Когда-то пережила нешуточный крышеснос, читала всё подряд и получала невероятное удовольствие! Особенно люблю "Каина" - на мой взгляд, очень интересная интерпретация библейского сказания.
Родился 22 января 1788 в старинной обедневшей аристократической семье, в десять лет унаследовал титул лорда, учился в престижной школе в Гарроу, затем в Кембриджском университете.
Свои жизненные устремления он связывал не только с занятиями литературой, но и с политикой. Б. был один из тех людей начала 19 в. , кто с особенной болью воспринимал общественную несправедливость, кто жаждал свободы и боролся с тиранией - боролся в английском парламенте, и в кругу итальянских карбонариев, и в своих поэмах и в стихах. При этом Б. не был ни сторонником масс, ни оптимистом. Напротив, с его именем и творчеством связывают настроение гордого индивидуализма и "мировой скорби". Однако его решимость бороться в одиночку, даже если нет надежды победить, не ослабевает с годами, а только крепнет. Последний год своей жизни поэт посвящает участию в освободительной войне в Греции против турецкого владычества. Здесь он и умирает от болотной лихорадки в разгар военной службы.
Начав с подражательной (в классицистическом вкусе) лирики и литературной сатиры, он вскоре находит оригинальную интонацию и "позу". Первый печатный сборник "Часы досуга"(1806).
"О, я не стар, но мир, бесспорно,
Был сотворён не для меня". (Б. в это время не и двадцати).
Для Б. был важен ответ на вопрос - как жить в мире падшем, не отвечающем высшим запросам и устремлениям духа? На этот вопрос дано несколько вариантов ответа, и каждый имеет лицо: лицо "байронического героя", всегда узнаваемого, но и не равного себе, внутренне подвижного.
Самый ранний его вариант встречается в поэме "Паломничество Чайльд Гарольда"(1812). Поэма состоит из четырёх песен. Герой, несомненно похожий на своего создателя и в ту пору ровестника: баловень фортуны, человек, которому всё дано, но который чувствует себя тем не менее обделённым, обманутым жизнью.
Но вдруг в расцвете жизненного мая
Заговорило пресыщенье в нём,
Болезнь ума и сердца роковая,
И показалось мерзким всё кругом:
Тюрьмою - родина, могилой - отчий дом...
Гарольд отправляется в "паломничество", но святынь в этом мире для него заведомо нет. Он скорее беглец, чем паломник: "Бегу от самого себя, ищу забвенья". Но и в этом смысле предприятие безнадёжно, ибо не может забыть себя тот, кто слеп и глух ко всему, кроме себя. Гарольд мучается мировой скорбью, однако причина скорби столько же в мире, сколько в самом мученике. Мир пуст, поскольку выеден кислотой эгоцентризма.
Первые две песни поэмы Б. принесли ему европейскую славу, его герой стал предметом бесконечных подражаний в литературе и в жизни. Молодой поэт сумел воплотить в образе умонастроение, витавшее в воздухе и разом многими опознанное как знак времени.
Наибольшее впечатление на современников из всего, созданного Б., произвели так называемые "восточные поэмы": "Гяур" (1813), "Корсар"(1814), "Лара"(1814) и др. Герой их - тоже изгнанник, скиталец, но не безвольный, ко всему безучастный печальник Гарольд, а натура активная, волевая, бунтующая. Он остро чувствует неправедность сущего уклада жизни, жалкость роли, которая отведена в нём человеку: он рождён для высшей цели, но прижат к земле прессом обстоятельств - обречённый ползать, может стать либо черём, либо змеёй.
Червя отбросит всякий, но навряд
Змеи коснётся, затаившей яд.
Осуществляя этот минимальный выбор, байроновский герой-разбойник изымает себя из общества и становится маленьким Наполеоном, тираном, деспотом, который в шайке приближённых видит орудие собственной воли.
В драме "Манфред"(1817) тема бунта переводится из социального измерения в философское. Наполеонизм, которым тешит себя восточный герой, отвергнут Манфредом, который наделён не только могучей слепой волей, но и мощным интеллектом. Он хочет стать всезнающим и потому всесильным, хочет стать богом, для чего нужно "всего лишь" победить в себе человеческую природу.
В мистерии "Каин"(1821) желание "возвыситься до неба" явлено в предельно обнажённом виде. Перед нами семейство Адама, изгнанное из рая, смиренно принявшее новую, тяжкую земную долю. Только один из отпрысков Адама, Каин, смириться не желает, как не желает в первой же сцене принять участие в общей молитве Богу: он не испытывает благодарности за существование, дарованное ему высшей волей. Тут является Люцифер - воплощение бунта, свободы, автономии индивидуального духа. Он искушает Каина тем именно, на что возлагал надежды Манфред: знанием. Воля к знанию, жажда истины приводит героя к моменту выбора, сформулированного как никогда жестко. Люцифер: "Любовь несовместима с знаньем. Выбирайте / Меж знаньем и любовью". Ада (жена Каина): "О Каин, избери любовь".
Любовь - единственно возможная альтернатива бунту. Она обещает воссоединение с миром и с людьми - увы, как мнится Каину, ценой отречения от высших устремлений духа. Поэтому на призыв Ады он отвечает: "Я не нуждаюсь в том, что унижает / Во мне мой дух". Каин близко подходит к тому, чтобы швырнуть негодную жизнь "обратно", в лицо Создателю. Но швыряет не свою, а чужую и с ужасом сознаёт трагическую ошибочность содеянного. "И это я, который ненавидел / Так страстно смерть, что даже мысль о смерти / Всю жизнь мне отравила - это я / Смерть в мир призвал..."
Значит права была Ада, уповавшая на воссоздании в любви утраченного рая? Сам Б. в письме 1821 г. заявляет: "Я бы почти жалел, если бы личные мои дела складывались благоприятно, в то время как судьба нации в опасности".
Самое большое произведение Б. в стихах - "Дон Жуан" (1818 - 1823). В поэме предстаёт не тоскующий Гарольд, не наполеонствующий разбойник и не титан-богоборец, а простодушный наивный мальчик, которому в начале поэмы 16 лет, и старше он как будто не становится, хотя годы идут, а волны житейского моря капризно играют его судьбой. У Мольера, Моцарта, Гофмана Жуан - ветреный сластолюбец, хитроумный и хладнокровный соблазнитель. У Байрона из традиционных признаков оставлены лишь влюбчивость и всепобеждающее обаяние. Его Жуан не соблазнитель (скорее, его соблазняют) и не ветреник (предметы любви дейтвительно меняются быстор, но ни разу - по его вине). Любовь уходит и вновь приходит, каждый раз в первозданной свежести и новизне, возвышая душу и соединяя ненадолго землю с небесами. Любовь - стихия непредсказуемо вольная: в ней блаженство переходит в боль, притворство в искренность, трагедия в комедию и наоборот.
Смех, который, переливаясь оттенками, плещется в "Дон Жуане", поэтом, можно сказать, выстрадан. Смеясь, он расставался с заветной для себя и романтизма в целом "двоемирной" структурой мира, противополагавшей вечный (высший) мир абсолютов и текучий (низший) мир реальности.
Жанр "Дон Жуана" неопределёнен: то ли эпос, то ли сатира, то ли романтическая поэма, то ли роман в стихах. Главный герой здесь, конечно, не Дон Жуан, а лирическое "я", представляющее в тексте автора: он свысока оглядывается на сброшенные театральные костюмы и маски, исповедуя свободу в новом, непривычном определении - свободу как сопричастность самодвижению мира.
Современный словарь-справочник по литературе / Сост. С.И.Кормилов. - М.:Олимп:ООО "Фирма "Издательство АСТ"", 1999.
Литература и искусство: Униврсальная энциклопедия школьника / Сост. А.А.Воротников. - Мн.:ТОО "Харвест", 1995.
Статья в Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D1...%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%BD
Могила Байрона