-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53795


Антон Брукнер. Симфония № 1

Суббота, 16 Января 2016 г. 13:14 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

Это одно из самых моих любимых произведений на сегодняшний день.

Антон Брукнер. Симфония №1 до минор (Венская редакция 1890-1891 г.г.).
Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР.
Дирижер - Геннадий Рождественский
Запись 1984 года



"Внутренний слух Брукнера был слухом провидца, слухом пророка. Брукнер мыслил звуковыми категориями, свойственными ХХ столетию: его гармонии, его ритм, его чувство формы принадлежат более нашему веку, нежели ХIX. Не случайно при жизни композитора его симфонии почти не исполнялись.
Однако он был абсолютно уверен в будущем своей музыки и в правильности выбранного пути. За четыре года до смерти Брукнер поместил рукописные истории своих симфоний в Венскую придворную библиотеку, а на пакете написал: "Для будущего". Это будущее наступило только в 1927 году, когда международное Брукнеровское общество начало огромную работу по реставрации оригинальных партитур, напечатав первую из них в 1931 году. Именно в этих редакциях брукнеровские симфонии вошли в репертуар таких дирижеров, как В.Фуртвенглер, Б.Вальтер, К.Бём.
Первая симфония А.Брукнера сочинялась в 1865-1866 годах в городе Линце и потому получила предзаголовок "Линцская". Премьера симфонии была встречена довольно тепло по сравнению с другими брукнеровскими премьерами. Однако дальнейшая судьба этого произведения складывалась печально - никто не хотел его играть. Через 24 года после окончания Первой симфонии Брукнер вновь вернулся к ней, принявшись за радикальный пересмотр партитуры. Он любил это сочинение, понимал, насколько оно необычно во всех отношениях, насколько оно трудно для исполения, и назвал эту симфонию "мой маленький оборотень".
Разница между "Линцской" редакцией и новой "Венской" оказалась громадной. В "Венской" редакции много новой музыки, пересмотрены пропорции, пересмотрена и оркестровка. Эта редакция представляет собой диковинный сплав молодых идей с мудрым мастерством".

Геннадий Рождественский.

1. Allegro - 00:07
2. Adagio - 13:00
3. Scherco. Schnell lebhaft - 26:02
4. Final. Bewegt feurig - 34:36

Симфонии Брукнера — гигантские эпопеи, словно высеченные из монолитной глыбы. Однако монолитность не исключает контрастности. Скорее даже наоборот: крайности настроений обострены до предела, но каждое из них пространно экспонировано, последовательно и динамично, словно изнутри взрывается вспышками озарений, драматическими столкновениями, широко развернутыми лирическими сценами.

 Строй музыки Брукнера — возвышенный, патетический. Он избегал изображения повседневного, обыденного. Подобное стремление вообще свойственно художникам эпического плана (в отличие, скажем, от Брамса, симфонии которого можно назвать лирическими драмами); отсюда «раскидистость» изложения, ораторская многоречивость, контраст в сопоставлении больших разделов формы у Брукнера.

Рапсодичность высказывания, в конечном итоге идущую от стиля органных импровизаций, Брукнер пытается сдержать строгой приверженностью к симметричным построениям (структуры простой или двойной трехчастности, формы, основанные на принципах обрамления и пр.). Но внутри этих разделов музыка развивается свободно, импульсивно, на «большом дыхании». Примером могут служить симфонические Adagio — замечательные образцы мужественной лирики Брукнера.

Тематизм — сильная сторона брукнеровской музыки. В отличие от Брамса, для которого краткий мотив служил источником дальнейшего развития, Брукнер является мастером-ваятелем длительно развивающихся тематических образований. Они обрастают дополнительными, контрапунктирующими мотивами и, не теряя образной цельности, заполняют крупные разделы формы.

