постельное белье |
Старинный предок постельного белья представлял собой всего-навсего охапку листьев или соломы, заменявшую простыню, подушки и пододеяльник. С IV века до нашей эры в античные кровати закладывали уже матрасы с заячьей шерстью. Древние римляне использовали в быту не только очень качественное, но и красиво оформленное постельное белье из шелка. Средневековое постельное белье не отличалось роскошью и полностью соответствовало существующим в те времена строгим христианским заповедям.
Откуда тянется история постельного белья? До начала XV века известны лишь Некоторые описания постельного белья в домах и замках. По свидетельству древнеримских историков постели любовников обязательно застилались ткаными простынями из египетского льна с узорами, изображающими розы, персики и сатиров. Считалось, что это приносит любовнику силы. Застилать повсеместно кровати тканями в Европе, начали лишь в эпоху Ренессанса, да и то в домах богатых людей. Постельное бельё было исключительно белым, с кружевами или белой вышивкой. Барокко и Рококо ввели моду на сложнейшие вышивки весьма фривольного содержания. А первой знатной дамой, при которой распространилась мода на постельное бельё, была мадам де Помпадур.
В начале с XV века Италия ввела моду на постельное белье. В эпоху Высокого Возрождения, в Италии в моду вошли белые простыни, скатерти, салфетки и полотенца. Они считались предметом роскоши до конца XVIII века, когда стали доступными среднему классу. Эпоха Возрождения подарила миру не только высокое искусство, но и выдающиеся творения белошвеек. Самыми модными до конца XVIII века считались белые простыни, скатерти, полотенца и салфетки. Белье белого цвета в те времена принадлежало только знати и считалось предметом роскоши. Начиная с XIX века, оно становится доступным и для средних слоев населения.
Белье той эпохи украшалось различными ткаными узорами, например, на голландском текстиле XVI века мастер мог выткать не только имя заказчика и свое собственное имя, но и название местности, где он соткал эту скатерть или даже стихотворное посвящение тому событию, в честь которого была создана эта вещь. Понятно, что подобные изделия являлись уникальными. Голландия считалась законодательницей мод в изготовлении льняного белья в XVII веке. И целый век общеевропейским центром по производству льняных и шелковых дамасков был Амстердам. В XVIII веке ему на смену приходит Саксония.
В XVIII веке появляется новая модная тенденция: украшение постельного и прочего белья ажурной вышивкой рококо - белым дрезденским кружевом. Белье становится еще более тонким и изысканным. Кружево и вышивка с XVIII века обязательно присутствуют на дорогом белье того времени. Самые искусные мастерицы трудились над их созданием в монастырях. Известно, что Петром Великим для обучения российских девочек-сирот искусству плести кружева были специально приглашены несколько фламандских монахинь. Изделия крепостных мастериц из Орловской губернии, особенно кружевные, батистовые и кисейные пологи для кроватей, в XVIII веке экспортировались в Англию и Турцию.
XIX век приносит новые веяния: очень популярной становится вышивка белой гладью по полотну такого же цвета. Подобной вышивкой особенно прославилась Швейцария. В России в это время начинается широкое производство льняного белья высочайшего качества. Русские льняные салфетки и скатерти до сих пор популярны за рубежом. К началу XX века модным становится украшать края полотенец, простыней и прочих домашних вещей большими белыми букетами. Постельное белье, а также салфетки и скатерти знати обязательно несли на себе печать владельца: монограмму, герб или вензель. Белье было не только необходимым предметом домашнего хозяйства и домашнего убранства, но и непременной частью приданого невесты: причем не только белье, но и подушки, и перины. Наиболее красивые вещи передавались от матери к дочери, их хранили, их с гордостью демонстрировали гостям, понимавшим толк в рукоделии. Неписаные правила гласили: белья должно быть много. Закупалось оно обычно дюжинами.
Белье покупали дюжинами, как предписывали правила, дошедшие из Голландии XVI века. На каждую кровать было принято стелить три простыни и шесть подушек в наволочках, имеющих разные размеры. Сначала стелили волосяной матрас, на него холщовую простыню из тонкого льна с отделкой. В известной сказке Андерсена "Принцесса на горошине" королева, водрузив на постель принцессы великое множество перин и подушек, лишь следовала моде того времени. В убранстве спален купцов, мещан и зажиточных крестьян сбоку, а иногда в изголовье кровать закрывали занавеской - подзором. Подзор богато украшали вышивкой и кружевом. Еще одну простыню подкладывали под одеяло. Привычные нам конверты - пододеяльники появились лишь пять веков спустя только после Второй мировой войны. Их роль до тех пор выполняла простыня, которую пристегивали или пришивали к одеялу. Тогда же появляется минимализм в постельном комплекте: каждому человеку по одной простыне, одному одеялу и подушке. Никаких излишеств, большое внимание уделяется гигиене и простоте постельного белья. Особым вниманием пользовались наволочки, накидки, покрывала. Зачастую именно они и становились настоящими произведениями искусства.
Сегодняшний день диктует другие стандарты для постельного белья. Постельное бельё изготавливается из крепа-гофре, ситца, бязи, фланели, поликоттона и махрового полотна на разные вкусы. Комплекты постельного белья продаются в ПВХ упаковке, также используется и подарочная упаковка. На вкладыше обычно описывается состав ткани, количество предметов, входящих в состав комплектов постельного белья, а также их размеры. Главный признак высококачественного постельного белья – хорошая гигроскопичность. Ведь ночью наша кожа продолжает дышать, выделяя пот и жир, которые абсорбируются постельными принадлежностями. Без наволочек, простыней и пододеяльников, которые можно часто менять и легко стирать, наша кровать была бы просто рассадником микробов. Поэтому в комоде у современного человека обязательно должно присутствовать хорошее постельное белье. Причем желательно не менее трех комплектов: на одном мы спим, другой - стираем, а третий ждет своего часа в шкафу. Таким образом, ни один комплект не будет изнашиваться больше, чем другие, и вам не нужно будет бегать по магазинам, подбирая себе новое постельное белье.
Наволочки могут застёгиваться на молнию, пуговицы или иметь клапан-запах. Пододеяльники выполняются сплошными на молнии, а также прорезными. Простынь может быть обычной или с резинкой по краю или углам.
Современное постельное белье культивирует скорее образ жизни в постели. Если при выборе постельного белья следовать моде, то надо знать, что в современном текстиле она тяготеет к восточным и этническим мотивам. Яркие, насыщенные и глубокие цвета: оранжевый, бирюзовый, синий, красный, золотой, черный, малиновый - все обязательно с рисунком. Если цветы, то крупные и броские, геометрические рисунки - ломаные линии, множество изгибов. А вот рюши и кружево на пододеяльниках и наволочках - это уже не актуально. По наблюдениям консультантов салонов по продаже постельного белья, женщины чаще отдают предпочтение этому кричащему стилю, чем мужчины. Те выбирают для себя спокойные тона, без излишеств и дополнений, возможно, классический белый. Существует мнение относительно оттенков, что прекрасный пол предпочитает нежные теплые тона (розовый, беж), а также светло-голубой, белый и всяческие цветочки, фестончики, оборочки. А джентльмены – тона холодные (зеленый, синий, оттенки серого – от мышиного до графитового), а из узоров – геометрические.
Рубрики: | интерьер и дизайн |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |