прим. ред.) и говорили: увольте ее, она проститутка.

В.: Я как пиарщик скажу про эту историю: звезда телевидения, получила ТЭФИ, молодой красавец-миллиардер Сулейман, "феррари", Ницца, авария, разбабахать такую машину об дерево.

— Голливуд.

В.: Голливуд, конечно. В Америке бы сделали пятьсот фильмов документальных. А у нас превратили в какое-то пфф... дело не в том, что мы какие-то честные, но эстетику момента не видит никто. А она у ­всего есть.

Т.: Ты любишь всему придавать красоту.

В.: Потому что это красиво! Х...ракнуть "Энцу" за девятьсот тысяч долларов об дерево с размаху. Это ох...ренно круто.

Т.: Вы мне уже завидуете. (Василию): У тебя же есть "феррари", можно дерево поискать.

В.: Нет, нету. У меня "ламборгини", и я его купил еще до сотрудничества с "Ростехом".

— Бизнесмен может покупать себе любые машины. Раздражает, когда чиновник с зарплатой 120 тысяч рублей покупает "ламборгини".

Т.: Эта авария мне помогла многое понять. Конечно, в тот момент было ошибкой отрицать, но в итоге я поняла, что ничего страшного я не сделала. Не украла, не убила. Моя жизнь богаче жизни многих людей, которые меня обсуждают. Что касается политики — Вася меня научил терпеть и ждать. Когда я высказала свою позицию, меня только ленивый не обругал. Но время покажет, что я права. Как это получилось с Саакашвили. Многие, кто активно возражал против моей позиции, сидят сейчас в трясинушке и не квакают.

— Бывает, что люди отказываются у вас ­работать даже за большие деньги, просто потому, что вы "Апостол"?

Т.: Нет людей, с которыми нельзя договориться. Есть плохие переговорщики.

В.: Ко мне много людей приходят — креативные команды, стартаперы, количество настолько большое, что они месяцами в расписании стоят. Если нам кто-то нужен, мы можем разные способы использовать. Вот я ищу копирайтеров и сценаристов. Их просто нету. Уже в регионах смотрим. Мы не хотим сидеть на деньгах, мы хотим их давать людям, чтобы делать качественный продукт.

Т.: Мы не хотим продаваться кому-то, становиться частью международных компаний вроде Ogilvy или BBDO. Это вопрос не про деньги, это как расстаться с мечтой.

— Как так получилось, что у нас влиятельными фигурами стали пресс-секретари? Песков, Маркин, Тимакова.

В.: Это везде так.

— А как вы оцениваете работу пресс-службы Медведева?

Т.: Не хочется комментировать работу ­коллег. Скажу только, что работать с пре­зидентом или премьером — это огромная ответственность и вызов. Тот пиарщик, который скажет, что не хочет быть пресс-секретарем президента, просто обманывает. Вот вам бы предложили — вы бы согласились.

— Я бы не стал.

Т.: Ну так вам и не предлагают. Если вы ­по-настоящему что-то хотите изменить в стране, вы обязательно должны согласиться. Не протестовать, а взяться и работать. У сегодняшнего пресс-секретаря президента это хорошо получается.

https://v-brovko.livejournal.com/275118.html


Метки:  

Навальный – президент ботов

Среда, 05 Июня 2013 г. 12:17 + в цитатник
Массовые вбросы голосов, "карусели" и подтасовка бюллетеней – это не только политические реалии, но и методы работы в интернете. Только "волшебником" на этот раз оказался Алексей Навальный.

Примерно два месяца назад едва ли не весь Рунет решил загуглить нашу компанию "Апостол", после того как мы с Тиной стали героями сразу целых двух постов Алексея Навального. Причиной для обвинений в наш адрес стал анонимный слив контракта между "Аэрофлотом" и "Апостолом" в прессу. Этот небольшой по меркам пиар-рынка контракт неожиданно привлек внимание огромного количества людей, что заставило нас о многом задуматься. В течение двух недель в блогосфере и "рукопожатной" среде поддерживался нездоровый интерес к "Апостолу", а потом он пошел на спад, как будто кто-то перекрыл краник:

1


Могла ли компания "Апостол" чисто теоретически оказаться мишенью в спланированной информационной атаке? И если да, зачем это понадобилось Алексею? Постараюсь выражаться в понятных ему и его сторонникам терминах уличной политики.

Во всем мире на любом митинге присутствуют особые личности – провокаторы. Это наемные работники, которые по четкому ТЗ заказчика корректируют вектор поведения всех остальных ничего не подозревающих людей, пришедших на площадь по своему желанию. Корректировка происходит за счет умелого манипулирования толпой, когда граждане, находящиеся в одном пространстве, "заражаются" друг от друга определенной эмоцией. Таков закон поведения толпы, и в интернете действуют похожие механизмы. Кто такой бот? Это аккаунт, созданный вовсе не для общения, а для работы. Бот имеет одну-единственную задачу – провоцировать обыкновенных, "живых" пользователей и привлекать их на сторону заказчика. Все как на митинге. И коль скоро Алексей обвинил нас в ботоводстве, мы решили на всякий (ну, совсем-совсем на всякий) случай проверить, насколько "живые" велись дискуссии вокруг "Апостола" с подачи Алексея Навального и его прихвостней типа Собчак и Левиева.

Разберемся, с каким материалом мы работали и что стало предметом нашего исследования. 22 марта 2013 года вышел пост Алексея Навального "про конфликт с “Аэрофлотом”", где в негативном ключе упоминается компания "Апостол". В тот же день я опубликовал ответ в своем блоге, а мою запись перепостила Тина. Через несколько дней у сотрудника Навального, ответственного за продвижение в интернете, Руслана Левиева один за другим вышли два поста "Апостол Медиа – короли накруток часть 1" и "Апостол Медиа – короли накруток часть 2". В довершение всего эти записи перепечатал у себя Алексей Навальный. Итак, мы имеем в общей сложности 6 постов, которые получили 4133 комментария и 1347 перепечаток. Оговорюсь, что некоторые комментарии были скрыты или удалены пользователями ЖЖ и в выборку не попали, поэтому в исследовании мы имели дело с 96% всех отзывов в этих 6 записях.

Для начала мы просто проанализировали тональность комментариев. Сразу поясним термины. "Негатив" – записи с отрицательным отношением к "Апостолу", а также содержащие оскорбления в мой адрес или в адрес Тины. "Позитив" – комментарии в поддержку "Апостола" или Тины. "Нейтрал" – бесстрастное обсуждение проблемы без симпатий или антипатий. "Оффтоп" – разговоры не по теме, без упоминаний конкретных персон и компаний. "Мусор" – нечленораздельные сообщения. Вот как распределились комментарии: 47% из них оказались для нас негативными. Впрочем, это было видно и невооруженным глазом.


2

Затем мы решили проанализировать все аккаунты, с которых отправлялись комментарии в 6 постов, – оригинальных аккаунтов оказалось 1388 штук. В основном, конечно, в поле нашего интереса был "Живой журнал", но мы учли в своем исследовании также "Твиттер", "Фейсбук" и "ВКонтакте".

Провокатора на митинге трудно отличить от остальных людей, пока он себя не проявит открыто, а в ЖЖ бот вычисляется гораздо легче.

Есть вполне понятные критерии определения ботов. Вот основные и общедоступные. Аватар – у многих ботов его просто нет. Количество постов в блоге – у ботов их либо очень мало, исключительно для проформы, либо нет вообще. Следующий критерий в ЖЖ – соотношение отправленных и полученных комментариев: типичный бот весь день пишет в чужих блогах, а за своим не следит. Некоторые особо продвинутые ботоводы забивают свои ЖЖ постами, чтобы их журналы действительно сошли за "живые", но качество этих записей, как правило, очень низкое, поскольку посты либо склепаны на скорую руку, либо это просто перепосты чужого контента. Еще одна важная вещь – дата регистрации. Нередки случаи, когда целые полчища ботов регистрируются в ЖЖ одновременно, либо с разницей в 1-5 дней.

Наконец, боты часто себя выдают, когда разные блогеры пишут комментарии с одного и того же IP-адреса. Это значит, что человек просто зашел под другим логином и продолжил свое черное дело по чьей-либо дискредитации либо команда людей работает из одного офиса. Вот, кстати, один из множества примеров такого "палева", зафиксированный нами в изучаемых постах:

research3

research4

research5



Можно предположить, что это родственники. Но вот sobaka_obsiraka и klopulia синхронно перемещаются на следующий IP:



research6

research7


Обратите внимание на время и IP-адрес, с которого отправлялись эти комментарии. Может быть, это просто парочка влюбленных друг в друга хейтеров "Апостола"? Но как тогда объяснить, что и sobaka_obsiraka, и klopulia – пустые аккаунты, у одного из которых отправлено 189 комментариев и получено 0, а у второго – 530 и 0 соответственно?

Опираясь на все эти критерии, мы выяснили, что из 1388 аккаунтов, отписавшихся в 6 постах, 539 аккаунтов – это боты. То есть 39% аккаунтов-фальшивок участвовали в дискуссии по поводу деятельности компании "Апостол", обвиняемой в ботоводстве. Это не только в ЖЖ, но и на других площадках, включая соцсети.

В ЖЖ из 1230 аккаунтов, оставлявших отзывы в 6 постах, к ботам относятся 493 штуки. За всю историю существования эти представители независимой интернет-общественности получили около 42 000 комментариев (в среднем по 85 на брата), в то время как отправили они за свою карьеру больше полумиллиона сообщений – 746 971. Сразу видно, что сеть ботов хорошо прокачана и используется очень давно (некоторым аккаунтам уже почти 4 года).

Добавлю, что 33 аккаунта в ЖЖ вообще ни разу не обновлялись: они совершенно пустые внутри, "ходячие мертвецы", хотя написали более 38 000 комментариев. Еще у 247 аккаунтов в блоге имеется лишь от 1 до 10 постов, то есть они тоже фактически пустые.

Есть такая профессия – травить комменты по отмашке. При таких объемах времени на ведение вменяемого ЖЖ просто не остается. В лихорадке информационных войн даже нормальное название для журнала не придумаешь – их ведь надо штамповать пачками. Именно поэтому среди комментаторов в исследуемых 6 постах мы легко вычисляли ботов, имена которых представляют собой случайный набор букв и цифр: 5tgb9yhn2, dfczdfczdfcz, fbbfembomb, halllnct85pyb, t3rrificsh0t и др. Некоторые ботоводы называют свои аккаунты однотипно или присваивают им порядковые номера, чтобы не запутаться. Вот какие юзеры были зафиксированы в постах об "Апостоле": vadim117, vadia420, zaven926. Эти три аккаунта регистрировались 15 и 17 декабря 2009 года. За три с половиной года они написали 18 постов (в среднем по 2 в год на брата) и получили к ним 18 комментариев. Зато отправили 4469 комментов в сторонние журналы.

Вот так выглядит профиль в ЖЖ типичного бота, который упрекал нас в ботоводстве:



research8


Пустой профиль, дневник не ведется, но активно используется для комментирования, за два года отправлено 570 комментариев при 0 полученных. Среди немногочисленных друзей – непременно Навальный. Сам он взаимно такую мелочь не френдит.

Похожая история и с "Контактом". Показательным примером является аккаунт "Василий Лебедев". Как правило, у ботов на аватаре стоит изображение несуществующего персонажа или абстрактная картинка. Профиль в спешке никто не заполняет: это слишком много фантазии нужно, а также времени и трудозатрат. И не дай бог тебя потом кто-то поймает на вранье или ошибке. На стене нет никаких записей – разумеется, ведь пишет он в чужих аккаунтах, а не в своем. В друзьях – три человека, как минимум один из которых тоже бот (имею в виду Алика Аликберова).


research9


Следующая особая категория ботов – пользователи, проявившие чудеса трансерфинга в пространстве. Они оставляли комментарии под нашими постами из разных городов с временными промежутками, за которые физически невозможно переместиться из одной точки в другую. Вот вам пример некоего nagolny. Он за 6 часов перелетел из американского Фримонта в Москву:


research10

research11

research12

research13



А neminail за полтора часа перескочил из Перми в Волгоград:



research14

research15

research16

research17


Характерная особенность "ботов-стахановцев" – работать на убой. Например, аккаунт dfczdfczdfcz в моем посте три комментария разместил с разницей в 1 минуту. Все его комментарии появились 23 марта.


http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2882823#t2882823 2013-03-23 11:02 (UTC)
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2883079#t2883079 2013-03-23 11:14 (UTC)
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2883335#t2883335 2013-03-23 11:15 (UTC)
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2883591#t2883591 2013-03-23 11:15 (UTC)
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2886407#t2886407 2013-03-23 12:29 (UTC)
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2891271#t2891271 2013-03-23 14:11 (UTC)
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2892039#t2892039 2013-03-23 14:48 (UTC)
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2883847#t2883847 2013-03-23 11:18 (UTC)
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2860039#t2860039 2013-03-22 19:22 (UTC)



Увы, иногда боты подхалтуривают, а смотрящий за ними не дорабатывает. Из 8 комментариев 4 – с одинаковым текстом:



research18
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2882823#t2882823



research19
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2883079#t2883079



research20
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2883335#t2883335



research21
http://v-brovko.livejournal.com/274439.html?thread=2883591#t2883591



В интересующих нас шести постах аккаунты, которые с наибольшей вероятностью можно считать ботами, написали 1573 комментария. Имею в виду не только ЖЖ, но и другие площадки, включая соцсети. Аккаунты, вызывающие подозрение, но все же по некоторым признакам похожие на "живых пользователей", написали 1044 комментария, а настоящие люди, к которым вообще нет вопросов, – 1341 коммент. Кроме того, были аккаунты, которые оставили 38 комментариев, но были удалены вскоре после окончания дискуссии. Видимо, они были одноразовые и создавались впопыхах, "до кучи".


3


Из этой таблички становится ясно, что 40% комментариев в постах о компании "Апостол" были написаны ботами. Если же учесть еще и спорные аккаунты, то цифра получается совсем вопиющей – 65% ботовских сообщений от общего числа отзывов. Но мы не беремся анализировать "сомнительные" случаи, насчет которых мы не до конца уверены, что речь идет о ботах. Поэтому остановимся на разборе именно тех 1573 комментариев, которые совершенно точно оставили аккаунты-фальшивки. Нам этого вполне хватит для доказательства наших тезисов. Как и следовало ожидать, в подавляющем числе случаев в этих шести постах боты писали про "Апостол" нелицеприятные вещи. Мы видим всего 45 позитивных комментариев. "Откуда вообще взялся хоть какой-то позитив со стороны ботов?" – спросите вы. К этому мы вернемся чуть позже. Здесь не только ЖЖ, но и другие площадки, включая соцсети:


4



Чтобы анализ не выглядел однобоким, вот вам тональность комментариев, оставленных железобетонно "живыми" пользователями. Напоминаю: они написали 1341 комментарий.



5


Сравним эти два показателя:


research24


Кто-то скажет, что живых людей отписалось тоже достаточное количество, и негатива с их стороны получено не намного меньше, чем от ботов. Но представьте себе, что на митинге среди участников затаились 39% провокаторов. Неужели у них не получится так скоординировать толпу, что обычные граждане начнут метать булыжники в полицию с искренним убеждением, что это их собственное желание? "Стадное чувство" дает о себе знать не только на площади, но и в уютной жежешечке.

Вот как, согласно http://wordstat.yandex.ru, искусственно стимулировался общественный интерес к компании "Апостол". Людей, благодаря проведенной кампании, просто вынудили вникать в вопрос, который их лично никак прямым образом не касается. То есть хороший интернет-пиар (а Навальный молодец в этом вопросе) работает.


research25



У Алеши есть неутомимые помощники, которые помогают ему гнать аудиторию в нужном направлении (тут вспоминается его эпическое высказывание о баранах). Прежде всего, это последовательный борец с кровавым режимом и лицемерием, коллега по тусовкам Ксения Собчак. Она, конечно, ни дня не может прожить, чтобы не написать что-то про "Апостол" или Тину, но в этом случае работала особенно активно, с огоньком. Вот какую запись Алексея в назначенный срок послушно ретвитнула Ксения:



research26

research27



Потом пошли в дело и собственные рекомендации:



research28

research29

research30



В итоге Ксения написала на тему "Апостола" с десяток твитов в течение тех самых трех дней.



research31



Перед вами переходы, которые ЖЖ Тины получил после первого поста Алексея. "Апостолом" заинтересовались только 2 тысячи читателей из 73-тысячной аудитории блога Алексея. "Неужели это и есть реальный объем сторонников Навального?" – ужаснулись мы. И почему он настолько не коррелирует с резким скачком упоминаний "Апостола" в сети?

Следующие показатели убедили нас, что у самого Алексея активных читателей все же достаточно:



research32


Но если присмотреться к этим данным, становится понятно, что даже аудитория, идущая из блога Навального, высоким качеством не отличается. Людям навязчиво предлагали почитать пост, но они делали это не более 1 мин. 38 сек. Этого времени хватало разве что на просмотр заголовка и первой страницы комментариев, потом пост просто закрывали. Ведь как правильно работать с "живой" аудиторией? Когда пост публикуется, очень важно в первые часы нагнать туда побольше ботов, потому что на виду всегда остается только первая страница комментариев. Настроением, которое на ней преобладает, проникаются все, кто приходит почитать пост впоследствии. Об этом правиле прекрасно знает профессиональный ботовод и манипулятор Алексей Навальный.

В первом посте Навального, с которого, собственно, все и началось, к ботам принадлежит чуть больше трети от всех аккаунтов, оставлявших комментарии (110 из 298). Представьте себе, аудитория одного из самых популярных блогеров России на 35% фальшивая. Разве такое возможно? Гораздо хуже ситуация со вторым постом Навального по данной теме, когда он перепечатал Левиева. Почти половина аккаунтов, отписавшихся под этой записью, – фейковые (155 из 360).

Вот типичный солдат Навального – бот aliom. Он оставил в других журналах более 6000 комментариев, при этом сам получил всего 39.


research33



Достаточно часто он трудолюбиво комментирует блог Навального в его поддержку:



research34


Хоть Навальный и поклонник формата ЖЖ, эффективность социальных сетей он тоже признает. Знакомьтесь: Маргарита Шишкина. В 67 году окончила школу в Волчанске, то есть даме в районе 60 лет. Другую информацию об аккаунте почерпнуть невозможно, равно как и представление о внешности хозяйки (аватар попросту отсутствует). Разумеется, Маргарита – бот, который, впрочем, занимается вполне полезными и реальными делами – перепечатывает статусы Алексея Навального, а в свободное от работы время, чтобы забить чем-то аккаунт, перепечатывает грацию Ольгу Бузову. Видимо, ботовод давно не обходил свои поля: ему бы не понравилось соседство Навального с героиней "Дома 2". Хотя с одной из них Алексею очень нравится дружить).


research35




Еще один горячий поклонник Алексея – юный (судя по фото) Кирилл Супренок. Из 10 последних записей у него на стене 9 – перепосты Навального.


research36


Есть, впрочем, одна интересная особенность, к которой я чуть ранее обещал вернуться: в исследуемых нами постах встречались боты, которые работали не против "Апостола", а против Навального.

