-Метки

17 век 18 век 19 век Зодиак акссесуары аспекты астрологический прогноз астрология биография брак быт возрождение город гороскоп графика дети детство достопримечательности древний рим европа жанровая живопись женская красота женская мода женская одежда женские штучки женский костюм женский образ женщина женщины живопись зарубежная литература зарубежная проза зарубежные писатели знаки зодиака интересно искусство история история моды картины кино книга книги костюм красота кулинария лирика литература луна любовь магия мода натальные посулы нравы обувь одежда отзыв отношения оформление дневника памятники пейзаж планета планеты портрет портреты предсказание природа проза прошлое психология путешествие рамочки ренессанс ретро ретро-фото ритуал роман россия семья сказка скульптура современная проза солнце средние века стиль стихи страна тематическая подборка традиции факты фильм фотографии фотография франция хирон художник художники цитаты эзотерика эпоха юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в fox-cub77

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 2120


Русская женщина XVIII века: Отрочество.

Суббота, 29 Июня 2013 г. 13:49 + в цитатник

Проходили годы беззаботного поэтического детства под матерински теплой опекой «голубки дряхлой» и девочка достигала того возраста, когда чадолюбивые родители считали своим долгом начать ее воспитание и обучение. В первую очередь в большинстве семей ребенок должен был освоить русскую грамоту. Долгое время грамоте учили по методике, выработанной едва ли не во времена Кирилла и Мефодия, и учили языку книжному, то есть богослужебному — церковно-славянскому. До рождения русского литературного языка перестроиться со «славянского» на современный разговорный язык было нетрудно. Найти учителя для обучения грамоте не составляло проблемы: грамотно было большинство духовенства (но не все: изрядное число священников, особенно сельских, не умея читать, однажды и навсегда заучивали богослужебные тексты наизусть и так с этим потом и жили). Поэтому пригласить в дом дьячка, дьякона или даже отца протоиерея для наставления дитяти в «славянской» (церковнославянской) и «русской» (то есть гражданской) азбуке не составляло труда.

Для некоторых детей на этой стадии учение и заканчивалось. Так, мемуаристка Е. И. Елагина вспоминала о своих родственницах, чье детство пришлось на первую половину XVIII века: «Мария Григорьевна Безобразова… была по-тогдашнему хорошо образованна, ибо умела читать и писать. Сестра ее Александра Григорьевна сего не достигла. Она подписывала бумаги под диктовку своего крепостного писаря; он говорил ей: „Пишите „аз“ — написала. — Пишите „люди“ — написала „люди“, — повторяла она и т. д.“. То есть, как видим, названия букв и их начертание были усвоены, а складывать их в слова госпожа Безобразова так и не научилась.

В.Боровиковский

Надо заметить, что первые годы детства из системы воспитания оказывались как бы вычеркнутыми. Предполагалось, что в этот период, проведенный в тесных стенах детской, ребенок попросту кормится и растет, живет своей стихийной жизнью и отнюдь не воспитывается морально. Вследствие такого взгляда, дети в этом возрасте и предоставлялись полному и всестороннему попечению и влиянию одних нянек, простых русских женщин, в том ошибочном расчете, что о нравственном развитии ребенка заботиться еще рано.

Начать воспитание ребенка в понятиях образованных родителей 18 века значило поручить его наемным гувернанткам, боннам и учителям, которые обязывались обучить дитя разным наукам и искусствам, французскому языку, без которого в свете шагу нельзя было ступить, а также вышколить его в элегантных манерах, в умении держаться в обществе и казаться приятными в салонном смысле этого слова.

Воспитание в этом смысле начиналось довольно рано, так как девочки в 12-13 лет считались уже довольно зрелыми девицами и нередко в этом возрасте выходили замуж.

Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой

Известный Берхгольц, попав в высшее общество, встречал 8-9 летних девочек, которые сходили за настоящих светских барышень и принимали участие наравне со взрослыми в общественных собраниях и увеселениях.

Детские балы - подготовка к взрослой жизни и выезду в свет, возникли во второй половине 18 века. Они устраивались специально для подростков (отроков)- 13-ти -16-ти лет ещё ни разу не выезжавших на "взрослый" бал. Детские балы, или детские праздники, как их еще называли, организовывались либо в знатных семьях по случаю именин кого-либо из детей или других подобных событий, либо известными танцмейстерами, например П.А. Иогелем в общие праздничные дни: на Новый год, масленицу и т.п. Кроме подростков, которых среди приглашенных было большинство, на такие балы приезжали и взрослые. Если бал давал танцмейстер, он приглашал на детский праздник всех своих бывших учеников. Это позволяло девушкам потанцевать с "настоящими" кавалерами, а молодым людям приглашать на танец взрослых дам и таким образом потренироваться и в танцах, и в знании бального этикета, и в умении поддержать беседу.

"У Иогеля были самые веселые балы в Москве",- читаем мы у Л. Н. Толстого. Можно представить себе портрет юной героини по описанию того же Толстого: "Из закутанной особы вышла чудесная двенадцатилетняя девочка, в коротеньком открытом кисейном платьице, белых панталончиках и крошечных черных башмачках. На белой шейке была черная бархатная ленточка; голова вся была в темно-русых кудрях". 

В свою очередь юные "дамы" использовали детские балы для репетиции взрослых отношений. Мемуаристка Е. А. Нарышкина, выросшая в деревне и потому не слишком светская, вспоминала (1850-е годы): "Изредка нас водили на детские балы… Девочки, которых мы встречали, представляли для меня особый новый тип. Они были элегантны и нарядны, как настоящие маленькие дамы, и умели говорить светским жаргоном о светских вещах.
В этом отношении я сознавала их безусловное превосходство надо мною; их апломб, миленькие манеры, легкий флирт с пажами, рассказы и смешки были для меня недосягаемы, и вместе с тем я чувствовала, что никогда не заговорила бы при них о том, что наполняло мою голову и мое сердце, так что моя роль с ними была довольно пассивная".

Довольно долгое время родители обращали внимание лишь на образование сыновей, оставляя дочерей практически неграмотными. Лишь девочки из высшей аристократии, предназначенные к жизни при дворе, уже в начале XVIII века начали воспитываться в соответствии с новыми требованиями.

От придворной дамы требовалось знание иностранного языка и "политеса", умение танцевать, музицировать и, при наличии голоса, петь, а также способность немного писать (хотя бы любовную записку) и ориентироваться в той самой мифологии (чтобы не попасть впросак, если кавалеру вздумается сделать "мифологический" комплимент).

Как писала историк Е. Н. Щепкина: "Со введением иноземного платья и новых обычаев среди столичной знати пытались обучать и девочек чему-нибудь, кроме церковной грамоты, но еще никто не знал, чему и как учить, и дело сводилось к тому, что их по внешности уподобляли иностранкам. Хватались за всех, от кого могли ожидать помощи в деле воспитания".

Поначалу в наставницы нанимали "баб и девок" из Немецкой слободы, а для собственных дочерей Петр выписал уже настоящую воспитательницу из-за границы. Елизавета Петровна знала русскую грамоту, даже сочиняла "вирши", прелестно танцевала, любила итальянскую музыку и могла говорить (не скажем — читать) на немецком и итальянском языках. Французский она знала хорошо — одно время ее готовили в жены французскому королю — и на нем, кажется, свободно читала. Научных же познаний, как и большинство девушек ее круга, почти не имела, да и не больно-то в них нуждалась. Из современниц Елизаветы, кажется, только дочери фельдмаршала Б. П. Шереметева, серьезные и умные девушки, тянулись к знаниям и, как писала Е. Н. Щепкина, "учились даже некоторым предметам из школьных программ того времени. Их гувернантка, г-жа Штуден, так сблизилась с ученицами, что последовала в ссылку за многострадальной Натальей Борисовной".

Отличное, по светским меркам, образование получили в середине XVIII века и племянницы государственного канцлера графа М. И. Воронцова. Одна из них, знаменитая княгиня Е. Р. Дашкова, впоследствии вспоминала: "Дядя не жалел средств, чтобы дать своей дочери и мне лучших учителей, и, согласно взглядам того времени, мы получили прекрасное образование; знали четыре языка, особенно хорошо французский; некий статский советник учил нас итальянскому; когда мы изъявили желание брать уроки русского языка, с нами стал заниматься Бехтеев. Мы прекрасно танцевали, немного рисовали, к тому же обе обладали приятной наружностью, изысканными и любезными манерами, неудивительно, что нас считали хорошо воспитанными девицами. Но что ж было сделано для развития нашего ума и воспитания сердца? Ничего".

Это говорит о том, что во  многих дворянских семьях воспитание «девицы благородной» было исключительно внешнее, направленное к тому, чтобы вооружить девушку всеми средствами блистать в салонах, пленять и нравиться.

Что касается наемных воспитателей или, как их тогда именовали «гофмейстеров» и «мадамов», то бытовало мнение, что эти сомнительные педагоги гораздо чаще развращали детей, чем развивали.

«Промыслили родители способ воспитания и учения детей своих – стали отдавать в пансионы, заведенные большей частью невежественными французами или, что больше, принимать к себе на дом французов в звание гувернера. Обширная роспись преподаваемых наук и упражнений в пансионах прельщала родительскую попечительность, а хвастовство гувернера, проповедывающего бесстыдно о своей учености, пленяли их скорейшим и удобнейшим под своим присмотром воспитанием»

Так неодобрительно отзывается один моралист о модном способе воспитания через пансионы и гувернеров. Хорошо было моралистам отрицать французов-учителей, но если бы их попросили указать – кем лучшим и откуда следовало было бы заменить в этом деле иностранцев, то они, конечно, бы стали в тупик. Родителям, желавшим дать приличное воспитание своим детям, почти не из кого было выбирать. Отечественных педагогов или вовсе еще не было тогда, или те, которые были, оказывались нисколько не ученее и не благонадежнее иностранных. Педагоги-французы, говоря вообще, были несравненно культурнее отечественных Цифиркиных и Кутейкиных: они, если не обогащали своих питомцев особенными знаниями, то, во всяком случае, выучивали их своему языку, обладание которым делало доступным сокровища европейской науки и литературы.

Можно ли упрекать родителей в том, что они не ищут для своих детей порядочных русских педагогов, если их не могли найти во всей России в достаточном числе даже для единственного русского университета? В первые дни его существования на двух факультетах имелось всего два профессора. Нельзя и ниоткуда было взять сколько нибудь сносных учителей даже для гимназии. Те, которые были определены в ней, по свидетельству историка, «вовсе не радели о своих обязанностях, редко посещали классы, и мало того, что между ними были и горькие пьяницы».

Эти красноречивые факты заставляют нас искать причину того, что родители того времени, по мере развития потребностей в просвещении, искали для детей учителей среди иностранцев и делали это не только следуя модному пристрастию ко всему французскому, но также и из-за крайней скудости отечественных просветительских и педагогических сил. Это осознавалось тогда всеми – даже теми же академиями наук.

Нередки были случаи, когда родители, готовясь приступить к учению своих детей, предварительно сами же приготовляли для них учителей из своих крепостных людей. Так, например, царица Прасковья Федоровна, когда у нее родилась внучка, приказала обучить грамоте одну из своих холопок, чтобы та могла потом стать учительницей маленькой принцессе.

Без сомнения, это был в те времена не единственный случай такого патриархального способа изготовления педагогов и, конечно, вызывался он не одними лишь крепостническими и экономическими расчетами, но также и тем, что благонадежных учителей неоткуда было взять.

При дочерях вышеупомянутой Прасковьи Федоровны был в качестве гувернера немец Иоганн-Христофор-Дитрих Остерман. Кроме него к царевнам был приставлен Стефан Рамбурх – «танцу учить и показывать зачало и основание языка французского».

Однако, есть сведения, что царевны очень немногому обучились у этих педагогов. Языки они знали плохо, даже в танцах преуспела только живая, подвижная Катерина Ивановна, большая любительница удовольствий и салонных развлечений. Да и могло ли пойти хорошо ученье, если по замечанию Петра I, двор Прасковьи Федоровны представлял собой «госпиталь уродов, ханжей и пустословов»? Такая обстановка, окружавшая царевен, и круг застарелых предрассудков и отживших понятий, которыми они в ней проникались, не могли содействовать просвещению и образованию. Даже в познаниях русской грамоты царевны не могли похвалиться совершенством.

Впрочем, в XVIII в. большинство русских образованных женщин писало неграмотно. Малограмотность русской женщины вошла в традицию и притчу, - мало того, она воспета бессмертным поэтом, восхищавшимся тем, что наши барышни,«русским языком владели слабо и с трудом, его так мило искажая».

Блестящее, казалось бы, образование получили дочери Петра I. Однако, князь Щербатов засвидетельствовал такой, например, невероятный факт, что Елизавета Петровна, будучи уже императрицей, не знала, что Великобритания – это остров.

В хорошо известной книге «Описание всех обитающих в российском государстве народов» изданной в 1799 г. писалось:

«Вместо учения на языке российском основанию закона Божьего, вместо правил нравственности, должностей дочери, жены, матери, гражданки, хозяйки дома, учат девиц говорить, читать и писать по-французски. Едва преуспеет девушка столько в оном языке, что может понимать уже читаемое, как дают ей трагедии и комедии Расиновы и Мольеровы, для изощрения в декламации. Уже является прельщенным глазам родительским 8-9-летняя актриса: уже наученная выражению сильных страстей, напрягает нежный голос, вращает глазами и порывистыми движениями стана и рук ужасает и удивляет зрителей; или вооружаясь лукавой невинностью, обманывает искусно в «Школе мужей»; либо в роле Финетты истощает все хитрости, нахальство, уловки плутоватой служанки и, научая будто бы мнимую барышню целомудрию, дает самой себе уроки, и тем извлекает от родни одобрительный хохот»

И все же вышецитированный моралист был не совсем прав, говоря, что будто по части науки девушку только и обучали, что французскому языку и декламации. В России того периода можно встретить множество женщин, обладавших замечательным богатством энциклопедических знаний, и даже женщин серьезно ученых. Примером может служить вышеупомянутая княгиня Дашкова, обладавшая обширной начитанностью в самом раннем возрасте. Еще девочкой она на все свои карманные деньги употребляла на покупку книг и таким образом, до выхода замуж собрала порядочную библиотеку в 900 томов. Приобретение энциклопедий и словарей доставляло ецй такое удовольствие, какого и половины она не испытывала, по ее признанию, делаясь обладательницей самых изящных и дорогих предметов роскоши. Кроме французской литературы Дашкова еще в ранней юности ознакомилась со всей русской так основательно, что в московских книжных лавках не находила уже книг, еще ею не прочитанных.

Княгиня Е. Дашкова

Менее родовитые современницы Дашковой вплоть до начала XIX века далеко не всегда могли похвалиться хоть каким-то образованием.

Отец Э. И. Стогова говорил: "А на что, братец, женщине грамота? Ее дело угождать мужу, кормить и нянчить детей да смотреть в доме за порядком и хозяйством, для этого грамота не нужна; женщине нужна грамота, чтобы писать любовные письма! Прежде девушка-грамотница не нашла бы себе жениха, все обегали бы ее, и ни я, ни отец мой не знали, что твоя мать грамотница, а то не быть бы ей моею женою".

Такой взгляд был весьма распространенным в дворянской среде. В семье Стоговых обе бабушки были неграмотны, а мать его выучилась писать самоучкой — тайком от родных пряталась на чердаке и копировала с печатных страниц. А. Е. Лабзину выучили только читать, молитвам и рукоделию.

Немногим лучше обстояло дело и в более знатных, чем у Стогова и Лабзиной, семьях. По словам Е. П. Яньковой (вторая половина XVIII века): "Все учение в наше время состояло в том, чтоб уметь читать да кое-как писать, и много было очень знатных и больших барынь, которые кое-как, с грехом пополам, подписывали свое имя каракулями". С подобными случаями мы уже встречались выше.

Даже пропагандистские усилия императрицы Екатерины II, стараниями которой в недавно открытом Смольном институте обучали по солидной научной программе, включавшей два языка, словесность, математику, физику, не говоря уже о "приятных искусствах", долгое время не давала результатов. Лишь после нескольких выпусков, когда бывшие институтки заняли довольно заметное (в процентном отношении) место в обществе, русская знать (о других слоях сословия речь поначалу не шла) стала, скрепя сердце, нанимать гувернанток для обучения "наукам" и девиц тоже.

Любопытно, что первые выпускницы Смольного оказались очень востребованы на брачном рынке именно как образованные девицы. Их охотно брали в жены мужчины, претендующие на "любовь к изящному" и склонные к литературным занятиям. На смолянках были женаты Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, архитектор и поэт Н. А. Львов, поэт А. А. Ржевский и другие замечательные современники.

И все же собственно ученость в женщинах-дворянках действительно была никому не нужна. Целью воспитания и образования девочки было и оставалось прежде всего удачное замужество, а при такой цели умение танцевать было много важнее умения решать арифметические задачи.

В итоге получались дамы, у которых "научное образование, как у всех дочерей знатных придворных особ и всех богатых людей высшего дворянства, ограничивалось только умением говорить хорошо по-французски, написать по-женски довольно правильно письмо, записочку на этом языке, с совершенным незнанием русского языка или весьма плохим умением говорить на отечественном языке. Что касается до наук, то они, по слухам, знали названия некоторых из них и могли рассказать кой-что о бывшем французском дворе Людовика XVI в Париже, о Лондоне, Вене и Берлине по сведениям, тоже по слухам приобретенным".

На среднем уровне девочка должна была иметь хорошие манеры, знать, сколько требуется в светском обществе, французский язык, немножко музыку и уметь грациозно танцевать; писать, читать по-русски и уметь считать столько, сколько нужно для домашнего хозяйства. Иногда к этому добавлялись начатки рисования и кое-какие сведения из Закона Божия, французской литературы, географии и европейской истории. Остальное добиралось опытом: у ключницы учились хозяйству, у няньки — воспитанию детей, у деревенской повитухи — домашней медицине. Большинство дворянок вплоть до 1840-1850-х годов продолжало писать по-русски с ужасающими ошибками.

Если танцам дворянских детей начали учить еще во времена Петра I, то мода на уроки музыки пришла позднее. Во всяком случае, С. А. Тучков замечал: "Мне никогда не случалось слышать от стариков, чтоб кто-либо из благородных людей в царствование Петра I, Екатерины I и даже Анны занимался музыкой: кажется, что сделалось сие обыкновение со времен Петра III, потому что он сам любил играть на скрипке и знал музыку, и то, может быть, из подражания Фридриху II, которого он до безрассудности почитал".
Во второй половине XVIII века музыка стала одним из тех "приятных искусств", которые разнообразят досуг светского человека, и ее включили в число обязательных для изучения предметов.

Девочек учили играть на фортепьяно или арфе. Число и продолжительность музыкальных уроков могли варьироваться — от двух уроков в неделю у мальчиков, которым музыка считалась менее нужной, до ежедневных занятий у девочек, для которых игра на музыкальном инструменте была не только способом последующего "ублажения" супруга, но и средством привлечения к себе светского внимания. Поэтому, как часто вспоминали, уроки музыки лет с семи становились сперва "крестом, несомым из покорности, затем — пыткой, которой подчинялись во имя дисциплины".
Большинство девочек музыкой занимались ежедневно по три-четыре часа: часовой урок до обеда, послеобеденное разучивание заданного и после чая час на игру соло или в четыре руки с сестрой.
В игре более всего ценились техника, быстрота, умение бойко разыгрывать пьесы и безошибочно заучивать эти пьесы наизусть, "для чего один пассаж приходилось долбить по получасу". Наличие способностей и даже музыкального слуха полагали не главным ("ведь не вы, а вас должны слушать"). Ну, и благодаря чрезмерной "музыкальной повинности" играть выучивали абсолютно всех. В то время вообще считалось, что нет такого искусства, которому нельзя было бы выучить. Разве что с пением не всегда получалось: слушать безголосое пение мало кто соглашался.

Мнение, что больше познаний и не нужно, разделяли и вполне почтенные личности того времени. В. А. Жуковский писал: "Девочкам нужны только языки, да некоторые таланты. — Знания можно приобрести чтением, когда оно только будет с толком… всего важнее чтение: читать мало, из-бранное, чистое; этого для них довольно; да заставлять думать, это всему основа".

Словом, образование девушки того времени было недостаточным не столько в количественном, сколько в качественном отношении. Оно было поверхностно, слишком эклектично и лишено гуманитарности. Барышни с самым блестящим образованием в домашней жизни являлись нередко крайне некультурными в своих взглядах, привычках и отношению к окружающему.Сама цель воспитания лежала не в достижении высшего совершенствования духовной природы девушки и не в развитии ее ума и сердца, а суетная озабоченность родителей составить для дочери более блестящую партию, выгодно и счастливо выдать ее замуж.

Взять к примеру физическое воспитание, развитие тела - его в сущности и не было, его заменяла выправка, стремящаяся к тому, чтобы девушка при ее посредстве умела выказать свои прелести, чтобы она умела искусно поставить свою наружность элегантно-кокетливыми нюансами, задевающими инстинкт чувственности у мужчин. К услугам девушек была мода и вывезенное из Парижа искусство одеваться, которое в сущности было искусством раздеваться, т.е. декольтироваться до последней крайности.

Д. Левицкий. Портрет графини Анны Воронцовой в детстве

Физическое воспитание прежде всего стремилось сделать из девочки белоручку, изнеженное, полувоздушное создание в стиле какой-нибудь фарфоровой "Психеи". С этой целью родители воспитывали девочек в совершенной неге, держа их вечно в тепле и не давая никакой свободы ни мыслям, ни движениям. Такое "тепличное" воспитание подразумевало исключение всякого физического мускульного труда и "черной работы". Да и как иначе, если по сентиментально-эстетическим требованиям эпохи у благородной децицы должны быть нежные, "лилейные", бело-розовые ручки! Девушка с крепкими, мускулистыми руками пропала бы во мнении света.

Однако же, заботясь об изнеженности и "лилейности" тела, воспитание не всегда приучало девушку к простой чистоплотности. Вигель и другие писатели свидетельствуют, что знатные светские барыни часто отличались совершенно азиатской неряшливостью. Так, по рассказу Миниха, принцесса Анна Леопольдовна "повязывала голову белым платком, не носила фижм и в таком виде являлась к обедне, в публику, за обедом". 

Но самую важную часть физической выправки в воспитании девушек составляли танцы. Были родители, которые отдавали девочек в пансионы исключительно для обучения танцам - и ничему более. В провинциальных городах не всегда можно было найти танцмейстера и многие возили своих дочерей в столицу.

На уроках танцев осваивали весь классический и модный танцевальный репертуар. Плясать учили и "венгерку", и "болеро", и "качучу", и "по-тирольски", и "по-цыгански", и "а-ля грек", и разными другими "манерами", поскольку помимо модных парных танцев в программу балов (особенно по случаю домашних праздников) обязательно входили сольные выступления и небольшие балеты, исполнявшиеся малыми и большими детьми (это называлось "танцевальный сюрприз"), В их числе были и знаменитый pas de châle (танец с шалью), в котором, как помните, блистала на выпускном балу Катерина Ивановна у Достоевского, и pas de couronne (танец с венком), и всевозможные тарантеллы, "персидские пляски" и пр.
Очень популярны были и русские пляски. Уже во второй половине XVIII века ставили слегка облагороженные балетные танцы в русском стиле, обязательно, чуть не каждый вечер, исполнявшиеся императорскими артистами в театральных "дивертисментах" — маленьких сборных концертах, которыми в те времена по традиции завершался. всякий спектакль. "По-русски" зачастую плясали здесь и модные французские танцовщики. Подобным "русским пляскам", сохранявшим все традиционные движения, но немного "драматизированным" танцмейстером, учили и дворянских детей, и многие родители, в том числе весьма знатные, охотно демонстрировали таланты своих чад. Так, в Москве на рубеже XVIII–XIX века очень славилась своим умением плясать по-русски юная графиня Анна Алексеевна Орлова. Многие современники вспоминали, как во время балов ее отец граф А. Г. Орлов приказывал музыкантам играть русскую песню "Я по цветикам ходила", а графиня Анна принимала заслуженное восхищение своим танцевальным искусством. Здесь же обычно находился и ее танцевальный учитель Балашов, постановщик танца, и тоже получал комплименты.
В провинции же, особенно в кругу низового дворянства, главное место на всяком балу занимали русские пляски, которым нередко обучались прямо у крестьян.

С самых ранних лет девочку стремились сделать искусной танцоркой, вывозили ее на балы и родители радовались, если дочь их достигала совершенства в менуэте и умела "ужимками плеч и поманой глаз сластных в пляске русской" вызвать рукоплескания зрителей.Многие родители стремились всеми силами разжечь в девочках опасную страсть нравиться своими прелестями, хореографическими и театральными талантами. 

Нужно ли говорить, какая именно сторона духовной и физической организации девушек при такого рода воспитании скороспело развивалась преимущественно перед другими сторонами, а иногда и в прямой ущерб  для них? Ушаков, друг Радищева писал:  "В нашем веке красота женщины воспитывается в играх и забавах, весь разум ее ограничивается внешним блеском; свобода в убранстве, прелесть поступи и несколько наизусть заученных модных слов заступают место мыслей и изгоняют природное чувствование".

Получалось, что с самых ранних лет девушку воспитывали так, что в ней еще в отрочестве безгранично развивались легкомыслие, суетность и чувственность. Еще ребенок, она уже мечтает о блеске в свете, о любви и браке - непременно с каким-нибудь очаровательным принцем, представление о котором давали ей сентиментальные романы и календари. Из воспоминаний Хвостовой: " Я вытверживала почти наизусть имена иностранных принцев в календарях, отмечала крестиками тех, кто более подходили ко мне по летам; начитавшись без разбору романов и комедий, я возмечтала, что когда-нибудь вдруг предстанет передо мной принц и я сделаюсь принцессой; подобная фантазия занимала меня с десятилетнего возраста до вступления в свет, и я всей душой предавалась созерцанию моего принца..."

Нередко девочки от мечтательного беспредметного "созерцания" переходили к настоящей любви и страсти к реальным "предметам" в виде первых встречных молодых людей. Такие скороспелые романы были в те времена нередки. Очень уж торопились жить и чувствовать наши прабабки!

 

Длительных каникул у детей, учившихся дома, не бывало: лишь по нескольку свободных дней на Рождество и Пасху. Как в городе, так и летом, в деревне, значительную часть дня занимали уроки. Так, по воспоминаниям М. К. Цебриковой, ее старшая сестра, заменявшая воспитательницу и учительницу, занималась с ней с семи часов утра и до двенадцати и от трех до шести после обеда, «так что для прогулок или ручной работы совсем не оставалось времени».

Встречались семьи, в которых игры и даже прогулки детей воспринимались — даже летом — как излишества, лишь вредящие правильному воспитанию. По словам мемуаристки Е. А. Сушковой: «Мать позволяла мне играть во дворе, но только тогда, когда почивала бабушка, потому что та не позволяла матери баловать меня, а по ее мнению, дать девочке подышать чистым воздухом называлось неприличным баловством».

Кое-где гулять и разрешали, но во время прогулки, опять-таки не только в городе, но и в деревне, следовало ходить чинно, небыстро и, упаси Боже, не проявлять резвость — не бегать, не прыгать, даже не отходить от воспитателей. Так, Е. И. Бибикова и в деревне позволяла своим, еще далеко не взрослым, дочерям изредка прогуливаться в саду под неусыпным наблюдением гувернантки и обязательно в сопровождении двух лакеев — как положено благовоспитанным барышням из благородного семейства. Причем для подобной прогулки следовало всякий раз получить разрешение матери, а она — из педагогических соображений — тоже, чтобы зря не баловать, давала его не всегда. В итоге девочки почти и не просили об этом.

Особенно часто ограничивали детскую подвижность родители слабых и болезненных детей, тем паче если в семье уже случались несчастные случаи, приведшие к гибели или инвалидности ребенка, да и просто если дети «не стояли». Тут не разрешали ни бегать, ни бороться, ни, Боже упаси, лазить по заборам, да и купаться под строжайшую ответственность гувернантки не позволялось, чтобы не захлебнулись и не простудились.

И все же в большинстве семей прогулки и вообще детская активность считались обязательными. В городе зимой маленьких дворян вывозили на прогулки в экипаже; весной и осенью в хорошую погоду водили гулять в места общественных «променадов» — в Петербурге на Английскую набережную и в Летний сад; в Москве — на Тверской, а позднее Пречистенский бульвары; в общем, в каждом городе имелось такое место, где принято было выгуливать барских детей с няньками и гувернантками.

Жизнь в деревне — как летняя, таки зимняя — давала еще больше возможностей для подвижных игр и развлечений. Русские мемуары изобилуют восторженными рассказами о деревенских радостях, в которых нередко товарищами барчуков становились дети дворовых.

Графиня В. Н. Головина, урожденная княжна Голицына, рассказывала, что мать позволяла ей «свободно бегать повсюду одной, стрелять из лука, спускаться с холма, перебегать через равнину до речки, гулять по опушке леса, влезать на старый дуб возле самого дома и срывать с него желуди».

А в усадьбе Елагиных, как вспоминала М. В. Беэр, «всякий вечер на дворе перед домом устраивались горелки, в саду — игры в разбойники, а в дождливую погоду в „голубой гостиной“ играли в жмурки. Часто с нами играли и родители. Потом было наше любимое катание со скирдов соломы, которые в Бунине были страшно высокие. Зимой брат Алеша устраивал катанье с крутой горы в овраг на купальне. Привяжет салазок пять, одни к другим, и все тогда летим и кувыркаемся в снег. Еще другое любимое катание: привязывали салазки к розвальням, запрягали в них лошадь, и Алеша разгонял ее во весь дух по ухабам и раскатам. Тут уже было особенное удовольствие вылетать из салазок и из больших саней. Лошадь была так приучена, что останавливалась сама после такого финала. Как мы оставались целы, не понимаю».

Дворянским детям были известны практически все игры, бытовавшие и в народной среде: жмурки, лапта, городки, кошки-мышки, чехарда, свайка. Граница, существовавшая между родителями и детьми в дворянских семьях, вычленяла детский мирок в самостоятельное целое, внутри которого дети устраивали себе, насколько могли, собственную жизнь. В этой жизни возникали как собственные внутренние связи между самими детьми, так и многообразные отношения с прочими членами семьи, домочадцами и прислугой.

Дворянские семьи почти всегда были не только многодетны, но и многочисленны и притом построены в четком соответствии с «монархическим принципом». Возглавляли семью родители — отец и мать — «цари» этого маленького мирка. Помимо родителей и их детей, в доме часто жили незамужние сестры отца или матери (как это было в семье А. С. Пушкина) и молодые холостые братья, довольно часто здесь же поселялись вдовые или незамужние тетки и овдовевшие бабушки — всего могло быть до десятка близких родственников.

Все они напоминали «августейшее семейство». Ниже по иерархии стояли домочадцы — всевозможные бедные родственники, чаще — родственницы, а иногда просто призреваемые старушки дворянки, которых приютили лишь потому, что им некому было помочь. В числе домочадцев были и всевозможные компаньонки и чтицы матери, а также воспитанники и воспитанницы, бонны, гувернеры и гувернантки, живущие в доме учителя и еще разного рода «домашние люди» — секретари, управляющий, домашний врач, архитектор, домашний художник (часто из иностранцев) и т. п. Все они составляли «свиту» хозяев дома. Промежуточный слой между домочадцами и прислугой занимали домашние шуты, почти непременные для дворянского дома еще и в начале XIX века, а также примыкавшие к ним по положению калмыки и калмычки, турки и арапчата, карлики и карлицы, развлекавшие хозяев и их близких.

Далее следовала прислуга (дворня), игравшая в домашнем мирке роль «двора»; а в самом низу иерархии находились «подданные» — крестьяне, которые пахали землю, платили оброк и обеспечивали существование всех остальных категорий. С крестьянами дети почти не общались: те жили отдельно, в деревне, и появлялись на господском дворе лишь по праздникам или в каких-то особых случаях. В деревню детей водили (а чаще возили) достаточно редко, и деревенскую жизнь они видели преимущественно через окошко кареты. Зато со всеми живущими в доме им так или иначе приходилось общаться. И наиболее тесные связи возникали у дворянских детей с обитающими в доме и усадьбе крепостными — дворовыми людьми, которые и были для них главными представителями «народа».

Как считали современники, «людская» и «девичья», то есть мир дворовых, служили для маленьких дворян «главной, нередко единственной школой национального чувства; она роднила ребенка с народом, воспитывала в нем способность понимать народную жизнь, убаюкивала его с пеленок чарами народной поэзии и зароняла в его впечатлительную душу чисто народные воззрения, поверья и наклонности, которые часто неизгладимо впечатлевались в нем на всю жизнь».

Здесь дети знакомились с простонародными песнями, плясками, играми, постигал все богатство родного языка — от набора присловий и поговорок до… да, и матерщины тоже, осваивал фольклор и мифологию в виде сказок, «страшилок» о леших, привидениях, мертвецах и чертях (один из мемуаристов замечал: «Мужик Федор Скуратов сказывал нам сказки и так настращал меня мертвецами и темнотою, что я до сих пор неохотно один остаюсь в потемках»). От дворовых, от любимой няни дети узнавали и народные приметы, поверья и суеверия — и запоминали на всю жизнь.

Т. П. Пассек рассказывала: «Дела свои Катерина Петровна вела не просто, а соображаясь с приметами, и всегда выходило точь-в-точь. Приметы у нее основывались одни на явлениях природы, барометром другим служила кошка. Если на чистом небе были не видны мелкие звезды, она готовилась летом к буре, зимой — к морозу. Звездные ночи в январе предвещали ей урожай на горох и ягоды; гроза на Благовещенье — к орехам; мороз — к груздям. Когда кошка лизала хвост — Катерина Петровна ждала дождя, мыла лапкой рыльце — вёдра, стену драла — к метели, клубком свертывалась — к морозу, ложилась вверх брюхом — к теплу. Сама она постоянно носила в кармане орех-двойчатку на счастье, и в ее хозяйстве все шло очень счастливо».

Наиболее умные родители опасались контакта с людскими. Т. П. Пассек вспоминала: «Чтобы унять меня от излишней резвости и поприучить к порядочным манерам, стали усаживать меня в гостиной; но я, при первом удобном случае, из гостиной скрывалась в детскую или девичью, где мне было и свободнее, и веселее. Там я помещалась на большом сосновом сундуке… и принимала участие во всех интересах девичьей, вслушивалась в разговоры, в жужжание веретен, в трещанье вороб, вертевшихся с мотком ниток. В девичьей я была лицо, на мне сосредоточивалось главное внимание, со мной говорили, меня забавляли» и вот это-то повышенное внимание дворни очень смущало некоторых родителей.

Если запреты такого рода были последовательны и детей изолировали от людских полностью, то, вырастая, они часто едва умели говорить по-русски. Но в большинстве случаев дети умели обходить запреты, и у них с дворовыми завязывалась неявная, но прочная дружба, скрепленная общим чувством подчиненности. Именно дворовые, как никто, могли «скрыть следы наших шалостей, сладить из лучин игрушку, которую я ценила более шаблонных игрушек, потому что могла делать с нею что хотела, — вспоминала М. К. Цебрикова, — сунуть тайком что-нибудь съестное, и всегда кусок получше, когда нас оставляли без обеда». У детей же считалось позором жаловаться на прислугу.

Иногда, когда уезжали родители, дети вместе с прислугой устраивали вечеринки: с одинаковым увлечением играли в карты, «гусек», лото и домино, гадали по «оракулу»; играли «музыку» на гребенке, обернутой бумажкой, которой аккомпанировали бренчанием ножом по стакану или большим ножницам. Пели хором, потом пили чай (дети — молоко) с лакомствами (для этого дети приберегали гостинцы, а гости приносили орехи). Иногда на огонек заходила и соседская прислуга, порой рассказывала о своей жизни, жаловалась на жестоких господ. Дети сопереживали и учились жалеть.

«Эти вечера давали детям передохнуть от нестерпимой муштровки; мы были не подчиненными, обязанными ходить по струнке, с оглядкой, но равноправными членами нашего маленького общества; нам дышалось привольно, сдавленная детская жизнь била ключом».

После 11–12 лет к порке как к наказанию родители прибегали редко — чаще продолжали использовать менее травмирующие наказания, известные, впрочем, и малым детям: сажали на стул, с которого нельзя было встать, доколе не позволят, ставили в угол или на колени, оставляли без сладкого, без обеда, без прогулки, устраняли от общей игры, лишали давно обещанной поездки или удовольствия, изгоняли из классной комнаты за безобразия во время урока и т. п. Некоторые воспитательницы прикалывали девочкам на грудь или спину бумажку, на которой крупными буквами указывали провинность: «лентяйка», «неряха» или цепляли к платью испорченное рукоделие или грязно написанный диктант.

Во многих случаях серьезнейшей дисциплинарной мерой была угроза пожаловаться отцу, которого дети обычно боялись, как огня. Поощрения в дворянских семьях применялись несравненно реже наказаний. Иногда за успехи и благонравие следовала внеочередная порция сластей или дополнительная прогулка в экипаже. В семье Чайковских гувернантка придумала давать по воскресеньям наиболее успешным за неделю красный бант для ношения на груди… Но все же главной наградой для ребенка должны были служить похвалы и одобрение из уст отца и матери и само сознание хорошо выполненного долга.

Портрет Елизаветы Петровны. И. Никитин

Первым идею о необходимости развития женского образования в России выдвинул сподвижник Петра Ф. С. Салтыков. По мысли Салтыкова, в каждой губернии следовало учредить по две школы для девочек. Учась, девицы «гораздо будут умнее и обходительнее, нежели они у отцов своих живут».

Школьное женское образование делается предметом особенной заботы правительства только в царствование императрицы Екатерины II. До того времени оно не входило в общую систему официального народного просвещения и представлялось исключительно частной инициативе. В течение большей части XVIIIв. женское образование было преимущественно домашним. Отсюда происходила его крайняя неравномерность и разномастность. Женщины одной и той же среды, одинакового положения и зажиточности, поражали нередко очень резким различием уровней своего образования и умственного развития. Рядом с утонченно-просвещенными и по-европейски вышколенными «царицами» салонов встречались в одном и том же обществе совершенно патриархальные по своей неразвитости боярыни. Все зависело от того, в какой степени родители прилагали заботы и находили это нужным – по воспитанию и образованию своих дочерей. Для многих представлялось невозможным дать девочкам блестящее образование просто за недостатком материальных средств. Из-за отсутствия доступных женских школ, хорошее образование было в те времена редкой роскошью, которой могла пользоваться только богатая знать. Масса женщин среднего класса усваивала только внешнюю оболочку образования и светскости и стояла на самом низком уровне умственного развития.

Задача Екатерины II заключалась ни много, ни мало в том, чтобы произвести «новую породу» людей. Это казалось легко достижимым и для этого предполагалось учредить закрытые учебно-воспитательные заведения. Руководимая всеобъемлющими замыслами, Екатерина основала под собственным надзором Дом воспитания для благородных девиц, чтобы сделать их образцом женских достоинств.

"Общество благородных девиц" ( собственно "Смольный монастырь"., позднее институт) было открыто в 1756 г. При Смольном институте на одинаковых основаниях с благородными девицами, воспитывались и мещанки. В первые годы основания Смольного императрица была очень внимательна к ходу учреждения и любила посещать "сей прекрасный цветник". 

Подробнее о Смольном институте

Смольный институт

 

Источники.

Вл. Михневич "Русская женщина 18-го века"

http://www.nnre.ru/istorija/otroku_blagochestie_bl...ljali_dvorjanskih_detei/p1.php

http://duchesselisa.livejournal.com/

Серия сообщений "Эпоха и нравы.":
Часть 1 - Древнегреческие гетеры.
Часть 2 - Древнегреческая свадьба.
...
Часть 40 - Ретро-советы для девушек.
Часть 41 - Русская женщина XVIII века: детство. Часть 1.
Часть 42 - Русская женщина XVIII века: Отрочество.
Часть 43 - Женщина XVIII века: Совершеннолетие.
Часть 44 - Тайны Института благородных девиц.
...
Часть 54 - Викторианская эпоха: нормы морали
Часть 55 - Мойтесь, купайтесь, ныряйте! (История купаний и купальников)
Часть 56 - Наши предки спали не так, как мы

Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку