"Пропащий". Роман Томаса Бернхарда.
"Дать отзвучать изнеможению.".
Т. Б.
На [В(украинская отрыжка)] одном блоге(
http://blog.imhonet.ru/author/bosikom/post/1311074/) предложили умилиться видами Зальцбурга, как-никак родине Моцарта, марципановые дома, экземпляры некоторых вызывают ассоциацию с Петрой - прилепились к скале - полные достоинства жители, Альпы - одним словом, Клио, виды и "прикиды" ... .
Что-то, кроме духа противоречия " что округ себя он видел, то презирал иль ненавидел", меня не оставляющем своим постоянным попечением, вызывало скепсис; и только смог
выдавить под сурдинку скрипя:
"Конфеты паллиатив Моцарту - браво, браво ...пьяно, пьяно...; дух коммерции - на смену музам !"
На фоне восторженных отзывов, чувствовал себя мизераблем, по
принятой некогда лексике - отщепенцем, проигнорировавшим комсомол. Моральная поддежка свалилась откуда не ждали(!) -
оценки в романе "Пропащий" города были испепеляющими - это не намёк на Содом и Гоморру - пошлость для художника эквивалентна смертному греху, "...они увидели, что Пассау - вообще один из самыхбезобразных городов, соревнующихся по этой части с Зальцбургом, город, доверху набитый беспомощностью, безобразием и отвратительной пошлостью, с извращённым высокомерием...", и неопосредованное отношение, "Сам город Зальцбург - сейчас, заново выкрашенный до последнего уголка, он стал ещё более омерзительным ...он уничтожает человека... . Жители в Зальцбурге всегда были отвратительны, как и местный климат,...:... всё стало ещё отвратительней.".
У кого были иные впечатления могут быть смущены,-но эти слова принадлежат музыкальным перфекционистам, обладающим тончайшей нервной структурой, определяемой в своих признаках "нормальными", как акцентуативные состояниия.
***
Как навязчиво доступен Зальцбург сегодня - "Вел ком - Данке шон", так закрыта музыка сфер, обделённому слухом, на семиотически загадочные, для непосвещенного, музыкальные ключи.
Уверен, что для большинства музыкальных лишенцев всё, что
связано с музыкальным миром вызывает пиетет вследствие
комплекса неполноценности.
Автор романа "Пропащий" делает попытку экскурса для "глухих" в мир большой музыки, писать на нотных линейках алфавитом -
попытка, надо сразу сказать, не провальная.
Донести неизбежную драму перфекционизма в исполнительском мастерстве, - "...это ли не цель?".
***
Трое амбициозных молодых людей, в их числе Гленн Гульд, приезжают совершенствовать своё исполнительское мастерство
в Моцертиум, высшее учебное заведение Зальцбурга к Горовицу [По словам американского музыкального критика А. Чейзинса,(речь о Горовице) «когда все кончилось, и рояль лежал на эстраде, словно убитый дракон, все в зале, как один человек, вскочили с мест, истерически визжа».].
(Некоторые обстоятельства, фамилии в романе подлинны), но подлинность, достоверность художественному произведению создаёт не фактология, а эмоциональный отклик читателя.
И автор идёт на рискованный, даже в медицинском смысле, эксперимент. Погружает читателя, в угнетённое состояние - "уйти от существования", чтобы мог "принять в сердце своём" фатальные финалы, и промежуточные,- как синдром "Бартлби"(отказ от творчества, "не оставлять следов")
или, наоборот, тут уже кафкианские сюжеты, слияние с роялем в конгломерат и полное отождествление с совершенным инстументом.
Приёмы суггестии, раппорт, до нейро - лингвистического кодирования, манипулятивная практика!(писатель, надо сказать, отличался эксцентричностью - и не только как художник - в избыточном количестве - просто классический инфант террибль).
Музыкальные принципы, мало чем отличающиеся от интроекции(внушение), использованы в композиции романа -
повторения, в музыке - вариации, интерпретации, фантазии, оранжировки, парафразы (термин наиболее точно объдинивший музыкальный ряд и лингвистику, раскрывающий нетрадиционный жанр романа) -фразы-мысли, её многосторонее смакование. В этом - количественном ряду - и удручающее использование присловья "я думаю", даже, после прямой речи цитируемого! да что слов! после каждого глагола! После "энного" -у каждого свой уровень психологичекой защищённости - употребления "я думаю", действительность начинает плыть, теряя ясные очертания, сознание помрачается - "Ведь мы каждый раз думаем, что мы вполне достоверны, а на самом деле не так, думаем, что мы обстоятельны, а на самом деле всё иначе" ["думал я"(и я, автор анализа, стал жертвой персеверации, ха-ха)],- туннель проникновения через границы индивидуальностей создан, читатель начинает обретать интуитивные, сверхличностные способности.
(Хотя строго говоря, писатель за рамки формальной логики
не выходит, всё что делает человек, контролируется мозгом и может атрибутироваться, как "я думаю", от физиологических процессов до эвристики).
***
Эволюционный механизм на принципе "флюса", эксцентриситета,
смещённого центра тяжести, асимметрии, обеспечивает поступательные изменения. Удовлетворить любопытство одной, большей, "тварей миллионов", из сторон разбалансированности мироздания, в особенностях существования другой элитной, значительно меньшей,- раскрыть статистической норме анигматику гениальности- задача поставленная писателем, - пройти узкую дорожку, вымощенную разного уровня одарённостью, от едва заметной, до сверкающей ослепительным огнём божественного креатизма.
Схема - жречество и паства - традиционная форма существования между посвящёнными и публикой. Между протогонистами романа и людьми толпы преграда ещё более непреодолимая - "финансовая пропасть самая глубокая - в неё
можно падать всю жизнь", - так вот между виртуозами исполнителями не только пропасть материального неравенства, но и стена из богатства не материальной сферы. Что кажется
удивительным- это желание преодолеть барьеры отчуждения проявляют сами жители Олимпа.
Как Гарун аль Рашид, один из избранников судьбы, пытается "ходить в народ", - что даёт им возможность длить своё существование без ценностей высшего порядка...? Не смотря на свою исключительность, вербальный мир музыканта чаще вполне традиционен для среднего обывателя, его потолок - философская миниатюра - афоризм, "я думаю"(ирония).
"И летит уже четвёрка первачей,
И судья не зафиксирует ничьей..." - где перфекционизм, там высокая степень соперничества, где "неудачник("пропащий") плачет";влекущая суицидальная аура - прочтение романа равносильно ритуальному, символическому самоубийству - затягивающая воронка смерти культовой фигуры(один виртуоз кончает самоубийством, другой анахоретствует вплоть до ранней смерти) - известный феномен, - когда твой кумир Харон - смерть заманчиво легка.
Что такое смерть по произволу - отказ от своего я - ценестезия; исполнительское искусство - как раз и отвечает этой формулировке - слияние с замыслом композитора до полного
растворения в нём; собственно контент феномена смерти - растворение в мире без остатка. И наличествует необходимый, сильный импульс,- " Между музыкой Баха и "Стейнвеем", и что однажды Бах и "Стейнвей" сотрут его в порошок,..." - показатель уровня страстей.
Осмысленное переживание от прочтения романа - умозрительное самоубийство - противоречивое влечение дефициентных - это прыжок с "тарзанкой" - предохранитель от реального, для большинства, "я думаю".
***
В нынешние времена характерно стало судить исторические личности нормами "текущей" морали,- поддержу модную тенденцию.
Сквозь магический кристалл сиквела, проглядывает традиционное "гений и злодейство", но не в пушкинской криминальной трактовке.
Экстериоризация(внутренняя структура личности, проявленная в поведении) из усвоенных Александром Сергеичем - видимо органически предрасположен - варварских традиций, оправдываемых романтизируемым атавизмом чести. Участие в дуэлях т. е. насильственных преступлениях, - рецидивный бретёр своё криминальное сознание выплеснул с известной мерой гениальности в свои произведения: " Лучше один раз напиться крови, чем всю жизнь питаться падалью" и, опять же, эти убийства "чести" рассыпаны по ключевым произведениям.
Мысль, что творец-музыкант, скорее обратит репрессалии на себя, как предмет недостойный, по гамбургскому счёту, естественно даже не приходила в голову классику,- "..."Гольдберг-вариации" и "Хорошо темперированный клавир", исполненные Гленом, виноваты в его(Пропащего) самоубийстве..." - гипотеза в романе Бернхарда. Гленн Гульд - попадаемая под дефиницию сверх-человека фигура, его консумация(реализация) таланта- лишена этических проблем, как проявления неуверенности. Не случайно его родина - северо-американский континент - источник миграции представителей животного и растительного мира, подавляющего аборигенные формы на других континентах..., "я думаю"(шутка).
Фортиссимо.
Инквизиция высшей инстанции.
"In nomine Patris et Filii et Spiritus sancti" - обладая Dominatio(подавляющей властью) над паствой меломанов, владея Spirituльными практиками - исполнение произведения композитора, чаще уже ушедшего в мир иной, не есть ли спиритический сеанс? - но не причащаясь святости, - не является ли такое искусство - искусом от лукавого, и, безоговорочно следуемое наказание - диагнозом девиантого поведения, "я думаю".