Например, пользователь agni_112 в моем и Тинином постах оставил в общей сложности 44 комментария. Тут мы имеем дело с бесспорным ботом с большим числом отправленных комментариев, содержание журнала которого – это в основном перепосты топовых блогеров. Примеры его сообщений:

"Ботов, кстати, видно сразу по комментам не в тему абсолютно"

"Да я уже понял кто Навального поддерживает. Спасибо, что подтвердили мою догадку"

"А ты не отвлекайся. Давай вылизывай Лёшино очко. Да так, что б к утру блестело!"

То же самое касается аккаунта alexepox, который за 3 года существования отправил 1354 комментария и получил всего 72.


research37



При запросе аккаунта в "Яндекс.Блоги" можно понять, что он работает против Навального и оппозиции.



research38


Хозяева подобных аккаунтов просто используют любую возможность, чтобы поклевать оппонента, их совершенно не интересует, на какую тему пост, в котором это происходит. Как видите, тут все как на реальном митинге, где в борьбе за умы обычных граждан сталкиваются различные группы влияния.
А то, что Алексей тоже принадлежит к определенной группе влияния, – уже ни для кого не секрет. Это нормально для политика, а ведь он недавно открыто заявил о своих президентских амбициях. Как минимум он принадлежит к группе влияния бизнесмена Александра Евгеньевича Лебедева, окончившего в 1984 году Краснознаменский институт КГБ. Это глупо отрицать, иначе непонятно, как Алексей попал в "Аэрофлот". Но мы сейчас не об этом. Навальный не только сильный политик, но и неплохой пиарщик. Он знает, как можно почти на 100% обвалить индекс информационного благоприятствования (ИИБ, рассчитывается "Медиалогией") отдельно взятой компании или персоны. Именно это произошло с "Апостолом" в результате успешно проведенной бот-атаки, после которой в том числе и в федеральных СМИ вышли публикации с негативным упоминанием нашей компании.


research39



Про скандал с нашим участием сообщили такие СМИ, как "Лента", Forbes, "Эхо Москвы", Newsru.com, ну и "Дождь", куда без него.



research40


Блогосфера и СМИ неотъемлемо связаны друг с другом, и долго еще случившийся скандал эхом отдается даже в публикациях на побочные темы. Например, после поста Навального вышла статья на сайте "Газета.ру" с заголовком "Канделаки включена в тариф" – о том, что в стоимость билетов "Аэрофлота" включены неэффективные расходы авиакомпании, в том числе на PR и маркетинг. Возможно, мне стоило бы подробнее остановиться на том факте, что контракт "Аэрофлота" с "Апостолом" составляет 0,49% от маркетинговых расходов авиакомпании (подчеркиваю: не всех расходов, а только маркетинговых), но я хочу сказать о другом. Результаты нашего исследования напугали даже меня.

Почему напугали? Да потому что если в каждом посте Навального треть или даже половина комментаторов – это боты, тогда как я могу быть уверен, что его интернет-проекты, многие из которых мне нравятся, тоже на треть не поддерживаются некими группами влияния, а не простыми пользователями? Как я могу быть уверен, что анонимные платежи в "Роспил" не поступают на самом деле из какого-то условного "Сколково"? Что если именно массовым использованием ботов можно объяснить странные результаты соцопросов "Левада-центра", согласно которым узнаваемость Навального повышается, но отношение к нему ухудшается? Боты ведь могут делать что угодно в интернете, но у них нет возможности встретиться с социологом вживую. Что если Навальный - на 40% фальшивка, прямо как комментарии, оставленные в 6 постах про "Апостол"? Говоря об эффективности работы в интернете, можно смело заявить: учитесь у Алексея. Вот Алексей стал очень популярным героем, являясь при этом президентом ботов. В наше удивительное время постмодерна это возможно.

P.S.
Любой желающий может ознакомиться с базой нашего исследования в Excel и проверить результаты.

P.P.S. Почему мы так долго не публиковали это исследование? Потому что не хотели, чтобы эта вопиющая история всплыла одновременно с началом судебного процесса над Алексеем Навальным. Ведь тогда бы в очередной раз особо "прозорливые" и "всезнающие" пользователи усмотрели в этом руку Кремля.

Единственная цель этого поста – показать, что тот, кто громче всех кричит "держи вора", подчас сам им является. В данном случае не вором, но главным ботоводом страны, президентом ботов.


https://v-brovko.livejournal.com/274771.html


Метки:  

Навальный, учи матчасть!

Пятница, 22 Марта 2013 г. 20:14 + в цитатник
Очень давно ничего не писал в блог, но сегодня не ответить не могу, поскольку задета деловая репутация компании. Давно терпел безапелляционные наезды людей, ничего не понимающих в коммуникациях.

Антикоррупционер, прославившийся громкими разоблачениями ВТБ, "Транснефти" и Ротенбергов, вдруг начал раскручивать зловещую историю про меня и Тину Канделаки, что мы якобы пилим госденьги.

4 (2)

Браво, Алексей, ты нас поймал! Вот они, наши коррупционные физиономии. Правда, боюсь, так и до мышей можно доскрестись.

Признаюсь честно, начинал читать пост в ЖЖ Алексея с большим интересом. Все-таки плохой рекламы не бывает, и уже даже готовился отвечать на упреки, что теперь "Апостол" приплачивает Навальному за пиар. Но к середине текста стало скучно. По многим причинам.

В первую очередь оттого, что кристально честный юрист Навальный вдруг оказался в центре скандала с публикацией в газете "Ведомости" внутренних документов крупнейшего российского авиаперевозчика, в частности копии проекта протокола совета директоров. Стоит отдать должное редакции "Ведомостей", которая разобралась в вопросе и написала объективный материал. Но вот каково было Алексею оказаться по ту сторону законности и деловой этики? Не он ли, будучи "независимым" директором, поспособствовал утечке документов в обход корпоративных процедур?

А как объяснить, что Алексей решил не проявлять деловую последовательность и не стал изучать отчеты о проделанной работе, которые "Апостол" ежемесячно предоставляет "Аэрофлоту"? Хотя ведь такая возможность у него была, и, воспользуйся ей Алексей, он мог бы легко узнать и об эффективности всех проведенных кампаний, и о том, что все обязательства, которые "Апостол" взял на себя перед своим клиентом, выполняются в полном объеме.
Например, видеоканал, который мы создали для "Аэрофлота" на YouTube, занимает 7-е место среди всех каналов мировых авиаперевозчиков, обходя Air France, Lufthansa и Emirates. И это при том, что год назад его не было вообще.

Аэрофлот.004
(Увеличенное изображение по клику)

Сегодня на канале опубликовано 52 ролика, которые посмотрели более 6 млн 700 тыс. человек. Эти ролики собрали 2868 комментариев, 4265 лайков, а авиакомпания получила новое средство эффективной коммуникации с аудиторией. Грифа "Совершенно секретно" на этой информации нет, но о ней Алексей деликатно умолчал.

Зато дал совет про ботов (тут, конечно, стоило бы поинтересоваться по поводу осведомленности популярного блогера Навального о таких сомнительных технологиях). Не хочу расстраивать Алексея, но ботов мы не используем. Алексей, не поленитесь и почитайте наши отчеты. Из них вы узнаете массу всего интересного. Например, что семь видеороликов, которые продвигались на YouTube в период с 26 января по 24 февраля, набрали 785 000 просмотров и привлекли 314 новых подписчиков на канал. В среднем каждый пользователь смотрел ролики по 2,3 минуты.

Топ-10 роликов на YouTube-канале "Аэрофлота":

Снимок экрана 2013-03-11 в 7.40.19 PM

От уровня понимания Навальным роли бренда и коммуникаций в бизнес-процессах и вовсе становится неловко. Конечно, Алексей - не специалист, он сам в этом несколько раз признался, но все же некоторый опыт предпринимательства у него есть, и он должен был бы иметь какое-то понимание.

Наверное, все же стоило бы на пальцах объяснить Алексею, что сегодня в мире коммуникаций бренд является важным фактором формирования добавленной стоимости продукции. Это не просто красивый логотип, а философия и язык - то, как ты думаешь и как говоришь. Без этого невозможно рассказывать историю, которая очень важна при построении стратегических коммуникаций.

Товары "Ростеха" действительно не лежат в магазинах на полках, поскольку принадлежат к иной сфере. Объединив крупнейшие предприятия отечественной высокотехнологичной промышленности, проведя их модернизацию, упорядочив активы, корпорация работает на расширение внутренних и международных рынков сбыта и экспортирует свою продукцию более чем в 70 стран мира. И делает это удачно: только в прошлом году экспорт (в том числе в США, Японию, Германию, Францию) составил более 8,5 млрд долларов, а совокупная выручка составила почти 1 трлн рублей. Наверное, все-таки маркетинг играет для такой корпорации не последнюю роль.

Помимо этого "Ростеху" необходимо правильно строить свой имидж и коммуникации, исходя из стратегии развития и планируемого IPO холдингов, входящих в корпорацию. И первыми об этом заговорили представители "Боинга" и одного из ведущих мировых консалтинговых агентств Strategy One.

Алексей заявил, что ребрендинг "Ростеха" не стоит и ломаного гроша. Но как тогда быть с тем фактом, что послом нового бренда "Ростеха" в США стал вице-президент "Боинга" по гражданскому направлению Рэй Коннер (выручка компании за 2012 год - 81,7 млрд долларов)? Впрочем, не думаю, что он бы сильно расстроился, получив уничижительную оценку от российского блогера.

За те недолгие 8 месяцев, что мы работаем, нам удалось ощутимо изменить представленность корпорации в информационном поле. Вот так выглядит эволюция количества публикаций о "Ростехе" и его индекса информационного благоприятствования (по данным компании "Медиалогия") в СМИ с сентября по декабрь 2012 года.

Снимок экрана 2013-03-22 в 5.17.17 PM (1)

Наверное, Алексей мог бы поспорить и сказать, что коммуникации для бизнеса - дело десятое. Посмеяться над тем, что совокупная аудитория официальных аккаунтов "Ростеха", созданных нами в соцсетях три месяца назад, превысила 22 тысячи подписчиков. Что старый видеоканал "Ростеха" (21 видео) собрал более 4 млн 600 тыс. просмотров и 1167 подписчиков, а новый, появившийся также три месяца назад (9 видео), - более 2 млн просмотров и 960 подписчиков.

Но тогда ему следовало бы вспомнить и о новом сайте "Ростеха", о котором он также скромно умолчал. Мы делали его под ребрендинг, и он разговаривает на семи языках.

От политических обличений Навального и вовсе смешно. Считаю, что ему следовало найти связи "Апостола" с МММ-2012, а так, извините, мелковато, да и не ново. Опять же, делясь своими фантазиями, в качестве пруфлинков Леша почему-то приводит свои собственные беседы в "Твиттере" с различного рода маргиналами.

Понимаю, вся эта политическая конспирология отлично действует на хомячков, но менеджмент в приличных компаниях работает по-другому. Если бы компания такого уровня, как "Аэрофлот", была недовольна работой подрядчика, она просто разорвала бы контракт. Даже если бы ей его, как выражается Навальный, навязали. Но менеджмент "Аэрофлота" своего недовольства ни сотрудничеством с "Апостолом", ни фактом его законности не высказывал. Спрашивается, почему?

Конечно, следуя логике Навального, можно сказать, что и это заговор. И что за каждым шагом руководства "Аэрофлота" следит Кремль и лично "кровавый тиран Путин". Но тогда странно видеть его на торжественном обеде в Кремле. Да и улыбка на этих снимках была совершенно искренняя.

Поэтому учите матчасть, Алексей, и займитесь уже серьезными делами в вопросах борьбы с коррупцией.

https://v-brovko.livejournal.com/274439.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_v_orlov
Страницы: [1] Календарь