Таррагона - центр провинции и самый крупный город Коста-Дорады. Находится в 100 км от Барселоны.
Главная улица новой Таррагоны - Рамбла-Нова - это бульвар с широкой пешеходной частью тянется через весь город. На Рамбле стоит бронзовый монумент Человеческой башни-кастельс - когда люди встают друг на друга и образуют конструкцию, достигающую шести метров в высоту.
Памятник оригинальной традиции появился в 1999 году – 29 мая состоялось его торжественное открытие. Автором является Франсеск Англес (Francesc Anglès i Garcia). Бронзовая конструкция создавалась на основе гипсового макета.
Место размещения скульптуры выбрано неслучайно. Она находится на одной из главных улиц города Рамбла Нова, недалеко от стадиона Tarraco Square Arena – основным местом проведения уникального конкурса Кастельс групп.
Монументальная композиция, сужающаяся к верхней части, включает в себя 219 фигур людей. Завершает скульптурную группу ребенок, взмахивающий рукой, – тем самым он сигнализирует о готовности пирамиды. Вне замка стоят ещё 4 человека: руководитель и музыканты (два волынщика и барабанщик).
Среди фигур людей можно различить основателя памятника — скульптора Франсеска Англеса, а также известного художника Пабло Пикассо (Pablo Picasso), дирижера Пау Казальс (Pau Casals), архитектора Антони Гауди (Antoni Gaudí), художника Жоана Миро (Joan Miró), политика и деятеля Олимпийского движения Хуана Антонио Самаранча (Joan Antoni Samaranch). Высота композиции составляет 11 метров, а вес 12 тонн.
Своими глазами увидеть живые башни можно в Таррагоне на праздник Святой Феклы (Теклы), покровительницы города, в третью неделю сентября.
Кастель (castells) или, как их ещё называют, «человеческие замки» произошёл из религиозных процессий под названием Moixiganga, но с течением времени религиозное начало было утрачено, и главной целью стало построение впечатляющих замков. Команды кастельеров специально тренируются, чтобы построить как можно более высокие и сложные замки. Они, как правило, одеты в белые брюки, а по цвету банданы и рубашки можно понять к какому клубу относится команда.
Эта традиция зародилась где-то в XVШ веке, в провинции Таррагона. “Живые” башни использовались на торжествах в честь сбора урожая винограда. Считается, что идея была взята из старинных религиозных танцев Муишиганга (Moixiganga), в процессе которых также создавались живые пирамиды.
(Танец Муишиганга очень медленный и очень похож на "делай "раз", делай "два"))
Танцующие сельчане выделывали фигуры под звуки народных инструментов, а в тот момент, когда музыка смолкала, участники пляшущей феерии выстраивались в небольшую «живую пирамиду». Но шло время. Танцы стали не популярным явлением, в отличие от живых геометрических фигур. Так и зародилась эта испанская невидаль.
Позже этот праздник стал распространенным по всей Каталонии. На сегодняшний день каждый поселок имеет свою colla-группу кастельеров. Они тренируются круглый год, а сами соревнования начинаются с марта месяца, а именно в праздник Святой Иулалии
В основании «животрепещущего» сооружения стоят самые сильные члены команды – мужчины, правда, и у них трясутся колени и плечи, на которых взгромождаются несколько «этажей» девушек и детская «верхушка», самая легкая и по-обезьяньи ловкая (все малыши – в защитных касках).
Каждый кастелл (каталонское название замка) построен командой под названием colla, в которую входит от 75 до 500 мужчин и женщин. Молодые и легкие участники формируют вершину башни, в то время как более тяжелые участники формируют её основу. Весь процесс сопровождается драматической музыкой, участники строят башню высотой от 6 до 10 уровней в высоту и приз достается самым смелым и умелым командам.
* "Технология строительства" держится на четырех основных принципах :
"Força, equilibri, valor и seny":
Сила: Кастельер обычно коренастый человек. Первые кастельры были крестьяне, привычные к большим физическим нагрузкам и переноске тяжестей. Баланс: Для поддержки устойчивости конструкции необходимо хорошее чувство равновесия. Мужество: Наиболее важное свойство для кастельеров, образующих верхние ярусы. Обычно на самую верхушку ставятся маленькие дети. Здравый смысл: Постройка башни требует тщательного планирования. Любая ошибка может привести к развалу башни. Функцию "прораба" выполняет менеджер - первое лицо в команде кастельеров.
* Самая высокая и сложная в построении башня была построена в 1998 году Castellers de Vilafranca. Эта башня состояла из 10 ярусов, и в каждом ярусе находилось по три человека.
Униформа строителей это не просто отличительный знак, она несет стратегически важный смысл. Каждый элемент экипировки несет функциональную нагрузку. В одежде кастельера нет ни одной лишней детали, а от того на сколько туго повязана бандана или пояс зависит безопасность своей жизни или товарища.
Важнейшая часть гардероба профессионально кастельера — faixa. Это — черный широкий, невероятно длинный, плотный пояс.
Его можно повязать только при помощи товарища, который поможет плотно обмотать его вокруг поясницы. Процедура эта настолько важно, что получила даже свое название enfaixar-se. Одевание faixa не терпит никакой суеты и расторопности. Аккуратно и туго повязанный пояс во время выступления выступает в качестве бандажа, защищающего спину кастельера. А так же служит ступеньками для поднимающихся на верх. Самые длинные пояса у тех, кто стоит в основании пирамиды, т.к на них приходится основная нагрузка и вес всего "строения".
Удивительным аксессуаром является и кастельерская бандана, называющаяся mocador. От того, на каком месте она повязана зависит расположение кастельера в "живой пирамиде". Если бандана находится на голове, то перед вами представитель нижнего яруса. Им бандана нужна для того, чтобы спрятать волосы, да и чтобы пот не заливал глаза. Если бандана завязана на ноге, то это — верхотурщики, обитатели верхних этажей. Для них повязанная бандана — это своего рода ступенька. Ну, а если, бандана повязана поверх пояса — тут все ясно — это самый сильный человек команды ее основа и «игла» башни.
Традиционно брюки кастельеров всегда белого цвета, но, у тех, кто карабкается выше остальных, они закатаны до колена. То же происходит и с рукавами рубахи. Интересно, что кончики воротника опытный строитель зажимает во рту для того, чтобы рубаха не сползала и ноги вышестоящего и случайно не повредила кости ключицы или шеи. Цвета рубах отличают принадлежность к какой-либо colla. Приоритетными считаются красный, синий, зеленый или желтый, оранжевый или черный.
Верхние слои башни состоят из самых молодых представителей команды.
Строение «ствола» завершает «плод», состоящий из трех частей. Dosos — два подростка, олицетворяющих плодоножку, l’acetxador — некий мостик, обычно эту роль отдают ребенку до 8-9 лет (слава Богу, ему всегда на голову надевают каску)
Но главным действующим лицом является самый маленький кастельер. Он — «цветок», ради которого и «рос» весь этот «ствол». «Цветку» уготовлена самая ответственная задача: забравшись на стоящую на корточках l’acetxador, он должен сделать взмах рукой, что будет означать долгожданный конец строительства, а затем аккуратненько слезть. Взмах необходимо сделать четко на середине вершины пирамиды.
За процессом «роста» башни наблюдать очень увлекательно, если не сказать –захватывающе, ведь одно неверное движение, один малейший перевес не в ту сторону, и вся гигантская конструкция в момент рухнет. Именно поэтому победителями конкурса становится та команда, которая не только построит башню публике на радость, конкурентам на зависть, а еще и сможет удержать ее при обратном процессе – разборе сооружения на «кирпичики», коими служат сами участники конкурса, по одному, начиная с верха, спускающиеся вниз.
Это наиувлекательнейшее зрелище превращено уже в спорт, на которое съезжаются посмотреть тысячи туристов каждый год.