-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в DmPokrov

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 807


История "Алёши"

Суббота, 28 Апреля 2007 г. 20:53 + в цитатник

В свете монументальной истории в Эстонии в ЖЖ часто стал упоминаться болгарский памятник «Алёша». Многие, почему-то, уверены, что его снесли. Откуда проистекает такая уверенность, не понятно, но хотел бы уверить паникеров – «Алёша» стоит.
Алёша над Пловдивом
все картинки кликабельны!

Создание.
Инициатива создания этого монумента целиком исходила от болгарского народа, без всякой рекомендации «сверху», т.е. «Алёша» истинно народный памятник. Еще в 1948 году у жителей города Пловдив родилась идея соорудить на холме Буранджик (он же «Холм Освободителей») мемориал в честь советских воинов и 9 мая была сделана символическая кладка основания памятника. Так же был создан Общегородской инициативный комитет по строительству памятника советским солдатам, в состав которого входили общественные деятели, архитекторы, художники, писатели, преподаватели. Возглавлял его начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков. Комитет  организовывал различные мероприятия, связанные с популяризацией идеи, выбором места для памятника, сборы средств среди жителей Пловдива.
Алёша
В 1949 году был объявлен общеболгарский конкурс проектов будущего памятника, в котором приняли участие десять творческих коллективов состоявших из именитых болгарских скульпторов, художников и архитекторов. Так как уровень заявленных работ был высок, комиссия не смогла сразу принять решение о том, что же будет стоять над Пловдивом. После долгих споров выбрали два варианта: «Красный богатырь» и «Победа». Авторам обоих был дан год на доработку, и в 1950 году комиссия остановила свой выбор на «Красном богатыре», которого создал коллектив под руководством Васила Радославова.
Первым делом на месте будущего памятника был возведен макет в натуральную величину, который тут же выявил определенные недостатки – по задумке авторов монумент должен был состоять из трех элементов, но выяснилось, что на фоне неба они сливаются и композиция теряет свою красоту. В итоге было решено оставить только воина. Этот вариант и был утвержден в июне 1950 года.
Васил Родославов со своими соратниками-скульпторами Любомиром Далчевым, Тодором Босилковым и Александром Ковачевым приступили к работе над 11-ти метровым железобетонным памятником, который в итоге был водружен на 6-ти метровый постамент, облицованый Среднегорским сиенитом и гранитом с горы Витоша, а так же украшенный барельефами «Советская армия бьет врага» (автор Георгий Коцев) и «Народ встречает советских воинов» (автор Александр Занков). К монументу, стоящему посреди большой смотровой площадки ведет широкая лестница (авторы архитектурно-планировочного решения - Борис Марков, Николай Марангозов, Петр Цветков).
Постамент
7 ноября 1957 года памятник был торжественно открыт и сразу стал еще одним символом города Пловдив.

Имя.
Как такового прототипа у пловдивской скульптуры советскому воину нет. Таковым по традиции называют разведчика Алексея Ивановича Скурлатова, которому в марте этого года исполнилось 85 лет. Но в памятнике от него только имя, хотя в разных источниках публикуются рассказы о том, как его болгарский друг Методи Витанов передал фотографию Алексея (по другой версии – карандашный рисунок) скульптору Василу Родославову и тот создавал скульптуру основываясь на этом изображении. Кроме того, тот же Методи, якобы при закладке памятника вывел на одном из камней имя «Алёша» (есть версия, что Методи принимал участие в строительстве мемориала и с его легкой руки каменного солдата стали называть Алёшой).
Алексей Иванович Скурлатов
Алексей Иванович Скурлатов

Большую путаницу в эту историю привносят различные публикации на эту тему и «интервью» со Скурлатовым. То пишут, что памятник начали возводить еще тогда, когда А.Скурлатов находился в Пловдиве, хотя не понятно, что делал разведчик-связист в Болгарии с сентября 1944 года до июня 1950 года? То, оказывается, что автором названия памятника является болгарская любовница разведчика Илонка, которая уговорила своего «мужа-старика» Васила Родославова, что бы тот назвал свою работу «Алёша».
Говорят, что тождество Алексея Скурлатова с «Алёшой» в 1981 году установили уральские следопыты, которые откликнулись на письма болгарина Методи Витанова, которые были опубликованы в журнале «Огонек»…
Примечательно, что коренной пловдивчанин Николай Бузин писал в своей статье о памятнике: «Совершенно неожиданно для авторов памятника и для пловдивчан в общественном пространстве зазвучало имя «Алеша»! Именно такое, звонкое и в то же время нежное имя получил неизвестный русский парень в каменной гимнастерке, накинув плащ на могучие плечи и устремив добрый взгляд в синюю даль. Кто и когда стал его “крестным” - так и не удалось установить за все эти десятилетия…». Как видим, жители Пловдива вообще не в курсе ни о Методи Витанове, ни о Алексее Скурлатове. (Сравним с одной из российских публикаций о Скурлатове: «В общем, 17-метровая статуя оказалась похожа на Алексея Ивановича так сильно, что его болгарский друг Методи Витанов однажды написал на постаменте: «Альоша». Написано было мелом, а из души не стерлось — с тех пор каменного воина никто иначе не зовет. И эту историю в Болгарии знает каждый» газета «Известия») Темная история…

Символ.
Но как бы то ни было монумент «Алёша» стал символом города Пловдив. В 1966 году пыла написана песня «Алёша», которая была официальным гимном Пловдива практически 25 лет. Но, на волне антисоветских настроений песня перестала быть гимном, а в 1989 году пловдивский городской парламент решил снести ненавистный им памятник советскому войну. И вот тут болгарский народ показал, на чьей стороне правда – были организованы мероприятия в защиту памятника, были круглосуточные дежурства у «Алёши», подавались протест против реваншистского желания фашиствующих городских депутатов и, в конце концов, в 1996 году Верховный суд Болгарии постановил, что монумент является памятником Второй мировой войны и не может быть разрушен. Так победила правда.
Алёша

Песня.
Алёша (скачать mp3)
слова Константина Ваншенкина
музыка Эдуарда Колмановского

Белеет ли в поле пороша          
Иль гулкие ливни шумят,          
Стоит над горою Алеша,           
Болгарии русский солдат.         

И сердцу по-прежнему горько,     
Что после свинцовой пурги        
Из камня его гимнастерка,        
Из камня его сапоги.             

Немало под страшною ношей        
Легло безымянных парней.         
Но то, что вот этот - Алеша,     
Известно Болгарии всей.          

К долинам, покоем объятым,       
Ему не сойти с высоты.           
Цветов он не дарит девчатам -    
Они ему дарят цветы.             

Привычный, как солнце, как ветер. 
Как солнце и ветер.              
Привычный, как солнце и ветер,   
Как в небе вечернем звезда.      
Стоит он над городом этим.       
Над городом этим.                
Как будто над городом этим       
Вот так и стоял он всегда.       

Белеет ли в поле пороша          
Иль гулкие ливни шумят,          
Стоит над горою Алеша,           
Болгарии русский солдат

Рубрики:  История

Leonardo_Da_Vinchi   обратиться по имени Вторник, 01 Мая 2007 г. 10:44 (ссылка)
Красивый памятник. Обожаю памятники "смотрящие" с высоты гор (или других возвышеностей) на города или другие пейзажи.
Но самый красивый памятник (по-моему) это "Родина мать" в Волгограде.
Ответить С цитатой В цитатник
Рождённый_в_СССР   обратиться по имени Суббота, 14 Июля 2007 г. 13:32 (ссылка)
наша театральная труппа была этой весной в Българии. И в Пловидив заезжали... Очень красиво)
Ответить С цитатой В цитатник
DmPokrov   обратиться по имени Среда, 18 Июля 2007 г. 00:39 (ссылка)
Алёша ведь стоит?
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку