-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_dimagubin

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.02.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 2

dimagubin





dimagubin - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://dimagubin.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??b0925d00, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Прощай, Шенген?

Пятница, 19 Августа 2022 г. 13:04 + в цитатник

За что я не люблю рашизм и рашистов: текстовая версия

Суббота, 06 Августа 2022 г. 13:21 + в цитатник
К сожалению, то, что определение "метропольные русские" можно заменить гораздо более точным словом "рашисты", и тогда "за что я не люблю Россию и русских" логично превратится в "за что я не люблю рашизм и рашистов", я увидел, уже когда видео и текст на эту тему были записаны и написаны и даже опубликованы.

Оговорки в тексте по поводу "русофобии" и "русских" не помогли, и меня мгновенно обвинили в расизме и шовинизме (а самые глупые – еще и в империализме). Однако национальность как идентификатор для меня существенна не более, чем принадлежность к болельщикам того или иного футбольного клуба. "Предал" ли я Россию, "обнеметчился" ли я звучит для меня примерно как "перестал ли я болеть за "Зенит"" и стал ли ходить на матчи FC Bayern. Да мне вообще футбол неинтересен. И Германия, где тьма народа себя никакими немцами не считает (а считают баварцами, или берлинцами, или, не знаю, теми же футбольными фанатами) – в этом смысле, безусловно, невероятно комфортная для меня страна.

С учетом этих поправок даю текст, вызвавший бурю довольно глупого протеста после публикации на Republic.

ЗА ЧТО Я НЕ ЛЮБЛЮ РОССИЮ И РУССКИХ

У многих сейчас есть потребность определить свое отношение к России и русским. Особенно у тех, кто из России уехал. Но мне сделать это трудно. Мое отношение располагается где-то между страхом, нелюбовью и брезгливостью, но все равно это очень неточно.

Увы: великий и могучий русский язык страдает врожденным бесплодием по части слов, описывающих современность. Обычно он дожидается, когда словечко, описывающее новое явление, появится на Западе, - ну, что-нибудь типа "hybrid regime", "гибридный режим", - и тогда проглатывает его с урчанием, иногда переваривая до полного уничтожения смысла. Так случилось со словами "либерализм" и "демократия". В России ненавидят либерастов и дерьмократов, то есть таких, как я. А я не люблю Россию и русских. Поэтому я, если выбирать среди имеющихся в наличии слов, – русофоб. Но оно тоже неточное.

Последним точным словом, определяющим мое отношение к стране пребывания, было "антисоветчик". В Советском Союзе я им был. При этом я полагал СССР чем-то вроде парши на теле России. Когда же СССР рухнул, выяснилось, что парша и есть тело. Не я один сделал тогда такое открытие. Валерия Новодворская однажды сказала, что ее крупнейшей ошибкой была та, что она считала народ производным от коммунистов. А оказалось, что коммунисты были производным от народа. Проблема в том, что русские своей паршой гордятся. Русские вообще часто гордятся тем, чего следовало бы стыдиться, - и наоборот. Но я не уверен, что слово "русские" тоже является точным.Дело в том, что Россия устроена по принципу центрифуги. Либо ты изо всех сил хватаешься за Москву, спасаясь от центробежных сил, - либо тебя уносит в никуда. Поэтому нередко в Москве встречаются настоящие алмазы. Алмазы вообще рождаются под давлением. И нередко для выросших под давлением людей Россия – колодки на ногах. Я не уверен, что тех, кто ощущает Россию колодками, и тех, для кого они типа домашних тапочек, правильно называть общим словом "русские". Тем более, что за границей "русскими" называют вообще всех, кто из России: хоть украинцев, хоть евреев. И я к этому успел так привыкнуть, что именно в этом смысле слово "русские" и употребляю. Но, может быть, по отношению к этим всем-кто-из-России следует вводить дополнительные уточнения, фиксируя разделение. Например, "метропольные русские" - и (этот термин Дмитрий Гудков уже пытался ввести) global Russians.

Перед самой войной у меня в Германии был разговор с одним из таких алмазов. Ну, или global Russians. Он спросил:

- За что все-таки ты русских так не любишь?

Мне было что ответить! Например, за то, что русские так и не стали народом: метропольные русские больше похожи на оккупированное, а точнее, самооккупированное население. Народы неизменно субъектны. У народов есть идеи и ценности, которые они готовы отстаивать. У русского же населения нет никаких идей, кроме выживания, причем для выживания они каждый раз ложатся под очередного монстра на троне, а в качестве прикрытия этой убогой сцены используют высокомерие. И за комбинацию чванства с униженностью я русских тоже не люблю. За эту вот убогую имперскость, когда у самих пыль, грязь и отсталость, но зато дикое желание видеть других стоящими на коленях. Стояли ведь когда-то? Можем повторить! Россия для меня – страна-гопник, то есть вообще не Европа. Если бы в один прекрасный день все русские проснулись с раскосыми глазами или другого цвета кожей, и при этом без ядерных боеголовок, превратившихся в сахарные (то есть так, как описано у Кафки в "Превращении" и у Сорокина в "Фиолетовых лебедях"), - они бы увидели в зеркале одну из беднейших стран Европы. Драчливую и кичливую. Бесстыжую и скверно образованную. Когда у приматолога Роберта Сапольски я читал о его приключениях в Африке, то нередко вздрагивал, видя, что нравы в Кении или Танзании не слишком отличаются от нравов в русской глубинке, которая начинается резко, с обрыва сразу за Москвой. Садитесь в поезд и выходите на любом полустанке километрах уже в 60 от первопрестольной. Вам там будет и Кения, и Танзания, особенно если в деревне. Да и Москва – столица государства в джунглях. Посмотрите, как везут по ней Путина. Кортеж в сто машин. Движение перекрыто. Мигалки мигают, сирены сиренят, пожарные и "скорые" смиренно дожидаются, пока проедет вождь толстокожих. Третий мир. Если не четвертый.

Я могу продолжать этот список, на который у метропольных русских возникнут, разумеется, обидки, что вообще типично для всех гопников мира, требующих к себе показного уважения. Список, к слову, начат не мной, и даже не Чаадаевым, а, скорее, тремя русскими диссидентами XVII века – Хворостининым, Котошихиным и Крижаничем, которые понаписали много чего про Россию и русских. И про то, что живут в "спесивстве и бесстыдстве", и про то, что "сеют рожью, а живут ложью". И, разумеется, про "отсутствие благородной гордости, чувства личного и народного достоинства", которое русским заменяет "людодёрство". "Здесь умы у народа тупы и косны… Истории, старины мы не знаем", - заключал, например, Крижанич. И в самом деле: какой русский патриот сегодня знает что-нибудь о панслависте Крижаниче, сбежавшем из Рима в 1659 году к русскому царю, - и пришедшем в ужас от увиденного.

Однако на вопрос, за что не люблю русских, я дал все же другой ответ.

Больше всего не люблю русских за то, что у русских нет идеи равенства. То есть, как минимум, убеждения, что все равны в правах, несмотря на расу, происхождение, образование и даже (в России сейчас этого дико пугаются) гендер и сексуальную ориентацию.

У русских равенство существует исключительно во внутреннем узком кругу, для своих. Все, кто вне круга, - не ровня. Они либо лучше, либо хуже, но в любом случае не равны. Отсюда и отношение к Западу, и особенно – к Америке. Американцы для русских либо "тупые америкосы", которых любой русский школьник уделает, либо – о! ах! там Гейтс и Маск, а мы отстали навсегда!.. Этим духом неравенства, к слову, пропитана и русская имперскость, которая совсем иная, чем была когда-то у бриттов. Она не миссионерская, не просветительская, а унижающая, лагерная, заставляющая ходить покоренных на цырлах. Чему, спрашивается, сегодняшняя Россия может Украину научить? Пыткам в ментовках и холуйству судей?

Идея неравенства в форме исключительности, уникальности и превосходства всасывается в России с молоком матери. Поэтому метропольные русские убеждены, что живут в богатейшей стране, хотя в реальности Россия – одна из беднейших стран Европы, 5 место с конца по ВВП на душу населения, каким способом этот показатель ни считай: беднее Румынии. По той же причине русские свято верят, что в России - самая потрясающая в мире природа, хотя потрясает в русской природе ее исключительная загаженность в местах соприкосновения с человеком. (О, я помню, как прилетел на Камчатку. И увидел в Петропавловске слон сопки, превращенный в помойку). И школьные училки литературы с упоением повторяют сказанную германофилом Тургеневым глупость про величие, могущество, правдивость и свободность русского языка. Потому что никаких других языков, кроме русского, не знают.

И когда русские копируют у себя западные институты (а копировать западное в России любят), почти всегда получаются неработающие институты: от парламента до суда присяжных. Именно потому, что из них выхолощены базовые западные идеи – и идея равенства, прежде всего. Да, я знаю, как исторически это объяснить. Идея равенства формировалась в Европе под влиянием нескольких сил. Например, под давлением городской средневековой площади, равно принадлежащей всем горожанам, от епископа до блудницы. Под давлением правовой системы с ее главенством закона и независимостью судов. Под давлением просвещенного христианства, где несть эллина и иудея. На идею равенства в Европе много раз покушались, она много раз извращалась, - но неизменно возвращалась. Есть дивная книжка французского медиевиста, одного из основателей исторической школы "Анналов" Жака Ле Гоффа "Рождение Европы". Там как раз про то, как в средневековье рождались современные социальные институты. Скажем, собирались в 11 веке молодые некие молодые люди и решали, что им необходимо нанять себе учителей, - и так появлялся на свет Болонский университет. То есть университет – это объединение студентов, вот в чем идея! А в России университет появился семь веков спустя как подарок императрицы своему любовнику. Почувствуйте разницу.

Я говорю сейчас о своей нелюбви к русскости, к ее самим основам, не только потому, что нужно же, наконец, выговориться. И не только потому, что таких, как я, немало, но мы одиночки, часто не видим друг друга, и тут особенно тяжко тем, кто в России: им важно знать, что они не одни. Но главное, мне нужно обозначить принципиальный момент. Он состоит в том, что идеи и идеалы важнее структур. Путин возник не потому, что структура президентской республики позволила без особых проблем перековать ее в гибридную автократию. А потому, что в стране не было усвоенных республиканских идей, зато была потребность во всесильном царе и привычка перед царем пресмыкаться. И когда после смерти Путина маятник качнется в обратную сторону, и в России президентская республика заменится парламентской, плюс провозглашен будет какой-нибудь федерализм (похоже, именно к этому идет), - это снова не будет ничего значить. Вообще ничего. Чтобы республиканский строй не перерождался в свою противоположность, необходимо понимать и принимать идеи, лежащие в его основе.

Вот эту самую идею эгалитаризма, в первую очередь. И проистекающий из нее принцип уважения к человеческому достоинству, право на которое имеет каждый: хоть судья, хоть преступник, - и отнять которое не может никто.

Повторю: важно, невероятно важно говорить об идеях, наплевав на то, что думают о них сегодняшние русские.

Вот я и говорю.

https://dimagubin.livejournal.com/442050.html


Метки:  

О т.н. русофобии. Почему я не люблю Россию и русских

Среда, 27 Июля 2022 г. 23:24 + в цитатник

5 книг современных немецких писателей (текстовая версия)

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 22:21 + в цитатник
Когда я понял, что буду жить в Германии, то начал читать всю немецкую классику от Гёте до всех трех Маннов… А потом я познакомился с немецким литературным агентом Томасом Видлингом, через которого современная русская литература в Германию и попадает. И когда я гордо сказал Видлингу о своем чтения, он заметил довольно ехидно, что с тем же успехом немец для понимания современной России может читать Достоевского или Лескова… А когда я спросил, кого же мне тогда из немцев почитать, он сказал: современных! Да вот хоть Кельмана для начала! И я принялся читать Даниэля Кельмана. И обалдел. А потом прибавлял к своему списку новые и новые имена, и Томас Видлинг моим немецким чтением в некоторой степени даже руководил. А я убедился, что современный немецкий роман в целом – изощреннее и изобретательнее современных американских романов. По крайней мере, тех, что переводятся на русский, от Франзена до Янагихары. Там что вот вам 5 немецких имен. Если вы совсем не знаете современной немецкой литературы, я бы советовал начинать с них.

1. Даниэль Кельман, "Измеряя мир"

Итак, современная немецкая литература когда началась для меня с Даниэля Кельмана. У меня есть видеорецензия на один из последних его романов, "Ф", что означает "фатум" - но начинать (именно начинать!) лучше все же с другой книги, "Измеряя мир". "Измеряя мир" - это самый известный роман Кельмана и это соврешеннейший бестселлер, распроданный на немецком тиражом более миллиона экземпляров. Большего коммерческого успеха сумел добиться разве что Зюскинд со своим "Парфюмером". И к слову сказать, по увлекательности, по умению утянуть читателей в воронку из слов и фабулы, причем утянуть с головой, Кельман и Зюскинд очень близки. Но! Если "Парфюмер" Зюскинда – идеальное пляжное чтение, то "Измеряя мир" будет посложнее.

Если кратко, то это интеллектуальный бестселлер о жизни Карла Гаусса и Александра фон Гумбольдта. И это, конечно, плохая реклама для книги. Это как сказать – почитайте роман о жизни Михаила Ломоносова и Леонтия Магницкого. Потому что Гаусс, - да, это тот самый Гаусс, который вывел кривую среднего распределения признака, иначе известную как гауссиану. А Александр Гумбольдт, это знаменитый путешественник и натуралист, один из тех, благодаря которым, в общем, и появилась география как наука.

Так что Кельман для Германии – это примерно как Акунин для России, потому что у Акунина легкое чтение всегда включает серьезную сверхзадачу. Вот и у Кельмана была сверхзадача - рассказать о европейской эпохе Просвещения. И если вас отпугивают любые разговоры о науке, прочитайте, советую, просто первую главку "Измеряя мир", в которой брюзгливый, недовольный домосед Гаусс едет в Берлин ради встречи с Гумбольдом, и помыкает и понукает сыном. Сын читает книгу – вон, в окно кареты ее! Какая-то никчемная книжонка о гимнастических снарядах, один из которых автор называет конем, другой – козлом, а третий – перекладиной. Пф, глупости! А дальше Гаусс собачится с прусским жандармом, который требует паспорт от него, Гаусса! – как будто не видит, что перед ним человек, из-за которого Наполеон не стал обстреливать Гёттинген.

И я уверяю вас, что вас втащит внутрь романа, а вытащит только на самой последней странице. Ну, а для совсем ленивых есть вариант: по книге был снят 2012-м фильм с названием, разумеется, "Измеряя мир".

Хотя книга, на мой взгляд, конечно же, предпочтительнее.

2. Вольфганг Херрндорф "Гуд бай, Берлин!"

По второй книге в моем списке, Вольфганга Херрендорфа, тоже снят фильм. Причем его снял мой любимец, знаменитым режиссером турецкого происхождениям Фатихом Акином. И книга и фильм для русской аудитории называются "Гуд бай, Берлин!"

А вот в немецком варианте и книга и фильм называются "Чик", потому что в книге два героя, два подростка, хороший немецкий мальчик Майкл Клингенберг, и как говаривали в "Республике ШКИД", дефективный подросток русский мальчик Андрей Чихачев. Чиачев может и пьяным завалиться на урок. Чихачева в классе тихо травят. Чихачев вообще черт знает как оказался в гимназии в берлинском районе Марцан, пусть даже это и русский район. А еще фамилия "Чихачев" по-немецки транскрибируется посредством 14 букв, выглядящих так угрожающе, что ее не в состоянии произнести даже директор гимназии. Вот посмотрите: Tschichatschow – и все зовут Чихачева просто "Чик". И вот во время летних каникул, которые папа хорошего немецкого мальчика проводит с любовницей, а мама хорошего мальчика за излечением в клинике от алкоголизма, плохой русский мальчик угоняет автомобиль "Лада-Нива" и предлагает хорошему немецкому мальчику отправиться из Берлина к своему деду в Валахию. Лишь приблизительно себе представляя, где Валахия находится и находится ли она где-то вообще.

И вот тут начинается отличная роад-стори, сопряженная с романом взросления: классика жанра, потому что для взросления за одно лето нужно много кого встретить и много что пройти, а дорога такую возможность дает. Тут, конечно, будет и семья сверхумных детей, и ночевка в поле, и девочка-побродяжка из Восточной Европы, и полицейская погоня, и сумасшедший эсэсовец – полный набор. И вот этот русский плохой мальчик Чик и оказывается тем волшебником, который позволяет хорошему немецкому мальчику повзрослеть.

В Германии и книга, и фильм о Чике являются абсолютными бестселлерами, но будь я русским министром культуры, я бы и в России кричал о них на всех углах: посмотрите, какой классный там русский мальчишка! И разве только стыдливо прикрывал бы глаза на то, как нежно и трогательно этот русский мальчишка признается там своему немецкому другу, что девочки его совершенно не интересуют.

3. Тимур Вермеш, "Он снова здесь"

На третье место я поставлю снова роман-бестселлер: Тимура Вермеша. По этому роману тоже снят фильм, и этот фильм тоже бестселлер, и называются так же, как и книга: "Она снова здесь".

Фабула проста и сильна, как удар кулаком в зубы. В современном Берлине воскресает Гитлер. Это действительно гениальная идея, и ее можно продавать как франшизу: вот, скажем, в путинской России воскресает Сталин.

Гитлер, если быть точным, воскресает в Берлине 2011 года, когда канцлером Германии является Ангела Меркель, "эта неуклюжая женщина с уверенной обаянием плакучей ивы", как ее характеризует воскресший Гитлер. А вообще этот литературный Гитлер перенял от прототипа триаду свойств: дикую наблюдательность, дикую энергию и дикое невежество. Так что вот он в романе размышляет, кто этот турецкий рабочий, сдувающий уличным ветродуем упавшие листья: тупой представитель низшей расы или настоящий солдат рейха, способный без раздумий выполнять любой приказ? И еще этот литературный Гитлер очень быстро делает себе карьеру в качестве видеоблогера, а затем и на телевидении в качестве ведущего ток-шоу. Потому что он постоянно произносит вслух то, чего другие боятся даже подумать.

Книжку Вермеша проще всего назвать немецкой социальной сатирой. Да так и есть. Но ее ценность – в том, что иногда только у наимерзейших людей есть возможность заставить обсуждать табуированные темы. То есть роман перерастает сатиру, хотя и не перестает быть дико смешон. И я бы рекомендовал ее любому, что хотел бы лучше понять современную Германию. Тем более, что очень многие цитаты и Гитлера – исторические.

К сожалению, фильм, хотя и очень неплох, и пользовался в Германии очень большим успехом, но выглядит все же значительным упрощением книги.

4. Бернхардт Шлинк, "Чтец"

Как вы вероятно уже догадались, под четвертым номером – к слову, нумерация в моем списке ничего не значит, никакой иерархии, это чистое перечисление – так вот, под четвертым номером у меня идет снова бестселлер, и снова по которому был снят невероятно популярный фильм. Речь о романе Бернхарда Шлинка "Чтец".

Я начал читать эту книгу, имея даже приблизительного представления о сюжете. И вздрогнул с первых страниц, потому что "Чтец" начинается с того, что мальчик, подросток, вступает в связь со взрослой женщиной. А потом я не мог оторваться просто потому, что в "Чтеце" есть все, чего обычно не хватает современным русским романам, за исключением, может быть, Улицкой и Быкова: сюжета, поворотами которого являются не столько события, сколько мысль. Вот ты подросток, который влюбился во взрослую женщину. Ты с ней спишь и читаешь ей вслух книги, но она себя ведет с тобой странно, порою жестоко, и от тебя однажды сбегает, и уезжает из твоего города, не оставив нового адреса. А потом, спустя десяток лет, ты встречаешь ее на судебном процессе. Она подсудимая: оказывается, она была надзирательницей СС в нацистском лагере смерти. И суд выстраивается так, что вины всех прочих подсудимых сходятся на ней, но вдруг ты понимаешь, что она просто неграмотна (вот почему она просила читать ей вслух!), а потому ни писать те документы, которые ей приписывают, ни даже просто прочитать обвинительное заключение она не в состоянии. И вот ты мучим вопросом, следует ли ее тайну суду раскрыть ради ее спасения – или же сохранение этой тайны ей самой важнее спасения, ведь никто не может решать за другого человека, что в его жизни важнее всего.

Повторяю: в современном романе, в русском ли, в англоязычном ли, вопросы нравственности и морального выбора обычно выведены за скобки. Там у героев может быть травма, и боль от травмы, но практически нет нравственных развилок, по крайней мере такой силы. Последний раз вопросами нравственного выбора – читать ли чужие письма, если это может кого-то спасти – занималась всерьез, пожалуй, советская подростковая литература, а с тех пор никто.

И вот – "Чтец" Бернхарда Шлинка. Отличная вещь. Любовная история, переходящая в нравственную дилемму, и все это на фоне превращения нацистской Германии в современную Германию. То есть того процесса, который однажды и в России может пойти.

5. Юли Цее, "Темная материя".

Юли Цее моложе Бернхарда Шлинка на 30 лет. По ее книгам не снят пока что ни один фильм. И ее книги порой продаются в сетевом дискаунтере Aldi вперемежку с простенькими детективами и из того же ситчика скроенными любовными романами.

"Темная материя" - тоже детектив и любовный роман в одном флаконе, действие которого разворачивается в университетском городе Фрайбурге и в прилагающихся к Фрайбургу горах Шварцвальда. И в этой прекрасной декорации у нас очень скоро обнаруживаются похищенный ребенок, убитый взрослый, а также любовный треугольник не вполне традиционной конфигурации.

Однако "Темная материя" - это интеллектуальный детектив и интеллектуальный любовный роман хотя бы потому, что оба входящих в любовный треугольник мужчины – физики-теоретики, увлеченные теориями мультивселенных и квантового времени. По причине чего Юли Цее запросто сбивает с ног неискушенного читателями каким-нибудь простеньким, но имеющим отношение к теории времени, парадоксов. Ну вот типа этого: "В какую величину вы оцениваете вероятность того, что план архитектора претворится в готовое здание? Восемьдесят процентов? Пускай восемьдесят. Вероятность того, что готовому зданию предшествовал архитектурный проект, составляет приблизительно сто процентов. Таким образом, вероятность того, что готовое здание является причиной его же строительства, оказывается несколько больше, чем вероятность обратного предположения". А из этого следует, что не прошлое определяет будущее, ровно наоборот, будущее определяет прошлое.

Ну, а теперь попробуйте в этой формуле заменить построенное здание на совершенное преступление, вы придете к выводу, что даже если вернуться на машине времени назад, чтобы преступление предотвратить, предотвратить его невозможно. Потому что в будущем оно уже произошло. И Рэй Бредбери со своей раздавленной бабочкой, чья смерть влияет в будущем на выборы в Америке, получается, был глубоко неправ.

И – да! – еще одна важная вещь. Юли Цее, простите за банальность, хорошо пишет. Это не тот язык среднего технического перевода, который в России почему-то используют сочиняющие детективы популярные писательницы. Так что попробуйте запомнить это странновато звучащее на русском имя: "Юли Цее".

Юли Цее. Бернхард Шлинк. Тимур Вермеш. Вольфганг Херрндорф. Даниэль Кельман. Отличная современная немецкая литература.

https://dimagubin.livejournal.com/441423.html


Метки:  

5 книг от современных немецких писателей

Понедельник, 25 Июля 2022 г. 13:43 + в цитатник

2018-й. Война вовсю была видна уже тогда: немножечко из дневников

Четверг, 14 Июля 2022 г. 11:27 + в цитатник
Разбирал старые записи за 2018 год. Март, шли выборы Путина. Читал и понимал, что уже тогда война из состояния российских умов (любых: русских, еврейских, - неважно!) вытекала с неизбежностью. Вот несколько фрагментов.

* * *
В интернете главный уничтожитель времени – твиттер. Короткое сообщение не всегда успевает вместить доказательство, но почти всегда успевает вместить эмоцию. Большинство эмоций в русском твиттере замешаны на злобе. Укусить, унизить, дегуманизировать, поиздеваться… Меня это выводит из себя, и сам не замечаю, как начинаю тоже в ответ унижать и кусаться.

Сегодняшняя Россия – колоссальное площадка для масштабнейшего эксперимента в духе Зимбардо и Милгрэма. Те, кого ты вчера считал своими, сегодня гнутся, как колосья под ветром, в сторону вчерашнего дня. Меня выводит из себя не столько живительная способность человека гнуться в любую сторону, как обнаруживающаяся способность гнуться тех, кого я вчера еще считал стойкими оловянными солдатиками. Теперь по поводу солдатиков свободы иллюзий нет. Я думал, что позволяет не гнуться ум, - но нет. Вчерашние интеллектуалы вступают в армию дураков с особой, изощренной радостью алкоголиков, впадающих в запой.

Вот Толя Кузичев, который когда-то так восхищался моей начитанностью во время работы в "Вестях FM" (а потом, когда меня вышвырнули из-за Матвиенко, сказавший, что меня уволили за "визгливую интонацию"). На сегодняшнее 8 марта он пишет твит, что пусть "интеллектуалы" (о, иронические кавычки, сущность которых так точно подметил Клемперер!) связывают 8 марта с Цеткин и Люксембург и нос от праздника воротят, для него 8 марта – навсегда прекрасный день, когда в школе девочкам и учителям дарили мимозы и тюльпаны…

Толя, ***дь, что ты несешь?.. Ничтожное однообразие дешевых худосочных, как вобла-блокадница, букетиков в целлофане (кажется, ненавижу целлофан на цветах именно потому, что в СССР без него был немыслим никакой убогий букет). Девочки – будущие матери. Не смейте забывать учителей. Тюрьма школы. Страх перед мытьем посуды женские сердца гнетет. Секс в темноте под одеялом, под которые ныряешь в трусах, потому что это гадость, пусть ее и хочется. В ***ную армию на 2 года: так мальчик становится мужчиной, то есть обтесанным в государственных нуждах бревном. Пошел ты, Толя, в ***ду до самой *опы! Пошел ты именно потому, что знаешь: есть жизнь изощреннее, страстнее, полнее, но ты ее предаешь в угоду вот этой совковой картинке!..

Я напрасно совершенно вступаю в перепалку, и к ней тут же присоединяются тролли, каждый второй из которых тут же пришептывает, присюсюкивая, что,наверное, я гей.

А твиттер все же нельзя отключать, - чтобы не впадать в другой грех, "предвзятости подтверждения", который недурно описан у Бразертона в "Недоверчивых умах". То есть когда ты слушаешь только своих – и читаешь только то, что нравится.

* * *

Ненависть, и ничто, кроме гнева и ненависти, не вспыхивает во мне, когда начинаю читать новости. Я и правда чувствую себя чем-то средним между Хафнером и Клемперером в гитлеровской Германии. Каждый день, отовсюду, я слышу только про проклятых врагов России, про злобный Запад, про то, что мы ответим ядерным ударом…

На дня с трудом удерживался на записи с Сатановским, чтобы не дать ему по физиономии, когда он говорил, что мир можно атомной бомбой и уничтожить, мир это заслужил, если не принимает Россию. Сатановский проделал тот же пусть, что и бесчисленное количество моих былых знакомых: из умного, ироничного носителя западной цивилизации - в циничного путинского хама. Персонально он реинкарнировал в такой особый вариант еврея: показательно пресмыкающегося умного еврея при царе, от которого, впрочем, к сегодняшнему дню не осталось уже и ума, только восторг от того, что при царе.

Здесь все посходили с ума: и Сатановский, с восторгом причисляющий себя к дворовой шпане, которая хватает дрын и бьет мальчика в очках, и вообще все. И о войне говорят как о чуть неизбежном – совершенно ни на секунду не сомневаясь, что победят, не видя, что это война со всем миром разом. Здесь идет ежедневное сбрасывание цивилизационных пластов до простейшего, когда остается лишь дрын в руке. Оказывается, разцивилизовывание – экзотермическая реакция, идет с огромным выделением энергии и адреналина. Так сказать, все чуют удар дрыном по чужому черепу с восторгом. Русские превращаются в детей, для которых понятия "смерть" не существует, смерть не всерьез. И я думаю, что смерть Путина – естественная либо насильственная – сейчас уже ничего не решит. Когда все уже инфицированы, источник инфекции роли уже не играет.
У меня от ужаса шевелятся волосы на голове.
Я знаю, что от ужаса жизни в СССР, а потом и в России, они шевелились немало раз, но сейчас уже нет никаких надежд ни на что. Только – уехать. Хотя, если грохнет, если заиграется даже не Путин, а кто-то из тех, кто принял его игры всерьез, - то грохнет и там.
Скорей бы виза.

* * *

Поехал на тусовку Собчак и Гудкова (создают новую партию), но вздрогнул, в какие густопсовые поздние 1980-е (по эстетике) попал: те же люди, те же разговоры, те же лица "демократов с кашей в бороде". И тоже мне: антипутинская партия, которая избегает называть Путина по имени – точно так же, как Путин избегает называть по имени Навального.

Ярость, ярость, ярость ото всего – а больше ото всего, что никому ничего не надо. "Ну что мне, на баррикады идти? – как N. сказал. – Ну, я снимаю квартиру, зарабатываю, меня, в общем, это устраивает".

Советский Союз рухнул, потому что никого ничто не устраивало: ни зарплаты, ни пустые магазины, ни бесконечное вранье, - и потому что была иллюзия, что достаточно прогнать коммунистов и ввести частную собственность, как на Западе, и все будет хорошо.

А теперь, в общем, всех всё устраивает, потому что каждый может поднакопить и купить смартфон, а со временем и машину, а со временем и квартиру, а Запад превратился в жупел, в эдакую изнасилованную мусульманами дряхленькую Гейропку, с которой боже упаси брать пример, - ну, а на вранье можно не обращать внимания.

Здесь либо должно пройти еще много, много лет стагнации по какому-нибудь турецко-иракскому образцу, либо Путин действительно должен нажать боевую кнопку, и тогда все рухнет с миллионами трупов.

Господи, скорей бы уехать.

* * *

Страна мне чужая, я стране чужой. "Это ее страна", - как сказал когда-то скорее спокойно, чем осуждающе, Y. про свою тещу, у которой главная забота была – чтобы вывезли вовремя на дачу с рассадой, и гори прочее огнем.

Это страна тех, кому конформизм комфортен.

Меня же трясет, когда вижу, с какой радостью люди превращаются в негодяев, подстраиваясь под главного негодяя, - не замечая даже, что он превратился в абсолютного мифомана. (Из последних новостей – обещал полет в 2019-м на Марс).

https://dimagubin.livejournal.com/440874.html


Полдюжины ножей в русские мозги (век спустя вслед за Аверченко): теперь текст

Вторник, 12 Июля 2022 г. 21:07 + в цитатник
Несколько дней назад я разместил на youtube видеоролик по этому тексту, прекрасно понимая, что сейчас смотрят и слушают куда охотнее, чем читают. Однако я сам, когда речь об идеях, рассуждениях, обобщениях - предпочитаю (разумеется!) тексты всему остальному. "Полдюжины ножей" были сняты (и написаны) специально для www.graniru.org

Полдюжины ножей в российские мозги

Тот российский образованный класс, что после начала войны не уехал из России, сегодня переживает чувство, которое я бы назвал ренессансом рессентимента. Эти люди пока не смирилось, что новый формат их жизни (с низкими доходами, без поездок заграницу, в пониженном социальном статусе) – возможно, навсегда. И отчаяние все чаще изливается на тех, кто этой судьбы избежал. Что и формирует отчетливый антизападный тренд, он же национальный консенсус, - как точно подметил лондонский политолог Владимир Пастухов.
Меня, однако, в истории с ресентимента мыслящего сословия интересует другой поворот. Такие потрясения, как война, всегда дают старт большим мыслительным процессам. Появляются новые концепции и новые люди, их формулирующие. А в болевых криках оставшихся в России я такой новизны не вижу. Я вижу только усиление старых идей, основанных на ошибках и предрассудках – свойственных и режиму Путина, и его противникам, отчего тот самый национальный консенсус и был сформирован.
Вот вам полдюжины типичных русских интеллектуальных ошибок.

Ошибка 1. Одушевление абстрактных понятий (типа "Родина")

Типичный акцент в русской дискуссии – это наделение субъектностью, то есть самостоятельной волей того, что ими не обладает. Например, государства. В России принято полагать, что волей обладает именно государство, а не человек. На этом, к слову, построен русский патриотизм. Россия воспринимается как некая отдельно живущая женщина, которая вечно чего-то требует от своих детей: обычно жертвы. Но как только ты отказываешь этой матери-родине в субъектности, морок спадает. Приходится думать, каким конкретно субъектам было выгодно начать войну с Украиной. Приходится искать причины, почему Германия или Европа осторожничают в этой войне: ведь "осторожничают" не Германия или Европа, а партии, или избиратели, или бизнесмены - или кто-то еще, обладающий волей, субъектностью. Вообще любая глупость типа "да Запад всегда Россию ненавидел" становится очевидной, как только понимаешь, что Запад – это вовсе не отдельно живущий мужчина, которому какая-то отдельно живущая дама не приглянулась.

Ошибка 2. Суждение по аналогии (с Россией)

Второй по распространенности грех русского мышления – это суждение по аналогии, причем по аналогии с Россией. Ничто так не роднит русского человека с Путиным, как убежденность, что западная цивилизация устроена точно так же, как и русская, только притворяться хитрее. Отсюда и поток площадной брани антипутинцев в сторону, скажем, канцлера Германии. Эти люди кричат, что Шольц не дает Украине тяжелого вооружения потому, что он слабак, что продажен, что на Путина у Шольца компромат. Но это просто проекция русских реалий (где действительно распространены продажность или шантаж) на практику иной жизни. Ругающие Шольца исходят из того, что Германия устроена так же, как Россия, а потому Шольц может единолично решать все. Но в Германии у власти – коалиционное правительство, где Шольц представляет лишь одну из трех партий. Плюс мощная оппозиция. Плюс независимая пресса. И много что еще. Разбираться в этой сложной, динамичной, подвижной системе невероятно интересно, однако непросто. А русская простота, та самая, которая хуже воровства, кричит, что ей все ясно: ну, весь мир такой же, как она.

Ошибка 3. Вера в силу простоты

Еще одна популярная тема в русской образованной среде – это что на Западе заигрались в толерантность, мультикультурализм и терпимостью. А потому "Европа бухнется на колени перед мусульманами" или "каждому гендеру придется строить по отдельному сортиру". Все это зиждется плоской, как средневековая Земля, идее, что простота повышает надежность и прочность системы. То есть что телега надежнее "Мерседеса". Странно даже, что эти люди продолжают заниматься половым размножением: уж оно-то своими неисчислимыми генетическими вариациями свидетельствует как раз в пользу сложности перед простотой почкования. Точно так же осознание того, что гендеров и правда много, дает Западу преимуществахотя бы в том, что здесь не ломают судьбы и жизни тех, кто отличен от большинства. Вера в силу простоты – ложная. Возможно, простой человек спокойнее воспримет приход скудных времен, чем человек сложный, - но это не значит, что он быстрее найдет из этих времен выход.

Ошибка 4. Одновариантность

О том, что русские люди являются людьми одного варианта, писал еще Давид Самойлов в "Памятных записках". Именно одновариантность мышления не позволяла бывшим фронтовикам думать, что в войне можно было бы победить и "без Сталина, с меньшей кровью и с лучшим устройством послевоенной Европы". К сожалению, представление о том, что существует лишь одно верное решение, и сегодня типично России. А раз так, то принятие других решений – как минимум ошибочно, а как максимум преступно. Отсюда, к слову, и вечные обвинения друг друга среди оппозиции. Однако западная мысль, основанная на приоритете личности, основана и на том, что наличие единственного верного решения вовсе не очевидно. Поэтому ошибка в западной практике и не является виной, требующей казни ошибавшегося. Здесь куда важнее работа над ошибками.

Ошибка 5. Отсутствие рационализма

Русское мышление очень часто эмоционально, но еще чаще иррационально. Причем эта иррациональность свойственна всему постсоветскому пространству. Типичный ее пример – предъявление претензий условному режиссеру вроде Кирилла Серебренникова по принципу "а границу удрал, а раньше фильмы снимал и спектакли ставил на путинские деньги". Тут двойное безумие. Во-первых, деньги бюджета, то есть всех граждан страны, отчего-то называются "путинскими". Во-вторых, важны лишь средства, но никак не результат. Да какая разница – на чьи деньги воздавались шедевры Возрождения? И я бы сам с абсолютно чистой совестью принял деньги от Путина – и чем больше, тем лучше! – чтобы потратить их на то, чтобы никакого Путина в России больше не было.

Ошибка 6. Статичность времени

Еще одна проблема русского метропольного мышления в том, что время для него неизменно, статично. История воспринимается как снимок, а не как кино. Отсюда и бесконечные отсылки то к Петру I, то к Ивану Грозному, свойственные что Путину, что его противникам. Прошлое используется не как иллюстрация, но как доказательство. С восприятием статичности времени связан и отказ людям в праве меняться, а грехам – искупаться. Вот почему многие антипутинцы не прощают Чулпан Хаматовой то, что она когда-то призывала голосовать за Путина. Они не видят разницы между 2012 и 2022 годами. К слову, неприятие динамичности времени тесно связано с русским иррационализмом. Рационализм говорит: ну что ж, отлично, если Савл обратился в Павла! Одним христианином стало больше! Welcome to the club! (И Павел не просто приходит в клуб, но и возглавляет его). А русский иррационализм будет долго и уныло перечислять Павлу, сколько христиан он уничтожил ранее и почему ему теперь никакой веры нет.

Ошибка 7. Незнание западных парадигм

Ну, и еще одна классическая ошибка русского мировосприятия – это восприятие мира через условный "путинский телевизор". Даже в том случае, если человек телевизор не смотрит вообще. Почти 30 лет свободы выезда из России русские потратили на то, чтобы Запад стал им пляжем, магазином, в лучшем случае музеем, - но не учебным классом. Вот почему даже очень талантливые представители российского "мыслящего тростника", так и не связавшие себя с западной парадигмой (академической, публицистической – неважно), - представляют собой иллюстрацию к словам того же Давида Самойлова – "в уезде каждом всех времен есть свой уездный Сен-Симон". Многие Сен-Симоны, безусловно, не любят Путина. А потом вдруг все равно выдают вслух что-нибудь типа: "Если всюду гей-парады проводить, то скоро рожать будет некому". То есть они вообще не понимают, что это не пропаганда однополого секса, а парады гордости за то, что люди добились равных прав не по принципу большинства или пола, а просто потому, что они люди. То есть гей-парады – что-то среднее между первомайской демонстрацией и вечеринкой по поводу 8 марта….

И здесь я список своих претензий к русскому метропольному мышлению остановлю. Это русское мышление – к сожалению, производное от слова "мышь". Та мышь, которая сидит в норе самоизоляции, но мнит себе, что может родить гору.

https://dimagubin.livejournal.com/440776.html


О (коллективных) вине, стыде и ответственности

Понедельник, 11 Июля 2022 г. 22:35 + в цитатник

Полдюжины ножей в русские мозги (век спустя вслед за Аверченко)

Суббота, 09 Июля 2022 г. 13:20 + в цитатник

Мой эфир на запрещенном "Эхе СПб": усталость (в России) от войны, железный

Четверг, 07 Июля 2022 г. 11:24 + в цитатник

Новая эрмитажная песнь: мы, русские, войны хотим, ибо сим самоутверждаемся!

Понедельник, 04 Июля 2022 г. 21:14 + в цитатник
В России начинают воспевать уже не войну с Украиной, а войну как таковую, как прекрасный и необходимый имперский инструмент. Первым военную "зорю" сыграл на своем придворном уме директор Эрмитажа Пиотровский, получив право быть занесенным навечно в путинский Gottbegnadeten-Liste. Полагаю, Пиотровский вовсе не считает, что стал негодяем. Его несет очень большая и очень архаическая русская волна.

https://dimagubin.livejournal.com/439746.html


Как определяется виновность в развязывании войны

Суббота, 02 Июля 2022 г. 11:39 + в цитатник
Сразу после начала войны самые образованные кинулись перечитывать "Воспрос о виновности. О политической ответственности Германии" Карла Ясперса. Увы, я не из числа самых образованных: мне пришлось Ясперса просто читать. Это чтение, в его забытой форме - чистого академического логического рассуждения, с воображаемыми примерами, но почти без примеров конкретных - вернуло меня в университетские дни, в библиотечный зал, в восторг погружения в мир коллективного, мирового рассуждения. Последний раз с таким сталкивался, когда продирался через первую часть "Дороги к рабству" фон Хайека: которая, к слову, была написана соотечественником Ясперса в 1944-м, за год до "Вопроса о виновности".

Однако я невысокого мнения об интеллектуальной среде России, этой типичной страны третьего мира, куда больше азиатской, чем европейской, - и отличающейся от других стран третьего мира только невероятной кичливостью и агрессивностью вследствие большой территории, атомной бомбы и европеоидной (т.е. caucasian, "кавказской") внешности. И - a propos - было бы хорошо, если б однажды Россия утром проснулись и обнаружила себя чернокожей, или узкоглазой - ну, словом, чтобы с ней случилась трансформация по сюжету "Фиолетовых лебедей" Владимира Сорокина, когда в России все ядерные боеголовки превратились в сахарные...

Так вот: по этой причине интеллектуальной замшелости страны Ясперса в России никто, кроме горстки умников, которые вообще непонятно что в метрополии делают, не прочтет. Потому что попросту не осилит. Читательский навык, навык извлечения смыслов из текстов, здесь утрачен. Смыслы сегодня в России извлекаются максимум из отдельных слов. Ясперс - это такой винил в эпоху стримов.

Но отдельные цитаты из Ясперса, возможно, впечатление и произведут. Как эта - о виновниках войны. Я просто заранее проделал небольшую работу, заменив "гитлеровская Германия" на "путинская Россия". Итак:

"После первой мировой войны виновность в войне была вопросом, который в Версальском договоре решился не в пользу Германии. Позднее историки всех стран не держались за чью-то одностороннюю единоличную виновность в войне. Тогда в войну "скатились" со всех сторон, как сказал Ллойд Джордж.

Сегодня дело обстоит совсем не так, как тогда. Вопрос виновности звучит совершенно иначе, чем прежде. Вопрос о виновности в войне на этот раз ясен. Война была развязана путинской Россией. Россия виновата в войне из-за своего режима, который начал войну в выбранный им момент, когда все другие этого не хотели".

https://dimagubin.livejournal.com/439506.html


Метки:  

О холиварах оппозиции и условиях сепаратного мира

Пятница, 01 Июля 2022 г. 12:36 + в цитатник
Поскольку "период отчуждения" на публикацию моего текста по закрытой подписке в Republic истек, выкладываю его в открытый доступ.

О ХОЛИВАРАХ ОППОЗИЦИИ И 4 ПРИНЦИПАХ СЕПАРАТНОГО МИРА

Скажите, пожалуйста – может, я что-нибудь пропустил? – но вы хоть раз слышали, чтобы после выступления, не знаю, Маргариты Симоньян по ней проходился паровым катком Владимир Соловьев? Чтобы эфир Владимира Соловьева в пух и прах разносил Дмитрий Киселев, которого, в свою очередь, закатывал бы в асфальт, не знаю, - ну, Скабеева закатывала бы?

Лишь один-единственный раз по поводу соловьиного помета кратко, хотя на редкость точно, прошелся Иван Ургант. Но Иван Ургант, как мы теперь знаем, принадлежит другому лагерю. Не тому, который топит за войну.

Просто факт: бойцы Путина не устраивают между собой холиваров, священных войн за уничтожение чужой репутации.
А вот те, кто против войны, холивары между собой очень даже ведут, причем в непрерывном режиме. Вот из последних фронтовых сводок. Едва Юрий Дудь выложил интервью с Николаем Солодниковым (тем самым, кто некогда придумал и запустил петербургские "Диалоги", ставшие столь знаменитыми, что обыски по месту их проведения проводило ФСБ), как тут же на Солодникова с яростью практически эфэсбэшной набросилась Мария Певчих. За то, что он усомнился в чистоте одежд Алексея Навального. А перед тем по сетям прокатился буллинг Марины Овсянниковой (той самой, что ворвалась с антивоенным плакатом в эфир Первого канала на фоне гонящей в эфир пургу с лицом мумифицированной снежной королевы Екатерины Андреевой). Овсянникова эмигрировала, чудом устроилась в Берлине в Die Welt (похоже, внештатницей), и тут в нее принялись плевать и украинские, и русские антипутинцы. За то, что она на Первом канале все же работала. И когда прошел слух, что главу "Эха Москвы" Алексея Венедиктова якобы вносит в санкционные списки как тайного агента Кремля ФБК Алексея Навального, это публикой в холивар-театре было воспринято со всею серьезностью, потому что ровно в том же самом грехе тайной продажности обвиняли и самого Навального, - например, тот же Николай Солодников.

Этот список "врагов врага, которые мои враги", я могу продолжать до бесконечности, маркером выделяя его абсолютную парадоксальность. Своя своих не познаша. Что там еще под рукой? Ага! Вот Каспаров высказывает идею о "паспорте хорошего русского" (имхо, довольно здравую, потому что формальная декларации о лояльности стране пребывания могла бы помочь решить огромное число проблем огромному числу новых политических эмигрантов из России). И тут же в Каспарова стреляют все мыслимые (хорошо, что хоть только мыслительные) системы залпового огня "Град", причем установленные не в Кремле, а в личных мозгах таких же в точности политэмигрантов…

Я слышал тьму объяснений, почему одни враги Путина считают заклятыми врагами других врагов Путина и почему они устраивают на радость Путину все эти холивары. Это и костры амбиций, на которых шашлык неизменно жарится из Джордано Бруно. Это и отсутствие политической культуры в России (где материться публично вполне себе норм – спросите у Ройзмана). Это и наличие среди оппозиционеров засланных казачков, работающих на раскол (зная методы ФСБ, такое вполне логично предположить).

Но самое разумное объяснение, мне кажется, другое.

Его дал Александр Невзоров, когда объяснял Анне Немзер, почему он теперь разом в эмиграции. Он сказал, что
когда новые правила жизни в России свелись к выбору "поцелуй нам жопу либо садись в тюрьму", он принял решение о личной войне. О той, продолжил Невзоров, о которой рассказывает старый фильм Джон Стёрджеса "Великолепная семерка". В котором для обороны деревни от бандитов крестьяне нанимают семерых "прожженных циников и негодяев". Потом оказывается, что крестьяне ничем не лучше бандитов, и охранников они предают и платить им перестают, но - "это уже становится своей войной".

Здесь ключевая фраза не "циники и негодяи", а "это уже своя война".

Практически каждый, кто объявлял владимирупутину (в одно слово, с маленькой буквы) войну – включая и Невзорова, и меня, - подразумевали при этом следующее. Хотя враг является коллективным, но сама война является сепаратной, как сепаратным был тот мир, который когда-то объявлял войне главный герой романа Хемингуэя "Прощай, оружие!" лейтенант Генри.

Это. Моя. Личная. Война. Индивидуальная, сепаратная, персональная. Антипутинская оппозиция – это вовсе не антипутинская коалиция. В оппозиции, в отличие от коалиции, у каждого собственный план боевых действий, собственное оружие и обычно полное отсутствие связи с другим участком фронта. Это у Путина война централизована. А у противников Путина – децентрализована. И любой военный эксперт скажет вам, что отсутствие координации между отдельными подразделениями наносит даже больший удар по воюющим, чем недостаток вооружений.

Повторяю: так скажет любой военный эксперт, так скажет любой военный.

Но я так не скажу.

Потому что в среде современной российской оппозиции все равно невозможна никакая координация. Ну как вы скоординируете Юрия Дудя с Александром Невзоровым, а Владислава Иноземцева с Максимом Кацем (на которого, к слову, в твиттере по абсолютно непонятной причине обрушиваются с регулярностью регулов какие-то цунами ненависти со стороны других антипутинцев). Как вы скоординируете работу Владимира Пастухова с Ильей Яшиным, Евгением Ройзманом или Юлией Латыниной? Мы все, в общем, одиночки. Бесконечные, так и хочется добавить: "жалкие", - одиночки.

Но: у нас, у этих жалких, разобщенных, самолюбивых, склонных идти в атаку не только на Путина, но и на друг друга одиночек есть несколько крупных преимуществ, которых нет и по определению не может быть у путинского фронта. Путинизм – это ведь тотальная пропаганда плюс полная централизация страны. А пропаганде необходимы и вертикаль власти, и работа единой командой. Потому что иначе не получится каждый раз эффективно врать, подгоняя реальность под требуемый (Кремлем) результат. Чтобы публичное вранье было эффективным, одно должно быть централизованным и единообразным.

А у разобщенных оппозиционеров нет ничего централизованного. У них нет не то что общих текущих средств, но даже общей конечной цели. Повторяю, мы страшно разобщены. Но в этом наша великая сила. Мы не связаны спущенной из единого штаба директивой. Мы думаем сразу во всех направлениях. И о том, следует ли в будущем превратить Россию в федеративную парламентскую республику. И о том, не образовать ли на ее месте несколько независимых новых государств вместо сегодняшних регионов, играющих роль колоний Москвы. И даже о новой России вне всяких территорий, однако же с официальным дипредставительством – эдакий проект Global Russia, как однажды сформулировал Дмитрий Гудков. Мы даже анализ войны ведем во взаимоисключающих направлениях, от "Путину ни пяди украинской земли, включая крымскую!" - и до "Финляндия в свое время свою землю отдала, но Финляндией быть не перестала". У всех оппозиционеров нет никакой никем спущенной задачи. Оппозиционеры – это жужжащий рой вокруг кремлевского стареющего медведя. От одной осы можно отбиться. А от роя - никак. А закусать он в итоге может до смерти.

И проблема, повторю, вовсе не в том, что жужжалки и жужелицы (включая меня) жалят медведя вразнобой. А в том, что тьму сил тратят на кусание друг друга. Поэтому я бы предложил 4 абсолютно индивидуалистичных правила для бойцов-одиночек. Разумеется, у меня мало надежды, что мои идеи всерьез что-то изменит. Но, как говаривал один русский поэт, проживший в Баварии лучшие четверть века своей жизни – нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.

1. Война – это всегда игра с нулевой суммой. Если вы записываете в агенты Кремля Венедиктова на том основании, что он ратовал за электронное голосование, а Овсянникову – на том основании, что она работала на ОРТ, а Невзорова – что был в свое время ярым имперцем, то невольно включаете их в стан сторонников Путина. То есть вы невольно выполняете работу кремлевских пропагандистов, только более эффективно и совершенно бесплатно.

2. Ошибка не есть преступление. Успешная политика – это не политика, в которой отсутствуют ошибки, а политика, в которой проводится успешная работа над ошибками. Вот почему сегодняшняя Германия – свободная страна, несмотря на свое прошлое, а сегодняшняя Россия – все та же, что и полтысячи лет назад. Нельзя ставить другим ошибки в вину: хотя бы потому, что в отличие от вины, за ошибкой нет умысла.

3. Если вы хотите, чтобы в будущем и Украина, и Россия стали частью Запада, то и ведите себя, как на Западе. А запад – это не только разнообразие мнений и свобода высказывать их, но и запрет на унижение человеческого достоинства. Крыть площадной бранью других (и не обязательно оппозиционеров) вы, конечно, можете, но вести себя так – значит заставлять думать о себе, как о варваре и орке, только под другим, чем у Путина, флагом. К слову, блокировки фейсбука, под которые редкий оппозиционер не попал, - это блокировки именно орочьего языка.

4. Сейчас нельзя ставить никому в вину его прошлое. Значение имеет лишь настоящее: то, как сейчас человек относится к войне. Издеваться над изменившимися, крича, что они "переобуваются в воздухе" - признак невеликого ума. История о превращении Савла в Павла – не столько легенда, сколько задокументированный и весьма распространенный сюжет. Возьмите хоть того же Невзорова. А если кого-то это сравнение коробит, возьмите историю одного немецкого парня, убежденного члена гитлерюгенда и даже солдата вермахта, по имени Йозеф Алоиз. Вы ведь уже поняли, кого я имею ввиду. Да-да: прошло время, и тот самый Йозеф Алоиз Ратцингер, кто когда-то состоял в гитлерюгенде, стал известен миру как папа Римский Бенедикт XVI.

Может быть, потому, что ватиканские кардиналы оказались рассудительнее российских оппозиционеров.

https://dimagubin.livejournal.com/439172.html


Метки:  

Бродячий сюжет о распятом мальчике: к вопросу о конвергенции двух пропаганд

Вторник, 28 Июня 2022 г. 22:18 + в цитатник
После этой войны появится интересная диссертационная тема по конвергенции и прямым заимствованиям путинскими пропагандистами сюжетов и приемов из национал-социалистической пропаганды. Прямо этому учатся, думаю, немногие нынешние. Возможно, Симоньян - ну, если не напрямую, то в аналитике Клемперера или Хафнера. Симоньян куда умнее захлебывающегося в самолюбовании Соловьева и мачистски-прямолинейного Киселева, всегда подменявшегося свой небольшой интеллект упертым упорством. А возможно, обнаружатся люди из научного мира, спонсируемые АП, с хорошим знанием немецкого языка, передающие привет с того света: так сказать, памяти павших будьте достойны! - Вечно достойны! (Бедный Роберт Рождественский явно не предполагал, что можно быть достойными памяти павших нацистов).
Тем не менее, по ощущениям: невольной конвергенции в работах путинских пропагандистов больше, чем намеренных заимствований. Взять хоть историю с "распятым мальчиком", жертвой-де злобных бандеровцев - ее подачей с телеэкрана замарала навечно свое исподнее Ираида Зейналова.
Вот посмотрите, что я тут вычитал в "Милитаризованной нации" Николаса Старгарда - дивная книга!

"В неврастенической атмосфере перепадов настроения от радостных надежд к полной безысходности Геббельс начал новое пропагандистское наступление... Ингредиенты использовались те же, что и при раскрутке находки в Катыни в апреле и мае 1943 г., но на сей раз жертвами выступали не польские офицеры, а немецкое гражданское население. В ходе выдвижения советских войск в Восточную Пруссию в октябре 1944 г. два танковых батальона взяли небольшое село Неммерсдорф… после чего отступили перед лицом контратак вермахта. Большинство из 637 жителей сбежали, но некоторые остались. Занявшие населенный пункт советские солдаты отнеслись к ним вполне приветливо. Некоторые из оккупантов и оккупированных завязали нормальные отношения – за еду благодарили, даже пытались вести разговоры, как могли. Но где-то немцев избивали, грабили, насиловали или убивали. Когда немецкие войска отбили село, солдаты Фольксштурма собрали трупы 26 гражданских лиц и сложили их в открытую могилу на сельском кладбище. Новость распространилась, точно лесной пожар... Один из высокопоставленных приглашенных лиц утверждал в дневнике, будто видел женщин и детей прибитыми к дверям сараев. Хотя сотрудники военной полиции не зафиксировали ни одного подобного свидетельства, истории о распятых женщинах и детях представляли собой очень соблазнительный материал для массового освещения в германских СМИ. Журналистам настолько не хватало подробностей, что Геббельс посоветовал им дать некоторую волю воображению для "поэтической достоверности"...
Бродячий сюжет, бродячий сюжет... Вот вам и бродячий сюжет!

https://dimagubin.livejournal.com/439001.html


Изменит ли ухудшение жизни в РФ отношение россиян к войне? (Спойлер: нет)

Понедельник, 20 Июня 2022 г. 21:13 + в цитатник
Я снова продолжаю долдонить свое о параллелях между путинской Россией и гитлеровской Германией. Поэтому мой прогноз на то, изменят ли санкции против России отношение россиян к войне, отрицательный: нет, не изменят. В Германии в свое время веру в праведность войны не убил даже разнесенный в щепы Берлин.

Но сейчас вариантов развития куда больше. Например, припадание России к материнским сосцам, к корням, к первооснове русскости в ее нынешнем понимании - то есть к Орде, наследником которой является сегодня Китай. Или термоядерная война. Или истощение экономики с медленной стагнацией по брежневского образцу. Или госпереворот с убийством Путина (я про это записал отдельное видео, полюбопытствуйте). То есть, если не бояться смерти и довольствоваться малым, то жить сейчас очень интересно.

И, да: в этом выпуске "Особого мнения" на "Эхе Петербурга" я так или иначе упоминаю 20 авторов и их книг. Кажется, даже для меня это рекорд. Список этих книг - в описании файла на ютубе.


https://dimagubin.livejournal.com/438751.html


Вопросы Европы к Украине

Суббота, 11 Июня 2022 г. 15:37 + в цитатник
У меня бывают видео, которые не приносят подписчиков, а наоборот, забирают. Потому что я нередко глажу публику против шерсти. А среди русскоязычных моих зрителей преобладает представление о мире как об игре с нулевой суммой, и решение сложных вопросов рассматривается в системе бинарных дихотомий. То есть если кто-то выиграл, значит, другой проиграл. Если не белое, то черное. И хотя война в общем и целом действительно является игрой с нулевой суммой, и на войне большинство вещей действительно определяеются бинарными дихотомиями, отписывающимся от меня как-то в голову не приходит, что у сегодняшней войны, помимо агрессора и жертвы, есть и третья сторона. Которой автоматически стали Европа и Запад. А Запад руководствуется идеями, позволившими ему стать самой развитой на сегодняшний день частью мировой цивилизации. К тому же Запад понимает свою ответственность за исход войны. А еще Запад очень рационален и, в силу перечисленного, не может смотреть на ситуацию с позиций "либо-либо". Пропутинским русским это объяснять бесполезно: они живут на том уровне развития, когда все вокруг черно-белое. Куда печальнее, когда видишь, что точно так же это не объяснить ни антипутинским, ни проукраинским. Просто с одной стороны звучит: "Если Запад будет поставлять наступательное вооружение, мы жахнем атомной бомбой!", а с другой стороны звучит: "Если не поставите Украине наступательное вооружение, значит, вы подстилки и шлюхи Путина!"

На то, что Путин и путинские не понимают Запад, можно пока плюнуть: никаких серьезных научных, промышленных, технических, культурных контактов между Россией и Западом в ближайшее время не планируется, а имеющиеся будут либо сокращаться до минимума, либо вообще прекращаться.

А вот то, что украинцы и проукраинские не понимают Запад, куда более печально, потому что Украина самостоятельно российской агрессии противостоять долго не сможет. Но когда ты начинаешь объяснять, почему в Германии растет настороженность по отношению к Украине, что именно ее вызывает, - в тебя тут же начинают бросать тухлыми галушками: "Ы-ы-ы! Можно вывезти русского в Германию, но нельзя вывезти из него Россию".

К слову, для меня эта фраза - яркий маркер именно бинарного мышления.

https://dimagubin.livejournal.com/438436.html


Надо ли убить Путина? Вопрос закономерен на уровне "надо ли убить Гитлера?" во время прошлой войны

Суббота, 04 Июня 2022 г. 16:12 + в цитатник

Сравнительный анализ Германии в 1939-м с Россией в 2022-м - как инструмент печальных прогнозов

Четверг, 02 Июня 2022 г. 19:11 + в цитатник

Метки:  

10 пунктов для эмигрантов и беженцев (текстовая версия)

Вторник, 31 Мая 2022 г. 17:18 + в цитатник
Человек нуждается в упорядочивании хаоса до уровня смыслов. Особенно тогда, когда все резко меняется или даже рушится, как это уже произошло со многими в Украине, ставшими беженцами, или в России, ставшими эмигрантами. А самый простой способ упорядочить хаос – это описать его пунктам. Именно так: превратить в нумерованный список. Поэтому то, о чем я сейчас хочу сказать, - это, в общем, не "советы для уехавших". Я же не знаю вашего статуса (беженец, проситель убежища, "гибридный эмигрант" с туристической визой или обладатель заветной визы D, за которой следует вид на жительство). Я не знаю, в какую страну вы уехали или всего лишь намереваетесь уезжать, - все это лишает меня возможности давать советы. Но это все же некие 10 пунктов, на которые, мне кажется, разумно внимание обратить.

1. Эмиграция, как и зубная щетка – индивидуальный инструмент. Стадный инстинкт слишком часто заводит в местные болотца типа Брайтон-бич. Которые потому и болотца, что пародийно воспроизводят именно то, от чего человек уезжал. Это значит, что к чужому опыту имеет смысл приглядываться, но не следует на него полагаться. Это относится и тому, о чем я говорю. Успешная эмиграция – то есть та, которая создает новое качество личности, приподнимая над прошлым – неизбежно уникальна. Так что не надо ждать, например, прохождения тех стадий эмигрантской жизни, о которых говорят бывалые: восторг – разочарование – отчаяние – смирение. Потому что у меня никаких разочарований или отчаяний не было. Я сразу вошел в Германию, как входит кулак в перчатку по руке, хотя до этого считал себя франкофоном, а не германофилом. Но это лично мой опыт и лично моя ситуация, у вас все будет по-другому.

2. Обычно совершенно напрасная трата сил в другой стране – это попытка воссоздать прежний образ жизни. Там, куда вы уехали, по-другому живут, едят, флиртуют, работают и развлекаются. Это очень интересно и поучительно, поэтому для начала неплохо постараться местную систему понять. Россиянину или украинцу, даже вполне обеспеченному и образованному, по приезде на Запад полезно сказать самому себе: "Я здесь у вас, - инопланетянин. Я прилетел сюда из другого мира. Возможно даже, что третьего. Но я доброжелательный и любознательный инопланетянин". Надувание щек, переживание по поводу изменения статуса, сравнение с прежней жизнью никак не уменьшают стресс переезда, но очень мешают адаптироваться. И тут даже решения типа "зажму свою гордость в кулак и пойду санитаром в дом престарелых" могут оказаться тупиком. Потому что, например, в Германии без специального профессионального образования вас не возьмут на работу санитаром даже в морг. Такое профессиональное образование называется Ausbildung и может занимать несколько лет. А вот курьером возьмут. Бывший министр информации Афганистана работает в Германии курьером, и, по-моему, это куда лучше, чем жить в Афганистане при талибах.

3. Хотя многие при переезде, особенно вынужденном, теряют прежний статус и прежний доход, на Западе утешительно другое – это огромные, хотя и неденежные, выплаты из общественных фондов.Переезжая в ту же Германию, вы мгновенно, с первого дня, получаете чистый воздух, причесанный пейзаж, вылизанную городскую среду и незахламленную природу, по которой, к слову, уже проложены сотни тысяч снабженных указателями маршрутов. На любой лужайке можно прилечь и устроить пикник. В России такое обычно возможно лишь за огромные деньги и лишь за высоким забором. Мне приходилось жить за границей, имея крайне скудный доход. Но благодаря ухоженности и доброжелательности мира вокруг я никогда не чувствовал себя нищим. Пользуйтесь и вы всем, что дается в новой жизни бесплатно – от бесплатных музеев в Великобритании до ухоженных горных троп в Баварии.

4. Не стесняйтесь экономить! С таким призывам к новым мигрантам обратилась одна моя знакомая, живущая вне России. По профессии она биолог, причем успешный. Но, видимо, она могла быть и успешным психологом. Дело в том, что многие эмигранты воспринимают ограниченность в средствах как унижение, - и, соответственно, ради поддержания духа прибегают к демонстративному потреблению. Но в эмиграции это плохо работает, а деньги уходят быстро. Поэтому постарайтесь сразу узнать, где находятся ближайшие дискаунтеры и каков их рейтинг. Я, например, немецкий дискаунтер Lidl по качеству куда выше, чем российский супермаркет для богачей "Азбука вкуса". Кроме того, в Германии не стыдно просить о помощи. Узнайте, какие газеты размещают бесплатные или дешевые объявления, или найдите бесплатную доску объявлений при входе в местные магазины, попросив владеющих языком написать для вас текст типа: "Семья беженцев (эмигрантов) с благодарностью примет в дар утюг, кастрюли и сковородки". Поверьте, многие будут искренне рады вам их отдать.

5. Однако главная необходимая в Европе вещь – это велосипед. Им лучше всего как можно быстрее обзавестись, пусть самым недорогим, подержанным. Велосипед важен не только потому, что городской транспорт дорог. А потому, что он резко увеличивает радиус свободы. Европа чрезвычайно плотно упакована, плотность жизни здесь в несколько раз выше российской. А велосипед делает мгновенно достижимым все – руку, озера, леса, луга соседние города, замки, дворцы. В городах есть всюду велодорожки, но куда важнее, что вне городов есть велодороги, причем отличного качества. Что до больших, невелосипедных расстояний, то узнайте у местных про местные тарифы. Например, в Германии с июня по август этого года вводится новый единый билет на все виды транспорта, кроме скоростных поездов. Он будет стоить 9 евро в месяц. То есть за 9 евро в месяц любой человек может путешествовать по Германии без ограничений. Этим грех не воспользоваться.

6. Невероятная плотность жизни в Европе позволяет наслаждаться и тем, что в России показалось бы совершенной экзотикой. Например, средневековыми замками или ущельями с водопадами. Скажем, в Германии для этого не обязательно ехать в Швангау к замку Нойшванштайн, находящемуся с утра до ночи в плотной туристической осаде. Проделайте простой трюк. Наберите на электронной карте слова Schloss, Burg, Klamm, Ruine – то есть "замок", "ущелье", "руина". Возможно, все перечисленное окажется у вас прямо под носом. Например, возле города, где я живу, то есть швабской столицы Аугсбурга, в пределах велосипедной доступности я обнаружил чуть не дюжину замков. Мир – огромный. Не запирайте себя в маленьком мирке.

7. Хотя к эмигрантам и беженцам в Европе относятся более чем лояльно, помимо хорошего отношения существуют законы и, что еще более важно, конкретные процедуры их реализации. Не надо слушать, что думают об этих процедурах другие беженцы и эмигранты. Ориентироваться на мнения в группе "Русская Прага" или "Русская Австрия" - это как полагаться на результаты опросов в твиттере. Потому что никто из ваших советчиков не будет ни за что отвечать. Если у вас конкретный вопрос, связанный с разрешением на работу, социальными выплатами, медицинской страховкой, - идите в официальные учреждения. Очень может быть, что там уже есть справочные брошюры на русском или украинском языках. Если же нет, ищите справочные материалы на местном языке. Гугл-транслейтер в данном случае куда лучший помощник.

8. Удивительно, как много родителей начинают в эмиграции непременно искать русскую школу для детей, не понимая, что такие школы могут быть только школами выходного дня, и там будет велик риск, что эмигранты 1990-х будут пичкать ребенка непонятными пушкинскими стихами про ямщика с его тулупом, облучком и кушачком. На самом деле, дети осваивают чужой язык куда быстрее взрослых, и школа им нужна местная, желательно та, где помогают с языковой адаптацией. А вот дома с детьми лучше говорить на русском или украинском. Все равно дети скоро перейдут в общении друг с другом на местный язык – посмотрите фильм "Солино", "Solino" грандиозного режиссера (и сына турецких эмигрантов) Фатиха Акина! - но язык детства им все равно может очень даже пригодиться.

9-10. Постарайтесь принять сразу же, что Запад – это не Россия или Украина, "просто более богатые". И попробуйте сразу составить два списка. Первый - что в стране, где вы оказались, делать не рекомендуется или даже прямо запрещено. А второй – что, наоборот, местные делают с огромным удовольствием. Например, в Германии нормально совершенно голым загорать на FKK-пляже, а вот ловить рыбу без сдачи экзамена или фотографировать людей на улице без их разрешения нельзя. Почему нельзя? Потому что в случае с рыбной ловлей так реализуется право рыбы быть умерщвленной самым гуманным способом, а в уличных съемок так реализуется право людей на защиту персональных данных. Или вот еще пример из цикла "что нельзя": беженцы останавливаются в Берлине у добросердечной семьи, просят пароль от вай-фая и привычно скачивают торренты: ну, чтобы дети мультики посмотрели. А потом их хозяевам приходит штраф на 900 или даже на 1500 евро. Поскольку нелегальное скачивание контента здесь карается именно так.

В общем, я буду рад, если эти 10 пунктов как-то картину мира в эмиграции прояснили. А в комментариях я буду благодарен рассказам о том, что в стране, где вы оказались, вас больше всего удивило, восхитило или оставило преисполненными недоумения. И особенно, конечно, если эти рассказы будут касаться Германии. Я давно собирался написать книжку о повседневной жизни в Германии: точнее, о собственном опыте немецкой повседневности.
Кажется, время пришло.

https://dimagubin.livejournal.com/437561.html


Метки:  

10 пунктов для эмигрантов и беженцев (в Германии. Но не только)

Воскресенье, 29 Мая 2022 г. 10:13 + в цитатник
Это именно "пункты" условно-пронумерованного списка, а не "советы". Для советов нужно точное знание ситуации, в которой вы оказались. И даже здесь значение советов будет ограничено, потому что - пункт первый - успешная эмиграция неизбежно индивидуальна. Хронометраж в описании на ютубе.

https://dimagubin.livejournal.com/437261.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_dimagubin
Страницы: 59 [58] 57 56 ..
.. 1 Календарь