-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_macos

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.01.2015
Записей:
Комментариев:
Написано: 2


Еврейский танк на дорогах России

Вторник, 22 Августа 2017 г. 07:00 + в цитатник


Каждое лето по городам России ездят евреи в домиках на колёсах. Несколько машин выезжают из Москвы и разделяются по маршрутам. Их путь лежит в большие города и глухие городки, где есть еврейские общины. Эти автомобили - передвижные синагоги, и иногда их называют “танками".

Я принял участие в этнографической экспедиции в качестве блогера, чтобы рассказать вам о том, как это происходит. Среди моих читателей немало людей с еврейским происхождением, но уверен, что этот репортаж будет интересен не только им.



Чтобы крепко стоять на земле, нужно чувствовать корни. Я не помню, когда впервые узнал о своём еврейском происхождении. Никогда этого не скрывал, но и не интересовался. Осознание и гордость пришли значительно позже.

Две тысячи лет назад еврейский народ выгнали со своей земли завоеватели. Рассеяние по планете должно было стереть его память в коридорах времени. Это уже случалось с другими народами, но евреи смогли сохранить свою идентичность, пронести её через все войны и гонения. А потом, впервые в истории, возродить своё государство и собрать из пепла забвения древний язык.

Но в мире ещё живёт много людей, которые хоть и знают о происхождении, не знакомы с еврейскими традициями. Живший в Нью-Йорке раввин Менахем-Мендл Шнеерсон (7-й Любавичский ребе), лидер движения Хабад, придумал способ, как найти как можно большее число людей с “корнями”, но далёких от общины. “Если еврей не идёт в синагогу - синагога идёт к еврею!”. Активисты нью-йоркской общины арендовали два трейлера, которые раскрасили в яркие цвета и установили громкоговорители, а внутрь положили книги и брошюры. На этих машинах молодые раввины стали ездить в разные концы Нью-Йорка для агитации евреев. Акция оказалась успешной, и количество домиков на колёсах стало увеличиваться, а география их поездок - расширяться. Позже синагоги на колёсах появились в других странах мира, в том числе и у нас.

Трагические события 20 века в России прошлись по многим народам нашей страны. Людей переселяли и ссылали, стреляли в затылок и сжигали в печах, заставляли забыть свою историю и идентичность. Это коснулось всех. Взрывали храмы, мечети, закрывали синагоги. Всё, что было дорого и свято, семейные и общинные традиции кидались в жертву новым идеологиям.

В 90-е годы в России стали возрождаться религиозные общины. Даже в крошечных городках находились несколько евреев, начавших собираться вместе. В то же время поднялся “железный занавес”, открылись границы и очень многие уехали жить в Израиль: из Советского Союза репатриировались больше миллиона человек. Но и сегодня остаётся немало людей, потерявших связь с корнями. Еврейские организации проводят образовательные программы для детей, взрослых и пожилых, возят бесплатные туры в Израиль и Европу. Всё это не для того, чтобы люди непременно “свалили”, совсем нет. Чтобы знали и помнили, кто они.

Это была краткая предыстория. Теперь к истории.

1 Наш экипаж “танкистов” - Исроэл, Давид и Менахем-Мендл. Они молодые раввины, учащиеся ешив из разных стран мира. Я присоединился к ним в Казани, до этого ребята полторы недели ездили по городам России и успели побывать в Иваново, Костроме, Рязани, Пензе и Ижевске.

Кстати, "танки" не имеют никакого отношения к военной технике. Так эти машины называл Любавичский ребе, "танки для войны с ассимиляцией".


2 Наша первая точка - база отдыха “Глубокое озеро” под Казанью, где этим летом проводится лагерь “Ган Исраэль”.


3 В лагере находятся 90 детей из поволжских регионов, смена длится две недели. За это время они успевают не только отдохнуть и потусоваться с новыми друзьями, но и узнать многое о еврейских традициях и культуре.


4 Мицва-танк они ждали с самого утра и вышли встречать нас всем лагерем.


5 Вожатые и “танкисты” оказались хорошо знакомы, и это не удивительно, в еврейской тусовке все знают друг друга. В общем, встреча была тёплой.


6 Дети в восторге от домика на колёсах! Каждый хотел зайти внутрь и посмотреть, как там всё устроено. Они буквально засыпали вопросами, и так как раввины были заняты, мне достались самые каверзные: “А спать удобно? Не выпадаешь на ходу?” “А как тут туалет работает?” и тому подобное. Хорошо, у меня есть “бэкграунд”: в прошлом году мы с блогерами ездили в точно таком же автодоме по Татарстану, просветит ребят, что к чему.






7 Исроэл Лазар, сын главного раввина России Берла Лазара, рассказывает ребятам историю об одиноком еврее из Австралии, захотите - расскажу её вам.


8 Мицва-танк может считаться настоящей синагогой, поскольку имеет для этого всё необходимое. В машине хранится свиток Торы. Это специальный, дорожный экземпляр, он меньше обычного.


9 Прогулялся по лагерю. Пока одни играют,







10 Другие учатся и молятся. В “Ган Исраэль” ребят учат жить по еврейским заповедям, в том числе и молитвам.


11 Чёрные коробочки называются “тфилин”, и это одна из самых важных заповедей для религиозного еврея, совершать ежедневную молитву, возлагая тфилин на руку и голову. Тфилин – символ неразрывной связи между народом Израиля и Всевышним.

В Торе есть четыре отрывка, в которых содержится предписание: "Повяжи их (слова Б-га) в знак на руку твою, и да будут они знамением над глазами твоими!" Эта заповедь, символически предписывающая подчинять действия и сознание воле Творца, на буквальном уровне обязывает взрослых евреев-мужчин возлагать "эти слова" (то есть, слова Торы, содержащиеся в этих отрывках) на руку и на голову. Эти четыре отрывка переписчики священных текстов (софрим, в ед. ч. софер) пишут на маленьких пергаментных свитках, изготовленных из особым образом обработанной кожи кошерного животного. Специальные коробочки (также изготовленные из кожи кошерного животного), в которых содержатся эти отрывки, и называются тфилин. // ru.chabad.org



12 Пообедали вместе с ними и поехали дальше. Дети не хотели нас отпускать и просили остаться или вернуться. Но дорога не ждёт.







13 Синагога в Казани. Она находится в самом центре, и я много раз её видел, но внутри бывать не доводилось. Прямо напротив синагоги есть кафе “Сирия”, где готовят ближневосточную еду - хумус, фалафель и всё такое. Всегда было интересно, ходят ли посетители синагоги в это кафе, ведь кухня у соседних стран похожая. Спосил - не ходят, потому что там нет сертификата кошерности, религиозным евреям это важно. А ведь те могли бы получить, от клиентов отбоя бы не было!


Так или иначе, вот чем прекрасен Татарстан - своей веротерпимостью. Регион, где тесно переплетены несколько народов, может быть хорошим примером, как жить в мире.

14


15


16 Раввин Казани Ицхак Горелик.


17 Прогуляемся по синагоге. Листайте фотографии влево-вправо при помощи стрелок.

Мозаика с видом Иерусалимского храма.
Здание синагоги недавно отметило 100-летний юбилей. Его построили в 1915 году на деньги, собранные общиной.
В советские годы синагогу изъяли и отдали министерству просвещения. И только в 90-е годы здание вернулось к еврейской общине.
Поэтому, хоть здание историческое, все интерьеры новые.
“Экипаж” мицва-танка молится в синагоге.
Тфилин.
Интерьер синагоги.
Виноград - символ многочисленного потомства.



17 На других этажах синагоги расположены разные организации и фонды., помогающие общине в жизни. Здесь же есть небольшой музей казанской общины.






18 Строительство продолжается. На верхнем этаже, под крышей, сейчас строят ешиву - учебные классы религиозной школы.





19 А нам пора дальше. Танк берёт курс на Йошкар-Олу.





20 Я давно хотел там оказаться: много раз ездил по трассе в Казань, но сюда не добирался, нужно делать большой крюк. А посмотреть в Йошкар-Оле есть что. Покажу в отдельном посте.


21 Мицва-мобиль припарковался в одном из дворов в центре города. Необычная машина привлекает внимание, многие подходят, интересуются, задают вопросы.


22 За всё время мы не встретили никакого негатива или неприятия со стороны прохожих.


23 Община в Йошкар-Оле очень маленькая, а сейчас, летом, большинство людей на дачах. Пришло всего несколько человек, но встреча была тёплой. Своей синагоги здесь нет, как и здания. Арендуют небольшую комнату в полуподвале. Нет и раввина, но это не мешает людям собираться вместе. Большинство из них пожилые, дети и внуки выросли и уехали. Из города бегут очень многие, в Казань и Москву, многие евреи уехали в Израиль ещё в 90-е.


24 Сын руководителя общины погиб во время операции в Газе в начале 2000х.


25 Такие общины меня очень трогают. В 2015 году я тоже ездил с мицва-танком по Поволжью, и больше всего тогда запомнился город Сызрань: ещё меньше “Йошки”. Старый кирпичный домик на окраине, столетняя синагога, которую лишь недавно вернули евреям. Здание требует капитального ремонта, денег на него нет, но люди поддерживают старый дом и друг друга.


26 Подарок от экспедиции - еврейские часы. Вместо цифр здесь буквы алфавита, а стрелки идут в обратную сторону.


27 Раввины предложили поехать домой к людям общины и установить мезузу. Охранные молитвы в пластиковых футлярах, оберегающие дом. Оказалось, мезузы у всех уже есть.


28 После встречи в общины мы поехали посмотреть достопримечательности города. Нет, это не Красная площадь, а одна из многочисленных копий известных зданий в Йошкар-Оле. Говорю же - город необычный.


29 Главная задача экспедиции - познакомиться с деятельностью еврейских общин в России, приобщить людей к изучению истории, культуры и традиций своего народа.


30 Говорить с каждым на близком ему языке. В мицва-танке много литературы, книжки для детей, рассказывающие об истории народа.


31 На пешеходной улочке, возле “Кремля” мужичок в спортивном костюме сдаёт в аренду гироскутеры. Десять минут - сто рублей. Раввины заинтересовались темой, и довольно быстро освоили транспорт, хотя стояли на нём впервые.





32 Сделали эффектный лук!


33 Дальше предстоял трудный ночной перегон в Нижний Новгород и ночлег в машине. В принципе это не проблема, тут же целый дом на колёсах, со спальными местами, душевой и кухней. Но делать это в движении всё-таки не очень просто.


34 Поздний ужин. Ребята устроили целый пир с переменой блюд. Большинство продуктов они везут с собой, но время от времени пополняют запасы в местных магазинах.


35


36 В Нижнем Новгороде тоже есть синагога и большая община. Это красивое здание в виде свитка Торы, которое не влезло в ширину угла моей камеры, но в интернете можно посмотреть. Здесь наши дороги разошлись. Раввины и мицва-танк остались в городе встречать шаббат, а я уехал на поезде в Москву, чтобы отправиться дальше.


Понравился пост? Ставьте лайк и пишите комментарий! Больше откликов - больше качественных репортажей :)

https://macos.livejournal.com/1592841.html

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку