-Метки

android bluetooth facebook google microsoft new york times online playstation playstation 4 банк ввп вести видеоигра видеоигры владимир владимирович путин владимир путин владимирович война вооруженные гаджет геймер геймерство государства государство греция деньги европейский европейский союз ес закон игил игра игромания игры интерфакс исламское государство как киев компьютерная компьютерная игра компьютерные компьютерные игры конфликт мвд мвф мид минобороны москва на нато новороссия новости нтв обстрел общество онлайн оон передаёт политика порошенко последние президент президент россии президент рф происшествие прокуратура расследование риа россии российская российская федерация российской россия россияне рф санкции сепаратизм сепаратисты смартфон смартфоны сми сообщает сообщение спорт ссср ссылкой стратегии сша тасс телефон украина украинцы украины ученые фотки фото фотографии франция футбол экономика

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ла-почка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 7803


Банальность антироссийской критики

Четверг, 02 Июля 2015 г. 01:19 + в цитатник

Банальность антироссийской критики

Сам по себе Роджер Коэн (Roger Cohen) не стоит комментариев и времени читателей Сounterpunch. Но как образец и предостережение о внешнеполитической позиции Америки, и еще больше как центр американского идеологического притяжения, в обоих случаях нацеленный на обеспечение глобального политико-экономического господства ее системы передового капитализма, он просто идеален, о чем свидетельствует его статья в New York Times от 26 июня под названием Counterrevolutionary Russia (Контрреволюционная Россия). Пожалуй, до сего времени никто так серьезно не думал о холодной войне как о вполне осуществимой конфронтационной идее, равно как и о приближении ЕС посредством НАТО вплотную к российским границам с одновременным созданием санитарного кордона вокруг Китая с целью его изоляции и расчленения. (Даже Карибский кризис, который отнюдь не был детской шалостью, и тот на фоне своего мелодраматизма не обладал таким потенциалом всеобщего уничтожения, какой сейчас просматривается в стремительном, но довольно тихом развитии событий.) Коэн и New York Times, эти бравые борцы за дело американского империализма, стремятся отвлечь внимание людей от динамики, лежащей в основе событий, быстро раскалывающих наш мир на две части.

Сначала он дает неверную характеристику всемирно-исторической роли России, как будто идея Сталина о социализме в отдельно взятой стране не осуществилась. Он говорит, что экспансия после 1945 года была связана с горестными впечатлениями от нацистской политики истребления, гибели огромного количества людей и разрушений времен Второй мировой войны, в результате чего возникла необходимость обезопасить границы России. (Сейчас такая необходимость возникает снова с учетом экспансии США-ЕС-НАТО, а также размещения войск и тяжелых вооружений вблизи российских границ.) Коэн полагает, что в нынешнем столетии прямой противоположностью экспансии является изоляция и отсталость. «Большую часть 20-го века Россия была революционным государством, целью которого являлось распространение коммунистической идеологии по всему миру. В 21-м веке она стала ведущей контрреволюционной державой». И сразу после этого автор в своем анализе уходит прочь от грубых и конкретных вопросов силовой политики, интервенции, захватов и расширения рынков, перемещаясь в малопонятную область того, что мы называем культурными войнами — Россия и Путин, озлобленный на однополые браки и т. д. Таким образом, пишет Коэн, «эскалация конфликта между Западом и Москвой изображается как политическая, военная и экономическая. На самом деле, все гораздо глубже. Она носит культурный характер. Президент Владимир Путин назвал себя блюстителем абсолютистской культуры, которая противостоит, как это видится России, хищнической и релятивистской культуре Запада».

Это отнюдь не черно-белый анализ, в котором присутствует абсолютизм России и хищническо-релятивистская культура Запада (если говорить саркастически). Да, хищническая (Коэн в своей статье хвалит капитализм как нечто равное демократии и свободе, хотя делает это весьма иронически) и релятивистская (ведь то, что у него попадает в категорию исключительности, не должно принимать абсолютистское качество). При этом не делается никакой попытки показать российский абсолютизм. На самом деле, в статье не представлено никаких доказательств относительно взглядов Путина и неназванных интеллектуалов, почему такая дихотомия и вызывает подозрение с самого начала. Более того, в ходе такого культурного отвлекающего маневра политкорректность превращается в ту субстанцию, которая тянет мировую систему к войне. Забудьте об огромных военных расходах, о всемирной сети военных баз, о политических лидерах, демонизирующих Путина с Россией и Си с Китаем, ибо решающий фактор здесь — враждебное отношение наших врагов к правам, которые обладают достоинством сами по себе (список приводится), однако, как мне кажется, вряд ли могут быть поставлены в один ряд с вопросами войны и мира, классовых привилегий, трудовой и расовой эксплуатации, продовольственного обеспечения, а если идти дальше, то и с вопросами капитализма, добавочной стоимости и явлением отчуждения, которые имеют прямое и полное отношение к укреплению дискриминационных социальных систем.

Далее по Коэну: «Если послушать сегодня пропутинских интеллектуалов, то услышишь скучное перечисление жалоб на „революционный“ Запад с его антирелигиозной поддержкой однополых браков, радикального феминизма, эвтаназии, гомосексуализма и прочих проявлений „упадочничества“. Они говорят, что Запад использует любую возможность для глобализации этих „подрывных“ ценностей, зачастую под прикрытием продвижения демократии и прав человека». А я думал, у глобализации есть другие проблемы, о которых она должна думать, пусть и под прикрытием продвижения демократии. Это и Morgan, и Chase, и Monsanto, и свержение популярных лидеров, и просто организация совместных маневров с нашими друзьями и союзниками — все ради укрепления американского богатства и власти. А потом, ведь есть еще и холодная война, которая превращается в горячую. Она не имеет никакого отношения к радикальному феминизму, эвтаназии и гомосексуализму. Однако Коэн не ослабляет напор; своими перечислениями он разоружает читателя, а Путина превращает в зверя с многочисленными фобиями: «И напротив, путинскую Россию эти интеллектуалы (по-прежнему неназванные) называют гордым оплотом борьбы с Западом, отказывающимся от религиозных ценностей, страной, которая все более страстно верит в православие, будучи уверенной в том, что никакая нация не в состоянии пережить „релятивизацию“ священных истин».

Здесь мы получаем представление об американском умонастроении, о Коэне как об обыкновенном рядовом человеке, или по крайней мере, как о типичном представителе мозговых трестов, бюрократического аппарата Пентагона и исполнительной власти — вплоть до и включая президента США. Нет, бороться на ковре за культурные свободы они не собираются; враждебность по отношению к России и Китаю состоит из страхов, воспоминаний, уверенности в своей правоте и высокомерия. Нас уговаривают поверить в историческо-культурно-идеологическую неизменность России со времен революции до сегодняшнего дня. Хотя известно, что у нее со временем появились существенные капиталистические черты, остаточное недоверие и подозрения относительно того, что коммунизм затаился где-то в кустах, а также ненависть (это отнюдь не преувеличение) настолько сильны в психологическом плане, что мы не можем позволить им умереть. Если бы у нас не культивировались с такой настойчивостью и последовательностью эти чувства и истерия, то где был бы сейчас наш огромный военный бюджет, от которого зависит чувство собственной безопасности и идентичности американцев, где был бы наш экономический рост и борьба со спадом? Но чтобы выдвинуть доводы об абсолютистской религии, а вместе с ней и о культурном ретроградстве, надо показать нарушения такой неизменности. Но вносящее путаницу изображение религиозности русских (что случилось с коммунистическими безбожниками?) вполне может показаться привлекательным многим американцам, а это снизит напряженность и антипатию, если о такой религиозности вдруг станет известно. Я вот что хочу сказать: использование контрастов в российской истории как средства политизации конфликта между США и Россией, и одновременно утверждения о неизменности России в тех же целях нельзя назвать выигрышным аргументом.

Пожалуй, абсолютизм здесь призван сыграть роль не такой уж и тайной нити, связывающей коммунизм с контрреволюцией, а неизменность с отсутствием таковой. Коэн выставляет Крым и Украину весьма однобоко, игнорируя претензии России на первый и притязания профинансировавшей переворот (в котором активно участвовали фашистские элементы) Америки на вторую. Мимоходом делается попытка опорочить репутацию России, а затем называется главный источник конфликта: «Если выйти за рамки путинской аннексии Крыма и разжигаемой им маленькой войны на востоке Украины (хотя она достаточно велика, раз на ней погибло более шести тысяч человек), то следует сказать, что решение о культурном противостоянии Западу говорит о том, что конфронтация с Россией будет длиться десятилетия. [Здесь культурное противостояние — самый важный элемент, который продлевает конфликт, предположительно возникший по иным причинам.] Коммунизм был глобальной идеологией, а путинизм — это нечто меньшее. Но у нас началась война идей, и в ней краеугольным камнем российской идеологии является противостояние контрреволюции и безбожного Запада с его инсинуациями».

Эта тайная нить, привязывающая коммунизм к путинизму, обусловливает страстное стремление к власти. Данная мысль подчеркивается предполагаемым периодом тихой безмятежности, который разделял их, хотя она тут же опровергается: «Ушла прочь иллюзия благотворного сближения посредством взаимозависимости. [Приводимые даты указывают на то, что виноват во всем только Путин.] Изменилось нечто фундаментальное, выходящее далеко за рамки территориального спора. Путин решил, что определяющим в его власти будет конфликт с Западом. Единственный вопрос в том, какой конфликт он имеет в виду — ограниченный или тотальный». Отличный пример использования инсинуации. Мы видим, как русские войска сосредотачиваются гигантской армадой возле Восточного побережья США. А мне интересно другое: действительно ли Путин денно и нощно думает о конфликте с Западом, или у него есть другие заботы типа модернизации страны, в чем Коэн ему напрочь отказывает (убеждая нас поверить в то, что отсталость России — это неизбежность), полагая, что это не по силам ни ему, ни России?

Такая отсталость тянет Россию на восток, что создает угрозу Америке и Западу, поскольку Москва не просит униженно о дружбе с Евросоюзом. Здесь Коэн спотыкается о нечто важное: это Запад своими действиями привел к сближению Россию и Китай. Но он отрицает пагубность таких действий и говорит, что Китай отвергает такое сближение: «Это решение России [о конфликте с Западом] имеет стратегические последствия, которые Запад только начинает осознавать. Здесь налицо более существенная привязка к Востоку, нежели разворот президента Обамы в сторону Азии. [Ага, скажите это морским пехотинцам из авианосных ударных групп, которые уже там, а также вспомните, что Транс-Тихоокеанское партнерство — экономическое приложение к военной политике.] Путин сегодня больше заинтересован в Шанхайской организации сотрудничества, основой которой являются Китай и Россия, нежели в сотрудничестве с Группой восьми (из которой Россию исключили) и с Евросоюзом». Россию так, между прочим, исключили из G-8, а Китай не пустили в Транс-Тихоокеанское партнерство, целью которого как раз и является такое «исключать и не пущать». Вот по этой-то причине две страны и сблизились еще больше.

Касаясь их взаимоотношений, Коэн вместе с политическими руководителями США-ЕС излучает уверенность (скрестив при этом пальцы) в том, что они обречены с самого начала с учетом логики его анализа — ведь отсталой России место на свалке истории: «Китай отвечает определенной взаимностью на такой интерес, потому что враждебная к Западу Москва полезна для защиты его собственной авторитарной политической модели [тут он просто не смог устоять перед соблазном сделать выпад в сторону Китая], и потому что он видит в России и в бывших советских республиках Центральной Азии благоприятные экономические возможности для себя. Но яростное стремление Китая к модернизации недостижимо, если он начнет действовать через смотрящую назад Россию. В сегодняшнем российско-китайском сближении есть вполне определенные ограничения». Возникает такое впечатление, что все хотят истребить Россию из-за ее мнимой отсталости. Вот пример авторитетной геополитической позиции, во всей бойкости и говорливости Коэна: «Как сказал один европейский представитель, выступая на конференции в Гарвардском университете, Россия это „проигрышный вызов“ Западу, так как она отказалась от модернизации и глобализации, а Китай может стать „выигрышным вызовом“, потому что он все поставил на высокотехнологичную и современную экономику».

А если Россия недостаточно отсталая, давайте сделаем ее такой. Ее отсталость — угроза миру. Затем, естественно, следует карательная часть аргумента. Коэн пишет: «Конечно, в силу своей иррациональности и донкихотства проигрышные вызовы особенно опасны. Путин отхватил кусок Украины после того, как она решила подписать торговый пакт с Евросоюзом». И тут он переходит к межконтинентальным баллистическим ракетам и бомбардировщикам с ядерным оружием. Затем Коэн задает вопрос: «Как должен реагировать Запад?» Самоочевидная демократическая непорочность вопроса отвечает сама за себя: надо и дальше отнимать у России влияние: «Запад не может изменить привлекательность своих ценностей для всего мира, и это подтверждается тем, что огромное количество людей гибнет в попытке попасть в Евросоюз. (Богатые россияне тоже валом валят на Запад в поисках законности.) То, что Россия считает „подрывными действиями“ Запада (типа крена здравомыслящих украинцев в сторону Европы), должно и будет продолжаться».

Да, продолжаться. Это произносится подчеркнуто и пронзительно. У русских нет законности, а «здравомыслящие» украинцы склоняются в сторону Европы. Не удовлетворившись этим, Коэн призывает занять более агрессивную позицию в вопросах геополитики: «Запад должен защищать права людей, живущих в землях между ним и Востоком. [И пока он будет делать это, Путин и пальцем не пошевельнет.] Граждане Украины, Молдавии, Армении, Грузии и прочих государств имеют право на достижение западного уровня благополучия посредством западных же институтов, если они того пожелают. Несомненным магнитом для них станет Польша и прибалтийские страны, ныне находящиеся под защитой своего членства в НАТО». Он упоминает те самые государства, где проводятся военные учения и сосредотачиваются войска на границе с Россией. (В своей недавней статье в Counterpunch я описал ту обстановку устрашения и запугивания, которую Коэн с необычайной легкостью отметает в сторону, забывая даже сказать о присутствии на сцене бомбардировщиков В-52, которые Путин должен просто не заметить. Но ни один здравомыслящий россиянин не может этого сделать, хорошо помня о нацистском нападении во время Второй мировой войны.)

Безопасность границ важна для России так, как ни для одной другой страны, потому что она претерпела чудовищные разрушения, каких в новое время не знала ни одна другая страна. Однако автор беззаботно и равнодушно продолжает: «Эта новая защита [в землях между Западом и Востоком] должна строиться на основе политики защиты Германии времен холодной войны: твердость в совокупности с диалогом». Он цитирует Томаша Семоняка (Tomasz Siemoniak) из Польши (как и я), заявившего, что НАТО ведет себя чрезмерно осторожно в отношениях с Россией, а затем говорит о силах и средствах, придвигаемых к нынешней линии фронта: это учения НАТО в Латвии, новые силы быстрого реагирования альянса численностью пять тысяч человек под названием «Наконечник копья», перемещение «250 танков и прочей техники на временные базы в шести восточноевропейских странах, что само по себе весьма впечатляет». Но и этого мало: также происходит складирование оружия на передовых складах и идет демонстрация силы, что является вопиющей провокацией. Но, говорит Коэн, «постоянное и значительное развертывание тяжелых вооружений в регионе необходимо, чтобы подать сигнал Путину, как необходима и неизменная приверженность политике санкций, которые надо сохранять до тех пор, пока Украина не восстановит в полной мере контроль над своими границами». А как насчет того, чтобы задуматься о свержении законного правительства?

Это не анализ содержания статьи Роджера Коэна в New York Times. Это просто иллюстрация того, как ведется промывание мозгов, характерное для приватизации и милитаризации американской культуры, присовокупленной к внешнеполитическому механизму войны, интервенции и мирового господства. В наших мозговых трестах и правительственных кабинетах обитают сотни, если не тысячи Роджеров Коэнов, которые ничем не лучше и не хуже его самого. Все они психологически одержимы мифами об Американской Исключительности. Своими заключительными словами в статье он превозносит то, что, на мой взгляд, ослабляет демократический престиж нашей нации в мире: «В итоге те самые западные идеи и институты, которые унижает Путин, станут величайшим преимуществом Запада в надвигающейся длительной борьбе против российской контрреволюции». Но чего не может признать Коэн и иже с ним, так это то, что как раз Соединенные Штаты и являются самым ярким глобальным образцом контрреволюции.

Источник

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку