-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_aillarionov

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 164


Надгробная речь Арестовича

Среда, 01 Февраля 2023 г. 11:28 + в цитатник

https://www.youtube.com/watch?v=Xx9wojK2N9k
Эд Перегудов, 31 января 2023 г.

В нескольких выступлениях последнего времени (например, вот здесь, начиная с 46:40) Алексей Арестович заговорил о Надгробной речи Перикла:

"Это вот знаменитая речь, не помню, кого-то из великих афинян после выигрыша битвы под Марафоном, с персами... Тогда ведь Персия, как это было в [фильме] "300 спартанцев", не была же дикарями с перекошенными мордами. Даже Платон устами Сократа описывает в одном из диалогов, насколько утонченная подготовка персидской знати, аристократии, что нам учиться и учиться. Говорят они. Это греки, которых мы считаем за образец.
[Персы.] У них было все прекрасно – тысячелетняя империя...
Перикл... И вот Перикл произносит эту речь... И говорит. И речь звучит так: "Почему мы победили?" Вот в этой речи сформулирована вся суть Запада.
Он говорит, что мы победили, потому что при всей крутизне Персии, он говорит, гениальном стратегическом уме, и вообще персы играют на уровне, который нам недоступен, он говорит, у них есть один большой недостаток, он говорит, с нашей точки зрения. Вся эта огромная разнообразная машина работает на реализацию воли одного человека. А один человек может ошибаться. Более того, он, как правило, ошибается. Он не может не ошибаться, каким бы он гением ни был. Потому что это один человек. А у нас, говорит, все немного иначе. Прямо сейчас вот тут рядом со мной находится проперсидская партия в Афинах. Афины воюют с Персией, а тут есть проперсидская партия. И мы свои решения принимаем коллективно в тяжелых схватках...
Переводя на современный язык, в системе искусственных конфликтов, специально создаваемых для того, чтобы невозможно было впадать в заблуждение. Потому что взятие самого маленького барьера вплоть до того, мостим ли мы новую дорогу на рынок где-нибудь, прежнюю размыло там, все должны ходить через лужу. Это схватка чего? Мнений, схватка позиций, это аргументация, это логос. Это надо уметь подобрать аргументы, поразить красноречием. Причем среди людей, которые с детства тренируются делать тому же. Хорошо, когда ты прирожденный оратор или специально учился, а никто этого не делал. А они ж все тренированы. Это культура целая была.
И вопрос: Как воевать с Персией? Воевать ли с Персией? Это тоже решается точно так же в дебатах, в схватках. Поэтому мы в конкретный момент можем лажануть, потому что даже коллективное мнение лажает. Но в целом это цивилизационная стратегия, опять же перевожу на современный язык, гораздо более выгодная. Потому что она сохраняет нас, культура искусственно созданных общественных конфликтов, в которых каждый должен доказать свою правоту в схватке с такими же сильными игроками. Она способствует вырабатыванию – чего? В целом куда более высокого качества решений, организаций, технологий, стратегической мысли, науки и т.д. и т.д. И вот мы, говорит...
А что такое Марафонская битва? Это греки, 430-й год до нашей эры. Греки только-только из архаики начали вылазить. Это ж не та классическая Греция, котрую мы знаем времен Платона. Она наступит только через 100 лет, эта Греция. А это – едва-едва из архаики".

На самом деле все было немного не так.

Битва при Марафоне произошла не в 1480 г. до н.э., не в 1480 г. до н.э. и не в 430 г. до н.э. (различные версии, прозвучавшие от Арестовича), а 12 сентября 490 г. до н. э.

В вошедшую в хрестоматии по истории Западной цивилизации Надгробную речь Перикл произнес в 431 г. до н.э., то есть через 59 лет после битвы при Марафоне.

Перикл родился в 494/493 г. до н. э. Иными словами, в год битвы при Марафоне дитяти Периклу было 3 или 4 годика, когда, по утверждению Арестовича, древнегреческому стратегу доверили исключительную, высочайшую для афинянина честь, предоставляемую раз в жизни самому опытному, умудренному, уважаемому гражданину – выступить на Агоре с Надгробной речью.

Надгробную речь Перикл произнес в 431 г. до н.э. (когда ему было 62 или 63 года) в честь афинян, павших в первый год Пелопоннесской войны, которую Афины вели не против Персии, как утверждает Арестович, а против Спарты.

Тысячелетней Персидской империи, о которой столь живописно рассказывал Арестович, никогда не было. Персидская империя (империя Ахеменидов) просуществовала всего 219 лет (с 550 г. до н.э до 331 г. до н.э.). В год битвы при Марафоне возраст Персидской империи составлял 60 лет.

У Платона отсутствует описание утонченной подготовки персидской знати, аристократии, о которой повествует Арестович. В сократическом диалоге Алкивиад I Платон устами Сократа рассказывает об обучении в Персидской империи только одного лица – царского сына, являвшегося наследником престола.

Поскольку Перикл умер в 429 г. до н.э., а Платон родился в 428/427 г. до н.э., то жизни этих двух людей разделяли не столетие, как настаивает Арестович, а один-два года. Платон стал полностью взрослым, максимум, через два десятилетия после смерти Перикла.

Классический период в истории Греции наступил не в 330 г. до н.э. (через 100 лет после даты произнесения Периклом Надгробной речи, по мнению Арестовича). К этому времени классический период в истории Греции уже подходил к своему концу. Принятое в историографии завершение классического периода историки Греции относят к 323 г. до н.э.

Когда Перикл произносил в Афинах Надгробную речь (в 431 г. до н.э.), наступления классического периода в истории Греции не надо было ждать еще 100 лет, к этому времени классический период длился уже восемь десятилетий – по мнению историков, он начался в 510 г. до н.э.

В настоящей Надгробной речи Перикл не только не задавал вопрос: "Почему мы победили?", как утверждает Арестович. Такой вопрос в ней был неуместен и в принципе не мог быть поставлен. Речь Перикла была посвящена памяти погибших афинян в только что начавшейся Пелопоннесской войне, войне, какую в конечном счете Афинам было суждено проиграть.

В настоящей Надгробной речи Перикла – в отличие от утверждений Арестовича – отсутствуют не только упоминание гениального стратегического ума Персии, недоступного грекам уровня игры, сопоставление политических режимов Афин и Персии, наличие проперсидской партии в Афинах, обсуждение вопросов стоит ли воевать с Персией? И если да, то как? В речи Перикла вообще отсутствует какое-либо упоминание Персии и персов.

Отсутствие упоминания Персии и персов в речи Перикла совершенно естественно – в афинской повестке дня того времени и Персия и персы уступили место Спарте. Греко-персидские войны закончились за несколько десятилетий до этого события – в 479 г. до н.э. (по мнению древних греков) или в 449 г. до н.э. (по мнению современных историков). В то же время в настоящей Надгробной речи Перикла есть то, о чем Арестович ничего не сказал, а именно сравнение военной тактики Афин и Спарты. И это неудивительно. Афиняне, погибшие в 431 г., погибли в войне не с Персией, а со Спартой.

В настоящей Надгробной речи Перикла практически нет ничего из того, что ей приписал Арестович – ни противопоставления воли общества решениям одного человека, ни возможности, ни неизбежности его ошибок, ни состязания граждан в красноречии.

Но в настоящей Надгробной речи Перикла есть то, о чем ничего не сказал Арестович, но благодаря чему она заслуженно попала в хрестоматии по истории Западной цивилизации – сформулированные Периклом афинские понятия свободы, верховенства права, меритократии, достоинства, патриотизма, чести, доблести.

Перикл:
"На­зывается наш строй народовластием, потому что зиждется не на меньшинстве, а на большинстве народа. Законы наши в частных делах всем нам дают равные возможности. Уважением у нас каждый пользуется по заслугам. И ни поддержка приверженцев не приносит больше успеха, чем собственная доблесть, ни скромность звания не мешает бедняку оказать услугу государству. Мы свободно ведем общественные наши дела, а в повседневных заботах не страдаем друг к другу подозрительностью, не раздражаемся на тех, кто де­лает что-либо в свое удовольствие, и досады своей, хоть и безвред­ной, но все же неприятной, мы не обнаруживаем. Не зная гнета в частной жизни, мы умеем страшиться беззакония в общественной и всегда повинуемся лицам, облеченным властью, и законам. А из них в особенности тем, какие существуют в пользу обижаемых, и какие, будучи неписаными, тем бесспорнее влекут позор для нарушителя".

В своей Надгробной речи, произнесенной 2454 года тому назад, Перикл счел также необходимым противопоставить великие принципы афинского общества классической эпохи сладким информационно-психологическим спецоперациям (ИПСО) времен Древней Эллады:

"не нужен нам ни славословящий Гомер, ни иной какой песенный ласкатель, ибо краткую их выдумку разрушит истина наших дел".

Весь текст Надгробной речи Перикла.

https://aillarionov.livejournal.com/1349239.html

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку