В колонках играет - Deep Purple, который я любил и до...
Памятуя об обязательстве, данном
StingerJuve, и токмо волею мя туда пославшей, начинаю рассказ о сегодняшнем походе на концерт Deep Purple, совершающем ныне очередное европейское турне. Итак, Москва, "Олимпийский", 27 октября.
Конечно, это не классический Deep Purple. Вместо гения Блэкмора соло нынче терзает Стив Морс. Самый молодой между прочим, из DP, при том, что ему уже 54. Здоровый, как тюрьма, бицепсы по метру, играет очень прилично, недаром слывет виртуозом. Но не Блэкмор. Не гений, в общем. Трудовой такой парень, не чуждый искусству. Пальцы быстрые, мозги музыкальные, все при нем. Психоза не хватает немного блэкморовского. Я так думаю. С другой стороны, Морса стоит уважать хотя бы за то, что такие мастодонты, как DP, признали его и держат в команде аж с 94-го года. Стало быть, Морс уже и есть DP. Но если бы был Блэкмор...
Куда больше меня огорчило отсутствие Йона Лорда. Знаете, псих Блэкмор никогда не дарил надежд относительно своей кадровой стабильности, Гиллан слишком мягок, а вот Лорд всю жизнь представлялся мне кем-то вроде отца-основателя, глыбы, корня DP. Все так, но парню, представьте, 67. Мне сложно вообразить, чтобы в мои 67, буде таковые наступят, меня тянуло в турне по 40 концертов за полтора месяца. Лорда, полагаю, все-таки тянет. А вот здоровье, паскудное, не пускает в путь. Дай Бог ему его побольше, Лорд был и останется для меня и для миллионов других людей одним из самых великих рок-музыкантов в истории, наряду, скажем, с Миком Боксом и Джеффом Линном.
О'кей, остальные были на месте. Иан Пейс, милейший 60-летний пухляк, молотил по своим драммам все также вкусно. Роджер Гловер, похожий в бандане одновременно на НикНика Дроздова и Жана Рено, басил все так же велико. 60-летний Дон Эйри, еще один виртуоз-заместитель, наследник Лорда, жутко молодой, надо полагать, порхал вприпрыжку пальцами-сосиcками по шести или семи клавишным панелям, в том числе и по Hammond'ам, воспетым и пригретым Лордом. Здорово порхал. Не по-лордовски, да, но за "Подмосковные вечера" и "Я иду, шагаю по Москве", вставленные фрагментиками в свой свой соло-отрезок, прощаю его.
Наконец, Ян Гиллан, 63-летний пижон, похудевший, очень благообразный, с мощными и глубокими бороздами на щеках, придающих ему недюжинный налет мачизма, с крепкими вставными зубами, коротко стриженный, седоватый, очень домашний, я бы сказал. Нет, даже так - соседский.
Они вышли. Они врубили с ходу Это. 55 минут опоздания сразу пошли прахом. Великим прощают все.
Они были уже не теми. Стариками, не гениально поющими гениальное спустя тридцать пять лет . Они не могли петь, как раньше. Но они делали все, чтобы петь как раньше. Ноль халтуры. Они выжимали из себя последние соки, давая понять: рады бы сделать больше, но не могут. Я смотрел на них и сознавал, что тоже пришел не слушать, не сверять их нынешние звуки с шелестом бабинного "Ростова"-102, если не ошибаюсь. Нет, я пришел ВСПОМИНАТЬ...
В мае 90-го я пришел на сольный концерт Гиллана в Москве. В голове отложилось мало: белые брюки в тонкую черную полоску, жилетка, чуть скрывающая живот, и кроссовки с сумасшедшими люминесцентыми кислотными шнурками. Сейчас - белая майка, джинсы, никакого животика. Но тогда это был мощный, полный сил, неистовый мужик. Теперь - пожилой спокойный человек . Жена, которая была со мной и тогда, и сейчас, сказала: "Как он изменился, надо же!". А я подумал, что в 90-м мне было 24...
Нет нужды перечислять все, что пел DP. Обязательная программа была выполнена. Нынешняя обязательная. Пропущу хиты 70-х, напомню вам Вот Это. 84-й год. "Совершенно чужие". Обожаю этот концерт.
Гиллан пел и выглядел так мирно, что невозможно было представить, за что Блэкмор поливал его минералкой прямо во время концертов. Потом вспомнил, за что: Блэкмор считал, что со временем Гиллан перестал вытягивать Child in Time. Вчера об этой вещи не могло быть и речи, Гиллан не набрал бы даже половину нужной высоты. Что ж его теперь, не слушать? С другой стороны, Блэкмор и Джо Линна Тернера прописывал в коллективе, (не помню, в DP или в Rainbow), закатывая его в отельные ковровые дорожки и вышвыривая на улицу. Он идиот, этот Блэкмор. Гениальный идиот, взятый в плен унылой Кэндис Найт. Ее, полагаю, он минералкой не поливает. В отеле под названием "Брак" с этим строго.
Зал DP порвали быстро. Седобородые старики не вслушивались в ноты, жили в себе, молодежь дергалась и орала под папины хиты с вековым запасом драйва. Перед тем, как ложно уйти "на бис", прозвучал Самый Главный Гвоздь.
А я все ждал Вот Эту Вещь. Не потому, что она у DP самая лучшая, а потому, что очень ее люблю. Не дождался. И уже, наверное, никогда не дождусь.
Приехал домой, выпил коньяку. Сел писать этот текст. И вдруг вспомнил, что были времена, когда я совершенно серьезно думал, страдая от бессонницы и неосуществимости моих надежд: вот если бы DP приехали в СССР, отдал бы все, что у меня есть, чтобы пойти на их концерт. Вообще все!
Но у меня ведь тогда и не было ничего, вот какая штука...