Раз я уже затронул этот вопрос, надо объяснить, почему мог испытывать неприязнь ко мне Коля Афанасьев.
Было это на втором курсе. В коридоре меня увидел наш классный руководитель, преподаватель черчения (любимый преподаватель любимого предмета!) Николай Арсентьевич Богуш:
- Хорошо, Стрельцов, что я тебя встретил! Зайди после занятий ко мне!
- К тебе? – переспросил я и, смутившись, тут же уточнил:
- К вам?
Богуш улыбнулся своей обаятельнейшей улыбкой, и подтвердил:
- Ко мне.
После занятий я зашел в кабинет черчения.
- Садись! Ты видел тут у нас на стеллаже стояли два альбома художественных репродукций?
- Конечно, видел!
- Говорят, ты к ним присматривался?
- Почему присматривался? Я их смотрел, это все видели.
- А где они теперь, не знаешь?
- Откуда мне знать, я посмотрел и поставил на место.
- В том то и дело, что многие видели, что ты их смотрел, и никто не видел, как ты их ставил на место.
- Так вы считаете, что это я их взял?! Да я… никогда… ничего…
- Да ты не волнуйся! Мы уже знаем, что это не ты, хотя тебя и подозревали, и знаем, кто это сделал, да он и сам признался, что сделал это икючительно из любви к искусству, и альбомы уже у нас. Сейчас вопрос в другом – передавать ли дело в милицию, или мы управимся своими силами.
- Это кто-то из наших?
-Да! Коля Афанасьев!
Коля… Симпатичный, тихий, скромный, застенчивый Коля?
(Он запомнился мне по двум случаям.
Один произошел в лаборатории электротехники. Мы вдруг занялись обсуждением вопроса, зачем человек живет на свете. И Коля дал самый точный ответ: чтобы оставить после себя потомство. Разве не так?
А второй случай произошел на экзамене по русской литературе. На вопрос преподавательницы, чем занимался полковник Половцев в «Поднятой Целине» Шолохова, Коля ответил: Ананизмом! Покрасневшая до ушей учительница переспросила: Что ты имеешь в виду? Коля объяснил: «- Ну, он писал ананимные письма!»)
- Коля? Не может такого быть! Это неправда, ошибка – сказал я.
- К сожалению, это правда. И только вы, его друзья, можете ему помочь!
- Как?
- Нужно провести комсомольское собрание, осудить его поступок и наказать. Но так, чтобы не травмировать его психику. И в то же время, чтобы он понял, насколько это серьезно, и чтобы делать впредь такие вещи ему было неповадно.
- А при чем здесь я? Я ведь староста, а не комсорг!
- Как староста ты в какой-то мере вместе со мной отвечаешь за всех в группе. К тому же тебя подозревали в том, что совершил он. У тебя есть все мотивы, чтобы потребовать самого сурового наказания – исключения из комсомола.
- Но, если его исключат – это же пятно на всю жизнь!
- Не волнуйся, не исключат. Я поговорю с другими ребятами, чтобы выступили с предложением смягчить наказание и сам их поддержу. Главное, чтобы он понял, на краю какой пропасти оказался.
- Значит, я должен его в эту пропасть толкать, а вы будет спасать?
- Выходит так. Но кому-то же надо это делать. Пойми, ради него самого!
Собрание прошло по сценарию, разработанному Николаем Арсентьевичем. Колю оставили в комсомоле, но объявили строгий выговор. У Коли были все основания обижаться на меня за мою кровожадность. Не мог ведь я объяснить ему, что все это было умело срежиссированным спектаклем, в котором мне досталась не самая лучшая роль….
Но Коля не умел обижаться. В мою тетрадку он записал песню «У Черного моря». Неужели предвидел, что судьба моя повернется лицом к Одессе?
Повернется ли? Уже август, а из института никаких вестей…