поближе к богу |
Мцхетский женский монасырь – одно из самых святых мест для христианской Грузии. Св. Нино обратила в христианство страну. Жила она некоторое время именно на этом месте, под кустом ежевики. Самтаврски женский монастырь существует уже 17 веков. Сейчас монастырский комплекс находится в самом центре Мцхета, а в то время, когда сюда пришла св. Нино, было поле. После того, как царь Грузии Мириан принял новую религию, он по совету Нино построил церковь Самтавро, которую в 4-5 вв. Перестроил Вахтанг Горгасал. После строительства церкви началась и моныстырская жизнь. В 1820 году дворянка Нино (в миру – Анна) Амилахвари и несколько монашек возвели около Самтавро несколько келий. В монастыре жили жертвователи, учили детей чтению и письму и брали за свой труд какую-то плату. Поскольку в этот период на территории Грузии не было ни одного монастыря, этому монастырю дали официальный статус. Тогда количество монашек не превышало 10 душ. Игуменьей своей они назначили Нино Амилахвари. Она восстановила маленькую церковь св. Нино и на свои деньги купила все необходимое. Основательница монастыря похоронена около ежевичного куста.
Игуменья Нино Амилахвари родилась в 1787 году в с. Чала. В 1810 году постриглась в монашки. В Самтаврском монастыре прожила 51 год. Очень много ездила по Грузии и в Россию, собирала пожертвования. За свою деятельность была даже награждена особым орденом – крестом.
В 20-е гг. 20 века, после того, как в Грузию пришли большевики, монастырь закрыли, для монашек была выделена 1 комната, а в монастыре организовали женскую трудовую артель. Затем в здании монастыря находилась мцхетская больница. Несолько позже половину здания отдали мцхетской духовной семинарии (есдинственному духовному учебному заведению в то время, желающие продолжит учебу уезжали в Грецию или в Загорск, в том числе и нынешний Патриарх Илия II учился в Загорской духовной академии), семинария носила имя св. Андрея Первозванного). В 1988 году семинарию переносят в Тбилиси. По словам одного из бывших семинаристов, такая близость семинарии к женскому монастырю приносила большую пользу семинаристам – пребывая в особенной тишине и спокойствии, они многому учились у монашек.
В Самтавро множество христианских реликвий, в том числе икона св. Нино, в которой хранятся останки 21-го святого. В церкви находится икона Иверийсой Божьей матери, которая плачет, если на Грузию надвигается беда. Очевидцы говорят, что плакала она в 1921 году, когда произошла советизация страны, 2-й раз видели Иверийскую Богоматерь плачущей в 1941-м, перед началом Отечественной войны. В 3-й раз плакала она горькими слезами в 80-е гг., и отец Габриэл, который был священником Самтавро в то время, выходил во двор и кричал: «Горе Грузии! Помоги ей, Господи!» И случилось 9-е апреля и началась гражданская война.
Патриарх Грузии Католикос Илия II был воспитан монашками Самтаврского монастыря. (Крестной его была мать Зоили Давиташвили) Будучи священником, он много сделал для монастыря и церкви, но особенно – после того, как стал Патриархом Грузии.
Сегодня в монастыре живет около 50 монашек. Игуменья – Кетеван Копалиани фактически восстановила монастырь, дала ему новую жизнь, за свою деятельность она награждена двумя крестами.
На территории Самтавро похоронены много гоузин духовного звания и тех, чья жизнь так или иначе была связана с монастырем. Царь Мириан, в один день обративший Грузию в христианство, похоронен в церкви. Там же покоится его жена царица Нана. Разумеется, могилы существуют не в том виде, в котором они были в древности, а сейчас происходят реставрационные работы, - вскоре можно будет увидеть новое оформление. Здесь, в церкви также был похоронен и один из 13-ти ассирийцев-проповедников (6 в.), пришедших в Грузию – Абибос Некресский.
Во дворе покоятся Гиорги Чохели (кинорежиссер, сценарист и писатель, посл. годы провел в одном из груз. монастырей), архимандрид Габриэл Ургебадзе, который служил в Самтавро в 1985-1995 гг. ( он исполнил свою детскую мечту – жить в келье Самтаврского монастыря; ежедневно к его могиле приходят люди) и мн. другие.
С 4 часов утра монахини начинают 3-хчасовую молитву в молельне монастыря. Затем они должны исполнить все, предписанное правилами монастыря, при этом читая молитвы. Утром в 11 и днем в 5 часов монахини трапезничают. Много времени уделяют уборке в церкви, ежедневно протирая каждый предмет, даже очень маленький, поскольку все это представляет большое значение. В монастыре образован великолепный профессиональный хор, мастерские - швейная и свечная. У монастыря есть интернет-страница.
Монастырь – это место, где человек ближе всего к Б-гу. Аминь!
Мариам Адамашвили (пер. с грузинского Lazy Mary)
Во дворе похоронены также – Морис Поцхишвили, прекрасный грузинский поэт, песни на его стихи исполняют известные певцы (напр., Тамара Гвердцители), архитектор Вахтанг Цинцадзе, реставрировавший храм Баграта в нач. 20 в. и др.
Из комплекса Самтавро, на сегодняшний день сохранились Преображенский храм, малая церковь св. Нино (Маквловани), колокольня, башня-крепость ( в которой собственно и жил старец Габриэл) , храмовый иконостас XV века, фрески XVII века ( очень небольште фрагменты) . Храм крестовокупольный, обрамлён оригинальным орнаментом, как можно прочитать на многих сайтах , «аналогов которых нет в грузинском зодчестве» - действительно, на восточной стене справа можно увидеть вырезанную фигурку человеска, которого многие называют Инопланетянином. Что касается других узоров на камне, которые называются по=грузински «чукуртма» - это традиционные для Грузии орнаменты. Цилиндрическая башня построена в XVIII веке, колокольня в XV-XVII веках.
В храме Самтавро находится множество святынь, часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, на ней читается:"Свято-Иверский грузинский монастырь 1919 г", чудотворная икона св. Нино, пожертвованная из Петербурга царём Георгием XII своим внукам 1870 г, могилы св. царей Мириана и Наны, св. мощи св. Абибоса Некресского, под святым престолом в алтаре, св. мощи св. Шио Мгвимского, часть камня с могилы св. Нино из Бодбе и др.
Мнение переводчика может не совпадать с мнением автора текста. Люди есть люди, - оттого, что они становятся священнослужителями или монахами, они не перестают быть людьми, они только ближе к Б-гу, как им кажется.
В сов. эпоху в семинарию часто поступали юноши, срезавшиеся на вступительных экзаменах в ВУЗ-ах и скрывающиеся от службы в армии.
Близость к монастырю, тишине и покою не мешала семинаристам время от времени устраивать вечеринки с далеко идущими последствиями, о чем даже писала грузинская пресса в свое время.
Монашки, действительно, любят порядок и чистоту, используя при этом труд гостей монастыря.
К церкви Самтавро прилепилась маленькая сувенирная лавка, кроме того, у Маквловани (ежевичного куста) в теплое время года сидит монашка и тоже продает сувениры, изготовленные монахинями.
Хор в монастыре чудесный, судя по роликам на Ютьюбе. Грузинские церковные песнопения – это отдельная тема. Тем более, что Патриарх Илия II начал писать в последнее время музыку, и очень неплохую.
Такой вот микс из плюсов и минусов.
Рубрики: | Грузия путешествия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |