kei_regis обратиться по имени
Вторник, 22 Февраля 2011 г. 17:39 (ссылка)
Будда вносит земное счастье в множество несчастья в широком смысле, поскольку оно не постоянно.
Слово "душа" явно лишнее. Во времена Будды в ходу была анатмавада - учение об отсутствии души. Махаянисты фактически возвели в ранг души алаю-виджняну, форму высшего сознания, но это было значительно позже и Будда так говорить не мог. В его время субъектом был набор дхарм, как мгновенных психофизических состояний, причинно связанных друг с другом. При жизни они разбивались по сакхам и образовывали личность, а после смерти поток дхарм продолжался и заново собирался в личность. Реинкарнация в те времена считалась мгновенной.
Нирвана счастливее мира в первую очередь своей стабильностью, невозможность страдания. О ней известно также, что это не ничто (ничто находится в Сфере Отсутствия Форм + буддизм антинигилистичен) и в ней есть счастье, естественно, не в земном понимании.
Личность же в раннем буддизме, это только конструкт, а души принципиально нет.