С первого сентября шесть новокузнецких школ - N 34, 44, 50, 62, 76, 97 - вступили в эксперимент по 12-летнему обучению. Пока он коснулся двух образовательных ступеней - начальной и старшей школ. Позади более чем полгода. Как идут дела в экспериментальных школах? Для начала мы заглянули в первые классы гимназии N 44. Знакомимся. 1-й класс "А". 28 детей, учитель Ольга Ивановна Урлапова. 1-й класс "Б". 28 детей, Елена Федоровна Перегудова. Учителя опытные, высшей и первой категории. В "А" классе большинство ребятишек из собственной прогимназии, где их целенаправленно готовили к школе. Девочек больше, чем мальчиков. Класс "Б" сформировался не в апреле-мае, а летом, ближе к августу. Потому состав класса более пестрый. Значительная разница в развитии детей; немало ребятишек домашних, не посещавших детский сад; есть ученики, для которых русский язык не является родным; мальчиков вдвое больше, чем девочек; и конечно, в классе как шестилетние, так и семилетние дети. В этом классе я побывала на двух уроках - письма и чтения. Причем на каждом из них дети и читали, и писали. Момент этот, оказывается, принципиальный. И чтение, и особенно письмо для детей дисциплины трудные. Маленькие ученики быстро устают. А смена одного другим вносит свой ритм, прерывает утомляющую монотонность. Елена Федоровна, кажется мне, видит всех своих ребят в каждую секунду. К концу второго урока я начинаю догадываться, почему учитель не упускает ни одной возможности ответить на вопрос. Жене или Фоману, не теребит медлительного Ваню, дает самостоятельное задание Свете и Денису. А пока я с трудом догадываюсь, какой же общий звук в перечне слов, четко произнесенных учителем: дверь, коридор, неделя... Звук "д". Уверенно называют первоклашки слова, где он звучит твердо: дым, дуб, дар, дорога. А мягкий "д"? Кто-то поспешил: "Дама!" Все согласны с таким утверждением? Это уже Елена Федоровна. "Я не согласна", - отвечает Вика и объясняет почему. Примеры так и сыплятся: дятел, дикообраз, дичь, Дима, декабрь... Разглядываем на плакате и доске, как выглядит строчная "д". Из каких элементов она состоит (овал, длинная наклонная палочка, петелька). Вместе со всеми вожу рукой по воздуху: сверху вниз, справа налево. Потом те же движения выписываем пальцем на ладони - словно осязаем букву. И наконец приступаем к ее написанию. "Держим осанку!" - дети автоматически прилипают спиной к стулу. Самостоятельное задание составить звуковую схему слова. Дети достают цветные фишки. Развитое к этому возрасту наглядно-образное мышление позволяет им свободно работать с таблицами и схемами. (А сам процесс такого обучения закладывает фундамент абстрактного мышления). Работа в паре: можно посоветоваться с соседом. Я не замечаю, а Елена Федоровна видит: дети утомились. Физкультминутка. Весело, со стишками потянулись, повертели головой, потрясли кистями рук. Тут, оказывается целая наука. Какие движения чему способствуют. И потому на разных уроках и комплекс упражнений не одинаковый. У Ольги Ивановны на третьем уроке еще и глаза освежили. Глядя на специальную таблицу, рисовали глазами овалы и круги. В одну сторону, в другую, снизу вверх, сверху вниз... Здесь работали со звуком и буквой "й". На каком-то этапе из выписанных на доске слов: майка, лайка, зайка... вычеркнули слово шайка! Определяя его значение, сначала сказали о группе людей, потом - кучке людей и, наконец, о кучке хулиганствующих людей. Придя к общему пониманию, на слово рассердились... Если заглянуть в министерские рекомендации, можно много узнать о высоких целях и приоритетных задачах "совершенствования структуры и содержания образования", как называется эксперимент. Слов нет, министерство помогает. Комплекс учебников под редакцией Виноградовой, использующих идеи развивающего обучения, хорош; с его авторами встречались; курсы в Кемерове проходили. Туда же отправили результаты сентябрьского и декабрьского исследований, а впереди еще одно - по результатам года.Там умные головы материалы анализируют, обобщают, новые рекомендации составляют. О высоких целях эксперимента наши учителя знают, в голове их держат, но решать им ежедневно приходится задачки локальные, сиюминутные, исходя прежде всего из собственного опыта и интуиции, по ходу общего движения. Как осуществлять этот личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, когда их в классе - 28 человек (норма - 25, оптимальное число - 20) и все - разные? Шести- и семилетние, детсадовские и домашние, умеющие читать-считать и не знающие ни одной буквы. Подвижные и медлительные, "слухачи" , "зрители" и кинестетики. Крепкие здоровьем и болезненные, робкие и дерзкие. Перечислять можно бесконечно. Вместе с тем уже повторное декабрьское исследование показало: дети успешно продвигаются, а разница между двумя классами заметно сократилась. Дети ушли - один класс на танцы, другой на физкультуру. А мы с учителями и завучем Екатериной Германовной выясняем какие-то моменты уроков, обсуждаем проблемы и условия обучения, ход эксперимента. Каждый месяц дети меняют свои места за партами. Только леворукие (такие здесь есть) всегда сидят с левой стороны, чтобы не мешать соседу. Их не переучивают ("Могут нарушиться психические процессы"). У таких детей доминирует правое полушарие головного мозга. Они более медлительны, склонны к мечтаниям, но у них заметно богаче воображение. Есть дети, норовящие сидеть в классе на коленках (не ползали в младенчестве, сразу встали на ноги. Но природа свое берет). На уроке сидеть приходится правильно, а в перемену, пожалуйста, на ковер! Но вот постоять можно в любое время. Рекомендуется даже установить в классе пару конторок (где их приобрести?), чтобы дети по желанию могли поработать стоя. Тут главное переменить позу. Очень хорошо, отмечали мои собеседники, что начальная школа помещается в детском саду. В школьных классах для отдыха можно отвести только небольшой уголок. А в детском саду просторные игровые. В перемену есть где потанцевать под музыку, поиграть, полежать на ковре или диване. Обедать ходят в большую школу, через стадион. (Детсадовская пища не подходит старшим детям). Но это и хорошо. Еще одна возможность подвигаться, сменить впечатления. Четыре года начальной школы, говорила Ольга Ивановна, дают возможность хорошо, не подгоняя детей, подготовить их к учебе в основной школе. Отпадает острая необходимость в "дошколке". Во всяком случае характер подготовки в прогимназии должен измениться. Не чтение - счет - письмо, а развитие памяти, внимания, воображения, ассоциативного мышления... И все это - в игре: и с заданными правилами, и в сюжетно-ролевой игре, где дети сами выбирают себе роли и сами творят сюжет. Приветствуют учителя и безотметочное обучение. Хотя свою собственную систему оценивания для себя разрабатывают. Но - для себя, а ребенка оценка в любом виде должна только поощрять. "Раньше поставил отметку - и все. Зафиксировал факт знаний на данный момент. Сравнил его с неким стандартом. А сравнивать ребенка надо с самим собой. Что знал раньше, что - теперь. Вот Даня, - говорила Елена Федоровна, - часто болеющий маольчик. В сентябре все его умения были на нуле. А в декабре при повторной диагностике он набрал девять баллов. Пусть другие достигли 18 баллов, для него его девять - скачок! И тройка, если бы пришлось, как раньше, ставить отметку, была бы большой несправедливостью". Говорить об уже сложившихся классных коллективах еще рано. Но дети готовы и к сочувствию, и к помощи друг другу. Во всяком случае, когда первый же случай насмешки над мальчиками, для которых русский язык неродной, был решительно учителем пресечен, этого оказалось вполне достаточно. Сегодня и дети готовы им помочь, и от них помощь охотно принимают. Нравится ли учиться самим детям? Как сказали две бабушки, пришедшие за внучками, чтобы вести их в спортивную и музыкальную школы, их семьи просто счастливы, что детям так повезло. "Каникулы для моей Наташи были мукой, все рвалась в школу". В день, когда мы пришли с фотографом в уже знакомый "Б"-класс, детей ждал праздник "День именинника" - с собственным концертом, чаепитием. А еще предстоял поход в планетарий. Раз в неделю с восторгом ходят в городской Дворец творчества: ухаживают там за животными и растениями. Впечатлений и эмоций набираются на всю неделю. Главная готовность к школе в том, считают учителя, чтобы ребенок успел вдоволь наиграться. Тогда и мотивация к учебе, и способность трудиться на высоком уровне. Разница между умениями и знаниями шести-и семилеток, подготовленных в прогимназии или "только" в детском саду (семье) достаточно быстро стирается. Программа такую возможность дает. Лариса Савицкая.