-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии У нас будет лялька
У нас будет лялька
02:24 08.01.2012
Фотографий: 4
Посмотреть все фотографии серии Новый год 2012
Новый год 2012
11:21 02.01.2012
Фотографий: 4
Посмотреть все фотографии серии Катькины куклы -3
Катькины куклы -3
21:21 27.12.2011
Фотографий: 4

 -Я - фотограф

 -Рубрики

 -Цитатник

Интересная история прекрасного ЗЯБЛИКА ЛЕДИ ГУЛД - (0)

Интересная история прекрасного ЗЯБЛИКА ЛЕДИ ГУЛД Назван британским натуралистом и орни...

День знаний. Ему сегодня 40 лет! - (0)

День знаний. Ему сегодня 40 лет! 40 лет назад, в 1984 году Указом Президиума Верховного...

«Было бы неплохо, если бы мы умерли в один день» - Ален Делон - (1)

«Было бы неплохо, если бы мы умерли в один день» - Ален Делон Жан-Поль Бельмондо скончался...

Из бани в Лувр. Почему «Джоконда» стала главной картиной всех времен и народов - (0)

Из бани в Лувр. Почему «Джоконда» стала главной картиной всех времен и народов "... она улыбкой, ...

Алладин нашего детства... - (0)

Алладин нашего детства... 18(17) августа в возрасте 79 лет умер актер театра и кино, исполнител...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Galyshenka

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 49) Старое_фото Неизвестная_Планета Креативные_идеи История_Древнего_Мира Сфера_Любви про_искусство Live_Memory РЕТРОгалерея мир_бисера Дом_Кукол БУДЬ_ЗДОРОВ Царство_Кулинарии Секреты_здоровья История_и_культура Мир_добрых_людей Усы_лапы_и_хвост РЫЖИЙ_КОНЬ ОСЕНЬ_и_ЗИМА Интересно_об_АВТО Голоссуй фотик_с_собой Вокруг_Света Бейкер_стрит НАШ_САД СТИХОТВОРЕНИЯ A_Propos Пернатые_любимцы Camelot_Club Geo_club Moja_Polska ОМД_один_мой_день Питер pro_Chtenie Сама_овца Тереза_Тенг -HochuVseZnat- ИСКУССТВОбезГРАНИЦ Арт_Калейдоскоп Сообщество_Творческих_Людей Чортова_Дюжина Говорим_пишем_спорим Школа_славянской_магии Комфортариум Вкусно_Быстро_Недорого Best_of_Callery ДЕНЖЕР-ЗОНА Только_для_женщин Клуб_Фотопутешествий Questions_LiveInternet
Читатель сообществ (Всего в списке: 17) Наши_схемы АРТ_АРТель Служба_изменения_кадров притчи_мифы_сказки Мода_и_стиль_с_Сусловым МегА-АрТ Школа_Иггдрасиль Голоссуй AbhaziaTrip Ад_в_Раю Обитель_Тьмы Mimi_Kids Релакс_и_вдохновение WiseAdvice О_Самом_Интересном Чортова_Дюжина Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.10.2011
Записей: 15527
Комментариев: 13068
Написано: 82016


Русская зима в Федоскинской лаковой миниатюре

Воскресенье, 23 Декабря 2018 г. 23:23 + в цитатник
Цитата сообщения babeta-liza Русская зима в Федоскинской лаковой миниатюре

 

 

Я представлю вам краткую историю и технологию Федоскинской лаковой миниатюры -прекрасного образца народного промысла в России.

Мой рассказ будет иллюстрироваться   зимними пейзажами и сюжетными сценами , выполненными на   этих чудесных изделиях . 

Федоскинская миниатюра - не просто сувенир, а произведение искусства, каждое из изделий уникально и может украсить любую коллекцию. Они создавались на заказ для фонда президента РФ, королевы Елизаветы, принца Уильяма и других... Миниатюры хранятся в коллекциях по всему миру и представлены в музеях разных стран.

Этот промысел сложился в конце XVIII в. Искусство возникло из-за популярности в Европе табакерок, изготовленных из прессованного картона ( то есть из папье-маше). Табакерки покрывались черным грунтом, черным лаком, затем расписывались классическими сюжетами.

Есть в России небольшой поселок, где вот уже больше двухсот лет традиционно занимаются росписью. В 20-и километрах от Москвы, в небольшом, уютном селе Федоскино, располагается исторический центр лаковой миниатюры, основанный купцом Петром Коробовым в 1795 году. 

 На изделия, в т.ч. шкатулки Федоскино, дается столетняя гарантия. Они не подвержены коррозии в результате действия воды и грибков. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника. Шкатулки Федоскино в качестве подарков были переданы Папе Римскому, Президенту США, Премьер Министру Великобритании.

Федоскино – старинное русское село на берегу речки Учи, в 30 км от Москвы. Очень живописное место, особенно летом. Красивый изгиб реки. Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках – как народный промысел, конечно, совсем не древний, и по каким-то меркам даже молодой – всего то около 200 лет. Федоскино вообще знают мало, в отличие от Палеха. Но их и сравнивать в принципе нельзя, это как сопоставить цветок вишни и цветок яблони. Вроде как бы одно и тоже, но какие разные!

Федоскино – школа, которая имеет свои традиции, свою давнюю историю и культуру. Шкатулка Федоскино – изделие из папье-маше, расписанное масляными красками с использованием сусального золота и перламутра, покрытое несколькими слоями лака.

Федоскинская миниатюра — это реалистическая живопись. Трёхслойное письмо, применяемое в Федоскино, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят реалистично, «как живые», в пейзаже и сюжетных сценах чувствуется «воздух».

Главную роль в создании знаменитой на весь мир федоскинской миниатюры сыграли купеческая свадьба и лаковые козырьки для фуражек. Потомственный московский купец Пётр Коробов был человек разносторонний и в 1795 году вместо своего «голландского» мыла решил начать производить лаковые козырьки для киверов и фуражек русской армии.

Под это дело он в небольшом селе Данилково Мытищинского уезда основал маленькую фабрику. Козырьки делались из папье-маше, т.е. из размельченной, размоченной и спрессованной бумаги (про пластмассу ещё тогда не знали естественно). Потом перекинулся на табакерки для нюхательного табака, которые вошли тогда в моду.

Об успешном человеке в то время говорили: "И сыт, и пьян и нос в табаке". Ну а чтобы любителям и любительницам этого зелья было особливо приятно не только табак нюхать, но и в руках затейливую вещицу повертеть, решил Коробов для красоты на табакерки картинки наклеивать.

Коробов был купец продвинутый и выписал из немецкого города Брауншвейга опытных немецких кадров со знаменитой лаковой фабрики Штобвассера, дабы научили они наших мастерству. Ну и научили... Да так, что мастера наши стали выпускать и шкатулки, и портсигары, и коробочки для рукоделия и ещё массу всего заманчивого и полезного в быту и хозяйстве. Но – художников ещё не было. Картинка просто наклеивалась на лак. Художники появились только в 1814г., в аккурат после наполеоновской авантюры. Из Москвы их пригласил зять Коробова купец Лукутин.

Между делом у Коробова подрастала дочка Катерина, и на юную красавицу и положил глаз купец – Пётр Лукутин. Справили свадьбу. Так вот и породнился купец Коробов с купцом Лукутиным. Жених оказался шустрый, не даром был купцом не второй, как Коробов, а первой гильдии. Потому потенциал фабрики тестя оценил быстро, сразу перенёс мануфактуру на противоположный берег речки Учи, в село Федоскино, и построил для неё новое бревенчатое здание, а также выписал мастеров-живописцев.

 А потом федоскинской фабрике, пожаловали право ставить клеймо, герб Российской империи – двуглавого орла, – но! – только после того, как салонный стиль росписи поменялся на народные сюжеты. Так Федоскино стало поставщиком Императорского двора. А это означало почёт и уважение, и качество, соответствующее требовало. Ну а дальше начали подключаться к фамильному производству сыновья и внуки. Но каждый по-своему.

Сын Лукутина Александр что называется "горел" на производстве. Самолично делал эскизы для будущих изделий и отбирал для образцов картины и гравюры. Внук Лукутина Николай, будучи известным меценатом, филантропом и коллекционером, посвящал свое время массе других дел, а Федоскинский промысел содержал не из коммерческих соображений, а в память об отце и деде.

В результате такого "управления" в 1904г. фабрика закрылась, а мастера пошли наниматься в Жостово (кто не знает – промысел по производству расписных подносов). Правда потом многие возвратились и создали артель, которая и помогла сохранить традиции.

 В начале сороковых годов артель стала фабрикой, которая "производила искусство" на конвейерной основе. А в трудное военное время коллекцию образцов 18-19 столетий пришлось тщательно упаковать и закопать в погребе.

Кстати. Очень интересный факт: в те военные годы Сталин подписал указ, по которому мужчин-художников во время войны не брали на фронт, а оставляли на фабрике; а по другому указу – вернули всех мастеров из Федоскино, работающих на других местах обратно в Федоскино. В 70-е годы государство еще раз взволновалось о судьбе промысла, и в Федоскино было построено 7-этажное здание новой фабрики и учебный корпус для школы.

Процесс изготовления Федоскинской миниатюры

Корпус шкатулки выполняется из папье-маше, в основе которого – чистый древесный картон. Изделие пропитывается горячим льняным маслом, затем высушивается в печи при большой температуре. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Покрывают несколько раз чёрным, а внутри – красным лаком. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев!!!

В основе Федоскинской лаковой миниатюры лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике работали старые мастера классической живописи – Леонардо да Винчи, Карл Брюллов, Рубенс... Эта техника позволяет создавать наиболее реалистические, живые изображения.

Процесс изготовления лаковой миниатюры включает в себя несколько этапов:

Грунтовка

Грунт – это алюминиевый порошок, напылённый на лак. Он прилипает к поверхности, и краски, нанесённые на него, не тускнеют. А если это прозрачные краски, то металл сквозь них просвечивает, и эффект получается впечатляющий. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или кусочки перламутровых раковин.На грунт с помощью кальки переводится силуэт рисунка.

Замалёвок

Накладывают первым слой живописи. Называется "замалёвок". В нем следует отобразить основные цвета и тени. Деталей нет.

Сушить лучше при температуре градусов 60 по Цельсию. При комнатной температуре масляные краски сохнут очень долго, а такие, как "сажа газовая" – вообще не сохнут.

Перемалёвок

Когда первый слой высохнет, его надо покрыть лаком и опять высушить. После каждого слоя лака шкатулку шлифуют порошком пемзы для того, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи.Надо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать ярче свет. И снова сушим. И снова покрываем лаком

Бликовка

Последний слой – "бликовка". Само название говорит, что надо расставить акценты: блики, мельчайшие детали.Затем сушим. Покрываем лаком. Не менее десяти слоев.

Готовая шкатулка

На корпусе тоже надо красоту навести. Тоненьким стальным перышком рисуем орнамент, подписываем имя художника и дату изготовленияКорпус надо покрыть лаком (не менее 10 слоев) и отполировать. Полируют обычно той же масляной краской "окисью хрома" на медленно вращающемся кругу до зеркально ровной поверхности. Сложные узлы доводятся вручную. Шкатулка готова.

Я привела подробную технику изготовления и росписи шкатулки для того, что бы было понятно насколько трудоемкий этот процесс.

Техника Федоскинской миниатюры

Федоскинские миниатюристы используют две разновидности миниатюрной живописи: "письмо по-плотному" и "письмо по-сквозному"Традиционной федоскинском миниатюре присуще органическое сочетание приемов письма по-плотному и по-сквозному, это дает необычайный декоративный эффект.

Подробности этих техник я приводить не буду, кого заинтересует, можно почитать по ссылкам.

Федоскинская миниатюра иногда дополняется золотым орнаментом преимущественно растительного характера. Орнамент пишется лаком с подмешанными в него белилами (так называемая гульфарба) по матовой поверхности коробки. На выдержанную до отлипа гульфарбу накладывается сусальное золото. 

Наряду с миниатюрной живописью и золотым орнаментом в Федоскине были разработаны приемы оригинальной декорировки изделий: скань (узор из мелких чеканных металлических элементов), цировка (узор в виде расходящихся от центра блестящих волнистых лучей), роспись под черепашку, под ясень, рисунок шотландка (по аналогии с шотландскими тканями), имитация малахита, красного дерева и др.

Завершающие стадии производства изделий из папье-маше

От художников-миниатюристов изделия попадают в руки профессиональных лакировщиков и полировщиков. Вещи покрываются тремя слоями светлого масляного лака с обязательной просушкой и прочисткой каждого слоя. После покрытия четвертым слоем лака изделия шлифуются зернистой пемзой и бруском и полируются: сначала трепелом {порошком из обожженного черепка), затем цигейковым мехом. Остается последняя, чисто формальная операция: шарнировщик окончательно вставляет в петли ось шарнира – металлический прутик, скрепляющий крышку с корпусом изделия. Вещь закончена. Она начинает жить как самостоятельное, оригинальное художественное произведение, созданное руками многих мастеров.

Федоскинская лаковая миниатюра – это не просто сувенир, а произведение искусства, каждое из изделий уникально и может стать семейной реликвией, украсить любую частную коллекцию или художественный салон

Источник:

http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/fedoskino/fedoskino.htm

https://ru.russianarts.online/crafts/2725

https://fishki.net/2449190

http://новости-мира.ru-an.info/новости

http://ucrazy.ru/interesting/1447312834

Серия сообщений "Миниатюра":
Рубрики:  САМИ С УСАМИ/творчество народов мира

Понравилось: 5 пользователям

mng52   обратиться по имени Понедельник, 24 Декабря 2018 г. 06:58 (ссылка)
красота
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку