Ошибки современной йоги
Упражнения хатха-йоги заключаются в развитии дыхательных процессов, как одного из основных процессов жизнедеятельности всех живых существ, можно сказать, самой жизни, и контроле сознания или «Я» над процессами, происходящими в данном месте в данное время.
Что здесь первичное и основное и, что вторичное и вспомогательное.
Любые упражнения в любых системах направлены на стабилизацию уже существующих процессов или на их развитие. На данное время не существует ни одной системы тренировок, которые развивая уже данный процесс, ставили задачу, развивать процесс бесконечно или в процессе развития проявить или создать условия для нарождения и появления чего-то нового, нового качества того, чего ещё не было. Более похоже на то, что различные системы появляются тогда, когда уже произошли негативные события, как-то ухудшения или даже появление и закрепление негатива и попытка, не идти дальше к совершенству или вообще развиваться, а только вернуть то прежнее состояние, которое считалось нормой и поэтому не замечалось. Закрепление систем и передача по наследию, их существование и поныне, их сохранность, говорит о том, что в этих системах есть нечто ценное, которое интуитивно ощущается, как необходимое к сохранению.
Но как и любая вещь, физическая, психическая или духовная когда-то появившись на свет имеет и должна иметь причину, цель, начало, середину и конец. Причина, как конечная точка предварительного процесса, имеет две направленности в прошлое, которое и явило результатом причину, которая, как только указывает или определяет цель будущего действия, теряет свою ценность, как уже изжитое или пережитое, это уже не более чем спусковой крючок.
Далее всё внимание должно быть поглощено или направленно на цель или её достижение. Культура и цивилизация Востока, которая имела пики, развития несколько тысячелетий назад, породила в том числе и йогу. Сама же психодуховность Востока на несколько тысячелетий впала в такой застой, что может гордиться только теми памятниками и теми технологиями, которые возможно и сохранились лишь только потому, что за несколько тысячелетий не было явлено на Востоке ничего принципиально нового, но даже и то что уже было не развивалось даже в мелочах. Как будто время в несколько тысячелетий вообще не существовало, история остановилась. Это напоминает микробов, которые могут оставаться в состоянии неподвижности очень длительный период времени и проснуться только тогда, когда произойдут нужные и необходимые события для их же блага или жизнедеятельности. Но, это дело кого-то или чего-то другого. Это произойдёт само собой, наше дело впасть поглубже в летаргию на многие тысячелетия и пассивно, бездеятельно ждать.
Кто-то начинает деятельность, направленную на восстановление, когда уже поздно, когда негатив только проявился. Есть индивиды, но это ещё не развито, на это не обращают никакого внимания, это игнорируют, которые ещё задолго до проявления, в начале зарождения отклонения, в середине развития скрытого отклонения или в конце скрытого периода, перед проявлением, интуитивно, хорошо бы сознательно, предпринимают некоторые действия, возможно не зная вполне – для чего, почему и как.
Любой продукт, как продукт жизнедеятельности, может и должен быть подвергнуть анализу. Любой продукт несёт в себе и объективное и субъективное. В нём может доминировать объективное, тогда субъективное отодвигается или на вторые роли или вообще уходит в конец влияния. Может доминировать и субъективное, тогда в свою очередь оно является доминантой, а объективное или центральное, главное для всех и каждого, уходит на последнее место. Всё направлено на жизнь, к жизни. Любой продукт, как физиологический, так и психологический или духовный несёт на себе массу позитивной, а также и негативной информации. Для всех, всегда, везде полезен один продукт, вреден другой.
Так же для кого-то индивидуально полезен и вреден другой продукт. Одного можно вылечить данным продуктом и покалечить множество. Одного можно угробить каким-то продуктом и вылечить множество тем же продуктом. Период существования многих ничтожных сущностей и период существования чего-то великого, вечного. Один монах в специфическом одеянии – один образ, одно воздействие, как на окружающих, так и на себя самого. Но он индус, он местный, он родился и вырос там, особая ментальность – особое воздействие. Европеец с точностью до грамма оденется также, заучит и повторит действия также – иная ментальность, иное воздействие. Упражнения, как и лекарство, направлено на то, чтобы повторить, вспомнить, оживить, привести в действие, тот механизм, то событие, которое было и имело какое-то воздействие и предназначение.
Не есть ли это снотворное, которое может усыпить всех соприкоснувшихся. Засыпание на жизнь, только сон. Засыпание на засыпание есть смерть. Возможно, это слабительное и все хотят стать Буддами и умереть как и он, от поноса. Направлять энергию и средства на оживление покойников – благородное дело.
Возможно и другое, когда в стране происходит, особенно стремительный, «прогресс» цивилизационный, то можно предположить, что для сохранения равновесия, внутри каждого происходит обратный процесс – процесс деградации и регрессии, как психодуховной, но так же и психофизической сферы. Особенно это возможно там, где заимствуют, вернее, присваивают чужое, чужие достижения, чужие мысли, чужие поступки. Олимпийский проигрыш это не случайность, это закономерно. Сократ, Будда, Толстой, Чайковский – несомненно классика. Есть продукт с нулевой информацией. На сегодня существуют продукты только смешанного типа, которые несут и позитив и негатив. Значительней автор, значительней идея, которой ведом автор, значительней продукт, которому автор был посредником, с большей или меньшей долей участия сознания. Опасность в том, что даже в классическом и вечном продукте, может быть заложен яд замедленного действия. Учитель находит погрешность и ошибки ученика. Учитель более развит, чем ученик. Кто найдёт ошибки у Великих людей, тем более, что став Велики они автоматически лишаются права критики и тем самым увеличивают опасность заражения и гибели. «Жена цезаря вне подозрений». Религия – вне критики. Кесари любого масштаба – вне критики. Это же Будда!? Это же Бах!?
Случайно или нет, что сначала автор должен умереть, чтобы приняли его продукт. Автор может и должен отразить в своём продукте максимум общего, объективного, может прилагать мало или колоссально много усилий для появления данного продукта, должен минимизировать своё личное участие. Классический продукт это самостоятельная, самодостаточная величина, а автор является Матерью своего продукта, который много сделал, много выстрадал, но не является при этом личным собственником, как Мать не является собственником ею же рождённого ребёнка. Это всегда одновременно и много и мало. Перед употреблением необходимо тщательно изучить инструкцию. Какая может быть инструкция от самого производителя, если продукт прошёл через тысячу равнодушных посредников, которых тащила по жизни единственная идея выживания или самосохранения.
Какая разница если идти направо или налево. На право – голову потеряешь, налево здоровье. Какая разница, из какой лужи напиться. Из одной – козлёночком станешь, из другой – лягушкой. Продукт, произведённый здесь и сейчас, и тот требует внимательности. Продукт, произведённый тысячу лет назад, тем более. Возможно только доработка, модификация, детализация, что добавить, что-то убрать. Возможна кардинальная трансформация и реконструкция. Возможна, подгонка под ваш, а не чужой, психотип. Тем более, если это только часть, вредная общему. Это может знать и уметь только тот, кто начиная с нуля, сам дошёл до этих вершин и может поэтому что-то сказать сам, а не нести ахинею с чужих слов.
Добавим конкретики для очевидности. Проводя тренировки на дыхании. Тренируя дыхательный механизм и предположительно психические составляющие, как то интровертные чувства и ощущения, о существовании которых йог даже не предполагает. Количество вдохов, выдохов, продолжительных или коротких, за определённый промежуток времени, йог не учитывает тот фактор, что при этом организм может одновременно образовывать дефицит или нехватку кислорода в одном месте и, наоборот, перенасыщение в другом. Зачем он это делает? Может эффект первооткрывателя был в другом, а не в технике дыхания. Зачем йог подкладывает под зад подушку? Чтобы ничто не выходило из него – это он называет праной. А вы как бы назвали. Холотропное дыхание – перенасыщение, причём чрезмерное, сбивающее жизненные ритмы, насилие приводит к тому, что организм частично отключая сознание не имея возможности и наработанных процессов, применяет, для восстановления, архаически – примитивный метод – физическая встряска. Данный «метод» применяется всегда и везде, где или не было аргументов или они закончились. Весь жизненный цикл, начиная с детства, из-за не грамотного применения, как культуры, так и цивилизации, идёт через пень колоду. Это, не более или менее гладкий путь животного, где сглаживание или выравнивание происходило миллионами лет, это сплошные ямы и буераки, которые с годами только увеличиваются и тем самым становятся недоступны для слабых лечебных средств, а требуют уже только военных действий, внутри самого себя. Екзерцис – че то только не нагородят священники, и черти и духи, а это опять неравномерность и поэтому где-то вообще уже застой с процессами гниения, где чрезмерная, а где недостаточная проходимость, плохая регулируемость или полное её отсутствие. Эпилепсия – опять та же напасть. Можно лечить – можно, но не так. Если так, то это от одной колдобины до другой и опять лечи сначала. Как это должно выглядеть? Два вида восточных единоборств – Карате и Тайквондо. Карате – дыхание, совмещённое с движениями, дыхание зависимое, не свободное. Помогает и одновременно гробит. Тайквондо – дыхание не зависимое от движения, дыхание свободное, насыщение равномерное. Йога – со сменой позиций (положений) тела. В одной позе обменные процессы затруднены, в другой – другие. Опять насильственные действия, приводящие к насильственным изменениям, которые неизвестно чем чреваты завтра или через какое-то время. Медитация – спуск или погружение. Только спуск, любыми средствами, а там привидения, монстры, страхи. Добились результатов – заработали понижение или отход ориентировочной или расчётной горизонтали. Все процессы как снаружи и так и внутри получили перекос, неадекватность реакций, дисгармония обменных процессов, увеличение фобий. Погружение произвольно, а как с возвратом – самопроизвольно. Одно контролируется слабо, второе совсем никак, а от второго процесса зависимость более чем от первого. Спуск вниз, в ад, в темноту. Подъём вверх, к свету, к богам. Новый сдвиг, новое смещение. Спуск вниз – страх, подъём – эйфория. Зимой лёд трещит – не ломится. Весной не трещит – да утонешь. Спуск вниз страшен при методе, который лучше назвать антиметодом. Спуск вниз безопасен – это возврат к пройденному, забытому, потерянному. При сложностях всегда есть пусть и в недостатке хоть и грубо, но режимы их модификации, которые выключат что надо и вовремя, что-то включат, что-то подрегулируют. Там память и способность всего человечества, его опыт как позитивный так и негативный, чёрно-белое богатство.
Наверху же ничего нет, нирвана – из которой можно не выйти, свет от которого можно ослепнуть. Брюс Ли перетренировавшись поднял планку до последней степени и перешёл допустимую границу. Лёг спать. Планка опустилась. Но так как она была чрезмерно задрана (насильственно), то и опустилась ниже нижнего предела без возможности возврата.
Молодой хоккеист умер на поле, переступив через верхнюю допустимую границу, после чего закономерно падение режимов. Смерть на финише не случайность. Качели, раскачавшись, заваливаются на сторону. Надо не упёрто идти в одну сторону, а раскачивать механизм так, чтобы он успевал восстанавливаться и преобразовываться для достижения новых, лучших результатов «Я опущусь на дно морское, я подымусь за облака». «Поспешай медленно». Напрягаться человечество научилось, благо есть такая вещь как воля, тем более сильная воля. Но воля нужна если она применяется изредка, когда есть в ней необходимость, когда события превышают наши способности и умение достигнутые к этому моменту. Воля временное и неустойчивое средство. Дельфин спит (отдыхает) то одной стороной, вторая бодрствует, то наоборот. Ребёнок спит полностью. Взрослый спит на половину и то в лучшем случае. Максимально худший случай – напряжение постоянное трёх четвертей и расслабление только четверти. Последствия – хроническая усталость, депрессия, смерть.