-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_dimagubin

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.02.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 2

dimagubin





dimagubin - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://dimagubin.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??b0925d00, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

О скандале в Германии (якобы) с Нетребко, а на самом деле - о стычке цивилизаций как культур

Четверг, 02 Февраля 2023 г. 21:21 + в цитатник

Война как время оглупления. Могилы "вагнеровцев" и могилы нацистов

Понедельник, 23 Января 2023 г. 23:59 + в цитатник
Увы, я словно лирический герой быковского "Июня" был слишком зачарован быковской же идеей, состоящей в том, что когда смесь подлости и говна начинает заливать страну с макушкой, только война может явиться из этого выходом.
Спустя год войны я воспринимаю это по-другому: не что война избавляет от подлости и говна (она их объем только увеличивает), но что смесь подлости и говна, достигнув предела, неизбежно приводит к войне.

Война и оподляет, и оговняет, и оглупляет.

Последнее – предмет моей особой печали. За оглуплением я слежу не по стану орков (с ними все ясно), а за своими, за теми, кто оркам противостоит. Там с началом войны – тенденция не чистить зубы, если Путин или Пригожин их чистят. То есть вместо включения мозгов – переключение полюсов.

Вот всем известный пример: история с пригожинскими зэками, нанятыми воевать во искупление не столько грехов, сколько судимости. Их, понятно, по большей части возвращают с войны искупленными до нуля, в виде "грузов 200".

И тьма людей из моего стана, так пронзительно внимавшая по молодости "Штрафным батальонам" Высоцкого, так соглашавшаяся по детству с "Преступлением и наказанием" Достоевского, теперь оттаптывается на их могилах по простому танцевальному алгоритму: гы-гы! Убийца (насильник, вор, разбойник, грабитель, растлитель) теперь похоронен по месту былого преступления как герой!

В этой идиотской пляске – презрение к самой христианской идее возможности искупления греха как такового, перехода из Савлов в Павлы. Хотя такую возможность – осознания и искупления – дает любая тюрьма, пусть даже такая жуткая, как русская. И я даже не про раскольниковскую каторгу сейчас – я про "Сажайте, и вырастет" Рубанова, уж вы-то должны были в свое время прочесть. А уж как я читал – не передать, Рубанов же в тюрьму угодил после журфака МГУ, всего на несколько курсов младше меня был…

Над идеей искупления и исправления смеяться нельзя: отрицая ее, ты закрепляешь зло в его неизменности. Это раз.
Два: существуют, действительно, варианты куда более страшной, чем тюрьма, рулетки, идущей в зачет тюремного срока. Это как раз те самые штрафные батальоны, в которых выжившие во время WWII получали индульгенцию былых грехов (в СССР, во всяком случае). Эта же практика была взята на вооружение в этой войне Пригожиным уже во-вторых, а во-первых – Украиной. Там, если не путаю, Рада специальным постановлением/законом давала возможность украинским зэкам снять судимость участием в войне. Знавала история и много других аналогичных вариантов: например, из тюрьмы во время пандемии "испанки" из тюрем США были выпущены те, кто согласился протестировать на себе воздействие вируса "испанки" (ухмылка судьбы: ни один из них не то что не умер – даже не заболел).

Подлость Пригожина не в том, что он дает возможность зэкам искупить вину и формально снять себя судимость. Абсолютная мерзость и подлость Пригожина в том, что он метод для выявления в человеке лучшего (пожертвую собой ради науки, ради победы добра и т.д.) использует для проявления в мире худшего. Дело не в том, что он дает возможность зэкам поставить на кон свою жизнь в обмен на тюремный срок. Дело в том, что он оставляет на этом кону единственную подлую ставку – воевать против жертвы агрессии, убивать воюющих на стороне украинцев. То есть сидящий в тюрьме бандит и убийца, чтобы очиститься от греха, должен взять на душу еще больший грех, стать еще большим насильником и убийцей. Про Пригожина впору снимать мистический фильм о том, какие обличья (ресторатора, друга Путина, создателя ЧВК "Вагнер") способно принимать зло. Зло, использующее все приемы добра; зло, использующее все двусмысленности (одно имя "Вагнер" чего стоит).

Но вмиг поглупевшие от войны интеллектуалы из моего стана не разоблачают зло. Они оттаптываются на методе добра – и тем самым вовлекаются, простите высокопарность, Вельзевулом в свой оборот.

Нельзя смеяться над тем, что бандит, терроризировавший район, теперь на этом районе похоронен, как герой (потому что он искупил свою вину, защищая район, родных, тех, на кого напали). Но нужно и можно ужасаться тому, что бандит, терроризировавший район, в этом районе похоронен, как герой, на основании того, что он терроризировал, уничтожал и убивал людей в другом районе, на который напал он сам.
Я немец давно уже больше, чем русский, поэтому с моей сегодняшней точки зрения такой выпущенный из тюрьмы и убитый "вагнеровец" имеет право после смерти на крест (поскольку он человек), но утрачивает право на имя (поскольку он дважды мерзавец).

Почувствуйте разницу.

Ибо в умении видеть разницу между очень близкими, но диаметрально противоположными вещами и состоит, по большому счету, интеллект.

Аминь.

https://dimagubin.livejournal.com/449218.html


Про модерирование и бан

Воскресенье, 22 Января 2023 г. 16:11 + в цитатник
С удивлением увидел, что жэжэшечка жива и все так же пышет ненавистью и глупостью в коментах. Два года пандемии и год войны изменили мой взгляд на допустимое и недопустимое в публичных дискуссиях, и я, вслед за Владимиром Пастуховым, стал считать, что демократия без модерации, а равно и прямой поток информации вне модерации, скорее опасен, чем полезен. Когда-то, на заре ЖЖ, я радовался свободной конкуренции и запрещал себе кого-либо банить. Теперь я вижу, что это все равно что разрешать садиться за руль кому угодно, без водительских прав и без правил движения, рассчитывая, что Шумахеры определятся сами собой. Не определятся.

Поэтому я буду банить чаще за ненависть, хотя и за глупость тоже. Этой персонально мой ЖЖ, так что на свободу слова в целом ничто никак не влияет. В своем ЖЖ пишите матом и оскорбляйте кого угодно, если руководство ЖЖ вам такое (пока еще, к сожалению) разрешает. Я же буду модерировать коменты исходя из принципов, установленных в свое время Виктором Клемперером в L.T.I.

За язык ненависти будет баниться любой, вне зависимсти от политических взглядов. Так что я на вашем месте провел бы самомодерацию, прежде мне что-то писать.

https://dimagubin.livejournal.com/448946.html


Метки:  

Про Монеточку и обабибасивание

Суббота, 21 Января 2023 г. 21:12 + в цитатник
Ну, вот и Монеточку в пятницу объявили иноагентом. Это такой билет на философский корабль, просто при Путине этот корабль состоит из отдельных лодок.

В высылке умов и талантов ордынская власть не видит проблемы, как не видела их советская власть, от которой тоже сбежали все, от Горького и Толстого до Прокофьева и Вертинского. Потом Сталин осознал проблему, и сбежавших попробовали возвращать (перечисленных вернули).

При Путине была попытка только вернуть Павла Дурова, если только мне не набрехал Сережа Минаев, человек умный, но чудовищно мелкий, типа тарелки, из которой трудно напиться журавлю. Впрочем, Минаев получил по заслугам: вместо утешительной кареты главредства в Esquire он обнаружил себя на запятках доморощенной русской журнальной тыквы. Западные журналы из России ушли вместе с рекламными бюджетами, возможностью коллаборации и, главное, с международным имиджем. Как называется теперь минаевский журнал (скукожившийся из международного в секунду именно до минаевского) я слышал, но уже не помню. Но тут история та же, что с "Макдональдсом", скукожившимся до точки. В "Точку", возможно, и можно заскочить перекусить, когда ничего другого нет рядом. Но больше нет приятного ощущения, что ты, поедая гамбургер, ведешь себя, как миллионы людей во всем хоть сколько-нибудь цивилизованном мире.

Я помню, как депрессивное, кризисное Иваново в свое время пыталось убедить себя самое, что это не так. Там понимали, что для получения франшизы "Макдональдса" нужно соответствовать хоть каким-то критериям городского благополучия. Ничего этого не было, и тогда какой-то умник от отчаяния открыл в кинотеатре "Современник" нечто вроде "Нашдонадса". В общем, то-то вроде "Абибаса".

А теперь обабибасивается Россия в целом. Отсчет времени назад, в доцивилизацию, к Сталину.

https://dimagubin.livejournal.com/448612.html


О поддержке войны метропольными россиянами

Среда, 18 Января 2023 г. 21:36 + в цитатник
По поводу роста числа россиян, поддерживающих войну (по крайней мере, в метрополии). Это немножечко не так: социолог Лев Гудков в интервью Spiegel приводит данные, что максимальной поддержка (80%) была в марте, а в декабре сократилась до 71%. Но все равно поддерживает войну большинство живущих в России.
Объяснений позиции этого большинства много, и главное состоит в комфорте конформности, в комфорте примыкания и к силе государства, и к силе большинства. То есть к силе силы. Тут непросто даже просто быть молчаливо "против", не говоря уж про уличный протест. И я думаю, Зеленский играет исключительно на живущую в Украине аудиторию, призывая россиян на улицы выходить. Дело не в особом гене рабства или (сейчас модно про это кричать) идее "имперскости", свойственной-де "всем" россиянам. Имперскость - это игрушка Пиотровского, Дугина, Путина, Кириенко. Или уж совсем придонного слоя, у которого, кроме былого "великого СССР" ничего нет (другое дело, что придонный слой в России чрезвычайно велик). А средним горожанином владеет другая идея - выживания и приспособления. И тут, боюсь, между постсоветскими горожанами с разными паспортами разница минимальна. Зеленский, обратите внимание, ни разу не обратился к 3,000,000 живущим в России украинцам. Он ни разу не призвал их ни выходить на уличные митинги, ни свергать власть, ни создавать партизанские отряды или диверсионные группы. Потому что знает, чем окончится этот призыв и в каком свете он выставит и призываемых, и призывающего...
Но я хотел бы обратить внимание на одну важную деталь новой "военной конформности". Она состоит в комфорте психологического отката назад. Так пользователь компьютера, когда после обновления программы что-то из привычного перестает работать, пытается откатить назад обновление - и нередко добивается результата. В прошлом жить комфортнее, чем в модернити, не говоря уж про будущее. Особенно с учетом того, что время модернити стало меняться быстрее способности его осознать, не говоря уж освоить, - что, опять же, знакомо каждому владельцу смартфона или пользователю Word.
Как разумно кто-то сказал, путинская "спецоперация" - это попытка в XXI веке бороться за идеи XIX века методами XX века. Строительство империи (или даже просто восстановление "национального единства") – это типичная идея XIX века. Она знакома, а потому утешительна. Война – тоже понятный способ строительства империи (или восстановления национального единства, "ein Volk, ein Reich"). Он, конечно, скомпрометировал себя в XX веке. Но Россия – отсталая страна не только с точки зрения технологий, но и ментальности. Уроки ХХ века она пропустила с высокомерием победителя, тогда как прочие и победители, и проигравшие их прилежнейшим образом изучали. И между этими двумя отсталостями существует, возможно, положительная обратная связь...

https://dimagubin.livejournal.com/448338.html


Подводя итоги - и прекращая тратить время на ЖЖ

Суббота, 31 Декабря 2022 г. 15:46 + в цитатник
В ЖЖ я буду теперь лишь изредка перепощивать тексты, а основную работу переношу в youtube- и телеграм-каналы "Губин ON AIR", а также (там, где касается фото и коротких текстов) в instagram и facebook.

Причина очевидна: ЖЖ как интеллектуальная площадка умер. Не буду спекулировать, что именно его подкосило: передача \в российские руки, неумелые движения этими руками, отсутствие свобод или же просто время. Но публика отсюда ушла: нет смысла тратить время на цветы в пустыне. Вот вам финальный текст этого года.

ПОДВОДЯ ИТОГ

В последнем выпуске "Особого мнения" на "Эхе СПб" (ссылка на расшифровку программы – ниже) меня спросили, что нового я узнал за прошедший года о соотечественниках. Это хороший вопрос. Проблема в том, что мне нечего было ответить.

Ничего нового, в общем, я за этот год соотечественниках не узнал – в отличие от жителей стран Восточной Европы, которые на удивление оказались куда ближе к СССР со своей культурой обиды и мести, - той, в которой непотерпевшие мстят невиновным.

Я еще в конце 1970-х прочел "Люди. Годы. Жизнь" Эренбурга, так что недурно представлял, как исторические потрясения могут менять людей, и как быстро человек, пытавшийся арестовать Ленина, вступает в РКП(б) и становится большевистским прокурором (да, я про Вышинского). И потом много читал про то, как страна Чайковского и Рахманинова превращается в страну стукачей и палачей (и как легко палачи и жертвы меняются местами). Тут было много документальной литературы: от Солженицына до Пайпса.

А последние лет пять я читал о том, что происходило при Гитлере в Германии. Я читал и Себастьяна Хафнера, и Уильяма Ширера, и Монику Блэк, и дневники посла Додда, и книгу Старгардта о после Додде: как вам тот факт, что дочка американского посла спала разом и с шефом гестапо, и с советским дипломатом, а ее пытались разом и подложить под Гитлера, и завербовать в НКВД?!. Так что, опять же, - после знания времени Гитлера не особенно удивляешься времени Путина.

А в промежутке – и это еще более важно – я очень много читал тех, кто после Второй мировой войны в Америке пытался ответить на вопрос, как же случилось так, что милые, сентиментальные, образованные люди, эта, хм, нация Толстого и Дост… то есть Гёте и Шиллера – как они могут превратиться в стадо орков? Я читал про эксперименты Милгрэма, Аша и Зимбардо, я читал Арендт и Хайека.

И, в общем, ответ был давно понятен. Не надо преувеличивать свою способность сопротивляться злу. Сила ломит и соломушку. Ветер гнет траву. Чем сильнее ветер, тем ниже прогиб. Некоторые ломаются – как полностью сломался, например, Дима Киселев. Нарастающий ветер нового русского фашизма дул мне в спину, и я при первой возможности из России уехал (Gott sei Dank!). Потому что не знал, как долго у меня хватит сил этому ветру сопротивляться. И как скоро он сломает меня. Ну, или сорвет с места и принесет в тюрьму.

И даже то, что огромное число неглупых людей в России продолжат сегодня кричать глупости, типа "да Киселев всегда был таким!" или "как можно было делать президентом гэбэшника!" меня ничуть не удивляет. В СССР и странах Восточного блока никогда всерьез не ставился этот вопрос: как могло случиться так, что при Гитлере скурвилась целая страна, целый высокообразованный и трудолюбивый народ? – потому что тогда пришлось бы ставить вопрос о том, как случилось так, что в 1917 году к власти пришли полные отморозки.

В итоге в России продолжает преобладать наивная теория "да они всегда такими были, просто теперь проявилось их подлинное лицо" (хотя из нее следует, что подлинное русское лицо хуже всех прочих лиц). А в Восточной Европе набирает обороты не менее глупая теория, что у России другого лица (включая культуру) никогда и не было. Типа – всем там, от Пушкина до Чайковского, сплошные имперцы.

Но это меня тоже не удивляет. Повторю: ни в России, ни в Украине, ни в Восточной Европе не прошли огромного послевоенного интеллектуального западного пути. В итоге винить национальное искусство велик: даже Виктор Клемперер в знаменитом "L.T.I." тоже писал какие-то глупости про то, что к нацизму привел немецкий романтизм. Но он писал свой работу сразу после войны, и соблазн дать простой ответ на сложный вопрос был велик.

Повторяю: дело в гибкости человека. Удивительная, потрясающая способность сапиенса к выживанию в любых условиях, его невероятный оппортунизм и психологическая гибкость имеют обратной стороной, например, появление Дмитрия Анатольевича Медведева.

Я помню, как в 2011-м, когда он заявил публично о своей с Путиным закулисной рокировочке, Лёва Кондрашов, мой сосед по подъезду, глава фирмы "Еврознак" и бывший зэк по статье о хозпреступлениях, с невероятным презрением бросил про Медведева: "Я видел на зоне, как низко может опуститься человек. Но на зоне было насилие. А этот-то опускает себя сам". Но я также помню, как примерно в том же году Людмила Нарусова говорила, что Медведев изо всей компании молодых реформаторов был наиболее ценим за ум и талант Собчаком.

Кондрашов – царство ему небесное – оказался куда большим провидцем, чем Собчак. Но, думаю, даже и он представить не мог, что Медведев пройдет послереволюционный путь смольнянки и дворянки, ставшей шлюхой, и которая во время занятия своим новым ремеслом пытается говорить то матом, то по-французски, - что, собственно и фиксирует медведевский телеграм-канал.

Нет, и здесь ничего нового я про Россию не узнал.

Скучно жить на вашем свете, господа.

https://dimagubin.livejournal.com/448162.html


О СЕМАНТИКЕ ЖОПЫ И БЛАГОТВОРНОСТИ ЭМИГРАЦИИ

Понедельник, 12 Декабря 2022 г. 23:08 + в цитатник
Изо всех открытий (чудных; а ударение поставьте сами), которые эмиграция заставляет делать, для меня крайне важным было то, что одинаковые слова в русском и европейских языках (в моем случае – в немецком) имеют разные глубинные смыслы. И я даже не про сложные политические конструкты типа "либерализм", "демократия" или "патриотизм". А про самые простые слова, вроде "балкон", "лес", "жопа".
Потому что в России тот же балкон по функциональной сути - это как бы недовыросшая, несовершеннолетняя лоджия. Которая, в свою очередь, отвечает за складирование вещей, которые использовать стыдно, а выбрасывать жалко. А в Германии балкон – место смычки города и деревни, то есть место для сада и даже (в моем доме это разрешено) для барбекю. Чтобы полностью описать, что значит "балкон" в немецком понимании, мне пришлось снять маленький документальный фильм, а режиссеру Андреасу Дрезену – полнометражное игровое кино "Лето на балконе" (к слову, блестящее).
То же самое я бы мог сказать и про "лес" (в немецком лесу человек ходит по дорогам, нередко заасфальтированным, а лес вне дорог оставлен зверям и птицам). Но поскольку слово "жопа" всех наверняка интересует больше, то сразу к нему и перейду.
Дело в том, что у немцев другое восприятие тела, включая те части, что принято считать "срамными". FKK, Freikörperkultur, "культура свободного тела", когда голые женщины и мужчины вместе на пляже и в сауне, распространена повсеместно. На театральной сцене трудно найти спектакль, где бы ни снимали штаны (в берлинской Komische Oper сейчас идет "Фальстаф" в постановке Барри Коски: главный герой весь первый акт – с голым задом). Задница, жопа и все, что с этим связано – объект постоянных шуток, но не только. Недавно на радио Bayern 2 я слушал часовую передачу про pupsen, пуканье: невозможно было оторваться! Там были и звонки биологам, и звуковые образцы пуканья крокодилов и змей, и в результате я запомнил твердо, что не пукают только птицы!.. Вы можете такую передачу вообразить на "Радио России"?!.
И не думайте, что я в своей сравнительной семантике зашел в какую-то ж. Нет, я вернулся к тому, с чего начинал: к незамысловатой идее, что за сходными словами в разных странах стоит разный понятийный аппарат. Просто когда люди знают только один язык и только один культурный код, они в силу неосведомленности (и нередко связанного с нею национального высокомерия) полагают, что "во всем мире точно так же". Это заблуждение вовсю эксплуатируется негодяями всех мастей, начиная с кремлевских пропагандистов. Которые, например, кричат о разрушении "семейных ценностей" на Западе, а в доказательство показывают картинку европейского городка с вывешенными радужными флагами: полюбуйтесь, там живут одни геи! Это срабатывает. Буквально на днях коллега, недавно перебравшийся в Берлин, показал мне фото, повертев пальцем у виска: "Немцы совсем сдурели! Это значит что – здесь лишь геям-инвалидам разрешено?!." На снимке была пиктограмма с инвалидной коляской на фоне шестицветной радуги. Я расхохотался. Радужный флаг означал всего лишь поддержку гендерных меньшинств: точно так же, как украинские флаги на домах в Германии означают поддержку Украины, а не проживание украинцев. Инвалидная же коляска маркирует безбарьерную среду. Только и всего.
Слова – это вербальные упаковки смыслов, а картинки – визуальные. Но, как видите, даже изображения могут читаться по-разному. И, когда я думаю, отчего и почему провалилась в России вестернизация, то склоняюсь к тому, что вестернизируемые научились западным словам, но не стоящими за словами западным смыслам. Причем этого непонимания не понимали и вестернизаторы (от ребят из какого-нибудь Немецко-русского обмена до Джорджа Сороса). Диалог шел? Шел. Технологии перенимались? Перенимались. А то, что внутренне наполнение технологий было иным, в глаза не бросалось. Все получали свое. Русские считали, что на Западе все устроено так же, как в России, только богаче, разнообразнее и технически продвинутее. А европейцы и американцы считали, что русские – такие же, как и они, славные ребята, только груз нищеты и несвободы мешает. Хотя, повторяю, одни и те же слова обозначали разные идеи. И продолжают обозначать.
Вот пример из свежих. Антон Долин (кинокритик, иноагент и эмигрант) в одном из свежих интервью говорит, что если его выдворят из Риги, где русским теперь вида на жительства не дают, то он вернется в Россию. "Россия – моя родина, другой родины у меня нет" (подразумевается: и быть не может). Это нормально в русской речи, - но не то чтобы не звучит, но странновато звучит по-немецки. Там со словом "родина" после Гитлера вообще проблемы. "Vaterland" замызгано нацистской пропагандой. А в часто используемом "Heimat" словарь Langenscheidt выделяет три смысла: 1) место, где родился; 2) место, где долго живешь; 3) место, где тебе хорошо.
Вот и все. Нет ничего и близкого к русскому пафосу "родина одна, и другой быть не может!". Очень даже может. Особенно в Европе, где смена страны – обычное дело. Где обычное дело – дети-билингвы и даже трилингвы. Для них родины в русском значении не существует по определению.
То же происходит со смыслами и в таких словах, как "патриотизм" (немцами "Patriotismus" почти не употребляется: еще не забыто, что на патриотизме держался национал-социализм), "либерализм" и даже "человеческое достоинство". В России "достоинство" существует исключительно как вещь личного пользования, причем если "достоинством" кто-то если и наделяется, то за какие-то заслуги, действия. А в Германии c неотчуждаемости человеческого достоинства начинается статья 1 конституции ("Die Würde des Menschen ist unantastbar"). Это означает, что человеческим достоинством обладает каждый, даже растлитель и убийца, просто по праву рождения, и потому растаптывать достоинство нельзя ни в ком, и государство обязано за этим следить. А в России удивятся – ну, какое же достоинство может быть у Чикатило? Что за глупости вы говорите? Да Чикатило вообще не человек!
К чему я все это говорю? К тому, что в России после Путина снова настанет потребность в технологическом рывке и, соответственно, в новом приходе западных технологий (и социальных в том числе). А значит, снова возникнет международный обмен, и новые наивные цивилизаторы поедут в Россию. И вот тут будет важно не повторять прежних ошибок. Чтобы технологии работали "как на Западе", нужны не только технологии, но и стоящие за ними идеологии – тоже "как на Западе". Их не понять без понятийного словаря. В составлении которого эмигранты последней волны (толмачи поневоле) могут принести большую пользу.
Понимание скрытых смыслов под кажущейся очевидной словесной оболочкой важно для обеих сторон.
Если, конечно, обе эти стороны не хотят попасть в очередную жопу.

https://dimagubin.livejournal.com/447881.html


Желчный, кусающийся Дмитрий Быков: он в Америке, мы с Машей Майерс на "Голосе Берлина"

Суббота, 19 Ноября 2022 г. 10:42 + в цитатник
Во-первых, прорекламирую (особенно для тех, кто в Германии, однако недостаточно владеет немецким) сайт aussiedlerbote.de. С одной стороны, сайт очень недурно заточен под нетуристическую информацию о немецкой жизни. С другой - это платформа, с которой идет онлайн-вещание нашего с Машей Майерс Stratera Show, часть которого - большое интервью. Как, например, это интервью с Дмитрием Быковым. Затем видео выкладывается в youtube, и при этом не просто остается на сайте, но в особых случаях (например, когда мы обсуждаем с гостями получение в Германии гуманитарных виз или политического убежища) к нему добавляется расшифровка.

Во-вторых, интервьюируя в этот раз Быкова (с которым мы сто лет знакомы и товарищи по оружию), я был, несколько раз, что называется, "опешимши". Ибо Быков вел себя по схеме, им же самим описанной в лекции о Цветаевой, когда Цветаева говорила Пастренаку: послушайте, Борис, если уж вам, как всем мужчинам, непременно хочется этого, то давайте побыстрее это сделаем, чтобы потом перейти к действительно важным вещам: например, поговорим о Рильке... Вот и тут Быков всем своим поведением обозначал, что если тебе, Губин, так уж важно задать свои дурацкие вопросы и словить на этом хайп, то давай быстрее с этим покончим, и перейдем, наконец, к важному: к литературе. При этом Быков гневался, как проснувшийся (у Быкова в Америке было 7 утра) Ктхулху и наезжал что на Машу Майерс, что на меня. Чего за ним я раньше не замечал. Боюсь, война, эмиграция и два года локдаунов прибавили нам всем раздражительности и убавили терпимости (что, может быть, отчасти объясняет политэмигрантскую грызню и неспособность объединиться). В общем, для меня это было крайне непросто интервью. Но, чем сложнее интервью для интервьюера, тем оно интереснее для публики.

И третье. Канал
"Губин ON AIR" существует исключительно за мой личный счет и за счет средств моей семьи. Я не получал и не получаю никаких грантов на закупку оборудования, я не получал и не получаю никаких гонораров за его ведение. Однако я искренне благодарен всем, кто жертвует деньги на канал - особенно тем, кто сделал распоряжение в PayPal либо своем банке на регулярное списание средств (де-факто, платно подписался). Для пожертвований вне России действует paypal.me/gubinonair, для пожертвований в России действует карта Сбербанка 4276380221522464. Спасибо!

https://dimagubin.livejournal.com/447683.html


Метки:  

Поэзия после Аушвица и смех после Бучи, Ирпеня, Мариуполя

Понедельник, 07 Ноября 2022 г. 21:00 + в цитатник
Изначально текст опубликован на Грани.ру.

Смех после Бучи

Война перед всеми в России (и русскими в эмиграции тоже) поставила вопрос, который можно по-разному формулировать. Например, жестко: "Можно ли смеяться и радоваться жизни, увидев то, что натворила Россия в Буче, Мариуполе, Ирпене?" Или цинично (но точно): "Можно ли после Бучи продолжать постить в сетях котиков?"

И ладно бы котиков. Я, например, снимаю (точнее, снимал) для ютуба короткие докфильмы про бытовую жизнь в Германии. Там ни про какую не политику, а про повседневность: например, про то, как устроен немецкий лес (а он устроен по-другому, чем русский) или про то, почему немцы нередко ищут квартиру на первом этаже. Мне казалось важным рассказывать об этом: о вариантах иного жизнеустройства.

Теперь - всё. Началась война, и я ни кадра снять не могу, хотя сценарии написаны и к съемкам все готово. Потому что если я начну с энтузиазмом рассказывать о том, как старые железные дороги в Германии превращают в велошоссе, - это будет очередной запощенный котик, только немецкий. Я правда в растерянности. Сделать дисклеймер? Ну, я могу ведь сказать, что да, конечно, идет война и, да, люди гибнут, но война все равно закончится, и тогда Украину придется отстраивать, а Россию перестраивать, и мой фильм будет полезен! Честно говоря, идея эта тянет лишь на "троечку" с минусом. Потому что когда война закончится, вот тогда и будешь рассказывать выжившим про велодороги. Если, конечно, будет кому по этим велодорогам ездить.

Война и правда изменила абсолютно все, как и предыдущая война изменила абсолютно все, поставив в Европе вопрос о "поэзии после Освенцима", "христианстве после Освенцима" и в целом о "культуре после Освенцима". Знаменитую строчку, что писать стихи после Освенцима – это варварство, Теодор Адорно написал еще в 1949-м.А мы бьемся сегодня головой с размаху о "стихи после Бучи" потому, что в стране никто никогда не ставил вопрос о "стихах после ГУЛАГа" - даже те, кто ненавидел ГУЛАГ. Вопрос не в том, можно ли писать стихи после ГУЛАГа (а также Освенцима и Бучи), а в том, что после осознания произошедшего больше невозможна прежняя культура жизни, как она мгновенно стала невозможна для украинцев.

А у тех, кто живет в России, даже в этом году еще были иллюзии, что – возможна. Была, например, надежда спрятаться, раствориться в профессии, в труде, как прятались и растворялись многие в СССР. Ну, изучать античность, лечить детей, преподавать биологию. В застывшей автократии и даже тоталитарном застывшем государстве такое нередко спасало. Но при режимах бешеных, шипящих, жаждущих убивать, - нет. Я помню, как мне после 24 февраля стали резать глаза (и продолжают резать) анонсы российских лекториев. Они не агитировали за войну, не прославляли Путина. Они занимались тем же, ради чего открывались и чем занимались все эти годы: народным просвещением. Но я помню и растерянность лекторов, выплескивающуюся на личные страницы. Причем тех, кто казался самым профессионально защищенным: ученых-естественников, докторов наук. Причем растерянность их была тотальна: как теперь вообще жить? Эмигрировать, бросив в России абсолютно все? Или остаться и продолжить читать лекции? Кому? Тем, кого завтра могут погнать на убой? Да и тебя самого завтра могут послать на убой, мясники плевать хотели на эволюционную биологию и доказательную медицину?
Так что вопрос о культуре жизни после Бучи не праздный.

И он так же нов для всех русских, как и вопрос о коллективных ответственности и вине (в спорах о которых копий сегодня ломается много – но важно, что обсуждение началось).

Постановка вопроса – это ведь еще не решение.

Вот, например, художница Екатерина Марголис отказалась в этом году приехать в Черногорию к Марату Гельману на форум русской культуры "СловоНово", мотивировав отказ публично: она не может во время войны "выходить на море к завтраку из комфортабельного номера, чтобы потом обсуждать насущные проблемы русской культуры, а по вечерам на дорогом пляже слушать прекрасную музыку или антивоенные выступления. Мне будет не по себе открывать собственную выставку… о немоте, потере, об ужасе и отчаянии войны — с бокалом в руке". Это понятно и объяснимо, но кто-то заметил, что Марголис живет в Венеции, где даже если убрать из жизни бокал просекко или чашку капучино, никуда не деться из венецианской декорации, которая сама по себе невероятная роскошь и невероятное наслаждение – куда большие, чем черногорская Будва.

Второй непонятный для меня момент: я вижу, что зацикленность на теме войны многих вгоняет в депрессию. Меня она хоть своим крылом и не накрыла, но пару перьев сбросила и в ухо каркнула. Так что получается замкнутый круг: ты должен выбирать между душевным здоровьем и чистой совестью.

И я, честно говоря, не знаю, как эту проблему решить.

Опыта стихов после Бучи почти ни у кого еще нет, - возможно, стихи просто надо продолжать писать, и не обязательно про войну, и безо всяких дисклеймеров.

Просто понимая, что к прежнему не вернешься, хотя вернуться порой так сильно хочется.

https://dimagubin.livejournal.com/447450.html


Метки:  

Смех после Бучи, поэзия после Аушвица

Воскресенье, 06 Ноября 2022 г. 22:18 + в цитатник
Совсем закрутился, забыл запостить этот текст, изначально опубликованный на Грани.Ру. Исправляюсь.

Смех после Бучи

Война перед всеми в России (и русскими в эмиграции тоже) поставила вопрос, который можно по-разному формулировать. Например, жестко: "Можно ли смеяться и радоваться жизни, увидев то, что натворила Россия в Буче, Мариуполе, Ирпене?" Или цинично (но точно): "Можно ли после Бучи продолжать постить в сетях котиков?"

И ладно бы котиков. Я, например, снимаю (точнее, снимал) для ютуба короткие докфильмы про бытовую жизнь в Германии. Там ни про какую не политику, а про повседневность: например, про то, как устроен немецкий лес (а он устроен по-другому, чем русский) или про то, почему немцы нередко ищут квартиру на первом этаже. Мне казалось важным рассказывать об этом: о вариантах иного жизнеустройства.

Теперь - всё. Началась война, и я ни кадра снять не могу, хотя сценарии написаны и к съемкам все готово. Потому что если я начну с энтузиазмом рассказывать о том, как старые железные дороги в Германии превращают в велошоссе, - это будет очередной запощенный котик, только немецкий. Я правда в растерянности. Сделать дисклеймер? Ну, я могу ведь сказать, что да, конечно, идет война и, да, люди гибнут, но война все равно закончится, и тогда Украину придется отстраивать, а Россию перестраивать, и мой фильм будет полезен! Честно говоря, идея эта тянет лишь на "троечку" с минусом. Потому что когда война закончится, вот тогда и будешь рассказывать выжившим про велодороги. Если, конечно, будет кому по этим велодорогам ездить.

Война и правда изменила абсолютно все, как и предыдущая война изменила абсолютно все, поставив в Европе вопрос о "поэзии после Освенцима", "христианстве после Освенцима" и в целом о "культуре после Освенцима".Знаменитую строчку, что писать стихи после Освенцима – это варварство, Теодор Адорно написал еще в 1949-м. А мы бьемся сегодня головой с размаху о "стихи после Бучи" потому, что в стране никто никогда не ставил вопрос о "стихах после ГУЛАГа" - даже те, кто ненавидел ГУЛАГ. Вопрос не в том, можно ли писать стихи после ГУЛАГа (а также Освенцима и Бучи), а в том, что после осознания произошедшего больше невозможна прежняя культура жизни, как она мгновенно стала невозможна для украинцев.

А у тех, кто живет в России, даже в этом году еще были иллюзии, что – возможна. Была, например, надежда спрятаться, раствориться в профессии, в труде, как прятались и растворялись многие в СССР. Ну, изучать античность, лечить детей, преподавать биологию. В застывшей автократии и даже тоталитарном застывшем государстве такое нередко спасало. Но при режимах бешеных, шипящих, жаждущих убивать, - нет. Я помню, как мне после 24 февраля стали резать глаза (и продолжают резать) анонсы российских лекториев. Они не агитировали за войну, не прославляли Путина. Они занимались тем же, ради чего открывались и чем занимались все эти годы: народным просвещением. Но я помню и растерянность лекторов, выплескивающуюся на личные страницы. Причем тех, кто казался самым профессионально защищенным: ученых-естественников, докторов наук. Причем растерянность их была тотальна: как теперь вообще жить? Эмигрировать, бросив в России абсолютно все? Или остаться и продолжить читать лекции? Кому? Тем, кого завтра могут погнать на убой? Да и тебя самого завтра могут послать на убой, мясники плевать хотели на эволюционную биологию и доказательную медицину?

Так что вопрос о культуре жизни после Бучи не праздный.

И он так же нов для всех русских, как и вопрос о коллективных ответственности и вине (в спорах о которых копий сегодня ломается много – но важно, что обсуждение началось).

Постановка вопроса – это ведь еще не решение.

Вот, например, художница Екатерина Марголис отказалась в этом году приехать в Черногорию к Марату Гельману на форум русской культуры "СловоНово", мотивировав отказ публично: она не может во время войны "выходить на море к завтраку из комфортабельного номера, чтобы потом обсуждать насущные проблемы русской культуры, а по вечерам на дорогом пляже слушать прекрасную музыку или антивоенные выступления. Мне будет не по себе открывать собственную выставку… о немоте, потере, об ужасе и отчаянии войны — с бокалом в руке". Это понятно и объяснимо, но кто-то заметил, что Марголис живет в Венеции, где даже если убрать из жизни бокал просекко или чашку капучино, никуда не деться из венецианской декорации, которая сама по себе невероятная роскошь и невероятное наслаждение – куда большие, чем черногорская Будва.

Второй непонятный для меня момент: я вижу, что зацикленность на теме войны многих вгоняет в депрессию. Меня она хоть своим крылом и не накрыла, но пару перьев сбросила и в ухо каркнула. Так что получается замкнутый круг: ты должен выбирать между душевным здоровьем и чистой совестью.

И я, честно говоря, не знаю, как эту проблему решить.

Опыта стихов после Бучи почти ни у кого еще нет, - возможно, стихи просто надо продолжать писать, и не обязательно про войну, и безо всяких дисклеймеров.

Просто понимая, что к прежнему не вернешься, хотя вернуться порой так сильно хочется.

https://dimagubin.livejournal.com/447133.html


Метки:  

Самый свежий Антон Долин - в гостях у нас с Машей Майерс на радио "Голос Берлина"

Пятница, 04 Ноября 2022 г. 11:43 + в цитатник
Это обратите внимание, Долин 2.0: похудевший, помолодевший, посвежевший. Причем, как мне кажется, не только внешне. Чего я и вам желаю.

https://dimagubin.livejournal.com/446755.html


Свежий эфир на запрещенном "Эхе СПб": заслан ли (Кремлем) казачок Венедиктов и развалится ли Россия?

Вторник, 01 Ноября 2022 г. 22:06 + в цитатник

Микробиолог Ирина Якутенко о старом и новом ковидах на радио "Голос Берлина"

Понедельник, 31 Октября 2022 г. 20:26 + в цитатник
Видимо, с ламповой жэжэшечкой придется расстаться: кажется, здесь почти никого не осталось и все выглядит, как в школе танцев для 60+, из которой, вдобавок, поразбежались танцующие. Однако до Нового года я все же продолжу.

Вот, скажем, наше с Машей Майерс интервью с микробиологом и научным журналистом Ириной Якутенко. В первую волну ковида, сидя на скамеечке в одном из берлинских парков и держа руку на коляске с ребенком, она день за днем писала (и написала!) ге-ни-аль-ну-ю книгу "Вирус, который сломал планету. Почему SARS-CoV-2 такой особенный и что нам с ним делать". Среди тех, кто писал про микробы, вирусы и пандемии, я ставлю ее в один ряд с Полем де Крюи, Джиной Колатой, Соней Шах и Дэвидом Куамменом (в видео есть ссылка на мой видеообзор этих книг). В России, однако, книжка Якутенко вышла тиражом 5,000 экземпляров, что хорошо объясняет, почему в РФ от ковида погибло больше 1 миллиона человек и почему это ни на кого никакого впечатления не произвело. Якутенко пришла в студию, когда в Германии стала подниматься новая волна ковида и когда снова стали захлебываться от нехватки персонала (болеют!) больницы. Да-да, для я знаю прекрасно, что для очень многих "ковид придумали" и "ну на фиг прививки, все равно не спасают". Однако, знаете ли, я старомоден, и людям с профильным высшим образованием, как и публикациям в научных рецензируемых журналах, доверяю куда больше, чем всему этому гвалту людей, свято верящих в антивирусную эффективность водки, мумия, имбиря и кремлевской таблетки.

https://dimagubin.livejournal.com/446372.html


Композитор Борис Филановский: у нас с Машей Майерс на "Голосе Берлина"

Среда, 26 Октября 2022 г. 00:32 + в цитатник
Можно не знать музыку Филановского, можно не знать его имя - но вот на те формулы об отношениях искусства с действительностью, которые дает Филановский, я бы на вашем месте обратил внимание. Потому что наш разговор начинался с самого простого: если ты сегодня в России, насколько вероятна твоя профессиональная деформация? Причем неважно, кто ты (ну, с журналистами все ясно) - вдруг ты представитель профессии, предельно абстрагированной от реальности: например, композитор или, там, гончар.

https://dimagubin.livejournal.com/446155.html


Метки:  

"Особое мнение" на "Эхе СПб" 18.10.22: геебесие в госдуре + замерзнет ли Германия зимой

Понедельник, 24 Октября 2022 г. 09:29 + в цитатник
В эфире вся первая часть была посвящена нарастающему русскому геебесию. Оно нарастает и будет нарастать по простой причине: всю пятую колонну извели, а картофель в нашем колхозе как не родил, так и не родит. Геи в сегодняшней России играют примерно ту же роль, что играли в мире евреи до середины XX века. Геи, как и евреи, есть абсолютно всюду; геи, как и евреи, нередко компактно кучкуются (правда, не в местечках, а в барах или клубах); гееборцам, как и антисемитам, кажется, что геев, как и евреев, легко идентифицировать внешне. А самое главное - геи, как и евреи, другие: следовательно, их несложно демонизировать. Ну, это как Красовский вопил (полагаю, под эфедроном вкупе с кокаином), что геи - это такие обвешанные искусственными фаллосами дедушки на улице. Угу. А евреи - это немытые уроды в лапсердаках, от которых разит чесноком. Знаем-знаем, Mein Kampf читали и "Кролик Джо-Джо" смотрели.



Меня же в истории с геебесием, помимо судеб, надежд и любовий, которые русская уродина-родина непременно с ухарским гыканьем и рыканьем перетопчет и переломает, расстраивает то, что не только из топчущих, но и из растаптываемых мало кто знает то, что знает весь мир: ни про работы Хиршфельда, ни про шкалу Кинси, ни вообще возможные ответы на дико интересный вопрос - "Если гомосексуальность с точки зрения эволюции не дает никаких преимуществ в наследовании признака, то почему она неизменно существует всегда и всюду?" Так что повторю-ка я здесь ссылку на мой тематический обзор книг, которые хоть и с трудом, но все же можно еще найти в России.

https://dimagubin.livejournal.com/445717.html


Берлин как Вавилон: он женских дискотек до баров в церквях

Пятница, 21 Октября 2022 г. 15:44 + в цитатник

Вообще не понимаю, как в этом новом редакторе видео с ютуба заливать. Прошлый раз после получаса колупания как-то случайно вышло. Сейчас — нет. Так что про Берлин — тупо по ссылке. Или подскажите, как правильно https://youtu.be/1CdYmu_iDOA


https://dimagubin.livejournal.com/445511.html


Бежать? Сидеть? Лежать?

Понедельник, 17 Октября 2022 г. 00:08 + в цитатник

День (пере)рождения президента: теперь текстовая версия

Суббота, 15 Октября 2022 г. 23:07 + в цитатник

(Текст написан для graniru.org. Как в новом редакторе ЖэЖэшки сделать подкат — непонятно. Похоже, из ЖЖ нужно окончательно уходить).

Черту под 70-летием Путин провел он сам за неделю до рождения, публично украв еще один кусок Украины. Его речь многие слушали с ужасом: бред старика с атомной бомбой, живущего в придуманном мире, где есть какой-то сатанинский Запад, где детям с рождения меняют пол, а вместо матери и отца существуют исключительно «родитель №1» и «родитель №2». Плюс немыслимая логика: раз англосаксы в 1945-м разбомбили Дрезден и сбросили бомбы на Хиросиму и Нагасаки, то и он, Путин, в 2022-м имеет право на все. Реально бред. Многие заметили, что при подписании документов он тыкал шариковой ручкой в колпачок подставки, как будто перьевой ручкой в чернильницу. Заметившие были моложе Путина и не знали, что он ходил в школу, где на парте стояла чернильница-непроливайка, а писали перьевой ручкой со сменным пером, в Ленинграде она называлась «вставочка». А в школьном дневнике значилась «подпись родителей» - именно «родителей», а не «отца» или «матери», так что Путин, впадая в советское детство, в подсунутую ему ложь поверил.

Но это неважно.

Важно, что перед нами чудовище, мировое зло, вообразившее, что должно спасти мир, этот мир уничтожив.

И, что еще более важно, перед нами чудовище, в которое превратился серый, ничем не примечательный, обычный, в общем, советский человек, типичный такой ленинградец. Мог бы сейчас на пенсии сидеть на даче под Зеленогорском, жарить шашлык, гонять в Финляндию за сыром.

Крайне соблазнительно поддаться идее, что «нельзя было кагэбэшника пускать во власть». Да какой Путин был кагэбэшник? – никакой, после развала СССР ему даже не предложили в тайной полиции остаться, он мыкался без работы, пока его не подобрал Собчак. И даже если лично Путин такой профессионально гнилой спецслужбист, - так что? Переродился ведь не только он. В чудовищ превратились сотни, тысячи, миллионы человек.

Вон, Дима Киселев: я знаю его с 1980-х, мы дружили семьями. Он всегда был западник, либерал, демократ: иностранные языки, скандинавская филология. Работал на иновещании. Когда Горбачев ввел в Вильнюс танки, отказался читать в эфире пропагандистскую дёзу, был уволен с волчьим билетом, – а потом был награжден за свой поступок литовской медалью Памяти 13 января, которую у него спустя четверть века за все его последующие подлости отберут. Он бы дал мне пощечину, если бы я ему в 1980-х сказал, какое перерождение с ним случится.

Или Володя Соловьев, кандидат наук и бизнесмен, поработавший в США, мой бывший коллега. Он был иконой стиля и образцом поведения российского среднего класса: московские миддлы завороженно слушали его эфиры на «Серебряном дожде», где он со знанием дела рассказывал, чем рубашки из хлопка Sea Island отличаются от рубашек из поплина two fold 200.

Путина можно считать их главарем, можно – соблазнителем: он, верно, оказался эдаким дантистом наоборот, который в каждом здоровом зубе умеет разглядеть потенциальный кариес и этот кариес взрастить. У Путина есть несомненный талант найти в каждом нужном ему человеке худшее, часто от самого человека скрытое, и на этом худшем сыграть. Киселев, я думаю, попался на крючок эфирного честолюбия, теряемой популярности. Мало кто помнит, что он до своего перерождения имел близкий к нулю рейтинг, хотя и вел в прайм-тайм «Вести недели». Киселева не знали даже мои студенты на журфаке МГУ, - вечно путали с Евгением. И тогда Дмитрий Киселев переродился в Геббельса, которого знают все.

Путин тоже переродился.

Я помню президентские выборы 2000-го (тогда еще были выборы): мои друзья работали в путинском штабе, в Александр-Хаусе, отжатом за долги у банкира Смоленского. Для обсуждения важных тем мы заходили в комнату с «белым шумом», где помехи не позволяли перехватить разговор. И друзья уверяли: Путина – прозападник, либерал, демократ! Наш человек!

Они говорили правду. Если вы найдете путинские интервью ранней поры, то убедитесь. Путин был человек пустой, как банка из-под огурцов, но тогда эта банка была заполнена западничеством, демократией, либерализмом.

Что с ним за последние два десятка лет произошло? Что вообще с ними всеми, кто еще вчера были мне друзья и коллеги, случилось?

С ними – это гипотеза, но лучше иметь хоть какую-то гипотезу, чем никакой – случился корпоративный Маугли. И я понимаю теперь, почему исследователи говорят о корпоративизме как неотъемлемой части фашизма.

Маугли – это не милый мальчик из сказки Киплинга, выращенный добрыми животными.

Маугли – это архетип, история расчеловечивания и озверения, которая, теперь понятно, может происходить не только с детьми.

Именно Маугли случился и с Путиным, когда он оказался в кремлевских джунглях. Там было не до либеральных идей и свобод: выбирая между возможностью быть съеденным или съесть других, он выбрал второе. Оказалось, он умеет жить по законам джунглей: достаточно вести себя, как вели себя компартия и КГБ в СССР. Путин стал вспарывать глотки и животы, начав, невероятно прозорливо, с телевидения и прессы. Вскоре он понял, что может стать реальным царем зверей. Это сильно вскружило голову. Людей он уже не видел. Живых, настоящих, не бутафорских, не актеров из ФСО и ФСБ он видел последний раз в ХХ веке. Хорошо было бы снять сиквел «Принца и нищего»: один из двойников смертельно боящегося покушения Путина (это путинский реальный страх, он же знает законы джунглей!) занимает его место, а Путин оказывается на улице. Он же ничего не знает: ни как пользоваться смартфоном, ни как расплачиваться картой, ни что такое пиццерия, ни как опасны подошедшие к тебе менты, ни как заплатить за метро, ни как забронировать гостиницу…

Жизнь вне джунглей он давно уже представляет лишь по жизни в джунглях. Там он знает, как сделать так, чтобы тигр Кадыров лизал ему пятки. Там он позволяет гиене Сечину загрызть шакала Улюкаева. А людей ему притаскивают в пасти, как притащили осмелившегося замахнуться на джунгли Навального, - и Путин наслаждается тем, как Навального медленно догрызают в лесной яме. При этом Путин уверен, что хорошо знает жизнь вне леса. Ведь звери притаскивают ему с деревенской помойки обрывки "Комсомольской правды". А однажды еноты притащили потерянный туристом томик философа Ильина, без половины страниц, но читаемый. И Путина поразила описанная там философия фашисткого вождизма: это было то, о чем он думал, но что не умел сформулировать. Что джунгли нельзя оставлять без присмотра, иначе все всех сожрут. И что мир людей – те же джунгли. Даже хуже, чем джунгли. Много хуже: извращенный, изнеженный, живущий не по понятиям, а по дурацким писаным законам мир, хотя законы – это всего лишь разводка для слабаков, чтобы их половчее схрумкали сильные.

И вот тогда Путин, похоже, решил стать царем всех людей. Точнее, нет: он понял, что мир, отказывающийся от законов джунглей, идет к гибели, а потому должен быть уничтожен. Он, Путин, должен спасти людей, превратив их в зверей, потому что зверь и есть человеческая природа, а прочее бла-бла-бла, болтающий условный Немцов, - и где теперь этот Немцов? Путин начал с ближайшей деревни, вздумавшей отделиться от леса. Он сам был давно уже зверь, и боялся не смерти, и уж тем более не смерти зверья. Звери вообще гибнут. Это вырожденцы кричат про ценность жизни, а в джунглях все всех жрут, таков закон. Путин боялся погибнуть раньше, чем он перегрызет глотку тем, кто может выскочить против него с ружьем. Но у него тоже есть ружье, которое он забрал у погибшего охотника. От человека во Владимире Владимировиче Маугли осталось только это: умение выстрелить…

Да-да: знаю, что это все литературщина, сказки и киплинговщина.

Но вам ведь интересно, как Россия и Путин стали абсолютным мировым злом, каким прежде были лишь Германия и Гитлер?

Я дал ответ, как они стали.

И 70-летний Маугли, давно уже съевший Шерхана и ставший Шерханом, из своего ядерного ружья скоро пальнет. Такова логика архетипа и логика сюжета.

И вот когда первый выстрел прозвучит, тогда и поговорим про киплинговщину и литературщину.

Если, конечно, будет тогда кому с кем поговорить.

https://dimagubin.livejournal.com/444877.html


Без заголовка

Воскресенье, 09 Октября 2022 г. 17:19 + в цитатник

День (пере)рождения Путина

https://dimagubin.livejournal.com/444475.html


О тех, кто против всех

Суббота, 08 Октября 2022 г. 16:48 + в цитатник
Война разделила всех, кто остался в России. А тех, кто уехал из России, разделили две вещи: бегство из России после мобилизации и Нобелевская премия мира. Я вынужден был разорвать отношения с теми, кого считал прежде одним с собой лагерем. С теми, кто считает, что бежавшие от мобилизации - дезертиры и предатели, которые должны-де были не бежать, а выходить против Путина на улицы (увы, я прекрасно знаю, чем заканчивается в наши дни выход на улицу. Сегодня в России или Белоруссии любая площадь - это Тяньаньмэнь). Я вынужден был разорвать отношения со всеми, кто считает, что статус жертвы автоматически дает жертве статус правоты. О нет. Меня очень многое в сегодняшней Украине пугает точно так же, как пугает в сегодняшней России. И я буду говорить об этом просто по той причине, по какой публичный интеллектуал обязан говорить о своих мыслях, несмотря на возможную негативную реакцию. Времена Коперника и Бруно вовсе не прошли. Но Коперник и Бруно обязаны говорить о том, что они видят. Я это говорю не для тех, кто засел в свой уютный лагерь. А для тех, кто на всех ветрах. Чёрт, ребята! Умирать не страшно. Страшно прогибаться. Страшно быть дураком.

https://dimagubin.livejournal.com/444388.html


Чего это вы в России против Путина не протестуете?

Воскресенье, 02 Октября 2022 г. 14:30 + в цитатник
К радости кремлевской пропаганды, тема, сформулированная лучезарными идиотами (украинскими и эстоно-литво-латвийскими, прежде всего, но не только) - "Чего это вы дезертируете, а не боретесь с Путиным?" - стала чуть ли не главным трендом после 21.08. На эту тему следует говорить и писать еще и еще. Но, в принципе, годится вот этот текст, который я опубликовал на Грани.ру.

СУДЬБА ОППОЗИЦИОНЕРА: ТЮРЬМА ИЛИ ИЗГНАНИЕ?

Читаю в твиттере политика и журналиста Владимира Кара-Мурзы: "Сейчас особенно важно показывать людям, что нельзя бояться. Эта власть питается нашим страхом. А значит, оппозиционные политики не должны уезжать. "Делай что должно, и будь что будет"."

Сам Кара-Мурза с 11 апреля 2022 года в тюрьме. Твиттер за него ведет его команда. Можно придраться, что это не сам Кара-Мурза писал, но в данном случае это неважно. Лозунг "мы никуда из России не уедем" начертан на личных знаменах многих оппозиционеров. От Навального (вернулся в Россию, зная, что сядет, и сел) до Яшина (тоже вернулся в Россию, зная, что сядет, и тоже сел). Этот лозунг – часть большой мировоззренческой платформы, которую можно описать примерно так: "Это наша страна, почему мы должны уезжать?! – Мы, народ, здесь власть! – Вы, государство Путина, преступники, потому что не соблюдаете собственные законы! – Если мы покажем, что не боимся вас, то вы исчезнете!"

Это очень красивая платформа. Она сформирована, похоже, культурой чтения хорошей подростковой литературы, от "Пятнадцатилетнего капитана" до "Гарри Поттера". Эта литература учит, что добро всегда побеждает зло. Если не в жизни героя, то при жизни следующего поколения. Это настолько хорошая литература, что читатель верит, что текст важнее жизни.
Я не упрекну того, кто, поверив в победу добра, в "это наша страна" и прочие чудеса, скажет себе "главное не бояться, и тогда мы будем летать!" - и шагнет вниз с обрыва. Это как поступок врача, испытывающего на себе вакцину. Но когда призывают не бояться и шагать в пропасть за компанию, это выглядит иначе.

Американский русист Ричард Пайпс, никогда сказками не увлекавшийся, но зато написавший немало отличных книг по русской истории, из которых я в первую очередь рекомендую трехтомную "Русскую революцию", дал русскому государственному устройству блестящее определение. Он назвал его "patrimonial autocracy", "патримониальная автократия". В переводе – "вотчинное самодержавие". Это значит, что в действительности всем в России (и всей Россией) на отрезке от Ивана III до Владимира Путина владеет только один человек. Он, как честно сообщил при переписи населения Николай II о роде деятельности – "хозяин земли русской". Самодержец распоряжается всей Россией примерно так же, как огородник своими 6 сотками: лично решает, что сажать и что пропалывать. Вся прочая собственность в России – квази-собственность: она существует лишь потому, что самодержец позволяет ей существовать.

Иногда этого не понимают даже очень умные люди. Например, Михаил Ходорковскийдолго полагал, что ему принадлежит много чего, и уж собственные штаны точно. Но Владимир Путин доказал ему обратное, - и отправил за решетку в казенных штанах.

Так что это первый принципиальный для любого гражданина России пункт: это не твоя страна. Твоего в России нет вообще ничего.

Второй важный пункт состоит в том, что в России можно запросто уничтожить любое количество противников власти (а в общем, и сторонников тоже), и личная трусость или храбрость на процесс уничтожения никак не влияют. Кажется, в мемуарах "Люди. Годы. Жизнь" Ильи Эренбурга есть примечательный пассаж о том, что на Лубянке некоторые арестованные на допросах оговаривали всех до единого знакомых. Они делали они это от страха, а исходя логики, что вот теперь обвинение осознает-де свою абсурдность. Но обвинению было на эту логику наплевать. На тот свет Сталин отправил 600 тысяч человек.

Третий пункт: законы в России пишутся исключительно для удобства власти, а когда они власти неудобны, то законы игнорируется. Бессмысленно требовать от власти соблюдать ею же самой принятые законы, как этого хотят воспитанные на хорошей литературе оппозиционеры. В России для власти реальность важнее текста. Навальный получил за легальную политическую деятельность, будем честны, пожизненный срок. Просто пока неясно, до конца чьей жизни Навальный будет сидеть – своей или Путина. А уж что там судья написала в мотивировочной части обвинительного заключения – неважно. И, к слову, Навальный в тюрьме жив до сих только потому, что так хочет Путин. Возможно, убийство в неволе кажется Путину слишком легким решением, и он хочет, чтобы Навальный перед смертью помучился. А Владимиру Владимировичу из колонии присылают видео с унижениями и мучениями пленника, и он наслаждается…

Подытожу по поводу того, должны ли из России оппозиционные политики уезжать. Мне кажется, для ответа нужно перестать называть желающих изменить российский строй "оппозиционерами", а нужно – "революционерами". Тогда все станет ясно. Главная русская революция делалась эмигрантами, и прежде всего – Лениным и Троцким. Революционер, сидящий в тюрьме, был для революции бесполезен. Я ни капли не симпатизирую Ленину и Троцкому, и уж тем более устроенному ими перевороту. Но я хочу заметить, что выживание в эмиграции с возвращением в критический момент – схема куда более эффективная и рабочая, чем выживание в тюрьме.

Да, конечно, восторги по поводу "не уезжать" понятны. Навальный – это ведь потенциально русский Нельсон Мандела, который провел в тюрьме 27 лет, но стал в итоге президентом ЮАР. Однако боюсь, что такой взгляд является типичной "ошибкой выжившего". Да, есть люди, выжившие в авиакатастрофах (я даже с одним знаком), но абсолютное большинство в авиакатастрофах погибает. Мандела – завораживающее исключение из этого правила. Но не надо себя заворожить.
Если вы оппозиционный политик – бегите из России во все лопатки. Тем более, что пока я это пишу, границы для оппозиционеров-мужчин, попадающих под мобилизацию, стремительно закрываются (или даже вообще закрылись). Может, вы и не подготовите в изгнании переворот (хотя Навальный, мне кажется, мог бы с такой задачей справиться), но сохраните жизнь, которая высшая ценность либерального жизнеустройства, не правда ли?

А что до добра, побеждающего зло, то могу порекомендовать на эту тему две последних книжки Стивена Пинкера – "Лучшее в нас" и "Просвещение продолжается". Где Пинкер с присущими ему страстью, пылом и невероятной эрудицией доказывает, что да, так все и есть: история цивилизации – это история постепенной победы добра над злом.

Проблема в том, что победа это оперирует столь большими историческими периодами, что в них совершенно исчезает отдельный человек.

https://dimagubin.livejournal.com/443962.html


Мой эфир на "Эхе" 19 сентября. Пугачева и тактика Гитлера в отношении украинских городов

Вторник, 20 Сентября 2022 г. 12:13 + в цитатник
Тем для разговора у нас было две.
Первая - и жест Пугачевой (а она, в общем, публично смазала всему путинскому по физиономии), и реакция на него.
А вторая - та, как ленинградец Владимир Путин усвоил уроки Гитлера и начал превращать украинские города в блокадные, уничтожая электростанции и т.д.: возможно, это станет главной зимней военной тактикой. И, чтобы дважды не вставать. Мерзка вся эта питерская шобла, с работников музея блокадного Ленинграда начиная, когда она взвывает на очередных блокадных датах по поводу "великого подвига" и "чудовищного преступления". Потому что за блокадой Ленинграда теперь всегда, как теленочек за коровой, будут идти Мариуполь и прочие блокадные украинские города, ставшие такие благодаря беспримерным усилиям русского народа и Владимира Путина лично. Впрочем, теленочек за коровой идет давно: еще с 1948-го, когда воин-освободитель решил уморить голодом и холодом миллион с гаком жителей Западного Берлина, взяв его в абсолютное кольцо. Дорогой жизни тогда был Luftbrücke, непрерывный воздушный мост, организованный союзниками. Блокада Берлина продолжалась почти год, - но про нее в русских школьных учебниках, разумеется, ни строчки. Как нет ни строчки и про судьбу угнанных на принудительные работы в СССР немцев из оккупированной Восточной Европы... Нет, поминание ленинградской блокады после вторжения в Украину больше как государственное мероприятие невозможно. Теперь память о блокаде уходит исключительно в частную сферу.


https://dimagubin.livejournal.com/443893.html


Россия-2018. Уже все безнадежно инфицированы, хотя сами не верят, что кончится войной

Суббота, 17 Сентября 2022 г. 13:34 + в цитатник
Иногда приходят мысли типа "если бы не два года коронавируса и изоляций, войны бы не было". Это ложное заключение. Страна была глубоко инфицирована русским нацизмом задолго до коронавируса. Вот еще из моих записей за 2018 год, когда я постоянно летал из Германии в Питер и Москву, ради съемок на телеканале "Совершенно секретно". А до этого, да, я вел программу на телеканале "Мир". Он существовал на деньги всех стран СНГ (тогда еще был СНГ), а потому там не было кремлевской цензуры. Как и на "Совсекретно" - это был маленький частный телеканал.
* * *
Почти выгнал с эфира… уже забыл фамилию. Точнее, он сам ушел. Замдиректора института стран СНГ. Приходил когда-то ко мне на канал "Мир" и, кажется, тогда был приличным человеком. А тут нес, что обычно сейчас несут все, кто сначала прогнулся под режим, а потом был раздавлен режимом: "Датчане?! Ха, тоже мне, нация!" Ну, и так далее.

Спросил его: "Почему вам так слово "либерализм" не нравится?" - "Потому что те, кто называют себя либералами, либералами не являются".

Это была современная русская логика. Мишень – не фальшивые либералы. Издеваться следует над самой идеей либерализма, то есть над тем, что человек способен становиться лучше без плетки и без унижения.

Все сегодняшние раздавленные (что, вероятно, они все-таки чувствуют), неизменно оттягиваются на других. Да господи, я готов говорить с человеком любых взглядов, сторонников любых идей, - лишь бы он применял кантовский императив к самому себе.

А у этих правота определяется по типу госпринадлежности. Даже не так: по тому, поет ли человек осанну российской государственности, что бы эта государственность из себя ни представляла и какая бы гнида ее ни возглавляла.

А убежал этот замдиректора из студии, когда зашла речь о сбитом в СССР корейском "Боинге", и ему пришлось вертеться ужом, лишь бы доказать, что виноват кто угодно, только не сбивший пассажирский самолет СССР.

"Очень хорошо, - сказал я. – У вас ведь дочка, так? Ну так вот и представьте, что она летела в этом самолете. И повторите еще раз прямо в камеру, вон, над ней красный огонек светится: правильно сделали, что мою дочку убили!"

Он вскочил. Руки его тряслись. Видимо, с дочкой я попал куда-то уж совсем с запредельно больное. Сорвал с лацкана микрофон, ушел.

Мне было противно и за него, и за себя, - за себя тогда, когда оператор Юра заметил, что это уже третий человек за год, который выбегает у меня из студии. Еще с Сатановским была такая история да с Машей Захаровой. В итоге я переписал концовку программы. Там я обращался к пустому креслу, у которого попросил прощения. У этого директора, сказали мне, был кардиостимулятор. Велико ж счастье торжествовать в своей правоте, если ставишь под риск чужую жизнь. Даже когда это жизнь эдакого гитлеровца-лайт.

Ужас в том, что я не знаю, как в таких ситуациях быть.

Когда перед тобой в студии нацист с кардиостимулятором.

Да хоть и без него.

В России тьма людей, и неглупых, и раньше мне крайне симпатичных, стали натуральными гитлеровцами, расистами и нацистами, полными презрения ко всем унтерменшам, недочеловекам, в которые они записали весь мир (а особенно – мир азиатский, ближневосточный, африканский или просто маленькой по размеру).

Страна съехала на век назад. И если вначале этого архаического разворота я посмеивался, что, вот, теперь мы-де понимаем, почему в 1917-м страна так легко отказалась от своей церкви: потому что сейчас сами знаем, какие попы были гниды, - то теперь я не смеюсь, потому что теперь на своей шкуре начинаю ощущать, каково было немцу в Германии в 1930-х.

Я шкурой чувствую это всеобщее унижение.

И я ненавижу Россию и русских в ответ. С чего это мне их сегодняшних любить? Я стискиваю зубы, как стискивал когда-то в СССР. Но в СССР я был молод, у меня были шоры молодости, а теперь их нет.

Россия сегодня – чужая, чуждая мне страна, я чувствую к ней брезгливое отвращение. Ничто здесь не мое. И эти люди, поглупевшие за двадцать лет на пару веков. И это телевидение идиотов. И это исчезновение интеллектуалов. И это бесконечно воспроизводство унижения.

Я пишу это уже в "Сапсане". Проход к поезду через вокзал давно уже выглядит так: "Рюкзак на просвечивание, паспорт предъявить!". Затем снова паспорт. И снова просвечивание. "Не убирайте паспорт, снова (я уже в вагоне) придем проверять!" За день в Москве паспорт приходится показывать 5-6 раз. За это я ненавижу Россию тоже.

https://dimagubin.livejournal.com/443640.html


Европа без Горби и газа. - Самая большая ошибка Навального (да и вообще тьмы людей, включая меня)

Понедельник, 05 Сентября 2022 г. 21:53 + в цитатник

На смерть Михаила Горбачева

Среда, 31 Августа 2022 г. 17:47 + в цитатник
Горбачев – это визуализация того, как работает Большой Исторический Бильярд. Тот бильярд, который принято называть "китайским". Шарик заряжается в катапульту, выстрел вверх – и дальше шарик должен попасть (или не попасть) в одну из возможных лунок с различной ценой. Просто в Большом Историческом Бильярде эти лунки непрерывно закрываются и открываются.

Горбачев не был ни умным политиком, ни, кажется, просто умным. От интервью с ним берет оторопь: что он вообще хотел сказать?!. Да-ну-да-на-понимаешь-вот-это-такое-да-ну-да-на. Единственное интервью, которое я с ним сделал, оставляло такое же недоуменное чувство. За Горбачевым не стояло никаких ни политических, ни экономических теорий – кроме невнятного "социализма с человеческим лицом". Но он был одним из тех, от кого веяло харизмой, как от водки веет перегаром.

Горбачев идеально попал в главную лунку времени.

То есть его шарик мог вокруг этой лунки повертеться и проскочить дальше, к другой лунке вниз, - к "улучшенному социализму", к какой-нибудь еще хрени. Но он, невеликий персонально человек, вдруг заставил шарик скатиться в великую лунку модернити. В лунку современности, где часть важнее целого, где человек важнее государства. Эта современность требовала крушения Стены, объединения Германий, развала СССР.

Вряд ли Горбачев хотел последнего. Вряд ли он понимал, что творил. Но это неважно: важно, что это произошло.

Я сейчас живу в Германии, и я куда больший житель Германии, чем житель России. Я понимаю кончиками пальцев, что объединение Германий могло бы и не состояться. Группа советских войск могла бы быть из Германии и не выведена. Берлинская Стена могла бы по-прежнему разделять мой любимый Берлин. Но Горбачев – неважно, по прозорливости или по глупости, а скорее всего, по неведению – дал этим изменениям отмашку. Шарик скатился в лунку невероятной ценности. Я Горбачеву бесконечно за это благодарен. За ту прекрасную объединенную Германию, где я сейчас живу. Где есть теперь сумасшедшие Эрфурт, Лейпциг или Дрезден – а не убогие и чудовищные при ГДР города.

То есть да, Горбачев не ведал, что творил, - но он творил так, как требовалось современности. Вот что ценю в нем я: это крохотное персональное движение на краю лунки, приводящие к невероятным последствиям, когда Горбачев сумел попасть во все точки западной бифуркации. Вот почему Горбачева так любят европейцы и так не ценят те русские, которые хотели бы остаться дикарями, отвергнуть модернити и закостенеть в 19 веке.

Горбачев не был творителем истории в прямом смысле. Он был выбирателем вариантов истории.

И его выбор потрясающ.

Я крайне редко говорю о себе во множественном чисел, но тут должен сказать: мы, Европа, Запад, - за этот выбор, куда последовать шарику на краю лунки, Горбачеву бесконечно благодарны.

Спасибо, Горби!

https://dimagubin.livejournal.com/442969.html


Еще раз про ЭТО (текстовая версия)

Вторник, 30 Августа 2022 г. 18:46 + в цитатник
ЕЩЕ РАЗ ПРО (КОЛЛЕКТИВНУЮ) ВИНУ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Насколько можно судить по соцсетям, в России (да и не только там, а всюду, где есть люди с российскими паспортами), все чаще (и чаще растерянно или озлобленно) говорят о коллективной и персональной вине и ответственности за войну.

Иногда это просто вскрики где-нибудь в твиттере, типа: "А при чем тут я, что я могу поделать? Сесть в тюрьму за публичный протест?! Это вон Меркель, строившая "Северный поток-2" и дружившая с Путиным, пусть отвечает!" А иногда это пространные тексты, написанные образованными людьми, типа социолога Юдина, сводящиеся к тому же: что Запад в войне виноват не меньше России.

С моей точки зрения, такая позиция и неверна, и постыдна. Хотя здесь я вряд ли смогу переубедить социолога Юдина: умники куда дольше упорствуют в ересях, что подмечали и филолог Виктор Клемперер, и писатель Джонатан Литтелл.

Хотя, если уж речь о Меркель, то замечу, что сутью энергетической политики Германии была не привязка к русскому газу, а переход на зеленую энергетику, т.е. почти полный отказ от нефти и газа. Завершиться он должен был к середине века. Вот почему немецкая деревня отличается от русской даже не тем, что там асфальт, каменные дома и машина у каждого дома. А тем, что крыши домов покрыты солнечными панелями. Последние 2 года от ветра и солнца Германия получила от 41 до 45% всей электроэнергии. А что до оставшихся процентов, то да, упор был на газ: он наиболее экологичен и экономичен…

Простите, я ушел в сторону. Но объяснить, что реальная Германия сильно отличается от русских представлений о ней, мне важно.

Возвращаюсь к теме – то есть к тому, что русские по всему миру обсуждают вопрос о своей ответственности и вине за войну. Что очень хорошо.

Потому что последний раз разговоры о вине и ответственности за войну велись как раз немцами. Но они стали обсуждать это, когда страна уже лежала в руинах. А до этого тему поднимали лишь эмигранты. В России, как видите, все происходит быстрее, и в этом прогресс.

Плохо, что немецкий опыт осмысления вины русским не известен. Хотя чтение одного из главных текстов – книги философа и психолога Карла Ясперса "Вопрос о виновности" (1945) – уже помогло бы не изобретать русский велосипед.

Не могу сказать, что это легкое чтение. По форме это университетская лекция, с многочисленными экскурсами и прогулками в сторонних направлениях. Я не тешу себя надеждой, что так называемый "простой человек" Ясперса прочтет, а уж тем более поймет.

Однако тем, кто считает себя мыслящим тростником, Ясперса не читать непростительно. Чтобы вы представляли себе уровень, вот несколько цитат из "Вопроса о виновности", не обязательно имеющих отношение к главной теме.

"Ссылки на то, что кто-то действовал по поручению государства, оправданием считать нельзя. Он — пособник и соучастник преступного государства". И далее: "Преступное государство — это такое государство, которое в принципе не устанавливает и не признает правопорядка. То, что называется правом и создается потоком издаваемых государством законов, это для него средство успокоения и подчинения своего народа, а не что-то уважаемое и соблюдаемое самим государством. Цель такого государства — изменить самих людей насилием, которое порабощает человечество в целом".

Или вот, написанное как про сегодняшних русских: "Скверным примером ухода во взаимные обвинения являются ныне всяческие дискуссии между эмигрантами и оставшимися здесь, между группами, именуемыми иногда внешней и внутренней эмиграцией. Каждая страдала по-своему. Эмигрант: мир чужого языка, тоска по дому. Оставшийся на родине: покинутость, положение изгоя в собственной стране, опасности, одиночество в беде… Но когда одни обвиняют других, нам достаточно спросить себя: хорошо ли у нас на душе при виде психологического состояния и тона таких обвинителей, рады ли мы, что такие люди так чувствуют, образец ли они, есть ли в них что-то похожее на подъем, свободу, любовь, которые нас ободряют? Если нет, значит, неверно то, что они говорят".

А теперь – пара цитат, уже непосредственно относящихся к главной теме.

Первая: "За каждое преступление всегда можно наказать только отдельного человека, действовал ли он в одиночку или у него был ряд сообщников, каждого из которых можно призвать к ответу в зависимости от участия, а как минимум в силу самой принадлежности к данному обществу. Существуют бандитские группировки, заговоры, которые могут быть определены как преступные в целом. Тогда сама принадлежность к ним наказуема. Но абсурдно обвинять в преступлении какой-либо народ в целом".

И вторая: "Народ отвечает за свою государственность. <…> Политический поступок совершает в современном государстве каждый, по меньшей мере своим голосованием на выборах или своей неявкой на выборы. Смысл политической ответственности не позволяет уклониться от нее никому".

Если совсем кратко, то Ясперс считает, что вина за преступления режима строго индивидуальна и не может быть снята отговоркой "я просто делал то, что мне говорили". А вот политическая ответственность – коллективна, она есть следствие принадлежности к преступному государству.

Это все чрезвычайно важные и в 2022 году мысли. При этом непросто изложенные. И значит, многие будут продолжать мучиться от вопроса: "Почему я должен нести ответственность?!" - и никакой Ясперс им не поможет.

Но совершенно неожиданно ответ на этот вопрос – "почему я, ни в чем не виноватый, должен нести ответственность?!" – я обнаружил в книге, которая не имеет вообще никакого отношения ни к войне, ни к Украине, ни к России. Это книга-мотиватор Марка Мэнсона "Тонкое искусство пофизигма". Книга очень американская, то есть очень пионерская в своем задоре объяснить, как надо жить. Но от других американских книг-мотиваторов отличающаяся в лучшую сторону благодаря тонкости наблюдений и точности обобщений.

И вот что пишет Мэнсон о соотношении вины и ответственности:
"Бывают проблемы, в которых мы не виноваты, но несем за них ответственность. Допустим, однажды утром вы проснулись и обнаружили новорожденного младенца у порога своей квартиры. Вашей вины в этом нет: младенца подбросили не вы. А вот ответственность имеется. Надо срочно решать, что делать. И что бы вы ни выбрали – оставить младенца себе, избавиться от него, оставить на пороге или скормить питбулю, – ваш выбор принесет проблемы, и ответственны за эти проблемы будете именно вы. Мы сплошь и рядом ответственны за ситуации, которые не были нашей виной. Такова жизнь. Вот как можно разграничить эти понятия. Вина имеет отношение к прошлому, а ответственность к настоящему. Вина вытекает из уже сделанного выбора, а ответственность – из выбора, который вы делаете сейчас, каждый день и каждую минуту".

Так что каждый раз, когда вас будет охватывать искушение публично прокричать: "Почему я должен нести какую-то ответственность за войну, если я ни в чем не виноват?! Пусть другие несут!!!" - вспомните картинку, нарисованную Мэнсоном.

24 февраля 2022 года все мы поутру открыли дверь и обнаружили лежащего на пороге младенца.

И это был убитый украинский младенец. Убивший его военный действовал по поручению государства, то есть "просто выполнял приказ", который мы знаем, кто ему отдал.

Вашей вины в смерти ребенка нет, но убитый ребенок – вот он.

Скорее всего, вы не скормите трупик ребенка питбулю, но ответственность за свое поведение вы с этой секунды будете нести. Даже и в том случае, если вы просто отшатнулись и шагнули назад в квартиру, захлопнув дверь внутренней эмиграции. Или, мужественно перешагнув через труп, побежали по обычным делам, сказав себе, что ничего не в силах изменить, а полиция все равно ничего расследовать не будет.

Труп украинского ребенка – на каждом русском пороге.

Вина за труп – на Путине и его команде.

Но ответственность за все дальнейшее – на всех русских.

https://dimagubin.livejournal.com/442847.html


Еще раз о вине (личной) и ответственности (коллективной) во время войны. Идеи от Ясперса до Мэнсона

Среда, 24 Августа 2022 г. 18:25 + в цитатник

Метки:  

Поиск сообщений в lj_dimagubin
Страницы: [59] 58 57 ..
.. 1 Календарь