Мелодическое начало ярко выявлено в брукнеровской музыке. Но интонационно-ритмический рисунок сложен, основная мелодия обрастает контрапунктами, которые помогают созданию непрерывной текучести движения. Вообще мелодия и гармония развиваются в тесном взаимодействии. Поэтому, применяя смелые модуляции, тональные отклонения в далекие строи, Брукнер в то же время не питает пристрастия к сложным диссонирующим сочетаниям и любит подолгу «вслушиваться» в звучание простых трезвучий. Однако музыкальная ткань его произведений бывает нередко громоздкой, сильно перегруженной; это вызывается обилием контрапунктических наслоений — недаром он славился как знаток «строгого письма», законы которого с таким прилежанием изучал под руководством Зехтера!

Большим своеобразием отмечен оркестровый стиль Брукнера. Самобытность его заключалась в том, что с юношеских лет и до последних дней Брукнер оставался верен своему любимому инструменту — органу. За органом он импровизировал, и в духе свободных импровизаций родились его симфонические фрески. Точно так же оркестр представлялся ему в виде монументального идеального органа. Именно органная звучность с ее несмешивающимися регистровыми тембрами определила склонность Брукнера к раздельному использованию основных групп оркестра, к мощному, но ясному по колориту tutti, к привлечению медных духовых инструментов в гимническом проведении мелодии, к трактовке, как сольных голосов, деревянных духовых и т. п. И струнную группу Брукнер подчас приближал к звучанию соответствующих органных регистров. Так, он охотно применял тремоло, мелодическое пиццикато в басах и т. д.

Но отталкиваясь от органа, от особых приемов его регистровки, Брукнер все же мыслил оркестрово. Вероятно, поэтому он и не оставил сколько-нибудь значительных пьес для своего любимого инструмента, ибо для воплощения обуревавших его эпических замыслов требовался некий идеальный орган, каким и является многозвучный, мощный по динамике, разнообразный по краскам оркестр. Именно ему Брукнер посвятил свои лучшие творения.

Антон Брукнер

Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 11 пользователям

Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 16 Января 2016 г. 13:51 (ссылка)
Спасибо большое.
Ответить С цитатой В цитатник
Radeia   обратиться по имени Суббота, 16 Января 2016 г. 14:30 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Спасибо Наточка за твой труд!!!!! Суббота, 16 Января 2016 г. 19:17 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
natali_100   обратиться по имени Суббота, 16 Января 2016 г. 22:44 (ссылка)
Спасибо! Мне тоже очень нравится Брукнер!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2016 г. 15:49 (ссылка)

Ответ на комментарий natali_100

natali_100, большое спасибо за отзыв, Натали! У Брукнера минимум личного и повседневно-обыденного, это что-то такое вселенское ) Именно это, видимо, мне сейчас и нужно.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2016 г. 15:53 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, большое спасибо, Наденька!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2016 г. 15:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Radeia

Radeia, большое спасибо за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2016 г. 15:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, благодарю за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
natali_100   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2016 г. 19:06 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Да, музыка сама выбирется к данному моменту) Брукнера я слушала много несколько лет назад, бывали периоды "брамсовские", "рахманиновские" и т.д. В последнее время много слушала Малера. Иногда хочется слышать один из инструментов) Мне это доступно и необременительно - могу выбирать и авторов, и исполнителей.
А в этой симфонии Брукнера мне слышалась чудесная мелодия, призывающая подниматься (даже над суетой) и вслед за ней - такая нежность, что патетические моменты слышатся очень гармоничными.
Всего Вам хорошего, Наташенька!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 17 Января 2016 г. 22:25 (ссылка)

Ответ на комментарий natali_100

natali_100, да, в этой музыке есть и нежность и доброта, что ли... И патетические моменты мне здесь очень симпатичны ) Они слушаются как-то образно уместно. И вот это сравнение: "словно высеченные из монолитной глыбы" - пусть будет эта глыба - как своего рода защита, укрытие, чтобы набраться сил - порой чувствуешь себя такой слабой и беззащитной ) Время героизма для меня прошло, во всяком случае пока.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку