автовокзал в ортачала |
Старое фото автовокзала
Кто бывал в Тбилиси, не миновал и ортачальский автовокзал, - отсюда едут маршрутки и автобусы, в основном в Восточную Грузию, в Кахетию. Впрочем, по всем направлениям можно - и в Батуми. и заграницу.
Ортачальский автовокзал был построен в 1970 г. Считается образчиком советского модернизма. Спроектировали его архитекторы Ш. Кавлашвили (кстати, дивные жилые дома - тоже его рук дело, в народе очень ценятся эти проекты), В . Куртишвии и Р. Кикнадзе. В оформлении принимал участие З. Церетели.
Очень интересный рельеф Зураба Церетели под названием "История транспорта" (повторюсь: терпеть не могу его скульптуры в стиле советского реализма, которые он штампует и штампует не покладая рук, но его мозаики и рельефы, сделанные, в основном в советское время, - просто завораживают. Наверное, он просто прошел уже свой пик, и все, - я о Церетели)))).
Сказать по правде, я специально подъехала к автовокзалу, чтоб, наконец, разглядеть и щелкнуть именно этот рельеф, он плохо виден со стороны улицы, потому что какой-то "бизнесмен" построил прямо перед декорированной стеной номерА и что-то развлекательное (вот кто ему разрешил - очень хотелось бы знать! пространство вокруг автовокзала - огромное"поле чудес", строй-не-хочу, что называется, но надо же выпятить вперед свое заведение); сам вокзал, как был злачным местом, так и остался, я помню это ощущение из детства; шныряет много непонятного народца, тут надо побыстрее сесть в автобус и отбыть в нужном направлении, или - приехать и отправиться домой, и желательно, вызвать такси по инету, иначе дорога влетит в копеечку )))))))))))
История транспорта, как вы понимаете, началась с колеса!
В 2003 году главный редактор французского журнала Citizen K Фредерик Шобэн приехал в Тбилиси, чтобы взять интервью у Эдуарда Шеварднадзе. Прогуливаясь по блошиному рынку, журналист купил пыльную книгу, в которой на русском языке рассказывалось о 70 годах советской архитектуры в Грузии. Разглядывая альбом, он заинтересовался парой находящихся по соседству зданий и отправился сфотографировать их перед интервью. С кадра будто зависшего в воздухе Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР начался масштабный фотопроект Шобэна «Cosmic Communist Consructions Photographed» (CCCP): до конца нулевых француз запечатлел почти сотню общественных зданий второй половины XX века, разбросанных по всему бывшему Союзу.
После выхода его книги на западе начался бум по поводу советской архитектуры, и советского модернизма (совмода), в частности. Все помним, что советский союз был закрыт от мира железным занавесом, поэтому что тут, внутри, происходило (в смысле, - что нельзя было вывезти, как балет, например)))) было известно только единицам. В дан. случае, я об архитектурных идеях. Это сейчас мы узнали, что советские архитекторы подарили миру конструктивизм, сталинский ампир и совмод (у которого ноги, кстати, растут из конструктивизма), а когда это все создавалось, это не афишировалось, да и незачем было знать простому нашему, советскому народу, - ему бы расселиться и въехать в свою квартиру. Именно для этих целей был "изобретен" совмод. И по указанию Хрущева. Поменьше декора и побольше функциональности. Поменьше площади и побольше народу втиснуть. Иначе не получилось бы ничего с обеспечением жильем. Появляются типовые проекты для жилых кварталов, - в сущности, скучные для нас, потому что весь Эсесесер был ими уставлен, этими одинаковыми спичечными коробками, нам они приелись, но для ценителей заграницей и они представляют интерес.
Что касается индивидуальных проектов - общественных зданий, учреждений, вокзалов и пр.. - тут архитекторы могли "оторваться", и выжимали все, что могли на базе скудных выделенных средств, ограничения в материалах и прочих препон на пути раскрытия их талантов. Несмотря на то, что опять-таки декорирующие детали не приветствовались на фасадах, мозаики и барельефы, часто плакатного типа, с советской тематикой, на фоне строгих бетона и стекла преображали строения, а интересные решения внутреннего пространства (вестибюли, переходы, лестницы и пр.) превращали здания в заманчивые лабиринты, вот, например, как в интерьерах ортачальского автовокзала.
Жаль. что тема совмода еще не раскрыта полностью, - я понимаю, люди сейчас заняты другими делами, а не историей советской архитектуры. Но беда в том, что множество чертежей проектов той эпохи или спрятаны в архивах разных городов постсовка, или вообще утеряны. Я с большим трудом в инете нашла фамилии авторов-архитекторов, и то на иностр. сайте.
И еще жаль, что уникальное сооружение ортачальского автовокзала сейчас в таком запустении. Некоторые площади сданы в аренду под магазинчики и кафе, там владельцами сделан ремонт на свой вкус, поэтому это выглядит несколько пестро и не выгодно контрастирует с общей картинкой.
http://style.rbc.ru/view/571f2eb39a79473d66b8377b
1960. Строительство моста у нового автовокзала в Ортачалах. Проект Г.Чубабрия, Г.Мелкадзе.
Рубрики: | Тбилиси путешествия архитектура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |