-Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Photoshop online Photoshop onlineДля того чтоб отредактировать картинку совсем не обязательно иметь фотошоп на комьпьютере. Это можно сделать с помощью приложения online photoshop =)
  • Перейти к приложению Скачать музыку с LiveInternet.ru Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Перейти к приложению Сохранение видео с любого сервиса Сохранение видео с любого сервисаСохрани видео с любого видео хостинга!

 -Метки

ЖЗЛ баня быт видео внукам война воспитание генератор дача дачные идеи дачные идеи своими руками делаем дети детям дом друзьям жизнь заготовки здоровье здоровье. лечение земледелие инструментальная интересное интересный сайт интернет информация информер история календарь комп.безопасность комп.грамота компьютер компьютерные полезности кулинария культура ликбез лиру личности моё молитва молитвы музыка надписи народ народная медицина нг новый год ностальгия нужное обо мне общение общество огород огурцы онлайн оружие от любаши от сержа официоз парники песни плейкаст поздравление поздравления полезные советы политика политика рф сво украина политики поэзия православие праздник программа психология путин рамочка рамочки ретро россия русь сад семья славяне советы ссср сталин стихи сша украина уроки уроки для блога флешки фоны фото фоторедактор фотошоп ц.праздник цитата цитаты чистим школа экономика юмор ягодник

 -Рубрики

 -Цитатник

InstallPack - это уникальная утилита, более 700 программ для Windows в одном инсталляторе - (0)

InstallPack - это уникальная утилита, более 700 программ для Windows в одном инсталляторе  ...

Всё только полезное и лучшее - (1)

Всё только полезное и лучшее   ...

Молитва старого Монаха. - (0)

Молитва старого Монаха. ART by Flash Magic Включите пожалуйста плеер В этом храме старинном, н...

Без заголовка - (0)

Все тревоги пройдут, и грома отгремят, А Россия Россией останется... ОсеннеЗимнеПейзажноНатюрм...

"России некого спасать на территории бывшей Украины" - (0)

"России некого спасать на территории бывшей Украины" Огромной глубины и боли обращение бывшего ...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии цветы
цветы
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Всегда под рукой

http://www.liveinternet.ru/users/5397786/post387322323/

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Fotina45

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 14949


О некоторых заблуждениях касательно доспеха и снаряжения

Среда, 15 Октября 2014 г. 10:10 + в цитатник
Цитата сообщения Scaldir О некоторых заблуждениях касательно доспеха и снаряжения

взято здесь: http://hedinsey.narod.ru/kuzny/sovet.htm

ВСТУПЛЕНИЕ

   Кому это нужно Вот мы и становимся серьезными игральщиками. Обрастаем реквизитом для имитации средневековых прикидов, делаем все более и более шикарное оружие, в ход идут уже титан и пластик, контактная сварка и широкий станочный парк для все более и более вычурных мечей, кинжалов, топоров... Hо с владением этим великолепием дело обстоит не так единооб разно. Как сказал однажды отец Федор, все мы, участники игрушек, делимся на маньяков, игровиков и тусовщиков. Расшифровывать не буду - эти термины и так у всех на слуху. И роднит их между собой только то, что они вынуждены находить между собой подобие общего языка на одних и тех же игрищах. Одна ипостась этого "общего языка" - выживание в условиях игрового средневековья, где жизнь и благосостояние человека зависят от его владения оружием. То, что мы делаем нашим холодным оружием на игрищах, мало похоже на благородное искусство фехтования; мы по-разному и с разными целями беремся за оружие - феаноринги с катана- ми из лыжных палок, эльфы с длиннющими мечами из стеклопластика, урук-хаи с франкскими мечами из лыж. Едино только желание с любой тех- никой фехтования выстоять в бою с любым противником. Перед вами попытка обобщить опыт нескольких школ работы с холодным оружием. Фехтование старо как война, первый в истории турнир фехтовальщиков проходил в Египте в середине III тыс. до н. э., но это явно не самый первый случай. С тех пор, как человек стал выходить с копьем и топором не на зверя, а на такого же вооруженного человека, и родилось фехтование - техника защиты и нападения с оружием. Ориентировочно, в наших землях фехтование появилось в III-II тыс. л. до н .э., когда индоевропейские племена вдоволь нагулялись по Европе, и арийские племена впервые потянулись на Восток. Так что предмету нашего разговора идет пятая, если не шестая, тысяча лет. Как же выглядит наш дедушка? "Джентльменский набор" универсального фехтовальщика составляют, как правило, палка или дубина, нож, копье, меч, топор и (если говорить о средневековье) щит.  Все остальные виды холодного оружия, все экзотические техники, от тонфы до винтовки со штыком, восходят к ним, сердешным. В этой работе будет рассмотрено фехтование на мечах и копьях, как чаще всего встречающееся на играх. Здесь также не будут рассмотрены приемы фехтования, использующие удары в пах и в голову. Все мы считаем, что умеем фехтовать, и поэтому слишком велик соблазн приме- нить прием, от которого никто не знает защиты. Эти удары слишком легко повторить любому "чайнику", и оставить кого-то калекой от неумения правильно бить. Безопаснее говорить о реально боевых приемах тет-а-тет. Субъективные заметки об оружии Средиземья. Пусть Пушкин писал, что "поможет легкая рапира тяжелым овладеть мечом", но я так не думаю. Это совершенно разные и равноправные виды холодного оружия, не заменяющие друг друга.    К сожалению, так считают немногие игроки. Посмотрите на обычное игровое оружие. Длинные и узкие мечи, плавно переходящие в шпаги, если не в рапиры. Адепты Феаноровской школы вообще выглядят как типажи из "Трех мушкетеров" - кривые шпаги и плащи. А если не мечи a la драгунский палаш XIX века - то уж конечно кэны и катаны, как в японских боевиках. Я, конечно, понимаю, что одни занимались восточными боевыми искусствами (хотя, пардон, кэн- до, ниндзюцу, или хотя бы айкидо до последних нескольких лет в стране не практиковались), а другие - крутые МСМК по шпаге или рапире.

Hо еще никто не смог дать хоть сколько-нибудь убедительного опровержения двух фактов.

А именно:

1. Hигде, кроме мультфильма "Хоббит", эльфы не бегают с кривыми мечами. Даже орки ходят не с катанами, а с ятаганами и скимитарами (что такое скимитар, см. оксфордский или уэбстеровский словарь).

2. С техническим, а тем более военно-техническим прогрессом в Средиземье было плохо. Военная мысль Эндора дошла к концу III эпохи до примитивной взрывчатки (не уверен даже, была ли она бризантной), но на модернизацию холодного оружия ее уже не хватило. Мечи как ломались, так и ломались при ударе о вражий шлем - сила есть , ума не надо. Поэтому не было повода вводить колющее оружие (колющие мечи и их потомки - шпага и рапира) там, где в них не было потребности.

Все вышеперечисленное требуется, когда с ростом качества клинков, мощность панцирей растет до такой степени, что их уже безнадежно разрубать. В этом случае возрастает потребность в длинных и узких клинках для укола в лицо и конечности, не прикрытые доспехом. Так было в Европе позднего средневековья, когда появился миланский доспех. Hо вы помните - военная мысль Эндора даже до кирасы не додумалась. Там в ходу были кольчуги и стальная чешуя. Из вышеизложенного я делаю пока еще никем не опровергнутый вывод. Мы играем в Средневековье (тем более его раннюю, "варварскую" часть) до тех пор, пока не начинаем фехтовать. Это все равно, что снимать фильм о питекантропах, которые едят сырое мясо ножом и вилкой. Для игры в Средние века - пусть и не земные - требуется хоть сколько-нибудь средневековая школа фехтования, с соответствующим оружием. Hе будем колоть шпагой чешуйчатый панцирь, или давать катану щитоносцу. Hаше оружие - франкский или римский меч, прямой и широкий. Играть - так играть.

Все, сказанное ниже, проистекает из отечественных источников. Со мной могут не согласиться многие почитатели развесистой русско-рыцарской клюквы, но ни в одном средневековом государстве меч не был ни основным, ни тем более элитным оружием. Таким абсолютным оружием был топор, точнее секира. Из-за далеко расположенного центра тяжести им было неудобно махать, как саблей или мечом - но для специалиста чисто топорного фехтования он был "оружием без конкурентов". Тот же далеко расположенный центр тяжести увеличивал силу удара, раскалывающего шлемы и щиты, широкое лезвие наносило большие разваленные раны, не застревая в теле. Одним и тем же топором можно было рубить и одной рукой из-за щита, и двумя руками, положившись на свою ловкость и прочность панциря. Инерция была легко преодолима за счет раскрутки топора - он двигался не по дуге "исходное положение - удар", а по замкнутой траектории, возвращаясь в исходное положение за счет собственной инерции - попал удар по цели или нет. Похожим образом двигалась и казачья шашка, и дубина, и меч в руках воина славянской школы. 

 * * *

Меч был более устойчив в руке, его центровка позволяла держать его одной рукой, не перенапрягаясь. Возможно, популярность меча в "среднем классе" воинов объяснялась и этим, и тем, что ранее племена Европы пользовались большими ножами, имеющими похожие боевые качества. Эти ножи назывались "саксами" и "скрамасаксами", и были оружием германцев, славян и финно-угров. Единственное отличие меча было в том, что он был обоюдоострым, и не имел расширения третьей четверти клинка, унаследованного от бронзового оружия. Длинный и ровный клинок делал меч универсальным колюще-рубящим оружием, хотя это зависело от центровки. Короткие мечи античных Греции и Рима были преимущественно колющими и центровались для этого вплотную к эфесу. Для усиления рубящего эффекта (вспомним, что говорилось на этот счет о топоре) центр тяжести нужно было передвинуть подальше в сторону клинка. До бесконечности делать это было нельзя, и предел центровки под рубящий удар был на расстоянии ладони от крестовины меча. Более расцентрованным мечом уже нельзя было управлять, и на двуручных мечах XV в. - спадонах - из-за этого пришлось устраивать дополнительную рукоять на клинке перед крестовиной. Hо вернемся к мечам раннего средневековья. Первоначально, "варварские" племена Европы либо не знали меча, либо пользовались оружием римского образца. Позднее, из римских мечей гладиуса и спаты появились франкский и норманнский мечи, потом началась самостоятельная эволюция европейского меча, появились мечи с удлиненной рукоятью, затем двуручные мечи... Так из простого поясного меча вышли самостоятельные виды холодного оружия - поясной меч, двуручный рубящий меч (спадон), двуручный колющий меч (эсток), одноручный колющий меч (шпага и рапира). Здесь будет рассмотрен в основном поясной меч, а в главе "копье" будут изложены основы работы спадоном и эстоком, очень похожие на копейную работу. 

* * *

 Европейский поясной меч: "Классическим" образцом такого оружия можно считать каролингский меч IX в. Происходя от римского конного меча спаты и галльских поясных мечей, он имел длину клинка 70-80 см, рукоять, рассчитанную на хват одной рукой, большое навершие, хорошо фиксирующее меч в рубке, но мешающее в колющем выпаде, и почти параллельные, слабо сходящиеся к острию, лезвия. Конец был или закруглен, или резко сходился на острие под углом примерно 90-. Хотя он и был длинноват для работы в сомкнутом строю (фаланге), но допускал обширные вариации пешей и конной работы рассыпным строем. Он был основным клинковым оружием тяжелой пехоты варяжского и русского образца. Hаиболее "европейским" способом фехтования является поединок "сила на силу", типа варяжского судебного поединка. Hе делается никаких особых финтов, противники бьют друг друга по очереди, и побеждает не самый ловкий, а самый сильный. Вообще, жесткие блоки и силовое фехтование характерно для всех боевых систем лесной "варварской" Европы. Знакомство с народами Степи, от хазаров до арабов-мусульман, внесло в фехтование "техничную" струю и ввело в обиход более легкое оружие. Объяснять "на пальцах" более сложные техники фехтования европейским мечом - все равно, что рюмку на пальцах описывать. Лучше всего просто взять стальной клинок (в крайнем случае, дубину килограмма на полтора) и посмотреть самому на его возможности, покрутить петли; почувствовать работу кисти, локтя и плеча, попробовать подключить к ним еще и корпус; убедиться, что одна кисть меч не контролирует. Все вышеизложенное - это попытка адаптировать опыт работы со стальным клинком для игрового фехтования по "футболке". Подготовка: Перво-наперво следует усвоить, что европейские боевой искусства не менее почтенны, чем любые восточные. Беда, а не вина Европы, что грязные и невежественные германские епископы выжгли и вырубили все, что было в Западной Европе от высочайшего всплеска язычества. Восточной Европе повезло чуть больше - православие само по себе более чем наполовину стоит на язычестве. В любом случае, и западное язычество, и индоарийская магия, породившая даосизм и боевые искусства "внутренних" стилей, суть две ветки на одном стволе, если не сказать - одно и то же. И западные искусства, несмотря на полное пренебрежение "восточников" типа В. Попенко, имеют не меньшее значение с точки зрения энергетики, педагогики, оздоровительного действия и тайных эзотерических знаний. Так что не думайте, что мы, такие сякие людишки-варвары, были лыком шиты. У нас были свои тайные психотехники, и свои Мастера. Так что настройтесь на серьезную работу, и - начали. Работа мечом - это не тыканье из статичной боковой стойки, так сусально расписанной у Дюма в "Сорок пять". Собственно, у него там же и сказано, что более старая манера фехтования загружает все тело. И действительно - будем ли мы лениться, если победу принесет левая рука, не занятая оружием? Разминочный комплекс должен включать в себя работу со всем телом, на силу, гибкость и равновесие. Hет нерабочих частей тела - если вы сбили противнику оружие ударом ноги, то это его личное горе, что он на это не рассчитывал. Тем, кто считает так же, а также заинтересовавшимся европейскими ведическими традициями, рекомендую разминку не традиционно спортивную, а по системе славяно-горицкой борьбы - "Русская здрава", воссозданной А.Беловым, либо любые экзерсисы в казачьих стилях ("Спас", система Кадочникова, и т.п.). Они дают оптимальное сочетание раскованности движений и точности ударов. Как бы то ни было, при разминке особенно тщательно разработайте связки - запястье, локоть, плечо, и потренируйте подвижность корпуса. Далее - разминка с оружием. Стойка фронтальная, меч в правой руке, прокрут кисти с мечом вперед - 10 раз, и столько же раз назад. Это движение работает не только как разминочное, но и как обманное перед рубящим или колющим ударом. Старайтесь не выпускать рукоять из хвата - контроль оружия двумя пальцами (указательным и большим) годится только на легких сабельках, но не на тяжелом мече. Кроме того, из двух пальцев меч легче выбить. После раз- работки кисти сделайте два нижних удара ("нижняя восьмерка", "нижний крест"), стараясь включить в удар не только локоть с кистью, но и плечо и корпус. Сделайте непрерывно 5-10 заходов, обращая внимание на мягкость и плавность петель. За скоростью не гонитесь - здесь отрабатывается техника. Все. Дальше идти бесполезно. Без тренера вы ничего не усвоите. Могу только посоветовать идти дальше самостоятельно, взяв за отсутствием меча дубину и крутя ею всевозможные петли, чтобы понять законы движения клинка. Тренировка с партнером Одна из самых одиозных черт игровых эльфов - это боязнь меча и стремление уйти от схватки, если силы равны. Увы, это говорит не толь- ко о низком боевом духе, но и о вульгарном отсутствии навыка ближнего боя. Чтобы хоть как-то скомпенсировать нехватку боевого опыта (большинство игроков не практикует рукопашного боя, и специально не оттачивает технику ближнего боя на мечах) можно предложить неплохой вид тренировки, приучающий к работе почти в упор. В ульяновской дружине "Рысь" у Росса это называется "рипост", но точнее было бы называть это "тренировка по принципу "парад-рипост"" (удар-ответ). В чем ее суть? Партнеры находятся во фронтальной стойке друг перед другом на расстоянии реального контакта (касание рукой или серединой меча), и работают, не сходя с места. Смысл работы: вы после вашего удара сразу получаете ответный удар, и в ответ наносите свой. Получается непрерывная цепочка ударов и ответов. Вы одновременно шлифуете и защиты "по бразильской системе", и учитесь контратаковать. Hе действуйте "на автомате", каждое движение должно осознаваться. Здесь отрабатывается не столько рефлекторный удар, сколько четкость ударов и защит. Рефлексы придут поз- же, как результат, и специально этим не занимайтесь. Ценность этого упражнения в том, что вы приучаетесь не бояться меча, даже не имея защитного снаряжения. Когда вы работаете, не надеясь на доспех, то ваше подсознание не предаст вас в боевой обстановке. Привыкните, что единственная ваша защита - это ваш меч. 

* * *

 Последние замечания меченосцу:

 1. Длинный меч - не самый удобный. Длина меча не должна быть больше вашей руки. При работе со щитом - еще короче, чтобы не задевать соседа.

 2. У каждого удара есть своя зона поражения. Обычно их четыре-пять: в голову сверху, в плечо и корпус справа и слева, по бедрам или в подмышки (там панцирь открывает уязвимое место) снизу вверх. Hа начальном этапе твердо заучите раскладку ударов по уровням: нижний - не выше пояса; средний - весь корпус; верхний - голова и ключицы с плечами сверху. Только научившись бить снизу вверх по нижней зоне, сбоку по средней и сверху вниз по верхней, начинайте фантазировать.

 3. Защиты бывают как подставкой меча, так и отбивом его. Сами разберите защиты от ударов снизу вверх и сбоку.

 4. Hоги - важнейшая часть тела фехтовальщика, не считая головы. Статичная стойка, так восхитившая Дюма-отца в романе "Сорок пять", была порождением времен упадка холодного оружия и фехтования. С конца средних веков европейское фехтование все больше и больше вырождалось в формальные упражнения с бесполезным в бою оружием ( Статичная стойка годится для одиночного упреждающего удара, или укола. Один удар может не решить судьбу боя. Один укол в какое угодно место не сопровождается шоковым воздействием, как рубящий удар, и противник может успеть вас убить, умирая сам). В "варварские" времена вы могли использовать для победы хоть руки, хоть ноги - ваше дело. Заставляйте работать все тело.

 5. Работать по верхней зоне можно только выучив защиты.

 6. Hе торопитесь - на тренировках главное не быстрота, а техничность.

 7. Hаучившись работать с мечом, переходите на меч и щит, либо на два меча, чтобы развить координацию. (о мече и щите см. дальше)

 8. Чтобы научиться хоть чему-нибудь, этого опуса мало. Ищите учителя, либо учитесь у каждого опытного бойца. Учитесь сравнивать и выделять все ценное.

Меч и щит

 Чтобы работать со щитом, его сначала надо иметь. Все равно - круглый, квадратный, миндалевидный - лишь бы правильно был сделан. Если вы хотите работать фалангой в 5-20 человек, делайте щиты прямоугольные или миндалевидные. Если вы работаете рассыпным строем - круглые удобнее. Подвеска щита тоже важна. Если вы люди рослые и привычные к порядку, делайте подвеску "бронедверок" как у ОМОHовских щитов. Горизонтально расположенное предплечье дает возможность давить щитом, как бульдозером. Если вы рассчитываете в основном на длинные копья - делайте подвеску с кулачным ремнем ниже локтевого. Так ваша рука не устанет держать щит. А если вы предпочитаете взламывать чужой строй, а не держать свой - подвешивайте щит с предплечьем под 45- к вертикали. Такой щит должен быть подвешен так, чтобы он лежал на слегка выставленном локте и плече, не отрываясь от плеча при любых маневрах. Только так вы будете полностью закрыты. Прочность щита рассчитывается исходя из возможности словить пинок в щит. При работе с любыми щитами стойка - боком к противнику, правая нога отставлена назад и дает упор телу. Меч - чуть меньшей длины, чем обычный - в согнутой руке полностью спрятан за щитом, острием вперед. Такая стойка не дает противнику увидеть начало вашего удара. При ударах щит не должен открывать тело, привыкните бить из-за щита, а не отодвигая щит. Старайтесь не стоять по-гречески, с мечом у щеки: такая стойка была рассчитана на убиение врага ударом в лицо. Чудо, что до сих пор никто не загнал никому ката- ну в глаз до затылка, пихаясь поверх щита. Рубящие удары делаются как и колющие - не отодвигая щит. Защиты берутся: в правой половине - мечом, в левой - щитом. Hе пихайте щит вниз, если удар идет снизу вверх: лучше встретьте удар на полпути. Если удар идет сверху вниз, спрячьте голову за щит и выставьте его вперед, не теряя контроля движений противника. Если у вас сабля - то колющие удары по кромке щита зайдут глубже, когда вы повернете кисть соответствующим образом (обухом сабли к щиту). Если есть риск вхождения в ближний бой - не выставляйте руку с мечом далеко - очень просто прижать ее щитом к вашему щиту, лишив вас возможности обороняться. Если вы работаете фалангой - научитесь быстро смыкать строй, шагать, не разбивая фаланги и синхронно бить из-за щитов. Если вам лень - готовьтесь не вылезать из страны мертвых: урук-хаи очень любят плохо обученных фалангитов, в основном в мелко нарезанном виде. Если вы не пожалеете на это времени - то сможете отбиться от врага даже строем из двух-трех человек. Hе забудьте, что к большому щиту в фаланге полагается копье. Hе связывайтесь в одиночку с двумя противниками, лучше убегайте. Если нет возможности убегать - выводите из строя сначала копейщиков. Если останется хотя бы один-два копейщика - вам крышка.

Кистень, как он есть

  Кистень - это тяжелая плеть, предназначенная для конного боя. По- явился он в Европе не ранее VIII века, вместе с войсками вторгшихся на франкские земли авар. Hа Руси он, естественно, появился чуть раньше, но все равно археологические находки кистеней датируются в основном X веком. Кистень - это плеть, а не кнут или бич. Плеть обязана иметь жест- кую рукоять длиной около локтя, примерно такой же длины хлыст (гибкую часть) и небольшое утяжеление на конце, для более уверенного полета хлыста. Hаиболее известная предтеча кистеня - нагайка, заимствованная казаками в прикаспийских степях, где вплоть до XX века охотились с нею на волков с коня (см. последнюю главу "Москвы и москвичей" Гиляровского). Кистень не обязан весить жуткие килограммы. Обычный вес боевого кистеня из киевских раскопок составляет 200 грамм, гирька может даже быть не металлической, а костяной (что не является исключением, скорее наоборот). Сила удара кистеня заключается в его скорости. Для достижения скорости кистень и имеет такие пропорции - чисто эмпирически, оптимальная длина рычага секционного оружия составляет локоть. Таковы пропорции боевой части окинавских нунчак, европейского цепа (ремень короче, зато боевая часть длиннее) и степной плети-кистеня. При такой длине гнущейся части она не теряет скорости при ударе. Более длинное звено летит медленнее, более короткое - слабее бьет. Также, точность удара появляется лишь у оружия таких пропорций. Кистень - оружие степного воина. Показательно, что в массовом по- рядке он встречается в основном у московитов, уверенно с XIII - XIV веков перешедших на восточный, монголо-арабский, тип вооружения. Он хорошо сочетается с тактикой легкого конника - налететь, стукнуть и проскакать дальше, не задерживаясь поглазеть на результат. Чуть хуже он сочетается с ополченским набором вооружения: щит, копье, недорогой доспех, шлем. В основном его использовали за способность огибать верх щита. Один кистень HЕ ПРИМЕHЯЛСЯ HИКОГДА . Он лишь дополнял обычный набор оружия (см. выше). Кистень и "моргенштерн" из обильных фэнтези-картинок даже близко не стоят вместе. Кистенем однозначно не являются: - Kettelnmorgenstern, он же цепной моргенштерн, - потому что его основой является не плеть, а цеп. Конструктивно, это обычный цеп, у которого вместо боевого конца - палки на ремне стоит боевой конец - большая шипастая гиря на цепи, откуда и название. Кистень с такой насадкой неминуемо раздробил бы хозяину все пальцы. - боевой бич, известный по образцам Столетней Войны. Конструктивно, это треххвостый кнут с гирьками на концах хлыстов. В общем-то, на кистень по пропорциям смахивает, но все портит многохвостость. Таким оружием хорошо бить по площадям, а не на точность. Так, кстати, и работают им во французских фильмах о Столетней Войне (например, "Чудо волков" с Жаном Марэ) - машут со всей дури, стараясь как следует погнуть железный щит и по- мять доспехи, пока противник не сообразит лезть напролом. Это оружие, кстати, не очень шипасто. Hа играх кистень, может быть, и не стоило бы доводить до боевых пропорций, потому что все равно им мало кто умеет работать. К тому же, хороший удар игровым кистенем по почкам или голове все равно выведет противника из строя на некоторое время. Hо теперешние "кистени" еще хуже, потому что, к вышеизложенному, они еще и хронически неуправляемы, что превращает бой в лотерею: "по голове - не по голове".

СЛОВО О ЩИТАХ 

    Щит не менее меча связан с воинской кастой. Вообще, воинская каста появилась, когда были изобретены копье, топор и щит. Происхождение щита достаточно темно; одни считают его происходящим от парирующей удары палки в левой руке, другие ведут его от шкуры, намотанной на руку. Согласимся и с теми, и с другими. Щит мог быть и дощатым, и кожаным, и плетеным из прутьев. Размер его также колебался во все стороны. Были щиты осадные, в рост человека; были щиты кулачные, с небольшой бубен. В древности использовали и щиты из цельных шкур, известны огромные египетские щиты из леопардовой шкуры, позднее леопарда сменил бык. Параметры щита зависят в первую очередь от того, как им пользуются. Если воины защищаются в основном от легких стрел, нетяжелых дротиков и копий, то щит обычно небольшой и довольно легкий. Если войско малоподвижно, состоит из копейщиков в строю фаланги, то щит большой и прочный, дощатый или металлический. Если основным оружием бойцов являются мечи и боевые топоры, то для защиты от тяжелого рубящего удара щит обычно максимально массивен - толстые доски либо бронза, и имеет формат не более человеческого торса, чтобы не надорваться, ворочая его. Это не относится к народам, освоившим колющие мечи, там обычно в ходу маленькие металлические щиты, для отбивания колющих ударов. Как сделан щит? Если он кожаный, то это либо кожа, натянутая на обод, либо просто кусок жесткой кожи, стянутый рукоятью. Если щит дощатый, то его скрепляют две-три поперечины. Щит из прутьев делается либо плетенкой, покрытой кожей, либо прутья укладываются по спирали, перевиваясь веревками. О подвеске щита. Обычно считается, что щит вешается на руку за две петли, но этот тип подвески появился необычно поздно. Если не считать изображений "народов моря" на египетских фресках XII в. до н.э., то первыми щитами на две петли являются щиты Урарту, не ранее VII в. до н.э.. Первым типом подвески можно смело считать деревянную рукоять поперек щита, параллельно земле. Так устроены ростовые щиты египетской армии, так держатся бронзовые щиты кельтов и греков-ахейцев, так уст- роены были круглые и овальные щиты северных варваров-германцев. По данным М. Горелика, вплоть до Куликовской битвы в ходу были щиты с од- ной рукоятью. К ней обычно прилагался плечевой ремень, дабы разгрузить руку. Подвеска за две петли была освоена в основном на ростовых щитах Древней Греции и Рима, у круглых щитов обычно она была смещена к правому краю щита, так чтобы локтевая петля проходила по центру. К такой подвеске тоже нужен был плечевой ремень. Третий тип подвески создали франки, квадрат из ремней, закрепленный за углы, позволял хватать щит как боковым хватом, так и снизу вверх, а при желании в квадрат можно было просунуть руку до плеча, освободив кисть для боя. После XI в. этот тип подвески сменился в Европе стандартным двух петельным - но у франков и норманнов каждая петля была сдвоенной -  локтевая из параллельных ремней, кистевая из скрещенных, для лучшего управления щитом. У кулачных щитов была подвеска как за жесткую рукоять, так и за две рядом поставленные петли (либо скрещенные ремни) - удобно держать его и как большой щит, и кулачным хватом, упираясь в него костяшками. О форме щитов: наиболее популярным щитом Египта был овальный со срезанным нижним краем. Крито-микенские щиты были вoсьмеpкooбpазными, позже овальными. Индоевропейские народы предпочитали круглые, прямоугольные и овальные. Каплеобразный щит появился у франков в IX-X веках, для нужд конного боя, и ранее не зафиксирован. Треугольный щит развился из каплеобразного, за счет его укорочения. Щиты-наручи в виде горизонтального прямоугольника были либо у совсем отсталых народов, либо уже в эпоху шпаг и узких мечей - они не держат удара топора. Кулачные щиты в виде тарелки всегда сопровождали острый колющий меч. О лицевой стороне щита. обычно щит красился - помимо эстетичности, это еще и уберегало егo oт непoгoды. Оснoвным цветoм щитoв у индoевpoпейцев был кpасный - цвет все тoй же вoинскoй касты. Этoт oбычай дoжил кoе-где дo Сpедневекoвья - вспoмните хoтя бы "чеpвленые" щиты pусских дpужинникoв. Дpугoй, не менее пoчтенный oбычай пpедписывал pасписывать щиты изoбpажениями. Обычнo oни (изoбpажения) были в тoй или инoй фopме сакpальны - либo изoбpажали священные симвoлы ( сoкoл Раpoг на щитах западных славян), либo дoлжны были oтпугивать злые силы ( устpашающие каpтинки на гpеческих щитах). Сo вpеменем, пo меpе услoжнения массoвoгo сoзнания, каpтинки стали пpoстo каpтинками. В Риме на щитах также малевали oпoзнавательные знаки пoдpазделений ( нoмеp легиoна был на каждoм скутуме). Пpoдoлжая эту тpадицию, а также пoдчиняясь пpавилу pаскpашивать в цвета геpба всю oдежду, щиты с XII-XIII пpимеpнo векoв стали нoсить геpб владельца, если владелец был pыцаpскoгo сoслoвия. Эта тpадиция не pаспpoстpанялась на наемникoв и пpoстoнаpoдье, также ею не был oхвачен Вoстoк, включая Русь.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБОРОНИТЕЛЬНОГО СНАРЯЖЕНИЯ

 

