Музыкальные инструменты.
Калимба, Стеклянная гармоника, Ханг.
Первый инструмент — Калимба
Калимба — древнейший и самый распространенный музыкальный инструмент в Африке (особенно в Центральной и Южной), на некоторых из Антильских островов. О его широкой популярности свидетельствует обилие названий, которыми обозначается калимба у различных племен: цанца, санза, мбира, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, нжари, мганга, ликембе, селимба и др., из которых «официальным» в России является «цанца», на Западе — «калимба». Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Её называют «африканское ручное фортепиано»; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно прозрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку.
Второй инструмент — Стеклянная гармоника
Стеклянная гармоника — редкий музыкальный инструмент, состоящий из стекляных полусфер различного размера, нанизаных на металлический стержень, укрепленный в ящик-резонатор с водой и уксусом таким образом, что сферы лишь наполовину в него погружены.
Происхождение, история
Стеклянная гармоника известна в Европе с середины XVII века. Тогда играли на тридцати-сорока стаканах, прикасаясь к краям которых, исполнитель извлекал такие легкие, неземные звуки, будто на землю падают стеклянные шарики.
В 1744 году ирландец Ричард Пакрич совершил триумфальное турне по всей Англии с новым, усовершенствованным инструментом, который он назвал «серафим» или «музыкальные стаканчики». Успех был так велик, что уже через пару лет в Лондоне выступил солистом на этом инструменте Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил «концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой».
Прибывший в 1757 году в Лондон в качестве посла Соединенных Штатов Бенджамин Франклин был захвачен всеобщим увлечением стеклянной гармоникой. Его изобретение сделало этот инструмент еще более популярным. Стаканчики Франклин заменил полусферическими чашечками, нанизанными на железный вал. Нижний край чашечек погружался в корытце с водой и при вращении вала, приводимого в движение педалью, равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало нежный и приятный звук.
Стеклянная гармоника покорила Европу. Слепая музыкантша Марьянна Кирхгеснер, посетив в 1791 году Вену, так пленила своей игрой Моцарта, что он тут же написал сочинение для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели. Для этого инструмента писали Бетховен и Рихард Штраус, его небесным звучанием восхищались Паганини и Гёте.
Но несмотря на это, в те времена считалось, что его звук слишком сильно действует на душевное состояние людей, пугает животных, вызывает преждевременные роды и даже приводит к расстройству рассудка. Поэтому в некоторых городах Германии гармоника была запрещена законом. Зато знаменитый австрийский психиатр Месмер, живший в конце XVIII – начале XIX века, использовал ее для успокоения пациентов перед исследованием.
В начале ХХ века искусство стеклянной гармоники было утеряно, и интерес к ней возродился лишь недавно. Интересно, что в произведении американского композитора XX века Джорджа Крама этому инструменту доверено исполнять не что-нибудь, а голос самого Бога.
Антон Рубинштейн использовал стеклянную гармонику в «Демоне», чтобы создать ощущение необычайного, таинственного и «фантастического» в звучании оркестра. А Михаилу Глинке она пригодилась в опере «Руслан и Людмила» – для достижения сказочного колорита.
Когда секрет игры на стеклянной гармонике был утерян, ее стали заменять другими инструментами. Но недавно питерский режиссер Виктор Крамер поставил оперу Глинки в Большом театре и решил вернуть стеклянную гармонику на ее законное место.
Третий инструмент — Ханг
Ханг - перкуссионный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических сферических сегментов.
Инструмент был разработан в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер из швейцарского города Берн в результате многолетнего изучения стальной тарелки и многих других резонирующих перкуссионных инструментов со всего света: гонга, традиционного индонезийского оркестра — гамелана, гатама, барабанов, колокольчиков, музыкальной пилы.
Этот ударный инструмент состоит из двух соединенных между собой металлических полушарий: стороны DING и стороны GU.
На стороне DING расположены 7-8 тональных областей, образующих «тональный круг». Он окружает центральный купол, названный DING (похожий на гонг). На стороне GU находится отверстие размером с кулак для звукового резонанса. На этом отверстии можно играть как на уду или использовать его для модуляции звука DING.