Техника : вышивки ришелье |
Вышивка ришелье — это изящная ажурная вышивка, требующая навыков, терпения, внимания и аккуратности.
В Европу образцы кружева, в том числе и ажурной вышивки, попали впервые из стран Востока и в соответствии с веяниями моды, влиянием вкусов и традиций, развитием науки и всех видов искусства претерпели трансформацию. Расцвет ажурной вышивки приходится на XIV-XV столетие, когда Италия, затем Франция и другие страны Европы были захвачены модой на кружевную вышивку. Особенно почитали этот вид искусства при дворе Лоренцо Медичи.
Изделия, выполненные ажурной вышивкой, в которой элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. За рукоделием проводили досуг вельможи и придворные. Мода на вышитые и кружевные воротнички, манжеты, жабо, перчатки, носовые платочки, столовое и постельное белье, а также многочисленные предметы интерьера стимулировали открытие женских школ и мастерских по всей Европе.
Ажурная вышивка имела разновидности в оформлении, в рисунке самого узора, в наличии дополнительных разделок, в оформлении перемычек и называлась она по-разному: "ренессанс", "венецианская", "ришелье", "ретичелла".
"Ренессанс" — это ажурная вышивка с геометрическими формами, которые соединялись гладкими перемычками. Мотивы узора вышивки, преимущественно растительного характера, соединялись перемычками с пико, что придавало вышивке особую выразительность, подчеркивало узор и создавало кружевной фон. Пико иногда выполнялись и по наружному краю вышивки на фестонах.
Вышивку венецианским швом выполняли на тонком полотне, на котором можно было легко считать нити. Фестонный шов по контуру узора делался очень выпуклым, как контур в венецианских кружевах. Фон в узоре заполнялся различными разделками, имитирующими разную фактуру ткани, что делало узор еще более похожим на кружево. Это очень сложный вид вышивки, и сейчас он редко используется, почти забыт.
Существует много легенд вокруг названия "ришелье", и все они связаны с именем кардинала Ришелье.
Одна из легенд гласит, что в то время кружева в Европе были одним из самых ходовых товаров. Однако господствующее положение в Европе занимала Италия. Кардинал Ришелье решил, что Франция должна быть совершенно независимой, и ввел большие пошлины на все ввозимые в страну товары, в том числе и на все кружева, выписал лучших итальянских кружевниц, создал им благоприятные условия для работы и жизни. Они обучили искусству вышивки француженок, и очень скоро Франция стала лидером в области изготовления кружев. По другой легенде кружева были любимыми украшениями одежды кардинала. Он носил воротники, манжеты, перчатки и ботфорты, украшенные ажурной вышивкой.
Существует и такая легенда, что сам кардинал любил на досуге вышивать в технике "ришелье" и достаточно в этой области преуспел. В настоящее время все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называются "ришелье" и подразделяются на ришелье с бридами и безбридное. Вышивка ришелье остается самой изысканной и благородной, самой любимой и популярной вышивкой.
Очень нарядно смотрится выполненное на белом полотне постельное и столовое белье: скатерти, дорожки, салфетки. Вышивку "ришелье" можно выполнять на любой ткани, подбирая к ней нити по толщине и цвету, украшая вышивкой костюмы и платья. Особенно нарядно выглядят узоры, вышитые шелковыми нитями на шелковых тканях.
Сначала нужно перенести рисунок на ткань.
Контуры узора переводят двойной линией, места выполнения брид — одной линией.
Настилом следует проложить контуры краев.
Здесь нить для вышивания обозначена другим цветом:
Количество рядов настила зависит от желаемой ширины вышивки. Настил выполняется швом "вперед иголку", тамбурным или стебельчатым швом. Поверх настила фестонным (петельным) швом выкладываются плотно прилегающие друг к другу стежки таким образом, чтобы линии переведенного узора были скрыты под стежками, при этом петельный (закрытый) край должен быть направлен в ту сторону, которую затем срезают (рис. 1).
В соответствующих местах ткани одновременно выполняются и бриды. Существует несколько способов выполнения брид. Некоторые, наиболее простые из них, мы опишем.
1-й вид — обвитая брида. Она выполняется следующим образом: предварительно проложенные 3 нити обвиваются на обратном пути рабочей нитью (рис. 2).
2-й вид — брида, выполняемая петельным швом: проложенные 3 нити обшиваются на обратном пути плотным петельным швом (рис. 3).
3-й вид — брида, выполняемая штопальным швом. Для данной бриды прокладывается четное количество нитей, обычно 4-6. Проложенные нити делятся пополам и попеременно перештопываются то одна, то другая половина проложенных нитей (рис. 4).
При выполнении сложных брид с ответвлениями во избежание ненужных утолщений в местах перекрещивания проложенных рабочих нитей вспомогательные стежки следует выполнять более тонкой нитью. Когда вышивка полностью выполнена, изделие вручную стирается, гладится во влажном состоянии и уже затем вырезаются внутренние участки вышивки.
Выполнять эту операцию нужно осторожно, специальными ножницами с заостренными концами следующим образом: с лицевой стороны делается маленький надрез, чтобы легко можно было достичь петельного края. Затем с изнаночной стороны вдоль вышивки срезается лишняя ткань, так, чтобы не повредить бриды.
В итоге, получится воздушное кружево:
Скатерть с вышивкой ришелье:
По материалам Журнала "Ксюша. Для любителей рукоделия"
Рубрики: | ВЫШИВКА/Ришелье |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |