
"You can turn, if you want to. The lady is not for turning!"
(c) Margaret Thatcher
Я посмотрела фильм "Железная леди" (Великобритания, Франция, 2011). Теперь мне нужно собрать волю в кулак и написать о нем, стараясь смирить шумный плеск моих эмоций об оскоровскую и пр. статуэтки. Говорить об эпохе Тэтчер я могу часами, а писать километрами.
Этот фильм редкий случай, когда в кадре нет ни насилия, ни разврата и все же я могу охарактеризовать его одним словом - аморальный. Тем более аморальный, что снят не только качественно, но и талантливо, и актриса, играющая главную роль, играет её блестяще. Черт, но нельзя же так (!) о живом человеке. Фильм повествует о нынешней жизни Тэтчер, о её немощи, одиночестве, скорби, галлюцинациях... о воспоминаниях о ее карьере. Трагедия нынешнего положения великой женщины побежденной временем... до слез. Вызывает острую жалость, смешанную с тем неприятным чувством, которое испытываешь ненароком подглядев за кем-то, кто не давал тебе согласия на это. Жалость не то чувство, которое стоит нагнетать относительно человека-легенды, это недостойно. Эту женщину можно любить или ненавидеть, но невозможно ей не восхищаться. И здесь нет места жалости. И уж точно нет повода хавать попкорн и пить пиво, это не развлечение - это история.
Трагедий в политической жизни Тэтчер хватало. Если уж хотели снимать кино трагическое, о женщине, а не о политике, то режиссеру было где развернуться и без этого вуаеризма. Одна Фолклендская война чего стоит. Тэтчер приняла стратегическое решение начинать войну, а не погрязать в компромиссном миротворчестве и челночной дипломатии (предлагаемой США), а каково ей было, когда начали приходить сообщения о потерях... Она ведь не была кадровым военным и не привыкла убивать, по отзывам её окружения в те дни она плакала и пила, практически не спала, переживая очень лично все происходившее, и не будем забывать, какое колоссальное давление на нее оказывали. В фильме это заняло десять минут экранного времени. Или взрыв в отеле в Брайтоне, когда её спасло чудо. Взрыв накануне открытия конференции, которая открылась в срок, и на которой Тэтчер устроили восьмиминутную овацию. В фильме этот эпизод занял времени меньше, чем была та овация. А уж о том, что покушение состоялось за несколько дней до её дня рождения вообще не вспомнили, как и о том, как она плакала на этом дне рождения, со словами, что не должна была дожить до этого дня. Её отставка... практически греческая трагедия предательства и чести. Ведь тогда, в 1990 году она имела возможность поступить бесчестно, пригрозить своим оппонентам отзывом "снизу" и победить на внутрипартийных выборах, но она выбрала честь, а не карьеру, единство партии, а не личную власть. (Кстати, её преемник - Джон Мейджер, попав в сходную ситуация сделал именно этот ход "против правил", и сохранил свое место.) Даже лейбористы в открытую называли своих оппонентов психами, услышав прощальную речь Тэтчер в парламенте, даже они провожали её стоя. А британцы, не смотря ни на что, несли живые цветы на Даунинг стрит. Много лет спустя, ушедший из активной политики Портилло (который был преданным сторонником Тэтчер) снял о ней документальный фильм, в том числе и о её отставке, где в части интервью откровенно глумился над своими бывшими коллегами, которые осозновали свою вину и свое предательство, чувство острое и поныне, спустя более, чем двадцать лет, ибо победа была пировой.
Так неужели же все это достойно лишь флэш-бэков? Да еще и путаницы во временных отрезках - "война с профсоюзами" 1984 года дана в фильме вперед Фолклендской вйны 1982 года; я уж не упоминаю о мелких ошибках. Неужели все это только начинка для пирожка вуаеризма?
Для меня этот фильм стал тем большим разочарованием, что я ждала его пять лет, с момента первого анонса в 2007 году, в котором было заявлено, что фильм будет о Фолклендской войне. Вот не хотела я видеть всего этого... По сути, это прижизненный надгробный камень. Противно.
На сеанс пришла очень разная публика, с ведрами попкорна и разными напитками. Когда пошли титры, все встали, и вместо того, чтобы быстро разойтись продолжали стоять. Может это дань уважения... Но не такой ценой она должна достигаться. Не такой. Легендарная женщина, сломавшая о свою незгибаемую волю ход истории достойна большего, чем отставленный в сторону стакан с попкорном, чем стать развлечением для толпы.