-Музыка

 -Рубрики

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Advayta

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 12973


Мифы о буддизме. Буддизм и вегетарианство

Суббота, 08 Октября 2011 г. 18:01 + в цитатник
Мифы о буддизме. Буддизм и вегетарианство
 
 

И меня, и многих других открытых буддистов часто спрашивают при походе в гости или в кафе, едим ли мы мясо. Причины вполне ясны: ведь буддизм же из Индии, а индусы, особенно религиозные, обычно вегетарианцы. Кроме того, многие не могут отличить буддизм от джайнизма и кришнаизма, а самые образованные вспомнят, что и в Китае монахи не едят мясо. Так или иначе, идея того, что все или по крайней мере многие буддисты увлекаются вегетарианством, у нас и на Западе вполне распространена. Более того, некоторые западные учёные и исследователи Канона, в том числе буддийские монахи, сами являясь вегетарианцами, приписывают вегетарианство по крайней мере самому Будде и его первым ученикам, которые стали такими же просветлёнными, как и он сам. Сейчас мы попробуем выяснить, как на самом деле классический буддизм относится к мясоедству.



Диспут про «сукара-маддаву»

Рано утром оделся Блаженный и, взяв чашу, отправился с монахами в жилище кузнеца Чунды. Придя туда, он сел на приготовленное для него место. И присевши, он обратился к кузнецу Чунде и сказал: «Ты приготовил сукара-маддаву – мне поднеси его, Чунда, а сладким рисом и печеньем угости монахов». – «Да будет так, Господин», – отвечал Чунда Блаженному. И поднес сукара-маддаву Блаженному, а сладкий рис и печенье монахам.

Так Канон описывает последнюю трапезу Будды. По одной из версий, именно отравление сукара-маддавой и стало причиной смерти. Мы специально приводим это слово без перевода, так как перевод оказался одной из самых сложных проблем, над которой буддисты ломают копья уже очень давно – настолько давно, что в образованных кругах считается дурным тоном даже как-то высказываться по этому вопросу, а слово просто оставляют без перевода.

«Сукара» – это свинья, а «маддава» – что-то мягкое или нежное. Суть спора в том, что одни буддисты (в том числе автор традиционного комментария Буддагхоса) переводят слово напрямую: «нежная свинина», тогда как поборники вегетарианства, считающие, что Будда вовсе не ел мясо, предпочитают переводить паллиативно – «что-то мягкое или нежное, что любят свиньи». Например, трюфеля.

Хотя в языке пали нет никаких прямых грамматических аргументов в пользу той или другой позиции, на вопрос о сукара-маддаве можно ответить вполне определённо в контексте других палийских сутр и винаи. Мысль о трюфелях была придумана людьми, слабо знакомыми с каноническими текстами. Многие просто не представляют, насколько много до нас дошло ясных высказываний Будды по поводу вегетарианства.

Отношение Будды к вегетарианству

Во времена Будды в Индии было гораздо меньше вегетарианцев, чем сейчас. Даже говядину ели более-менее свободно. «Нечистым» мясом считалось только собачье; также считалось неправильным есть таких редких и дорогих животных, как лошади и слоны. Но многочисленные отшельники обычно склонялись к вегетарианству, так как, согласно их философии, люди и животные взаимно переселяются друг в друга, и мясоедство не отличается от каннибализма. Более того, в древних земледельческих культурах мясо всегда было деликатесом, простые крестьяне ели его только по праздникам, и мясоедство считалось сортом роскоши. И при всём этом, в условиях прессинга со стороны нескольких вегетарианских сект, а также раскольников внутри собственного ордена, Будда так и не ввёл вегетарианство в качестве обязательной монашеской практики. Вместо этого он ограничился тремя правилами: монах не может есть мясо, если: 1) он сам видел, что животное режут для того, чтобы накормить монахов; 2) ему сказали, что это так; 3) у него почему-либо возникло подозрение в том, что это так. Есть ещё 10 правил, запрещающие потребление отдельных видов мяса, которые можно назвать экзотическими: человечину, конину, слонину, собачатину, мясо змей и хищных зверей.

Известно как минимум два случая недовольства отсутствием вегетарианства в буддийском ордене. В Чулавагге описано, как Девадатта, бывший ученик Будды, ушедший в раскол, установил новое правило – не есть мясо и рыбу. В ответ на предложение ввести аналогичное правило у себя Будда всего лишь повторил три уже известных вышеизложенных правила. Второй случай описан в Суттанипате, в тексте, известном как Амаганда-сутта.

Некий отшельник-вегетарианец подошёл к Будде и спросил, ест ли тот некую «амаганду». Это слово буквально переводится как «запах плоти» и на тогдашнем высоком штиле означало мясо. «Что такое амаганда?» - спросил Будда. «Амаганда – это мясо». Ответ Будды замечателен достаточно, чтобы привести его полностью.

- Убивать, избивать, резать, связывать, воровать, лгать, обманывать, заниматься шарлатанством и адюльтером – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
- Когда люди не ограничивают себя в чувственных удовольствиях, жадны в своих вкусах, совершают нечистые поступки, являются нигилистами или мракобесами – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
- Когда люди жёстки и грубы, огрызаются, предают, не чувствуют сострадания, невежливы и ничего никому не дают – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
- Гнев, гордость, соперничество, лицемерие, зависть, горделивость во мнениях, общение с людьми неправедными – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
- Когда люди аморальны, отказываются платить по долгам, обманывают в делах, притворяются, когда самые злобные из людей совершают самые мерзкие дела – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».


Впрочем, полностью Будда не отрицал вегетарианство. Кроме упомянутых трёх правил, он осуждал даже для мирян профессию мясника. Но и к растительной жизни Будда относился осторожно. Растения тоже живые, поэтому монахи не могут вырывать их с корнем, приказывать другим вырвать растение или есть живой фрукт, содержащий косточку. Всё это вполне ложится в стержневую для буддизма идею «срединного пути»: человек должен уничтожать живое для собственного пропитания, но следует по возможности сторониться самых грубых форм уничтожения.

Это для монахов. Что касается мирян, то в их отношении Будда вообще очень неохотно давал запреты. Миряне – источник ежедневной еды для монахов и самого Будды, их главная опора. Будда не считал для себя возможным командовать мирянами, как-то радикально менять их жизнь, а в поучениях руководствовался самыми базовыми принципами вроде «не убий (человека)» и «не укради».

По этой же причине – ради заботы о мирянах – не запрещается мясо. Тот, кто подаёт монаху мясо (деликатесный продукт), считает, что он оказывает большое благодеяние, и монах должен есть, что дают, не капризничая и не разочаровывая подателя. Если так получилось, что на ужин вчера было мясо, то податель не должен специально ради монаха напрягаться и готовить не мясное.

В Тхерагате сохранился замечательный стих Маха-Кассапы, одного из главных учеников Будды, который прославился своим аскетизмом.

Однажды я спустился с гор
И пошёл по улицам города собирать подаяние
Там я увидел, как прокажённый ест
И я остановился рядом с ним
Он своей больной прокажённой рукой
Положил кусок еды в мою чашу
И в это время его палец отвалился и упал в мою еду.
Поблизости у стены я съел свою долю
Ни разу не почувствовав отвращение…


Вот как должен себя вести настоящий буддийский аскет. А вы говорите – мясо.

Отношение к вегетарианству в современном буддизме

По мере усиления вегетарианства в Индии стала намечаться тенденция по отказу от мяса среди монахов. Более поздние сутры махаяны уже периодически запрещают мясо устами Будды. По иронии судьбы, прямой запрет на мясо содержится в Махапаринирвана-сутре – махаянской «напарнице» той самой палийской DN 16, где упомянута сукара-маддава. Как результат, китайские монахи, а также особо благочестивые миряне, не едят мясо. В Тибете мясо едят из-за недостатка в растительной пище, едят мясо и в Японии, где настоящее монашество вымерло.

В странах тхеравады более-менее сохраняется первоначальное отношение к мясу. Его едят все – и монахи, и миряне.

И только западные буддисты, которые пришли к вегетарианству раньше, чем к буддизму, продолжают настойчиво гнуть свою линию: сукара-маддава – это трюфеля, и сам Будда был вегетарианцем. Только почему-то стеснялся об этом сказать.

PS.

За информацию благодарю Дмитрия Ивахненко, который опубликовал чудесную англоязычную статью Buddhism and vegetarianism: http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=472.0

Также см. специальную страницу в Википедии: http://en.wikipedia.org/wiki/Buddhist_vegetarianism


 

Серия сообщений "РАЗВЕНЧИВАЕМ МИФЫ":
Часть 1 - Спид - мистификация мирового масштаба
Часть 2 - Без заголовка
...
Часть 22 - СПИД - термин, ставший болезнью
Часть 23 - Миф о вегетарианстве в Древней Индии
Часть 24 - Мифы о буддизме. Буддизм и вегетарианство

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям

esoterick   обратиться по имени Суббота, 08 Октября 2011 г. 19:25 (ссылка)
Поедание мяса никак не влияет на истинную природу человека, как, в общем-то, и ничто остальное не влияет
Ответить С цитатой В цитатник
kikko   обратиться по имени )) Суббота, 08 Октября 2011 г. 19:30 (ссылка)
"я ем вегетарианцев"©
Ответить С цитатой В цитатник
Ranin   обратиться по имени Суббота, 08 Октября 2011 г. 20:45 (ссылка)
гут, понравилось :)
Ответить С цитатой В цитатник
zabava2012   обратиться по имени Суббота, 08 Октября 2011 г. 21:17 (ссылка)
М в чём же суть вегетарианства, по-вашему?
Ответить С цитатой В цитатник
NPemaYogini   обратиться по имени Среда, 09 Ноября 2011 г. 15:36 (ссылка)
Advayta, Благодарю Вас за текст. это очень ценно. Но если брать тексты классического буддизма на эту тему, то там можно найти немало прямых указаний к вегетарианству. Например, когда-то Патрул Ринпоче написал текст "По словам моего всеблагого учителя" где есть пожелание о вегетарианстве тем, кто хочет достичь освобождения, ведь животные так же имеют будда-природу и испытывают страдания. Кроме того, я спрашивала об этом у своего духовного учителя, тибетца, и получила анологичный ответ.
Ответить С цитатой В цитатник
ma_zaika   обратиться по имени Суббота, 31 Декабря 2011 г. 01:27 (ссылка)

С Наступающим! Планета празднует Новый год!



Праздник в дверь стучится!




Фото: © Copyright Viktor Brown

Ответить С цитатой В цитатник
Divia   обратиться по имени Суббота, 28 Апреля 2012 г. 11:59 (ссылка)
С Днем рождения!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 30 Апреля 2012 г. 15:22ссылка
Divia, спасибо!!
ValGol   обратиться по имени Суббота, 28 Апреля 2012 г. 15:18 (ссылка)
С днем рождения!
Да обойдут тебя проблемы! Желаю счастья!

Есть, не есть - дело личное. Вот не поел бы Будда мясца свиного- дольше бы пожил. Одна из логических причин не есть мясного - то, что оно не подлежит хранению в теплом климате и быстро превращается в яд. Вторая причина инвазийность мяса.
Если человек стал вегетарианцем по каким либо причинам, то он редко возвращается к мясной диете. Хотя есть люди вернувшиеся к поеданию животных спустя нескольких лет вегетарианства.
Для меня брезгливо есть падаль и запах мяса для меня мерзок. Я пригодность пищи к поеданию именно по запаху определяю.
Словом, мы в подметки не годимся буддийских манахам, без брезгливости поедающих пальцы прокаженных. Есть над чем работать, только вот, надо ли? :)
Интересно, если жизнь меня поставит перед выбором: умереть от голода в снежной пустыне рядом с мороженным трупом свиньи или попытаться выжить, обглодав ее до костей. Я наверное выберу последнее и выбирусь поближе к магазину с овощами и фруктами
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 30 Апреля 2012 г. 15:27ссылка
ValGol, ну в мясе ещё есть аминокислоты. Незаменимые.)))

А вообще мое мнение таково - жить нужно в кайф и кушать то, что тебе нравится!!! До тех пор, пока тебе доктор не пропишет совсем другое меню по медицинским соображениям.
esoterick   обратиться по имени Суббота, 28 Апреля 2012 г. 20:21 (ссылка)
С Днем рождения! Счастья, здоровья, любви и успехов!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 30 Апреля 2012 г. 15:27ссылка
in-light, спасибо!!
_White_tea_   обратиться по имени Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 22:47 (ссылка)
как я это понимаю, сам Будда не "стеснялся сказать", а дал народу полное право выбора и возможность прийти самому к выбору своего рациона и других вопросов Х) но это лишь мое мнение.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 23:11ссылка
Ну, если бы он что-то навязывал, то не был бы Буддой.))))
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку