Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Во Вриндаване игры Кришны, описанные в "Шримад-Бхагаватам", происходят постоянно.
Здесь никого не интересует гьяна (знание, ведущее к имперсональному освобождению, и даже знание о божественной природе Господа) и вайрагья (сухое отречение).
И "Шримад-Бхагаватам" утверждает, что в этом нет никакого смысла.
Всегда повторяйте Святое имя, слушайте Хари-Катху и читайте "Шримад-Бхагаватам".
Посещайте леса Вриндавана такие, как Сева-кундж, Нидхуван, Раса-стхали и другие.
Посыпайте пылью этих святых мест ваши глаза, уши и сердца и молитесь со слезами на глазах, чтобы Кришна-Према, Гопи-Према проявилась в ваших сердцах. Это главное, о чем необходимо помнить.
Бхагават-катха была поведана в Наимишаранье, Харидваре и Шутале, в собрании, где Махарадж Парикшит слушал "Шримад-Бхагаватам".
Однако сама Кришна-Лила вечно проходит во Вриндаване, фактически весь "Шримад-Бхагаватам" проявился здесь.
Если кто-то бродит по нему, посещая такие места, как Дана-гали, Ман-гали, Кунджа-гали и Према-гали, он совершает полную парикраму по Вриндавану.
Его садхана-бхаджан станет совершенным, и Кришна заметит его и подумает: "Я обязан, так или иначе, дать этому человеку Кришна-Прему. Как же Мне дать ему Прему, как Мне это сделать?" - и, несомненно, Он прольет Свою милость.
Когда мы жаждем Кришна-Премы, Кришна также жаждет дать ее. Он всегда ищет предлог, чтобы одарить нас Премой.
Преданная: "Было бы замечательно, если бы вы могли научить нас повторять Гаятри-Мантры или больше рассказать об их смысле, чтобы мы могли повторять их сердцем, поскольку, когда мы их произносим, это выглядит очень сухо. Мантра просто начинается на нашем языке и через несколько минут заканчивается, и кажется, что в это время ничего не происходит".
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Почему вы думаете, что повторяете сухо?
Преданная: Потому, что у меня нет никакой любви и никаких эмоций, когда я повторяю маха-мантру или гаятри-мантру.
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: Брахма-гаятри, первая из гаятри-мантр, иссушит ваше сердце.
Преданная: "Что вы имеете в виду?"
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Женщины не повторяют эту мантру".
Преданная: "Но наш Шрила Прабхупада дал ее нам".
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Он не хотел, чтобы ты продолжала повторять ее все время. Ачарьи Гаудия- сампрадаи со времен Шри Чайтаньи Махапрабху, такие как Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Бхакти- сиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада, говорят, что только мужчины получают эту мантру. Все остальные Гаятри-Мантры могут повторять и женщины".
Преданная: "Но он дал ее и женщинам и мужчинам".
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "У него в то время были особые причины поступить так, но он не хотел, что бы это продолжалось всегда. Поскольку ты веришь, что он все еще хочет, чтобы ты повторяла ее, можешь продолжать, но с особым акцентом на других мантрах, таких как Гуру-гаятри и Гуру-мантра".
Преданная: "Брахма-гаятри - это лишь первая мантра, но и с другими не лучше".
Преданный: "Она говорит, что не знает, как повторять с правильным сознанием и все остальные мантры".
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Твой духовный учитель дал лишь некоторые намеки, как следует медитировать на них, поэтому ты должна улучшить повторение. Он вложил в твое сердце семя бхакти, и если оно прорастет, появятся молодые зеленые листочки, а позже распустятся цветы. Шри Чайтанья Махапрабху пришел сюда только для того, чтобы дать цель этих мантр:
"Шри Чайтанья-Чаритамрита", Ади-лила 1.4: ""Пусть же Верховный Господь, прославленный сын Шримати Шачи-деви, навечно проявится в самой глубине вашего сердца. Сияя как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости нисшел на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, чего еще не давало ни одно из воплощений Господа, - самый возвышенный и сладостный вкус преданного служения в мадхурья-расе".
Вы слышали эту шлоку?
Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы даровать всему миру бесценную унната-удджвала-расу.
Что значит унната-удджвала-раса?
Шриман Махапрабху пришел научить нас как любить Кришну. Он не учит нас любви мамы Яшоды. Такую любовь уже раскрыли миру Шрила Валлабхачарья и другие.
Он не пришел дать любовь, которую испытывали к Кришне мальчики-пастушки или Рукмини и Сатьябхама. Ее уже дали Шри Рамачандра и Шри Кришна.
Шри Чайтанья Махапрабху нисшел лишь для того, чтобы распространить уннатодджвала-расам сва-бхакти шрийам.
В действительности Он пришел дать шриям, а не удджвала-расу. Он хотел Сам насладиться унната-удджвала-расой, бхавой Шримати Радхики. Понимаете?
Эту унната-удджвала-расу невозможно дать, поскольку этот вид махабхавы является высочайшим проявлением любви, но ее шриям можно дать.
Что значит слово шриям?
Шри - это красота. Шримати Радхика подобна лиане, а цветы и листья лианы - Ее красоте.
Когда легкий ветерок нежно колышет листья и цветы, лиана становится особенно прекрасной.
Мы не хотим быть лианой - Шримати Радхикой. Мы хотим быть ее листьями и цветами, бескорыстными служанками (палья-даси) Шримати Радхики, и никем иным.
Понимаете что-нибудь?
Я даю вам намек. Чтение об этом очень поможет вам.
Изучайте "Мадхурья-Кадамбини" Шрилы Вишванатхи Тхакура, "Джайва- дхарму" Шрилы Бхактивиноды Тхакура, "Чайтанья-Чаритамриту" и "Шримад-Бхагаватам". Эти книги очень многое раскроют вам.
Преданный: "Как можно практиковать Рагануга-Бхакти* [см. примечание], когда болеешь?
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Когда приходит жажда к рагануга-бхакти, человек теряет контроль над своим умом.
Его ум будет стараться любым способом, всеми правдами и неправдами достичь Кришна-Премы.
Когда в сердце воцаряется жажда, человек перестает различать где грех в его любви к Кришне, а где благочестие. Он будет думать: "Неважно, правильно это или нет, благочестиво или неблагочестиво, я отдал все свое сердце Кришне, и меня не волнует, если это кому-то не нравится".
Это называется жажда к Рагануга-Бхакти. Такой человек постарается как можно скорее достичь своей цели, и если что-то задержит его, он будет чувствовать себя, словно рыба без воды, вот-вот готовая расстаться с жизнью.
Такой преданный не думает о том, хорошо или плохо любить Кришну, как любят Его гопи. Он просто хочет любить Его.
Шрила Рагхунатха дас Госвами во второй шлоке "Манах-Шикши" говорит.
"Шри Манах-шикша", 2: "О мой дорогой ум, оставь дхарму и адхарму, описанные в Ведах.
Вместо этого целиком посвяти себя любовному служению Шри Радхе и Кришне здесь, во Врадже, ибо Шрути провозглашают Их высшим объектом поклонения и Верховной Абсолютной Истиной. Всегда думай о Шачинандане Шри Чайтанье Махапрабху, который принял цвет Тела и Настроение Шримати Радхики, и помни, что Он неотличен от Шри Нанда- нанданы.
Также всегда помни Шри Гуру как самого дорогого преданного Шри Мукунды".
Как придет эта жажда?
Благодаря слушанию молитв Шри Рупы Госвами, Шри Рагхунатхи даса Госвами и Шри Санатаны Госвами.
Слышали ли вы молитвы Шрилы Прабодхананды Сарасвати?
Он был удивительным поэтом:
"Шри Радха-Раса-Судханидхи", Стих 2: "Даже Мадхусудана (Кришна), которого трудно достичь лучшим из йогов, испытывает величайшее блаженство, когда легкий игривый ветерок доносит до Него аромат, исходящий от краешка одежд Шримати Радхики. Я с почтением кланяюсь любому направлению, где может находиться Дочь Вришабхану Махараджа".
Вы слышали этот стих? Нет? Никто не слышал его?
Однажды Шримати Радхика была очень сердита и не желала разговаривать с Кришной.
Шри Кришна хотел задобрить Ее, но Шримати Радхика была не в том настроении, чтобы прощать.
Он пытался умилостивить Ее самыми разными способами и даже умолял, склонившись к Ее лотосным стопам: "Я был неправ и никогда не поступлю так снова, пожалуйста, будь довольна Мною".
Ничего не ответив, Шримати Радхика обратилась к Своим близким служанкам, Рупе Манджари и Рати Манджари: "Кришна слишком хитер, Он знает так много всяких трюков. Он Сам и Его сердце черны и внутри, и снаружи. Запретите Ему входить сюда, пусть уходит и никогда не возвращается".
"Эй, черный, уходи немедленно отсюда, наша Сакхи очень сердита на Тебя", - сказали Гопи Кришне и пригрозили Ему.
Чувствуя Себя очень несчастным, Кришна ушел на восточный берег Радха-кунды, а Шримати Радхика осталась на западном.
Оттуда подул легкий прохладный бриз, напоенный ароматами Радха-кунды и цветов, таких как бели, чамели, джухи и кадамба.
Вобрав в себя эти восхитительные запахи, воздух так отяжелел, что стал подобен человеку, несущему тяжелый груз.
Коснувшись краешка вуали Радхики, ветерок смешал благоухание Ее тела со сладостным запахом цветов, пересек Радха-кунду и направился прямо туда, где стоял Кришна.
Почувствовав столь хорошо знакомое Ему благоухание, Кришна пришел в восторг: "Это Шримати Радхика, в виде Своего аромата, Сама явилась ко Мне", и слезы покатились из Его глаз.
Закрыв их, Он принял Шримати Радхику в Своем сердце и обнял Ее там. "Теперь Я снова с Ней", - подумал Он.
Поэт, написавший эти стихи, говорит, что очень трудно обрести даршан Лотосных Стоп Кришны.
Господь Брахма, Господь Шанкара, Бхишма-питамаха, Шри Нарада Риши, Шри Уддхава и другие великие преданные не могут получить даршан Враджеша-нанданы Кришны, Нанда-нанданы, Радха-канты Кришны.
На Радха-кунде Он - Радха-канта.
Он - Гопи-канта, и так много Вриндавана-виласини служат Ему в это время.
Почти невозможно обрести даршан такого Кришны, но этот же Кришна говорит, что ветерок, коснувшийся тела Радхики, был так удачлив.
Когда этот удачливый ветерок принес исходящее от Нее благоухание, Кришна закрыл глаза и подумал: "Теперь Моя жизнь успешна. Я предлагаю поклоны пыли с лотосных стоп Шримати Радхики. Я недостоин коснуться этой пыли, поэтому Я склоняюсь перед ветерком, принесшим аромат Ее тела".
Затем Он поклонился тому направлению, где стояла Шримати Радхика, и откуда подул бриз. Чувствуя Себя неспособным молиться даже пылинке с Ее лотосных стоп, Кришна говорит: "Я буду молиться тому направлению, где находится Радхика".
Преданный: "Должны ли мы молиться ветерку Вриндавана?"
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Вы должны подумать и сами решить, что вам нужно".
Преданный: "Раньше Вы говорили, что мы должны молиться пыли Вриндавана. Относится ли это и к его воздуху?"
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "В этом стихе есть все, но должен быть кто-то, кто знает, как вкусить и наслаждаться его глубинным смыслом.
И этот кто-то - расика-бхакта. Он будет пить нектарный сок всех этих стихов и, раздавая его другим, превращать их в расиков.
Если вы слушаете такие стихи из уст чистого расика-вайшнава, ваша жажда усилится, и вы будете думать: "Как мне достичь служения Шримати Радхике? Я хочу служить Ей".
Когда Кришна узнает о такой жажде садхака, Он проявит к нему особую Милость.
Таков путь продвижения к Кришна-Преме: помнить один стих и медитировать на его смысл, затем другой, третий. Это - рагануга-бхаджан.
Преданный: "Можем ли мы думать о стихе и о его смысле во время повторения джапы?"
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Во время воспевания садхака предлагает поклоны, катается по земле и плачет".
Преданный: "Является ли каждая пылинка Вриндавана определенным чистым преданным?"
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Пыль - сама по себе раса".
Преданный: "Что это означает?"
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Ты знаешь значение слова раса?"
Преданный: "Вкус или настроение".
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Раса переводится как "вкус", но в действительности в английском языке нет подходящего слова.
В расе есть некий сок, но обычный сок - не раса. Пыль - это раса.
То, что дает Кришна, называется расой, и то, что вкушают Шримати Радхика и другие гопи, тоже называется расой.
Понимаете? Каждая пылинка - раса.
Знаете, что такое кункума?"
Преданный: "Красная кункума, которой гопи украшают свою грудь?"
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Гопи ставят Лотосные Стопы Кришны на свою грудь, и порошок кункумы смешивается с пылью на Его стопах.
Когда ранним утром Кришна возвращается домой, пыль с Его стоп смешивается с пылью на земле. Это и есть пыль Вриндавана.
Это - пыль с кункумой. В ней - океан расы, и тот, кто коснется такой пыли, погрузится в этот океан.
Вы понимаете что-нибудь из того, что я говорю?"
Преданный: "Итак, частички пыли - это не чистые преданные? Я спрашиваю, поскольку вы сказали: "Молитесь пыли".
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Мы хотим вкусить расу. Мы не хотим быть этой пылью. Мы хотим взять эту пыль и умастить ею наши глаза и тела.
В "Шримад-Бхагаватам" говорится:
"Шримад-Бхагаватам", 10.21.17: "Жгучая страсть охватывает молодых женщин из низшей касты, живущих в лесах Враджа (девушек-пулинда), когда они видят на траве красноватую кункуму. Наделенная цветом лотосных стоп Кришны, эта кункума сначала украшала грудь Его возлюбленных, и когда девушки-пулинда нанесли ее на свое лицо и грудь, они были полностью удовлетворены, и все беспокойство покинуло их".
Это прекрасный стих из "Шримад-Бхагаватам".
Гопи также прославляют эту пыль в "Вену-гите". Вы слышали о "Вену-гите"?
"Шримад-Бхагаватам", 10.21.5: "Его голову украшало перо павлина, за ухом красовался желтый цветок карникара, желтые одежды ослепляли золотым блеском, а на шее покоилась гирлянда вайджаянти.
Великолепно одетый, Господь Кришна, подобно непревзойденному танцору, появляющемуся на сцене, вошел в лес Вриндавана, украшая его землю отпечатками Своих Лотосных Стоп, отмеченных знаками раковины, диска и другими символами.
Нектаром Своих уст Он наполнял отверстия флейты, а мальчики-пастушки самозабвенно пели Его славу".
Это лучший стих, описывающий красоту Господа Кришны и самый изумительный и чудесный во всем "Шримад-Бхагаватам".
В стихе из "Вену-Гиты" (Ш.-Б.,10.21.17), Шримати Радхика говорит, что девушки-пулинда необычайно удачливы.
Она молится: "Я хочу быть девушкой-пулинда".
Девушки-пулинда - это девушки из племен, обитающих у подножья холмов.
Шримати Радхарани говорит: "Эти девушки такие удачливые, потому что живут рядом с холмом Говардхан. По утрам они приходят к Говардхану собирать хворост и коровьи лепешки".
Девушки-пулинда очень красивы. Цвет их тела темный, и они не так прекрасны, как гопи, но все же очень красивы.
Они видят на траве пыль с лотосных стоп Кришны, смешанную с кункумой.
Утром трава мокрая от росы, и как раз в это время Кришна возвращался домой из Санкета. Вы слышали это название - Санкет?"
Преданный: "Где гопи и Кришна проводят свои игры?"
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Да. Когда Шри Кришна возвращается домой, кункума с Его Стоп от росы становится мокрой и прилипает к траве. Хотите слушать дальше, или мне остановиться здесь?"
Преданный: "Хотим слушать".
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Прилетали и улетали птицы. Девушка-пулинда тотчас вспомнила Кришну, и ее так захватили эмоции, что она потеряла всякий контроль над собой.
Она захотела немедленно обнять Его. Ее ум и чувства больше не подчинялись ей. Куда бы она не взглянула, она повсюду видела Кришну. Совершенно обезумев, девушка думала, что Он стоит рядом.
Она взяла кункуму, упавшую с лотосных стоп Кришны, и, не заботясь о том, видит ли ее кто-нибудь или нет, стала растирать ее по всему телу.
Ее любовь возросла в тысячи раз. Приложив кункуму к сердцу, она тут же почувствовала, что Кришна обнял ее, и ее волнение улеглось.
Шримати Радхика молится: "Я хочу стать этой девушкой. Она никогда не встречалась с Кришной, а лишь коснулась кункумы на траве.
И хотя Он был очень далеко, она обрела столько любви к Нему.
Я хочу умереть и родиться в ее племени. Эта девушка-пулинда лишена застенчивости и ничем не связана.
Ее не интересует, что сказал бы ее отец, который, впрочем, никогда и не побеспокоил бы ее. Я хочу стать девушкой-пулинда. Мой свекор, свекровь и все остальные беспокоят меня, но ее отец, мать и муж не будут останавливать ее, если она захочет обрести даршан Кришны или взять кункуму с Его лотосных стоп".
Откуда у Кришны эта пыль?
Преданный: "От гопи".
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Каких гопи?"
Преданный: "Радхарани?"
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "И тем не менее, этот стих говорит Сама Шримати Радхика. Она не понимает, что эта кункума с Ее собственного тела".
Преданный: "Поэтому Ее зовут Кункуманги?"
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "На Лотосных Стопах Господа Шри Кришны кункума Радхики".
Преданный: "Что значит "анги"?
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Анги значит тело".
Преданный: "На Ее теле кункума, поэтому Ее зовут Кункуманги?"
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж: "Да, потому что Ее тело украшено кункумой. Господа Шри Кришну тоже можно назвать Кункуманга, поскольку на Его теле кункума с тела Шримати Радхики".
Старайтесь медитировать на эти темы, и молитесь Кришне, пыли Вриндавана, Вринда-деви, и всем остальным, чтобы
Они помогли вам осознать их.
Вкратце это и есть рагануга-бхаджан.
* Примечание: "Рагануга начинается с того момента, когда следуя регулирующим принципам, человек становится немного больше привязан к Кришне и совершает преданное служение из естественной любви к Нему". (Шрила Прабхупада, комната для бесед, 2 апреля, 1972)
"Однако без вайдхи-бхакти нельзя достичь уровня рага-бхакти, хотя это и наша цель.
Совершать рагануга-, рага-бхакти означает следовать по стопам преданных Вриндавана, ближайших спутников Кришны. Это называется рага-бхакти.
Мы можем прийти на уровень рага-бхакти, не становясь, а следуя по стопам вечных спутников Кришны. Необходима такая рага-бхакти". (Шрила Прабхупада, лекция, Бомбей, 12 января, 1975)
"Вы должны раскрыть, обнаружить. Этот процесс раскрытия и есть преданное служение.
Чем больше вы заняты преданным служением, тем больше ваши чувства становятся чистыми, непокрытыми.
Когда же они полностью очистятся от всех отождествлений, вы будете способны служить Кришне. Это период обучения.
Вайдхи-бхакти и есть период обучения. Истинное же бхакти, пара-бхакти - это рагануга-бхакти. Мы должны, превзойдя вайдхи-бхакти, прийти к рагануга-бхакти.
Если мы, находясь в материальном мире, не пытаемся прогрессировать в преданном служении, если мы просто застреваем на регулирующем процессе, описанном в шастрах, и не стараемся выйти за его рамки ... Процесс, правила и предписания шастр, необходимы.
Без этого вы не сможете достичь того уровня.
Но если вы привязаны только к процессу, данному в шастрах, и не пытаетесь улучшить себя...
Этот процесс является каништха-адхикарой, низшей стадией преданного служения". (Шрила Прабхупада, лекция, 12 Ноября, 1972)
"Истинные жители Вриндавана связаны с Кришной спонтанным преданным служением.
Такое служение называется рагатмика-бхакти, и ничто не может сравниться с ним. Когда преданный следует в своем служении по стопам преданных Вриндавана, его преданное служение называется рагануга-бхакти". ("Шри Чайтанья-Чаритамрита, Мадхья-лила, 22.149)
"Когда чистый преданный следует по стопам преданного Вриндавана, он развивает рагануга-бхакти". (Комментарий Шрилы Прабхупады к приведенному выше стиху)
"Когда человек становится привязан к Верховной Личности Бога, его естественная склонность любить полностью направляется на Господа. Это называется трансцендентной привязанностью, и преданное служение, совершаемое с такой привязанностью, называется рагатмика или спонтанным преданным служением". ("Шри Чайтанья-Чаритамрита", Мадхья-лила, 22.150)
"Если кто-то следует по стопам вечных жителей Вриндавана с такой трансцендентной жаждой, он уже не беспокоится о запретах и доводах шастр. Таков путь спонтанной любви".
КОММЕНТАРИЙ.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что преданного привлекает служение вечных жителей Вриндавана: служение пастухов, Махараджа Нанды, мамы Яшоды, Радхарани, гопи, коров и телят.
Преданного высокого уровня привлекает служение, воздаваемое Вечными Слугами Господа.
Такое привлечение является спонтанным и называется сварупа-упалабдхи.
Эта стадия не достигается сразу.
Сначала человек должен практиковать преданное служение в строгом соответствии с регулирующими принципами, данными Священными Писаниями и Духовным Учителем.
Естественные наклонности личности постепенно проявляются благодаря постоянному служению в духе вайдхи-бхакти. Это и называется спонтанной привязанностью, или рагануга-бхакти.
Возвышенный преданный, достигший уровня спонтанной привязанности, также очень опытен и в наставлениях шастр, логике и аргументах. Когда он приходит на уровень вечной любви к Кришне, никто не может отклонить его с этой позиции ни с помощью аргументов, ни с помощью доказательств из шастр. Он уже осознал свои вечные взаимоотношения с Господом, поэтому он не признает логику и аргументы других.
Такой возвышенный вайшнав не имеет ничего общего с сахаджиями, которые создали свой собственный путь и совершают грехи, не отказывая себе в недозволенных отношениях с противоположным полом, интоксикациях и азартных играх, а, может быть, и в поедании мяса.
Иногда сахаджии имитируют возвышенных преданных, живя в своем собственном вымышленном мире и не следуя принципам, установленным священными писаниями.
До тех пор, пока человек не следует Шести Госвами: Шри Рупе, Санатане, Рагхунатхе Бхатте, Шри Дживе, Гопалу Бхатте и Рагхунатхе дасу, он не может обрести истинную спонтанную любовь к Кришне.
В этой связи Шрила Нароттама дас Тхакур говорит: рупа-рагхунатха-паде хаибе акути кабе хама буджабо се югала пирити.
У сахаджиев нет истинного понимания любовных взаимоотношений Радхи и Кришны, поскольку они не следуют принципам, установленным Шестью Госвами.
Их незаконные связи, подражание (в одежде) Рупе Госвами и нежелание следовать предписанным методам богооткровенных писаний приведут их в темнейшие районы ада. Эти подражатели, сахаджии - обманутые неудачники.
Их нельзя даже сравнивать с возвышенными вайшнавами (парамахамсами). Распутники и парамахамсы не находятся на одном уровне. ("Шри Чайтанья-Чаритамрита", Мадхья-лила, 22.153)
Нужно служить Кришне в соответствии с этими регулирующими принципами, но если кто-то развивает спонтанную любовь к Кришне, которая проявляется в действиях обитателей Враджабхуми, он достигает уровня рагануга-бхакти.
Развивший эту спонтанную любовь достоин подняться на уровень, на котором находятся вечные жители Враджа.
Во Врадже не существует регулирующих принципов в служении Кришне. Там все происходит спонтанно из естественной любви к Нему. Там не встает вопрос о том, чтобы следовать принципам ведической системы.
Эти принципы даны для материального мира, и пока человек находится на материальном уровне, он должен следовать им.
Однако спонтанная любовь к Кришне трансцендентна. Может показаться, что преданный не придерживается регулирующих принципов, но он находится на трансцендентном уровне.
Такое служение называется гунатита или ниргуна, ибо оно не осквернено тремя качествами (гунами) материальной природы". ("Шри Чайтанья-Чаритамрита", Мадхья, 8.221)