170 лет назад, 24 января 1848 г., в городе Красноярске случилось прибавление среди казачьего сословия. Именно к этой социальной группе, а конкретно – к Енисейским казакам, принадлежал новорождённый. Ему суждено было стать одним из самых узнаваемых русских художников. Имя его – Василий Суриков.
Ему, в отличие от многих других, здорово повезло с биографом. ПоэтМаксимилиан Волошин был ещё и удивительно проницательным критиком, умеющим увидеть, ухватить и сформулировать то главное, без чего невозможно понимание художника вообще. Насчёт Сурикова он выразился кратко и почти исчерпывающе: «Судьба придержала его на два века. Дала в руки кисть вместо казачьей шашки, карандаш вместо копья, и сказала: „Ну, а теперь вывёртывайся!“»

© Public Domain / Василий Суриков. Автопортрет.
Надо сказать, что вывёртывался он виртуозно. Как известный и авторитетный художник Суриков состоялся именно благодаря эффектным и эффективным приёмам, фактически создав отечественную историческую живопись из ничего. Самые известные его полотна (которые так и называют: «большие исторические картины Сурикова») демонстрируют виртуозное владение самыми разнообразными трюками, которое проявляется и в замысле, и в композиции, и в цвете.















Первый рецепт.










