Сакральная женская сущность в славянской культуре дома |
|
ИСПОВЕДЬ... Иван Тургенев |
![]()
Нам тягостно негодованье,
И злоба дельная — смешна;
Но нам не тягостно молчанье:
Улыбка нам дозволена.
Мы равнодушны, как могилы;
Мы, как могилы, холодны...
И разрушительные силы —
И те напрасно нам даны.
Привыкли мы к томленью скуки.
Среди холодной полутьмы
Лучи живительной науки
Мерцают нехотя... но мы
Под ум чужой, чужое знанье —
Желанье честное Добра —
И под любовь — и под страданье
Подделываться мастера.
Радушьем, искренней приязнью
Мы так исполнены — бог мой!
Но с недоверчивой боязнью
Оглядывает нас чужой...
Он не пленится нашим жаром —
Его не тронет наша грусть...
То, что ему досталось даром,
Твердим мы бойко наизусть.
Как звери, мы друг другу чужды...
И что ж? какой-нибудь чудак
Затеет дело — глядь! без нужды
Уж проболтался, как дурак.
Проговорил красноречиво
Все тайны сердца своего...
И отдыхает горделиво,
Не сделав ровно ничего.
Мы не довольны нашей долей —
Но покоряемся... Судьба!!
И над разгульной, гордой волей
Хохочем хохотом раба.
Но и себя браним охотно —
Так!! не жалеем укоризн!!
И проживаем беззаботно
Всю незаслуженную жизнь.
Мы предались пустой заботе,
Самолюбивым суетам...
Но верить собственной работе
Неловко — невозможно нам.
Как ни бунтуйте против Рока —
Его закон ненарушим...
Не изменит народ Востока
Шатрам кочующим своим.
Иван Тургенев
![]()
|
Открытие Сварги – это третий призыв Весны - богини Живы |

День 25 марта в народном календаре был известен как день открытия Сварги. В одном случае Сварга – это ведический рай, в другом – звездное небо, именуемое еще Колесом Сварога. По народным поверьям, у этого колеса очень сложное устройство. Оно укреплено у Полярной звезды и держится на небесной оси. В течение года Колесо Сварога делает полный оборот. Но есть и другое, медленное вращение, о котором знают только мудрецы. Длится оно около 27 тысяч лет – это один космический год, период, за который ось Земли совершает оборот по конусу. Это вращение приводит к тому, что зодиакальные созвездия медленно движутся по нашему небу, и нынешняя Полярная звезда не всегда была полярной и не всегда будет такой. Период в 27 тысяч лет и соответствует суткам Сварога в славянской мифологии.
25 марта проводят обряд закличек Весны (богини Живы).
Второй, после новогодних, значительный цикл празднеств связан со встречей весны и первым этапом полевых работ: пахотой и севом.
Месяц март, являвшийся долгое время началом нового года и открывал собою целую серию разнообразных обрядов, начиная от выпечки из теста весенних жаворонков 9 марта и кончая праздником первых всходов яровых хлебов 2 мая.
С началом марта связана мартовская коляда. Главным мартовским праздником была масленица, праздновавшаяся в языческие времена, по всей вероятности, в дни весеннего равноденствия.
К 24 марта приурочен праздник "комоедицы" (аналогия греческим "комедиям" архаичного времени) -- праздник пробуждающегося медведя, зверя богини Лады.
К весенним праздникам в Древней Руси, как и в XIX в., вышивали специальные полотенца, на которых главным сюжетом было изображение встречи весны, отраженное в ритуальной песне-веснянке:
|
Русь лебединая... Марина Волкова |
Летят кликуны вереницами
В лучах заходящего солнышка,
И я за прекрасными птицами
Иду по родимой сторонушке;
У нас с лебедями единая
Душа - благодатная, смелая,
Встречай меня, Русь лебединая,
Крылатая, вольная, белая!
Тут светят мне звёзды приветные,
И месяц на небе – подковою.
Ложится тропа неприметная
Под ноги травою шелковою,
Идти по такой любо-дорого,
Немало путей неизведанных.
Да долго ли царствовать ворогу
На землях моих заповеданных?
Да долго ли темень постылая
Скрывать будет небо родимое?
Проснись, же ты, рать белокрылая,
Могучая, непобедимая!
Великое предков наследие
Не стёрто веками мятежными,
Очнётся, воскреснет Лебедия,
Крылами взмахнёт белоснежными!
Марина Волкова
|
Как баюкали малышей наши предки?... |
В наши дни мало кто знает и поет колыбельные песни своим крохам. Да и те, что звучат не содержат духовного начала, не включают в себя родовые знания. А ведь колыбельная песня это оберег детской души, звено в передаче традиционного мироощущения.
Удивительно поэтично описывается природа в народных колыбельных. Даже если зарисовка бесхитростна («солнце село, скрылось прочь, день угас, настала ночь»), то уточнение места, где это происходит – «во лазоревом краю» – создает лирический образ. А лазоревый край – это, между прочим, не что иное, как райское место, Ирий (Вырий).
Зачастую в сюжеты баюкающих песенок закладывались идеи защиты детской души, в них зашифровывался обережный смысл. Так, например, в следующих строчках, на первый взгляд, ведущей темой является ничем не нарушаемый покой и гармония мира:
Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.
Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.
Однако, обратившись к древней славянской традиции, можно отметить: при описании небесного мира звезды уподоблялись душам, а луна и месяц устойчиво соотносились с загробным миром. С другой стороны, в более поздние времена звезды рассматривались как окна в небесном тереме, из которых ангелы смотрят на землю: «Смотрит ангел, а сам каждое дело земное в книгу небесную записывает. А людям-то кажется, что это все звезды сверкают!».
|
Нас всех друг другу посылает Бог... |
- Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе - учитель. Конфуций
Нас всех друг другу посылает Бог.
На горе иль на радость неизвестно,
Пока не проживем цикличный срок,
Пока мы не ответим свой урок
И не сдадим экзамен жизни честно.
Мы все друг другу до смерти нужны,
Хоть не всегда полезность очевидна,
Не так уж наши должности важны,
И не всегда друг к другу мы нежны,
Бывает и досадно, и обидно.
Как знать: зачем друг с другом мы живём?
Что вместе держит нас, соединяет?
По жизни мы идём, и день за днём
Себя друг в друге лучше узнаём
И шляпу перед зеркалом снимаем.
Нас манит даль непройденных дорог,
А друг в дороге радость и подмога.
И не сочтем высокопарным слог:
Нас всех друг другу посылает Бог.
И, слава Богу, нас у Бога много.
Оля Никитина, 2008 Свидетельство о публикации №1803013459
|
Царевна Русь... Марина Волкова |
Душу в себе природу бунтовскую
И время вспять отправить не берусь,
Но до сих пор я о тебе тоскую,
Былинная, языческая Русь!
Ты в жизни, а не только в сказах древних
Осталась ли? – Не ведаешь сама,
Царевна Русь, где в весях и деревнях
Не хижины стояли – терема;
Где хлеб с любовью сеяли на воле,
Трудясь на благо Матушки-Земли;
Где витязи твои на бранном поле
В тяжёлый, смертный бой отважно шли,
Гордясь лихой - Перуновой породой,
За мзду не продававшейся врагам;
Где каждый жил в согласии с природой,
И не рабом, а внуком был Богам!
Родная Русь – огнём в небесной сини
И памятью о дедах и отцах,
Ты нас хранишь, как дева – Берегиня,
Ты в нас живёшь – и в мыслях, и в сердцах,
И сквозь века забвенья, сквозь невзгоды
Ты Света не лишилась своего,
Мы словно от святого Древа Рода,
Питаемся от корня твоего!
Марина Волкова
|
Притча: Почему солнечный свет приносит нам счастье? |
Почему солнечный свет приносит нам счастье? Потому, что он напоминает нам о нашем внутреннем свете.
Почему запах розы приносит нам радость? Потому, что он напоминает нам о нашей внутренней красоте.
Мирный пейзаж напоминает нам о нашем душевном спокойствии.
Безбрежные небеса повергают нас в трепет, потому что мы вспоминаем о собственной безбрежности.
Мы испытываем чувство безопасности, слыша слова мудрости, потому что они напоминают нам об истине, которую мы уже знаем.
Чистота и невинность открывают наши сердца, поскольку мы вспоминаем о собственных чистоте и невинности.
Почему мы плачем, когда сталкиваемся с благодеяниями? Потому что они напоминают нам о нашей любви ко всему сущему.
Музыка вызывает у нас восторг, потому что мы вспоминаем о своей собственной внутренней гармонии.
Мы самозабвенно ищем Бога, потому что он напоминает нам о нашем истинном «я».
Мы прекрасны. Зачем же мы ищем вне себя то, что есть внутри нас?
|
Идите ко мне, бандерлоги!... История знаменитых цитат |
В конце прошлого года московский ежемесячник «Большой город» включил слово «бандерлоги» в список слов, получивших новые значения в 2011 году: «БАНДЕРЛОГИ: несогласные; оппозиционно настроенные граждане. Бандерлоги шакалят у посольств, побираются на гранты и ведут бандерблоги». Новое значение у этого слова появилось, как все мы помним, 15 декабря 2011 г. На «прямой линии» по РТВ премьер-министр Путин сказал: «Есть, конечно, люди, которые имеют паспорт гражданина РФ, но действуют в интересах иностранного государства и на иностранные деньги. С ними тоже будем стараться наладить контакт. Часто это бесполезно и невозможно. Что можно сказать в этом случае? Можно сказать: „Идите ко мне, бандерлоги“». И добавил: «С детства люблю Киплинга». Далее требуются уточнения. В «Книге Джунглей» (1894), строго говоря, нет ни «бандерлогов», ни самой этой фразы. Обезьяний Народ называется здесь «Bandar-log» (на языке хинди «bandar» — обезьяна, «log» — «люди»). В первом русском переводе Е. Чистяковой-Вэр (1916 г.) слово «Бандар-Лог» употреблялось, как и у Киплинга, только в единственном числе. В переводе Нины Дарузес, по которому все мы знакомились с «Книгой джунглей», говорится о «Бандар-Логах». «Бандерлоги» появились лишь в 1968 году, в знаменитом мультфильме Романа Давыдова «Маугли», фильм 2-й: «Похищение». Киплинговские Бандар-Логи — племя серых обезьян, не ведающих Закона Джунглей. У них нет вожака. У них нет своего языка — одни только краденые слова, которые они перенимают у других. Память у них короткая, не дальше вчерашнего дня. Зато о себе они самого высокого мнения: «Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения, как ни один народ в джунглях! Мы все так говорим — значит, это правда». Главный их враг — питон Каа — в переводе Дарузес стал удавом. В главе «Охота Каа» он, гипнотизируя бандерлогов змеиной пляской и взглядом, говорит: «Подойдите на один шаг ближе ко мне!»; в мультфильме: «Бандерлоги, хорошо ли вам видно? (...) Подойдите на один шаг... Ближе... Ближе... Ближе...» Сразу после выхода в свет «Книги Джунглей» английские читатели увидели в бандерлогах сатиру на парламентариев-либералов, а некоторые американские критики — сатиру на американцев. У нас «бандерлоги» вошли в молодежный слэнг на исходе прошлого века.
|
Очень редко умеем мы слушать... |

Выйдя в мир от земного порога,
Добрых мыслей себя не лиши.
Не суди однозначно и строго,
И взглянуть свысока не спеши.
Разберись: может что-то не понял
Ты в чужой, очень сложной судьбе?
Или сбился – за правдой в погоне?
Иль гордыня взыграла в тебе?
Может, прежде чем вторгнуться в душу,
Ты в глаза позабыл посмотреть?
Очень редко умеем мы слушать,
Очень мало способны терпеть.
Не суди однозначно и строго –
Радость сердца храни своего.
Не суди: все мы ходим под Богом,
Все – любимые дети Его.
Алексий Зайцев

|
Притча: Вкус жизни... |
Однажды Учитель спросил меня:
- Чувствуешь ли ты вкус воздуха?
Я принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов.
- Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса?
Я по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении.
- А теперь,- Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил меня и зажал рот и нос.
Я понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил меня дрыгать конечностями и извиваться. Тогда Учитель отпустил меня и я вдохнул полной грудью Жизнь.
- Вкус жизни,- сказал я, чуть отдышавшись.
- Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда. Этот вкус есть также в воде, в еде и во многом другом.
Не ешь то, в чем нет главного вкуса.
Не говори с тем, кто душевно мертв.
Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить ее раньше времени, а можно и вовсе расплескать.

|
Видали ль вы рассвета час... Алексей Апухтин |
Видали ль вы рассвета час
За ночью темной и ненастной?
Давно уж буря пронеслась,
Давно уж смолкнул гул ужасный,
Но все кругом еще хранит
Тяжелый след грозы нестройной,
Все ждет чего-то и молчит!..
Все полно мысли беспокойной.
Но вот у тучи роковой
Вдруг прояснился угол белый;
Вот за далекою горой
С востока что-то заалело;
Вон там повыше брызнул свет.
Он вновь исчезнет ли за тучей
Иль станет славный и могучий
Среди небес?..
Ответа нет...
Но звук пастушеской свирели
Уж слышен в тишине полей,
И воздух кажется теплей,
И птички ранние запели.
Туманы, сдвинувшись сперва,
Несутся, ветром вдаль гонимы.
Теперь таков наш край родимый,
Теперь Россия такова.
Алексей Апухтин
|
Пока ты человек, будь человеком... К.Бальмонт |

Не верь тому, кто говорит тебе,
Что смерть есть смерть: она – начало жизни,
Того существованья неземного,
Перед которым наша жизнь темна,
Как миг тоски пред радостью беспечной,
Как черный грех пред детской чистотой.
Нам не дано познать всю прелесть смерти,
Мы можем лишь предчувствовать ее, —
Чтоб не было для наших душ соблазна
До времени покинуть мир земной
И, не пройдя обычных испытаний,
Уйти с своими слабыми очами
Туда, где б ослепил нас высший свет.
Пока ты человек, будь человеком
И на земле земное совершай,
Но сохрани в душе огонь нетленный
Божественной мистической тоски,
Желанье быть не тем, чем быть ты можешь.
Бестрепетно иди все выше – выше,
По лучезарным чистым ступеням,
Пока перед тобой не развернется
Воздушная немая бесконечность,
Где время прекращает свой полет.
Тогда познаешь ты, что есть свобода
В разумной подчиненности Творцу,
В смиренном почитании Природы, —
Что как по непочатому пути
Всегда вперед стремится наше Солнце,
Ведя с собой и Землю и Луну
К прекрасному созвездью Геркулеса,
Так, вечного исполнено стремленья,
С собой нас увлекает Божество
К неведомой, но благодатной цели.
Живи, молись – делами и словами,
И смерть встречай как лучшей жизни весть.
К.Бальмонт
|
Мысли вслух... Мы должны всегда помнить, что выглянет солнце... |
|
Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!...Н.Рубцов |
Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен!
Как прежде скакали на голос удачи капризный,
Я буду скакать по следам миновавших времен...
Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность,
И сам председатель плясал, выбиваясь из сил,
И требовал выпить за доблесть в труде и за честность,
И лучшую жницу, как знамя, в руках проносил!
И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме
На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке,
А мимо неслись в торопливом немолкнущем шуме
Весенние воды, и бревна неслись по реке...
Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает померкшая звездная люстра,
И лодка моя на речной догнивает мели.
И храм старины, удивительный, белоколонный,
Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, -
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..
О, сельские виды! О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!
Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы,
Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,
Что, все понимая, без грусти пойду до могилы...
Отчизна и воля - останься, мое божество!
Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!..
Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье
И тайные сны неподвижных больших деревень.
Никто меж полей не услышит глухое скаканье,
Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень.
И только, страдая, израненный бывший десантник
Расскажет в бреду удивленной старухе своей,
Что ночью промчался какой-то таинственный всадник,
Неведомый отрок, и скрылся в тумане полей...
Николай Рубцов
|
|
Расея-Царевна-Лебедь... |

|
А весна хороша, хороша!.. Николай Заболоцкий |
Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.
И свистит и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клены от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали.
И такой на полях кавардак,
И такая ручьев околесица,
Что попробуй, покинув чердак,
Сломя голову в рощу не броситься!
Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты — наш первый весенний певец
Из березовой консерватории.
Открывай представленье, свистун!
Запрокинься головкою розовой,
Разрывая сияние струн
В самом горле у рощи березовой.
Я и сам бы стараться горазд,
Да шепнула мне бабочка-странница:
«Кто бывает весною горласт,
Тот без голоса к лету останется».
А весна хороша, хороша!
Охватило всю душу сиренями.
Поднимай же скворешню, душа,
Над твоими садами весенними.
Поселись на высоком шесте,
Полыхая по небу восторгами,
Прилепись паутинкой к звезде
Вместе с птичьими скороговорками.
Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествуя.
Николай Заболоцкий
|
Смеркается, и в небе темно-синем... Анна Ахматова |
Смеркается, и в небе темно-синем,
Где так недавно храм Ерусалимский
Таинственным сиял великолепьем,
Лишь две звезды над путаницей веток,
И снег летит откуда-то не сверху,
А словно подымается с земли,
Ленивый, ласковый и осторожный.
Мне странною в тот день была прогулка.
Когда я вышла, ослепил меня
Прозрачный отблеск на вещах и лицах,
Как будто всюду лепестки лежали
Тех желто-розовых некрупных роз,
Название которых я забыла.
Безветренный, сухой, морозный воздух
Так каждый звук лелеял и хранил,
Что мнилось мне: молчанья не бывает.
И на мосту, сквозь ржавые перила
Просовывая руки в рукавичках,
Кормили дети пестрых жадных уток,
Что кувыркались в проруби чернильной.
И я подумала: не может быть,
Чтоб я когда-нибудь забыла это.
И если трудный путь мне предстоит,
Вот легкий груз, который мне под силу
С собою взять, чтоб в старости, в болезни,
Быть может, в нищете - припоминать
Закат неистовый, и полноту
Душевных сил, и прелесть милой жизни.
Анна Ахматова
|
Просить не грех… |

Нам что-то нужно?.. Просим, просим, просим
В надежде достучаться до Небес;
Проспав свою весну, проспим и осень,
Но, как всегда, от Бога ждём чудес…
Просить не грех… Но более достойно
Свечу поставить Богу просто так,
Перед иконой постоять спокойно –
Живой огонь в душе рассеет мрак…
А коль молиться – так за всех болящих,
За нищих, за бездомных и слепых,
Но более – за всех духовно спящих,
Неверием и самостью больных…
Просить не грех… Но более достойно,
Прогнав сознанье немощности прочь,
Своё плечо подставить добровольно
И нужным делом ближнему помочь!..
Ирина Богдановская
|
Притча: Единство... |

- Как добиться единения с Богом?
- Чем упорнее этого добиваешься, тем больше отдаляешься от Него.
- А как преодолеть это расстояние?
- Осознать, что никакого расстояния нет.
- Значит ли это, что Бог и я - одно?
- Не одно. Но и не два.
- Как такое возможно?
- Солнце и его свет, океан и волны, певец и песня - не одно. Но и не два.

|