Внимательность и усидчивость
Маркетологи работают с большими объемами информации. Для них очень важно наличие таких качеств, как усидчивость и внимательность, аналитического склада ума. В рекламных агентствах маркетологам также нужны коммуникативные и презентационные навыки, ведь им приходится много общаться с клиентами.

Общее описание профессии
– Маркетолог – специалист по изучению «рынка» (как рыночно-экономического контекста деятельности той или иной организации) и потребностей и предпочтений потребителей (товара, имиджа, деятельности компании в целом и т. д. и т. п.). Часто обязанности маркетолога сводятся к продвижению товара на рынке. Данный специалист оценивает, какая продукция будет пользоваться спросом и почему, предлагает пути продвижения нового товара или возможности увеличения продаж уже существующих, проводит опросы потребителей и специалистов, собирает и анализирует статистическую информацию, оценивает действия конкурентов, проводит мониторинг отрасли, организует работу исследовательской команды, выясняющей предпочтения покупателей, обрабатывает информацию с помощью специальных компьютерных программ, составляет подробный отчет с цифрами, графиками, сравнительными характеристиками, делает прогноз и разрабатывает рекомендации.
Краткая история возникновения маркетинга в России
Зачатки современного маркетинга появились в нашей стране в 1985–1986 годы (в период реформ Горбачева). Это было связано с необходимостью использования квалифицированного подхода к регулированию внешнеторговых отношений. Конечно, технологии маркетинга использовались в нашей стране и ранее (во времена НЭПа и 60–70 гг. – период «разрядки международной напряженности»), но «всерьез и надолго» маркетинг пришел в Россию с перестройкой.
В конце 1980-х начали возникать посреднические фирмы и коммерческие общества с участием акционерного капитала советских организаций, оказывающие маркетинговые услуги при экспорте различной продукции. Позже влияние государства на предприятия слабело, они получили больше свободы, но меньше поддержки, а значит, появилась возможность и необходимость использовать маркетинговые технологии. После перехода к рыночной экономике государственное управление исчезло, но вместе с новыми возможностями появились проблемы со сбытом продукции, что потребовало серьезно заняться исследованием рынка, маркетингом товаров и услуг.
Реформы же 1992–1993 годов, а конкретно приватизация и падение платежеспособного спроса (основанное на либерализации цен, что привело к обесцениванию сбережений населения), стали залогом развития маркетинга как необходимого инструмента деятельности любой компании, работающей на рынке.
Образование
Лучше получать маркетинговое образование в таких вузах, как МГУ им. М. В. Ломоносова, РГГУ, ГУ-ВШЭ, РЭА им. Плеханова и т. д. Есть хорошие и признанные учебные заведения, дающие маркетинговое образование на стыке с рекламой, например Московский государственный университет печати и МосГУ.
Кроме этого, приветствуются различные курсы, сертификаты, аттестации, MBA, но они должны соответствовать специализации маркетолога. Известные мне учебные заведения, которые активно занимаются дополнительным образованием в этой сфере – ГУУ, МИРБИС и АНХ при Правительстве РФ.
Если речь идет о маркетинговом анализе, анализе рынков, обеспечении управленческих решений, то, безусловно, требуются знания и навыки в области построения моделей, прогнозов, работы в специализированных программах, глубокое знание и использование Excel, различных методов, таких как WACC, ROIC, EVA, DCF, CVA. Здесь приветствуется западное образование. Также полезны тренинги и программы по стандартам выполнения отчетов, презентаций и т. д.
В случае же уклона в сторону брендинга, рекламы необходимо больше знаний теорий, концепций, технологий в данной области, которые отражают скорее накопленный опыт. Поэтому сами по себе теоретические знания не обеспечивают способность эффективно использовать их на практике. Обычно в данном направлении специалисты имеют больше «корочек», потому что чем более разносторонние знания и опыт, тем ценнее специалист.
Если же маркетолог претендует на позиции высокого уровня, в том числе управленческие, то имеет смысл получать скорее MBA, чем проходить множество курсов, семинаров и тренингов.
Почти всегда необходимо знание английского языка. Это еще обосновано тем, что большая часть необходимой литературы не переведена на русский язык.
Смежные карьеры
Если говорить о развитии в отрасли посредством получения маркетингового образования, то существует несколько путей:
1. Аналитический маркетинг (востребован в любой компании, заинтересованной в анализе конкурентов, рынков). В этом случае хорошим стартом являются крупные холдинги, где есть департаменты стратегии развития. В таких структурах часто открыты вакансии ассистентов или младших аналитиков. Такие специалисты изначально направлены на маркетинговую поддержку управленческих решений, и логичным продолжением их карьеры является рост до топовых позиций, промежуточными позициями на пути к которым могут быть должности директора по развитию, по стратегическому планированию и т. д. Также подобные специалисты очень востребованы в стратегическом и управленческом консалтинге и могут сделать там хорошую карьеру до уровня старших менеджеров и партнеров.
2. Можно начинать карьеру и с анализа рынка, конкурентов, их продуктов (например, на таких рынках, как телекоммуникации, туризм, банковские продукты). Далее логично развитие в продуктовом маркетинге, продвижении продуктов и услуг на рынок, на основе потребностей рынка создание новых продуктов и услуг, управление проектами в данной области. Здесь важным является различие рынков В2В и В2С. Кроме этого, делается акцент на выявление и формирование предпочтений потребителей, работе с целевой аудиторией. Такие специалисты в основном последовательно растут внутри компаний какой-то отрасли, со временем возглавляют продуктовые направления, выходят на уровень специалистов, отвечающих за продвижение продуктов компании в целом.
3. Маркетинговое образование является хорошей стартовой площадкой и для создания собственного бизнеса.
4. Можно развиваться в брендинге, причем как продвижением торговых марок, например в FMCG отрасли, так и непосредственно в брендинге или ребрендинге компаний. В последнее время мы встречаемся с такими громкими проектами, как ребрендинг МТС, Билайн, S7, РЖД и т. д.
5. Также можно развиваться в рекламном бизнесе, заниматься разработкой рекламных кампаний, созданием, проведением и оценкой маркетинговых коммуникаций. Обычно оценкой эффективности таких специалистов является повышение уровня продаж. И здесь хорошим вариантом для построения карьеры будут крупные рекламные агентства или компании, имеющие масштабные внутренние проекты. Соответственно, там возможность развиваться в качестве менеджеров проектов, креативных директоров, директоров по рекламе, директоров по маркетингу (с акцентом на маркетинговую поддержку продаж, а не стратегию развития бизнеса).
6. Также маркетинг тесно связан с маркетинговыми и социологическими исследованиями, статистикой. Можно перейти в данную смежную область и сконцентрироваться на статистических исследованиях в специализированных центрах, выполняющих запросы различных компаний и государственных организаций. Или же заниматься аналитикой, обзорами в информационных компаниях, компаниях, предоставляющих аналитические услуги для корпоративных клиентов (например, специализированные обзоры и данные по определенным рынкам).
Можно выделить следующие возможные пути, по которым «приходят» в маркетинг:
1. Логичным ростом является переход в маркетинг из продаж.
2. Специалисты с техническим образованием, начиная заниматься предпродажным консультированием (presale), а также продакт-менеджментом сразу имеют в деятельности маркетинговую составляющую и часто развиваются в этом направлении.
3. Персональные ассистенты, приложив определенные усилия и продемонстрировав свою заинтересованность, также могут получить возможность расти в сфере маркетинга.
4. Встречается не совсем закономерный переход в маркетинг из таких областей, как PR, поставки, логистика, финансы и т. д., но для этого, как правило, требуется дополнительное образование.
Навыки
При всем разнообразии специализаций в маркетинге, безусловно, необходимы навыки работы с большими объемами абстрактной, знаковой (диаграммы, таблицы, графики), текстовой информацией, ее поиска и анализа. Очень важны внимательность, системность и масштабность мышления, умение пользоваться компьютером и Интернетом.
Необходимые компетенции зависят от конкретной сферы маркетинга. К примеру, в рекламе, PR, продажах большое значение играют коммуникативные и презентационные навыки, а в аналитическом и исследовательском маркетинга важны скорее технические навыки. Однако стоит отметить, что для любой отрасли маркетинга необходимо обладать профессиональными качествами, свойственными конкретной сфере деятельности.
Личные качества
Для любого маркетолога важны такие личные качества, как организованность и ответственность. Многие из этих специалистов «процессные» люди по типу личности и мотивации, хотя зачастую, если маркетолог работает не чисто в аналитике, то ему необходима ориентированность на результат, высокий темп и скорость работы, умение укладываться в сжатые сроки (особенно это актуально для консалтинга и рекламы, крупных холдинговых структур), собранность.
Функциональные обязанности, компетенции
Молодым специалистам, собирающимся построить карьеру в сфере маркетинга, полезно помнить, что в начале карьеры их могут ожидать определенные сложности. Это связано с тем, что на старте им, скорее всего, придется заниматься рутиной работой, быть ассистентами. В маркетинге необходимо дорасти до интересных задач и функционала.
Кроме того, с определенными трудностями могу столкнуться выпускники профильных вузов, которые не обладают достаточными практическими навыками. А обладателям более специализированного и прикладного образования может не хватать масштабности мышления.
Перспективы
Сегодня маркетинг достаточно востребован. Большую долю заказов кадровым агентствам составляют маркетинговые позиции. Такая тенденция должна сохраниться, так как во многих отраслях маркетинг является основным инструментом увеличения продаж. К примеру, сейчас развиваются департаменты маркетинга в компаниях-операторах сотовой связи, наблюдается активное развитие ритейла, FMCG-сектора, высокая конкуренция и борьба за потребительские предпочтения на рынке продуктов питания, информационных технологий. Экономика страны в целом развивается, российский рынок остается, а в некоторых областях становится очень привлекательным для других стран. Да и существующие уже на рынке западные компании получают от головных офисов посыл на динамичное развитие, выход на новый уровень, увеличение присутствия на рынке, вывод новых продуктов и услуг. Во всех этих процессах роль маркетинга переоценить сложно.
С точки зрения карьеры основным плюсом являются широкие возможности для роста. Всегда есть ассистентские вакансии, поэтому после окончания вуза молодой специалист может устроиться даже в известную компанию. Кроме того, при наличии большого стремления и готовности идти на начальные позиции в сферу маркетинга можно попасть практически из любой точки жизненного пути.
Ирина Павлова, консультант кадровой компании AVANTA Personnel:
– В последние годы на российском рынке профессия маркетолога является одной из самых востребованных.
Маркетолог, или специалист по исследованию рынка, обеспечивает сбор информации и подготовку отчетности, позволяющих руководству отделов маркетинга и продаж оценивать эффективность своих действий, определять текущие позиции компании, планировать действия, направленные на реализацию маркетинговой стратегии.
Сейчас среди первоочередных приоритетов специалиста по исследованию рынка находятся:
оперативная подготовка необходимых аналитических отчетов в рамках разработки стратегии компании и процесса бизнес-планирования;
подготовка оперативной отчетности на базе аудита розничной торговли;
контроль работы ключевых поставщиков маркетинговых исследований.
Основные области ответственности маркетолога:
1. Планирование.
Принимает участие в процессе краткосрочного и долгосрочного бизнес-планирования, постановке целей по дистрибуции, а также руководит проектами по анализу рынка с целью получения информации, необходимой для принятия стратегических бизнес-решений.
2. Взаимодействие с поставщиками.
Осуществляет контроль за выполнением обязательств перед ключевыми партнерами в области маркетинговых исследований, отслеживает фактические затраты, связанные с проведением маркетинговых исследований с целью соблюдения годового бюджета, участвует в составлении бюджета на их проведение на следующий год.
3. Отчетность.
На основе данных готовит отчеты и аналитические справки о развитии рынка, положении компании на нем, возможных путях его развития. Разрабатывает методы и форматы специальных внутренних и внешних исследований.
4. Исследования потребительских предпочтений.
В рамках годового плана и бюджета на маркетинговые исследования проводит исследования потребительских предпочтений.
5. Планирование и анализ результатов промоакций.
На основе данных готовит и представляет отчеты об эффективности проведенных маркетинговых мероприятий с целью повышения эффективности будущих промоакций. Принимает участие в их планировании.
6. Мониторинг внешних источников информации.
Проводит мониторинг открытых источников информации, СМИ и специализированных интернет-сайтов, осуществляет работу с официальными источниками с целью сбора альтернативной информации по отрасли, деятельности конкурентов.
Образование
Для успешного развития необходимо наличие высшего экономического или технического образования. В большинстве случаев для работодателя не имеет большого значения вуз и город, где обучался специалист.
Смежные карьеры
Оптимально начинать карьеру после вуза в рекламном агентстве, где можно устроиться на позицию маркетолога без опыта работы и активно осваивать эту профессию. После нескольких лет работы в агентстве маркетолог может перейти на сторону заказчика и продолжить свою карьеру в компании. Также на позицию маркетолога из рекламного агентства может перейти Account Manager.
Навыки
Маркетологи работают с большими объемами информации, потоком цифр, их работа требует аналитического склада ума, усидчивости и внимательности. В рекламных агентствах маркетологам также нужны коммуникативные и презентационные навыки, ведь они общаются с клиентами. Практически во всех компаниях потребуется знание английского языка на хорошем уровне.
Личные качества
Маркетолог должен быть внимательным и усидчивым, обладать аналитическим складом ума, быть готовым работать с большими объемами информации.
Перспективы
У маркетолога есть возможности роста как в рекламных агентствах, так и в компаниях. Можно развиваться в бренд-маркетинге, стратегическом маркетинге, а также в исследованиях, где, повысив свой профессиональный уровень, через некоторое время стать профессионалом.
Серия сообщений "маркетинг":
Часть 1 - Маркетолог: портрет «идеального кандидата». Часть 1
Часть 2 - Маркетолог: портрет «идеального кандидата». Часть 2
Часть 3 - МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ
Часть 4 - Обязанности маркетолога
Часть 5 - Должностная инструкция маркетолога, должностные обязанности маркетолога, образец должностной инструкции маркетолога