-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в literatura

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2003
Записей:
Комментариев:
Написано: 194


Результаты жюрения от Stupidoida

Суббота, 12 Марта 2005 г. 13:09 + в цитатник
Прежде чем приступить к подведению итогов литературного конкурса, посвященного праздникам 23 февраля и 8 марта, и к оглашению поставленных мной оценок, хочу поделиться некоторыми впечатлениями от прочитанного. Надо сказать, что раньше мне не доводилось ни принимать участие в подобных конкурсах, ни тем более входить в состав жюри. Поэтому все мои впечатления не только носят субъективный характер, но еще и не основаны никоим образом на сравнении с другими рассказами (рассказами ранних конкурсов). Кроме того, я еще не знакома с оценками других судей и не имею представления о впечатлении, произведенном конкурсными рассказами на остальных членов жюри. Все это служит основанием для начала вынесения моего судейского вердикта, буду надеяться, со свежей головой и чистой совестью:-)

Для разминки пару слов о самом общем впечатлении от рассказов "праздничного" конкурса. Во-первых, грамматика, орфография, орфоэпия и прочая!!! Мне, с моею маниакальной грамотностью, совершенно противопоказано читать рассказы с такими ужасающими ошибками: я начинаю тихо беситься, нервничать, внутренне ёрзать и всячески душевно терзаться - а на последнем рассказе жюри вообще чуть было не потеряло своего судью (но об этом позже)...

Слабым местом почти всех рассказов были длиннные предложения. Длинные, сложносочиненные предложения трудны для восприятия (особенно если в них есть ошибки:-), и лишь классики сильны в их построении (ну, потому-то они и классики). Такие предложения должны звучать, в них должна быть мелодия, линия их течения должна быть очень тщательно продумана. Если длинное предложение не служит конкретной цели (нагнетание обстановки, например), его лучше разбить на несколько отдельных фраз. И читается лучше. И мысль доходит яснее.

Со знаками препинания вообще беда. Кто-то любит тире, кто-то боготворит многоточия... Заменить бы две трети тире запятыми, а половину запятых точками - было бы гораздо читабельней:-)

Во-вторых, все рассказы такие разные, в разных жанрах, от юморески до фентези, а оценивать надо по одной и той же десятибалльной шкале, половина баллов из которой отпадает за ненужностью. Подобно строгому учителю, у которого нет в запасе высоких отметок для домашнего задания, я не ставлю рассказам девяток и десяток. Но и большой занудой и придирой тоже быть не хочется. Остаются три приемлемые оценки: 6, 7 и 8. Недостаток выразительности циферок постараюсь компенсировать словесным по...током.

Это самое общее, а теперь - приступим.


1. Настоящий мужчина.

Первая ласточка конкурса, первый прилетевший грач:-) За одно это, за смелость и оперативность, уже можно начать симпатизировать этой скромной миниатюре. Скромно, да. Но со вкусом. Всё на своих местах, ничего лишнего. Чувствуется отличное чувство юмора (фаворит: "...другие поздравят." - "Какие другие?" - "Не важно.") и знание предмета. Налицо полное соответствие тематике. Поэтому, несмотря на крошечные размеры и сходство с наскоро записанной сценкой из жизни, - крепкая восьмерка. Мы ж не консерваторы какие-нибудь:-)

2. Добрый день.

Устойчивые ассоциации с первым рассказом: тот же жанр диалога, однако - то ли случайно, то ли намеренно - слишком разговорная речь. Эдакая чисто сетевая проза, со смайликами, репликами из заглавных букв, с попытками эмоциональной окраски при помощи РРР и ААА - нелитературно и на грани самой возможности применения в литературном произведении. Автор забыл, что конкурс-то, в первую очередь, литературный! Впечатлившись первым рассказом, вдохновленный, прислал. Местами, признаю, вышло недурно ("Своим добром приторговываете?"; "Кстати с праздником!" - "С каким?"), но к середине я, честно говоря, запуталась, кто какую реплику кидает. Может, стоило бы ввести условные обозначения М и Ж? И где в этом рассказе мораль? Не в том же, чтобы испортить девушке настроение за счет поднятия своего, да еще в такой светлый для нее день?.. Таким образом, несмотря на определенное соответствие тематике, ставлю шесть баллов.

3. ***

От диалога - к монологу. Внутреннему. Полет мысли в чистом виде. Правда, слегка подретушированный - ведь настоящий полет мысли настоящей девушки выглядит немного по-другому. В нем значительную часть в таких ситуациях (похотливые взгляды незнакомцев на фоне полной замученности и обеспокоенности) обычно занимают мысли "все мужики сво...", "а не пойти бы милому на..." и прочие незатейливые формулировки. Тем более что в ситуации, когда "нет смотрю рекламу. Я смотрю рекламу", усилием воли можно заставить себя думать целенаправленно - обо всем, кроме рекламы.

Вопрос не по существу: почему в одном месте "йогурт", а далее по тексту - "ёгурт"? Это как у одного классика, писавшего везде "жолтый" через "о"? Но ведь если везде - так уже везде. Соблюдать стиль-с.

Пара чотких зачотных фраз таки присутствует ("...какой "За рулем", он в машине был один раз в жизни, когда с переломом ключицы в больницу на "Скорой помощи" ехал", еще про пельмени!, про чашку "коричневую из белой глины"). Что смущает - резкий переход от мыслей на тему возможных подарков к принятию окончательного решения. В это место просится какое-то событие, связка, которая бы действительно позволила подумать: "Всё! Будет ему Колгейт!" Без этой же связки как-то куцо.

По критериям "тематика-мораль" (есть намек на первое, есть намек на второе...) рассказ немного не дотянул до семи баллов. Промежутков не предусмотрено, ставлю шесть.

4. Подарочек.

Понравилось после первого прочтения, понравилось еще больше впоследствии:-) Что хорошо: построение рассказа (паренек замечтался, а мы и поверили; переход в действительность, повествование; развязка). Отличный конец. Как показывает опыт, такое окончание любого произведения, будь то книга или фильм, интригует и заставляет долго думать на извечную тему: а что же было там, в коробке?.. (Помните "Малхолланд-драйв"? "Возвращение"?)

Что под сомнением: почему главным героям даны похожие имена, Лена и Леня? Откуда у восьмиклассницы шикарные ноги? (Хотя я ж старая кошелка, отстала от жизни, сейчас такие акселераты...) Куда делась половина запятых, наконец?

Мне кажется, при желании из рассказа можно сделать конфетку. Разбить длинные предложения:-), развить тему коробки для пущей таинственности, добавить красок. Будет отлично!

По своей тематике рассказ отлично вписывается в концепцию конкурса. В повествование вплетены оба праздника, это тоже своего рода достижение. Мораль прозрачна, как родниковая вода, и может быть выражена даже расхожим выражением "не рой яму...". Итак - почти девять. Но так нельзя, поэтому - восемь, большая жирная восемь.

И все-таки, что же было в коробке?:-)

5. Простая история.

Суть рассказа хорошо выражена в одной фразе из этого же рассказа: "Та еще романтика...". Обилие романтичных многоточий на втором обзаце набило оскомину. Множество неточностей заставляет спотыкаться и недоуменно останавливаться. Так и хочется сказать по Станиславскому: "Не верю!". Не верю, что:

- девушка забыла про восьмое марта и вспомнила лишь наутро;
- признание в любви сквозь зубы и предложение руки и сердца рядом со стулом могло поддержать романтичное настроение этого вечера;
- романтичный вечер закончился незаметно одолевшим парочку сном, а не бурным сексом на заднем сидении авто.

Словарные обороты местами кидают в дрожь ("оделась в джинсы и майку" - мало того что оделась в них, так и еще пошла, одетая в майку, в шикарный ресторан есть креветки под соусом; "избегала эту тему" сначала она, потом, в той же фразе, и он; "В это время она услышала..." - в какое время? когда уже уснула? или от спящего рядом? или от другого человека?; "...вышла из машины, вытащила из сумочки маленькую коробочку, закрыла дверь и ушла..." - так и хочется продолжить, "с коробочкой в кулачке").

Тема восьмого марта явно притянута за уши. С таким же успехом это мог быть девушкин день рождения, День всех влюбленных, Новый год или другой день в году, когда, по традиции, Он особенно внимателен). С моралью тоже нечисто: мы, наверно, застали самый конец оччень странных отношений - переломным моментом в которых стало не предложение руки и сердца, а "грубый" возглас едва проснувшегося человека. В итоге, после недолгой борьбы с совестью, ставлю слабенькую шестерку.

6. Волшебный женский день.

Неожиданный в этом конкурсе жанр:-) В целом рассказ производит положительное впечатление. Добротное начало, надежный литературный прием (ведение основной сюжетной линии от лица постороннего рассказчика) в стиле "жили-были...", рассчитанный на постоянный подогрев любопытства: "а что же было дальше?.." Но есть и смущающие моменты: непонятно совершенно, как знаменитого мага Анри околдовала обычная базарная баба и как он не сбежал от нее в ту первую неделю до свадьбы. И уж тем более неправдоподобно звучит, что наша героиня была в восторге от моря разливанного цветов в опочивальне - судя по ее характеру, скорее бы отхлестала муженька веником из орхидей за бесстыдно расстраченные на них денежки.

Возможно, на месте последних звездочек должна была быть трогательная фраза о том, что в каждой женщине, даже в базарной бабе, сидит романтичная барышня. Но этой фразы там нет. А очень просится. Ведь этот рассказ заканчивается такой чудесной моралью: "помните цветы – это страшная сила, главное суметь ею воспользоваться."

В целом, неплохая легенда про восьмое марта. Уж куда лучше сермяжной правды про Клару Цеткин! Крепкая устойчивая семерка с перспективой литературного роста.

7. Без названия.

А вот и элементы фантастики:-) Хорошая идея, грамотное построение рассказа: почти до самого конца не можешь понять, кто или что скрывается за таинственным незнакомцем, так панибратски проникшим к нашей героине. В этом рассказе больше, чем в остальных, чувствуется стиль, чувствуется рука. Почти нет явных ляпов (только вот этот момент резанул лучшие эстетские чувства: "...подумав приемлемо ли видно грудь в декольте"), аппетитные диалоги ("Я - принцесса на час!" - "Зато каждый год!"), большой словарный запас, позволяющий разнообразить рассказ эпитетами и художественными выражениями. Нравится угол зрения на тематику конкурса, приятна героиня, у которой прорисовывается судьба и намечен характер (набросочно, но для такого малого произведения - весьма, весьма!). В результате получаем восьмерку с большим плюсом. То есть восьмерку, но не хуже, совсем не хуже других восьмерок!

8. Два праздника.

Сперва мне показалось, что у автора рассказа заглючил Ворд, а он не заметил. Только заставив себя прочесть между строк (в прямом и переносном смыслах:-), поняла, что так и было задумано. А автор-то, видать, орригинал! Это не только заявка, но даже и претензия! Получилось почти как у Сорокина: рассказ, состоит из слов, слова все известные - но смысл постоянно ускользает. В нашем же случае напоминает двойную картинку в фестивальном кино: с правой стороны экрана один сюжет, с левой - другой, а в конце фильма герои обеих половинок встречаются, и кадр соединяется.

Хорош прием с указанием дат и событий, произошедших в мире в этот день. Неплохо вписывается в канву рассказа своей двойственностью конкурсная тематика. Но отдельные перлы!!! "...тоже громко расмеялась и радостно убежала из класса" - из анекдота про девочку, которой на голову упал кирпич?..; "...побалтывая ногами" - в коктейле?..; "...нырнув своими голубыми глазами в карие глаза собеседника" - вторая черия Чужих?.. Валит густой снег, через который блекло светит солнце - апокалипсис?.. Всё это страшно представить, и писать такое можно только в шутку, как пример детских сочинений, а не в литературном произведении.

Последняя часть отличается по стилю изложения от всего предыдущего, как будто взятая из другого рассказа. Сладкий хэппи-энд не подходит к нашему авантюрному трагифарсу.

Если автор претендует на звание творческой личности - ему работать и работать. В целях же поощрения его к этому адскому труду ставим его рассказу семь.

Ну что ж, закончились конкурсные рассказы, пора подводить окончательные итоги. И я хочу сказать всем авторам: спасибо, что участвовали! Вы вынесли на наш суд свои произведения. Какие б они ни были - они выстраданы вами в муках творчества, в поисках вдохновения, в погоне за своей музой. Возможно, где-то я была слишком резка, слишком ехидна (но для того ж меня и взяли в жюри, наверно:-) - но вы все молодцы! Ваши старания достойны уважения. Пусть ваши промахи и успехи других укажут вам пути дальнейшего самосовершенствования. Дерзайте и творите! Удачи!

Вложение: 2272559.zip


Mangertus   обратиться по имени Четверг, 17 Марта 2005 г. 01:19 (ссылка)
ОГРОМНОЕ спасибо за поддержку моего приема открытого финала в рассказе №4.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку