Путешествие на поезде ч.12 с партизанами
|
|
Понедельник, 29 Июня 2020 г. 08:47
+ в цитатник
29 июня в России отмечается День Партизан и подпольщиков. Хочется верить, что лозунг "Ничто не забыто, никто не забыт" в действии. Но сейчас всё чаще и чаще раздаются голоса, что в зверствах фашистов на захваченной ими территории во время Великой отечественной виноваты партизаны. Мол это была месть за одного-двух убитых немцев, когда расстреливали сотни мирных жителей, выжигали заживо целые деревни от мала до велика. Мол партизаны воевать не умели, а за это расплачивались жизнями дети, женщины и старики.
Война есть война, а партизанам, в большинстве своем - еще совсем недавно мирным жителям, приходилось осваивать боевое искусство не за партой или на учебном плацу. И чем больше зверствовали фашисты, тем сильнее нарастало сопротивление им в тылу.
Важнейшей задачей украинских и белорусских партизан являлся срыв железнодорожных перевозок врага путем крушений его эшелонов с войсками, техникой, горюче-смазочными материалами, боеприпасами и продовольствием. К 1943 г. Рельсовая война была в самом разгаре.
Немецкий паровоз 56-й серии номер 2248, пущенный под откос советскими партизанами.
Немецкий паровоз 52-й серии и вагоны, подорванные советскими партизанами на территории Литвы. Обозначение Rs на паровозе свидетельствует о том, что он был приписан к депо в городе Радвилишкис.
Паровоз и разбитые вагоны у железнодорожного моста, взорванного французскими партизанами в регионе Лимузен (Limousin).
Паровоз, прибывший в Литву из Берлина в 1943 г., был практически сразу подорван партизанами. После войны он был передан из американской оккупационной зоны Советскому Союзу и эксплуатировался в последующее время в Польше.
В книге участника партизанского движения Старинова Ильи Григорьевича «Записки диверсанта»
читаем: "Начиная с десятого — одиннадцатого июля (1943 г.) радиограммы об уничтоженных эшелонах и взорванных мостах радиостанция Украинского штаба партизанского движения стала получать ежедневно. В июле чаще всего они приходили от командира партизан Алексея Федоровича Федорова. С 7 июля по 1 августа на минах замедленного действия, установленных федоровцами вокруг Ковеля, подорвались 65 вражеских эшелонов. Такое количество соединение смогло в прошлом подорвать лишь за шестнадцать месяцев, почти за полтора года! Но и этим не кончилось. С 1 по 10 августа под откос полетели еще 58 фашистских эшелонов, рискнувших двинуться по линиям Ковельского железнодорожного узла!...
...Отщепенцы вырыли по обе стороны железнодорожного полотна окопы, засели в них, установили круглосуточное патрулирование пути, но окопы и патрули не способны обезвредить мины замедленного действия, взрывы продолжались. Взбешенные гитлеровцы заподозрили своих пособников в содействии партизанам, дивизию расформировали, загнали предателей в концентрационные лагеря, прислали им на смену эсэсовский батальон. Но никакой батальон из-за своей малочисленности обеспечить постоянную и надежную охрану значительного участка пути не способен. Партизаны получили хорошую возможность установить новые мины."
Последствия теракта французских партизан, Франция, 1943 г.
В разгроме врага и его изгнания с Левобережья Украины, безусловно, одним из крупных факторов является фактическое закрытие таких важных магистралей, как Брест — Ровно, Брест — Пинск и Ковель — Сарны. В июле и августе 1943 г. партизаны пустили там под откос двести вражеских эшелонов. 26 августа командующий войсками оперативного тылового района группы армий "Юг" докладывал в Берлин, что "постоянно растущее количество диверсий, совершаемых на железнодорожных магистралях, приводит к чрезвычайному положению всей транспортной обстановки и катастрофическому положению со снабжением войск".
Не так то легко устроить крушение поезда. Колеса как ни в чем не бывало перескакивают подорванные участки. Во время Рельсовой войны, если могли, просто вынимали сегмент рельсы. а если не могли -- плавили тол из бомб, и закладывали мины по 100 кило.
Успех партизанских акций определялся имеющимися у них объемами боеприпасов. В большинстве случаев эти объемы были не очень велики. Партизаны быстро смекнули, что наиболее уязвимы немецкие поезда на крутых поворотах.
Зимой 1942-1943 гг. "партизанский Левша" Тенгиз Шавгулидзе придумал специальное устройство, с помощью которого можно было пускать составы под откос даже без взрывчатки. «Клин Шавгулидзе» устанавливался на рельсы всего за пару минут. Вражеский поезд наезжал на него передними колесами, скользил по косой рейке и уходил с рельс. Чем быстрее при этом ехал поезд, тем большей была катастрофа. Устройство оказалось столь простым и эффективным, что его чертежи распространили по всем партизанским отрядам.
Тенгиз Шавгулидзе – партизан-изобретатель Великой Отечественной войны.
Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе родом из Кутаиси (Грузия). До войны он работал на железной дороге, получил образование инженера. С 1939 года лейтенант Шавгулидзе служил в железнодорожных войсках. Начало Великой Отечественной войны он встретил в действующей армии, воевал на территории Украины, был ранен и попал в плен.Летом 1942 года Шавгулидзе бежал из немецкого плена и вступил в партизанский отряд в окрестностях Минска.
«Клин Шавгулидзе», с помощью которого партизаны пускали поезда под откос.
В условиях недостатка взрывчатки и боеприпасов эффективные изобретения партизанского «Левши» оказали большую помощь партизанам Великой Отечественной войны. За свой вклад в Победу талантливый подпольщик награжден орденами и медалями, а после войны он продолжил работать на железной дороге и в московском метро.
Партизан-минер С.С.Янкович. Пустил под откос 12 немецких эшелонов
Василий Быков. Партизан-подрывник
Подрывник
Подрывники Закарпатского партизанского отряда Грачев и Утенков
Интересны воспоминания некоего деда Андрея (Разговор с дедом. Анатолий Болдырев)
– Никой взрывчатки, внучек, не надо было, – рассказывает дед. – Достаточно банки с древесной смолой. Взрывчатку не всегда достанешь, и шуму от неё на несколько километров. Мы воевали в сосновых лесах, недалеко от украинского города Купянска. А там на хвойных деревьях столько смолы! И сапоги ею клеили, и деревянные бруски крепили, и так по другой хозяйственной надобности применяли. Я как-то вспомнил рассказ отца, прадеда твоего. Он до войны на «железке» работал. У них чуть паровоз с рельсов не сошёл из-за того, что местная ребятня смолой древесной пути у станции измазала. Вот это идея, думаю. Сказал командиру, тот одобрил, и как только от связника поступила информация, что мимо нас вражеский поезд с продуктами в оккупированный Купянск пойдёт, мы эту тему, как нынче молодёжь говорит, раскачали. Намазали смолой метров двадцать рельсов и рядом в сосняке засели.
Дедовская идея сработала. Фашистский поезд, налетев на древесную смолу, заскрипел и ушёл под откос. Без шума, только ветки, на которые свалились паровоз с вагонами, захрустели.
– Я потом понял её губительную силу, – продолжает дед Андрей. – Смола же сосновая связывает хоть дерево, хоть железо лучше нынешнего «Момента». А резкие тормоза, сам понимаешь, хоть любого перевернут с ног на голову. Так вот, из тех вагонов такой разносол посыпался: тушёнка, макароны, гречка, сахар, чай, мука и даже повидло со сгущёнкой в жестяных банках. Начали мы всё это по мешкам собирать да к землянке перетаскивать. На год этого продовольствия партизанам хватило.
Уходят на задание
Благодаря густым лесам, партизаны Беларуси могли активно действовать. Они нанесли огромный ущерб врагу. За годы войны они пустили под откос 11128 военных эшелонов, убили или ранили 500000 солдат врага, уничтожили 18700 автомобилей, 1355 танков и бронемашин, 305 самолетов. А нарушение транспортной связи немецких войск с Германией внесло большой вклад в победу Красной Армии во многих битвах Великой Отечественной войны.
Партизанский отряд им. Щорса минского соединения уходят на «рельсовую войну». 08.1943г
Партизанская бригада имени Пархоменко на «рельсовой войне»
"Сюрприз" для врага
https://kulturologia.ru/blogs/180117/33088/
https://skaramanga-1972.livejournal.com/236839.html
https://gudok.ru/newspaper/?ID=699668
https://www.kommersant.ru/gallery/1281673#id399710
Процитировано 1 раз
Понравилось: 12 пользователям
-
12
Запись понравилась
-
1
Процитировали
-
0
Сохранили
-