Латвия оценила ущерб от советской власти
08:51 ГАЗЕТА.GZT.RU
На заседании правительства Латвии вчера прозвучал доклад комиссии, созданной еще в 2005 году для подсчета ущерба, понесенного страной в период советской власти. Принятый к сведению документ на восьми страницах так и не называет сумму ущерба — подсчеты продолжаются. Согласно тексту доклада единственное, что успели сделать члены комиссии в течение 20 заседаний и нескольких зарубежных командировок, — составить перечень из 57 975 анкетных данных людей, депортированных из Латвии в 1949-1953 годах. Этот сборник, подготовленный к печати, так и называется — «Увезенные».
Сумма ущерба пока точно не определена. Члены комиссии, возглавляемой Эдмундом Станкевичем, уже провели несколько исследований. В результате высчитан доход на душу населения Латвии в 1935-1940 годы, а также макроэкономические показатели страны в этот период, чтобы в дальнейшем сравнить их с показателями стран, оставшихся в зоне рыночной экономики.
Комиссией также подсчитаны прямые демографические потери за весь период оккупации. Определена ценность человека в Латвии, причем в цифрах 1940 года: сложная формула дает возможность подсчитать, сколько ВВП смогли бы произвести почти 58 тысяч репрессированных, включая пенсионеров и младенцев.
В сумму общего ущерба войдут также косвенные демографические потери Латвии от участия ее жителей в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и в советской оккупации Афганистана. В этом году комиссия продолжит разработку возможных сценариев развития Латвии, если бы советского прошлого не было вовсе.
Ранее в местной прессе приводились примерные суммы, которые следовало бы потребовать от России как правопреемницы СССР. По оценке одного из самых настойчивых борцов за признание оккупации Латвии из Союза «зеленых» и крестьян Леопольда Озолиньша, $1 млрд за каждый год оккупации. Отметим, что результат работы аналогичной комиссии в Литве, — $28 млрд.
На заседании не были названы ни срок окончания работы комиссии, ни примерная сумма ущерба. Премьер-министр Латвии Иварс Годманис сдержанно относится к работе комиссии. В разговоре с корреспондентом «Газеты» он отметил: «Среди прочего документ предполагает возвращение в Латвию культурных ценностей — не вижу в этом ничего дурного». Что касается возможности предъявления России счета за годы оккупации, то Годманис отметил: «Полагаю, что и Россия может прикинуть в отношении Латвии что-то подобное».
Как и премьер Латвии, российские эксперты не склонны переоценивать обоснованность подобных претензий. «Эти шаги не перейдут в практические решения», — уверен замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его мнению, серьезные претензии друг к другу могут предъявить обе стороны, поэтому латвийские власти не станут обращаться в международный суд. «В таких судах процесс будет сложный, и еще неизвестно, кто кому останется должен», — отметил он. Макаркин считает, что заявление носит чисто пропагандистский характер и направлено исключительно на повышение рейтинга внутри страны. «Когда не все население участвует в выборах, возникают радикальные группы, которые давят на власть, и та вынуждена бросать им кости», — подтвердил и директор Центра политических технологий Игорь Бунин.
Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев отреагировал более сдержанно, чем можно было ожидать. «Наша реакция на эту затею будет зависеть от того, как на нее среагируют официальные власти Латвии, — заявил он. — Я усматриваю в этом определенную ущербность тех, кто занимается таким неблаговидным делом».
«Мы пытаемся выстраивать с Латвией нормальные отношения, а не заниматься глупостями», — сказал в интервью «Газете» зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. Он назвал акцию Латвии популистской и напомнил, что Россия тоже может предъявить претензии — например, по поводу предприятий, которые строились на советские деньги и остались на территории балтийской страны.
По мнению главы исследовательского центра «Панорама» Владимира Прибыловского, корень проблемы стоит искать в сентябре 1991 года, когда Москва признала независимость Прибалтики и могла бы при этом оговорить ряд условий. Президенту Ельцину, к примеру, необходимо было тогда решить вопрос с гражданством. «Тогда этнические русские в Латвии стали бы играть большую политическую роль и не допустили бы таких вещей», — заявил корреспонденту «Газеты» Прибыловский.