Господи Боже наш, Творче неба и земли, создавый человека и даровавый ему ведение сокровенной премудрости, во еже прославляти имя Твое. Горе и долу Ты еси, Твоя есть ночь и Твой есть день, не утаится пред Тобою даже мимолетное движение мысли. И ныне молю Тя от всякого греха сохрани мя, приступающего к работе с хитроумным творением рук человеческих, проникающим во вся концы земли. Огради очи мои и ум от всяких нечистых и блудных образов, от пустых и негодных словес. Укрепи волю, сердце очисти, не даждь ми вотще расточати время жизни моея, и от всякого расслабления и уныния избави. Да будут дела наша во славу Твою. Аминь.
Об осуждении |
Рассказал мне эту историю отец Александр С., который когда-то служил в нашем храме, теперь он где-то в России, при Московской патриархии служит - по содействию армии и флоту. Дай ему Бог здоровья и многая лета.
В нашем Троицком храме на иконостасе есть икона Богородицы, где Пречистая изображена в полный рост, босая, с распущенными волосами, голова слегка прикрыта покрывалом, из-под которого развеваются пышные пряди волос. Икона ну совсем не канонического православного письма, а скорее похожа на изображение Мадонны на картинах художников эпохи Возрождения.
И вот как-то раз батюшка, стоя возле амвона, в беседе с кем-то обронил такую фразу, что, мол, не нравится мне эта икона - не Наша там Богородица изображена, не православная... заменить бы надо...
На ближайшей воскресной службе на малом выходе, проходя в череде приходских священников рядом с иконой, батюшка услышал за спиной потрескивание и запах горелых волос... Огонь погасил мгновенно следовавший за ним священник, отец Александр даже не успел испугаться. Расстояние от лампады, горящей при иконе, было не менее одного метра...
Батюшка рассказал нам с мужем эту историю в контексте беседы о вреде осуждения, когда мы дотошно пытались выяснять, почему это в нашей церкви "то не так, да это не эдак, да как бы было хорошо, если б было вот так"...
Я тогда для себя одно уяснила - не нами заведено, не нам и менять. Если только по благословению...
Многое и меня временами смущает, а порой и вызывает недоумение в нашем церковном устройстве, но как вспомню вразумительный урок отца Александра... боюсь поспешать с осуждением.
Помню, как несколько лет назад в обычный будний день забежала в храм. Выдалось свободных полчаса, вот и решила с пользой для души время провести - благо храм был в центре города, как раз по пути моего дневного маршрута.
День был будний, служба уже заканчивалась. С амвона батюшка говорил проповедь. Народу было немного. Батюшка был незнакомый. Молодой совсем, похоже - только-только из семинаристов.
Я прислушалась. Проповедь была о вреде осуждения. Священник приводил пророческие слова одного из оптинских старцев о том, что в последние времена любовь в сердцах у людей оскудеет... и не смогут они спасаться через добрые дела... и молиться с чистым сердцем по этой же причине не смогут... А спасётся тот, кто СМОЖЕТ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ОСУЖДЕНИЯ.
И в заключение своей проповеди он предложил: "Кто из нас хотя бы в течение одного дня может устоять перед искушением осуждения - чтобы не было его и близко - ни в мыслях, ни в словах? Попробуйте, и вы убедитесь, как это трудно, а порой даже и невозможно бывает для современного человека..."
Меня эти слова как громом поразили. Ну, думаю, попробую-ка я не осуждать, неужто поддамся искушению? Всего-то один день...
...Попробовала... И я с ужасом увидела, что почти ежеминутно спотыкалась на своих осуждающих мыслях, словах и даже поступках... Я заметила, что даже в некоторых моих совершенно безобидных советах уже гнездится осуждение - таким менторским тоном они произносились....Увы мне, увы...
Попробуйте и вы. Кому-нибудь удалось? Хотя бы один день... А один час?
То то... Вот и я об этом...(((
|
ВТОРНИК 6-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА |
![]() |
Мытарь и фарисей |
Каковы люди на самом деле - никому, кроме Бога, не известно; вернее, что они нечто зыбкое, пластичное, и мы формируем сами, часто по случайному признаку, воображаемую схематическую фигуру и потом сами же или восхищаемся ею, или поносим ее.
Надо отказаться от этой точки зрения, что в человечестве есть два враждебных стана, две породы людей - праведные и грешные, предназначенные блаженству и обреченные гибели. Этого нет.
Мы все грешны, все поражены грехом, и за всех нас пострадал Господь. Ему дороги одинаково все, и поэтому Ему принадлежит окончательный суд. Вот почему непосредственно за словами Христа о любви идут слова об осуждении: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1).
Не судите - и вам легче будет тогда полюбить всякого, не судите - и у вас не будет врагов. Смотрите на "врагов" как на больных одной с вами болезнью, как на погибающих; оставьте точку зрения личного суда и станьте на точку зрения Божьего дела в мире...
Осуждением занята вся наша жизнь. Мы не щадим чужого имени, мы легкомысленно, часто даже без злобы, осуждаем и клевещем, почти уже по привычке. Как осенние листья шуршат и падают, и гниют, отравляя воздух, так и осуждения разрушают всякое дело, создают обстановку недоверия и злобы, губят наши души. Признак недолжного суда - страстность, злобность, безлюбовность от снисходительства к себе, непризнания своей греховности и требовательности к другим.
Осуждение отпадает, если мы вспомним бесконечную нашу задолженность перед Богом. Наше немилосердие, неумолимость, беспощадность к людям заграждают пути Божьего к нам милосердия, отдаляют нас от Бога. Мудрость жизни, в том числе христианской - не быть требовательным к людям.
Схема отношений к людям часто бывает такова: человек очень нравится, искренно идеализируешь его, не видишь ничего плохого. А вдруг прорвется человек в чем-либо, солжет, расхвастается, струсит... И вот делаешь переоценку, перечеркиваешь все, что видел раньше (и что все-таки продолжает существовать), и выкидываешь человека из своего сердца.
Это неправильный и грешный способ отношения к людям. В основе такого обращения с людьми лежат две неосознанные мысли:
1) я - вне греха;2) и человек, которого я полюбил, тоже безгрешен.
Как же иначе объяснить и резкое осуждение других, и удивление, когда хороший, добрый, благочестивый человек согрешит!
А между тем норма отношения к нашим ближним - прощать без конца, так как мы сами бесконечно нуждаемся в прощении. Главное - не забывать, что доброе, что мы ценим - оно остается, а грех всегда тоже был, только его не замечали.
Будем же снисходительнее, любовнее друг ко другу: всем нам так нужна взаимная помощь и любовь, и все наши трудности и горести так ничтожны перед лицом вечности.
|
А ПАСХА всё ближе, ближе... |
|
ПИСЬМО БОГА, обращенное лично К ТЕБЕ. |
Дитя мое!
Возможно ты не знаешь Меня, но Я знаю о тебе все... Псалом 138:1
Я знаю, когда ты садишься и когда ты встаешь... Псалом 138:2
Мне известны все твои пути... Псалом 138:3
Даже волосы на твоей голове сочтены... Матфея 10:29-31
Ибо ты сотворен по Моему образу... Бытие 1:27
Мною ты живешь, движешься и существуешь... Деяния 17:28
Я познал тебя прежде, нежели Я образовал тебя во чреве... Иеремия 1:4-5
Я избрал тебя прежде сотворения мира... Ефесянам 1:11-12
Ты не был ошибкой... Псалом 138:15-16
Ибо все дни твои записаны в Моей книге... Псалом 138:15-16
Я установил точное время твоего рождения и то, где ты будешь жить... Деяния 17:26
Ты дивно сотворен... Псалом 138:14
Я соткал тебя во чреве матери твоей... Псалом 138:13
И вывел тебя на свет в день рождения твоего...Псалом 70:6
Я был неверно представлен теми, кто не знает Меня... Иоанна 8:41-44
Я не далек и не зол, но являюсь воплощением совершенной любви... 1 Иоанна 4:16
И это Мое желание дать тебе Мою любовь... 1 Иоанна 3:1
Просто потому, что ты Мое дитя и Я твой Отец... 1 Иоанна 3:1
Я могу дать тебе больше чем твой земной отец... Матфея 5:48
Ибо Я совершенный Отец... Матфея 5:48
Каждый дар совершенный, который ты получаешь исходит из Моей руки... Иоанна 1:17
Ибо Я твой обеспечитель и Я удовлетворю любую твою нужду... Матфея 6:31-33
Мой план для твоего будущего всегда был наполнен надеждой... Иеремия 29:11
Ибо любовью вечною Я возлюбил тебя... Иеремия 31:3
Мои помышления о тебе бесчисленны как песчинки на морском берегу... Псалом 138:17-18
И Я радуюсь о тебе с ликованием... Софония 3:17
Без устали творя добро для тебя... Иеремия 32:40
Ибо ты - Мое богатство... Исход 19:5
От всего сердца Моего и от всей души Моей Я желаю утвердить тебя... Иеремия 32:41
И Я хочу показать тебе великое и непостижимое... Иеремия 33:3
Если ты станешь искать Меня всем сердцем твоим - найдешь Меня... Второзаконие 4:29
Утешайся Мною и Я исполню желания сердца твоего... Псалом 36:4
Ибо Я есть Тот, кто дал тебе эти желания... Филиппийцам 2:13
Я способен сделать для тебя больше, чем ты можешь даже представить... Ефесянам 3:20
Ибо Я твой Великий Утешитель... 2 Фессалоникийцам 2:16-17
Я - Отец, который утешает тебя во всех твоих скорбях... 2 Коринфянам 1:3-4
Когда ты сокрушен сердцем, Я близок к тебе... Псалом 33:19
Как пастух несет ягненка, так и Я нес тебя близко к Моему сердцу... Исайя 40:11
Придет день, и Я отру каждую слезу с твоих глаз...Откровение 21:3-4
И заберу всю боль, причиненную тебе на земле... Откровение 21:4
Я твой Отец и люблю тебя также, как Я люблю Моего Сына Иисуса... Иоанна 17:23
Ибо в Иисусе Христе явлена Моя любовь к тебе... Иоанна 17:26
Ибо Он Мой совершенный образ... Евреям 1:3
Он пришел показать, что Я за тебя, а не против тебя... Римлянам 8:31
И сказать тебе, что Я не вменю тебе грехи твои... 2 Коринфянам 5:18-19
Иисус Христос умер, чтобы ты и Я могли примириться... 2 Коринфянам 5:18-19
Его смерть была высочайшим проявлением Моей любви к тебе... 1 Иоанна 4:10
Я отказался от всего, что Я любил, чтобы получить твою любовь... Римлянам 8:32
Если ты принимаешь дар Моего Сына Иисуса Христа, ты принимаешь Меня... 1 Иоанна 2:23
И ничего вовеки не отлучит тебя от Моей любви вновь... Римлянам 8:38-39
Приди домой, и Я устрою небывалый пир, невиданный прежде на небесах... Луки 15:7
Я всегда был Отцом и всегда буду Отцом... Ефесянам 3:14-15
Мой вопрос прост - будешь ли ты Моим ребенком?.. Иоанна 1:12-13
Я жду тебя... Луки 15:11-32
С ЛЮБОВЬЮ, ТВОЙ ОТЕЦ, ВСЕМОГУЩИЙ БОГ
А тебе, Orthodox, спасиБо за пересылку...
|
Встретилось у СЧАСТЛИВАЯ_Я... |
|
СУББОТА 5-ОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ |
Эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключен глубокий пророческий смысл.
На заре христианских времен из небольшого города Назарет идет в другой малоизвестный город в нагорной области Иудеи бедная, незнатная Дева, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда она вошла в дом и приветствовала ее, то, как повествует святой евангелист Лука, "Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (Лк. 1, 41-43). Исполнившись того же пророческого духа, и Пресвятая Дева сказала о Себе: "Ибо отныне будут ублажать Меня все роды".
Ничто естественное не могло утвердить Ее в надежде, что о Ней не только узнают, но и будут прославлять "все роды"! Ничто земное не могло Ее подвигнуть на подобное пророчество! Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что согласно этому предопределению с радостью приняла святая Вселенская Церковь.
"Радуйся... Мати Дево... всемирное чудо и слышание".
Аминь.
Из книги "Идите и научите",
профессора К.Е Скурата
|
ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА. Посвящается Николке. |
Старшенькая появляется в доме на неделе 2-3 раза. Всякий раз - непременно к компьютеру присядет. Поищет-посмотрит. А тут вдруг слышу вопрос: "Мам, а куда твоя страничка подевалась?" Ага, интересуется всё ж таки...) Пусть читает, я не против. Мож, услышит то, что в обыденной жизни, в суете и на бегу не всегда расслышать можно.
А теперь вот и младшенький... тоже начал заглядывать. Ну, у него еще далеко не всё здесь вызывает живой интерес... пока... Но очень нравится ему, когда страничка специально для него написана.
Читай, Котофеич - для тебя!
Жалуется мне последнее время учительница Галина Сергеевна, что дети очень шумные стали. Устали, наверное, учиться, на дворе весна и внутри у них весеннее настроение бьёт ключом. Вот и не могут, бедные, справиться. Мечутся, как частицы в Броуновском движении, мутузят друг друга почём зря.
И девочкам достаётся тоже. Особенно тем, которые нравятся - тем-то больше всего и достаётся... Надо ж как-то своё внимание продемонстрировать. Причём мальчишки делают это из хороших побуждений, им хочется с девочками дружить и играть. Но их "налёты" оказываются слишком бурными и оканчиваются для девочек ушибами и падениями...
Мне кажется малоуспешным призывать мальчишек к сознательности - они просто еще не способны в достаточной мере контролировать своё поведение на сознательном уровне.
А вот эта вот сказка могла бы помочь мальчишкам изменить своё поведение на глубинном бессознательном уровне... (Прошу не обольщаться на мой счёт - сказку на этот раз не я написала - я взяла её на сайте ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ).
Галина Сергеевна, обращаюсь к Вам! (Наша учительница - одна из моих ПЧ!). Сказку можно было бы рассказать всем детям в классе и даже разыграть в виде игры, назначая Ветром поочередно самых "буйных" ребятишек, особенно обратив внимание на моделирование осторожного, бережного поведения в конце сказки.
А вот и сказка в тему...
Жил-был Ветер.
Он был очень веселый и жизнерадостный, и больше всего на свете он любил носиться по разным местам и находить себе все новые и новые игрушки.
Однажды он залетел в один симпатичный сад, где было много удивительных цветов и деревьев, интересных камней, ручейков и тропинок.
Ветру нравилось шелестеть зеленой листвой, звенеть прозрачными каплями воды в ручьях и исследовать таинственные извилистые дорожки.
И он стал прилетать в этот садик очень часто, практически каждый свободный день.
Однажды, носясь по своему любимому саду, Ветер заметил чудесный Цветок, который расцвел на его любимой клумбе.
Ветру так понравился Цветок, его нежные лепестки и яркие изящные листья, что он просто не мог сдержать своего восхищения и бросился обнимать Цветок и играть с ним.
Жаркое дуновение Ветра согнуло Цветок, помяло его хрупкие лепестки, но Ветер не заметил этого.
Ему хотелось поднять Цветок в воздух, закружить его в своих вихрях, унести его с собой и никогда с ним не расставаться!
Цветок робко пытался сопротивляться, нежным голосом молил Ветер быть осторожнее, но среди бурных восторгов Ветер не чувствовал его боли и не слышал его тихих просьб...
Он представлял себе, как весело им будет играть высоко в небе и просто не знал, что - вырванный из земли, Цветок погибнет!
И вот в одном из восторженных порывов Ветер поднял Цветок в воздух и закружил его над землей.
Ах, как это здорово - кружиться вместе с другом!
Но что это? Головка Цветка вдруг поникла, стебель согнулся, и несколько капель сока как слезы выступили на месте оторвавшихся листьев...
Ветер притормозил свое кружение и тут, в затишье, он услышал слабый шепот Цветка:" Ах, я умираю... О-о, помогите... Мои корни без земли и воды засыхают... Пожалуйста, верните меня на мою клумбу... Я Вас умоляю..."
"О, что я наделал!" — Ветер вдруг все понял. "Своими бурными порывами я сделал моему любимому Цветку больно! Я не хотел!!!" — расстроился Ветер,-"я хотел только поиграть... Что же теперь делать?"
Он нежно подхватил Цветок легкими прохладными струями воздуха и отнес его на клумбу.
Но как быть дальше? Как снова посадить Цветок в землю?
Ветер метался по округе в поисках помощи. На его счастье, мимо как раз проходил садовник. Ветер с шуршанием взметнул перед ним фонтанчик листьев, и садовник обратил внимание на лежащий на земле Цветок. "Ох, уж этот озорник Ветер, когда же он научится играть с моими растениями мягко и бережно"- проворчал старый садовник, снова сажая Цветок в землю, и погрозил Ветру пальцем."Лучше бы полезным делом занялся - пригнал бы тучку, побрызгал дождичком, глядишь, Цветок бы и ожил. И саду польза..."
"Я все понял!"- хотелось крикнуть Ветру, но ему удалось только тихо прозвенеть каплями воды в ручье. "Я изменился"- рвался сказать он, но сумел только мягко пошевелить густую белую бороду старика. Тогда он поспешил доказать свою любовь на деле. "Я спасу Цветок"- дал себе обещание Ветер и помчался сгонять облачка в небольшую Тучку, чтобы принести Цветку живительную влагу.
С тех пор Ветер и правда изменился - он научился управлять силой своих порывов и останавливаться при подлете к хрупким цветам, он научился направлять свои буйные порывы на полезные дела, а к цветам прилетает отдохнуть и успокоиться, он трогательно заботится о Цветке, согревает его в холод и приносит прохладу в жару, дарит ему радугу на мелких каплях воды из ручья и доносит до него голоса разных птиц и отголоски шелеста больших деревьев соседнего леса...
Цветок ожил и каждое утро, просыпаясь в первых лучах теплого солнышка, с радостью ждет своего верного и заботливого друга. И счастливо тянется ему навстречу всеми своими изящными листьями и нежными ароматными лепестками.
И весь сад расцветает, вдохновленный их нежной дружбой.
Простая такая вот сказочка, незамысловатая... Но деткам обычно нравится. А если еще и разыграть её... А, Галин Сергеевна?
Вот такой у Котьки класс и такая славная учительница...
И вот такие девочки... припевочки!
|
ПЯТОК 5-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА |
![]() |
Похвала Божией Матери. Новгород |
В пятницу вечером совершается торжественная служба Похвалы Пресвятой Богородицы. На ней поется Акафист Божией Матери, разделенный на четыре части. Исторически этот праздник связан с защитой Константинополя, когда греки, предстательством Богородицы, одержали победу над агарянами.
|
Христианин должен быть подвижником |
Прежде, нежели человек стал грешником против законов, предписываемых Божественным откровением, он был грешником против природы или против законов, вложенных в природу Творцом.
Так, все в живой природе имеет нужду в пище для продления жизни, но только человек способен обращать питание в наслаждение, доходящее до страсти, и утучнять себя пищей до потери здоровья.
Все живые существа имеют нужду в питье, но только человек находит наслаждение в таких видах и в таком количестве питья, которые лишают его самосознания и самообладания.
Все живущие в природе имеют инстинкт продолжения рода, но один человек обращает этот инстинкт в источник отвратительных пороков, разврата, ужасных болезний.
Все живое любит свободу жизни и движение, но только человек доводит свою свободу до своеволия и буйства, которые плодят такое множество преступлений, что законодатели доселе не придумают достаточных мер и законов для их предупреждения и прекращения.
Всякое создание Божие в природе в часы свободы и благоденствия радуется от играющего в нем чувства жизни, но один только человек стремиться всю свою жизнь обратить в непрерывный праздник, истощается в изобретении удовольствий, в праздности и разгуле губит лучшие свои силы и способности.
Итак, чтобы быть только верным природе, человек должен быть аскетом (подвижником). Это сознавали еще древние языческие философы. Может ли не быть подвижником христианин, желающий воплотить в своей расточенной природе тот высокий идеал истинно-человеческой жизни, который изображен для него в Евангелии?
|
О целомудрии |
|
ЧЕТВЕРТОК 5-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА |
Заповедь о целомудрии относится, во-первых, к телу и вообще к нашей внешности и, во-вторых, к душе и ее внутренним помыслам.
Что касается до целомудрия внутреннего, то оно состоит в том, чтобы все доброе мы делали для Бога перед Богом, а не для людей (по человекоугодию), чтобы подавляли в себе самом зародыши зловредных мыслей и пожеланий; считали всех лучшими себя, никому не завидовали, не предполагали ничего сами от себя, но все относили к воле и расположениям Промысла Божия; памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были к одному Богу, сохраняли свою веру чистой и недоступной никаким ересям и внутреннюю чистоту приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он и есть источник.
Внутреннее целомудрие состоит в том, чтобы мы, пока живем, не считали себя завершившими и окончившими подвиг добродетели, но подвизались бы до тех пор, пока смерть не окончит наших дней; чтобы вменяли в тщету труды и печали настоящей жизни, не привязывались и не любили на земле ничего, кроме ближних, и ожидали награды за свои добрые дела не на земле, но от одного Бога на небе.
|
О лжи |
1. Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь.
2. Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога.
3. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголющiя лжу (Пс. 5, 7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами?
4. Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа.
5. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: "не опечаливай", внушают они нам, "повествователя"; или "не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие". Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться, в сем случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы.
6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва.
7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, - свою совесть.
8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности.
9. Один лжет ради увеселения, другой - ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло.
10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет.
11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью.
12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее.
13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.
14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может.
Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
|
ВТОРНИК 5-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА |
...Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, предвозвестник голода, гадатель о бездождии.
...Сребролюбец есть хулитель Евангелия, и добровольный отступник. Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает.
...Оплакивающий себя самого, даже и тела своего отвергся, и не щадит его в случае нужды.
...Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили царство небесное.
...Страннолюбец и сребролюбец друг с другом встретились; и второй назвал первого безрассудным.
...Победивший страсть сию отсек попечения; а связанный ею никогда не молится чисто.
...Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистию к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки.
...Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатившись духовно и забыли первую свою нищету.
"Лествица", преподобный Иоанн Лествичник
|
Неделя прошла... |
Неделя была КРЕСТОПОКЛОННАЯ - необходимо уточнить. Всегда для меня нелегкая. Однако в этом году обошлось, хотя были, конечно, проверочки, были...
Самое тревожное - дочь решила отложить свадьбу. И это после того, как Янис перешел в православие... как вместе они сходили на беседы к отцу Андрею... как отец Андрей начал за них усиленно молиться... Впрочем, именно поэтому, возможно, всё и происходит. После Пасхи всё проявится окончательно, ждать надо и молиться. Что и делаем.
С мужем какие-то напряженные отношения. Постоянные претензии - как с его, так и с моей стороны. Умом вот понимаю, что надо прекращать это занудство, но изменить ничего не удаётся. Я зужу - он огрызается... он делает едкие замечания - огрызаюсь я. Где-то что-то заклинило... надо разобраться.
В четверг вот поедем в Пярну - в Эстонию, на встречу с семейной парой из Швеции - наши партнёры по бизнесу, ставшие за годы партнёрства почти друзьями. Просто так поедем - не по делам, а отдохнуть. Там, авось, рассосётся эта гематома.
А папка в эту неделю каждый день радовал чем-то новеньким. Чувствует себя хорошо. Упорно делает упражнения - в результате уже может ходить без "ходунков". В субботу ездили по делам, оставили его дома одного. Он уже сам смог разогреть обед и обслужить себя. Прогресс! Если бы погода была потеплее, я бы уже вывела его во двор погулять. Надеюсь, на этой неделе это удастся. Упражнения он делает постоянно - лёжа, сидя и стоя. Я теперь знаю в кого это я такая упорная - в папку!)))
Младшенький наш, Котофей - отказался заниматься музыкой. С начала этого учебного года брал уроки фортепиано. А сегодня заявил: "Музыкой заниматься не хочу! Не моё это!" На семейном совете с мужем решили внять. Потому что, когда начинали, то сразу же был уговор: заниматься Котофей будет только по доброй воле! Никаких особых способностей у него не наблюдается - так... для общего развития... Мужа родители заставили в своё время закончить музыкальную школу... он об этом с содроганием вспоминает - ну не было у него особых способностей и желания. За двадцать пять лет совместной жизни я помню - лишь один раз он подошел к инструменту и "изобразил" нечто... из Гершвина. Очень слабо, как на мой непрофессиональный взгляд... Старшенькая наша брала уроки фортепиано с пяти лет до одиннадцати... тешила родительское тщеславие... Пока муж как-то не услышал, как бедный ребёнок в своей вечерней молитве слёзно просит доброго Боженьку: "Сделай так, чтобы не надо было мне заниматься этой противной музыкой..." На следующий день дочка была от занятий освобождена... Поэтому младшенький наш Котофеич не долго мучился - полгода всего...
Средненький Сереженька тоже огорошил нас на этой неделе - пойду, мол, на курсы барменов, хочу барменом попробовать! Н-да... Ну тут уж я включила тяжелую артиллерию. Имея такую прекрасную профессию - он работает парикмахером - что-то где-то еще искать на стороне! Да было бы еще что-то стоящее, а то - бармен... Полтора года назад он закончил частную школу парикмахеров, годовое обучение в которой стоило две с половиной тысячи долларов (если говорить откровенно - качество обучения явно не соответствовало его цене, но это уже другая история...). Работает в двух местах - два дня в простой парикмахерской, три дня - в салоне. Салон находится в посольском районе города. Жена русского посла регулярно к нему на стрижки ходит. Вобщем, всё слава Богу... ну, зарабатывать бы только побольше... не хватает ему. Вот он и решил - буду барменом, заработаю побольше. Одним словом - мальчишка! ...Ну, разложила ему всё по полочкам... пусть выбирает... сам...
Перевела четыре стихотворения из сборника Гайды. Не собиралась этого делать Постом, но распирает... Тем более, Даниэль - компьютерщик мой сделал первый вариант сайта, и пора размещать стихи. Зашла на сайт, посмотрела. Понравилось. Вспомнилось. И пошли стихи...
На неделе совсем не занималась своим рабочим проектом, придётся на этой наверстывать. Вызвала на понедельник няню, выхожу на работу.
Такая вот была пёстрая неделя. Крестопоклонная.
До Пасхи осталось три недели...
|
НЕДЕЛЯ 4-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА |
![]() |
Миниатюра из книги "Лествица Иоанна Лествичника с дополнениями". 1622г. Происходит из Николо-Угрешского монастыря под Москвой. |
Пост - это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.
Это время примирения, а примирение - это радость Божия и наша радость; это - новое начало.
Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: "Покаяние - это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся - это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние - это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние - это очищение нашей совести. Покаяние - это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль".
И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас - как мы можем отозваться такому Богу? На это вот еще короткий отрывок о молитве: "Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, - держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу".
Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.
Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но так же и Путь, и Жизнь вечная. Аминь.
|
ЦИТАТА |
Встретилось у Old_Long. Коротко и ясно.
«Для всякого человека таково правило мудрых мужей:
употреби труд, храни умеренность – богат будешь;
воздержно пей, мало ешь – здрав будешь;
твори благо, бегай злаго – спасен будешь».
Свт. Митрофан Воронежский
|
СУББОТА 4-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА |
Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь - это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.
Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие. Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе к ней по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече...
Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие - в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии) и других молитв.
Как важно поминовение на литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" - спросил иеромонах. - "Да, это верно, - ответил св. Феодосий, - но приношение на литургии сильнее моих молитв".
Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".
Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".
Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим...
Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).
|
+++ |
|