Нашла потрясающе интересный форум по средневековью...Уже скачала там книгу про тамплиеров и сейчас читаю выдержки из исторических и документальных материалов! Всем любителям очень рекомендую - масса интересного по любому вопросу...
http://sherwood.clanbb.ru/viewforum.php?id=26
А я тем временем предлагаю вашему вниманию выдержки из интересного труда кандидата
исторических наук О. Андреева "Средневековье: культ прекрасной дамы".....)))
***
СКОЛЬКО СТОИТ ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
Средневековье отвело женщине очень скромное, если не сказать
ничтожное, место в стройном здании социальной иерархии. Патриархальный
инстинкт, традиции, сохранившиеся еще со времен варварства, наконец,
религиозная ортодоксия - все это подсказывало средневековому человеку
весьма настороженное отношение к женщине. Да и как еще можно было к ней
относиться, если на священных страницах Библии рассказывалась история о
том, как злокозненное любопытство Евы и ее наивность довели Адама до
греха, имевшего столь ужасные последствия для рода человеческого?
Поэтому вполне естественным казалось возложить всю тяжесть
ответственности за первородный грех на хрупкие женские плечи.
Кокетство, изменчивость, легковерие и легкомыслие, глупость,
жадность, завистливость, богопротивная хитрость, коварство - далеко не
полный список нелицеприятных женских черт, ставших излюбленной темой
литературы и народного творчества. Женскую тему эксплуатировали с
самозабвением. Библиография ХII, ХIII, ХIV веков полна
антифеминистических произведений самых разных жанров. Но вот что
удивительно: все они существовали рядом с совершенно иной литературой,
которая настойчиво воспевала и славила Прекрасную Даму.
Но сначала поговорим о социальном статусе женщины.
Средневековье заимствовало его из знаменитого Римского права, которое
наделяло ее, по сути, единственным правом, вернее, обязанностью - рожать
и воспитывать детей. Правда, Средневековье наложило на этот безликий и
бесправный статус свои особенности. Поскольку главной ценностью при
тогдашнем натуральном хозяйстве была земельная собственность, то женщины
зачастую выступали в качестве пассивного орудия для захвата земельных
владений и прочей недвижимости. И не нужно обольщаться героизмом
рыцарей, завоевывающих руку и сердце возлюбленных: они не всегда делали
это бескорыстно.
Совершеннолетним возрастом, позволяющим вступать в брак,
считалось 14-летие для мальчиков и 12-летие для девочек. При таком
положении вещей выбор супруга целиком зависел от родительской воли.
Неудивительно, что освященный церковью брак для большинства становился
пожизненным кошмаром. Об этом свидетельствуют и тогдашние законы, очень
подробно регламентирующие наказания для женщин, убивших своих мужей, -
видимо, такие случаи были не редкостью. Доведенных до отчаяния
преступниц сжигали на костре или закапывали живьем в землю. А если еще
вспомнить, что средневековая мораль настоятельно рекомендовала жену бить
и желательно почаще, то легко представить, как "счастлива" была
Прекрасная Дама в своей семье.
Типичны для той эпохи слова доминиканского монаха Николая
Байарда, писавшего уже в конце XIII века: "Муж имеет право наказывать
свою жену и бить ее для ее исправления, ибо она принадлежит к его
домашнему имуществу". В этом церковные воззрения несколько расходились с
гражданским правом. Последнее утверждало, что муж может бить жену, но
только умеренно. Вообще, средневековая традиция советовала мужу
относиться к жене, как учитель к ученику, то есть почаще учить ее
уму-разуму.
БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
К браку в это время относились противоречиво и, на современный
взгляд, странно. Далеко не сразу церковь вообще сумела найти достаточно
оснований, чтобы оправдать брак как таковой. Очень долго считалось, что
настоящим христианином может быть только девственник. Эта концепция,
впервые сформулированная Святым Иеронимом и папой Григорием Великим,
безоговорочно принималась церковью. Однако уже Блаженный Августин на
рубеже IV и V веков утверждал, что брак все-таки не так уж плох. Святой
отец тоже признавал превосходство девственников над женатыми, но считал,
что в законном супружестве плотский грех превращается из смертного в
простительный, "ибо лучше вступить в брак, чем разжигаться". При том
строго оговаривалось, что в браке соитие должно совершаться не ради
наслаждения, а только с целью рождения детей, у которых, коли они будут
вести праведную жизнь, появляется шанс заменить в раю падших ангелов.
Такой взгляд возобладал в церковных кругах лишь в начале IX
века, и с той поры брачные союзы стали освящать таинством венчания. А
прежде отсутствовало даже само понятие - "брак". Семьей называлось более
или менее постоянное совместное проживание многочисленных родственников
со стороны "мужа". Количество "жен" никак не нормировалось; более того,
их можно было менять, отдавать во временное пользование друзьям или
кому-то из родни, наконец, просто выгнать. В Скандинавских странах жена,
даже уже венчанная, длительное время вообще не считалась родственницей
мужа.
Но и после того, как церковь стала освящать брак, общественная
мораль строго делила брачные отношения (более похожие на политический,
юридический и финансовый договор) и подлинную любовь. Так, например,
одна из высокородных дам XII века Эрменгарда Нарбоннская на вопрос, где
привязанность сильнее: между любовниками или между супругами, - ответила
так: "Супружеская привязанность и солюбовническая истинная нежность
должны почитаться различными, и начало свое они берут от порывов весьма
несхожих".
Главное, что требовалось от женщины в браке, - рождение детей.
Но сия благословенная способность часто оказывалась для средневековой
семьи не благом, а горем, так как сильно осложняла процедуру
наследования имущества. Делили добро по-всякому, но самым
распространенным способом распределения наследства был майорат, при
котором львиную долю имущества, прежде всего земельные наделы, получал
старший сын. Остальные сыновья либо оставались в доме брата в качестве
приживалов, либо пополняли ряды странствующих рыцарей - благородных, но
нищих.
Дочери и жены долгое время вообще не имели никаких прав на
наследование супружеского и родительского имущества. Если дочь не
удавалось выдать замуж, ее отправляли в монастырь, туда же шла и вдова.
Только к XII веку жены и единственные дочери приобрели право
наследования, но и тогда (и много позже) они были ограничены в
возможности составлять завещания. Английский парламент, например,
приравнивал их в этом отношении к крестьянам, бывшим собственностью
феодала.
Особенно тяжело приходилось девушкам-сиротам, они целиком
попадали в зависимость от опекунов, редко испытывавших родственные
чувства к своим подопечным. Если же за сиротой стояло большое
наследство, то ее брак обычно превращался в весьма циничную сделку между
опекуном и предполагаемым женихом. Например, английский король Иоанн
Безземельный (1199-1216), ставший опекуном малютки Грейс, наследницы
Томаса Сейлби, решил отдать ее в жены брату главного королевского
лесничего Адаму Невилю. Когда девочке исполнилось четыре года, тот
заявил о своем желании немедленно вступить с ней в брак. Епископ
воспротивился, сочтя такой брак преждевременным, однако во время его
отсутствия священник обвенчал новобрачных. Грейс очень скоро овдовела.
Тогда король за 200 марок передал ее в жены своему придворному. Однако и
тот вскоре скончался. Последним мужем несчастной стал некий Бриан де
Лиль. Теперь предприимчивый король получил уже 300 марок (Грейс, видимо,
росла и хорошела). На сей раз муж прожил долго, имел зверский характер и
постарался, чтобы жизнь его жены не была сладка.
Несмотря на явный родительский и опекунский произвол, церковный
обряд венчания предполагал сакраментальный вопрос: согласна ли невеста
вступить в брак? Мало у кого доставало смелости ответить "нет". Впрочем,
не бывает правил без исключений. Один из испанских королей на дворцовом
приеме объявил, что выдает дочь, шестнадцатилетнюю красавицу Урсулу,
замуж за своего маршала, которому к тому времени было далеко за 60.
Мужественная девушка во всеуслышание отказалась от брака с престарелым
маршалом. Король тут же заявил, что проклинает ее. В ответ принцесса,
прежде известная своею кротостью и набожностью, сказала, что немедленно
покидает дворец и пойдет в публичный дом, где станет зарабатывать на
жизнь своим телом. "Я заработаю много денег, - добавила Урсула, - и
обещаю воздвигнуть на главной площади Мадрида памятник своему отцу, по
великолепию превышающий все памятники, когда-либо стоявшие на земле".
Обещание она сдержала. Правда, до публичного дома все-таки не дошла,
став наложницей какого-то знатного вельможи. Но когда отец умер, Урсула
действительно воздвигла на свои средства пышный памятник в его честь, на
несколько веков ставший чуть ли не главным украшением Мадрида.
История отчаянной принцессы на этом не закончилась. После
смерти короля на престол взошел брат Урсулы, тоже вскоре скончавшийся.
Проклятая дочь по правилам испанского престолонаследия стала королевой
и, как в сказке, правила долго и счастливо.