-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Likakmv

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) Темы_и_схемы_для_Вас WiseAdvice Мир_клипарта О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 2185


6 июня родился русский гений / Ко Дню рождения Пушкина и празднику Русского языка

Среда, 06 Июня 2018 г. 15:03 + в цитатник
Цитата сообщения Дуновение 6 июня родился русский гений / Ко Дню рождения Пушкина и празднику Русского языка

 

 


6 июня 2012 года

213 лет со дня рождения А.С. Пушкина!

 

 

 (399x41, 7Kb)

 

Если немного пофантазировать и представить, что живы Пушкин и его друзья, то 6 июня 2012 года они поздравляли бы Александра Сергеевича с 213-летием со дня рождения…

 

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!


  А.С. Пушкин

 (399x41, 7Kb)

 

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2b/AleksandrPushkin.jpg
В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина, 1827


 

Неужели 213 лет прошло с того дня, когда в Москве в доме Скворцова на Молчановке в семье отставного майора, чиновника московского комиссариата Сергея Львовича Пушкина и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал) появился будущий гений России?!

Не может быть! Кажется, что он живет с нами, разговаривает, журит, подсказывает, спрашивает, удивляется, страдает, возмущается… Таково уж его духовное присутствие в нашем бурном и неспокойном мире. Он с нами. Он наш современник, но никак не современник Державина, Жуковского, Баратынского… Александра I, Гончаровой, Дантеса… Бываем ли мы в Царском Селе, Приютино, Михайловском, бродим ли по улочкам Москвы, площадям Санкт-Петербурга – везде его тень, нас сопровождают его шаги, его мысли, его дух. Он все обрисовал, многое предсказал, на многое дал ответ, но так и хочется иногда спросить его: «Скажи, милый Александр Сергеевич, что бы ты сделал сейчас? Помоги нам советом!» Или по-блоковски:

 (399x41, 7Kb)

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

 (399x41, 7Kb)


 

Пушкин всегда излучает свет. «Солнце нашей поэзии» – так назвал Пушкина Владимир Одоевский. Действительно, творчество Пушкина озарено солнцем. Это не значит, что он писал только радостные стихи, отнюдь. Но даже тяжелые душевные переживания, жизненные драмы и трагедии, выраженные в его произведениях, оптимистичны. От первых поэтических опусов в Лицее, когда

 (399x41, 7Kb)

… Во мгле дубровных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне…

 (399x41, 7Kb)


746171-a384cc4f020f448f.jpg
Пушкин в Царском Селе`, картина Ильи Репина, 1911.

 

и до знаменитого «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» поэзия его жизнеутверждающа, светится солнцем.

Пушкин весь излучает солнечную энергию, даже сквозь слезы, боль, разочарования. На память приходят слова Гете: «Что такое гений, как не та творческая энергия, благодаря которой возникают явления, соперничающие с природой и имеющие такую же непрерывность и продолжительность?» Лучшие литературные умы отмечали светлую гармоничность творчества поэта.

Вспомним: к столетию со дня гибели Пушкина в литературном эссе «Пушкин, или Правда и правдоподобие» В.Набоков пишет об имени Пушкина, наполненном для нас музыкой, о его лучезарном влиянии, которое стоит лучших умов прошлого. В статье «Непонятый Гоголь» Андрей Белый отмечает, что у Пушкина гармония «подобна статуэтке, в которой форма и содержание поданы уже в законченном замкнутом синтезе». Замечательный русский философ и литературовед В.Розанов в статье «Пушкин и Гоголь» пишет, что его «поэзия лишь просветляет действительность и согревает ее…» (везде выделено мною. – Ю.С.).

Подобных свидетельств можно привести еще много. Но этого не требуется, ибо каждый из нас, возвращаясь к его творениям, находит в них светлое начало.

Светлость его гения проявлялась во всем – в отношении к друзьям, к родным, к любимым женщинам. Достаточно вспомнить его бурный, хотя и кратковременный, роман с Анной Петровной Керн в Тригорском – Михайловском. Даже письма поэта к Керн содержат неуемное буйство игры, любви и творчества. Вот, например, одно из них: «Если ваш супруг очень вам надоел, бросьте его, но знаете, как? Вы оставляете там все семейство (А.П. Керн была в Риге. – Ю.С.), берете почтовых лошадей на Остров и приезжаете … куда? В Тригорское? Вовсе нет: в Михайловское! Вот великолепный проект, который уже с четверть часа дразнит мое воображение. Вы представляете себе, как я был бы счастлив? … Согласитесь, что мой проект романтичен!». Неудивительно, что под пером гения появился шедевр «Я помню чудное мгновенье».


http://sovietart.net/gal14/81-5.jpg
М.М.Божий посвятил целую сюиту произведений А.С.Пушкину. Лирическая картина "Пушкин и Керн"

 

Роман с Керн, флирты с тригорскими барышнями – все это было необходимо ему для творчества и скрашивало ссылку, которая порой делалась невыносимой. И все же за годы ссылки – великолепная россыпь стихов! Да, воистину и печаль его была светла.

18 февраля 1831 года в Москве в церкви Большого Вознесения на Малой Никитской Пушкин обвенчался с красавицей Натальей Николаевной Гончаровой, которой шел девятнадцатый год. Неделю спустя в письме к Плетневу он писал: «Я женат и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».

746261-3625dbafbfd6f983.jpg


У поэта никогда не было дома. После женитьбы он надеялся обрести его, закончить «кочевую жизнь», как выразился Плетнев. Символично, что первое брачное лето Пушкин провел с женой в Царском Селе – на своей малой родине, где в лицейские годы обрел верных друзей, заменивших ему семью.

Царское Село было и оставалось для Пушкина олицетворением доброй, светлой части его короткой жизни. Жену поэт любил безумно, она была любимой и любившей женщиной, дававшей энергию для творческих открытий. Солнечный гений Пушкина проявляется и в его письмах к жене: «…Будь молода, потому что ты молода – и царствуй, потому что ты прекрасна» – строки, достойные Поэта. Пушкин писал Гончаровой, что любит красоту ее лица, а душу любит еще более. Это пророческий ответ тем, кто пытался упрекать Наталью Гончарову в ее легкомысленности и взвалить на нее одну вину за преждевременную смерть Пушкина.

 

Если для Марины Цветаевой Пушкин вошел в сознание через черного негра в виде «Памятник-Пушкина» в Москве работы скульптора Опекушина, то для меня и многих моих друзей поэт пришел в мир волшебным сказочником. Пушкин – это Гвидон. Много позднее Пушкин – Ленский. «Поэт ведет за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства» – я желал бы подписаться под этими словами великого русского драматурга А.Н. Ост­ровского. И сколько еще подписей можно здесь поставить!

Светлому гению Пушкина была уготована долгая светлая память. Она выражена в музее-заповеднике в Михайловском, в мемориальных музеях «Лицей» и «Дача А.С. Пушкина» в Царском Селе (г. Пушкин), в бережно сохраняемых памятниках поэту. Гимном Пушкину является колокольный звон собора Св. Петра и Павла в Петергофе, в котором участвует и колокол из Михайловского, подаренный в 1990 году собору главным автором и хранителем музея-заповедника в Пушкинских Горах, знаменитым на весь Советский Союз Семеном Степановичем Гейченко.

В 1835 году, незадолго до гибели, в стихотворении «…Вновь я посетил» Пушкин со светлой печалью мечтал о том, чтобы его потомки, побывав в Михайловском, вспомнили о нем. Мечта эта сбылась давно. И сегодня, в 213-ю годовщину со дня его рождения, в более чем тревожное для страны время, с бокалом светлого вина хочется сказать гению света вслед за А.Н. Ост­ровским: «Выпьем весело за вечное искусство, за литературную семью Пушкина, за русских литераторов! Мы счастливы безмерно: нынче на нашей улице праздник».

По страницам газеты "СР". Юрий Сидоров-http://kprf.ru/rus_soc/106950.html

 

Биография.

 

http://pushkin.ellink.ru/pushkin/images/child.jpg

Ксавье де Местр. Пушкин-ребенок. 1800-1802. Металлическая пластинка, масло

 

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения.

В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва - самое сердце русской жизни, России.

Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове.

Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками. Пылкие страсти, руководившие предками как по отцовской, так и по материнской линии, оказали свое влияние и на Пушкина.

Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

 

 

В их доме, точнее, в квартире, которую снимали родители Пушкина, собирались поэты, художники, музыканты. Общая галломания, господствовавшая в обществе, французское воспитание в семье с французами гувернерами (к счастью, их удачно уравновешивали бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна), доступ к прекрасным библиотекам отца, а также дяди поэта В.Л. Пушкина и дальних родственников Бутурлиных - формировали ум и детскую душу Пушкина. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Его прозвище в Лицее было «француз».

В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей.

 


А.А.Тон. Царское Село. Лицей. 1822.

 

Программа занятий в Лицее была обширной, но не столь глубоко продуманной. Воспитанники, однако, предназначались к высокой государственной карьере и имели права окончивших высшее учебное заведение.

Немногочисленность учащихся (30 чел.), молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный, по крайней мере, у лучшей части их, - на внимание и уважение к личности учеников, отсутствие телесных наказаний, дух чести и товарищества - все это создавало особую атмосферу. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания собственному литературному творчеству. «Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени», - вспоминал Пушкин впоследствии.


746202-a960d53c272a8c19.jpg

Саша Пушкин, лицеист. Художник Ю.В.Иванов.

 

Из этого выпуска трое друзей поэта стали участниками восстания против царя 14 декабря 1825 г.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». На выпускном акте в 1817 г. Пушкин также прочел собственное стихотворение «Безверие».

Вскоре Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Общение его очень широкое: гусары, поэты, литературные общества «Арзамас» и «Зеленая лампа», театры, модные рестораны, дуэли – «слава Богу, не смертоносные», как сообщала Е.А.Карамзина своему брату Вяземскому. Но Пушкин не растворялся в этой пестроте, он искал себя.

Сразу после окончания Лицея в 1817 году, а затем в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с.Михайловское Псковской губернии. В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня», «Домовому», «Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».


П.А.Александров с оригинала И.С.Иванова. Михайловское. Вид усадьбы. 1837

 

Идеи гражданской свободы, политического радикализма, которыми было проникнуто русское общество после победы над Наполеоном, нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина. «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает» - таково было решение царя Александра I. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг. Официально это был перевод по службе в г.Екатеринославль под начало генерала И.Н.Инзова, наместника Бессарабии.

«Приехав в Екатеринославль, я соскучился, поехал кататься по Днепру, выкупался и схватил горячку, по моему обыкновению. Генерал Раевский, который ехал на Кавказ с сыном и двумя дочерьми, нашел меня в бреду, без лекаря, за кружкой оледенелого лимонада. Сын его ... предложил мне путешествие по Кавказским Водам ... я лег в коляску больной; через неделю вылечился» (из письма поэта брату).

Почти все лето 1820 г. Пушкин прожил на Кавказе, где начал поэму «Кавказский пленник». Далее с семьей Раевских через Тамань, Керчь, Феодосию Пушкин прибыл морем в Гурзуф и провел там три недели: «В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом; я тотчас привык к полуденной природе и наслаждался ею со всем равнодушием и беспечностью неаполитанского Lazzarono» (из письма Дельвигу).

Русская культура в исторической судьбе кавказских народов (часть 3)

 

Вскоре через Георгиевский монастырь и Бахчисарай Пушкин отправился в Симферополь и далее в Кишинев, ибо туда переехала канцелярия Инзова. Не досаждаемый почти никакими служебными поручениями, в течение трех лет Пушкин жил на квартире у Инзова, пользуясь его неизменным расположением и теплой заботой. Поэт выезжал оттуда в Киев, с.Каменку, в Одессу, Аккерман, Бендеры, Измаил и др. места. Впечатления этих лет нашли отражение в южных поэмах Пушкина: «Кавказский пленник», «Братья – разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». В Кишиневе же была написана поэма «Гаврилиада», а также начат роман в стихах «Евгений Онегин».

Дом наместника Бессарабии И.Н.Инзова в Кишиневе. В этом доме Пушкин прожил почти три года. Литография. 20-е года XIX века8 of 14

 

В с. Каменка Пушкин сблизился с членами тайного общества, будущими «декабристами». В Кишиневе был принят в масонскую ложу «Овидий».

Шумная жизнь Одессы «в разнообразии живом», с ее пестрым обществом, итальянской оперой, парижскими ресторациями привлекала Пушкина. Он переехал туда в июле 1823 г., будучи зачислен на службу к наместнику Новороссийского края графу М.С.Воронцову. Отношения их по многим причинам не сложились, и через год гр. Воронцов нашел и повод, и причину для удаления Пушкина в имение его матери с.Михайловское Псковской губернии. Поэт получил предписание одесского градоначальника неукоснительно следовать означенным маршрутом в г.Псков, получив для найма почтовых лошадей 389 р. 4 коп.

«Наш Псков хуже Сибири, и здесь пылкой голове не усидеть», - сокрушались о нем друзья в с.Тригорском. Положение под двойным надзором гражданских и духовных властей, на поруках родителей раздражало чувствительную натуру Пушкина. Он строил планы побега и в отчаянии даже просил поменять место ссылки на любую из крепостей государевых. Однако, успокаиваемый письмами друзей, смирился и вскоре заметил: «Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман ...» («Евгений Онегин»).

Розалия –Текла Адамовна Собаньская изображена А.С. Пушкиным на черновиках II-й главы «Евгения Онегина» вместе с изображениями героини романа Татьяны, в левой части листа и автопортретом около слов, где говорится о произведениях

 

Сердечное участие в судьбе Пушкина принимали его друзья и соседи в с.Тригорском. Общение с ними, а также наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту «краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России» (А.И.Тургенев). Роман «Евгений Онегин», половина которого создавалась в Михайловском, по праву считается энциклопедией русской жизни.

Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее «благородными курганами» и городищами, общение с крестьянами, с нянею Ариной Родионовной – «все волновало нежный ум» Пушкина, способствовало постижению души русского народа, национальных основ жизни:


Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило
Поэзия, как Ангел-утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой.

 

По признанию самого поэта, в Михайловском изменился его творческий метод. От романтизма первых лет молодости он перешел к «романтизму истинному» (реализм). Талант его окреп: «Je sens que mon ame s'est tout-а -fait developpee, je puis creer».

В Михайловском создано около 100 произведений поэта: деревенские главы романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин», окончание поэмы «Цыганы», такие стихотворения, как «Деревня», «Подражания Корану», «Пророк», «Вакхическая песня», «Я помню чудное мгновенье...», «Вновь я посетил ...», начало первого произведения в прозе - романа «Арап Петра Великого» (в приезд 1827 г.).

Здесь, на отчей земле, Пушкин получил импульс всему творчеству в дальнейшем. Друзья считали Михайловское поэтической родиной Пушкина.

//img-fotki.yandex.ru/get/5603/tenth-kingdom.2/0_66fd7_52489437_XLПушкин в Михайловском. Кончаловский Петр Петрович.

 

Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 г., в котором принимали участие многие друзья и знакомцы Пушкина, переменили его судьбу. Новый царь Николай I вызвал срочно поэта в Москву, разрешил жить, где он захочет, и объявил себя личным цензором Пушкина. Последнее обстоятельство порой затрудняло печатание некоторых сочинений Пушкина, чем он был постоянно озабочен, не имея иных источников дохода.

Пушкину не разрешают ехать на Кавказ (в действующую армию), отказывают в поездке за границу.

До 1831 г. Пушкин живет попеременно то в Москве, то в Петербурге. Дважды после ссылки он побывал в Михайловском. Навещал тверских друзей - родственников хозяйки с.Тригорского П.А.Осиповой - в с.Бернове, с.Павловском, с.Малинники и в Старице Тверской губернии.

В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.

http://pushkin.ellink.ru/pushkin/images/natali.jpg
А.П.Брюллов. Н.Н.Пушкина. Конец 1831 - начало 1832 г.

 

Получив неопределенный ответ, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении «Путешествие в Арзрум» (1829).

По возвращении поэту пришлось давать письменное объяснение на запрос шефа жандармов А.Х.Бенкендорфа. Ранее подобные объяснения царю потребовались от Пушкина по поводу «Гаврилиады» и стихотворения «Андре Шенье». Над поэтом учрежден тайный надзор, который был официально отменен лишь спустя несколько лет после его кончины.

Сложной и противоречивой была жизнь поэта второй половины 1820-х годов: журнальные отношения и борьба с цензурой, доносы и опасные политические расследования, выговоры Бенкендорфа, а также неясные обстоятельства личной жизни.

Но при всем этом главным в жизни неизменно оставалась поэзия, творчество. В эти годы написана поэма «Полтава», много стихотворений, статьи в журналы, "Роман в письмах", зрели драматические замыслы.

6 мая 1830 г. состоялась, наконец, помолвка Пушкина с Н.Н.Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от собственного его имения с.Болдино. Поэт отправился туда, чтобы оформить дела по введению во владение имением, рассчитывая быстро управиться, затем заложить имение и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу. Однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и установленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдине с 7 сентября по 2 декабря 1830 г. Он тревожился за жизнь невесты, так как оставаться в холерной Москве ей было опасно, он устал и подавлен. Первые его стихотворения в Болдине – «Бесы» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье ...»).

Вскоре нежное письмо невесты успокоило его. Соединение тишины и досуга, и одновременно напряжение, рождаемое чувством приближения грозных событий (революционные потрясения в Европе, холера в России), выплеснулось неслыханным даже для Пушкина творческим подъемом. «Болдинская осень» 1830 г. стоит особняком в творчестве поэта, когда им созданы были «Повести Белкина», «маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», - поэма «Домик в Коломне», закончен весь роман «Евгений Онегин» (кроме письма Онегина), повесть «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», критические статьи, множество стихотворений. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

5 декабря 1830 г. поэт вернулся в Москву, и 18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения у Никитских ворот состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве, сняв квартиру на Арбате в доме Хитрово (ныне дом 53).

В мае 1831 г. молодые Пушкины переехали в Царское Село - место счастливых лицейских воспоминаний поэта. Здесь написана «Сказка о царе Салтане», 5 октября – «Письмо Онегина к Татьяне». В июле 1831 г. Пушкин получил разрешение пользоваться государственными архивами для написания «Истории Петра Великого». Со средины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. В 1832 г. рождается дочь Мария, 1833 - сын Александр, 1835 - Григорий, 1836 - Наталия.

В 1832 г., будучи в Москве в гостях у П.В.Нащокина, Пушкин начал писать роман «Дубровский», в начале 1833 г. оставленный им не оконченным.

18 августа 1833 г., получив официальное разрешение, поэт выехал в Казанскую и Оренбургскую губернии для собирания материалов о восстании Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. На обратном пути он заехал в Болдино, где оставался с 1 октября до середины ноября. Здесь он написал, используя научный исторический материал, собранный в петербургских архивах, а также во время только что оконченного путешествия, свою "Историю Пугачева". Кроме нее, в Болдине были написаны поэмы «Анджело» и «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», «Сказка и рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», стихотворение «Осень», переводы баллад Мицкевича «Будрыс и его сыновья», «Воевода».

http://ocls.kyivlibs.org.ua/pushkin/pushkin_gallery/pages/pages_15_p/big_2.jpg

А.А.Платонов.  А.С. Пушкин в Болдине. 1949.

 

Каждое свое произведение Пушкин был обязан отдавать перед печатанием на просмотр Бенкендорфу, согласно требованию последнего в самом начале 1832 г. Издательские дела усложняются, затягиваются. Содержание семьи, светская жизнь, к которой Пушкин был прикован против своей воли, получив в 1834 г. звание камер-юнкера; материальная помощь родителям, сестре и совершенно безответственному в денежных вопросах брату требовали постоянно денег. В 1836 г. общий долг правительству, по собственному исчислению Пушкина, был огромен - 45000 рублей.

С 1831 г. Пушкин числился на службе в коллегии иностранных дел, но в 1834 г. он попросил отставку с сохранением, однако, права работать в архивах. Ему отказали. Осенью 1834 г. около месяца снова Пушкин прожил в Болдине: «Вот уже 2 недели, как я в деревне ... Скучно ... И стихи в голову нейдут, и роман не переписываю...» (из письма жене). Окончена лишь «Сказка о золотом петушке». Сразу по возвращении из Болдина в Петербург 19 октября Пушкин участвовал в праздновании лицейской годовщины у М.Л.Яковлева. Посетил Петербургский университет, был на лекции Н.В.Гоголя.

 (700x542, 85Kb)В сентябре 1833 года в Симбирске (Ульяновске)

 

Вышедшая в конце 1834 г. «История пугачевского бунта» не поправила денежных дел поэта и даже не погасила ссуды, взятой на ее издание. Поэта не покидает мысль оставить Петербург. Весной 1835 г. Пушкин провел всего несколько дней (с 8 по 12 мая) в с.Михайловском и с.Тригорском. По возвращении оттуда он подал Бенкендорфу прошение об отъезде с семьей в деревню на 3-4 года, чтобы заняться литературным трудом и ограничить расходы в столице. В ответ на просьбу ему была выдана ссуда в размере 30 000 рублей и разрешен четырехмесячный отпуск.

В печальном, подавленном настроении отправился Пушкин в Михайловское 7 сентября 1835 г. «Пишу через пень колоду валю. Для вдохновения нужно сердечное спокойствие, а я совсем не спокоен» (письмо П.А.Плетневу). Стихотворение «...Вновь я посетил», начало «Египетских ночей», наброски других произведений написаны в Михайловском в этот приезд, закончившийся 20 октября 1835 г. Год кончился просьбой к Бенкендорфу об издании собственного журнала «Современник», первый том которого вышел уже 11 апреля 1836 г. «К концу литературной деятельности Пушкин вводил в круг литературы ряды внелитературные (наука и журналистика), ибо для него были узки функции замкнутого литературного ряда. Он перерастал их» (Ю.Н.Тынянов). А современники считали, что Пушкин оставил творчество и занимается лишь поденной журнальной прозой для заработка.

//s46.radikal.ru/i113/1104/d4/ec022bde373f.jpg

Упреки критики, потеря контакта с читателем не могли не подавлять поэта, внутренняя жизнь которого была часто непонятна даже близким друзьям. Лишь смерть, открывшая доступ к его рукописям, показала, что среди них «есть красоты удивительной, вовсе новых и духом, и формою. Все последние пиесы отличаются ... силою и глубиною! Он только что созревал» (слова Е.А.Баратынского).

Последним крупным произведением Пушкина была повесть «Капитанская дочка» - «нечто вроде «Онегина» в прозе» (В.Г.Белинский). Это эпическое и психологическое, может быть, лучшее во всей прозе Пушкина произведение создавалось с 1833 г. параллельно с «Историей Пугачева» и было закончено в лицейскую годовщину 19 октября 1836 г.

Самые простые и в то же время самые важные начала человечности Пушкин выразил полно и глубоко в последних, по сути, в его жизни стихах так называемого «каменноостровского цикла» (написаны в Петербурге на Каменном острове летом 1836 г.): «Отцы пустынники и жены непорочны», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Мудрость Пушкина получила свое высшее выражение и завершение в этих стихах.

В 1834-1836 гг. он обдумывал роман «Русский Пелам», где должна была быть показана вся Россия - от декабристского «Союза Благоденствия» до притонов лесных разбойников. Одновременно он начинал повесть из римской жизни (возможно, этот загадочный замысел следует связать с его давним желанием написать произведение об Иисусе Христе).

В апреле 1836 г. обстоятельства заставляют Пушкина снова - в последний раз! - побывать в Михайловском. В самый день Пасхи 29 марта умерла его мать, и Пушкин сам отвез ее тело из Петербурга в Святые Горы и похоронил в Успенском монастыре. Здесь же он выбрал и себе могилу рядом с матерью, будто предчувствуя близкую кончину.

В начале 1834 г. в Петербурге появился усыновленный голландским посланником Геккерном и записанный в русскую гвардию француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней усиленно ухаживать, что подало повод многочисленным врагам поэта для оскорбительных толков и сплетен.
http://pushkin.ellink.ru/pushkin/images/dantes.jpg

Бенар с оригинала неизвестного художника. Ж.Дантес-Геккерн. 1830-е гг.

 

4 ноября 1836 г. Пушкин получил три экземпляра анонимного послания, заносившего его в орден «рогоносцев» - намек на неверность жены Пушкина. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Дантес вызов принял, но через барона Геккерна, своего приемного отца, просил отсрочки на 15 дней. В продолжении этого времени Пушкин узнал, что Дантес сделал предложение сестре жены Пушкина - Екатерине Николаевне. После убеждения друзей Пушкин взял свой вызов обратно. Свадьба Дантеса состоялась 10 января 1837 года, но настойчивые ухаживания его за Натальей Николаевной не прекратились. Старик Геккерн также начал интриговать против Пушкина. Выведенный из терпения, поэт послал голландскому посланнику барону Геккерну чрезвычайно оскорбительное письмо в расчете, что Дантес вынужден будет вызвать на дуэль Пушкина. Так и случилось. 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.

Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г. в квартире, которую он снимал в доме княгини Волконской на набережной реки Мойки.

Смерь его была истинно христианская. Узнав о неизбежности конца, он выразил желание видеть священника. Исповедовал умирающего поэта и причащал Святых Таин отец Петр из церкви Спаса на Конюшенной площади, ближайшей к дому поэта. «Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать, - сказал он княгине Е.Н.Мещерской (дочери Карамзина). - Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел».

Умирал Пушкин так же мужественно, как жил. Позвав жену и детей, он перекрестил их и благословил. Простился с друзьями. «Кончена жизнь. Тяжело дышать, давит», - были его последние слова.

«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..» - писала петербургская газета.

Отпевание его совершилось в церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, и в полночь 3 февраля гроб с телом поэта отправился в Псковскую губернию в сопровождении единственного его друга А.И.Тургенева и жандармского капитана.


http://pushkin.ellink.ru/pushkin/images/obitel.jpg
А.Наумов. Траурный возок везет гроб с телом А.Пушкина в обитель. 1894 г.

 

6 февраля после литургии в Святогорском Успенском монастыре монастырский клир во главе с архимандритом Геннадием совершили у тела поэта последнюю панихиду и в присутствии двух барышень из Тригорского похоронили Пушкина у алтарной стены собора. «Мы предали земле земное на рассвете ... везу вам сырой земли, сухих ветвей и только», - сообщал Тургенев Жуковскому.


http://pushkin.ellink.ru/pushkin/images/grave.jpg
Рисунок работы художника П.Ф.Соколова. 1837. Могила Александра Сергеевича Пушкина.

 

Заключение

 

 (399x41, 7Kb)

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мойпрах переживёт и тленья убежит…

Так великим другом входит Пушкин в развитие и русской художественной литературы и других искусств. Но самое широкое поле воздействия пушкинского гения – это, конечно, читатель, который растёт и растёт в смысле всё более глубокого восприятия творений гениального поэта.

“Слова поэта суть уже его дела”. Приведя эти пушкинские слова, сохранившиеся в его памяти, Гоголь и от себя добавляет: “Пушкин прав”. Очень мудро и очень верно о Пушкине сказал Н. Г. Чернышевский: “Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела”.

Именно этим стремлением – быть верным духу своего народа – и вызван – и вызван творческий подъём поэта; оно лежало и в основе борьбы Пушкина за жизненную правдивость искусства, “за благородную простоту” поэтической речи.

А.С. Пушкин. Автопортрет.

 

Россия потеряла Пушкина в ту минуту, когда гений его, созревший в опытах жизни, размышлением и наукою, готовился действовать полною силою – потеря невозвратная и ничем невознаградимая. Чтобы он написал, если бы судьба так внезапно не оторвала его от славной, едва начатой им дороги? В бумагах, оставшихся после него, найдено много начатого, весьма мало оконченного; с этой благоговейную любовью к его памяти мы сохраним всё, что можно будет сохранить из этих драгоценных остатков; и они в своё драгоценное время будут изданы в свет.

Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить об этом нет силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!

 

Высказывания известных людей о поэте:

 

 (399x41, 7Kb)

Н. Гоголь

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более покавсё его пространство.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

О. Кипренский. Портрет поэта А. С. Пушкина. 1827 г.

 
А. Герцен

Пушкин как нельзя более национален и а то же время понятен для иностранцев. Он редко подделывается под на- родный язык русских песен, он выражает свою мысль такой, какой она возникает у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на уровне своего читателя: он растёт, становится мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море, как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен, светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных волнений. Везде русский поэт реален, - в нём нет ничего болезненного, ничего из той преувеличенной психологической патологии, из того абстрактного христианского спиритуализма, которые так часто встречаются у немецких поэтов. Его муза - не бледное существо, с расстроенными нервами, закутанное в саван, это - женщина горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком богатая истинными чувствами, чтобы искать воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не выдумывать несчастья искусственные.

И. Айвазовский и И. Репин.
Прощание А. С. Пушкина с морем. 1877 г.

 
И. Тургенев

Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он ото- звался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.

Н. Кузьмин. А. С. Пушкин в Болдине. 1949 г.

 
Н. Чернышевский

Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, "Приятным и полезным препровождением времени" для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель. Вся возможность дальнейшего развития русской литературы была приготовлена и отчасти ешё приготовляется Пушкиным.


П.Ф.Соколов. Портрет А.С.Пушкина.1836 г.
 
 
Л. Толстой

Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко...

Г. Гиппиус. Пушкин. 1827–1828 гг.

 
А. Платонов

Пушкин - природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением, - и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и всё же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо. Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою...

 А. С. Пушкин. Автопортрет на рукописи «Евгения Онегина» (1823г.).
 
 (399x41, 7Kb)
 
Сергей Есенин - Пушкину
 

 

Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

1924

 (399x41, 7Kb)

 


 

 (399x41, 7Kb)

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю; прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

А.С.Пушкин

 (399x41, 7Kb)

Серия сообщений " Календарь":
Часть 1 - Календарь
Часть 2 - Календарь
...
Часть 20 - КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ. АПРЕЛЬ
Часть 21 - Здравствуй ЛЕТО!!!!!!!!!!! и немного праздник детский))
Часть 22 - 6 июня родился русский гений / Ко Дню рождения Пушкина и празднику Русского языка
Часть 23 - ТОЧНОЕ ВРЕМЯ онлайн для любого ГОРОДА МИРА
Часть 24 - КАЛЕНДАРЬ НА ВСЕ ГОДА

Серия сообщений "Праздники":
Часть 1 - С праздником!
Часть 2 - День Победы. Баннеры
...
Часть 42 - Новогодний декор в стиле Шебби-Шик
Часть 43 - С НОВЫМ ГОДОМ!!!
Часть 44 - 6 июня родился русский гений / Ко Дню рождения Пушкина и празднику Русского языка
Часть 45 - Какой сегодня праздник? Посмотри!

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку