...ну вот, наконец-то нашлось время и для обещанного рассказа о святителе Спиридоне Тримифунтском и его связи с Мордовией.
Надо сказать, ещё 2 года назад я почти ничего не

знала об этом святом, да особо и не интересовалась. Разве что слышала о том, что был он чудотворцем, воскрешал мёртвых и на Первом Вселенском Соборе обличил арианскую ересь, доказав единство Святой Троицы: глиняный кирпич в его руках вспыхнул огнём, истёк водой и раскрошился сухой глиной.
После падения империи и разгрома Константинополя, мощи его перенесли на остров Корфу, там хранятся и сейчас, и 4 раза в год в его память совершается крестный ход. Кстати, как и наш Сергий Радонежский, святитель Спиридон является «ходящим» святым — когда ежегодно его мощи переоблачают, башмачки оказываются изношенными, стоптанными.
Впервые увидев у нас в Ушаковском соборе икону Спиридона Тримифунтского, я подумала, что это, наверное, как-то связано с именем адмирала Феодора Ушакова, ведь именно он освободил от французов остров Корфу, написал и установил там первую конституцию, был признан и почитаем греками. Решила, что вот она, ниточка, связывающая двух святых, а заодно и Корфу с Мордовией.
Но оказалось, что есть и ещё одна связующая нить, куда более древняя...
В Большеигнатовском районе Мордовии, расположенном на самой границе Нижегородской и Мордовской областей, существует удивительное место, называемое «Старцев Угол». С ним связано одно необычное предание, в котором за давностью лет достаточно сложно разобрать, где правда, где вымысел, где благодать, а где суеверия. Но предание это упоминалось и в Саранских Епархиальных ведомостях, и в книге о св.Спиридоне, изданной Даниловским монастырём.
Известно, что во время военного похода на Казань царь Иоанн Грозный со своим войском проходил через мордовские леса. Его сопровождал эрзянский князь Игнатий Мордовский. И в один из дней перехода, царю и Игнатию Мордовскому вдруг явился неизвестный старец. Он вручил царю свиток, исписанный по-гречески, воткнул у самых ног Грозного в землю посох и исчез. Из-под посоха забил ключ, что царь расценил как добрый знак и поспешил отслужить водосвятный молебен. Позже Максим Грек перевёл царю написанное в свитке: ему действительно предсказывалась победа. Указывалось там и имя явившегося старца — Спиридон Тримифунтский.
Иоанн Грозный решил на месте чудесной встречи со святителем выстроить монастырь, для чего из Москвы были выделены средства и присланы монахи. Был возведён каменный храм. Но, спустя какое-то время, как рассказывает предание, при очередном нападении на мордовские земли ногайцев, храм сотрясся и ушёл под землю. Монахи, оказавшиеся запертыми в храме, раскрыли внутрь кованные западные двери и прорыли себе выход в овраг. Так возникла подземная церковь-убежище.
Позднее, при царствовании Романовых,

узнавших о старцах-монахах, неподалёку от прежней пустыни был вновь отстроен монастырь, получивший название Старце-Угловская Преображенская пустынь. Из-за постоянных территориальных изменений, храм оказывался то на границе Нижегородской земли, то на границе Мордовии, монастырь то закрывали по екатерининскому указу секуляризации монастырей в 1764г, то вновь в нём возрождалась монашеская жизнь. Сейчас то место, где был монастырь позднейший, времен царя Алексея Михайловича и екатерининских времен, относится к нижегородской стороне, а первый монастырь, где храм ушел под землю, находится на мордовской стороне. Храм святителя Спиридона простоял до 30-х годов ХХ века, затем он был разрушен, а монахи расстреляны.
Впрочем, по рассказам местных жителей, два старца Михаила укрылись в пещерах Старцева Угла, ушли в затвор и чекисты так и не смогли их выследить. Последняя старица, схимонахиня Вера, умершая 19 лет назад, также до последнего жила и молилась в этих страшно сырых пещерах.
читать дальше