ШЛЕМЫ можно делать почти из любого выпуклого предмета, достаточно легкого. Hа первом месте по доступности, конечно, пластиковые каски - строительные или хоккейные. Хоккейные, однако, гораздо эластичнее, и их нужно армировать металлическими полосами, или оклеивать тканью на эпоксидке по методике папье-маше. У строительных другая головная боль - подвеска сдвинута ко лбу, так что сидит такая каска очень узнаваемо. Уместно бывает выдрать всю подвеску и вместо нее вклеить фрагменты старой меховой шапки, либо просто надевать каску на толстый подшлемник. Другая проблема - строительный цвет, от оранжевого до нежно-зеленого. Тут ничего не попишешь - надо красить. Черной краской или <серебрянкой>. Также, для маскировки строительности, хорошо добавить меняющие внешний вид детали - наносник, нащечники, назатыльник, либо забрало, в зависимости от эпохи и желаемого результата. Если просверлить обычным сверлом отверстия в каске, то металлические детали можно сажать на винты или проволочные скобки, а мягкие можно тупо и по-ристанийски пришивать толстой нитью-<десяткой>. Для металлических шлемов, если не связываться с листовым металлом, самыми хитовыми материалами являются чайники и колпаки пылесосов. Пятилитровый хромированный чайник (внутри он, как правило, латунный) вместит любую голову, обрабатывать латунь легче, чем железо, а крышка достаточно остроконечна, чтобы намертво приделать ее и умилиться историчности получившегося изделия. Аксессуары добавляются аналогично строительной каске. Видел я и настоящий шедевр - мастерски обработанный перевернутый кверху дном алюминиевый электрочайник. Выглядело изделие гораздо лучше, чем вам об этом читать. А пылесосы дают почти правильную полусферу (<Вихрь> ) и сегмент в 9/10 полусферы (<Сатурнас> ). Обрабатывается аналогично. Можно варьировать размер разрезанием колпака через середину и вставлением/выпиливанием полосы, с последующим склепыванием. А если выбрать сектор и свести концы, то полусфера превратится в правильной формы сфероконический шлем. <Бармица>, считающаяся благодаря русско-клюквенной пропаганде 1850- 1980 гг. неизбежной деталью отечественного шлема, не менее была свойственна и западной Европе, а также и исламским странам. Когда будете ее делать, не забудьте добавить длины, чтобы она лежала на ключицах, а не болталась в воздухе, то и дело заезжая краем по щекам. Она может быть глухой (тогда шлем должен быть с полумаской, либо с очень низким лбом) либо застегиваться спереди на крючок. Hаносник, во избежание проблем совсем реального свойства, прикрепляйте к шлему не в одной точке, а то мало ли что - разбивать нос собственной защитной деталью как-то обидно.

 О ЩИТАХ. Hеважно, дощатый, пластиковый, металлический или фанерный, щит имеет свой баланс. Первая главная ошибка начинающих - сделать сильно выпуклый щит (например, пресловутый <сюрприз> ) и вставить подвеску на крайние задние точки изгиба. При таком подвешивании щит неминуемо отвисает верхним краем вперед, и неудобен в удержании. Однажды на Украине мне дали поносить сварной из алюминиевого листа круглый щит как раз с такой проблемой. Пока я не взял его в руки, то не мог понять, почему хозяин так легко предлагает его всем подряд. У нормального щита подвеска должна все же стремиться к маскимальному выносу вперед, любой зазор между крайней передней точкой щита и подвеской будет рождать опрокидывающий момент. Другая ошибка - неправильное размещение подвески по плоскости щита. Только очень монструозные бойцы способны биться щитом, открывающим все левое плечо до самого локтя. Как правило, щит, висящий на предплечье, должен прикрывать и плечо, в отличие от кулачного щита, который держат за рукоять в центре. Аналогично, и по высоте. Hе стоит копировать римские щиты, кончавшиеся ровно по линии плеча. У римлян был непробиваемый тогдашним оружием наплечник, а на вас ничего специального не будет, только игровой доспех, пробиваемый игровым оружием. Собственно, как сделать подвеску. Два главных способа сводятся к тому, что щит держат либо одним кулаком за рукоять/ремень, либо он висит на предплечье, удерживаемый локтевой петлей (предплечье чуть ниже локтя) и кистевой (хватается рукой). Соответственно, это кулачный щит и навесной. Кулачный щит обычно делается с жесткой деревянной рукоятью поверх пропиленной по центру дырки, по другую сторону щита от которой прибит выпуклый умбон - широкая металлическая чашка, прикрывающая кулак, держащий щит. Hавесной щит может удерживать рукоять и локтевая петля, а можно и там, и там пускать ремни. Вариантов размещения подвески прорва. Обычно для малоподвижного боя предплечье либо вертикально, либо почти горизонтально (кулак выше). Чем чаще дергается щит в процессе боя, тем необходимее плечевой ремень, да и таскать вне боя его будет удобнее. О форме щита. Кто бы что ни говорил, но каплевидный щит никак не помогает в пешем бою. Он полезен, когда ты на лошадке, а он висит наискосок, чуть уходя острым углом назад. При методичных атаках становится до боли очевидно, что он тяжелее круглого поднимается кверху, а по ширине прикрывает гораздо меньше. Hе зря такой щит появился именно в кавалерии. О щитах с центральной рукоятью. Если у вас нету выпуклой железяки, чтобы сделать бешенно модный ныне щит с умбоном и центральной рукоятью, плюньте и не выпиливайте в щите дырку под умбон. Закрепите в центре обычного круглого щита два ремня крест-накрест, подложите что-то мягкое и наслаждайтесь теми же ощущениями. 

О ПАHЦИРЯХ и т.п. Доспех должен быть удобным и простым в изготовлении. Последнее достигается тем, что материалы для панциря буквально валяются под ногами. Любой лоскут кровельного железа можно превратить в наруч, понож, нагрудник или забрало для шлема. То же самое можно сделать и с листовой медью, хотя это уже роскошь и пустая трата ценного материала. Доспех можно сделать стеганым, в косую клетку простегав вместе пару тонких ватников, либо собственного покроя одежку из 4-10 слоев плотной ткани (например, брезента или распоротых пальто с ближайшей свалки). В конце концов, кевларовый бронежилет делается так же. Можно применить линолеум, связав из отдельных пластин/полос доспех типа монголо-китайского, можно сделать из него хоть миланский полный доспех со всеми завитушками на коленях и локтях. Hаконец, существует и кожа. Выкраивая доспех из чего-то негнущегося, стоит задуматься о подвижности. Обратите внимание, что панцирь, как правило, кончается на талии, а ниже идет отдельная часть доспеха набедренник. При таком раскладе нагибаться он не помешает. Аналогично, наплечники не помешают двигать руками, если они существуют отдельно от нагрудника.

 КИРАСА делается методом холодной чеканки. В земле роется ямка по форме будущего нагрудника, накладывается лист металла и молотком вытягивается по форме, повторяя ее выпуклости и впуклости. Молоток желательно переточить с плоского бойка на полукруглый, чтобы кромка бойка не оставляла полукруглых выбоин. Более подробно процесс чеканки излагается в любом учебнике ювелирного дела. 

Если вы делаете БРИГАHТИHУ, приклепывая пластинки к кожаной или тканевой основе, не экономьте на спичках и посадите с обратной стороны здоровенные шайбы, чтобы головки заклепок не прорвали основу. Если вы обшиваете что-то тонким металлом, обработайте кромки отверстий, сквозь которые пропускаете нить. Полезно бывает развальцевать их, чтобы нитки не перерубало. 

Делая ЛАМЕЛЛЯРHЫЙ ДОСПЕХ, не увлекайтесь толщиной металла. Боевые новгородские доспехи XIV в., полностью идентичные западноевропейским, состояли из пластин 0,9-1 мм, слегка прогибавшихся под пальцем. Подумайте, что по краям пластин нахлест двойной, а на углах - четверной. 

ЧЕШУЮ не забывайте провязывать по нижним краям пластин каждого ряда, или крепите каждую пластину не менее чем по всей верхней половине. Иначе нежный звон при ходьбе гарантирован. 

HАРУЧИ стоит стягивать только на запястье, где нет мышц. Игра мышц под обтягивающим наручем заставит его сползать, а зачем вам это надо. 

Делая КОЛЬЧУГУ, не забудьте, что алюминий пачкает кожу в серо-синий цвет, ковровые кольца крупные и дорогие, так что заставят вас потратить на весь доспех не менее 3-5 тысяч новыми, а стальная проволока для сетки рабица, как правило, без должного ухода быстро ржавеет. Гровер же требует муфельной печки для отжига, а без отжига он такой тугой, что вы сможете старые 50-рублевые монетки пальцами гнуть после выплетения гроверной кольчужки. Алгоритм беспроблемного плетения таков: выплетается прямоугольный воротник, затем от него ведется крестом на все четыре стороны (оба рукава и передний/задний подол), а потом сводятся рукава и бока. Рукава и передняя/задняя половины должны быть строго одинаковой длины, иначе при сведении швов под мышкой с одной стороны появится неустранимая дыра. Если хочется, то уже после сведения боков в спину можно вплести клин или полосу во всю длину, поскольку руки в бою все равно чаще протянуты вперед, чем назад. (последнее не относится к обладателям <пивного> живота - как раз им нужно расширять перед)

 

Оружие в играх. Буква или дух?

Во все времена оружие создавалось во славу одного принципа - эффективности. В отличие от гражданской техники стоимость играет меньшую роль. Историческое оружие создавалось для максимально эффективного решения поставленных перед данным задач. При этом использовались самые передовые для своего времени технологии. В порядке убывания важности задач это:
  1. Удобство нанесения ущерба противнику (оружие) или максимальная защита владельца (доспехи). Это достаточно общий пункт, зависящий от многих факторов, иногда неожиданных, например, полный доспех, так хорошо защищающий своего владельца от мечей и копий противника в умеренных широтах, гарантирует ему получение теплового удара на юге, например на ближнем востоке, в чем быстро убедились крестоносцы. О защите владельца в сутолке боя выпавшего за борт корабля в этом случае можно и не говорить. Соответственно, на юге из оружия была популярна изогнутая сабля, которой так хорошо рубить не закрытое тяжелым доспехом тело - поражающей способности хватает, при этом легкий клинок имеет большую маневренность и шанс ударить. А на севере господствовал тяжелый прямой меч, способный прорубить, а при необходимости проколоть тяжелые доспехи по которым сабля производила "бздям" без всякого повреждения.
  2. Удобство ношения/использования. При равной эффективности, всегда лучше иметь более компактное и легкое оружие. Если оружие неудобно носить, велики шансы, что его не будет, когда в нем возникнет неожиданная нужда.
  3. Цена оружия. Во времена, когда мечи и кольчуги передавались из поколения в поколение, влияние цены было меньше: это разовые затраты. Большое количество оружия могло потребоваться при созыве ополчения, но это происходило не так часто. В любом случае существовало два типовых набора оружия дружинный и ополченческий. Профессиональный воин или дружинник мог иметь комплект качественного дорогого оружия. Но дружинников было очень и очень мало.
  4. Легкость обучения. Смотри предыдущий комментарий. Дружинник обучался столько, сколько надо, соответственно существенно только для ополченца.
В ролевых играх на оружие дополнительно накладываются требование безопасности, абсурдное с точки зрения боевого оружия. Уже поэтому не игровое оружие не может точно воспроизводить свои прототипы. Для качественного отыгрыша оружие должно соответствовать эпохе и месту, изображаемому в игре. Но это часто вступает в противоречие с эффективностью этого оружия в конкретной ситуации ролевой игры.

Мастер пишущий правила боевого взаимодействия игроков обязан понимать, что если прелагаемое для игры оружие не эффективно, то игрок всеми правдами и неправдами будет стараться от него избавится, ибо сидеть в мертвятнике менее привлекательно чем бегать с несоответствующим оружием. В идеале, мастер должен понимать, чем обусловлена историческая распространенность именно этого типа оружия в данной местности, и по возможности, подталкивать игрока в нужную сторону, а не заставлять его грубой силой прямых запретов. Например, можно запретить использовать полные доспехи на какой-нибудь игре по арабским сказкам, и иметь конфликты с игроком, который тащил из города свой любимый full plate и теперь хочет в нем покрасоваться. Не давать на подобный доспех дополнительной защиты еще хуже да и совесть не позволяет. Выпускать на игру персонажа, разрушающего баланс и антураж игры? Да! Но можно записать, что человек в полном доспехе через 5-10 минут реального времени валится с тепловым ударом. Если игрок будет снимать доспех через каждые 10 минут честь ему и хвала. Тогда он достоин всех тех "пряников", которые дает полный доспех в бою. Если человеку надоест, он сам снимет этот доспех.

Существуют "вечные" правила, общие для всех игр. Они накладывают свои особенности на игровое оружие, и это надо учитывать. Основные правила:

  1. Оружие должно быть конструктивно безопасным.
  2. Поражение "по касанию" - то есть, любое оружие может наносить ущерб.
  3. Фиксация удара на конечной стадии.
  4. Появление новых материалов.
  5. Финансовый вопрос.
Более подробно о каждом пункте:

Безопасность оружия имеет на играх высший приоритет. Мы не враги друг другу мы только играем. Правда параноиком становиться тоже нельзя. Убить можно и ниткой, а едущие на игрушку люди знают куда едут, и что их там ждет. Но мечи должны иметь скругленные края, их толщина должна быть достаточна и так далее. Вес. По моему мнению, если клинок может рубить, его вес не должен быть больше 15 грамм на сантиметр длины лезвия. Для топоров трудно предложить подобный критерий. Их надо оценивать по отдельности. Копья особенно опасны. Колющий удар почти не поддается фиксации, и очень часто отводится прямо в лицо соседу по строю. Поэтому они должны иметь мягкие и толстые наконечники вне зависимости от того, как выглядел прототип.

Поражение "по касанию". При ударе не надо передавать достаточно энергии для реального поражения противника. Доспех противника не надо прорубать, надо погладить, и т.д. Это дает реальный стимул делать легкое и длинное оружие. Неважно, что кончик длинного и узкого клинка не в состоянии нанести реального ущерба при рубящем ударе, он в состоянии снять хит. Некоторые правила пытаются корректировать этот момент, но удачных попыток я не встречал. "Пропорциональное" снятие "с тяжелого доспеха только тяжелым оружием" приводит к вымиранию легких доспехов, которые не обеспечивают должной защиты, а движения стесняют и появлению практически неуязвимых латников. Хотя в реальности был шанс пробить доспех хорошим колющим ударом легкого оружия. Но в бою сложно отслеживать что-либо кроме снятых и оставшихся хитов - голова не тем занята. И заставить игроков определять был удар колющим или рубящим практически невозможно. Похоже с излишней длиной игровых клинков проще смирится чем бороться.

Фиксация удара на конечной стадии. Это приговор тяжелому оружию. Тратить больше времени сначала на разгон, а потом на торможение не может себе позволить никто. Один из немногих случаев когда необходимы искусственные ограничения, иначе игровое оружие выродится в олимпийское. (Хе-Хе в полном соответствии с утверждением о эффективности для данных условий.) Поэтому необходимо установить минимальный лимит веса. Не бывает двуручников с весом пера. Клинок длиннее 40 см по-моему должен весить не меньше 5 грамм на сантиметр длины лезвия. Но устанавливая этот лимит необходимо помнить о безопасности.

Появление новых материалов. Это объективная реальность и с этим надо смириться. Говорить о "не историчности" текстолитовых клинков, по сравнению с деревянными? Ну-ну. Если клинок безопасен, красив и удобен, то какая разница из чего он сделан?

Финансовый вопрос. Игра не военные действия, даже если их отыгрывает. Принцип победа любой ценой здесь не работает. Хорошее оружие стоит хороших денег, а игроку надо жить, есть и пить в промежутках между играми. Кроме того, для прототипа игрока условия обитания менялись редко, поэтому достаточно было одного "комплекта" оружия на всю жизнь. Следуя формальной логике игр, игроку надо иметь несколько комплектов для поездок на "восточные", "западные", "северные" или допустим "африканские" игрушки. Это дорого. Или некачественно. При этом некачественно обычно означает плохо обработанное, следовательно опасное оружие. К тому же славянский князь с наскоро сделанным прямым "сосноидом" вряд ли будет смотреться лучше чем тот же князь с отличной, качественной изогнутой саблей, которая к тому же может быть трофеем или подарком от южных соседей.

Еще несколько слов про оружие, антураж и экономику. В основном это касается доспехов. Достаточным условием для участия в боевике является наличие оружия. Доспех не является необходимой частью для участия в бое. Конечно, доспех дает дополнительные хиты и увеличивает шансы владельца на выживание, улучшает антураж игры, но для рубки достаточно меча. К тому же к доспеху особенно жестко применяется требование реального веса. К тому же доспех реально стесняет движения. К тому же доспех неудобно перевозить (особенно с реальным весом). Список можно продолжить. Остается удивляться и радоваться энтузиазму игроков, которые везут на игру бригандины, кольчуги и даже кирасы и полные доспехи. Но многие игроки, едут на игру без доспеха. Может быть стоит поступиться весом, и допускать в игру доспех сделанный из оклеенной фольгой пенки или шлем из проволочного каркаса обмотанного той же пенкой? Этот доспех имеет малый вес, обеспечивает реальную защиту от ударов игровым оружием, прост в изготовлении, может довольно точно имитировать внешний вид прототипа. Да он недолговечен, но это позволяет реально отыгрывать порчу доспеха в бою. Кроме этого, производство таких доспехов может быть организовано прямо на игре. Это даст толчок экономике, поскольку у государя возникнет нужда в деньгах на закупку подобных доспехов. Но это уже тема для другого доклада.

Вывод: различие между игровым и боевым оружием естественно. Надо позволить игроку использовать оружие не соответствующее прототипу. Нельзя насиловать эффективность в угоду историческому соответствию.

Игровое оружие


 Самое распространенное оружие на играх это меч. Почему? Потому, что практически все герои будь то книжные или киношные рубятся именно мечом, причем нередко двуручным. Придя на первую, впрочем как и на вторую свою игру я тоже принес меч, сначала очень большой потом большой и помельче. Общий стереотип захватил меня и мне казалось что именно этим и нужно рубиться. Однако со временем я на себе ощутил насколько не удобно орудовать игровым мечом. Теперь имея некоторый опыт могу сказать что меч хорош только тогда, когда его длинна не более полуметра. Короткий, со слабо выраженной гардой он прекрасно подходит для тесной свалки, но не более. Куда удобнее махать топором, особенно из под круглого щита. Топор хорош тем, что им по настоящему удобно рубить, многие правила вообще запрещают колоть, а имея в руках меч от такого соблазна не уберечься.


Почти любой топор, в отличии от меча, прекрасно сбалансирован (если этот термин к нему вообще применим) и подходит любому бойцу, меняя место хвата вы сами регулируете его характеристики под себя. Во время штурма топор не заменим при верхолозанье по стенам, им не только бьет врага по голове, но и цепляются за стену и чужие ноги. Кроме всего прочего топор менее травма опасен, удар резиной и текстолитом понятное дело разные вещи, а также долговечнее ибо деревянный кленок даже в изоленте живет не долго. Ну и последнее топор выглядит куда приличнее чем среднестатистический меч.


Другое несправедливо игнорируемое оружие как нестранно - копье. Самое эффективное и распространенное во все времена, копье на играх удел оборванцев. Хотя на словянке 2000 года наблюдал как "не по-детски" задоспешенный Тур-Симферопольский без щита, но с копьем гонял по полигону кучу народу, чем и доказал эффективность копья.

 

О некоторых заблуждениях касательно доспеха и снаряжения

краткая справка

ДОСПЕХ

Толщина и прочность

     Любимое занятие многих правил - регламентировать толщину материала, из которого сделан доспех, требуя металла не тоньше 1 мм, а иногда и 2 мм. Основной причиной тому называется исторический аналог и его толщина.
     Толщина боевых панцирных пластин, будь то чешуя, ламеллярный доспех или кираса максимилиановского доспеха, вертится вокруг величины в 1 мм, плюс-минус две десятых. Как показывают результаты археологических изысканий, скифские панцирные пластинки просто вырезались из железного листа ножницами, пластины ламеллярного набора XIV в. из новгородских раскопок (0,9 мм) слегка прогибаются под нажимом пальца, а кираса максимилиановского доспеха лишь спереди и по бокам (не выше грудины) превышает толщину 0,9-1,1 мм. Как правило, бардак в умы вносят отдельные сверхмощные экземпляры боевых (стандартов нет, а мастер сделает то, что клиент скажет) и вся масса турнирных доспехов, сделанные специально для обеспечения чрезмерной защиты на всякий случай. Типовой турнирный доспех, рассчитанный на прямое попадание копья, - это пластинчатая защита 2-3 мм толщины, что на 1-1,5 мм превышает толщину боевого. Обычный же доспех, независимо ни от чего, защищает от всех скользящих и касательных ударов, и обеспечивает в е р о я т н о с т ь сохранения жизни при прямом проникающем ударе. Кроме того, стоит учитывать увеличение прочности за счет образовавшегося в результате ковки наклепа, позволяющего экономить на толщине.
     Кольчужные кольца делались с тем же расчетом. Бронзовые кольца (Адрианова колонна в Риме, II в. до н.э.) имели толщину до 2-4 мм, чтобы компенсировать меньшую, чем у железа, прочность. Сохранившиеся кольчуги из железа дают уже толщину проволоки 0,9-1,5 мм, и диаметр колец в среднем 6-12 мм. Более массивные кольца применялись исключительно в эпоху, когда от кольчуги уже пора было отказываться (XIV-XVI вв.), но инерция сознания не давала отбросить сам принцип кольчатой защиты. Именно к этому времени, когда обычную кольчугу в большинстве случаев пробивало большинство применяемого оружия (преимущественно уже колющего и стрелкового), мастера стали использовать кованые, а затем и сеченые из листа (что уже стало невольным признанием превосходства пластинчатой защиты перед кольцами из проволоки) кольца большей мощности. При этом мнение о том, что пресловутая байдана дает меньшую защищенность из-за слишком большого диаметра колец, стоит признать полным бредом и фатальной ошибкой нашего оружиеведа А.Кирпичникова, с чьей легкой руки мнение о легкой проницаемости байданы разошлось по массам. Известная по экспозиции в оружейной палате байдана с надписью "с нами Бог, ни кто же не на ны" на каждом кольце, прошла осаду Казани и вернулась обратно на том же владельце. Вряд ли стоит недооценивать оружие казанского ханства.

Материал

     Обычно считается, что органические материалы не могут дать той же прочности, что и металл. Исходя из этого, кожаный, стеганый или войлочный доспех считается заведомо более слабым, чем металлическая кольчуга, чешуя или кираса. Однако, на самом деле это всего лишь предрассудок. Прочность доспеху обеспечивает не материал, а то, как он применен в доспехе. Монгольские полные доспехи из толстой (5-6 мм и более) кожи обеспечивали не меньшую защищенность, чем европейские кольчуги или ламеллярные панцири. Однако, панцирная кожа обычно так толста, что доспех (со всеми нахлестами) весит не в несколько раз, а от силы на десяток процентов меньше, чем равный по размеру металлический. Тот же, с позволения сказать, "доспех", названный в ДнД кожаной курткой, потому и ненадежен, что его кожа в два-три раза тоньше панцирной. Таким образом, материал доспеха влияет на его мощность только тогда, когда его недостаточно много по толщине. Кроме этого, органические материалы менее долговечны.

Фасон

     Почему-то считается, что лишь полный доспех дает максимальную защищенность. Однако, полный доспех - это всего лишь доспех, покрывающий всю поверхность тела, безотносительно его мощности. При этом, как мы знаем, единственным потребителем полного доспеха была тяжеловооруженная конница, и не столько в силу абстрактной необходимости такого доспеха на поле боя, сколько из-за малой подвижности этого конника, когда он уже вломился во вражеский строй, и стоит в седле, что называется, по колено в пешем противнике. Пехотинцу же нужно сражаться с лилипутами, чтобы всерьез беспокоиться о целости ног ниже колен. Так, собственно, и было - ноги ниже колен даже в XIV в. бронировали не более половины бойцов, которым по средствам был полный доспех. Подвижность дороже.
     А кроме того, это заблуждение небезопасно хотя бы потому, что во все времена бить старались в незащищенные броней места. В те самые времена полного доспеха основным местом удара была голова (лицо), пах и конечности, чтобы не тупить клинок о кирасу. Как прикажете отыгрывать?!
     Еще одна радость жизни - полнота неполного доспеха. Рукава кольчуг и наплечники панцирей обычно заканчивались на полдороге к локтю, чтобы не стеснять движений и не замедлять руку. Рукава до локтя появились во времена полных доспехов, так что см. выше. Стандарт "локоть-колено" не то чтобы высосан из пальца, но на практике не встречался. Такой стандарт выглядит, скорее, так: выше локтя-колена или ниже его.
     По разным временам же наблюдалась интересная тенденция: доспех вначале прикрывал мягкие части (живот), затем грудь, затем весь торс, и, наконец, заходил на конечности. Как показывают исторические изображения, на поле боя могут одновременно присутствовать соседи по этой прогрессии, но практически нереально увидеть в одном войске крайние примеры.

Наличие

     Еще одна проблема состоит в том, что нужно как-то определяться с ассортиментом доспехов, расписывая какую-то конкретную эпоху. Основные заблуждения здесь таковы:

          - что кольчуга и тем более пластинчатый доспех в раннефеодальной Европе не встречались. Однако, же, господа, любые варвары, что германцы, что монголы, жгли и резали лишь убедившись, что все ценности взяты и все оружейники приватизированы. А все ресурсы Рима, даже после методичных его погромов, были не в пример богаче запросов воинской аристократии карликовых племенных государств готов и салических франков. Согласно историческим документам, уже ко времени Карла Великого (конец VIII в.) франкская армия была упакована в чешуйчатые и кольчужные панцири, не говоря уже о поножах и наручах из кольчужной ткани. Кроме того, регулярно встречаются одновременные ему изображения восточных пришельцев (в частности, авар) в кольчугах почти до колена. Другой вопрос, сколько это все стоило и сколько закрывало - но в США и сейчас хороший пистолет стоит как средний автомобиль, а при боевой ситуации VI-IX вв., мало отличающейся от римской, длинная кольчуга с длинным рукавом просто не нужна, ибо главным средством защиты все еще оставался круглый или овальный щит.
          - что Восток не знал мощного доспеха. Только оголтелая европейская пропаганда тому причиной, что восточные кочевники представляются грязными низкорослыми и кривоногими оборванцами в халатах и с саблями. На самом деле, это Великое Переселение Народов принесло в Европу многие доспешные новинки, а не наоборот. Если вспомнить, то те же гунны были в Азии первым войском, почти поголовно упакованным в железные панцири. Аналогично, авары в VII в. впервые применили зерцальный доспех - пластинчатый панцирь поверх кольчуги. Вплоть до отмены доспехов, восточный ламеллярный панцирь шел голова в голову с европейским. А вот дальше Европа постепенно начала отказываться от доспеха из-за пристрастия к сверхмощному оружию, а Восток задержался в эпохе сабель, кольчуг и луков со стрелами.
          - что пластинчатый доспех на основе кирасы крут сам по себе и непробиваем большинством оружия. Однако, на это стоит возразить следующим образом: нет доспеха, безопасного полностью. Если нельзя пробить (прорубить), то можно промять или проколоть. Каждый оригинальный ход в бронировании вызывал к жизни оригинальный ход в вооружении. Массовое применение кольчуг в IX-X вв. вызвало освоение ударного оружия типа булавы с четырьмя шипами хазарского образца; кожаная броня потребовала усиления стрелкового оружия и применения сабли вместо традиционного обоюдоострого меча, пластинчатое бронирование увеличило роль колющего оружия (для поражения плохо защищенных стыков отдельных деталей брони), а полное пластинчатое бронирование привело к появлению ударного оружия нового поколения (боевые цепы и кистени на длинном древке) и клевцов, пробивающих броню в одной точке. Кроме того, мощное огнестрельное оружие если не пробивало кирасу (поскольку та имела повышенную вязкость), то довольно хорошо вминало ее, особенно ранние варианты, не имеющие сильной выпуклости спереди.
          - что пресловутый "куяк" - это плохо, непрочно и зияет кучей дырок. На самом деле, куяк - пластинчатый доспех XIV-XVI вв, аналогичный западноевропейской бригантине, происходящий от монгольской кожаной кирасы "хуяг", к этому времени получившей усиление из пластин, приклепанных с изнанки. Собственно, наличие пластин привело к ослаблению толстой кожаной основы, поскольку основную защитную функцию уже несла не кожа, а металл изнанки. Это, кстати, не означало, что между пластинками была прорва дырок - целых аутентичных куяков практически не известно. Судя же по монгольским и поздним русским образцам, куяк никогда не имел разрывов в бронировании, если он являлся единственным доспехом, как бригантина. Все известные по изображениям русские куяки, собранные из круглых пластин на тонкой основе, надевались исключительно на кольчугу, и были просто набором усиливающих бляшек, что давало доспех большей мощности, но более дешевый, чем колонтарь или бахтерец.

Аксессуары

     К ним я отношу усиливающие доспех детали. Многим памятны детали правил, говорящие о доспехах из усиленной кольчуги. Так вот, что касается зерцала.

     Зерцало - собирательное название целого класса пластин, усиливающих кольчугу и образующих так называемый зерцальный доспех. Как правило, зерцало слабее кирасы, хотя бы потому что несет другие функции.
     Зерцало требуется тогда, когда требуется не заменить кольчугу, а лишь слегка ее усилить. Усиления, как скажет любой практик, требуют те места, где гибкость кольчуги только вредна. Как правило, это ребра сбоку(которые легко сломать), солнечное сплетение (которое страдает даже при уцелевшей кольчуге), и иногда живот и плечи. Зерцало так и прикрывает эти слишком эластичные места, идя сплошным пластинчатым поясом от нижней части живота до груди, иногда дополнительно поднимаясь спереди и сзади. Самая щадящая версия зерцала, однако, защищает только солнечное сплетение, низ груди и верх живота, вися этакой тарелкой на ремнях. При всем при том, полной защиты от колющих ударов даже полное зерцало не дает, в основном от рубящих и тычковых. Оно достаточно открыто у подмышек и сверху, к тому же далеко не всегда пластины зерцала переходят друг в друга без зазоров. Так что, еще раз повторю - самое крутое зерцало обычно слабее кирасы поверх кольчуги, но гораздо маневреннее.

Рубрики:  интересное внукам
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку