«Музыка – единый крик о тебе» - Роберт Шуман. Соната фа-диез минор |
Не скажу, что Шуман один из самых любимых моих композиторов, но эта соната - просто откровение в музыке, не может оставить равнодушной...
О своей Первой сонате фа-диез минор, соч. 11 (1834-1835) Шуман писал Густаву Адольфу Кеферштейну: "Присмотритесь к ней с любовью, и она вам ответит. На ней много следов пролитой когда-то крови". Соната написана в период острых душевных переживаний, связанных с любовью композитора к Кларе Вик и посвящена ей "Флорестаном и Эвсебием" (вымышленные персонажи, alter ego Шумана, члены основанного им "Давидсбунда" - братства людей искусства, в которое входили также великие деятели искусства прошлого и настоящего).
«Музыка – единый крик о тебе», – пишет Шуман Кларе Вик о сонате фа диез минор. Соната зародилась в трагические месяцы, когда Шуман, просивший разрешения жениться на Кларе, получил от Вика резкий отказ. О связанных с этим отказом переживаниях говорит и звучащая признанием вариационная часть сонаты, написанная на тему клариного Андантино. Так что не приходится долго искать причины чувства отреченности, излучаемого первой и заключительной частями этой сонаты.
Пафос сонаты определен её интродукцией, в которой музыка как бы разрывается между болью, криком (декламационная мелодия) и волей (воплощенной в мерных фигурациях аккомпанемента). Форма первой части складывается из взаимодействия сонатных и рондообразных принципов (причём повторяются несколько тем): подобная полирефренность характерна для фортепианных циклов Шумана. Главная тема, определяющая звуковой, ритмический и фактурный облик первой части, заимствована из пьесы Клары Вик в ритме испанского танца фанданго ("Балет привидений. Фантастическая сцена", соч. 5). От первоначальной танцевальности не остаётся и следа: стремительно вырастающая из фортепианных фигураций и в них же возвращающаяся, тема воплощает растущую душевную тревогу. Лишь ласковая, нарочито-колыбельная побочная тема является кратким островком спокойствия смятенной души.
Роберт Шуман
Соната No. 1 фа диез минор, соч. 11
1. Un poco adagio. Allegro vivace
2. Aria
3. Scherzo ed intermezzo
4. Finale. Allegro un poco maestoso
Исполняет Евгений Кисин
Вторая часть, Ария, - инструментальный вариант юношеской песни Шумана "К Анне" (1828). Вокальное происхождение мелодии очевидно: теме "сопрано" отвечает "теноровая", а затем они сливаются в дуэте. Небольшая медленная часть - царство гармонии и любви.
Третья часть - большое скерцо, напоминающее о сонатах Бетховена, однако типично шумановское по колориту: основная тема - мелодическая линия, прочерченная из кратких мотивов с характерным для композитора "скачущим" пунктирным ритмом. Кантиленная тема трио, с одной стороны, контрастирует основному разделу скерцо; с другой - напоминает о ритме главной темы сонаты.
"В широко и свободно построенном финале воображение композитора как будто захлёбывается от переполняющих его всё новых и новых образов, - пишет Даниэль Житомирский. Сопоставление локальных "фортепианных циклов" и их вариационное разрастание образует форму финала, своеобразно сочетающую принципы рондо, сонатности и вариационности.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Ответ на комментарий черемшина_2
Ответ на комментарий Томаовсянка
Ответ на комментарий natali_100
Ответ на комментарий HelenaMS
Ответ на комментарий Татьяна_Бойко-Назарова
Ответ на комментарий kolobok_serj
Ответ на комментарий Лариса_Воронина
Ответ на комментарий мария_карчина
Ответ на комментарий олушта
Ответ на комментарий Nataiv
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |