На майские моталась опять в Японию, предварительно зачитав "Историю древней Японии" А. Мещерякова и М. Грачёва (2010). Интересно оказалось посмотреть на некоторые вещи сквозь призму знаний.
Во-первых, гробница императора Нинтоку.
Вот смотрите. Видите за деревьями холм?
А вот он же, с другого ракурса:
Ближе, увы, подойти нельзя, но на просторах тырнета можно найти вертолётные фотки, без них ничего не понятно.
Вот вся эта байда с тремя рвами, размером 307х486 метров (по другим источникам 486 метров - это периметр) и 33 метра высотой была нужна в V веке нэ для того, чтобы захоронить одного тщедушного японца, то бишь, императора Нинтоку. Японцы пишут, что строили эту красоту 2000 человек 16-20 лет. Наши пишут, что 1000 человек 4 года. Что-то напоминает какие-то ролевые байки из 90х)) В умной книжке пишут, что это всё было нужно для укрепления и демонстрации силы централизованной власти. Забавно, что эти весёлые ребята в какой-то момент вообще забыли, что там кто-то похоронен, и заново открыта эта гробница была уже в XIX веке. Собственно и то, кто именно там похоронен, всё ещё под вопросом, но императорская семья считает, что это Нинтоку, и поэтому для публики нутро закрыто, это ж предок правящей династии и все дела.
Есть другие гробницы, поменьше, и там рядом, и в других местах, но я не добралась пока.
Курганы былвали разные:
Не могу сейчас найти точную цитату, но смысл в том, что круг и квадрат - это эзотерические фигуры, которые комбинируются по-разному в разных регионах и в зависимости от моды конкретного периода)) Позже основная часть кургана вообще стала восьмиугольной у императоров, потому что император ведает всеми восемью углами страны)) А внутреняя погребальная камера моделировала загробный мир и содержала в себе всякие штуки в соответствии с мифом, например, персиковые косточки, которыми Изанаги отбивался от загробных змей.
Ещё забавно посмотреть, как примитивный народ воспринимает зарубежные новшества. Начало истории Японии связано с миграцией большого количества корейцев, бежавших от войн с Китаем, и принесших с собой рис и прочие полезности. Например, бронзовые мечи и колокола. Однако в Японии и то, и другое утратило свои функции и стало чисто элементов погребального ритуала: мечи стали огромными и тупыми, а колокола потеряли язычок.
Далее в нашей программе императрица Химико из страны Яматай.
Итак, есть некая китайская хроника, в которой написано нечто о японцах.
"Она была составлена около 297 г. и охватывает период с 220 до 265 г.
Несмотря на краткостъ (около 2000 иероглифов) и идеологичес-
кую ангажированность, ее сообщение о людях Ва (японцах), по-
мещенное в главе о «восточных варварах», практически всегда
используется для реконструкции социальной и политической
ситуации на архипелаге. Однако, как нам представляется, в ус-
ловиях полного отсутствия других письменных свидетельств это
скорее напоминает акт историографического отчаяния, чем ис-
следовательской стратегии. Данные «Вэй-чжи» не могут быть
перепроверены по другим источникам, а некорректностъ тех ее
сообщений‚ которая ясна из соображений общего характера, за-
ставляет сомневаться и в достоверности остальных".
В частности,
- расстояние от Корейского полуострова до страны Ва оценивается в 1300км (на самом деле 200км)
- написано, что Ва имели обычай татуироваться. Согласно авторам никаких других следов присутствия татуировок в этом периоде в Японии нет, в то же время, в Китае татуировки считались атрибутом варварских народов, т.е. могли быть приписаны нарочно, чтобы опустить соседа.
- при этом написано, что у Ва были рынки, контролируемые государством. В Китае в то время так и было, а вот в Японии в данном периоде как-то словжно себе представить такую степень организации общества.
- во время ритуала погребения правителя якобы приносили человеческие жертвы. Опять же, согласно авторам в Китае такой обычай был, а Японии - никогда.
-ну и живут японцы более 100 лет. Угу. В III веке.
"Исходя из традиций китайского официального летописания,
мы считаем, что основной причиной, по которой отчет о людях
Ва вообще появился в «Вэй-чжи» является указание на прине-
сение царицей Химико дани Вэйской династии (238 г.) и полу—
чение там инвеституры. В связи с этим задачей летописца было
показать, что люди Ва сильно уступают в части культурности
китайцам, но в то же время не настолько дики, чтобы не прини—
мать на себя благодати китайского императора.
[...]
Данные о «политической истории» Ва, сообщаемые «Вэй-
чжи», гласят, что после периода длительных войн между госу
дарствами, которые управлялись мужчинами, престол Яматай за—
няла девственница по имени Химико (Пимико), которая
обладала магическими способностями и не показывалась лю—
дям на глаза. У нее был младший брат, который выступал в ка—
честве медиума, помогая ей тем самым в делах управления. Пос—
ле смерти, последовавшей в 248 г.‚ она была похоронена в
огромном кургане.
Местоположение Яматай и соотношение Химико с истори—
ческими фигурами, упоминаемыми в японских нарративных
источниках более позднего времени, является предметом посто-
янной научной и околонаучной дискуссии. И если единствен-
ным приемлемым кандидатом для Химико является Дзингу: (по—
скольку японские письменные источники сообщают только об
одной женщине—правительнице, хотя, согласно данным сводов,
она и не прошла церемонии интронизации), то с локализацией
Яматай дело обстоит сложнее. В разное время историки скло—
нялись то к северному Кюсю, то к равнине Нара, пытаясь най-
ти при этом какие—то археологические подтверждения. В насто-
яшее время более авторитетной считается вторая точка зрения.
Однако следует иметь‚ в виду, что вся дискуссия относительно
Яматай строится на основании одного упоминания в «Вэй-чжи»,
Поэтому поиски Яматай несколько напоминают попытки ло-
кализации Атлантиды, о которой также содержится одно—един-
ствснное упоминание у Платона".
Так вот, эти весёлые ребята японцы отгрохали целый музей вокруг несуществующей императрицы. Нет, конечно, музей вообще о периоде яёи и представлена там в основном всякая археология, но всё это преподносится именно под соусом "Химико из Яматай". Посреди зала стоит манекен Химико, исполняющей при помощи зеркала какой-то ритуал. Ещё есть реконструкция городского поселения в Яматай с домом Химико (не стала фоткать, извините, там темно и стекло), ну и там по мелочи.
Кстати, о зеркалах. В музее представлен наборчик зеркал периода яёи. Выглядели они примерно так (фотка из токийского музея)
это задняя сторона, а собственно зеркальная вот (это уже собственно из музея яёи)
На задней стороне зеркал обычно какие-нибудь узоры, цветочки-зверюшки и т.д. и иногда попадаются надписи. Аудиогид музея ничтоже сумняшеся сообщил, что эти надписи - имена мастеров, сделавших зеркала. Мещеряков и Грачёв же утверждают (и, рассмотрев экспонаты, я бы согласилась), что иероглифы карлики Ва тогда ещё не освоили и тупо копировали надписи вместе с узорчиками с китайских оригиналов, поэтому иероглифика расплывается, местами становясь совершенно нечитабельной.
В общем, не знаю, конечно, но что-то мне кажется, что или российская японистика прокачаннее японской японистики, или у них поиски самоопределения узурпируют учёные мозги, ну или по крайней мере в музеи на ширпотреб спускается какой-то позапредыдущий вариант толкования истории, и в обновлении информации для масс они потребности не чувствуют.
ЗЫ: К сожалению, в музее совсем не были представлены
ханива - ритуальные глиняные статуэтки, которые ставили по склонам погребального холма. При этом музейный сувенирный ларёк был набит почти исключительно ими, а колоколов или зеркал - вот вам фиг. Ставлю фотку из токийского музея, чисто для расширения кругозора.
https://kikimorra.livejournal.com/221427.html