-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dalgren

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Cine-Cinema Вышивка_в_кино

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.10.2008
Записей: 6377
Комментариев: 68025
Написано: 111998


ДР. Фёдор Михайлович Достоевский

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 12:47 + в цитатник
В школе у меня Фёдор Михайлович не пошёл совершенно, зато в университете накрыл "дневятым валом"! Читала всё взахлёб. До сих пор мурашки по телу...



Фёдор Михайлович родился 30 октября (11 ноября) 1821 в Москве в семье врача больницы для бедных. Их квартира находилась во флигиле больницы. Картины неустроенности, нищеты, болезней, преждевременных смертей определили первые впечатления будущего писателя.
Первоначальное образование Д. получил в частных московских пансионах. В 1838 г. он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое и закончил в 1843 г. со званием военного инженера, Д. был зачислен на службу в инженерный департамент, но через год вышел в отставку, убеждённый, что его призвание - литература.



Опубликованный в январе 1846 г. роман в письмах (форма архаическая, свойственная сентиментализму, но позволившая дать слово принципиально новым героям) "Бедные люди" сразу прославил Д., выдвинув на первое место в "натуральной школе" (группа русских писателей, сложившаяся в 1842-1846 гг. под влиянием произведений Гоголя.



Ставили острые современные вопросы крепостного права, жизни городской бедноты, женской эмансипации и т.д.). В.Г.Белинский говорил критику П.В.Анненкову, что это "первая попытка у нас социального романа...". Но Д. не был просто учеником Гоголя, понимаемого как социальный писатель. В заглавии романа важны оба слова: и "бедные", и "люди". У Д. "маленький человек" Макар Девушкин, спорит с Гоголем (при его жизни), не соглашается видеть себя в Акакии Акакиевиче, озабоченный проблемой своего человеческого достоинства. Однако он не получает должного воздаяния по заслугам даже от обязанной ему Вареньки Добросёловой, которая уезжает с состоятельным, но бездушным господином Быковым. Разочарования положительных героев и в дальнейшем характерны для Д.

"Петербургская поэма" "Двойник" (1846) придала мотиву двойничества глубоко драматический и философский смысл. В господине Голядкине сталкиваются гордость и приниженность. Личность галлюцинирующего персонажа раздваивается, успешно делающий, к его зависти, карьеру Голядкин второй становится кем-то вроде носа, сбежавшего от гоголевского "маиора" Ковалёва. Герои Д. нередко подменяют безрадостную действительность воображением, мечтой, несбывающейся надеждой; таков прежде всего "мечтатель" в повести ("сентиментальном романе") 1848 г. "Белые ночи". В неоконченном романе "Неточка Незванова" (1849) наряду с образом непризнанного талантливого художника (полусумасшедший отчим Неточки Ефимов), восходящим к романтической традиции, впервые появляется образ повзрослевшего обездоленного ребёнка, характерный для Д.

В 1849 г. Д. был арестован за участие в социалистическом кружке М.В.Петрашевского. По обвинению в публичном чтении письма Белинского к Гоголю и намерении распространять антиправительственные сочинения посредством домашней литографии писателя приговорили к смертной казни. Он пережил со своими товарищами инсценировку приготовлений к расстрелу и был отправлен на четырёхлетнюю каторгу в Омск с последующей солдатчиной. Вторично произведённый в офицеры в 1857 г. (Д. начинал служить как военный инженер),



В 1859 г. он выходит в отставку и с начала 1860 г. возвращается в петребургскую литературную жизнь. Тогда же (1859), после десятилетнего литературного небытия, печатаются две его повести: водевильный "Дядюшкин сон" и гораздо более глубокое "Село Степанчиково и его обитатели" с образом русского Тартюфа Фомы Фомича Опискина, неудачливого литератора-приживала, демагога, который тиранит весь дом, давший ему приют, - от добродушнейшего полковника Ростанева до лакея. Писатель открыл в униженном, угнетённом существе потребность угнетать. Опискин не просто лицемер, он искренне вдохновляется игрой в человека высокой души (эффектный отказ от денег, предлагаемых за то, чтобы он покинул имение), в нём сочетаются мучительство и страдание. Фома Фомич добивается своего, даже его молодые здравлмыслящие недоброжелатели, любви которых он расчётливо перестаёт препятствовать, склоняются перед моральным "величием" Опискина (условная, но псевдоидиллическая концовка).



Наиболее знаменитой при жизни писателя его книгой стали "Записки из мёртвого дома" (1860 - 1861). Ранее в литературе не было произведений о каторге. "Записки..." не мемуары, рассказчик в них выдуманный, хотя психологически близкий автору. Д. показал, что на каторгу часто попадают неординарные, наиболее талантливые люди из народа, не вписывающиеся в условия обыденной жизни. Они способны, в частности, создать свой каторжный театр. Но в образах Орлова, Петрова, Лучки раскрыт тип "своевольных" людей, презирающих того, кто надеется добраться до их совести. Они удовлетворяют свои минутные прихоти, живут как звери - настоящим моментом. Повествователь говорит, что Петров не может не зарезать человека, если ему понадобится четвертак (25 копеек) на водку, но в другое время пропустит тысячи рублей.

Совпадение же идеологии и практики принципиального отрицания морали (имморализма) представлено в образе князя Валковского ("Униженные и оскорблённые", 1861). Презирая героя-повествователя Ивана Петровича, князь цинично саморазоблачается перед ним в трактире. Саморазоблачения и самоанализ персонажей в публичном месте Д. и дальше будет не раз использовать (в распивочной или трактире разговаривают с Раскольниковым Мармеладов, затем Свидригайлов в "Преступлении и наказании"). В характере Наташи Ихменевой, которая уходит от отца, из семьи, разорённой Валковским, к его безвольному сыну Алёше и живёт с ним невенчанная, прибегая в разных обстоятельствах к помощи Ивана Петровича, безответно в неё влюблённого, но жертвующего своим чувством ради любимой, совершенно иначе, чем в сниженном, во многом условном образе Опискина соединены мучительство и страдание. Она высказывает ставшее теперь для Д. важнейшим убеждение: "Надо как-нибудь выстрадать наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками, страданием всё очищается". К мысли о необходимости для души искупительного страдания Д. пришёл ещё в Сибири. Финал романа - возвращение Наташи в родную семью. Примирению дочери с отцом способствует умирающая девочка Нелли, чья семья тоже стала жертвой Валковского. Они, "униженные и оскорблённые", не могут восстановить справедливость, победить аморальную силу, но могут поддержать друг друга. Прощение и любовь - основополагающие критерии для христианства, которое возобладало в мировоззрении Д. на каторге и после неё; процесс пересмотра убеждений завершился в первой половине 60-х гг. и привёл к созданию великих романов зрелого Д. (1866 - 1880), но их содержание далеко не исчерпывается выражением новых осознанных воззрений писателя, в частности его "почвенничества". (Органами "почвенничества" стали издававшиеся братьями Михаилом и Фёдором Д. журналы "Время" и "Эпоха". Идеологи направления - критики Ап. Григорьев и Н.Н.Страхов. Весьма активна была роль Д. Ставилась задача преодолеть произошедший при Петре I разрыв между народом и образованным обществом, опираясь на русскую самобытность, национальную почву, но без возвращения к допетровским началам жизни, которые были идеалом славянофилов.

Важнейшее, в известной мере переломное значение в творчестве Д. имела повесть "Записки из подполья" (1864). Герой-повествователь ассоциирует себя с мышью, живущей в подполье. Он предельно унижен, например, офицер, у которого он оказывается на пути, переставляет его на другое место, как вещь. Он бесконечно спорит как бы со всем миром и мирозданием: "Господи боже, да какое мне дело до законов природы и арифметики, когда мне почему-нибудь эти законы и дважды два четыре не нравятся?" Герой не верит в "добродетельное хотение", выдуманное "мудрецами", и считает: "Человеку надо - одного только самостоятельного хотения..." - вопреки всякой логике и морали. Отсюда дилемма: "Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить?"- решаемая в пользу своего чая. "Хотенье" иррационально, но подпольный герой признаёт, что человек своё сознание "любит и не поменяет ни на какие удовлетворения". Он то прославляет, то отвергает своё "подполье" и не разрешает ни одну проблему, как и сам Д. в 60-70-е гг., который ставит проблемы, в сущности, до конца неразрешимые.

Анна Григорьевна Сниткина



С этой повести начинается величайший романист-философ, высшие создания которого - пять больших романов: "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871-1872), несколько менее значительный "Подросток" (1875) и самый крупный и глубокий роман "Братья Карамазовы" (1879-1880), частично реализовавший грандиозный замысел начала 70-х гг. "Житие великого грешника", согласно которому герой до своего духовного возрождения должен был пройти через искус основных идеологических воздействий времени, прежде всего через атеизм и социализм (соответствующая этому замыслу фигура Алёши в романе, предполагавшем некое продолжение, ещё сюжетно пассивна).

Героем романа "Преступление и наказание" стал не просто человек, непосредственно участвующий в изображаемых событиях, но и идеологически оценивающий их. Идея зачастую становится непосредственным импульсом поступков, руководя действичми человека. Развенчание ложных идей составляет важную часть замысла романа.

В центре романа - фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми идеями, новыми общественными теориями. Идеи эти отражают современное состояние раздробленного общества, где воцарился культ активной личности, героя, который ради достижения своих целей может пренебречь всеми законами, в том числе и нравственными. Герой романа убеждён, что именно такие люди движут историю, обеспечивают исторический прогресс общества, прочие же - просто материал для исторического творчества одиночек. Таким образом, человечество оказывается разделённым на две неравные части, одна из которых "право имеет", а другая - "твари дрожащие". Эта идея родилась у Раскольникова в результате наблюдений за жизнью современного ему общества, в котором меньшинству богатых и сильных позволено всё, и изучения исторического развития человечества, где царил тот же закон. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типу относится он сам. С целью проверки этого он и решается на страшный эксперимент, намечая себе в жертву старуху, живущую ростовщичеством и приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели.

Д. показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых и занимает сам герой. Рисуя ужасающую картину человеческой скученности, грязи, духоты, Д. в то же время показывает одиночество человека в толпе, одиночество прежде всего духовное, его жизненную неприкаянность.

Всё действие романа построено как опровержение теории Раскольникова и история его духовного выздоровления. Прежде всего в противоречие с человеконенавистнической теорией вступает живая и гуманная натура самого Раскольникова. Д. показывает, как каждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почти инстинктивное желание прийти на помощь. Но сила идеи не менее велика, чем сила чувства, и она может точно так же порабощать душу человека, как и самая глубокая и губительная страсть. Действия Раскольникова, совершенные под властью идеи, приводят к неожиданным результатам, не предусмотренным теорией. Так, его жертвой оказывыается ни в чём не повинная Лизавета, а ведь она из числа тех самых людей, которые страдают от таких, как старуха-процентщица, и которых в своих расчётах освобождает от этой бесчеловечной власти Раскольников. Рушится и теория Раскольникова, построенная на сведении всего богатства и многообразия жизненных отношений к нескольким первопричинам, легко поддающимся объяснению и в силу этого позволяющим изменять весь сторй жизни согласно воле одного человека.

Убив старуху, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения с людьми, он как бы отрезал себя от всего человечества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя не может выдержать этого иссушающего душу отчуждения. Чувство отверженности, одиночества становится страшным наказанием для преступника.

Роман "Идиот" (1868) был задуман Д. как продолжение "Преступления и наказания", и в нём он намеревался дать образ "положительно прекрасного человека". Главный герой романа возвращается в Россию после долгого вынужденного отсутствия. Много лет он провёл за границей в клинике для душевнобольных, вне современной цивилизации, пытаясь излечиться от тяжёлого недуга. Но именно этот страдающий, болезненный человек оказывается духовно здоровым в петербургском обществе. Он отличается от всех других героев своей детской непосредственностью, простотой и отсутствием какого бы то ни было эгоистического чувства, а главное, он совершенно лишён ложного самолюбия, и это делает его душу свободной. Он не боится выглядеть смешным в глазах окружающих, его невозможно обидеть или оскорбить. Личность князя Мышкина действует на людей обновляюще. Он призван, по мнению автора, спасти этот мир, как спас его когда-то Иисус Христос. Но вопреки всему князь провоцирует катастрофу. Это проявляется в сюжетной линии, связанной с с историей любви князя к Настасье Филипповне и дружбой с богатым купцом Парфеном Рогожиным, страстно любящим ту же женщину.

Роман "Братья Карамазовы" (1879-1880) вобрал в себя основные мотивы произведений Д. Действие романа происходит в провинциальном городе Скотопригоньевске, в дворянской семье Карамазовых. Всеобщий разрыв связей характеризует атмосферу города, символизирующего современную Достоевскому Россию. В семействе Карамазовых семейные связи не просто ослаблены - члены семьи живут в атмосфере вражды и ненависти. Болезнь под названием "карамазовщина", заключающаяся в отрицании всех святынь, охватила всё российское общество. Главным носителем этой болезни в романе выступает Карамазов-старший. В мире, где все связи между людьми извращены и каждый стремится возвыситься над другими, где торжествует исступлённое самоутверждение, нет никаких моральных норм. В убийстве Карамазова-старшего виноват не только непосредственный убийца - Смердяков, незаконный сын Фёдора Павловича, но и старшие сыновья Дмитрий и Иван.

"Карамазовщина" стала, по мысли Д., русским вариантом всеевропейской болезни, охватившей современное общество. Причина её в том, что человечество, утратив нравственные ценности, освящённые религией, самообожествилось. Истоки этого всемирного духовного кризиса Д. видит во всеобщем безверии. Своеобразным нервным центром романа становится сочинённая Иваном легенда о Великом инквизиторе, в которой герой её, Великий инквизитор, противопоставляет духовной силе, которая якобы не может объеденить людей, силу материальную, основанную на торжестве земной власти кесаря. Однако всем эмоциональным строем повествования Д. развенчивает идеи Великого инквизитора, следовательно, автора легенды Ивана Карамазова. Идеям, отрицающим духовное начало в человеке, Д. противопоставляет идеи христианства как могучего жизнеутверждающего источника, отрицающего силы распада и разложения. В личности Христа видел Д. далёкий идеал, к которому стремится человечество, достижение которого возможно не в одиночку, а только общими усилиями, через братскую любовь всех людей друг к другу.

Современный словарь-справочник по литературе /Сост. и научн. ред. С.И.Кормилов.-М.: Олимп: ООО"Фирма "Издательство АСТ"", 1999.
Литература. Справочник абитуриента /В.Е.Красовский, А.В.Леденёв /Под общей редакцией В.Е.Красовского.- М.: Филол. об-во "СЛОВО", ООО "Фирам "Издательство АСТ", 1999.
Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др. - М.: Дрофа, 1999.



Рубрики:  литературное
ДР
Метки:  

Оксана_Лютова   обратиться по имени Пятница, 11 Ноября 2011 г. 14:28 (ссылка)
Хорошо, что Вы вспомнили о Достоевском. Некоторые его мысли сейчас очень современны...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 16:48ссылка
Фёдор Михайлович очень сейчас современен! И не забываю я, не забываю - каждый год по нескольку раз говорю о нём :)))
А что особенно любимое из его вещей?
Перейти к дневнику

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 19:42ссылка
Конечо же, "Братья Карамазовы".
Перейти к дневнику

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 20:04ссылка
:)))))
И который из братьев нравится больше всего?
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Ноября 2011 г. 22:53ссылка
Я никогда не задавалась этим вопросом. Дмитрий - он живой, импульсивный, Алексей - тихий, замкнутый, Иван - так, серединка - наполовинку... Наверное, мне все-таки ближе Дмитрий)))
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Ноября 2011 г. 23:40ссылка
Чпасибо большое! :)))) Ты очень хорошо сказала - Дмитрий - живой!:)))
Алексей - чистый.
Иван - мне всегда был интересен диалог Ивана с чёртом.
Kerimoff   обратиться по имени Пятница, 11 Ноября 2011 г. 19:50 (ссылка)
Гений.
Любимый из классиков наряду с Лермонтовым)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 20:05ссылка
А что тебе у него нравится?
-Ноэль-   обратиться по имени Пятница, 11 Ноября 2011 г. 20:45 (ссылка)
Помню в 15 лет, когда требовали по программе "Преступление и наказание" я и то с запоем читала. Так втянулась, что не оторваться было! А на "Дядюшкин сон" в театр ходила.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 21:32ссылка
А ещё что читала?
Перейти к дневнику

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 21:37ссылка
Dalgren, "Бесы", "Идиот" конечно же. Так же "Бедные люди", "Униженные и оскорбленные". Сейчас думаю начать его сборник повестей и рассказов. Вроде я уже когда-то говорила, что когда меня автор зацепит, то я читаю ВСЁ, иначе не успокоюсь)
Перейти к дневнику

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 21:40ссылка
Здоровао! Шикарный подход к проблеме! :)))
Комментарий удален
Перейти к дневнику

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 22:25ссылка
Спасибо. что пришла и высказала своё мнение! :)))
Tbor   обратиться по имени Пятница, 11 Ноября 2011 г. 22:27 (ссылка)
Достоевский,по моему мнению, не для подростков. В школе его заставляют"учить" и "разбирать",после этих процедур не всякий решится ещё что-нибудь прочитать. Его произведения сплошная философия
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 11 Ноября 2011 г. 23:52ссылка
Просто достаточно много народу далее школы и не будет читать Достоевского, поэтому школа и старается "впихнуть" хоть что-то.
И таки да, философия чистейшей воды!
Та_ещё_штучка_Я   обратиться по имени Суббота, 12 Ноября 2011 г. 07:10 (ссылка)
очень смутно содержание произведений
только имена героев запомнились и события..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Ноября 2011 г. 08:36ссылка
Может когда и вернёшься к Фёдору Михайловичу! :))))))
RavolD   обратиться по имени Суббота, 12 Ноября 2011 г. 07:54 (ссылка)
Очень люблю его творчество! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Ноября 2011 г. 08:36ссылка
А какие романы больше всего???
Tbor   обратиться по имени Суббота, 12 Ноября 2011 г. 10:10 (ссылка)
Исходное сообщение Dalgren
Просто достаточно много народу далее школы и не будет читать Достоевского, поэтому школа и старается "впихнуть" хоть что-то.
И таки да, философия чистейшей воды!

"Впихивание" и вредит. У нас была замечательна учительница литературы,Вера Стефановна.Кличка школьная - артистка :)). И уроки замечательные,а уж факультатив.... Познакомила со многими поэтами и писателями даже теми,кто был в запрете. В 8 классе была другая учительница (В.С. была в декрете,в старших классах опять была у нас),очень строгая,"впихивала". Никакого удовольствия от чтения программой литературы я не получала! И не в тему - во что превратили учителя?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Ноября 2011 г. 12:08ссылка
Мне всю жизнь не везло с литераторами, было скучно и непросторно для мысли. Сейчас гораздо интереснее - у всех может и должна быть своя точка зрения!
Бездыханная_легкость   обратиться по имени Суббота, 12 Ноября 2011 г. 13:11 (ссылка)
Любимым писателем назвать не могу, но...мастер и гений! Очень уважаю. Многое читала.
У нас, в Петербурге, даже экскурсия есть - "Петербург Достоевского".
Вот, смотри
http://www.alexandria-guide.ru/excursion/literature/dostoevsky_v_spb.html
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Ноября 2011 г. 13:29ссылка
:))))) Большое спасибо за ссыль! Покажу спиногрызам:))))
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Ноября 2011 г. 13:34ссылка
не за что. Наверное, если порыться как следует, можно более подробное описание найти. А это так, чтобы иметь представление общее )))
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Ноября 2011 г. 13:49ссылка
У меня на многое просто нет времени:((((((( И так программа кастрирована донельзя.
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Ноября 2011 г. 13:56ссылка
грустно :( хотя, с другой стороны, если кто-то заинтересуется - он всегда сможет найти материал и изучить все более подробно ))
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Ноября 2011 г. 14:40ссылка
А вот это точно! Сама так копала:))))
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку