советские автобусные остановки |
Не смотрите на них снисходительно. Потому что это настоящие шедевры малых архитектурных форм. Потому что на фоне выхолощенных хрущевок и высоток без всяких украшательств, остановки поражают разнообразием стилей, форм, материалов и декором. Советский архитектор 60-80-х, в сущности, был загнан в угол практическими задачами, поставленными перед ним партией и правительством. Нельзя винить и партию и правительство в том, что эта пара сапог))) начала в бешеном темпе отстраивать жилые дома. Людям надо было где-то жить, не вековать же в коммуналках. Кроме того развивалось производство, нужны были рабочие руки, и сельчане стали переезжать в город, - им тоже нужна была крыша над головой, одними общежитиями не отделаешься: игрались свадьбы, рождались детки. Бешеный темп предполагал особый, изысканный ))) минимализм, строились многочисленные коробки с унылым рядом прямоугольных окон, изредка с балконами, коробки, выкрашенные в один цвет на всем пространстве советского союза. Так что творческому человеку нужно было дать возможность выпустить пар хоть изредка. У архитекторов, художников и дизайнеров такой отдушиной были заказы на небольшие строения.
Европейские архитекторы и ценители называют автобусные остановки советской эпохи настоящим архитектурным искусством. Тем более, что многие из них были украшены рельефами, мозаикой и фресками. Тематика была советская, патриотическая, рабоче-крестьянская. Очень часто, чтобы избежать набивших оскомину мотивов, художники создавали декор, наполненный национальным содержанием Отдельно стоят мозаичные панно, тут допускались вольности, тем более, что, как у нас в Грузии, например, на черноморском побережье, автобусные остановки оформлял не кто иной, как Зураб Церетели (мне кажется, это самые удачные его проекты, игра с цветом и причудливыми формами великолепна, и ни капли соцреализма! ). Мы изредка замечали их - отношение к ним было чисто утилитарное. Иностранцы, которые просачивались к нам сквозь железный занавес, - ну сколько из них было архитекторов, знатоков, чтобы заметить и потом рассказать о наших экспериментах? Немного, по пальцам пересчитать. После перестройки и всеобщего постсоветского хаоса, автобусные остановки, - которые чудом уцелели в глубинке или на окраинах городов, - тихо облупливались, выцветали, ржавели, осыпались, растаскивались на стройматериалы, и так бы и исчезли с лица земли, если бы не канадский фотограф Кристофер Хервиг, совершивший путешествия (несколько лет!) по бывшему союзу. Случайно наткнувшись на первую такую, заброшенную остановку, очарованный советским креативом, он начал их специально искать и фотографировать. В 2014 году небольшим тиражом вышел его фото-альбом, целиком посвященный недоликвидированным автобусным остановкам эпохи совка. Часто они стоят на пустующих, не популярных дорогах, по которым уже не ездят междугородние автобусы, или на окраинах населенных пунктов, и даже не знаю, плохо или хорошо, что местные власти не дотянули до них руки )))), потому что сейчас легче сломать старое и поставить стандартное новое, чем реабилитировать то, что было,- это все глобализация виновата))), она диктует правила игры, чтобы мы быстро использовали нечто дешевое, одинаковое, одноразовое, потом быстро заменили его опять на дешевое, одинаковое, одноразовое. И т.д., по бесконечному кругу, оборот - превыше всего, кап-кап-кап...))))
Их еще можно задействовать, интегрировать, отреставрировать или придать новую функцию, или даже перетащить на другое, более оживленное место (некоторые же стоят в одиночку среди голого пейзажа!) - только в том случае, если решатся проблемы общественного транспорта, и если несколько кап-кап с чего-нибудь одноразового перепадет энтузиастам и любителям старины.
Рубрики: | архитектура история, даты, факты |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |